Что такое формулировка тезиса. Попробуем составить план сочинения рассуждения. Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве) - Документ. Формулирование основного тезиса речи

Что значит «запомнить в долговременную память »?

Это во-первых — запомнить, а во-вторых — повторить! Вот от этого и будем плясать 🙂

Данная статья носит обзорный характер и показывает основные способы запоминания и повторения, которые существуют. Каждому из этих способов будет уделена отдельная статья.

Запоминание и повторение

В своих тренингах и семинарах я регулярно повторяю, что процесс запоминания и повторения — разные. Чаще всего информацию пытаются запомнить зазубрив, а повторить — еще раз считывая, просматривая, прослушивая ее.

Это самый доступный и неэффективный способ.

В этой статье хочу осветить основные стратегии запоминания в долговременную память и их эффективность.

Если НЕ использовать техники запоминания, то достаточно сложно как-то разграничить процессы запоминания и повторения.

Например, я помню, как в школьные годы учил различные стихи, определения по физике, химии — это выглядело примерно так:

  1. берешь учебник, читаешь определение, стараешься понять о чем, вообще, написано.
  2. пытаешься повторить первую фразу определения, проговаривая ее много раз про себя (иногда, вслух) Повторяешь до тех пор, пока не кажется, что запомнил.
  3. далее переходишь к следующей фразе и так же вслух ее много раз повторяешь. Далее пытаешься повторить много раз обе фразы вместе. Шаги 3-4 повторяются до тех пор, пока не зазубривается все определение
  4. на следующий день пытаешься вспомнить. Как правило, какой-то кусочек определения забылся. Тогда — открываешь учебник, читаешь определение несколько раз, параллельно проговаривая про себя всё определение. Иногда даже создается ощущение — «Всё! Теперь точно запомнил!». Но после обнаруживается (обычно в самый ответственный момент), что тот кусочек все-таки не повторился должным образом.

Примерно так выглядели процессы запоминания и повторения, которые я обозначил зубрежкой и считыванием соответственно.

У большинства людей это происходит абсолютно так же.

По-другому же нас не учили запоминать?

Когда вы запоминаете информацию осознанно, кодируя её в визуальные образы, то здесь есть четкое отличие процессов повторения от запоминания.

Давайте я дам определения этих процессов:

  • Зубрежка многократное повторение информации
  • Считывание — процесс восприятия информации с текстового, аудио, видео носителя.
  • Запоминание — создание связей между элементами воспринимаемой информации
  • Вспоминание — процесс активизации из памяти связей, созданных ранее (БЕЗ подглядывания в источник информации: книгу, видео, аудиозапись)
  • — то же, что и вспоминание, но выполняется в определенные промежутки времени.


Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку :

Таблица эффективности запоминания

Теперь, когда вы понимаете, чем отличаются выше описанные процессы, я представляю вам свою таблицу эффективности запоминания информации в долговременную память.

Она состоит из совокупности способ запоминания и повторения информации.

Сочетание способов расположено в порядке увеличения эффективности запоминания в долговременную память.

Все эти этапы проверены на собственном опыте, а так же студентами моих курсов.

  1. Зубрежка + считывание
  2. Зубрежка + вспоминание
  3. Зубрежка + интервальное повторение
  4. Мнемотехники + считывание
  5. Мнемотехники + вспоминание
  6. Мнемотехники + интервальное повторение

Таблица эффективности способов запоминания в долговременную память

Красным — запоминание
Синим — повторение
Цифры по возрастанию — эффективность совокупности приемов

Прокомментирую, почему именно такая таблица и почему лидер в ней — совокупность «мнемотехника»+»интервальное повторение».

Считывание информации дает вам практически нулевую полезность в плане запоминания. Если вы хотите повторить и запомнить надолго, то повторяйте только по памяти (процесс «вспоминание»)! Отвернитесь от листочка, компьютера, книги и попытайтесь самостоятельно извлечь данные, которые вы пытаетесь запомнить.

Если же вам это не удается сделать целиком, то подглядите в источник информации. Но! После обязательно повторите по памяти, не опираясь на источник.

Когда вы вспоминаете информацию, а не считываете, в мозгу активизируются связи, созданные при запоминании. Чем чаще они активизируются, тем прочнее они становятся и информация запоминается лучше. При простом считывании связи активизируются по минимуму.

Вспоминание в разы эффективнее и по сути единственное правильное повторение. Интервальное повторение (о нем поговорим позже) просто экономит вам еще больше времени при запоминании в долговременную память, но основа все та же — повторение по памяти.

С повторением разобрались. Теперь про запоминание.

Вообще, про запоминание у меня есть целый сайт — вот этот)) На котором вы сейчас находитесь. И весь это сайт посвящен тому, как эффективно запоминать. Совокупность приемов и техник эффективного запоминания называется «мнемотехника». Преимущественно это техники запоминания на основе представления информации в виде ярких визуальных образов и создания связи между ними.

Мнемотехника и программа ANKI

Что касается интервального повторения, то о нем будет отдельная подробная статья, вкратце опишу, почему это лучше.

Представьте, вы запомнили таблицу Менделеева. Чтобы вспомнить через 1 год вам нужно ее периодически повторять. Но когда именно? Первое, что приходит в голову — например, 1 раз в неделю. Это 52 раза в год.

Рабочая схема? Рабочая.

Но нюанс в том, что на практике вам не обязательно повторять ее так часто. Через несколько повторений, например 12-15 вы поймете, что знаете ее уже назубок.

Вопрос «Зачем тогда вам продолжать её так часто повторять? »

Этот вопрос, как раз и закрывает «интервальное повторение» . Оно позволяет вам повторять нужную информацию только в те промежутки времени, когда она может забыться и с таким минимальным количеством повторений, чтобы через 1-3-5 лет информация осталась у вас в памяти.

На данный момент лучшая программа, которая позволяет повторять вам информацию по принципу интервального повторения — ANKI. В нее в виде карточек вы загружаете интересующие вас данные и периодически (программа сама выдает информацию в нужное время) повторяете.

Мнемотехника в сочетании с интервальным повторением (программа ANKI) — это убойная вещь!

Конечно, «убойная» в плане эффективного обучения 🙂

Сами по себе они являются лучшими среди аналогичных приемов (мнемотехника лучше зубрежки, а интервальное повторение лучше ежедневного беспорядочного вспоминания)

Мнемотехника лучшее в запоминании!
ANKI (интервальное повторение) лучшее в повторении!

Поэтому связка «мнемотехники + интервальное повторение» дает наибольшую эффективность при запоминании в долговременную память.

Если у вас есть альтернативы, как сделать процесс запоминания на длинных временных дистанциях еще эффективнее или у вас остались вопросы, то пишите в комментарии.

Особое внимание следует обратить на процедуру формулирования тезиса. В том случае, когда мы анализируем готовый текст, последовательность операций при вычленении тезиса выглядит так: 1) внимательное чтение текста и выделение основных смысловых частей; 2) формулирование основной мысли в каждой части; 3) формулирование основной мысли всего текста, объединяющей все смысловые части в целое высказывание, и задачи речи. При этом важно не исказить смысл речи оратора, стремиться передать именно его взгляды и убеждения, поэтому по возможности необходимо использовать слова самого автора. С другой стороны, формулировка тезиса не должна оказаться чересчур громоздкой, ведь предполагается, что тезис - это та мысль, которую выступающий постоянно держит в голове, чтобы сохранить цельность высказывания.В том случае, когда мы сами работаем над созданием речи, последовательность действий окажется обратной: 1) Определение цели речи: убеждающая речь. 2) Определение задачи речи (в чем оратор хочет убедить аудиторию?): убедить аудиторию в том, что правительство сознательно разваливает экономику. 3) Определение тезиса речи (и почему мы считаем, что это делается сознательно?): правительство намеренно вносит противоречия в законодательство, чтобы затруднить самостоятельную деятельность предприятий и проводит антирыночную финансовую политику. 4) Деление тезиса на смысловые части.При создании высказывания вовсе не требуется, чтобы тезис был четко сформулирован в одном месте и предъявлен аудитории целиком, в готовом виде. Разумеется, тезис у оратора обязательно должен быть, но он обычно растворяется в речи.Тезис - это законченное по смыслу суждение, полное предложение с субъектом и предикатом. При создании тезиса речи (несмотря на то, что это делается только для себя, и он никому не будет предъявлен в таком виде) необходимо следить за четкостью и грамотностью оформления формулировки: в нем не должно быть двусмысленности, многозначности компонентов, омонимии, мысль необходимо выразить четко и непротиворечиво и т. д. Эта процедура (равно как и четкое формулирование темы и задачи речи) поможет оратору точно определить для себя стратегию будущей речи, убережет от распространенной ошибки уклонения от тезиса.

18.Формы уклонения от тезиса.

Важно помнить о том, что тезис в речи всегда один, то есть в каждой речи должна быть только одна главная мысль.Каковы же конкретные формы уклонения от тезиса в ораторской практике?

    Потеря тезиса. Тема оказалась слишком сложной, и оратор не может ее раскрыть, но поскольку он должен говорить, то освещает более знакомый или простой вопрос. Сюда же относятся случаи, когда выступающий неправильно понял тему и говорит не о том, что в ней предполагалось рассматривать. Эти случаи трудно разграничить, поскольку слушатели не могут определенно оценить, намеренно или случайно оратор уклоняется от тезиса.

    "Лоскутное одеяло". В одном выступлении говорящий затрагивает и пытается решить несколько мало связанных между собой вопросов. При этом каждая проблема более или менее четко формулируется, но не аргументируется.

    "Утопленный тезис". У оратора есть единая основная мысль, но он не может донести ее до аудитории. Тезис либо совсем теряется в неумелых рассуждениях, либо воспринимается как два разных тезиса.

Методика обучения написанию сочинения-рассуждения

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера – сочинение – рассуждение на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, объединенных основной мыслью, которую нужно раскрыть в сочинении. Как успешно выполнить это задание?

Попробуем составить план сочинения – рассуждения.

    Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве).

    Основная часть. Доказательство (собственная аргументированная оценка проблемы):1, 2, 3.

    Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса).

Вступление.

С чего можно начать сочинение? Предметом обсуждения в сочинении-рассуждении по двум текстам является проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Учащийся должен её выявить и показать в сочинении, как она связана с основной мыслью текстов. Следовательно, во введении необходимо назвать проблему, сформулировав её в форме тезиса.

Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы и приведем примеры.

Проблема может быть сформулирована:

    в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве: В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе . Или: Проблема воспитания является актуальной в наше время . Или: Уважительное отношение к людям – проблема, без сомнения, актуальная в наши дни;

    в форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме: Д. Лихачев и Т. Тэсс поднимают в своих произведениях актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе;

    с использованием стилистических фигур:

Именительного темы: Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?;

Градации: Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?;

Парного соединения однородных членов: Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни .;

Антитезы: Добро и зло, любовь и ненависть, альтруизм и эгоизм – нравственные категории, которые характеризуют человека;

Умолчания: Два текста… Такие разные и такие похожие… Они связаны общей мыслью: призывом уважительно относиться к людям;

Вопроса и ответа на него: Какая из проблем социальной жизни наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, проблема человеческих взаимоотношений;

Риторического вопроса: Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;

4) путем сообщения сведений об авторе (авторах) текста и определения места проблемы в его (их) творчестве: Академик Д. С. Лихачев - крупнейший ученый-филолог и выдающийся педагог-просветитель наших дней. Огромное место в его творческом наследии занимают труды, связанные с гуманистическим воспитанием подрастающего поколения;

5) с помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.: Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей . Или: Народная мудрость отражается в пословицах. Как вести себя в обществе? Как относиться к людям? Ответами на эти вопросы могут стать пословицы: «Как аукнется, так и откликнется»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»;

6) в виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста: Каждый человек хочет, чтобы его ценили, уважали, любили. Но чтобы добиться такого отношения к себе, нужно самому уметь быть внимательным к другим;

7) путём подбора соответствующих примеров из классической литературы: «Что сделаю я для людей?» - сильнее грома крикнул Данко». Эти слова из известного произведения А. М. Горького знакомы каждому школьнику. Два героя: Данко и Лара. Две позиции: любовь к людям и любовь к себе. Какая из них правильная? Как жить в обществе? Каким правилам следовать? На эти вопросы пытаются дать ответы многие, в том числе Д. С. Лихачев и Т. Тэсс. Или из личного опыта: Каждый из нас часто бывает в городском парке. Как похорошел он в последнее время! Повсюду чувствуется забота о нас, жителях города. Аккуратно подстриженные кустарники, новые удобные скамейки, ухоженные цветочные клумбы. И вдруг – исписанные стены летнего театра, вытоптанные газоны, разбросанный возле пустых урн мусор… проблема воспитания, к сожалению, остается актуальной и сегодня;

8) как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами: Большое впечатление произвели на меня очерк Т. Тэсс и письмо Д. С. Лихачева, посвященные одной проблеме – проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает . Или: Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

Примечание: если учащийся хочет, чтобы сочинение – рассуждение было оригинальным по форме и интересным по содержанию, не следует начинать его словами «Основная мысль, которая объединяет прослушанный и прочитанный тексты,…» или «Оба текста объединены общей мыслью:…»

Тезисная часть должна отличаться краткостью и сжатостью. В ней будут преобладать простые предложения (чаще вопросительные или восклицательные).

Основная часть

В основной части нужно прокомментировать сформулированную проблему с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт, высказать собственную точку зрения и привести аргументы (доказательства, факты, примеры), убеждающие нас в её правомерности.

Для этого необходимо этически корректно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с позицией авторов. Аргументируя собственную позицию, пишущий должен привести не менее двух доказательств (аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт, и выстроить их в логической последовательности. Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представлять, какую мысль мы доказываем, т.е. понимать суть проблемы.

В качестве аргументов могут быть приведены примеры из прочитанного и прослушанного текстов, художественной литературы, жизненного опыта, собственные суждения, изречения великих людей и т.д. При этом аргументы (примеры, доказательства) должны быть краткими, точными, вескими.

Можно построить систему аргументации, выразив свое согласие с авторами текстов, используя предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов, фактов, например: Трудно не согласиться (я согласен и т.п.) с авторами. Во-первых,…; во-вторых,…; в-третьих,…

Целесообразно употребление сложноподчиненных предложений с придаточным причины, например: Я разделяю точку зрения авторов (мне близка мысль авторов, позиция авторов убедительна и т.п.), потому что…

Можно применить синтаксические конструкции с доказательством от противного, например: Попробуем не согласиться с авторами текстов . Или: Представим, что авторы текстов не правы…

Уместно использовать вопрос и ответ на него: Разве можно не согласиться с авторами текстов? Конечно, нет. Они правы, поднимая актуальную проблему и подсказывая нам пути её решения. Они правы, убеждая нас быть внимательными к другим, доброжелательными и терпимыми. Они правы, показывая уровень нашей воспитанности через призму наших взаимоотношений.

В целях вовлечения в сорассуждение уместно частое использование вопросительных предложений в значении восклицательных.

Следуя кольцевой композиции рассуждения, необходимо использовать слова и выражения вывода: Вот почему, Вот поэтому, Значит…

С точки зрения синтаксиса в доказательной части сочинения-рассуждения должны преобладать распространенные, осложненные простые предложения, а также сложные (ССП, СПП, БСП) над простыми.

Заключение.

В заключении необходимо сделать общий вывод, подвести итог всему сказанному. Этот вывод будет зависеть от того, о чем говорится во введении. Нужно помнить, что вывод в рассуждении – доказанный тезис. Введение и заключение сочинения должны быть связаны между собой. Кроме того, вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью. Наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершенность.

В целом сочинение, написанное учеником, должно нести определенную информацию. Информативный план сочинения по прочитанному и прослушанному текстам – сообщение об актуальной проблеме и её оценке авторами двух текстов и пишущим сочинение в виде системы доказательств. Информативность текста типа рассуждения состоит в обоснованной оценке предмета речи, т.е. обсуждаемой проблемы.

В процессе написания сочинений учащимся может быть предложена следующая памятка (составитель Трунцева Т.Н.):

Памятка к написанию сочинения – рассуждения

    На какой общий вопрос отвечает сочинение?

    Ты заявил в самом начале текста о проблеме, которую хочешь исследовать, задал вопрос, на который хочешь ответить?

    Составь композиционную схему рассуждения (тезис-доказательство-вывод), выдели её составные части цветной пастой.

    Ты привел доказательства своему предположению, утверждению (2, 3, и более). Подставь в начало каждого доказательства карандашом слова потому что, так как.

    Ты заканчиваешь своё рассуждение выводом? Использовал конструкции вывода вот потому и, поэтому ?

    Проверь наличие конструкций причинно – следственного содержания почему – потому что.

    Использовал ли ты в качестве доказательства высказывания авторитетных авторов, пословицы, поговорки?

    Экспрессия убеждения – вот основной тон твоего рассуждения, так ли это?

    Перечитай свою работу. Прочти её своим товарищам: убедил ли ты их?

В качестве примера текста – рассуждения девятиклассникам может быть предложен отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и дано задание отыскать в нем основные признаки этого типа речи:

Её сестра звалась Татьяна…

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

И что ж? оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, не разлучно

Воспоминанье старины

Иль девичьей! Мы все должны

Признаться: вкусу очень мало

У нас и в наших именах

(Не говорим уж о стихах);

Нам просвещенье не пристало,

И нам досталось от него

Жеманство, - больше ничего.

Итак, она звалась Татьяной.

И в заключение хочется обратить внимание на одну важную вещь. Работая над сочинением – рассуждением, выпускники девятого класса должны не только показать свою орфографическую и пунктуационную грамотность (хотя и это важно), но и хорошо сформированную коммуникативную компетенцию, которая проявляется в следующих умениях: умении свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста; способности адекватно выражать своё отношение к услышанному и прочитанному; умении оценивать позицию автора, т.е. адекватно откликаться на предложенные тексты как на языковое и духовное явление.Документ

... тезис ... сочинениях ... рассуждениях ... эта формулировка снова... вида : Естественная Монополия: Существует по воле рынка; вступление ... составили планы ... Попробуй ... положение ... проблемы , эволюционисты продолжают выставлять данные окаменелостей как доказательство ... нуждающегося ...

Рассказать о случае из жизни.

Образ-аналогия.

Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).

|| Обязательно сначала проверяйте соответствие темы и тезиса. ||

В любом случае мой совет вам: если вы дочитали, перечитали своё сочинение и не смогли с уверенностью сказать, что аргументы, вами приведённые, доказывают именно ту мысль, которую вы вынесли в качестве тезиса, значит, вероятно, надо менять тезис (просто это порой сделать легче, чем подбирать новые аргументы). Ещё можно проверить, действительно ли эти аргументы вам подходят, по тому микровыводу, который вы пишете в конце каждого аргумента. Такую проверку делать нужно обязательно, чтобы соответствие «тезис-аргумент» было полным.

Основная часть

Аргументация

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод.
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

То есть если вы на вопрос по теме, например: «Что приносит людям любовь: страдание или счастье?», отве­тите, что, с вашей точки зрения, любовь может как осчастливливать человека, так и делать его несчастным, то вам необходимо привести два аргумента, в одном из которых любовь помогает обрести человеку счастье,
почувствовать всю наполненность жизни, а в другом она приносит грусть и страдание. И тогда в этом случае тезис будет доказан, причём полностью.

Структура аргумента

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем - «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «ге­рой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т.п.

Микровывод из аргумента должен соотноситься с тем тезисом, который вы привели в начале сочинения, а не просто быть выводом из аргумента!

Все элементы аргумента последовательно располагаются друг за другом.

Например, тема: «Какой путь можно назвать дорогой в никуда?».

Примерное вступление У каждого из нас есть свой путь, и нет ни одного человека на свете, который не совершал бы ошибок, идя по этому пути. Мне кажется, что это вполне естественно. В течение своего жизнен­ного пути нам всё время приходится делать тот или иной выбор, чтобы дойти до какой-либо цели. Нередко случается так, что человек осознаёт, что он совершает бессмысленные действия и поступки. И всё равно упорно идёт по этой дороге. Часто и упрямство заставляет идти по невер­ной дороге. Но дороги могут и не привести туда, куда хотелось бы. Они могут вообще никуда не привести, если ты сам ничего не будешь делать для того, чтобы двигаться вперёд
Тезис Дорогой в никуда можно назвать тот путь, который не принесёт никаких значимых результа­тов

Теперь об аргументах.

Элементы 1-го аргумента Пример
Обращение к произведению На мой взгляд, ответ на вопрос о дороге в никуда мы можем найти в произведении И.А. Гон­чарова «Обломов».
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 2 – 3 раз упомянуть ав­тора) Илья Ильич Обломов - помещик средней руки, «... с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». По моему мнению, про­блема заключается в том, что он не ставит себе целей. И.Н. Гончаров обращает наше внимание на то, что общение с Ольгой - это своего рода последнее проявление личности Обломова, как бы последний взлёт, последнее счастливое время для него, а за всем этим - только лишь паде- ние и бесперспективное существование... Мягкая натура Обломова не способна слиться с фаль­шивым, жестоким внешним миром, потому что для него это слишком тяжело. Автор с сожалением говорит о том, что Илья Ильич решает погрузиться в апатию в загородном домике Агафьи Матве­евны, где он и находит свой «покой»
Микровывод Дорогу, по которой идёт Обломов, можно назвать путём в никуда, потому что он не может сделать ничего для достижения своей цели из-за собственной лени и нежелания двигаться вперёд
Элементы 2-го аргумента Пример
Обращение к произведению Теперь обратимся к замечательному произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и на­казание»
Интерпретация фрагмента (желательно не менее трёх раз упомянуть автора) Жизненный путь Родиона Раскольникова не привёл его ни к чему хорошему. В романе Ф. Достоевский изображает столкновение теории, придуманной героем, с реальной жизнью. Родион хочет помочь всем людям и в то же время узнать: «тварь я дрожащая или право имею...». Раскольников уже давно вынашивал свой ужасный замысел, но всё это до поры до времени оставалось лишь мрачной фантазией. На мой взгляд, как только мысли Раскольникова зашли об убийстве, ему надо было переосмыслить свою теорию и выбрать другой жизненный путь. Неужели он не догадывался, к чему может привести такое преступление? Порой нужно задумываться о последствиях сказанного или сделанного заранее
Микровывод Этот путь я также могу назвать дорогой в никуда, потому что убийство человека - величай­ший грех, который нельзя оправдать ничем, даже теорией всей жизни

Связки между абзацами (микротемами)

Чтобы избежать логических ошибок, не забывайте про «связки», «мостики» между аргументами. Всё должно быть последовательно и логично. Например, нельзя начинать абзац второго аргумента со слова «также», так как «так же», как и автор, о котором говорилось в предыдущем аргументе, новый автор не может раскрывать ту же проблему в своём произведении: другой автор, другое произведение - поэтому всё не «так же», а совсем по-дру­гому. Аргументы должны быть не просто нагромождением эпизодов из произведений, а именно логически свя­занными с тезисом примерами.

Примечание. В итоговом сочинении допускается приводить аргументы на основе зарубежной литературы. Об этом неоднократно говорили в передачах с участием министра образования и науки Д.В. Ливанова и предсе­дателя совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Д. Солженицыной. Они согласи­лись с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

Заключение

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.

Существует несколько способов закончить сочинение:

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя по­вторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет уп­рекнуть в неэтичном отношении к адресату (ведь именно учитель будет вашим первым читателем).

Заключение - выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».

Варианты заключения Примеры
Вывод Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проблема оценки таланта до сих пор очень актуальна. Людям надо искать таланты, не дать им потухнуть, потому что именно они, эти талантливые люди, являются двигателями прогресса и общества в целом
Призыв Подводя итог, хочется верить, что каждый человек должен ставить перед собой высо­кие и благородные цели. Всегда нужно задумываться о том, нужно ли мне это вообще? Нельзя бездействовать, ведь это и называется дорогой в никуда. Не нужно бояться ошибок на протяжении нашего пути, ведь, как говорил один мудрец, «раз вы сбились с пути - зна­чит, путь у вас есть, человек, который никуда не идёт, не может заблудиться»
Выражение надежды Хочется надеяться, что проблема истинного понятия слова «красота» действительно должна быть очень актуальна в наше время. И если мы будем этому вопросу уделять как можно больше внимания, не забывать о таких важных понятиях, как благородство, доб­рота, смелость, то и мир наш станет чуточку лучше и красивее!

Завершение рассказа о случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведён такой рассказ).

Цитата, подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, мо­жет, какая-нибудь подойдёт.

Например:

«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин).

«Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н.К. Рерих).

«Природа - творец всех творцов» (И.В. Гёте).

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С. Пушкин).

«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышев­ский).

«Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать...» (В.Г. Белинский).

«Человек - целый мир...» (Ф.М. Достоевский).

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв).

«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский).

«Нет счастья в бездействии...» (Ф.М. Достоевский).

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С. Тургенев).

Важно, чтобы цитата обязательно соответствовала главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово (например, в сочинении о природе цитата со словом «при­рода»), и не учитывать её общий смысл.

Редактирование текста

Перед тем как переписывать сочинение с черновика в специальный бланк, необходимо его внимательно про­верить и отредактировать. Как это сделать?

Читаем текст по частям.

Сначала вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Хорошо, если во вступлении вы задаёте вопрос, а в заключении есть ответ на него.

Тезисы. Они должны быть компактно изложенными логическими ответами на вопрос, который вы задаёте во вступительной части сочинения. Желательно, чтобы последняя фраза тезиса была тем самым основным ответом, для доказательства которого вы и будете приводить аргументы.

Читаем пары «тезис + аргумент». Убеждаемся, что пример соответствует основной мысли, тезису, а не просто рассказывает о чём-то близком теме сочинения.

«Мостики», «связки». Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего. Убеждаемся, что переход от од­ной микротемы к другой плавный, нет логических ошибок.

Только после того как мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логиче­ских ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуа­ционных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.

Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаём вопросы ко всем второ­степенным членам. Долго и нудно? Но зато это позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. Одновременно обращаем внимание на знаки препинания. Если вы сомневаетесь в необходимости того или иного знака, изменяйте конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Не бойтесь изменять предложения, менять слова. Здесь можно и нужно изменять текст.

Читаем каждое слово по слогам. Так вами лучше будет усваиваться услышанное - сразу будут активизиро­ваться разные виды восприятия (слуховое, зрительное). Причём лучше читать текст не с первого предложения, а с конца. Или просто не с начала предложения, а с последнего слова в нём, тогда вы будете обращать внимание не на смысл, а именно на написание. Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Это известный
способ проверки «с конца».

После этого желательно подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. Цифры, например год (1978), а также слово с дефисным написанием рассматривается как одно. В случае, если получилось меньше 250 слов, придётся увеличивать объём до необходимого минимума, иначе работу не за­считают. Бывают случаи, когда не хватает пары слов, тогда очень обидно получать «незачёт» за хорошее в целом
по содержанию и по грамотности сочинение. Но есть правила оценивания, критерии, которые необходимо учи­тывать.

  • Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.