Что такое метод корреляции. Метод корреляции. Проверка значимости корреляции

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - часть государственной внешнеэкономической политики, политика экспорта и импорта, воздействие на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт.

Таможенно-тарифное регулирование международной торговли - совокупность методов государственного регулирования международной торговли, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

1. Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

2. Фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Таможенный режим
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров.

Нетарифные методы регулирования международной торговли - совокупность методов государственного регулирования международной торговли, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Количественные ограничения (quantative restrictions)– административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение.

Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

«Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.



«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

ИЛИ:

Таможенно-тарифные меры - это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями). При этом понятие "таможенно-тарифные меры" следует понимать в широком значении, то есть не только собственно таможенный тариф, как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а весь комплекс мер, эффект воздействия которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости находящихся во внешнеторговом обороте товаров. Используя такие меры, государство воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность.
К таможенно-тарифным мерам относятся дополнительные импортные пошлины и, так называемые, особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные и специальные, в том числе временные).

Цели таможенных пошлин:

I. Ограничение импорта (в РФ – экспорта)

II. Фискальные цели

III. Недопущение «недобросовестной конкуренции»

- Нетарифные ограничения включают в себя:

1) Квотирование (контингентирование) – количественные ограничения в торговле, установление квот на ввоз тех или иных товаров – прямое ограничение объемов иностранных товаров, импортируемых на внутренний рынок

2) Лицензирование ввоза и вывоза – устанавливает порядок, при котором на совершение внешнеторговой сделки требуется специальное разрешение государственных органов

3) Эмбарго – запрещение государством ввоза из какой-либо страны или вывоза в какую-либо страну золота, товаров или услуг, валюты, ценных бумаг.

4) Валютный контроль – предполагает отсутствие свободной обратимости национальной валюты и установление государственного контроля за движением иностранной валюты, поступающей в страну за счет экспорта, и использованием ее для импорта. Фирмы-экспортеры обязаны сдавать иностранную валюту в специально определенные государством банки для обмена ее на национальную валюту в установленном порядке.

5) Налог на экспортное–импортные операции

6) Субсидии

7) Административные и экономические меры – косвенные ограничения – предполагают одинаковое применение ко всем товарам, поступающим на внутренний рынок как местного, так и иностранного производства. Однако по своему характеру эти меры таковы, что больше благоприятствуют местным производителям. Кроме того это могут быть требования к упаковке, расфасовке, сортировке

Нетарифные меры - это меры, затрагивающие торговлю, но выходящие за пределы мер, предусмотренных в нормативном правовом акте о таможенном тарифе государства. Эти меры можно определить, как правила и нормативы, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъектов внешнеторговой деятельности, определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров на этом рынке.
В основе таких мер лежит административное ограничение экспорта или импорта (экспортные и импортные квоты, лицензии, ограничения и запреты). К нетарифным мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, с определенными оговорками, можно также отнести так называемые добровольные обязательства (применяемых при демпинге и субсидировании).

В современном мире распространена система нетарифных ограничений. ВТО активно борется за уменьшение роли нетарифных ограничений и увеличении роли тарифных ограничений. Нетарифные ограничения широко используются странами Западной Европы и США.

Существуют два основных метода ограничения внешней торговли:
тарифные ограничения (таможенные пошлины);
нетарифные ограничения.
Тарифные ограничения - это особый налог, которым облагается импортируемая или экспортируемая продукция. Различают импортный и экспортный тарифы. Тарифные ограничения на импорт применяются с целью увеличения доходов государственного бюджета, а также уменьшения недобросовестной конкуренции (демпинга). Экспортный тариф призван ограничить вывоз некоторых видов продукции из страны (например, сырья, используемого при производстве вооружения).
К нетарифным ограничениям относятся следующие:
1. Квоты - это количественные ограничения, которые устанавливаются на импорт или экспорт каких-либо товаров (например, разрешение ввозить за год не более 10 тыс. автомобилей заграничного производства).
2. Лицензирование предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций.
3. Эмбарго - это абсолютный и полный запрет на проведение экспортно-импортных операций.
4. Субсидии - различные пособия, выделяемые в денежной форме из средств государства. Обычно предоставляются следующим субъектам:
отечественным производителям в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров;
производителям экспортной продукции с целью стимулирования ее поставок на зарубежные рынки.
5. Административные барьеры - это различного рода ограничения, касающиеся качества импортных товаров, условий их производства и реализации.
Эффективность введения импортного тарифа проявляется в следующим:
отечественные производители выигрывают за счет снижения конкуренции со стороны импортных товаров;
отечественные потребители проигрывают, так как цены на импортный товар растут, а следовательно потребление его сокращается;
государство выигрывает, так как получает в бюджет дополнительный доход за счет взимания таможенной пошлины.
48. Понятие мировой валютной системы и этапы ее развития

Важнейшей составной частью всемирного хозяйства являются международные валютные отношения, через которые осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике. Совокупность форм организации валютных отношений и составляет международную валютную систему. Основой международной валютной системы (МВС) являются национальные валюты. Сюда также входят национальные и коллективные резервные валютные единицы, международные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, условия взаимной обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения, валютные рынки и мировые рынки золота и т.д.
Исторически МВС сложилась к концу 19 в., когда в большинстве развитых стран получила распространение твердая золотая валюта, применяемая и для обслуживания международных расчетов и платежей. Был введен золотой стандарт, предусматривавший в международных расчетах обязательное использование золота определенного веса и чистоты, свободную чеканку монет и их обмен на другие валюты, поддержание паритета бумажно-кредитных денег с золотом и т.д.
При системе золотого стандарта (СЗС) основой валютного курса являлся золотой монетный паритет, т. е. соотношение золотого содержания различных национальных денежных единиц.
В эпоху золотого стандарта валютные курсы были фиксированными.
Причинами распада СЗС явились следующие:
1. Усиление государственного регулирования экономики требовало более гибкого денежного обращения, не привязанного к золотому запасу страны.
2. Циклическое развитие экономики порождало необходимость влияния на изменение количества денег в обращении в зависимости от фазы цикла. Для этого надо было, чтобы количество бумажно-кредитных денег не зависело от количества золота.
3. Рост военных расходов в ходе первой мировой войны вызвал отток золота из запасов воюющих стран, увеличение дефицитов государственных бюджетов, что сделало невозможным фиксацию валютных курсов ввиду невозможности сохранить неизменными золотое содержание национальных денежных единиц.
4. Постепенно золото изымалось из обращения и заменялось неразменными кредитными деньгами. Все чаще курсы национальных валют стран Западной Европы устанавливались через их отношение к американскому доллару.
С началом 1-ой мировой войны эта система прекратила свое существование и возобновилась лишь в 1922 г. после Генуэзской конференции, где было достигнуто соглашение о золотодевизном стандарте, когда основным инструментом регулирования международных расчетов становятся заменители золота (девизы), в качестве которых выступают некоторые национальные и коллективные валюты. В 30-е гг. все развитые страны отошли от золотого стандарта.
2.Бреттон-Вудская валютная система (система золотодолларового стандарта)
В 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) была принята новая мировая валютная система - система золотодолларового стандарта.
Основные черты и принципы Бреттон-Вудской валютной системы следующие:
1. Функции мировых денег в равной степени законодательно закреплялись за золотом и американским долларом. Они являлись главными мировыми резервными и платежными средствами.
2. США обязались обменивать доллары на золото для иностранных правительственных учреждений и центральных банков по фиксированному курсу 35 долл. за тройскую унцию (31,1 г золота).
3. Валютные паритеты стран-участниц данной валютной системы, выраженные в золоте и долларах США, фиксировались МВФ, были стабильными и служили основой фиксированных валютных курсов.
4.Существовала жесткая привязка валют к доллару. Отклонения от фиксированного по отношению к доллару валютного курса не допускались более чем на 1 %.
5. Предусматривалась полная конвертируемость валют стран-участниц МВФ.
6. МВФ являлся главной международной валютно-финансовой организацией, регулирующей международные валютные отношения.
С конца 60-х гг. стали проявляться следующие тенденции, приведшие к распаду Бреттон-Вудской валютной системы:
1. В США в связи с большими военными расходами (войны в Корее и Вьетнаме) и сокращением золотых резервов происходило инфляционное обесценение доллара, что приводило к несоответствию курсов, фиксированных МВФ, и реальных валютных курсов, определенных по отношению к американскому доллару.
2. В результате экономического роста происходило укрепление национальных валют стран Западной Европы и Японии, что подрывало позиции американского доллара как главного международного резервного и платежного средства.
3. Бреттон-Вудская система оказалась не в состоянии своевременно приводить официальные валютные паритеты в соответствие с изменяющейся покупательной способностью национальных валют стран-участниц МВФ.
В итоге сформировался «черный» валютный рынок, что порождало сильные спекулятивные тенденции на международных валютных рынках.
В начале 70-х гг. США отказались от обмена долларов на золото, провели несколько девальваций (официального обесценения) доллара, заморозили централизованные запасы золота.
Валюты ведущих западных стран перешли к режиму самостоятельного или группового плавания курсов.
На современном этапе мировая валютная система опирается на так называемое Ямайское соглашение 1978 года. Система плавающих валютных курсов Основными принципами его являются следующие.
1. Золото исключается из расчетов между МВФ и его членами.
2. Международным платежным средством признаны СДР (СДР – это не существующая в материальной форме счетная единица. Оценка СДР осуществлялась на базе «корзины» валют, включающей: доллар – 40%, французский франк и фунт стерлингов – по 11%, марка – 21%, Йена японская – 17%.), на основе чего страны определяют параметры своих валют.
3. Валютные курсы могут быть либо стабильными по отношению к СДР либо плавающими.
4. Приоритетное право межгосударственного регулирования отводится МВФ.
В Ямайской системе была по сути закреплена роль международного платежного средства за долларом США, на долю которого приходится более 60% официальных валютных резервов.
С 90-х годов происходит процесс создания экономического и валютного союза в Европе с постепенным введением банкнот и монет EURO.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО "Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского"

Институт экономики и права

Финансово-экономический факультет

Кафедра таможенного дела и маркетинга

специальности 38.05.02 "Таможенное дело" очной формы обучения

о прохождении таможенной (научно-исследовательской) практики

Тема научного исследования:

ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Руководитель практики Доцент кафедры

ТДиМ, к.п.н. Ребрина Татьяна Геннадьевна

Введение

1. Роль, формы и значение регулирования ВЭД

2. Тарифные методы

3. Нетарифные методы

4. Динамика цен на отдельные товары на мировых товарных рынках

5. Краткая характеристика ООО "Руста-Брокер"

Заключение

Использованные источники

Введение

Тема данной работы "Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности".

Кроме этого под ВЭД понимается производственная кооперация направленная на взаимодействие с иностранными агентами, в отношении обмена информацией, оказанием услуг либо торговли.

ВЭД имеет крайне важное, значение для России. Благодаря торговле, наша страна получает огромные доходы, что формируют её бюджет, благодаря торговле. Контроль за таким потоком крайне важен и необходим в нашей стране.

Контроль за ВЭД осуществляют отчасти и таможенные органы. Таможенная статистика, это результат работы таможенных органов с ВЭДом и создание базы информации по данной отрасли. Напрямую таможенные органы влияют на ВЭД с помощью специальной системы, в которой взаимодействуют тарифные и нетарифные методы контроля.

Актуальность данной темы обусловлена той ролью, что играет ВЭД, влияя на поступления в бюджет, благодаря тарифным и нетарифным методам регулирования. Важно изучить работу данного механизма в масштабе страны.

Целью данной работы является изучение тарифных и нетарифных методов регулирования ВЭД.

Ставятся следующие задачи:

ѕ Рассмотреть роль, формы и значение регулирования ВЭД

ѕ Изучить тарифные методы регулирования ВЭД

ѕ Изучить нетарифные методы регулирования ВЭД

ѕ Проанализировать динамику цен на отдельные товары на мировых товарных рынках

ѕ Дать краткий обзор компании ООО "Руста-Брокер"

1. Роль, формы и значение регулирования ВЭД

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

ѕ Протекционизм. Это политика направленная на защиту отечественного рынка от иностранных товаров. Стимулируя отечественное производство, государство стимулирует экономическую жизнь в стране. Производители, получая большую прибыль при низкой конкуренции, начинают создавать новые рабочие места, что в свою очередь увеличивает рынок покупателей.

Однако, эта политика порочна и ведет к росту цен на товары, снижает их качество.

Тарифные методы регулирования - это система таможенных пошлин, которая являются обязательной платой с ввозимы/вывозимых товаров. Размер пошлин регулируются государством, но может ограничиваться международными договорами и соглашениями.

Переоценить роль контроля за ВЭД трудно. Российский бюджет на 70% формируется благодаря пошлинам. Любое изменение размера пошлин прямо влияет на бюджет.

При этом, отметим, что основной источник пошлин - это продажа энерготопливных ресурсов. Компании, что поставляют данные ресурсы уже имеют значительную налоговую нагрузку и государство не пойдет на её увеличение.

Кроме того, компании в основном являются государственными, так что увеличить с них доходы можно запросив большие дивиденды, не меняя размера пошлин.

Вступление в ВТО наложило на Россию определенные ограничения в изменении размера пошлин. Теперь устанавливаются пошлины в соответствии с договоров с этой организацией. Полный пакет начнёт действовать уже в 2019 году, что накладывает определенные ограничения на регулирование ВЭД.

Кроме этого, договор ВТО разграничивает определенные методы нетарифного регулирования, создавая ограничения на субсидирования отечественного сельского хозяйства.

Последним из событий, которое вызвало значительное изменение таможенной политики, стало введение санкций на ввоз европейской сельскохозяйственной продукции. Такая мера называется эмбарго и не смотря на свои политические причины, имеет место, как политика протекционизма.

2. Тарифные методы

Тарифные методы регулирования предполагают таможенное обложение ввоза и вывоза товаров с помощью таможенных пошлин. Представить систему пошлин можно следующим образом (Рис. 1):

Рисунок 1 - Классификация таможенных пошлин

Политика тарифов предполагает разнообразные инструменты влияния на ВЭД, как видно на рисунке, под определенную экономическую ситуацию:

ѕ адвалорные - взимание пошлины происходит, как определенный процент от стоимости товара, например, 5% от стоимости с килограмма. Являются одним из самых распространённых видов пошлин. Адвалорные пошлины могут быть разными для стран. Так для стран ТС, предполагается нулевая ставка;

ѕ специфические пошлины - взимание происходит в виде фиксированной суммы за единицу товара. Единицы могут быть разными, в виде килограммов, граммов, объема и количества, например, 5 евро за штуку;

ѕ комбинированные пошлины - взимание происходит в проценте от стоимости товара и взимается определенная сумма за единицу товара, например 5 евро и 3% от стоимости товара за пару обуви;

По назначению пошлины делятся на:

ѕ сезонные - устанавливаются на срок не более шести месяцев с момента их применения;

ѕ специальные - являются защитной мерой на торговую политику другого государства. Чаще всего, это ответ на стимулирование торговли другой страной, например, кредитная политика государства, на стимулирование сельского хозяйства в одной стране и как ответ, специальные высокие пошлины. Данные пошлины призваны повысить конкурентноспособность отечественных товаров на отечественном рынке;

ѕ антидемпинговые - так же является ответной мерой. В качестве причины выступает значительная разница в цене между иностранным товаром и отечественным. Для повышения конкурентно способности, данные пошлины повышают цену товара до отечественного;

ѕ компенсационные - еще один ответ на иностранную политику. Используется для снижения эффективности политики иностранного государства по стимулированию своего производства, делая свои товары дешевыми, по сравнению с отечественными. Самый яркий пример - дотации странами ЕС промышленного производства автомобилей и высокие пошлины на оные в России

Особое место в таможенной политики России занимает регулирование экспорта.

Экспортные пошлины используются в отношении определенный группы товаров, таких как:

ѕ черные и цветные металлы;

ѕ химикаты;

ѕ алюминий;

ѕ ценные породы древесины.

Не смотря на не большой список товаров, пошлины с них составляют большую часть поступлений в бюджет России и соответственно выполняют следующие цели:

ѕ формирование доходов бюджета;

ѕ формирование торгового баланса;

ѕ регулирование вывоза национальных богатств;

ѕ формирование валютного дохода.

3. Нетарифные методы

Нетарифными методами регулирования ВЭД являются специальные системы, ограничивающие или стимулирующие торговую деятельность, используя административный ресурс, без применения пошлин.

Представить систему нетарифного регулирования можно следующим образом (Рис. 2)

При условии, когда между Россией и странами существуют определенные соглашения в торговле, которые регулируют размер пошлин, может потребоваться средство влияния на ВЭД, не затрагивая условий данных договоров.

Причины для этого делятся на политические и экономические. Примером политики может выступать введение фитосанитарного запрета на ввоз товаров стран, что ввели в отношении России санкции.

Экономические причины проще. В связи с ежедневными изменениями на рынке, ситуация вокруг товара может в корне измениться и тогда, может потребоваться его ограничение. Это можно выполнить благодаря нетарифным методам.

Нетарифные методы включают в себя широкий круг ограничительной политики.

Рисунок 2 - Роль нетарифных методов регулирования

Нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

ѕ Лицензирование. Для товара требуются специальные лицензии от множества инстанций, которые могут данную лицензию не предоставить по определенным причинам, либо отозвать;

ѕ Квотирование. Установление определенного количества товара для ввоза в страну.

Указанные группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:

Таможенные формальности;

Технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);

Санитарные и ветеринарные требования;

Стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;

Сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

Валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей;

Регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях; льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.).

Последние две группы методов непосредственно не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.

Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму их осуществления экономические методы.

4. Динамика цен на отдельные товары на мировых товарных рынках

Понимание изменения цен на мировых рынках очень важно для торговли. Прогнозирование роста или падение цены позволяет скорректировать экономическую политику целой страны или отдельных частных предприятий, зависимые от того или иного товара. Актуальность данной темы высока по причине высокой выгоды, от создания понимания работы рынка и уяснения логической связи динамики цен, что позволяет извлекать из этого прибыль на всех уровнях, будь то падение или рост цены.

Изменение цен на товары происходит каждый год. Это зависит от множества факторов, что зависят от потребителя, производителя и стран, в которых данный товар производится и реализуется. Проследим динамику цен на отдельные товары (Табл. 1) и цены эти товары на российском рынке (Табл. 2).

Мы сможем проследить мировые тенденции и увидеть, что они имеют прямое отношение к влиянию на российский рынок, переходят от общего к частному.

Таблица 1 - Средние цены на отдельные товары в торговле (долл. США за тонну) на мировом рынке

Мы проследили динамику цен на следующие товары: мясо свежее и мороженное (без мяса птицы), кофе, автомобили легковые. Это товары, что пользуются высоким спросом и востребованы на любом рынке.

Стоит отметить главные тенденции для всех товаров, что влияют на динамику цены:

1. Рост потребления товаров в мире вызывает рост спроса, а значит и рост цены;

2. Инфляция увеличивает цены на товары;

Таблица 2 - Средние цены на отдельные товары в торговле (долл. США за тонну) на российском рынке

Можно заметить, что цены на указанные товары выше на российском рынке чем на мировом, для этого существует множество причин:

ѕ Российский производитель мяса имеет слабую основу, для покрытия потребления внутри страны и требуется покрывать его за счет импорта. Поступающая продукция идет по большей части из стран Латинской Америки, что повышает цену в соответствии с логистическими затратами. Мясо из ЕС отличается высокой стоимостью в сравнении с дешевым латинским мясом. Разница последнего года в 600 долларов за тонну, по сравнению с прошлогодним результатом объясняется введением санкций, а значит обращение к другим источникам, что снижает конкуренцию и вызывает рост цен.

ѕ Кофе поступает в основном из стран Латинской Америки и стран Тихого океана, что делает затраты на доставку очень высокими. Не смотря на кризисное падение цен на кофе, они не так сильно упали в России, как в мире, что объясняется ростом платы за логистику.

ѕ Цена на легковые автомобили является высокой в России благодаря высоким акцизам и импортной пошлине. Большинство стран, формируя рынок автопрома благодаря своему производству, устанавливают низкие цены, что повышаются при пересечении границы РФ. Собственно цена на автомобили в мире росла незначительно, благодаря созданию линеек дешевого авто и подорожания бензина, тогда как в России был низкий спрос из-за общей экономической ситуации.

Можно сказать, что любое событие, что влияло на мировой рынок, влияло и на Российский, особенно это касается рассматриваемых кофе и мяса, благодаря высокой зависимости от поставок данной продукции в России. С автомобилями существует своя ситуация, в которой свою роль имеют акцизные пошлины, что и формируют основную цену. Собственно всё повышение спроса на рассматриваемые товары отражалось и на России, учитывая наценку за логистику.

В целом цены на мировом рынке динамично росли до кризиса и после кризиса, замедлив свой рост к 2015 году. (Табл. 3)

Таблица 3 - Доля динамики цен на мировых рынках по сравнению с прошлогодними показателями в %

Цены на мясо имели положительную динамику до 2009 года и соотносились с общемировым ростом. За 9 лет цена выросла почти в три раза, что довольно значительно. Это связанно с ростом спроса на мясо в связи с увеличением его потребления в России и мире. Потребление выросло благодаря росту благосостояния населения. В 2008 году разразился мировой финансовый кризис, что снизил доходы населения и вызвал экономию на потреблении некоторых продуктов, включая мясо.

К 2011 году сложилась ситуация, при которой внутреннее производство мяса сокращается и эта тенденция наблюдается до сегодняшнего дня, а импорт увеличивается, но при этом в мире предложение по мясу становится высоко насыщенным, что снижает цены на мясо вообще. Только 2010 году оказался годом высокого предложения, в дальнейшем оно сократилось, что вызвало новый рост цены. С 2009 по 2011 год цена снизилась на 291 долл. США за тонну, что небольшая сумма, но значимо само снижение за один год.

С 2012 по 2015 год следует рост цены на импортируемое мясо. Это является следствием тенденций 2011 года. Рост незначителен, по 150-200 долл. США за тонну, до 2014 года, когда цена выросла на 250 долл. США, когда прежде всего причинами роста послужила инфляция в России, что составила более 16% и введение ответных санкций, со стороны России, что сократило возможные предложения по продажи мяса и увеличило цены, из-за сложной и дорогой логистики из других стран, например из Аргентины.

В будущем цена на мясо, в мире, будет только расти. В России тоже будет происходить рост на данную продукцию и ей требуется время, чтоб развить собственное производство мяса, когда отрасль находится в глубоком кризисе уже долгие годы, но это время можно потратить на поддержку хозяйств, что снизит зависимость от импорта и снизит цены. Пока данное решение является дальнесрочным и в данном секторе возникает следующая ситуация:

ѕ Цены на мясо растет благодаря высокой инфляции

ѕ Цена растет из-за логистики

ѕ Цена растет из-за свободного места на рынке предложений

ѕ Цена падает при падении уровня потребления в России и снижения уровня жизни вообще

Что в перспективе вызывает положительную динамику цены на мясо.

Иная ситуация складывалась с ценами на кофе. Даже не смотря на кризис, что вызывал падение цен на множество товаров, цены на кофе только росли, благодаря росту потребления. Естественно производить кофе на территории России невозможно, а значит потребление будет только расти, без возможно его восполнить внутренними ресурсами. Рост происходил до 2012 года, после этого мы видим значительное снижение цены на кофе. Предложение на кофе стало избыточным и благодаря большим урожаям цена начала падать. Кроме того производители кофе повелись на постоянный рост цены и начали производить больше, чем необходимо для рынка. Кризис на кофейном рынке затронул весь мир, снизив на всех мировых рынках цены на кофе.

Сложилась ситуация когда цена на кофе за 2 года упала на 1000 долл. США за тонну, четверть всей цены, что сильно ударило по производству кофе вообще.

К 2015 году цена на кофе после резкого падения начала немного подниматься. Это нормальная ответная реакция после двухлетнего падения. Динамика в будущем предполагается положительная при росте цен благодаря инфляции, общему росту цен на продукты потребления в России и постепенному восстановлению цены на кофе в мире вообще.

Легковые автомобили до 2009 года показывали уверенный рост. За 9 лет рост цены в 2,2 раза оказался отличным результатом пока спрос на автомобили резко не упал. Падение было столь высоким, что снижение цен легко перекрыло повышение акциз и инфляцию. Даже в 2010 году, когда Россия уже окрепла после кризиса, спрос был невелик, что оставляло цены в отрицательной динамике.

После 2011 года мы наблюдаем рост цены до 2015 года, правда совсем небольшой. Это происходит по причине установления высоких ввозных пошлин и переноса производства автомобилей в Россию, для обхода данных пошлин. Снижается объем поставок легковых автомобилей в Россию.

На 2015 год происходит незначительное падение цены, при значительном росте инфляции. Сложившиеся тенденции по высоким барьерам в торговле, переносе производства и снижение спроса сильно ударили по цене автомобилей. В будущем предполагается снижение цены, если инфляция не будет слишком высокого уровня.

В общем, можно сказать, что цены в России на большинство товаров будут расти, особенно те, что оказались в списке санкций. На мировом рынке происходит рост потребления товаров на всех уровнях, особенно после падения в кризисные годы, однако, рост этот замедляется. Динамика положительная, но теряет свои темпы, подгоняясь только инфляцией.

В заключении можно сказать, что любое изменение на мировом рынке цен отражается и на российском рынке. Изучая общемировой рынок можно тем самым узнавать и положение на остальных рынка мира, ведь события затрагивают все страны, но с разной силой. Так при кризисе в кофейном производстве во всех странах наблюдалась отрицательная динамика цен, но во всех странах с разной скоростью и силой. Рассмотренные цены на товары различались с российскими только благодаря логистике и более высокому спросу, однако, после событий 2015 года, сюда вмешивается и другие факторы, как введение санкций, из-за которых требуется найти новых поставщиков и цены будут в России выше и растущая инфляция. В целом цены на товары в России опережают общемировые и такое будет продолжаться. иностранный экономический товарный тарифный

5. Краткая характеристика ООО "Руста-Брокер "

Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью "Русто-Брокер" .

Организационно - правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью.

Сокращенное название: ООО"Русто-Брокер" .

Место нахождения предприятия: г. Брянск, ул. 128 Стрелковой Дивизии, д.6.

Почтовый индекс: 180017

Организационная структура предприятия ООО "Русто-Брокер" представлена на рисунке (Рис. 3). Данная система является иерархической. Это означает создание системы прямого подчинения от высшего к низшему.

Анализируя рисунок мы можем сказать, что:

ѕ Директор является главой данной компании;

ѕ После директора действуют четыре лица - финансовый директор, главный бухгалтер, главный маркетолог, начальник отдела продаж;

ѕ Основой системы является штат декларантов и бухгарлтеров;

Услуги предоставляемые в качестве ВЭД ООО "Русто-Брокер" :

ѕ определение таможенной стоимости;

ѕ подготовка необходимых документов для оформления грузовой таможенной декларации;

ѕ оформление грузовой таможенной декларации;

ѕ разгрузка, выгрузка грузов на СВХ;

Рисунок 3 - Организационная структура предприятия ООО "Русто-Брокер"

ѕ Представительские. Как при совершении таможенных операций, так и при получении специальных лицензий;

ѕ Совершение операций в сфере ВЭД;

ѕ Группировка и присвоение кода товарам по номенклатуре;

ѕ Предварительный расчет таможенных платежей и сборов;

ѕ хранение грузов на СВХ.

Чтобы определить место компании в таможенной системе, рассмотрим размеры её ежемесечной чистой прибыли (Табл. 4)

Рассматривая данную таблицу, мы можем сказать следующее:

ѕ Прибыль может показаться небольшой, но нужно понимать, что компания относительно недавно (в 2013 году) начала осуществлять свою деятельность и еще не успела освоить рынок;

ѕ Прибыль является чистой и предприятие безубыточно, что уже хороший показатель;

ѕ Мы можем заметить, как значительно снизилась прибыль в марте-апреле 2014 года, это связанно с сезонностью перевозок (в это время объем снижается) и с введением санкций. Тогда компания потеряла значителью часть контактов с Европой;

ѕ Можно заметить, как выросла прибыль 2015 года, в сравнении с 2014 годом. Потери от введения санкций были преодалены, произошла переориентация на иные рынки. Особенно выросли перевозки в республику Беларусь и в Казахстан;

ѕ В декабре 2015 года мы фикусируем пик чистой прибыли в 1.8 млн.руб, что связанно с предновогодними поставками.

Прибыль компании обеспечивается разнообразными услугами. По каждой из услуг существуют определенные тарифы. Рассмотрим тарифы на услуги, предоставляемые ООО "Русто-Брокер" (Табл. 5)

Таблица 4 - Прибыль, полученная компанией ООО "Русто-Брокер" в период в 2014-2015 году

сентябрь

Основываясь на этих данных, мы можем сказать, что компания в масштабах России невелика и молода. Существует множество компаний с гораздо большей чистой прибылью, однако, в масштабах брянской области, данная фирма является самой крупной и быстро развивающейся.

У ООО "Русто-Брокер" есть контакты на поставки в такие страны Европы, как: Германия, Франция, Италия, Эстония, Латвия, Словакия, Венгрия, Польша, Литва, Чехия и Австрия.

Самый большой поток товаров, компания направляет из Германии, Польши и Венгрии. Больше всего товаров компания оформляет в страны Прибалтики.

В качестве итога, мы делаем вывод, что:

Таблица 5 - Тарифы компании ООО "Русто-Брокер"

Виды услуг

Тариф, руб.

Таможенное оформление:

Экспертиза документов для оформления ДТ

Регистрация документов в таможне

Оформление бланков: Основной лист ДТ

Добавочный лист ДТ

Основной лист ДТС

Добавочный лист ДТС

Основной лист КТС

Добавочный лист КТС

Подготовка Описи документов

Подготовка электронной копии ДТ, описи

Организация таможенного досмотра

Проведение таможенного оформления ДТ

Дополнительные услуги:

Подбор кода товара по ТН ВЭД в соответствии с представленными документами

Расчет таможенных платежей по каждому коду товара

Консультационные услуги

по договор.

Выезд сотрудников в профильные отделы таможни

от 4000,00 до 8000,00

Досмотр груза при сдаче на склад

Составление акта выдачи груза, др. документов

Копирование документов

Заключение

Мы изучили широкую тему "Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности".

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - это деятельность компании, государства или частного лица, которая имеет связь с иностранной стороной, при условии направленности данной деятельности на экономические цели.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это меры направленные на создание благоприятной экономической ситуации в стране, при стимулировании экономики и поступлений доходов от ВЭД в бюджет страны.

Регулирование предполагает две политики осуществления контроля за ВЭД, которая прямо влияет на тарифные и нетарифные методы:

ѕ Протекционизм. Это политика направленная на защиту отечественного рынка от иностранных товаров. Стимулируя отечественное производство, государство стимулирует экономическую жизнь в стране. Производители, получая большую прибыль при низкой конкуренции, начинают создавать новые рабочие места, что в свою очередь увеличивает рынок покупателей. Однако, эта политика порочна и ведет к росту цен на товары, снижает их качество.

ѕ Фритрейдерство. Политика направленная на либерализацию торговли. Пошлины устанавливаются на невысоком уровне, что снижает окончательную цену импорта на рынке. Это повышает конкурентную среду, а значит и качество товара. На рынке появляется большее разнообразие товара и появляется возможность заткнуть дефицит товаров. Однако, снижается отечественное производство, которое может вытесняться импортом.

В идеале требуется сохранять баланс, но на политику государства всё больше влияет глобализация и интеграция экономик (ВТО), а значит, мир движется в сторону свободной торговли.

Опционы данных политик являются тарифные и нетарифные методы регулирования.

Нетарифные методы делятся на прямые и косвенные.

ѕ Под прямыми понимается система квотирования (ограничения количества ввоза) и лицензирование (специальная документация на товары);

ѕ Под косвенными - создание барьера из фитосанитарного контроля, административные барьеры (долгие сроки получения лицензий) и меры на стимулирование экспорта (дешевые кредиты на производство).

Тарифные методы регулирования - это система таможенных пошлин, которые являются обязательной платой с ввозимы/вывозимых товаров. Размер пошлин регулируются государством, но может ограничиваться международными договорами и соглашениями.

Изучение динамики цены на отдельные товары (Мясо, свежее, замороженное, кроме куриного, кофе и легковые автомобили) показало разные результаты:

ѕ Динамика на мясо была положительной до кризиса 2008 года, но после короткого падения начинает быстро расти. Рост имеет дальнейшие перспективы;

ѕ Кофе росло до 2011 года, когда разразился кризис в данной отрасли и до 2015 года происходило падение цены. С 2016 года происходит постепенный рост цены на кофе;

ѕ Цены на легковые автомобили росли до кризисного 2008 года, но отрасль не могла оправится от потерь до 2011 года, отвечая небольшим падением. В 2016 году происходит новая волна падении цены, что продолжится и в будущем.

Дав краткую характеристику ООО "Рустро-Брокер", мы сделали вывод, что:

ѕ ООО "Русто-Брокер" является успешной компанией на российском рынке и является крупнейшим таможенным брокером на брянском рынке брокерских услуг;

ѕ ООО "Русто-Брокер" всегда обеспечивала чистую прибыль;

ѕ Данная компания обеспечивает грузопотоки в большую часть Европы и Азии;

ѕ Компания декларирует все виды товаров, но в основном находится в партнерских отношениях с компаниями, что поставляют электроприборы на российский рынок;

ѕ В будущем ожидается рост компании и её прибыли.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

2. Федеральный закон от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ " Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности" (с изменениями от декабря 2010г.) // КонсультантПлюс

4. Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации // КонсультантПлюс

5. Бакаева, О. Ю., Таможенное право: курс лекций / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. -- М. : РАП, Эксмо, 2012. -- 272 с.

6. Бекяшев, К.А., Таможенное право: учебник / К.А.Бекяшев, Е.Г.Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 360с.

7. Комментарий к Таможенному Кодексу Таможенного Союза (постатейный) под ред. А.Н. Козырина. - М.: "Проспект", 2013.

8.www.consultant.ru - справочная система Консультант Плюс

9. www.customs - Официальный сайт Федеральной таможенной службы.

10.www.garant.ru - справочная правовая система "ГАРАНТ".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и их классификация. Цели и задачи введения нетарифных мер. Меры прямого ограничения, квотирование, лицензирование, таможенные и административные формальности, иные нетарифные методы.

    презентация , добавлен 18.05.2010

    Сущность, виды и цель внешнеэкономической деятельности государства. История государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Регулирование ВЭД в Китае и Японии.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Понятие международной торговли. Платежный и торговый баланс. Валютная политика государства. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности. Режимы валютного курса. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Эволюция мировой валютной системы.

    шпаргалка , добавлен 04.02.2009

    Развитие лицензионной политики в Советском Союзе. История участия России в международной торговле технологиями. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Развитие внешней торговли России на мировых рынках высоких технологий.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2013

    Политика фритредерства и протекционизма. Протекционизм как теория внешнеэкономического поведения. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Тарифы на экспорт и импорт и нетарифные барьеры как наиболее распространенные протекционистские меры.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2010

    Основные методы регулирования внешнеторговой политики. Протекционизм и фритредерство. Специфика товарной структуры импорта, экспорта России. Участие страны во Всемирной Торговой Организации. Изменение внешнеторгового оборота в результате вступления в ВТО.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Понятие государственного регулирования внешней торговли, его роль в современном мире. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Особенности и инструменты государственного вмешательства во внешнюю торговлю в Европейском Союзе и в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2010

    Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой политики. Принципы, правила и функции ВТО. Анализ торгово-промышленной политики в отношении автопрома с учетом особенностей отрасли. Достижение целей протекционизма в российском автомобилестроении.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2014

    Сущность понятия "внешнеторговая политика". Тарифные и нетарифные инструменты ее проведения, методы и формы. Основные цели внешнеэкономической политики России в стратегическом плане для переходного этапа. Анализ динамики внешнеторгового сальдо страны.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Значение и сущность межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифное регулирование внешней торговли. Нетарифные ограничения ВЭД. Валютно-кредитное регулирование. Международные организации во внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объектом налогообложения, характером, происхождением, типами ставок и способа вычисления. Пошлина накладывается на таможенную стоимость

товара - нормальную цену товара, составляется на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, при которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе только примерно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны. Настоящая ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, исчисленный с учетом пошлин, наложенных на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки [б].

На практике таможенный тариф может быть в двух формах - в виде специфического и адвалорной пошлины.

Специфический тариф - это фиксированный таможенный тариф, величина которого устанавливается в определенной сумме, взимаемой с определенного количества товара (партии в штуках, весовые единицы) Это означает, что за каждую единицу товара импортер должен заплатить определенное пошлина, например, 80 долл. США за телефон или тона ржи .

Такие тарифы позволяют сравнительно легко собирать таможенный налог, поскольку для этого необходимо лишь информация о количестве товаров. Но эта пошлина имеет свои недостатки. Если стоимость товара составляет 800 долл. США, а размер специфического тарифа - 80 долл. США, значит тариф составляет 10% от стоимости товара. Но если уровень инфляции в стране внезапно меняется, что приведет к увеличению цены товара скажем до 1000 долл. США, то тогда фактическая ставка пошлины будет равен лишь 8 % его цены. Таким образом, защитное действие этого тарифа уменьшается .

Адвалерный тариф - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товаров и других предметов, которые облагаются пошлиной, размер которого определяется как фиксированная часть стоимости импортируемого товара, например 20%. . То есть, если товар стоит 300 долл. США, то импортер должен заплатить пошлину в размере 60 долл. США.

Очевидно, адвалорные лишено недостатков специфического тарифа: его величина находится в прямой зависимости от стоимости товара. Вместе с тем и его взимания связано с рядом проблем. С целью уменьшения пошлины импортер может сознательно занизить стоимость товара. С другой стороны, таможенные органы иногда пытаются завысить стоимость импорта, поскольку в этом случае увеличиваются доходы государства.

Таможенные тарифы также применяются в следующих формах:

Преференциальные тарифы - это импортная пошлина льготного характера, оно предоставляется исключительно в отношении отдельных категорий товаров на основании международных договоров. Этот тариф может применяться в течение определенного времени или постоянно .

В индустриально развитых странах существует также система преференций, которая предусматривает беспошлинный ввоз определенного перечня товаров из отдельных развивающихся стран. Но это касается только узкого круга стран указанных определенными договорами.

Есть также так называемый режим нации наибольшего благоприятствования, то есть такой торговый режим, который предусматривает предоставление данной конкретной стране таких же льгот в торговле, что и другим партнерам. Он также основывается на международных договорах, таких как договоры ВТО [б].

В некоторых странах также применяется транзитную пошлину. Однако его роль в современных условиях снижается. Оно устанавливается, как правило, лишь для покрытия расходов, связанных с контролем транзита иностранных грузов.



1. Введение……………………………………………………………………... 2

1. Тарифные методы регулирования внешней торговли……………………. 3

2. Понятие открытой и закрытой экономики……………………………….. 10

3. Задача 1……………………………………………………………………… 15

4. Задача 2……………………………………………………………………… 18

5. Список литературы…………………………………………………………. 24

Введение.

Существо­вание противодействующих друг другу государств, ста­вит перед правительствами задачу обес­печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, цель использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар­ных позиций.

Тарифные методы регулирования внешней торговли.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применятся как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических групп.Разумеется, чтов подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группы. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

По товарном обращению:

- Импортные (ввозные) пошлины – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

- Экспортные (вывозные) пошлины - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные (провозные) пошлины - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Международный транзит- это перевозки иностранных грузов, при которых пункт отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

По основе начисления:

- Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

- Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

- Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

- Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

По характеру применения:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – устанавливается для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Во- вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

По происхождению :

Автономная – пошлина, устанавливается на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами- внешнеторговыми партнерами.

Конвенционные (договорная) – устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения), такого как ГАТТ\ВТО. Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

По типам ставок :

Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.