Где произошло отречение николая 2 от престола. Последние сутки монархии. «во имя блага, спокойствия и спасения горячо любимой россии»

Итак, речь идет о приносимых за грехи народа двух козлах, один из которых, получивший жребий «Господу», закалывался, а другой, после исповедания над ним грехов, отсылался в пустыню. Наименование жребия второго козла ἀποπομπαῖος , «отпущенный» , о котором, собственно, и справляется у свт. Кирилла епископ Акакий, было неологизмом переводчиков Септуагинты, постаравшихся так передать этимологию соответствующего еврейского слова . Большинство же современных библеистов прочитывают стоящее в масоретском тексте לעזאזל как «Азазелю», видя здесь указание на личное имя некоего демона . Тем самым извлекается на свет следующее понимание законного установления: первое животное приносилось в жертву Богу, а второе демоническому существу. О бытовании подобного толкования в древности, помимо свт. Кирилла, свидетельствует блж. Феодорит ; так понимал указанное место император Юлиан Отступник, который отождествлял библейское ἀποπομπαῖος с ἀποτρόπαιος («отвращающий»), чем однозначно вводил это жертвоприношение в политеистическии контекст . Но именно против этого ложного толкования свт. Кирилл решительно протестует. И если всерьез принимать самоочевидный для церковной традиции принцип боговдохновенности и единства Священного Писания , его аргументация неопровержима. Не может быть и речи о том, что Сам Бог будто бы предписывал приносить жертвы демонам . Подлинный же смысл приношения двух козлов, как и всех ветхозаветных приношений, открывается только в свете «тайны Христовой», то есть Его искупительной жертвы. Лишь она может «снять покрывало», лежащее на писаниях пророка Моисея .

Сам святитель предлагает толкование исключительно типологическое и христоцентрическое. Согласно ему, жертва двух козлов является образом Христа, Который ради нас становится «грехом», или жертвой за грех (поскольку козел в Священном Писании обычно является образом грешника), то есть берет на Себя наши грехи и становится умилостивлением за них. Как человек (ἀνθρωπίνως ) Он умирает, а как Бог (θεϊκῶς ) – пребывает бесстрастным . Сходное значение имеет приносимая за исцелившегося прокаженного жертва двух птиц, одна из которых отпускалась . Последний образ дает важные дополнительные черты: приносятся пернатые, что говорит о небесном происхождении Бога Слова; отпускаемая птица омачивалась в крови птицы закланной, что свидетельствует об усвоении Словом искупительных страданий Его плоти . Святитель опровергает возможную дуалистическую интерпретацию прообразов: наличие двух жертвенных животных не означает, будто во Христе – «два Сына», поскольку их тождественность указывает на одного и того же Христа . В заключение приводится еще один ветхозаветный образ – жертвоприношение Авраама, но не с тем, чтобы дать его «духовное» толкование, которое, конечно же, известно святителю , а только чтобы указать на неизбежно свойственную «теням» закона ограниченность . В целом, послание епископу Акакию – одно из лучших в эпистолярном наследии свт. Кирилла, представляющее характерные черты его экзегезы, христологии и сотериологии, а также дающее прекрасную иллюстрацию того органичного единства, в каком находились его библейские толкования с его богословскими воззрениями.

Перевод выполнен по изданию Э. Шварца . Толкуемые места книги Левит (как и других ветхозаветных книг, не вошедших в издания П. Юнгерова) переведены непосредственно с греческого языка, будучи по возможности приближены к синодальному и славянскому (по «Елизаветинской» Библии) переводам . В остальных случаях Священное Писание Ветхого Завета цитируется преимущественно по переводу П. Юнгерова, Нового Завета по синодальному, отклонения от которых отражают особенности библейского текста у свт. Кирилла и его собственное понимание цитируемых мест .

Копия послания, написанного тем же (Кириллом), Акакию епископу об отпущенном

(1) Получив только что послания твоего преподобия, немало я утешился и, едва не обнявши, целовал их. Ведь до чего дошел я в мысли: показалось мне, будто нет между нами расстояния, ибо приветствий от близких довольно, чтобы внушить такое чувство. У меня так, но я убежден, что и у твоего богочестия не иначе. А коль скоро ты соизволил сообщить, что от меня требуются какие-нибудь рассуждения об «отпущенном», дабы через них ясным стало относящееся к нему таинство, я должен вот что сказать. Хотя у твоего острого ума хватает понятливости и широкого и достойного удивления познания Священных Писаний, так что излишне, пожалуй, кому-то другому рассуждать об этих вопросах, но поскольку мне совсем не в тягость изложить, что приходит и мне на ум, мы записали это: ведь не мог я отвергнуть твоего повеления. Если же нам случится немного погрешить против совершенной точности, будь снисходителен, ведь постижение труднодоступных мест, подлежащих рассмотрению , может оказаться затруднительным для объяснения и нелегким. Однако мы недалеки от упования, что по молитвам твоего богочестия и к этому управит нас Господь, Который открывает глубокое из тьмы , умудряет слепых и дает речь как Слово .

(2) Так вот, в книге Левит написано об отпущенном: И возьмет двух козлов и поставит их пред Господом у дверей скинии свидетельства, и возложит Аарон на двух козлов (жребии): один жребий Господу и другой жребий отпущенному, и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий Господу и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий отпущенного, поставит живым пред Господом, дабы совершить над ним очищение, чтобы отослать его в отпущение; отправит его в пустыню .

(3) И немного спустя: И заколет козла, который за народа, пред Господом, и принесет от крови его внутрь завесы, и сделает с кровью его то же, что сделал с кровью тельца, и покропит кровью его на умилостивилище по лицу умилостивилища, и очистит святое от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их за все грехи . И он сделает то же со скинией свидетельства, которая водружена у них, среди нечистоты их.

(4) Это о козле, которого закалывают и кровью которого освящают святую скинию, а о живом и отсылаемом говорится так: И приведет он живого козла, и возложит Аарон руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову живого козла, и отошлет его рукой нарочного человека в пустыню, и возьмет козел на себя преступления их в недоступную землю, и он отошлет его в пустыню .

(5) Итак, все Писание богодухновенно и полезно , ведь что бы ни произнес Бог, это непременно спасительно. И к тем, кто способен уразуметь значение истины, ее красота идет навстречу, озаряя ум ведением таинства христова, но если кто имеет ум недостаточно утвержденный, но как бы еще запинающийся и младенческий, у таковых даже превосходнейшие из рассматриваемых мест могут порой оказаться близкими к укоризне и обвинению. (6) И я говорю это, поскольку не без тщательного испытания прочитал написанное твоим богочестием. ведь некоторые у вас там рассудили, пожалуй, что, в то время как один из козлов был предназначен для посвящения и жертвы Богу, Который над всеми, другой отсылался какому-то «отпущенному», скверному и нечистому демону в пустыне, причем делалось это рукой священника и согласно законному постановлению. Отсюда выходит, что дело это нелепое и достойное смеха, но можно спросить тех, которые поняли его в таком смысле: разве не следовало лучше подумать вот над чем, а именно: как Творец, пребывающий за пределами всякого ума и слова, будучи по природе единственным Богом и Господом, мог допускать, чтобы в качестве некоего причастника Его Царства и славы был принят отступник сатана? Впрочем, мы ясно слышим, что Он говорит через одного из святых пророков: Славы Моей не дам иному . Если же закон, данный через премудрого Моисея, предписал, что посвящение, кто какое пожелает, необходимо приносить (Богу), и только Ему, и далее Сам изрекший закон возвестил, что скверным демонам также нужно воздавать славу, более всего подобающую (Богу), и только Ему, разве не противоречит Он собственным словам? Ведь от чего Он отрекался, это самое и повелел исполнять. Но крайне бессмысленно думать, будто Бог, властвующий над всем, пренебрегает надлежащей ему честью и славой и желает приписать ее другим, в то время как Он ясно вещает через Моисея: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи , – и: Да не будет у тебя других богов кроме Меня . (7) Поэтому и божественный Моисей тщательно сообразуется с суждениями вышними, от Бога, и говорит тем, кто от семени Израиля: И вот постановления и суды, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь отцов ваших дает вам в наследие во все дни, что вы будете жить на этой земле. Непременно истребите все места, где народы служили богам своим, которые вы наследуете, на высоких горах и на холмах и под ветвистым деревом. И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и рощи их срубите, и истуканы богов их сожгите огнем, и истребите имя их от места того . Как возможно было, чтобы Тот, Кто через Моисея повелевает переходить от эллинского обмана к свету истины и заодно испепелять отведенные идолам места, сносить жертвенники и срубать рощи, дабы никакого следа не осталось от их мерзостей, чтобы Он делился с ними славой, как я сказал прежде, и даже пришел к такому мнению, что самих уготованных Ему для священнодействия (животных) предписывает приносить им в жертву, отправляя в пустыню одного из козлов? И это при том, что Он сурово обвинял Израиля, сотворившего себе тельца в пустыне, говоря божественному Моисею: Ступай, быстро спустись отсюда, ибо совершил беззаконие народ твой, который ты вывел из земли Египетской... сделали себе идолов . (8) А также и приобщившимся к Ваал-Фегору, когда они блудили с моавитскими женами, телесной красотой увлеченные к отступничеству, горькое, как видим, уготовал наказание, ибо немалое число их по этой причине погибло . Отнюдь не маловажное было бы обвинение Божественному и безукоризненному совету, если пали и погибли те, кто поклонялись чужим богам, и в то же время Сам разгневавшийся на отступников повелел почтить дарами и жертвами нечистую и противную силу, которая названа «отпущенным», как, вероятно, скажут некоторые, не видящие внутренними очами ума смысла Священных Писаний . (9) Мы же, направив ум к Божественным прорицаниям без всякого небрежения и беспечности, но, напротив, тщательно и, насколько возможно, бдительно, постараемся разыскать достойную удивления красоту истины. И мы-то утверждаем, что всего при ниспровержении многобожного заблуждения и при просвещении тех, кто во тьме , возвестив закон древним через Моисея, никоим образом не потерпел бы, чтобы появились путь и дверь, а тем более научающий тому, что следует почитать нечистых демонов. Но тщательно исследуя находящееся в боговдохновенных Писаниях, мы найдем сокрытую истину; и прилично было бы всматривающимся в тени закона сказать то, что так верно изречено одним из святых пророков: Кто премудр и уразумеет это? И (кто) разумен и узнает это? Ибо закон имеет тень будущих благ, а не самый образ вещей , как написано; тени разве что с трудом рождают истину, но не являются, конечно, самой истиной. Поэтому и божественный Моисей полагал покрывало на лице свое и так обращался к сынам Израиля, едва ли не возопив тем самым, что красоту произносимых через него пророчеств можно рассмотреть вовсе не во внешних образах, но в сокровенных внутри созерцаниях. (10) Так давай же, отняв тень от закона и освободив лицо Моисея от внешних покровов, узрим обнаженную истину. Итак, он повелел, чтобы были приведены два козла и писались два жребия для них, так чтобы один из козлов был наименован Господом, а другой отпущенным. Следовательно, имена для козлов Господь и отпущенный, а обозначается через обоих один и единственный Сын и Господь . Каким же образом? Скажем по возможности, обращая внимание на точность рассматриваемых мест. Так вот, козлы были жертвой за грех, согласно решению закона. Ибо боговдохновенное Писание во многих местах уподобляет праведника овце, а того, кто предан греху, козе. И по какой причине? Дело в том, что праведник преисполнен отличиями в добродетели и его справедливо можно считать плодоносным, овца же приносит шерсть, и именно поэтому он с полным основанием сравнивается с овцой. Душу же того, кто согрешает, можно увидеть обнаженной, бесплодной и лишенной благих дел. Следовательно, ее образ коза, и это животное бесполезное и уступает овце в цене. Поэтому и Господь наш говорит: Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую . И тем, которые по правую сторону, поскольку они имеют плоды праведности, Он возвращает уготованное им Царство , а вот на тех, которые по левую сторону, Он наведет огонь, кару и приличные наказания . (11) Итак, козел закалывался за грех, и ты научишься этому из закона, который ясно говорит: А если согрешит начальник, и невольно сделает что-то против заповедей Господа Бога их , чего не надлежало делать, и согрешит, и преступит, и станет известен ему грех, которым он согрешил, пусть принесет он дар свой, козла от коз , мужеский пол без порока . Сказал же и Сам Бог, Который над всеми, о тех, кому на долю досталось священство: Грехами народа Моего они кормятся , то есть жертвами за грех; ведь приношения Господу часть и удел священникам, согласно написанному . Поэтому Христос стал жертвой за грехи наши, по Писанию , и ради этой причины, говорим мы, Он наименован грехом. Ведь пишет премудрый Павел, что не знавшего греха Он, разумеется и Отец, сделал ради нас грехом . Мы ведь не говорим, что Христос стал грешным, да не будет! но что Его, хотя Он был праведным, вернее же, Сам по себе был праведностью (ведь Он не знал прегрешений), Отец сделал жертвой за прегрешения мира и Он причтен к беззаконникам , получив жребий, более всего надлежащий беззаконникам. И в этом удостоверяет божественный пророк Исаия, говоря, что все мы, как овцы, блуждали, каждый заблудился со своего пути, и Господь предал Его за грехи наши , и Он страждет за нас, и язвою Его мы исцелились . Пишет и премудрый Петр, что Он грехи наши вознес телом Своим на древо . (12) Следовательно, хотя тяготел над живущими на земле жребий необходимость претерпеть как из-за преступления в Адаме, так и по причине господствующего от него и вплоть до нас греха, но Слово от Бога Отца, богатое в милости и человеколюбии, стало плотью, то есть человеком, сообразным нам, которые под грехом, и на Себя приняло наш жребий. Ведь как пишет превосходнейший Павел, Он по благодати Божией за всех вкусил смерть , и выкупом обманной жизни сделал Свою душу, и умер за всех, чтобы все жили для Бога, освящаемые и оживотворяемые Кровью Его и оправдываемые даром по данной от Него благодати. Ведь, как пишет блаженный евангелист Иоанн, Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха . (13) Итак, имя закалываемому козлу Господь, он получал по жребию заклание, и эта святая и священная жертва была образом Христа, Который не ради Себя умирает, но, как я сказал, за нас и освящает собственной Кровью. Ибо заколет, сказано, козла, который за грех народа, пред Господом, и принесет от крови его внутрь завесы, и покропит кровью его на умилостивилище по лицу умилостивилища, и очистит святое от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их за все грехи. И он сделает то же со скинией свидетельства, которая водружена у них, среди нечистоты их . Ведь Господь вошел в Святое святых не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез Свою Кровь обретя вечное искупление и освящая, как я сказал, более истинную скинию, то есть и все, что в Ией. Ведь пишет божественный Павел, что Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат , и еще в другом месте: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву в благоухание приятное . Поэтому надлежит видеть в закалываемом козле Еммануила, претерпевшего плоти, хотя и для разрушения смерти и греха. Ведь он был в мертвых свободным , то есть недоступным для грехов и не подлежащим вместе с нами смертному приговору.

(14) Так узрим же Его в другом козле, живом и отправляемом в пустыню: что Он, страдая как человек, не страдал как Бог, и что Он при умерщвлении плоти был сильнее смерти, и что Он не остается вместе с нами во гробе, и что не удерживается вратами смерти вместе с другими, как то измышляют иудеи. Ведь говорит Его ученик: Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления , ибо Он ожил, расхитив ад и узникам сказав: Выходите, и тем, которые во тьме: Откройтесь , и взлетел к вышнему на небесах Отцу, в недоступную для людей землю , Сам на Себя восприняв грехи наши и будучи умилостивлением за них. Ведь божественный Иоанн пишет уверовавшим в Него: Дети! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и (за грехи) всего мира . (15) Но я думаю, что необходимо привести соответствующее место из законных Писаний для напоминания слушателям, а оно таково: И приведет он живого козла, и возложит Аарон руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову живого козла, и отошлет его рукой нарочного человека в пустыню . Так заметь же, что хотя первый козел закалывается, другой многократно называется живым; ведь через обоих описывался, как я сказал, один и единственный Сын и Господь в страдании Своей плоти и вне страдания, в смерти и выше смерти. Ибо живым было Слово Божие, даже когда вкушала смерть святая Его плоть, и Оно пребыло бесстрастным, хотя и усваивает страдание собственной плоти, и относит его к Себе.

(16) Можно увидеть, что это великое и глубокое таинство описывается в книге Левит и другим образом. Закон, данный через Моисея, объявляет прокаженного оскверненным и предписывает высылать его из стана как нечистого. Если же ему случится освободиться от болезни, он повелевает, что тогда его надлежит принимать, и при этом говорит: Вот закон о прокаженном, в тот день, когда он очистится и приведут его к священнику. И священник выйдет вон из стана, и священник увидит: и вот, он исцелился от болезни прокажения, и прикажет священник, и возьмут для очищенного двух птиц живых чистых . И прикажет священник заколоть одну птицу в глиняном сосуде над живою водою, и возьмет он птицу живую , и омочит в крови птицы заколотой над живою водою, и покропит на очищенного прокаженного семь раз, и он будет чист, и отпустит живую птицу в поле . Итак, брались двое пернатых, притом непорочных, то есть чистых и не дающих никакого повода к обвинению, разумеется, со стороны закона. И в то время как одно из них закалывалось «над живою водою», другое, остающееся вне заклания и затем омоченное в крови погибшего над водою живою, точно таким же образом, как и козел, отсылалось в пустыню. И в этом месте образ опять-таки может указывать нам на великое и священное таинство нашего Спасителя. (17) Ведь (Бог) Слово был свыше, то есть от Отца и с небес (потому-то Он вполне справедливо и уподобляется пернатому), но по домостроительству Он снизошел до подобия с нами и принял образ раба ; впрочем, даже так Он был свыше. Ибо Он ясно говорил, обращаясь к иудеям: Вы от нижних, Я от вышних. Я не от мира сего . И еще: Никто не восходил на небо, как только Сын Человеческий . Ведь, как я только что сказал, даже став плотью, то есть совершенным человеком, Он не был земным или перстным, как мы, но небесным и высшим мира, насколько Он мыслится Богом. Однако можно видеть в птицах, как и в козлах, что хотя Он пострадал плотью , по Писаниям, но пребывал и за пределами страдания и, умирая как человек, Он продолжал жить как Бог, ибо Слово было жизнью . Ведь премудрый ученик говорил, что Он был умерщвлен по плоти, но ожил духом . (18) И все же, хотя и недоступно было Слову претерпеть в собственной природе, однако Оно усваивает Себе страдание Своей плоти, как я уже сказал прежде. В самом деле, живая птица окуналась в крови погибшей, а смешавшись с кровью и едва ли не став сообщницей страдания, отсылалась в пустыню. Ведь взошло на небеса Единородное Слово Божие вместе с соединившейся с Ним плотью, и чудным было это зрелище на небесах. Ибо изумлялось множество святых ангелов, видя в подобном нам облике Царя славы и Господа сил. И они даже говорили: Кто этот пришедший из Едома, то есть с земли, в червленых ризах из Восора? А Восор толкуется как плоть или стеснение и скорбь. И они расспрашивали Его: Что это за язвы на руках твоих? Он же (отвечал) к ним: Их наложили Мне в дому возлюбленного Моего . Ведь как неверующему Фоме по особенному домостроительству после Воскресения из мертвых Он показывал руки и на них следы от гвоздей, а также повелел осязать раны в ребрах, так и оказавшись на небе Он уверил святых ангелов, что справедливо был отвержен и отпал от Его дружбы возлюбленный Израиль. Поэтому Он показывал смешанные с кровью одежды и раны на руках не так, будто не мог избавиться от них (ибо, восстав из мертвых, Он отложил тление и все, что от него проистекало), но, как я сказал, дабы по домостроительству ныне соделалась известною чрез начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе , ведь так пишет священнейший Павел.

(19) Таким образом, как посредством козлов премудро описывалось таинство Христа, так и через птиц. Но, вероятно, кто-нибудь спросит: почему тогда говоришь ты, что есть один и Тот же самый Сын и Господь , хотя приводились два козла и две птицы? Не указал ли, скорее, закон очевидным образом, что непременно есть два Сына и Христа? И некоторые уже дошли до такого нечестия, что думают и утверждают, будто один Христос это Само по себе Слово от Бога Отца, а другой Тот, Кто от семени Давида. Но мы говорим тем, которые от своего невежества полагают, будто это так: божественный Павел пишет: Один Господь, одна вера, одно крещение . Стало быть, если вы говорите, что есть два Сына, тогда непременно будет и два Господа, и две веры, и столько же крещений. Лжецом тогда окажется тот, кто, по его словам, имел в себе говорящим Христа . Но не так это, да не будет! Один, конечно, Господь и одна вера, одно крещение, ибо мы веруем «в единого Господа Иисуса Христа», то есть в Единородное Слово Божие, вочеловечившееся и воплотившееся. Поэтому мы и в Его крестимся, и только Его знаем Господом, как Бога, не полагая по отдельности человека и Бога, но настаивая на том, что Само, как я сказал, Слово от Бога Отца стало человеком, притом что Оно осталось Богом. Ведь Оно непреложно и неизменно по природе. (20) Пусть же скажут противники: если они утверждают, что есть два Сына, один Сам по себе, тот, кто от семени Давида, и другой, также в отдельности, Слово от Бога Отца, то Слово от Бога Отца по природе не лучше ли того, кто от семени Давида, и даже несравненно его превосходит? Ибо что такое природа человека в отношении природы Божественной и высочайшей? Но я думаю, что они и нехотя скажут, что Слово от Бога Отца лучше по природе. Тогда что нам делать, если мы видим козлов не разной природы между собой, но, напротив, принадлежащих к одному виду и ни в чем не отличающихся по тому, что они есть? Тот же самый довод можно привести и в отношении двух птиц. Пусть тогда они согласятся, на основании одного вида козлов или птиц, что ни в чем не отличается от человека Слово Божие. Но они не потерпят, как я думаю, такой мысли, ибо столь велико расстояние между Божеством и человечеством. Так позволим же, чтобы примеры понимались в приличном для них смысле, ибо они намного уступают истинным вещам и бывает, что лишь частично показывают обозначаемое ими. И мы утверждаем, что закон был тенью, образом и как бы рисунком, предложенным к зрению тех, кто видит предмет. Искусству же рисующих на картине свойственно то, что сперва чертятся тени, на которые затем наносятся цветные краски, и тогда уже проступает красота рисунка . Так вот, надлежало данному через Моисея закону, когда он желал ясно описать таинство Христа, открыть Его не через одного из козлов или птиц, умиравшего и одновременно живого, чтобы не мнилось происходящее чем-то вроде сценического чуда, но хотя он в одном (животном) принимал Его как бы претерпевающим заклание, посредством другого он открывал, что Тот же самый жив и отпускается.

(21) но дабы доказать, что наше рассуждение об этом не выходит за пределы справедливого, я считаю нужным привести сюда и другой образ, кроме тех, о которых сказал. Итак, в книге мироустройства написано: И было после сих событий, искушал Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам! Он сказал: вот я. И сказал Он: возьми сына твоего возлюбленного, которого ты любишь, Исаака, и иди на землю высокую, и принеси там его во всесожжение на одной из гор, о которой Я тебе скажу. Он встал поутру, оседлал осла своего, взял с собою двух слуг и Исаака, сына своего, и наколов дров для всесожжения, встал, пошел и в третий день пришел на место, о котором сказал ему Бог. И подняв глаза свои, Авраам издали увидел (это) место. И сказал Авраам слугам своим: останьтесь здесь с ослом, а я с сыном пойдем туда и, поклонившись, возвратимся к вам. И он взял дрова для всесожжения и положил на Исаака сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе . И немного спустя: И устроил там Авраам жертвенник, и положил дрова, и связав Исаака, сына своего, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, чтобы взять нож и заклать сына своего . (22) Так вот, если бы кто-то из нас пожелал увидеть историю об Аврааме написанной на картине, то как мог бы изобразить его живописец? Неужели сразу делающим все рассказанное или же поочередно и по-разному, то есть того же самого (Авраама) в различном виде и многократно? Я имею в виду, примерно так: сперва севшим на осла, взявшим сына и сопровождаемым слугами; затем нагрузившим дрова на Исаака и держащим в руках нож и огонь, притом что осел вместе со слугами остался внизу; а также в другом месте и в другом виде: его же, связавшего отрока поверх дров и взявшего нож, чтобы произвести заклание. Однако Авраам, видимый многократно и по-разному, не был то одним, то другим, но он тот же самый повсюду, хотя искусство живописца всегда применяется к требованиям (изображаемых) вещей. Ведь не было приличным или, во всяком случае, возможным видеть его сразу же делающим все рассказанное. (23) Итак, закон был рисунком и образами действительных вещей, которые с трудом рождали истину, так что, хотя была необходимость для показания таинства Христа привести двух козлов и хотя было две птицы, Он был одним в обеих: в страдании и вне страдания, в смерти и выше смерти, восходящим на небеса, словно некий второй начаток человечества, обновляемого к бессмертию. Ведь Он возобновил для нас вышнюю стезю, и мы в свое время последуем за Ним. Ибо Он говорит: Я иду приготовить место вам, и приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я . Таково у нас истинное упование.

(24) Итак, я написал то, что понял, но твое богочестие способно привнести в написанное и более точное исследование, чтобы, если случится отыскать что-то лучшее, доставить пользу как нам, так и тамошнему народу. Ведь Христос Тот, Кто открывает глубокое и посылает в сердца разумение; ведь в Нем и у Него сокрыты все сокровища премудрости и ведения ; через Него и с Ним Богу и Отцу сила и держава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Библиография

Ранович 1990 – Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

Е́vieux 1985 – Е́ vieux P. Introduction // Cyrille d’Alexandrie. Contre Julien. P., 1985. Vol. 1. Livres I, II (SC 322). P. 9–72.

Guinot 1988 Guinot J.-N. L’ exegese du bouc emissaire chez Cyrille d’Alexan­drie et Théodoret de Cyr // Augustinianum. 1988. Vol. 28. P. 603–630. Kopallik 1881 Kopallik J. Cyrillus von Alexandrien. Mainz, 1881.

La Bible d’Alexandrie. 1988 La Bible d’Alexandrie. Vol. 3. Le Levitique / Traduction du texte grec de la Septante, introduction et notes par P. Harle, D. Pralon. P., 1988.

St. Cyril of Alexandria. On the scapegoat. Epistle to Acacius, Bishop of Scythopolis (traslated from Ancient Greek, an introduction with notes by hieromonk Theodore (Yulaev))

The publication offers a first Russian translation of the Epistle by St. Cyril of Alexandria containing an interpretation of the sacrifice as described in Leviticus. The introduction sheds light on the addressee’s identity and on the time of writing. It also provides a survey of the contents of the Epistle. The author notes the typological character of the proposed interpretation and its close connection with the Saint’s christological and soteriological views. The author also mentions other typological interpretations of this excerpt in the writings of the Early Fathers.

Мы постоянно помимо своей воли становимся свидетелями грубых действий почти каждый раз, когда попадаем в людные места, и нам настолько не нравится признаваться в этом, что мы просто уже привыкли к хамству людей и отсутствию у них должного воспитания. Тем не менее есть одно место, где людям нужно сосредоточиться на вежливости и придерживаться порядка, - это церковь.

Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных поступков в церкви, который нужно изучить, прежде чем прийти на следующее богослужение.

Пользуетесь тяжелыми духами

В первую очередь помните, что у многих людей проявляется аллергия на аромат, так что будьте внимательны к ним и не пользуйтесь парфюмами, когда идете в церковь. Во-вторых, если бы все пользовались своими любимыми духами, то в церкви комбинация могла бы быть токсичной.

Наводите красоту

Церковь - это не место, где можно обрезать ногти или наносить макияж. Сделайте это у себя дома, прежде чем идти в церковь. Неприятно слышать типичный щелчок от сломанного ногтя или царапающий звук пилочки для ногтей от человека, который сидит позади вас.

Стоять, когда все остальные сидят (или наоборот)

Нет, это не глупая игра, в которую мы играем, когда стоим, чтобы читать молитвы или петь определенные псалмы. Есть причины, по которым мы встаем или садимся во время службы. Если вы не знаете, почему нужно поступать так или иначе, спросите своего священника или одного из работников церкви.

Вы занимаете больше одного места в переполненной церкви

Если в вашей церкви достаточно свободных мест, то можете этим воспользоваться. Положите пальто и сумочку на место рядом с вами. Однако во время определенных служб многие церкви переполнены. Если вы видите переполненное святилище, уберите свои личные вещи и позвольте кому-то еще занять это место.

Носите большую шляпу или что-нибудь еще, что мешает кому-то смотреть

Если вы любите большие шляпы, все в порядке. Просто если вы носите такие головные уборы, то старайтесь во время службы не сидеть в первом ряду. Снимите свой головной убор, чтобы люди позади вас могли видеть священника, а не вашу спину.

Прибытие в конце

Прежде чем отправиться в церковь, узнайте, в какое время начинается служба. И затем сделайте все, что в ваших силах, чтобы прибыть вовремя. Если по какой-то причине вы опаздываете и не можете добраться до начала службы, незаметно проскользните через заднюю дверь и найдите место в самом конце.

Обсуждение во время проповеди

Если чьи-то волосы не горят, кто-то только что не упал и не может встать, не говорите во время церковной службы. Люди там, чтобы молиться, а не слушать ненужные разговоры на посторонние темы. Подождите, пока закончится служба, прежде чем начать разговор с кем-то.

Текстовые сообщения или разговор по телефону

Поставьте свой телефон на тихий или беззвучный режим, еще лучше - выключите его, прежде чем вы войдете в святилище. Говорить и писать тексты во время службы - это грубость. Единственное, что приемлемо делать на любом электронном устройстве - это перейти к стиху из Священного Писания в загруженной Библии.

Проявление романтической привязанности

Посещение церкви с кем-то, кого вы любите, романтично, замечательно и мило. Всегда приятно иметь похожие духовные взгляды с человеком, которого вы любите. Однако вы должны воздерживаться от всех публичных проявлений привязанности. Подождите, пока не покинете церковь. А потом любезничайте уже столько, сколько хотите.

Вздремнуть в таком месте - это верх неприличия

Если у вас нет медицинского диагноза, такого как, например, нарколепсия, то бодрствуйте и ни в коем случае не зевайте. Это просто неприемлемо, когда люди зевают и запрокидывают голову, чтобы вздремнуть. И если вы храпите, то хуже уже некуда.

Потеря контроля над детьми

Если вы решили привести взрослых детей и малышей в церковь, сядьте как можно дальше ото всех, чтобы вы могли убрать ребенка, вывести его на улицу, если он вдруг заплачет. Некоторые церкви предлагают «детскую церковь», где ребятишки изучают духовный урок на своем уровне. Другие церкви приветствуют присутствие всей семьи во время служения, но предлагают так называемую комнату для криков. Родители могут принести своих малышей в звукоизолированную комнату с громкоговорителями.

Реакция многих евангельских христиан на мою публикацию о "царе Путине" ожидаема. И хорошо, что люди выражают свое мнение, начинают думать об этом. Критики моей публикации, в том числе говорят и о том, что Россия не избирала Путина царем, а президентом. Да, согласен. Но имеет ли право на существование в литературе образный язык? Так что оставим придирки в стороне, а поговорим по существу.

Думаю, что большинство чиновников, которые управляют теперь странами СНГ в прошлом имели косвенное или прямое отношение к гонениям на верующих. Значит ли это, что теперь верующие должны их игнорировать, не почитать и пренебрегать ими? Хочу сказать, что мы евангельские христиане вынесли из прошлого из времен СССР отрицательное отношение к властям. И я неоднократно на практике видел, что отношение теперешних властей часто к нам намного лучше (я имею само настроение или дух), чем наше к ним.
Христианам естественно открывать Библию и на ее основании приходить к каким-то выводам. Цель моей публикации в том, чтобы мы задумались о своих протестных настроениях насколько же они перед Богом правильны и именно на основании Библии?
Итак, давайте откроем вначале Новый Завет и найдем все, что касается начальствующих и царей и каково должно быть наше отношение к ним. Но прежде всего необходимо сказать, что римские и иудейские правители не были слишком благосклонны к христианам первого века. Так, царь Ирод Великий хотел убить младенца Иисуса, его потомок и тоже царь Ирод казнил апостола Иакова и хотел тоже самое сделать с Петром. Апостол Павел в конечном счете был приговорен к смертной казни, за свое свидетельство о Христе. Так что ситуация не простая...
Что же эти наши братья, которые сложили свои головы за свидетельство Христово, советовали своим подопечным? Самое первое, что встречается в Деяниях Святых Апостолов:
"Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам". (Деян.5:29). Это главный принцип, который мы должны соблюдать во всей нашей христианской жизни. Так что здесь спора нет. Правда бывает так, что христиане стараются "натянуть" это правило на все мыслимые и не мыслимые случаи. К примеру, начальник гаража говорит водителю, чтобы он подмел гараж. Но тот может стать в позу и сказать, что это ведь несправедливо! Это не входит в его обязанности! А Бог ведь на стороне справедливости! И таким образом, христианин вместо простой покорности, которая поощряется Богом, прямо или косвенно заявляет, что якобы Бог ему повелевает так поступать и должно повиноваться более Богу нежели человекам. Мы понимаем, что Петр и апостолы имели в виду совершенно другое.
Иисус Христос провозгласил тот же самый принцип: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". (Мар.12:17). Если кесарь посягает на Божье, тогда мы твердо можем сказать ему: "Нет!"
Но обратимся к другим отрывкам Священного Писания:
"Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым". (1Пет.2:13-18).
Обратите внимание на слова "всякому человеческому начальству". Так что здесь нет исключения кем был человек в прошлом, какой он сегодня, но если его требование не противоречит повелению Божьему, мы должны относиться к нему положительно. Но как покоряться тому, кто захватил власть несправедливо, при этом убив своих даже единокровных? Такое было повсеместно в древние времена... Но вот человек стал кесарем и он включен в это слово "всякому".
Слуги, согласно Апостолу Петру, должны повиноваться господам не только добрым и кротким, но и суровым. И все это для того чтобы не поносилось Имя Господне и, чтобы делая добро, заграждать уста невежествующим людям. Де-факто Путин является президентом России, но некоторые позволяют себе заявлять, что он для них не президент и они не должны ему покоряться. Я лично не понимаю такой позиции...
Апостол Павел утверждает мысль о покорности властям, если это не противоречит Слову Божьему: "Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга". ( Тит.3:1-3).
Как видим, апостол заявляет, что мы были когда-то несмысленны и непокорны. Заметьте, что Павел повелевает никого не злословить. Я лично виновен против этого повеления. И вижу, что из сердец многих верующих изливается очень много словесного яда в том числе и в отношении начальствующих.
О злословии начальствующих не преминул сказать и апостол Петр: "То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда". (2Пет.2:9-11).
Ему вторит апостол Иуда: "Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: `да запретит тебе Господь". А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. (Иуд.1:7-10).
Не наше это дело заниматься черным пиаром. Нам дана задача нести добрую весть людям!
Ну и нельзя обойти стороной послание к Римлянам: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" . (Рим.13:1-7).
Думаю, что к этому отрывку Писания комментарии не нужны. Апостолы не ведут дискуссию о том как человек пришел к власти, кем он был до этого? И понятно, что у власти того времени стояли язычники, которые не признавали ни Бога, ни Христа и приходили к власти часто путем насилия. Но в апостольских повелениях нет исключения. Важно выделить одно правило, провозглашенное апостолом Павлом: "Противящиеся сами навлекут на себя осуждение". Очень часто так бывает, что будучи увлечены политиками, которые тоже борются за власть, простодушные христиане навлекают на себя осуждение и не только на себя, но и на всю церковь, особенно, если "противящимся" является священнослужитель.
Премудрый Соломон дает сыну своему совет: "Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?" (Прит.24:21,22).
Живя в Беларуси мы, евангельские христиане, испытываем тоже многие, мягко говоря, неудобства, в том числе и от властей. Мне не нравится и Закон Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях", который ограничивает распространение Евангелия по всей Беларуси и я не намерен в этом отношении подчиняться ему. Но я понимаю, что наше отношение к властям должно быть не негативным, а позитивным. Апостол Павел, обращаясь к Тимофею ведь не зря говорит: "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". (1Тим.2:1-4).
Бог хочет, чтобы были спасены и представители власти, в том числе и цари или президенты, если так удобней читается в современном переводе. Воюя против власти мы не сможем правильно за них молиться и не сможем донести им светочь Евангельской Истины, а только навлечем на себя осуждение.

Всего результатов: 8. Показано с 1 по 8.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ЕВРЕЕВ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ЕВРЕЕВ. Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода, мы видим из Свящ. Писания, что сыновья наших прародителей приносят Богу жертвы (минхаг): Каин от плодов земли, которую он возделывал, а Авель от тука первенцев стад, кои он раз водил (Быт 4:3). Патр. Ной после потопа в благодарность Богу за свое спасение приносить жертву всесожжения от всякого чистого скота и от всякой чистой птицы (Быт 8:20). Точно также патриархи сооружали жертвенники на местах Богоявлений для принесения жертв и призывания имени Божия (Быт 12:7, 13:4, 26:25 и др.). До времен Моисея побуждением и основною мыслию жертвы является не столько чувство виновности или греха, удаляющего человека от Бога, сколько влечение любви и благодарности к Богу за полученные от Него благодеяния. В первый раз с грехозаглаждающим значением жертвы мы встречаемся при принесении всесожжения Иовом за его детей (Иов 1:5) и за его трех друзей (42:8). Такое же значение жертвы встречаем в словах Моисея Фараону о жертвах в пустыне (Исх 10:25). Вообще же ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. Закон определял не только материал для жертв и обращение с ними, но и уставлял различные роды и виды жертв для различных отношений Израильтян. Материалом для жертв служили частью животные, частью произведения царства растительно го. Жертвенными животными обоих полов были: рогатый скот (бык, вол, теленок) и мелкий скот (козы и овцы), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (Чис 15:5, 6, 28:11). Затем - птицы, именно горлицы и молодые голуби (Лев 1:14). Относительно качеств жертвенных животных требовались: известный возраст (Лев 22:27-29) - из мелкого скота он должен быть одно летним (Исх 12:5), а из крупного трехлетним; а в особенности требовалась телесная беспорочность: они долженствовали быть без всяких недостатков и не могли быть жертвенными животными слепые, изувеченные, с переломанными членами, кастрированные и т.п. (Лев 22:20-24). Жертвы Богу из растительных произведений состояли из хлеба, мяса, ладана, соли и вина. Первый приносился в жертву и колосьями (Лев 2:14), высушенными на огне и рас толченными, и пшеничною мукою (Лев 2:1), с воз литым на нее елеем и положенным ладаном, и пресным хлебом (Лев 2:2 и др.) и пшеничною мукою, приготовленною в горшке с елеем (Лев 2:7). Каждая хлебная жертва должна была быть посыпана солью (Лев 2:13, Мк 9:49) и не могла быть кислою: кислое тесто и мед не должны были воспламеняться на огне Иеговы (Лев 2:11). Наконец, для жертв возлияния употреблялось вино, по всей вероятности темно-красного цвета. С жертвенным животным, предназначенным для заклания, поступали обыкновенно таким образом: его приводили пред двери святилища, т.е. к жертвеннику пред Скиниею, или храмом (Лев 1:3, 4:4), и приносящий жертву клал свою руку на голову животного и закалывал его на северной стороне жертвенника (Лев 1:4-11, 3:2-8 и др.); затем священник собирал кровь в сосуд и кропил ею иногда бока жертвенника, иногда роги оного, иногда роги кадильного алтаря и пр., остальная же кровь выливалась у подножия жертвенника все сожжении (Исх 29:12, Лев 4:7, 18). Затем приносящий жертву сдирал с животного кожу и рассекал жертву на части (Лев 1:6, 8:20); рассеченные части священник клал на жертвенник и сжигал или все, или только тук (жирные части). В последнем случае остальное мясо иногда сжигалось вне стана, иногда съедалось священниками, а частью и приносителем. При принесении в жертву голубей, священник сам свертывал им голову и кровь выцеживал на стену жертвенника, потом отделял зоб с нечистотою и бросал в пепельную кучу подле жертвенника, преломлял птицу в крыльях, не отделяя их и наконец сжигал на жертвеннике (Лев 1:15 и след.). С растениями, если они приносились в жертву всесожжения, поступали так: священник брал часть принесенной муки с елеем, часть колосьев и лепешек и сжигал это на жертвеннике с фимиамом. Остальное доставалось священникам, но должно было съедаться не кислым, во дворе Скинии (Лев 2:2, 3:16, 6:6,11). Сжигалась вся мука с елеем только в том случае, если: приносящий жертву сам был священник. Если же растительный дар принадлежал к жертвам мирным или благодарения и состоял из пресных хлебов и др., то только одна лепешка из всего приношения предлагалась как возношение Иегове и переходила к священнику, кропившему кровью (Лев 7:11), остальная же часть истреблялась в праздничное время приносителями.Из жертв, приносимых Богу Евреями, отметим следующие:Жертва всесожжения (Быт 7:20, 22:2, Исх 29:42 и др.). Это была жертва среди Евреев самая обыкновенная и всеобщая. О ней в первый раз упоминается в Свящ. Писании при жертвоприношении Ноя, по выходе из ковчега (Быт 8:20). Она состояла в том, что сжигалось все жертвенное животное со всеми его частями, за исключением кожи. Подробности принесения жертвы, а также относительно животных и качеств их означены выше. Она означала собою, что приносящий сию жертву приносит в жертву все, всего себя, и душу и тело свое, и была преимущественным прообразом жертвы Христовой. Так Мессия имел некогда принести Себя в жертву за грехи людей для их спасения (Евр 2:9-14 и др.).Жертва греха. Принадлежа к разряду жертв умилостивительных, обе эти жертвы были тесно соединены между собою, хотя и составили два отдельные вида жертв. Жертва греха была различна по различию лица, за которое приносилась, и по степени греховности, которая имела быть очищена. Так например предписывался для жертвы телец - при посвящении священников и левитов (Исх 29:10, Чис 8:7-12), за первосвященника в великий день Очищения (Лев 16:36, 14:18-19), когда первосвященник согрешил к соблазну народа (Лев 4:3-12), или когда согрешило все общество (Лев 4:13,21); козел - в новомесячия и годовые праздники за грехи народа (Чис 28:22, 30), при освящении Скинии и храма (Чис 7:16-22, 1Езд 6:17); коза или агнца - за прегрешения кого либо из народа, за прегрешение по ошибке (Лев 4:27-32); однолетний агнец и овца однолетняя - при разрешении обета назореев (Чис 6:14, 16, 19) и при очищении прокаженного (Лев 14:10-19); горлица или молодой голубь - при очищении родильницы (Лев 12:6), жены страдавшей долгое время кровотечением (Лев 15:29 и др.), и в замен агнца для бедного при обыкновенных грехах (Лев 5:7); пшеничная мука - десятая часть ефы без елея и ладана, при обыкновенном грехе, для совершенно бедного, который не мог принести в жертву даже и голубя.Что касается самого приношения жертвы, то после умерщвления животного и возложения на него руки при жертве тельца за первосвященника или за все общество, семь раз кропилось кровью жертвы в святилище пред Иеговою против внутренней завесы, затем помазывались роги кадильного жертвенника, а оставшаяся кровь выливалась у подножия жертвенника всесожжении (Лев 4:25-30 и след.). После окропления кровью во всех жертвах за грех (исключая голубей) тук или жир и прочие тучные части отделялись от мяса и сжигались на жертвеннике (Лев 4:8,10,19,29 и др.). Прочие части жертвенного мяса, в тех случаях, когда кровь вносилась во Святилище и Св. Святых, вместе с кожею, головою, ногами, внутренностями и нечистотою сжигались вне стана или города на чистом месте, где выбрасывался жертвенный пепел (Лев 4:20,21). При прочих же жертвах за грех, где кровь оставалась во дворе храма, мясо должно было съедаться священниками на святом месте, во дворе Скинии. Сосуды, в которых оно варилось, должно было разбить, если они были глиняные, а если медные, то по крайней мере вычистить песком и вымыть, одежду, на которую случайно попадала кровь жертвы, нужно было вымыть в святом месте (Лев 6:26-29). С жертвенными голубями поступали способом, указанным нами на предыдущей странице, Наконец из муки принесенной в жертву за грех, вместо птицы, священник брал полную горсть и сжигал ее на жертвеннике (Лев 5:12), остальное же принадлежало ему, как приношение хлебное (Лев 5:11-19).Жертва вины была назначена только для частных лиц и притом за такие преступления, которые хотя не были достойны смерти, требовали однако удовлетворительного наказания. Она состояла из овна, большею частью по оценке священника (Лев 5:15 и др.), или овцы, или козы, или ягненка (Лев 5:1-19, Чис 6:12). По заклании животного на северной стороне жертвенника, кровь его кропилась на жертвенник со всех сторон, тук сжигался на жертвеннике, как и при жертве за грех, а мясо съедалось священниками в святом месте (Лев 7:1-7 и др.).Жертва спасения или мира (Лев 3:1) - тройная: жертва хвалы или благодарственная (Лев 7:12), жертва обета и наконец жертва вольная (Лев 7:16). Для этой жертвы можно было употреблять всякий рогатый скот беспорочный, крупный и мелкий и обоего пола (Лев 3:16, 9:4). В мирных жертвах голуби нигде не упоминаются. Обрядовые действия над этою жертвою до кропления кровью сходны с действиями жертвы всесожжения (Лев 3:2, 8:13). Затем из жертвенного животного отделялись жирные внутренности, те же что и при жертве за грех, и сжигались на жертвеннике, положенные поверх всесожжения (Лев 3:3-5,9-11, 14-16, 9:18). Далее отделялись грудь и правое плечо; последнее оставлялось служащему священнику, а первая приносилась Иегове через обряд потрясения (см. Возношение и потрясение пред Господом ). Остальные части животного отдавались принесшему жертву, и из них устроялся жертвенный пир, в котором могли принимать участие все члены их семейств, по предварительном левитском очищении (Лев 7:15-18, 22-30). Мясо жертвы хвалы или благодарения должно было снедать в самый день жертвоприношения (Лев 7:15-18, 22:30). При жертве же обета и вольной жертве, оставшееся от первого дня должно было съедать утром следующего дня, а не съеденное в означенные сроки, должно было сжигать, но не на жертвеннике (Лев 7:16-18). Под угрозою истребления запрещалось есть мясо мирной жертвы лицам, находящимся в нечистоте или осквернившимся какою либо нечистотою (Лев 7:20-21). В мирных жертвах вместе с пресным хлебом и лепешками с елеем можно было приносить в жертву и квасной хлеб (Лев 7:12-13).Жертва бескровная, дар бескровный. Веществом для оных служили хлебные зерна или колосья, мука с елеем и ладаном, хлебные печенья с елеем в разных видах, ладан и вино. Иногда вещества эти присоединялись к другим приношениям и жертвам, а иногда приносились и отдельно. Они частью принадлежали алтарю, а частью священникам и левитам. Ко всем подобным приношениям всегда присоединялась соль, но кислый хлеб и ничто квасное никогда не сжигалось на жертвеннике, а мед вовсе был исключен из числа приношений (Лев 2:2, 6:14-16, Числ28:5).Жертва очищения. см. День очищения. Жертва ревнования. см. Ревнование. Жертва возлияния. см. Возлияние жертвенное.

ЖРЕБИЙ

ЖРЕБИЙ. Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33). и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как например Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. В полу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его - от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления Иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в полу (одежды), но слово в полу может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.

КОЗА, КОЗЕЛ

КОЗА, КОЗЕЛ (Лев 3:12). Стада козлов и коз считались в древности одним из важнейших предметов в хозяйственном быту человека (Быт 27:9, 1Цар 25:2 и др.) Вообще походя на овец по своему наружному строению и виду, козлы и козы отличаются от них большею живостью и быстротою в своих движениях. Они питаются древесною корою и молодыми побегами, и ноги их хорошо приспособлены для прыганья и лазанья по скалам и горам. Козье молоко очень пригодно для пищи и употребляется иногда в лечении грудных болезней. "И довольно козьего молока в пищу тебе, говорит Соломон, в пищу домашним твоим, и на продовольствие служанкам твоим" (Прит 27:27). Козья шерсть употреблялась и употребляется для изделий разного рода: так например Еврейские женщины ткали из оной завесы для Скинии (Исх 25:4. Чис 31:20). Из кожи делали сосуды или мехи (Нав 9:4, Мф 9:17), а в настоящее время делают из нее между прочим сафьян, или сафьянные переплеты. По Иудейскому закону коза считалась животным чистым (Вт 14:4) и была приносима в жертву за грех (Лев 3:12). В Свящ. Писании нередко встречаются аллегорические указания на этих животных, на их быстроту движений и смелость, на их подвижность и т.д. (Прит 30:31, Зах 10:3 и др.). Как хорошие пастухи в своих овчарнях отделяют козлов с худыми качествами от овец, так, по словам Господа, на последнем Страшном Суде Его произойдет отделение добрых людей от злых (Мф 25:33). В кн. пр. Даниила козел представляется символом Македонской империи. Козлы и козы вообще изобиловали в Палестине.

КОЗЕЛ ДЛЯ ОТПУЩЕНИЯ

КОЗЕЛ ДЛЯ ОТПУЩЕНИЯ (Лев 16:8-10). В великий день праздника, в день очищения, у Евреев совершался следующий особенный обряд: приводили двух козлов и поставляли их пред Господом; затем бросали жребий, который из козлов должен быть принесен в жертву и который должен быть отпущен в пустыню. Первого из них закололи и приносили в жертву за грех, а на голову второго первосвященник, вышедши из Святая Святых, возлагал свои руки, исповедал над ним грехи всего народа и изгонял в пустыню: "И понесет козел на себе, говорится в кн. Левит, все беззакония их в землю непроходимую и пустит он козла а пустыню" (16:22). Значение этого величественного обряда очевидно: он прообразовал собою вольную смерть Богочеловека за грехи всего рода человеческого и приобретенную нами через Его страдания и смерть благодать для победы над грехом и смертью.

КОСМАТЫЕ

КОСМАТЫЕ (Ис 13:21). Означенное слово в Лев 17 переведено словом: идолы, а в 4:24 той же книга словом козел . Это измышление Греческой мифологии, именно - животное составленное из человека и козла и считавшееся божеством лесов и тенистых рощ. Буквально это слово означает волосастых и косматых чудовищ, а выражение: "И косматые будут скакать там," - собственно означает, что местность сделается пустою, дикою, необработанною.

ЛЕШИЙ

ЛЕШИЙ (волосистый, косматый, козел , демон; Ис 34:14, 13:21). "И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками и лешие будут перекликаться один с другим," говорит в одном месте своей книги пр. Исаия. "И косматые будут скакать там," говорит тот же пророк в другом месте о запустении Вавилона (13:21). В сущности под сим словом разумеется волосистое, косматое животное, быть может, козел , но вероятнее, павиан (обезьяна).

ОВЦА

ОВЦА (Быт 4:2). Древние Израильские патриархи были пастырями и занимался преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у Евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исх 3:1, 1Цар 16:11). Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исх 3:16). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана; Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. "Меса, царя Моавитский, был богат скотом, и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец" (4Цар 3:4). Овцы Сирии отличались длинными широкими хвостами (курдюк), нараставшими вследствие обилия и избытка жира. Овцы и козлы, как то было в древние времена, паслись на одном пастбище (Быт 30:35), и этот обычай несколько объясняет знаменательные слова Спасителя в беседе о Страшном Суде (Мф 25:32-33). Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, кратко, все то, что служит отличительною чертою этого животного, очень нередко упоминается иносказательно свящ. писателями, как например 2Пар 18:16, Пс 118:176, Ис 11:6, 53:6,7, Мих 5:8, Мф 9:36. Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо, и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь не обрящет его, и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих. Пастырь или пастух постоянно находился с своими стадами днем и ночью для того, чтобы считать, собирать, вести и охранять их (Быт 31:39, Лк 2:8), и при нем часто находились собаки (Иов 30:1). Забота пастырей о своих овцах отличалась постоянством и особенною нежностью, и его влияние над ними было очень сильно (Ис 40:11, Ин 10:1-16). В В.З. слово пастырь употребляется иносказательно для означения Иеговы (Пс 79:2) и царей (Иез 34:10), но в Н.З. оно означает собственно Господа Иисуса Христа (Ин 10:11 и Евр 13:20, 1Пет 5:4). Впоследствии словом пастырь стали называться служители Евангелия, а пасомые ими - словесным стадом. На пастырях лежала обязанность ежедневно считать овец, и может быть не раз и они отвечали за каждую пропавшую овцу (Быт 31:38-39, Исх 22:12). Они необходимо должны быть достаточно внимательными и сильными, чтобы защищать стадо от нападения хищных зверей. Пример Иакова пастыря в этом отношении не служит единственным примером: "я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих" (на страже при стаде овец; Быт 31:40). Козел обыкновенно шел впереди стада в качестве главного руководителя. Так мы читаем в Иер 50:8 о козлах, идущих впереди стада овец. Отсюда выражение у Иер 25:35-36: "И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их." Иногда только что родившегося ягненка приносили в палатку и кормили его там как щенка. Этот обычай неподражаемо трогательно описан в притче пр. Нафана: "У бедного не было ничего, кроме одной овечки, которую от купил маленькой, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь" (2Цар 12:3). В Армении нередко приходилось видеть пастухов, несущих за пазухой ягнят из своих стад. Эти овечки были еще слишком слабы, чтобы пастись вместе с прочими овцами, и вот несут их к молодым овцам для кормления их овечьим молоком. Такое нежное отношение к ягнятам сопоставлено пр. Исаиею в отношении Мессии к верующим: "Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носит на груди Своей, и водить дойных" (40:11). Сезон стрижки овец был временем великого торжества, так сказать наградою за весь труд и опасность протекшего года (1Цар 25:8-11, 2Цар 13:23). Стада овец собирались тогда в непокрытую ограду, называемую овчим двором (Чис 32:16, Ин 10:16). Здесь связывали овцам ноги и затем стригли их. В соседстве пасущихся стад нередко воздвигалось сторожевое здание, с которого легко можно было видеть и оповестить наступающую для стад опасность. Оно называлось башнею стада (Мих 4:8). Шерсть овец на Востоке, большею частью цветом белая, вероятно употреблялась женщинами на одежду (Лев 13:47, Прит 31:13). Она составляла часть подати, платимой Моавитянами Израилю (4Цар 3:4), и составляла общий предмет торговли (Иез 27:18). Мясо овец, особенно баранье и ягнят было, как и доселе, самым любимым кушаньем у Бедуинов. Оно подавалось и на важных боярских столах (3Цар 4:23). Молоко овечье также было в употреблении (Вт 32:14). Что овцы, особенно барашки, и овцы приносились в жертву это известно, и для этого при Иерусалимском храме их выставляли на продажу (Ин 2:14). Земли, особенно благоприятствовавшие овцеводству, были: равнина Саронская (Ис 65:10), гора Кармил и Галаад (Мих 7:14), Васан (Иез 39:18).

ёЕЛУМИИЛ

ШЕЛУМИИЛ (Чис 1:6) - сын Цуришаддая, начальник колена Симеонова, назначенный Господом быть при Моисее и Аароне в числе начальников других колен, для исчисления всего общества сынов Израилевых по родам, по семействам, по числу имен, всех мужеского пола поголовно, от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям. По исчислению Шелумиила, в стане колена Симеонова оказалось пятьдесят девять тысяч триста (Чис 2:12). Для освящения жертвенника в день помазания его начальник каждого поколения по дневной очереди должен сделать приношение. В пятый день по назначению очереди Шелумиил сделал от колена Симеонова приношение (Чис 7:36), которое от каждого колена заключалось в следующем: "Одно серебряное блюдо, весом в 130 сиклей, одна серебряная чаша в 70 сиклей, по сиклю священному, наполненные пшеничной мукой, смешан ною с елеем, в приношение хлебное; одна золотая кадильница в 10 сиклей, наполненная курением; один телец, один овен, один однолетний агнец, во всесожжение; один козел в жертву за грех, и в жертву мирную два вола, пять овнов, пять козлов и пять однолетних агнцев."