Королева дочь екатерины медичи. Королева Франции Екатерина Медичи и её дети. Католики и гугеноты

ГУЛАГ (1930–1960) — основанное в системе НКВД Главное управление исправительно-трудовых лагерей. Считается символом бесправия, рабского труда и произвола советского государства времен сталинизма. В настоящее время многое про ГУЛАГ можно узнать, если посетить музей истории ГУЛАГа.

Советскую тюремно-лагерную систему начали формировать почти сразу после революции. С самого начала образования этой системы ее особенностью было то, что для уголовников имелись одни места заключения, а для политических противников большевизма – иные. Была создана система так называемых «политизоляторов», а также образованное в 1920-х годах Управление СЛОН (Соловецкие лагеря особого назначения).

В обстановке индустриализации и коллективизации уровень репрессий в стране резко возрастал. Появилась надобность в увеличении числа узников для привлечения их труда на промышленных стройках, а также для заселения почти безлюдных, не очень развитых в экономическом плане районов СССР. После принятия постановления, регламентирующего труд «зеков», содержать всех осужденных со сроками от 3-х лет и более стало Объединённое государственное политическое управление, в своей системе ГУЛАГ.

Было решено все новые лагеря создавать лишь в удаленных безлюдных районах. В лагерях занимались эксплуатацией природных богатств с применением труда осужденных. Освободившиеся заключенные не отпускались, а закреплялись к прилегающим к лагерям территориям. Был организован перевод «на вольные поселения» тех, кто заслуживал этого. Разделялись «зеки», выселявшиеся за пределы обжитой местности, на особо опасных (всех политзаключенных) и малоопасных. При этом была экономия на охране (побеги в тех местах были меньшей угрозой, чем в центре страны). Кроме того, создавались запасы бесплатной рабсилы.

Общая численность осужденных в ГУЛАГе быстро росла. В 1929 году их было около 23 тыс., через год – 95 тыс., еще через год – 155 тыс. чел., в 1934 было уже 510 тыс. чел., не считая этапируемых, а в 1938 году свыше двух миллионов и это только официально.

Для лесных лагерей не требовалось больших затрат по обустройству. Однако то, что творилось в них, у любого нормального человека просто не укладывается в голове. Многое можно узнать, если посетить музей истории ГУЛАГа, многое со слов, выживших очевидцев, из книг и документальных или художественных фильмов. Много имеется рассекреченной информации об этой системе, особенно в бывших советских республиках, но в России еще имеется множество сведений о ГУЛАГе с грифом «секретно».

Множество материалов можно найти в самой известной книге Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» или в книге «ГУЛАГ» Данцига Балдаева. Так, например Д. Балдаев получил материалы от одного из бывших надзирателей, который продолжительное время прослужил в системе ГУЛАГа. Тогдашняя система ГУЛАГ и до сей поры не вызывает у адекватных людей ничего, кроме изумления.

Женщины в ГУЛАГе: для усиления «психического давления» их допрашивали обнаженными

Для выбивания из арестованных необходимых для следователей показаний у ГУЛАГовских «знатоков» имелось множество «наработанных» методов. Так, например, для тех, кто не желал «чистосердечно во всем признаваться», перед следствием сначала «втыкали мордой в угол». Это означало, что людей ставили лицом к стенке в положении «смирно», при котором отсутствовала точка опоры. В такой стойке людей держали круглыми сутками не давая, есть, пить и спать.

Тех, кто терял сознание от бессилия, продолжали избивать, обливать водой и водворять на прежние места. С более крепкими и «несговорчивыми» «врагами народа» кроме банального в ГУЛАГе зверского избиения пользовались куда более изощренными «методами дознания». Таких «врагов народа», например, подвешивали на дыбу с гирями или другими грузами, привязанными к ногам.

Женщины и девушки для «психологического давления» часто присутствовали на допросах совершенно нагими, подвергаясь насмешкам и оскорблениям. Если они не признавались, то подвергались изнасилованию «хором» в самом кабинете дознавателя.

Изобретательность и предусмотрительность ГУЛАГовских «работников» поистине изумляла. Для обеспечения себе «анонимности» и лишения осужденных возможностей для уклонения от ударов, жертвы перед допросами запихивались в узкие и длинные мешки, которые завязывались и опрокидывались на пол. Вслед за этим находящиеся в мешках люди до полусмерти избивались с помощью палок и сыромятных ремней. Именовалось это в кругу своих «забиванием кота в мешке».

Широкой популярностью пользовалась практика избиения «членов семьи врагов народа». Для этого выбивались показания у отцов, мужей, сыновей или братьев арестованных. К тому же они часто находились во время издевательств над своими родными в одном помещении. Делалось это для «усиления воспитательных воздействий».

Зажатые в тесных камерах, осужденные стоя умирали

Отвратительнейшей пыткой в ГУЛАГовских СИЗО было применение к задержанным так называемых «отстойников» и «стаканов». Для этой цели в тесной камере, без окон и вентиляции, набивали по 40-45 человек на десяти квадратных метрах. Вслед за тем камеру плотно «запечатывали» на сутки и более. Притиснутым в душной камере, людям приходилось испытывать невероятные страдания. Многим из них приходилось погибать, так и оставшись в стоячем положении, поддерживаемыми живыми.

О выводе в туалет, при содержании в «отстойниках» конечно же, не могло быть и речи. Отчего естественные потребности людям приходилось отправлять прямо на месте, на себя. В результате «врагам народа» приходилось стоя задыхаться в условиях ужасного зловония, поддерживая мертвых, которые скалились последней «улыбкой» прямо в лица живым.

Не лучше обстояли дела и с выдерживанием «до кондиции» заключенных в так называемых «стаканах». «Стаканами» называли узкие, как гробы, железные пеналы или ниши в стенах. Втиснутые в «стаканы» заключенные не могли ни сесть, а тем более лечь. В основном «стаканы» были настолько узкими, что в них нельзя было и шевельнуться. Особо «упорствующие» помещались на сутки и более в «стаканы», в которых нормальным людям не возможно было выпрямляться в полный рост. Из-за этого они неизменно находились в скрюченных, полусогнутых положениях.

«Стаканы» с «отстойниками» подразделялись на «холодные» (которые находились в не отапливаемых помещениях) и «горячие», на стенах которых были специально размещены батареи отопления, дымоходы печей, трубы теплоцентралей и пр.

Для «повышения трудовой дисциплины» охрана расстреливала каждого замыкающего строй осужденного

Прибывающие осужденные из-за нехватки бараков находились на ночное время в глубоких котлованах. Утром они поднимались по лестнице и приступали к постройке для себя новых бараков. Учитывая 40-50 градусные морозы в северных регионах страны, временные «волчьи ямы» могли делаться чем-то вроде братских могил для вновь прибывших осужденных.

Не прибавлялось здоровья замученным на этапах зекам и от ГУЛАГовских «шуток», именуемых охраной «подданием пара». Для «усмирения» вновь прибывшего и возмущенного длительным ожиданием в локальной зоне перед приемом в лагере нового пополнения проводили следующий «ритуал». При 30-40 градусных морозах они внезапно обливались пожарными шлангами, после этого их еще 4-6 часов «додерживали» на улице.

С нарушителями дисциплины в процессе работы тоже «шутили». В северных лагерях это называлось «голосованием на солнце» или «сушкой лапок». Осужденным, угрожая немедленным расстрелом при «попытке к бегству», приказывали стоять в лютые морозы с поднятыми вверх руками. Они так стояли в течение всего рабочего дня. Порой «голосовавших» заставляли стоять «крестом». При этом заставляли руки расставлять в стороны, и даже стоять на одной ноге, как «цапля».

Еще один яркий пример изощренного садизма, о котором честно расскажет не каждый музей истории ГУЛАГа, это существование одного зверского правила. О нем уже упоминалось и гласило оно так: «без последнего». Его вводили и рекомендовали к исполнению в отдельных лагерях сталинского ГУЛАГа.

Так, для «уменьшения количества зеков» и «повышения трудовой дисциплины» охрана имела приказ по расстрелу всех осужденных, которые становились последними в строй рабочих бригад. Последнего, замешкавшегося зека, в таком случае тут же расстреливали при попытке к бегству, а остальные продолжали «играть» в эту смертельную игру с каждым новым днем.

Наличие «сексуальных» пыток и убийств в ГУЛАГе

Вряд ли женщинам или девушкам, в разные времена и по разным причинам, попавшим в лагеря в качестве «врагов народа», в самых страшных кошмарах могло привидеться то, что их ждало. Прошедшие круги изнасилований и позора в ходе «допросов с пристрастием», прибыв в лагеря, к самым привлекательным из них применялось «распределение» по начсоставу, а прочие поступали в почти беспредельное использование охраной и блатными.

В ходе этапирования молодых женщин-осужденных, главным образом, уроженок западных и только что присоединенных балтийских республик, целенаправленно заталкивали в вагоны с отпетыми урками. Там на протяжении всего продолжительного маршрута следования их подвергали многочисленным изощренным групповым изнасилованиям. Доходило до того, что они не доживали до конечного пункта прибытия.

«Пристраивание» несговорчивых арестанток в камеры к блатным на сутки и более практиковалось и в ходе проведения «следственных действий» для «побуждения у арестованных дачи правдивых показаний». В женских зонах вновь прибывших арестанток «нежного» возраста часто делали добычей мужеобразных зечек, у которых наблюдались ярко выраженные лесбийские и иные сексуальные отклонения.

Для того чтобы «усмирять» и «приводить к надлежащему страху» при этапировании, на суднах, транспортировавших женщин в районы Колымы и иных дальних пунктов ГУЛАГа, на пересылках конвой преднамеренно допускал «смешивание» женщин с урками, следовавшими с новой «ходкой» в места «не столь отдаленные». После массовых изнасилований и резни трупы женщин, не перенесших всех ужасов общего этапирования, выбрасывали за борт судна. При этом их списывали как погибших от болезней или убитых при попытке к бегству.

В некоторых лагерях как наказание практиковали «случайно совпавшие» общие «помывки» в бане. На несколько моющихся в бане женщин внезапно набрасывался ворвавшийся в банное помещение озверевший отряд из 100-150 зеков. Практиковали и открытую «торговлю» «живым товаром». Женщин продавали на разное «время пользования». После чего заранее «списанных» зечек, ожидала неизбежная и ужасная смерть.

Глава 8. Женщина в лагере

Да как же не думать было о них еще на следствии? - ведь в соседних

где-то камерах! в этой самой тюрьме, при этом самом режиме, невыносимое это

следствие - им-то, слабым, как перенести?!

В коридорах беззвучно, не различишь их походки и шелеста платьев. Но вот

бутырский надзиратель завозится с замком, оставит мужскую камеру полминуты

перестоять в верхнем светлом коридоре вдоль окон, - и вниз из-под

намордника коридорного окна, в зеленом садике на уголке асфальта вдруг видим

мы так же стоящих в колонне по двое, так же ожидающих, пока отопрут им дверь

Щиколотки и туфельки женщин! - только щиколотки и туфельки да на высоких

каблуках! - и это как вагнеровский удар оркестра в "Тристане и Изольде"! -

мы ничего не можем углядеть выше, и уже надзиратель загоняет нас в камеру,

мы бредем освещенные и омраченные, мы пририсовали всё остальное, мы

вообразили их небесными и умирающими от упадка духа. Как они? Как они!..

Но, кажется, им не тяжелее, а может быть и легче. Из женских воспоминаний

о следствии я пока не нашел ничего, откуда бы заключить, что они больше нас

бывали обескуражены или упали духом ниже. Врач-гинеколог Н. И. Зубов, сам

отсидевший 10 лет и в лагерях постоянно лечивший и наблюдавший женщин,

говорит, правда, что статистически женщина быстрее и ярче мужчины реагирует

на арест и главный его результат - потерю семьи. Она душевно ранена и это

чаще всего сказывается на пресечении уязвимых женских функций.

А меня в женских воспоминаниях о следствии поражает именно: о каких

"пустяках" с точки зрения арестантской (но отнюдь не женской!) они могли там

думать. Надя Суровцева, красивая и еще молодая, надела впопыхах на допрос

разные чулки, и вот в кабинете следователя её смущает, что допрашивающий

поглядывает на её ноги. Да казалось бы и чёрт с ним, хрен ему на рыло, не в

театр же она с ним пришла, к тому ж она едва ль не доктор (по-западному)

философии и горячий политик - а вот поди ж ты! Александра Острецова,

сидевшая на Большой Лубянке в 1943-м, рассказывала мне потом в лагере, что

они там часто шутили: то прятались под стол, и испуганный надзиратель входил

искать недостающую; то раскрашивались свеклой и так отправлялись на

прогулку; то уже вызванная на допрос, она увлеченно обсуждала с

сокамерницами: идти ли сегодня одетой попроще или надеть вечернее платье?

Правда, Острецова была тогда избалованная шалунья да и сидела-то с ней

молоденькая Мира Уборевич. Но вот уже в возрасте и ученая, Н. И. П-ва

оттачивала в камере алюминиевую ложку. Думаете - зарезаться? нет, косы

обрезать (и обрезала)!

Потом во дворе Красной Пресни мне пришлось посидеть рядом с этапом

свежеосужденных, как и мы, женщин, и я с удивлением ясно увидел, что все они

не так худы, не так истощены и бледны, как мы. Равная для всех тюремная

пайка и тюремные испытания оказываются для женщин в среднем легче. Они не

сдают так быстро от голода.

Но и для всех нас, а для женщины особенно, тюрьма - это только цветочки.

Ягодки - лагерь. Именно там предстоит ей сломиться или, изогнувшись,

переродясь, приспособиться.

В лагере, напротив, женщине всё тяжелее, чем нам. Начиная с лагерной

нечистоты. Уже настрадавшаяся от грязи на пересылках и в этапах, она не

находит чистоты и в лагере. В среднем лагере в женской рабочей бригаде и,

значит, в общем бараке, ей почти никогда невозможно ощутить себя

по-настоящему чистой, достать теплой воды (иногда и никакой не достать: на

1-м Кривощековском лагпункте зимой нельзя умыться нигде в лагере, только

мерзлая вода, и растопить негде). Никаким законным путем она не может

достать ни марли, ни тряпки. Где уж там стирать!..

Баня? Ба! С бани и начинается первый приезд в лагерь - если не считать

выгрузки на снег из телячьего вагона и перехода с вещами на горбу среди

конвоя и собак. В лагерной-то бане и разглядывают раздетых женщин как товар.

Будет ли вода в бане или нет, но осмотр на вшивость, бритье подмышек и

лобков дают не последним аристократам зоны - парикмахерам, возможность

рассмотреть новых баб. Тотчас же их будут рассматривать и остальные придурки

Это традиция еще соловецкая, только там, на заре Архипелага, была

нетуземная стеснительность - и их рассматривали одетыми, во время подсобных

работ. Но Архипелаг окаменел и процедура стала наглей. Федот С. и его жена

(таков был рок их соединиться!) теперь со смехом вспоминают, как придурки

мужчины стали по двум сторонам узкого коридора, а новоприбывших женщин

пускали по этому коридору голыми, да не сразу всех, а по одной. Потом между

придурками решалось, кто кого берет. (По статистике 20-х годов у нас сидела

в заключении одна женщина на шесть-семь мужчин. *(1) После Указов 30-х и

40-х годов соотношение это немного выравнялось, но не настолько, чтобы

женщин не ценить, особенно привлекательных.) В иных лагерях процедура

сохранялась вежливой: женщин доводят до их барака - и тут-то входят сытые,

в новых телогрейках (не рваная и не измазанная одежда в лагере уже сразу

выглядит бешеным франтовством!) уверенные и наглые придурки. Они не спеша

прохаживаются между вагонками, выбирают. Подсаживаются, разговаривают.

Приглашают сходить к ним "в гости". А они живут не в общем барачном

помещении, а в "кабинках" по несколько человек. У них там и электроплитка, и

сковородка. Да у них жареная картошка! - мечта человечества! На первый раз

просто полакомиться, сравнить и осознать масштабы лагерной жизни.

Нетерпеливые тут же после картошки требуют и "уплаты", более сдержанные идут

проводить и объясняют будущее. Устраивайся, устраивайся, милая, в [зоне],

пока предлагают по-джентльменски. Уж и чистота, и стирка, и приличная

одежда, и неутомительная работа - всё твое.

И в этом смысле считается, что женщине в лагере - "легче". Легче ей

смотрят на женщин, не опустившихся до помойки, естественно рассудить, что

женщине в лагере легче, раз она насыщается меньшей пайкой и раз есть у нее

путь избежать голода и остаться в живых. Для исступленно-голодного весь мир

заслонен крылами голода, и больше несть ничего в мире.

И правда, есть женщины, кто по натуре вообще и на воле легче сходится с

мужчинами, без большого перебора. Таким, конечно, в лагере всегда открыты

легкие пути. Личные особенности не раскладываются просто по [статьям]

Уголовного кодекса, - однако, вряд ли ошибемся сказав, что большинство

Пятьдесят Восьмой составляют женщины не такие. Иным с начала и до конца этот

шаг непереносимее смерти. Другие ёжатся, колеблются, смущены (да удерживает

и стыд перед подругами), а когда решатся, когда смирятся - смотришь,

поздно, они уже не идут в лагерный спрос.

Потому что [предлагают] не каждой.

Так еще в первые сутки многие уступают. Слишком жестоко прочерчивается -

и надежды ведь никакой. И этот выбор вместе с мужниными женами, с матерями

семейств делают и почти девочки. И именно девочки, задохнувшись от наготы

лагерной жизни, становятся скоро самыми отчаянными.

А - нет? Что ж, смотри! Надевай штаны и бушлат. И бесформенным, толстым

снаружи и хилым внутри существом, бреди в лес. Еще сама приползешь, еще

кланяться будешь.

Если ты приехала в лагерь физически сохраненной и сделала [умный] шаг в

первые же дни - ты надолго устроена в санчасть, в кухню, в бухгалтерию, в

швейную или прачечную, и годы потекут безбедно, вполне похоже на волю.

Случится этап - ты и на новое место приедешь вполне в расцвете, ты и там

уже знаешь, как поступать с первых же дней. Один из самых удачных ходов -

стать прислугой начальства. Когда среди нового этапа пришла в лагерь

дородная холеная И. Н., долгие годы благополучная жена крупного армейского

командира, начальник УРЧа тотчас её высмотрел и дал почетное назначение мыть

полы в кабинете начальника. Так она мягко начала свой срок, вполне понимая,

что это - удача.

Что с того, что кого-то на воле ты там любила и кому-то хотела быть

верна! Какая корысть в верности мертвячки? ["выйдешь на волю - кому ты

будешь нужна?"] - вот слова, вечно звенящие в женском бараке. Ты грубеешь,

стареешь, безрадостно и пусто пройдут последние женские годы. Не разумнее ли

что-то спешить взять и от этой дикой жизни?

Облегчает и то, что здесь никто никого не осуждает. "Здесь все так

Развязывает и то, что у жизни не осталось никакого смысла, никакой цели.

Те, кто не уступили сразу - или одумаются, или их заставят всё же

уступить. Самым упорным, но если собой хороша - сойдется, сойдется на клин

Сдавайся!

Была у нас в лагерьке на Калужской заставе (в Москве) гордая девка М.,

лейтенант-снайпер, как царевна из сказки - губы пунцовые, осанка лебяжья,

волосы вороновым крылом. *(2) И наметил купить её старый грязный жирный

кладовщик Исаак Бершадер. Он был и вообще отвратителен на взгляд, а ей, при

её упругой красоте, при её мужественной недавней жизни особенно. Он был

корягой гнилой, она - стройным тополем. Но он обложил её так тесно, что ей

не оставалось дохнуть. Он не только обрек её общим работам (все придурки

действовали слаженно, и помогали ему в облаве), придиркам надзора (а [на

крючке] у него был и надзорсостав) - но и грозил неминуемым худым далеким

этапом. И однажды вечером, когда в лагере погас свет, мне довелось самому

увидеть в бледном сумраке от снега и неба, как М. прошла тенью от женского

барака и с опущенной головой постучала в каптерку алчного Бершадера. После

этого она хорошо была устроена в зоне.

М. Н., уже средних лет, на воле чертежница, мать двоих детей, потерявшая

мужа в тюрьме, уже сильно доходила в женской бригаде на лесоповале - и всё

упорствовала, и была уже на грани необратимой. Опухли ноги. С работы

тащилась в хвосте колонны, и конвой подгонял её прикладами. Как-то осталась

на день в зоне. [Присы"пался] повар: приходи в кабинку, от пуза накормлю.

Она пошла. Он поставил перед ней большую сковороду жареной картошки со

свининой. Она всю съела. Но после расплаты её вырвало - и так пропала

картошка. Ругался повар: "Подумаешь, принцесса!" А с тех пор постепенно

привыкла. Как-то лучше устроилась. Сидя на лагерном киносеансе, уже сама

выбирала себе мужика на ночь.

А кто прождет дольше - то самой еще придется плестись в общий мужской

барак, уже не к придуркам, идти в проходе между вагонками и однообразно

повторять: "Полкило... полкило..." И если избавитель пойдет за нею с пайкой,

то завесить свою вагонку с трех сторон простынями, и в этом шатре, шалаше

(отсюда и "шалашовка") заработать свой хлеб. Если раньше того не накроет

надзиратель.

Вагонка, обвешанная от соседок тряпьем - классическая лагерная картина.

Но есть и гораздо проще. Это опять-таки кривощековский 1-й лагпункт,

1947-1949. (Нам известен такой, а сколько их?) На лагпункте - блатные,

бытовики, малолетки, инвалиды, женщины и мамки - всё перемешано. Женский

барак всего один - но на пятьсот человек. Он - неописуемо грязен,

несравнимо грязен, запущен, в нем тяжелый запах, вагонки - без постельных

принадлежностей. Существовал официальный запрет мужчинам туда входить - но

он не соблюдался и никем не проверялся. Не только мужчины туда шли, но

валили малолетки, мальчики по 12-13 лет шли туда обучаться. Сперва они

начинали с простого наблюдения: там не было этой ложной стыдливости, не

хватало ли тряпья, или времени - но [вагонки не завешивались], и конечно,

никогда не тушился свет. Всё совершалось с природной естественностью, на

виду и сразу в нескольких местах. Только явная старость или явное уродство

были защитой женщины - и больше ничто. Привлекательность была проклятьем, у

такой непрерывно сидели гости на койке, её постоянно окружали, её просили и

ей угрожали побоями и ножом - и не в том уже была её надежда, чтоб устоять,

но - сдаться-то умело, но выбрать такого, который потом угрозой своего

имени и своего ножа защитит её от остальных, от следующих, от этой жадной

череды, и от этих обезумевших малолеток, растравленных всем, что они тут

видят и вдыхают. Да только ли защита от мужчин? и только ли малолетки

растравлены? - а женщины, которые рядом изо дня в день всё это видят, но их

самих не спрашивают мужчины - ведь эти женщины тоже взрываются наконец в

неуправляемом чувстве - и бросаются бить удачливых соседок.

И еще по Кривощековскому лагпункту быстро разбегаются венерические

болезни. Уже слух, что почти половина женщин больна, но выхода нет, и всё

туда же, через тот же порог тянутся властители и просители. И только

осмотрительные, вроде баяниста К., имеющего связи в санчасти, всякий раз для

себя и для друзей сверяются с тайным списком венерических, чтобы не

ошибиться.

А женщина на Колыме? Ведь там она и вовсе редкость, там она и вовсе

нарасхват и наразрыв. Там не попадайся женщина на трассе - хоть конвоиру,

хоть вольному, хоть заключенному. На Колыме родилось выражение [трамвай] для

группового изнасилования. К. О. рассказывает, как шофер проиграл в карты их

Целую грузовую машину женщин, этапируемых в Эльген - и, свернув с

дороги, завез на ночь расконвоированным, стройрабочим.

А [работа?] Еще в смешанной бригаде какая-то есть женщине потачка,

какая-то работа полегче. Но если вся бригада женская - тут уж пощады не

будет, тут давай [кубики!] А бывают сплошь женские целые лагпункты, уж тут

женщины и лесорубы, и землекопы, и саманщицы. Только на медные и

вольфрамовые рудники женщин не назначали. Вот "29-я точка" КарЛага -

сколько ж в этой [точке] женщин? Не много не мало - шесть тысяч! *(3) Кем

же работать там женщине? Елена О. работает грузчиком - она таскает мешки по

80 и даже по 100 килограммов! - правда наваливать на плечи ей помогают, да

и в молодости она была гимнасткой. (Все свои 10 лет проработала грузчиком и

Елена Прокофьевна Чеботарева.)

На женских лагпунктах устанавливается не-женски жестокий общий нрав:

вечный мат, вечный бой и озорство, иначе не проживешь. (Но, замечает

бесконвойный инженер Пустовер-Прохоров, взятые с такой женской колонны в

прислугу или на приличную работу женщины тут же оказываются тихими и

трудолюбивыми. Он наблюдал такие колонны на БАМе, вторых сибирских путях, в

1930-е годы. Вот картинка: в жаркий день триста женщин просили конвой

разрешить им искупаться в обводнённом овраге. Конвой не разрешил. Тогда

женщины с единодушием все разделись донага и легли загорать - возле самой

магистрали, на виду у проходящих поездов. Пока шли поезда местные,

советские, то была не беда, но ожидался международный экспресс, и в нем

иностранцы. Женщины не поддавались командам одеться. Тогда вызвали пожарную

машину и спугнули их брандсбойтом.)

Вот [женская] работа в Кривощекове. На кирпичном заводе, окончив

разрабатывать участок карьера, обрушивают туда перекрытие (его перед

разработкой стелят по поверхности земли). Теперь надо поднять метров на

10-12 тяжелые сырые бревна из большой ямы. Как это сделать? Читатель скажет:

механизировать. Конечно. Женская бригада набрасывает два каната (их

серединами) на два конца бревна, и двумя рядами бурлаков (равняясь, чтобы не

вывалить бревно и не начинать с начала) вытягивают одну сторону каждого

каната и так - бревно. А потом они вдвадцатером берут одно такое бревно на

плечи и под командный мат отъявленной своей бригадирши несут бревнище на

новое место и сваливают там. Вы скажете - трактор? Да помилуйте, откуда

трактор, если это 1948 год? Вы скажете - кран? А вы забыли Вышинского -

"труд-чародей, который из небытия и ничтожества превращает людей в героев"?

Если кран - так как же с чародеем? Если кран - эти женщины так и погрязнут

в ничтожестве!

Тело истощается на такую работу, и всё, что в женщине есть женское,

постоянное или в месяц раз, перестает быть. Если она дотянет до ближней

комиссовки, то разденется перед врачами уже совсем не та, на которую

облизывались придурки в банном коридоре: она стала безвозрастна; плечи её

выступают острыми углами, груди повисли иссохшими мешочками; избыточные

складки кожи морщатся на плоских ягодицах, над коленями так мало плоти, что

образовался просвет, куда овечья голова пройдет и даже футбольный мяч; голос

погрубел, охрип, а на лицо уже находит загар пеллагры. (А за несколько

месяцев лесоповала, говорит гинеколог, опущение и выпадение более важного

Труд-[чародей!]..

Ничто не равно в жизни вообще, а в лагере тем более. И на производстве

выпадало не всем одинаково безнадежно. И чем моложе, тем иногда легче. Так и

вижу девятнадцатилетнюю Напольную, всю как сбитую, с румянцем во всю

деревенскую щеку. В лагерьке на Калужской заставе она была крановщицей на

башенном кране. Как обезьяна лазила к себе на кран, иногда без надобности и

на стрелу, оттуда всему строительству кричала "хо-го-о-о!", из кабины

перекрикивалась с вольным прорабом, с десятниками, телефона у нее не было.

Всё ей было как будто забавно, весело, лагерь не в лагерь, хоть в комсомол

вступай. С каким-то не лагерным добродушием она улыбалась всем. Ей всегда

страшен (ну, кроме [кума]) - её прораб не дал бы в обиду. Одного только не

знаю - как ей удалось в лагере обучиться на крановщицу - вот бескорыстно

ли её сюда приняли. Впрочем, она сидела по безобидной бытовой статье. Силы

так и пышели из нее, а завоеванное положение позволяло ей любить не по

нужде, а по влечению сердца.

Так же описывет свое состояние и Сачкова, посаженная в 19 лет. Она попала

в сельхозколонию, где, впрочем, всегда сытней и потому легче. "С песней я

бегала от жатки к жатке, училась вязать снопы". Если нет другой молодости,

кроме лагерной - значит, надо веселиться здесь, а где же? Потом её привезли

в тундру под Норильск, так и он ей "показался каким-то сказочным городом,

приснившимся в детстве". Отбыв срок, она осталась там вольнонаемной. "Помню,

я шла в пургу, и у меня появилось какое-то задорное настроение, я шла,

размахивая руками, борясь с пургой, пела "Легко на сердце от песни веселой",

глядела на переливающиеся занавеси Северного сияния, бросалась на снег и

смотрела в высоту. Хотелось запеть, чтоб услышал Норильск: что не меня пять

лет победили, а я их, что кончились эти проволоки, нары и конвой.. Хотелось

любить! Хотелось что-нибудь сделать для людей, чтобы больше не было зла на

Ну, да это многим хотелось.

Освободить нас ото зла Сачковой всё-таки не удалось: лагеря стоят. Но

самой ей повезло: ведь не пяти лет, а пяти недель довольно, чтоб уничтожить

и женщину и человека.

Вот эти два случая у меня только и стоят против тысяч безрадостных или

бессовестных.

А конечно, где ж как не в лагере пережить тебе первую любовь, если

посадили тебя (по политической статье!) [пятнадцати лет], восьмиклассницей,

как Нину Перегуд? Как не полюбить джазиста-красавца Василия Козьмина,

которым еще недавно на воле весь город восхищался, и в ореоле славы он

казался тебе недоступен? И Нина пишет стих "Ветка белой сирени", а он кладет

на музыку и поет ей через зону (их уже разделили, он снова недоступен).

Девочки из кривощековского барака тоже носили цветочки, вколотые в волоса

Признак, что - в лагерном браке, но может быть - и в любви?

Законодательство внешнее (вне ГУЛага) как будто способствовало лагерной

любви. Всесоюзный Указ от 8.7.44 об укреплении брачных уз сопровождался

негласным Постановлением СНК и инструкцией НКЮ от 27.11.44, где говорилось,

что суд обязан по первому желанию вольного советского человека

беспрекословно расторгать его с половиной, оказавшейся в заключении (или в

сумасшедшем доме), и поощрить даже тем, что освободить от платы сумм при

выдаче разводного свидетельства. (И никто при этом законодательно не

обязывался сообщать той, другой, половине о произошедшем разводе!) Тем самым

гражданки и граждане призывались поскорее бросать в беде своих заключённых

мужей и жен, а заключённые - забывать поглуше о супружестве. Уже не только

глупо и несоциалистично, но становилось противозаконно женщине тосковать по

отлученному мужу, если он остался на воле. У Зои Якушевой, севшей за мужа

как ЧС, получилось так: года через три мужа освободили как важного

специалиста, и он не поставил непременным условием освобождение жены. Все

свои [восемь] она и оттянула за него...)

Забывать о супружестве, да, но инструкции внутри ГУЛага осуждали и

любовный разгул как диверсию против производственного плана. Ведь,

разбредясь по производству, эти бессовестные женщины, забывшие свой долг

перед государством и Архипелагом, готовы были лечь на спину где угодно - на

сырой земле, на дровяной щепе, на щебенке, на шлаке, на железных стружках -

а план срывался! а пятилетка топталась на месте! а премии гулаговским

начальникам не шли! Кроме того некоторые из зэчек таили гнусный замысел

забеременеть, и под эту беременность, пользуясь гуманностью наших законов,

урвать несколько месяцев из своего срока, иногда короткого пятилетнего или

трехлетнего, и эти месяцы не работать. Потому инструкции ГУЛага требовали:

уличенных в сожительстве немедленно разлучать и менее ценного из них

отсылать этапом. (Это, конечно, ничуть не напоминало Салтычих, отсылавших

девок в дальние деревни.)

Досадчива была вся эта подбушлатная лирика и надзору. Ночами, когда

гражданин надзиратель мог бы храпануть в дежурке, он должен был ходить с

фонарем и ловить этих голоногих наглых баб в койках мужского барака и

мужиков в бараках женских. Не говоря уже о возможных собственных вожделениях

(ведь и гражданин надзиратель тоже не каменный), он должен был еще трудиться

отводить виновную в карцер или целую ночь увещевать её, объясняя, чем её

поведение дурно, а потом и писать докладные (что" при отсутствии высшего

образования даже мучительно).

Ограбленные во всем, что наполняет женскую и вообще человеческую жизнь -

в семье, в материнстве, в дружеском окружении, в привычной и может быть

интересной работе, кто и в искусстве, и в книгах, а тут давимые страхом,

голодом, забытостью и зверством, - к чему ж еще могли повернуться

лагерницы, если не к любви? Благословением божьим возникала любовь почти уже

и не плотская потому что в кустах стыдно, в бараке при всех невозможно, да и

мужчина не всегда в силе, да и лагерный надзор изо всякой [заначки]

(уединения) таскает и сажает в карцер. Но от бесплотности, вспоминают теперь

женщины, еще глубже становилась духовность лагерной любви. Именно от

бесплотности она становилась острее, чем на воле! Уже пожилые женщины ночами

не спали от случайной улыбки, от мимолетного внимания. И так резко выделялся

свет любви на грязно-мрачном лагерном существовании!

"Заговор счастья" видела Н. Столярова на лице своей подруги, московской

артистки, и её неграмотного напарника по сеновозке Османа. Актриса открыла,

что никто никогда не любил её так - ни муж-кинорежиссер, ни все бывшие

поклонники. И только из-за этого не уходила с сеновозки, с общих работ.

Да еще этот риск - почти военный, почти смертельный: за одно раскрытое

свидание платить обжитым местом, то есть жизнью. Любовь на острие опасности,

где так глубеют и разворачиваются характеры, где каждый вершок оплачен

жертвами - ведь героическая любовь! (Аня Лехтонен в Ортау разлюбила своего

возлюбленного за те двадцать минут, что стрелок вел их в карцер, а тот

униженно умолял отпустить.) Кто-то шел содержанками придурков без любви -

чтобы спастись, а кто-то шел на [общие] и гиб - за любовь.

И совсем немолодые женщины оказывались тоже в этом замешаны, даже ставя

надзирателей в тупик: на воле на такую женщину никак не подумал бы! А

женщины эти не страсти уже искали, а насытить свою потребность о ком-то

позаботиться, кого-то согреть, от себя урезать, а его подкормить; обстирать

его и обштопать. Их общая миска, из которой они питались, была их священным

обручальным кольцом. "Мне не спать с ним надо, а в звериной нашей жизни, как

в бараке целый день за пайки и за тряпки ругаемся, про себя думаешь: сегодня

ему рубашку починить, да картошку сварим", - объясняла одна доктору Зубову.

Но мужик-то временами хочет и большего, приходится уступать, а надзор как

раз и ловит... Так в Унжлаге больничную прачку тетю Полю, рано овдовевшую,

потом всю жизнь одинокую, прислуживавшую в церкви, нашли ночью с мужчиной

уже в конце её лагерного срока. "Как же это, тетя Поля? - ахали врачи. - А

мы-то на тебя надеялись! А теперь тебя на [общие] пошлют." - "Да уж

виновата, - сокрушенно кивала старушка. - По-евангельски блудница, а по

лагерному....."

Но и в наказании уличенных любовников, как и во всем строе ГУЛага, не

было беспристрастия. Если один из любовников был придурок, близкий

начальству или очень нужный по работе, то на связь его могли и годами

смотреть сквозь пальцы. (Когда на ОЛП женской больницы Унжлага приезжал

бесконвойный электромонтер, в услугах которого были заинтересованы все

вольняшки, главврач, вольная, вызывала сестру-хозяйку, зэчку, и

распоряжалась: "Создайте условия Мусе Бутенко" - медсестре, из-за которой

монтер и приезжал.) Если же это были зэки незначительные или опальные, они

наказывались быстро и жестоко.

В Монголии, в Гулжедээсовском лагере (наши зэки строили там дорогу в

1947-50 годах), двух расконвоированных девушек, пойманных на том, что бегали

к дружкам на мужскую колонну, охранник привязал к лошади и, сидя верхом,

ПРОГНАЛ ИХ ПО СТЕПИ. *(4) Такого и Салтычихи не делали. Но делали Соловки.

Всегда преследуемые, уличаемые и рассылаемые, туземные пары как будто не

могли быть прочны. А между тем известны случаи, что и разлученные они

поддерживали переписку, а после освобождения соединялись. Известен такой

случай: один врач, Б. Я. Ш., доцент провинциального мединститута, в лагере

потерял счет своим связям - не пропущена была ни одна медсестра и сверх

того. Но вот в этом ряду попалась З*, и ряд остановился. З* не прервала

беременности, родила. Б. Ш. вскоре освободился и, не имея ограничений, мог

ехать в свой город. Но он остался вольнонаемным при лагере, чтобы быть

близко к З* и к ребенку. Потерявшая терпение его жена приехала за ним сама

сюда. Тогда он спрятался от нее в [зону] (! где жена не могла его достичь),

жил там с З*, а жене всячески передавал, что он развелся с ней, чтоб она

Но не только надзор и начальство могут разлучить лагерных супругов.

Архипелаг настолько вывороченная земля, что на ней мужчину и женщину

разъединяет то, что должно крепче всего их соединить: рождение ребенка. За

месяц до родов беременную этапируют на другой лагпункт, где есть лагерная

больница с родильным отделением и где резвые голосенки кричат, что не хотят

быть зэками за грехи родителей. После родов мать отправляют на особый

ближний лагпункт [мамок].

Тут надо прерваться! Тут нельзя не прерваться! Сколько самонасмешки в

этом слове! "Мы - не настоящие!.." Язык зэков очень любит и упорно проводит

эти вставки уничижительных суффиксов: не мать, а [мамка]; не больница, а

[больничка]; не свидание, а свиданКа; не помилование, а помиловКа; не

вольный, а [вольняшка]; не жениться, а [поджениться] - та же насмешка, хоть

и не в суффиксе. И даже [четвертная] (двадцатипятилетний срок) снижается до

[четвертака], то есть от двадцати пяти рублей до двадцати пяти копеек!

Этим настойчивым уклоном языка зэки показывают и что на Архипелаге всё не

настоящее, всё поддельное, всё последнего сорта. И что сами они не дорожат

тем, чем дорожат обычные люди, они отдают себе отчет и в поддельности

лечения, которое им дают, и в поддельности просьб о помиловании, которые они

вынуждено и без веры пишут. И снижением до двадцати пяти копеек зэк хочет

показать свое превосходство даже над почти пожизненным сроком!

Так вот на своем лагпункте мамки живут и работают, пока оттуда их под

конвоем водят кормить грудью новорожденных туземцев. Ребенок в это время

находится уже не в больнице, а в "детгородке" или "доме малютки", как это в

разных местах называется. После конца кормления матерям больше не дают

свиданий с ними - или в виде исключения "при образцовой работе и

дисциплине" (ну, да смысл в том, что не держать же их из-за этого под боком,

матерей надо отправлять работать туда, куда требует производство). Но и на

старый лагпункт к своему лагерному "мужу" женщина тоже уже не вернется чаще

всего. И отец вообще не увидит своего ребенка, пока он в лагере. Дети же в

детгородке после отъема от груди еще содержатся с год (их питают по нормам

вольных детей и поэтому лагерный медперсонал и хозобслуга кормится вокруг

них). Некоторые не могут приспособиться без матери к искусственному питанию,

умирают. Детей выживших отправляют через год в общий детдом. Так сын туземки

и туземца пока уходит с Архипелага, не без надежды вернуться сюда

[малолеткой].

Кто следил за этим, говорят, что нечасто мать после освобождения берет

своего ребенка из детдома (блатнячки - никогда) - так прокляты многие из

этих детей, захватившие первым вздохом маленьких легких заразного воздуха

Архипелага. Другие - берут или даже еще раньше присылают за ним каких-то

темных (может быть религиозных) бабушек. В ущерб казенному воспитанию и

невозвратно потеряв деньги на родильный дом, на отпуск матери и на дом

малютки, ГУЛаг отпускает этих детей.

Все те годы, предвоенные и военные, когда беременность разлучала лагерных

супругов, нарушала этот трудно найденный, усильно скрываемый, отовсюду

угрожаемый и без того неустойчивый союз, - женщины старались не иметь

детей. И опять-таки Архипелаг не был похож, на волю: в годы, когда на воле

аборты были запрещены, преследовались судом, очень не легко давались

женщинам, - здесь лагерное начальство снисходительно смотрело на аборты, то

и дело совершаемые в больнице: ведь так было лучше для лагеря.

И без того всякой женщине трудные, еще запутаннее для лагерницы эти

исходы: рожать или не рожать? и что" потом с ребенком? Если допустила

изменчивая лагерная судьба забеременеть от любимого, то как же можно

решиться на аборт? А родить? - это верная разлука сейчас, а он по твоему

отъезду не сойдется ли в том же лагпункте с другой? И какой еще будет

ребенок? (Из-за дистрофии родителей он часто неполноценен). И когда ты

перестанешь кормить, и тебя отошлют, а (еще много лет сидеть) - то доглядят

ли его, не погубят? И можно ли взять ребенка в свою семью (для некоторых

исключено)? А если не брать - то всю жизнь потом мучиться (для некоторых -

нисколько).

Шли уверенно на материнство те, кто рассчитывали после освобождения

соединиться с отцом своего ребенка. (И расчеты эти иногда оправдывались. Вот

А. Глебов со своей лагерной женой спустя двадцать лет: с ними дочь,

рожденная еще в УнжЛаге, теперь ей 19 лет, какая славная девочка, и другая,

рожденная уже на воле десятью годами позже, когда родители [отбухали] свои

сроки.) Шли и те, кто само это материнство рвались испытать - в лагере, раз

нет другой жизни. Ведь это живое существо, сосущее твою грудь - оно не

поддельно и не второстепенно. (Харбинка Ляля рожала второго ребенка только

для того, чтобы вернуться в детгородок и посмотреть на своего первого! И еще

потом третьего рожала, чтобы вернуться посмотреть на первых двух. Отбыв

безвозвратно униженные, лагерные женщины через материнство утверждались в

своем достоинстве, они на короткое время как бы равнялись вольным женщинам.

Или: "Пусть я заключенная, но ребенок мой вольный!" - и ревниво требовали

для ребенка содержания и ухода как для подлинновольного. Третьи, обычно из

прожженных лагерниц и из приблатненных, смотрели на материнство как на год

[кантовки], иногда - как путь к [досрочке]. Своего ребенка они и своим не

считали, не хотели его и видеть, не узнавали даже - жив ли он.

Матери из [захи"днии] (западных украинок) да иногда и из русских

происхождением попроще норовили непременно "крестить" своих детей (это уже

послевоенные годы). Крестик либо присылался искусно запрятанным в посылке

(надзор бы не пропустил такой контрреволюции), либо заказывался за хлеб

лагерному умельцу. Доставали и ленточку для креста, шили и парадную

распашонку, чепчик. Экономился сахар из пайки, пекся из чего-то крохотный

пирог - и приглашались ближайшие подружки. Всегда находилась женщина,

которая прочитывала молитву (уж там какую-нибудь), ребенка окунали в теплую

воду, крестили и сияющая мать приглашала к столу.

Иногда для мамок с грудными детьми (только конечно не для Пятьдесят

Восьмой) выходили частные амнистии или просто распоряжения о досрочном

освобождении. Чаще всего под эти распоряжения попадали мелкие уголовницы и

приблатнённые, которые на эти-то льготы отчасти и рассчитывали. И как только

такие мамки получали в ближайшем райцентре паспорт и железнодорожный билет,

Своего ребенка, уже не ставшего нужным, они частенько оставляли на

вокзальной скамье, на первом крыльце. (Да надо и представить, что не всех

ждало жильё, сочувственная встреча в милиции, прописка, работа, а на

следующее утро уже ведь не ожидалось готовой лагерной пайки. Без ребенка

было легче начинать жить.)

В 1954 году на ташкентском вокзале мне пришлось провести ночь недалеко от

группы зэков, ехавших из лагеря и освобожденных по каким-то частным

распоряжениям. Их было десятка три, они занимали целый угол зала, вели себя

шумно, с полублатной развязностью, как истые дети ГУЛага, знающие, почем

жизнь, и презирающие здесь всех вольных. Мужчины играли в карты, а мамки о

других, вскочила, размахнула своего ребенка за ноги и слышно стукнула его

головой о каменный пол. Весь [вольный] зал ахнул, застонал: мать! как может

Они не понимали же, что была то не мать, а [мамка].

Всё сказанное до сих пор относится к [совместным] лагерям - к таким,

какими они были от первых лет революции и до конца второй мировой войны. В

те годы был в РСФСР только один, кажется, Новинский домзак (переделанный из

бывшей московской женской тюрьмы), где содержались женщины без мужчин. Опыт

этот не получил распространения и сам не длился слишком долго.

Но благополучно восстав из-под развалин войны, которую он едва не

загубил. Учитель и Зиждитель задумался о благе своих поданных. Его мысли

освободились для упорядочения их жизни, и много он изобрел тогда полезного,

много нравственного, а среди этого - разделение пола мужеского и пола

женского - сперва в школах и лагерях (а там дальше, может, хотел добраться

и до всей воли, в Китае был опыт и шире).

И в 1946 году на Архипелаге началось, а в 1948 закончилось великое полное

отделение женщин от мужчин. Рассылали их по разным островам, а на едином

острове тянули между мужской и женской зонами испытанного дружка - колючую

проволочку. *(5)

Но как и другие многие научно-предсказанные и научно-продуманные

действия, эта мера имела последствия неожиданные и даже противоположные.

С отделением женщин резко ухудшилось их общее положение в производстве.

Раньше многие женщины работали прачками, санитарками, поварихами,

кубовщицами, каптерщицами, счетоводами на смешанных лагпунктах, теперь все

эти места они должны были освободить, в женских же лагпунктах таких мест

было гораздо меньше. И женщин погнали на "общие", погнали в цельно-женских

бригадах, где им особенно тяжело. Вырваться с "общих" хотя бы на время стало

спасением жизни. И женщины стали гоняться за беременностью, стали ловить её

от любой мимолетной встречи, любого касания. Беременность не грозила теперь

разлукой с супругом, как раньше - все разлуки уже были ниспосланы одним

Мудрым Указом.

И вот число детей, поступающих в дом малютки, за год возросло [вдвое!]

(УнжЛаг, 1948: 300 вместо 150), хотя заключённых женщин за это время не

прибавилось.

"Как же девочку назовешь?" - "Олимпиадой. Я на олимпиаде

самодеятельности забеременела". Еще по инерции оставались эти формы

культработы - олимпиады, приезды мужской культбригады на женский лагпункт,

совместные слеты ударников. Еще сохранились и общие больницы - тоже дом

свиданий теперь. Говорят, в Соликамском лагере в 1946 году разделительная

проволока была на однорядных столбах, редкими нитями (и, конечно, не имела

огневого охранения). Так ненасытные туземцы сбивались к этой проволоке с

двух сторон, женщины становились так, как моют полы, и мужчины овладевали

ими, не переступая запретной черты.

Ведь чего-то же стоит и бессмертный Эрос! Не один же разумный расчет

избавиться от общих. Чувствовали зэки, что кладется черта надолго, и будет

она каменеть, как все в ГУЛаге.

Если до разделения было дружное сожительство, лагерный брак и даже

любовь, - то теперь стал откровенный блуд.

Разумеется, не дремало и начальство, и на ходу исправляло свое научное

предвидение. К однорядной колючей проволоке пристраивали предзонники с двух

сторон. Затем, признав преграды недостаточными, заменяли их забором

двухметровой высоты - и тоже с предзонниками.

В Кенгире не помогла и такая стена: женихи перепрыгивали. Тогда по

воскресеньям (нельзя же на это тратить производственное время! да и

естественно, что устройством своего быта люди занимаются в выходные дни)

стали назначать с обеих сторон стены воскресники - и заставили докладывать

стену до четырехметровой высоты. И вот усмешка: на эти воскресники

действительно шли с радостью! - перед прощанием хоть познакомиться с кем-то

по ту сторону стены, поговорить, условиться о переписке!

Потом в Кенгире достроили разделительную стену до пяти метров, и уже

сверх пяти метров потянули колючую проволоку. Потом еще пустили провод

высокого напряжения (до чего же силен амур проклятый!). Наконец, поставили и

охранные вышки по краям. У этой кенгирской стены была особая судьба в

истории всего Архипелага (см. Часть V, гл. 12). Но и в других ОсобЛагерях

(Спасск) строили подобное.

Надо представить себе эту разумную методичность работодателей, которые

считают вполне естественным разделение проволокой рабов и рабынь, но

изумились бы, если б им предложили сделать то же со своей семьей.

Стены росли - и Эрос метался. Не находя других сфер, он уходил или

слишком высоко - в платоническую переписку, или слишком низко - в

однополую любовь.

Записки перешвыривались через зону, оставлялись на заводе в уговорных

местах. На пакетиках писались и адреса условные: так, чтобы надзиратель,

перехватив, не мог бы понять - от кого кому. (За переписку теперь

полагалась лагерная тюрьма.)

Галя Бенедиктова вспоминает, что иногда и знакомились-то заочно;

переписывались, друг друга не увидав; и расставались, не увидав. (Кто вел

такую переписку, знает и её отчаянную сладость, и безнадежность и слепоту.)

В том же Кенгире литовки выходили [замуж] через стену за земляков, никогда

прежде их не знав: ксёндз (в таком же бушлате, конечно, из заключённых)

свидетельствовал письменно, что такая-то и такой-то навеки соединены перед

небом. В этом соединении с незнакомым узником за стеной - а для католичек

соединение было необратимо и священно - мне слышится хор ангелов. Это -

как бескорыстное созерцание небесных светил. Это слишком высоко для века

расчета и подпрыгивающего джаза.

Кенгирские браки имели тоже исход необычный. Небеса прислушались к

молитвам и вмешались (ч. V, гл. 12).

Сами женщины (и врачи, лечившие их в разделенных зонах) подтверждают, что

они переносили разделение хуже мужчин. Они были особенно возбудимы и нервны.

Быстро развивалась лесбийская любовь. Нежные и юные ходили пожелтевшие, с

подглазными темными кругами. Женщины более грубого устройства становились

"мужьями". Как надзор ни разгонял такие пары, они оказывались снова вместе

на койке. Отсылали с лагпункта теперь кого-то из этих "супругов". Вспыхивали

бурные драмы с самобросанием на колючую проволоку под выстрелы часовых.

В карагандинском отделении СтепЛага, где собраны были женщины только из

Пятьдесят Восьмой, они многие, рассказывает Н. В., ожидали вызова к [оперу]

с замиранием - не с замиранием страха или ненависти к подлому политическому

допросу, а с замиранием перед этим мужчиной, который запрет её одну в

комнате с собою на замок.

Отделенные женские лагеря несли всю ту же тяжесть общих работ. Правда, в

1951 году женский лесоповал был формально запрещен (вряд ли потому, что

началась вторая половина XX века). Но например в УнжЛаге мужские лагпункты

никак не выполняли плана. И тогда придумано было, как подстегнуть их - как

заставить туземцев своим трудом оплатить то, что бесплатно отпущено всему

живому на земле. Женщин стали тоже выгонять на лесоповал и в одно общее

конвойное оцепление с мужчинами, только лыжня разделяла их. Всё

заготовленное здесь, должно было потом записываться как выработка мужского

лагпункта, но норма требовалась и от мужчин и от женщин. Любе Березиной,

"мастеру леса", так и говорил начальник с двумя просветами в погонах:

"Выполнишь норму своими бабами - будет Беленький с тобой в кабинке!" Но

теперь и мужики-работяги, кто покрепче, а особенно производственные

придурки, имевшие деньги, совали их конвоирам (у тех тоже зарплата не

разгуляешься) и часа на полтора (до смены купленного постового) прорывались

в женское оцепление.

В заснеженном морозном лесу за эти полтора часа предстояло: выбрать,

познакомиться (если до тех пор не переписывался), найти место и совершить.

Но зачем это всё вспоминать? Зачем бередить раны тех, кто жил в это время

в Москве и на даче, писал в газетах, выступал с трибун, ездил на курорты и

заграницу?

Зачем вспоминать об этом, если это и сегодня так? Ведь писать можно

только о том, что "не повторится"...

1. Сборник "От тюрем...", стр. 358

2. Я представил её под именем Грани Зыбиной, но в пьесе придал ей лучшую

судьбу, чем у неё была.

3. Это - к вопросу о [[численности]] зэков на Архипелаге. Кто знал эту

29-ю точку? Последняя ли она в КарЛаге? И по сколько людей на остальных

[[точках?]] Умножай, кто досужен! А кто знает какой-нибудь 5-й стройучасток

Рыбинского гидроузла? А между тем там больше ста бараков, и при самом

льготном наполнении, по полтысячи на барак, - тут тоже тысяченок шесть

найдется, Лощилин же вспоминает - было больше десяти тысяч.

4. Кто отыщет теперь его фамилию? И его самого? Да скажи ему - он

поразится: он-то в чем виноват? Ему сказали так! А пусть не ходят к мужикам,

5. Уже многие начинания Корифея не признаны столь совершенными и даже

отменены, - а разделение полов на Архипелаге закостенело и по сей день. Ибо

здесь основание - глубоко нравственное.

**************************************

Рассказ содержит сцены пытки, насилья, секса. Если это оскорбляет вашу нежную душу - не читайте, а идите на х... отсюда!

**************************************

Сюжет происходит во время Великой Отечественной войны. На оккупированной фашистами территории действует партизанский отряд. Фашисты знают, что среди партизан много женщин, вот только как вычислить их. Наконец им удалось поймать девушку Катю, когда она пыталась зарисовать схему расположения немецких огневых точек...

Пленную девушку ввели в небольшую комнату в школе, где сейчас располагалось отделение гестапо. Допрашивал Катю молодой офицер. Кроме него в комнате было несколько полицаев и две вульгарного вида женщины. Катя знала их, они прислуживали немцам. Вот только не до конца знала как.

Офицер дал указание охранникам, держащим девушку отпустить ее, что они и сделали. Жестом он велел ей сесть. Девушка села. Офицер велел одной из девиц принести чай. Но Катя отказалась. Офицер отпил глоток, потом закурил. Предложил Кате, но она отказалась. Офицер начал разговор, причем он неплохо говорил по-русски.

Как вас зовут?

Катерина.

Я нам известно, что вы занимались разведкой в пользу коммунистов. Это правда?

Но вы такая молодая, такая красивая. Вы наверняка попали на службу к ним случайно?

Нет! Я комсомолка и хочу стать коммунисткой, как мой отец, Герой Советского Союза, который погиб на фронте.

Я сожалею, что такая молодая красивая девушка попалась на удочку красножопых. В свое время, мой отец служил в Русской армии в первую мировую войну. Он командовал ротой. На его счету много славных побед и наград. Но когда к власти пришли коммунисты - за все заслуги перед родиной его обвинили врагом народа и расстреляли. Нас с матерью ждала голодная смерть, как детей врагов народа, но один из немцев (который был в плену, и которого отец не разрешил расстреливать) помог нам бежать в Германию и даже поступить на службу. Я всегда хотел быть героем как мой отец. И теперь я прибыл спасать родину от коммунистов.

Ты фашистская сука, захватчик, убийца ни в чем неповинных людей...

Мы ни когда не убиваем невиновных. Наоборот, мы возвращаем им то, что у них отняли красножопые. Да, мы недавно повесили двух женщин, которые поджигали дома, где временно селились наши солдаты. Но солдаты успевали выбежать, а хозяева теряли последнее, что не отняла у них война.

Они воевали против...

Своего народа!

Неправда!

Хорошо, пусть мы захватчики. От вас сейчас требуется ответить на несколько вопросов. После этого мы определим вам меру наказания.

Я не буду отвечать на ваши вопросы!

Хорошо, тогда назови с кем вместе вы организовываете теракты против немецких солдат.

Не правда. Мы наблюдали за вами.

Тогда зачем мне отвечать?

Чтобы не пострадали невинные.

Я ни кого вам не назову...

Тогда я предложу мальчикам развязать твой упрямый язычок.

У вас ни чего не выйдет!

А это мы еще посмотрим. Пока не было ни одного случая из 15 и чтобы у нас ни чего не вышло... За работу мальчики!

Одна из самых трагичных и циничных страниц в летописи ГУЛАГа, несомненно, та, что повествует о судьбе женщины за колючей проволокой. Женщина в лагерях - это особая трагедия, осо¬бая тема. Не только потому, что лагерь, колючка, лесоповал или тачка не сочетаются с представлением о предназначении прекрасного пола. Но и потому, что женщина - мать. Либо мать детей, оставленных на воле, либо - рожающая в лагере.

Пребывание женщин в лагерях и тюрьмах для руководства ГУЛАГа оказалось своеобразным «сбоем в системе», потому как с каждым годом, а особенно в периоды массового пополнения контингента заключенных, доставляло массу проблем, решение которых так и не удалось найти.

Наличие огромного количества женщин в лагерях, где было минимум условий для существования даже здорового, занимающегося тяжелым физическим трудом мужчины, делало ситуацию непредсказуемой, опасной.

По данным МВД СССР, общая численность заключенных женщин, содержащихся в лагерях и колониях, за период 1946 - 1950 гг. характеризуется следующими данными: по состоянию на 1 января 1946 года 211 946 чел., на 1 января 1947 года - 437 127 чел., на 1 января 1948 года - 477 648 чел., на 1 января 1949 года - 528 037 чел., на 1 января 1950 года - 521 588 человек.

До 1947 года в лагерях и тюрьмах действовала инструкция НКВД от 1939 года «О режиме содержания заключенных» № 00889. По указанной инструкции разрешалось совместное размещение заключенных женщин и мужчин в общих зонах, но в отдельных бараках. Разрешалось также размещать заключенных на территории жилых зон в случаях, вызываемых интересами производства.

После окончания Второй мировой войны в условиях нового массового наполнения лагерей старые правила оказались не способны эффективно регулировать ситуацию в зонах. Особенно отчетливо выявилась проблема сожительства заключенных и, что вполне естественно, резкий рост числа беременных женщин в лагерях и тюрьмах.

Причины столь резкого роста числа забеременевших в условиях заключения женщин лежали, что называется, на поверхности и не были тайной для гулаговского начальства.

«До войны и даже до 1947 года значительная масса женского контингента осуждалась на сравнительно короткие сроки заключения. Это являлось серьезным сдерживающим фактором для женщин к сожительству, так как они имели перспективу быстрее вернуться к своей семье и нормально устроить свою жизнь. Осужденные на длительные сроки такую перспективу в известной степени теряют и легче идут на нарушение режима и, в частности, на сожительство и беременность, рассчитывая благодаря этого на облегченное положение и даже на досрочное освобождение из заключения. Увеличение сроков осуждения большинства заключенных женщин безусловно влияет на рост беременности в лагерях и колониях» (ГАРФ. Докладная записка о состоянии изоляции заключенных женщин и наличии беременности в лагерях и колониях МВД СССР. Ф. 9414 Д. 2549).

Последнее утверждение было не беспочвенным, после значительного притока в лагеря женщин в 1945 - 1946 годах и вызванных этим обстоятельством осложнений в отлаженном механизме тюремного хозяйства власть смилостивилась и в рекордно короткие сроки провела две частичные амнистии (в 1947 и 1949 гг.) для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.

Ответный ход не заставил себя долго ждать. По утверждению самих надзирателей, данная мера «усилила стремление заключенных женщин к сожительству и беременности».

Статистика для лагерного начальства выглядела удручающе.

Как водится, после получения соответствующей информации были устроены проверки на местах и сделан тщательный анализ сложившейся ситуации. Подробности всплывали порой достаточно пикантные.

«Факты принуждения женщин к обязательству являются единичными. Такие факты выявлены в ИТЛ строительства № 352 Главпромстроя МВД, когда бригадиры мужских бригад, длительное время работая совместно с женскими бригадами на одной строительной площадке, принуждали отдельных женщин к сожительству или путем угроз, или путем обещаний некоторых материальных благ (например, одна мужская бригада часть своей выработки списывала на женскую бригаду за то, что бригадир мужской бригады сожительствовал с одной из заключенных женщин женской бригады)».

В общем, ситуация грозила окончательно выйти из-под контроля. В связи с тем, что порядок размещения заключенных женщин, действовавший до 1947 года, в условиях увеличения сроков заключения способствовал бурному росту сожительства, МВД СССР в 1947 году приняло меры к усилению изоляции заключенных женщин от мужчин. Это нашло свое выражение во вновь изданной «Инструкции о режиме содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях», объявленной приказом МВД СССР № 0190 1947 года.

Этой инструкцией предусматривалось создание специальных женских подразделений и только в исключительных случаях разрешалось размещать женщин в мужских подразделениях, но в отдельных изолированных зонах.

«По состоянию на 1.1.1950 года в лагерях и колониях организовано 545 отдельных женских лагерных подразделений, в которых содержится 67% заключенных женщин.

Остальные 33% женщин содержится в общих с мужчинами подразделениях, но в отдельных выгороженных зонах».

На строительстве № 501 («Мертвая дорога») примерно каждый четвертый-пятый лагпункт был женским. Женские зоны ничем не отличались от мужских. Та же структура и, как правило, та же работа. В одних случаях это могла быть работа в пошивочных мастерских, в других - лесоповал, устройство насыпи, «снегоборьба» (то есть расчистка полотна железной дороги от снега) зимой.

В 35 километрах южнее Надымского причала, у берега р. Хейгияха (Лонгьюган) была построена женская лесоповальная колонна с тремя подкомандировками. Сроки «указниц», которые составляли здесь подавляющее большинство, как утверждала бывшая вольнонаемная культработница 9-го лагерного отделения М. М. Соловьева, - преобладали от 10 до 15 лет. Женщины валили лес и вывози¬ли его в нужное место, используя лошадей.

В исследовании Никиты Петрова «ГУЛАГ» приводятся данные о женщинах в местах заключения СССР рассматриваемого нами периода. С 1 января 1948 года по 1 марта 1949 года число осужденных женщин с детьми возросло на 138% и беременных женщин на 98%. По состоянию на 1 января 1948 года по 1 марта 1949 года в ИТЛ и ИТК содержалось 2 356 685 заключенных. Женщины с детьми и беременные составляли 6,3% общей численности заключенных женщин, содержащихся в лагерях и колониях. Содержавшиеся в местах заключения осужденные женщины с детьми и беременные размещались в 234 специально приспособленных помещениях (домах младенца) и реже в отдельных секциях бараков.

От женского лесоповального лагпункта южнее города Надыма сегодня сохранились руины, которые позволяют составить некоторое представление об условиях содержания узниц. Женщины здесь были помещены в бараки-землянки, углубленные примерно на 1 м 30 см. Размер землянок колеблется, достигая в длину 15 метров.

Бывшая с 1950 по 1953 гг. в этом лагпункте вольнонаемной, Маргарита Михайловна Соловьева, которая служила здесь культоргом, сообщила, что землянки были разделены на две секции - по 60 мест, у каждой заключенной были собственные нары.

О работе женщин в этом лагпункте бывшая вольнонаемная сообщила: «К лагпункту относились три подкомандировки, т.е. участка работы. По утрам после переклички их во главе с бригадиром выводили за зону, где заключенных принимал конвой и отводил на работу. Женщины целый день лес валили, а потом свозили его на берег. Обед доставлялся на место работы. Из поваленного леса делали плоты и отправляли их в Надым, на шпалы. А лес валить - не женское дело. На лошадях попробуй-ка вытащить этот лес. Тракторов не было. В волокуши запрягали лошадь и понукали её. И вот день женщины проработают, придут, а им дают баланду».

Строгость лагерных порядков не могла исключить контактов женщин- заключенных с охранниками и с заключенными-мужчинами. Вот, например, какой сюжет поведала Маргарита Михайловна Соловьева: «В основном женщины считались друг с другом. Бывали иногда стычки, скандалы, но все это быстро прекращалось. Трудно было осенью, когда заключенные-мужчины привозили для лошадей сено на понтонах. Разгружали женщины. Вот тут дел хватало. Тут начиналась «любовь», беготня, драка и резня между женщинами.

Они сбегались на понтон, а берег крутой… Солдаты стреляли вверх, чтобы они разошлись, но куда там… Стреляй, не стреляй - они не уйдут. Если она сидит там лет восемь и не видела никого и ничего, так ей все равно, что ее сейчас убьешь или через день выстрелишь. Так на мужчин кидались, что сначала страшно было».

Некоторые штрихи положения женщин в лагерях «Строительства 501» представляет, например, «Протокол второй партконференции Обского ИТЛ Строительства 501 МВД СССР. 2 - 4 июня 1951 года, г. Салехард».

В нем сообщается: «На 34-м женском лагпункте, в бытность Ершова начальником лагерного пункта, в течение длительного времени содержались 59 человек мужчин, из них: 21 человек преимущественно осужденные за к/р преступления - измену Родине, использовались на низовой руководящей, административной работе. И лагпункт был в руках этих заключенных. Сам Ершов в личных целях использовал заключенных женщин в качестве домработниц и вышивальщиц личных вещей.

Заключенные из низовой администрации, пользуясь покровительством Ершова, отбирали у заключенных посылки, заработную плату, склоняли женщин к сожительству - царил произвол. Все это привело к массовой распущенности среди заключенных-женщин.

Только этим можно объяснить, что заключенная Егорова Т.И., судимая за маловажное преступление, имеющая от роду 19 лет, под влиянием уголовно-преступного рецидива совершила убийство заключенной Дунаевой М.В. и т.д.».

В системе Обского ИТЛ из заключенных-женщин совершенно не велась подготовка специалистов-печников, столяров, электромонтеров, мастеров путевых бригад. Поэтому держать в женских лагпунктах мужчин местная администрация в ряде случаев была просто вынуждена.

В «Докладной записке о состоянии лагеря Строительства № 503 МВД СССР», составленной в июне 1951 года, в частности, анализировалось выполнение министерского распоряжения № 80 о порядке содержания заключенных женщин. Документ сообщал, что распоряжение об изолированном размещении женщин от мужчин выполняется не полностью, и, как следствие, в колонне № 54 «на день проверки было зарегистрировано 8 беременных женщин, кроме этого, в апреле 11 беременных были переведены в другую колонну… На колонне № 22… зарегистрировано 14 случаев беременности».

В книге Курта Бэренса «Немцы в штрафных лагерях и тюрьмах Советского Союза», бывшая заключенная - немка, депортированная из Восточной Пруссии и отбывавшая срок в районе Салехарда, свидетельствует: «Как особое переживание вспоминается смертельная угроза жизни со стороны банды из семидесяти восьми русских преступников, которые составляли контингент мужского лагеря. В сопроводительных бумагах их не указали надлежащим образом. Они пытались проникнуть в наше жилище всеми средствами, в том числе и с помощью самодельных отмычек, и смогли попасть в обе половины женского барака, взломав пол и стены, выломав части потолка. Русская охрана не защитила нас. Только через двенадцать дней после нашего обращения служащие МВД вывезли преступников из лагеря».

Документы Министерства внутренних дел, датированные 1952 и 1953 годами, проливают некоторый свет на положение женщин и де¬тей в системе Главного управления лагерей железнодорожного строительства на закате сталинской эпохи.

«Выписка из доклада комиссии на имя Министра внутренних дел товарища Круглова С. Н. от 4 декабря 1952 года за № 50/2257 с» указывала на то, что стоимость содержания заключенных в северных и дальневосточных лагерях ГУЛЖДС примерно вдвое дороже, чем их содержание в других лагерях. Исходя из этого, делался вывод о необходимости размещения, в частности, матерей с детьми в лагерях ГУЛАГа, расположенных в более благоприятных климатических условиях. По неизвестным нам причинам на это предложение заключение было отрицательным.

Как следствие тяжелых бытовых условий только за 10 месяцев 1952 года было зарегистрировано 1486 случаев первичных заболеваний на среднемесячное количество детей - 408 человек. Учитывая, что за этот же период умерло 33 ребенка (или 8,1 процента от общего количества), получается, что в среднем за этот период каждый ребенок переболел разными заболеваниями четыре раза. Среди причин смерти лидировали дизентерия и диспепсия - 45,5 процента, а также воспаление легких - 30,2 процента.

От себя добавим, следующее: учитывая, что смертность среди заключенных составляла около 0,5 процента в год, приходится констатировать, что дети умирали в 16 раз чаще.

В донесении от 9 февраля 1953 года Управление Обского ИТЛ и Строительства 501 сообщалось об улучшении условий содержания матерей с детьми в результате передислоцирования их во вновь переоборудованные помещения со станции Обская в Салехард и из Игарки в Ермаково.
Так называемая «Колонна дома матери и ребенка» была устроена в Салехарде, в районе Ангальского мыса. Там же был и родильный дом.

Как отмечает Н. Петров в своем исследовании «ГУЛАГ», непрерывно увеличивавшееся по всей стране число осужденных женщин с детьми и беременных ставило МВД СССР в тяжелое положение вследствие исключительных трудностей по обеспечению правильного воспитания детей, нормальному размещению их и медицинскому обслуживанию. Средняя стоимость содержания одной заключенной женщины, имеющей при себе ребенка, обходилась в день в 12 руб. 72 коп. или 4 643 рубля в год.

28 августа 1950 года Указом Президиума Верховного Совета СССР предписывалось освобождение от наказания осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Справка, подписанная заместителем начальника 2-го управления ГУЛАГа МВД СССР полковником Никулочкиным, сообщала, что на 24 апреля 1951 года во исполнение этого указа из мест заключения были освобождены 100% беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в местах заключения, а также 94,5% женщин, имеющих детей вне лагеря-колонии. Всего было освобождено 119 041 женщина из 122 738, попадающих в перечисленные категории.

3 мая 1951 года начальник ГУЛАГа генерал-лейтенант И. Долгих документально пояснил: «Не освобождено 3697 женщин, имеющих детей вне лагеря-колонии, из-за неполучения документов, подтверждающих наличие у них детей.

Работа по освобождению женщин, имеющих детей, продолжается».

Как бы сурово тогдашнее государство в лице его высших представителей ни относилось к нарушителям закона, оно не могло не учитывать огромный демографический урон, нанесенный войной. Этот урон необходимо было компенсировать или как минимум не мешать его компенсации.