Город защищенный стенами в метр. Древняя городская стена. Разделительный барьер и зелёная линия на Кипре

В 2016-м году ушел в историю еще один послевоенный символ - Пальмбургский мост в Калининграде. Его трудно было назвать примечательным архитектурным объектом, украшавшим город. Но, по мнению многих местных жителей, Пальмбургский мост являлся своеобразной достопримечательностью, и в первую очередь именно из-за своего полуразрушенного состояния. Но сегодня все это в прошлом. И только на фотографиях сохранился Пальмбургский мост. Калининград, ежегодно принимающий тысячи туристов, сегодня славится уже совершенно другими достопримечательностями.

Общая информация

Мост был построен в 1935-м году. Он являлся составной частью окружной дороги Калининграда и соединял оба русла реки Преголи. Две полосы из четырех имеющихся тогда были разрушены в годы Великой Отечественной. После войны они так и не были восстановлены. И хотя считалось, что сваи еще находятся в хорошем состоянии, тем не менее Пальмбургский мост был в 2016-м году демонтирован. С этой достопримечательностью связано много удивительных историй.

Его руины очень сильно походили на разведенный мост. Именно это и стало причиной порождения вокруг него многочисленных легенд. Сам мост, точнее, то, что от него осталось, часто использовали кинематографисты, снимающие картины на военную тематику. Его можно увидеть в кадрах таких фильмов как «Щит и меч», «Женя, Женечка и «катюша», «Встреча на Эльбе» и т. д.

Удивительное название

Мост был в свое время построен рядом с имением, в котором было сельскохозяйственное производство. Владелец в оранжереях выращивал и продавал различные экзотические культуры. В его хозяйстве росли даже пальмы. Именно с этим и связано его название - «Пальмовый город» или «Пальмбургский». Мост после передачи территории Кенигсберга СССР стали называть еще и «Берлинским». Старое название в советские годы практически не использовалось. Хотя во многих архивных документах этот архитектурный объект указан как «Пальмбургский (Берлинский) мост - Калининград, Россия».

История создания

Расположенный когда-то на территории Восточной Пруссии на берегу речки Преголи, вблизи поселка Пальмбург (сегодня - Прибрежное), он сооружался военно-строительной организацией Тодта, действовавшей в Германии в эпоху Третьего рейха. Строительство длилось четыре года. Весной 1935-го его сдали в эксплуатацию. Судя по некоторым архивным источникам, ленточку на открытии Пальмбургского моста перерезал Гитлер. И хотя доказательств этому нет, однако, известно, что фюрер всегда лично участвовал во всех открытиях новых магистралей, нацистской пропагандой превращая каждое такое событие в народный праздник. Причем доподлинно известно, что в это время Гитлер находился именно в Кенигсберге.

Описание

Пальмбургский (Берлинский) мост - одно из звеньев дороги, соединяющей Кенигсберг с польским Эльбингом. Он выполнен из железобетонных конструкций. В длину мост имел шестьсот тридцать три метра и перекрывал рукава Преголи - старый и новый и ее пойму, находящуюся между поселками Ржевское и Прибрежное. Задача этого объекта была не столько гражданская, сколько военная. Пальмбургский мост давал возможность переброски военной силы, боеприпасов и многого другого между фортами. Расположение его было выбрано вовсе не случайно. Если изучить карту местности того времени, все становится понятно. Болотистая, трудно проходимая окрестная территория не позволяла быстро и незаметно подходить к этому мосту, поэтому его обороняли незначительные силы.

Конструктивная особенность

Она заключалась в его строении. Дело в том, что на расположенных по берегам рукавов Преголи опорах размещались удлиненные пролеты. Они были консолями направлены в сторону русла. Именно так, практически вертикально над поверхностью воды, они и располагались до демонтажа. На этих консолях были сделаны специальные вставки в виде русловых пролетов, висевших над рекой. Еще при строительстве в опорах были сделаны минные камеры, в которые в нужное время можно было заложить взрывчатку.

Подобная конструкция давала возможность в кратчайший срок, используя минимальный заряд, вывести мост из строя. Подрыв опор должен был привести к тому, что консоли, потеряв основу, падали бы, а соединявший их пролет летел бы в реку. Тем самым заблокировались бы не только автомобильное, но и движение судов.

Подрыв

Предусмотрительность немецких строителей полностью оправдалась. Во время наступления нашей армии в первые месяцы 1945-го года, когда 11-я и 39-я армии в ходе тяжелейших боев продвигались в сторону Кенигсберга, успех операции во многом зависел от сохранности Пальмбургского (Берлинского) моста. Важность его стратегического значения понимали и немцы, и русские. И если наше командование предпринимало все меры к захвату его в действующем состоянии, то гитлеровцы собирались в критический момент мост уничтожить. Именно это они и сделали тридцатого января 1945-го года ночью. Приказ о подрыве дал командующий гарнизоном Кенигсберга генерал Ляш. Он трезво оценивал ситуацию: к этому времени город уже полностью находился в окружении Красной армии.

Советские разведывательные группы попытались помешать подрывникам, но так и не успели. Пальмбургский мост немцы взорвали, в результате атака сорвалась. Наши войска, вынужденные перейти к долгой обороне, начали штурмовать Кенигсберг только девятого апреля 1945-го.

Легенды и интересные факты

После войны мост превратился в легенду. Люди стали выдумывать разные истории. Рассказывали, например, что, отступая, фашисты якобы развели мост, который русские уже много лет не могут свести обратно. Были даже очевидцы, которые «видели» какие-то стальные канаты, проходящие под землю, а некоторые даже утверждали, что существуют многочисленные подземные сооружения, затопленные водой.

Рассказывают также, что в январе 1945-го семь армейских грузовиков фашистов, груженые ящиками, попытались через этот мост выехать из Кенигсберга. Но дорога была оккупирована русскими танками, поэтому колонне пришлось развернуться. Солдаты выгружали ящики в блиндажи в опоре моста. Но все эти истории - легенды. Пальмбургский мост никто не разводил и под ним ничего нет. С 1949-го года его стали называть «Берлинским». Мост оказался в кадрах кинофильма «Встреча на Эльбе». На пленке запечатлены застывшие пролеты.

Во время демонтажа остатков моста случилась трагедия: неожиданно обрушились одна из опор и часть пролета. Пострадало шесть человек, из которых четверо погибли.

рухнула опора Берлинского моста, что повлекло за собой обрушение плиты. Погибли четверо рабочих, разбиравших старый мост, тела двоих до сих пор находятся под завалами. Двое выживших с переломами доставлены в больницу. На данный момент на месте обрушения работают сотрудники МЧС, полиции и Следственного комитета. Вот такая печальная новость.

Вот что я нашел на просторах интернета о мосте популярном у любителей экстрима и самоубийц.

Берлинский мост в Кёнигсберге Наша сегодняшняя "прогулка" по Кёнигсбергу вместе со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным - почти что сюжет в духе Дэвида Линча. "Мост в никуда" - так вполне можно назвать Пальмбургский (Берлинский) мост. Тот самый, который, по бытующему в народе преданию, немцы, уходя, развели - а наши свести за шестьдесят лет как-то вот не удосужились. - Этот мост, - говорит Николай, - был построен в 1938 году в восточном пригороде Кёнигсберга возле поселка Пальмбург (ныне пос. Прибрежное). Он представлял собою часть широкой автомобильной дороги, соединяющей Кёнигсберг с Эльбингом (ныне - это Эльблонг в Польше). С севера на юг он перекрывает старый и Новый рукава Преголи и ее широкую пойму между поселками Прибрежное и Ржевское. Выполнен мост из железобетонных конструкций и имеет в длину 633 метра. ...Своим рождением этот мост обязан специальной программе строительства автострад, разработанной в Германии еще во времена Веймарской республики. Времена были тяжелыми: Германия, униженная Антантой, как могла отстаивала национальное достоинство. Доски с надписью "Помни о Версале!" были расставлены буквально по периметру границы, отделяющей Германию от прочего европейского мира.

Молодых людей, прошедших через окопы первой мировой, известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк называл "поколением тех, кто был убит войной, хотя и избежал ее пуль и гранат". "Убитых" надо было возвращать к жизни. По крайней мере, дать им возможность заработать на кусок хлеба с маргарином. Немецкие семьи голодали. (Российские - тоже. Может, именно поэтому тоталитарные режимы возникли и у НИХ, и у НАС. Как ответ сытой, респектабельной "загранице" - ответ исчерпывающий и нецензурный.) У выросших "детей войны" рождались дети без ногтей и кожи... В 1933 году Гитлер придет к власти, провозгласив идею "пушки вместо масла" и пообещав, что ЭТИ заплатят Германии за все. До Гитлера нации предлагалась другая идея: созидательная. Строить дороги, благодаря которым любой, даже самый маленький городок (каких в Германии всегда было множество) оказывался включенным в общую систему государственного функционирования. На строительстве автострад постоянно работало более 30.000 человек - а к началу второй мировой войны это число удвоилось. (Тогда же по обеим сторонам дорог встали "солдаты вермахта" - те самые деревья, которые нынче собирают в нашей области кровавую жатву.) Скоростная автострада Берлин-Кёнигсберг (в створе которой и возводился Пальмбургский-Берлинский мост) сооружалась силами и средствами организации Тодта.

Кстати, название "Пальмбург" ("Пальмовый дворец") произошло от названия расположенного рядом имения с сельскохозяйственным производством, владелец которого - известный далеко за пределами Кёнигсберга оригинал - выращивал у себя в оранжереях диковинные экзотические растения. В том числе и пальмы. Надо отметить, что Пальмбургский мост НИКОГДА не был разводным. Его главная особенность заключалась в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового Прегеля, были размещены удлиненные пролетные строения, консолями направленные в сторону русла. На консолях размещались специальные вставки. А в опорах еще во время строительства были предусмотрены минные камеры, куда в критический момент предстояло заложить необходимое количество взрывчатки - и "экономно" подорвать опоры, выведя из строя мост. Что и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда войска Советской Армии подошли к фортовому поясу Кёнигсберга и были уже готовы к его преодолению. Взрыв моста существенно отразился на ходе боевых действий у восточной окраины Кёнигсберга. Наши войска перешли здесь к длительной обороне вплоть до 9 апреля 1945 года. А сразу же после прорыва линии фронтов через рукава Прегеля были построены низководные деревянные мосты, а по суше - проложена бревенчатая гать. В таком виде - с поднятыми русловыми консолями - мост, окончательно получивший в народе название Берлинского, и застыл вот уже на шесть десятилетий. Правда, одна из полос движения была восстановлена в начале 1970-х годов. Теперь там проходит Большая окружная дорога, соединяющая Московский проспект с улицей Емельянова.

До поры до времени руинам Пальмбургского моста радовались только киношники. Сколько фильмов на военную тему было отснято в нашем городе! И разрушенный мост мелькал в кадре частенько. Так, в 1949 году в фильме "Встреча на Эльбе" Преголь "изображала" Эльбу, а ключевые сцены снимались на фоне покореженного Берлинского моста. Кстати, на экране можно разглядеть и многие здания (типа Кёнигсбергского почтамта), давно почившие в бозе. В смысле, по приказу партийных и советских начальников разобранные на кирпич, из которого потом складывались дома где-нибудь в Могилеве. Фильм "Встреча на Эльбе" уже выпущен в DVD-варианте. Мы стояли на эстакадном мосту, и Янковский рассказывал, что тогда, в шестьдесят пятом, он совсем не увидел города. Сцена на вокзале была ПЕРВОЙ в его жизни съемкой в кино, он трясся как осиновый лист и приставал с вопросами к режиссеру В. Басову: как, дескать, ему поубедительнее передать душевные терзания Генриха - молодого немца, который возвращается на историческую родину и, вместе с тем, окунается в неизвестность. Когда он спросил об этом раз в пятнадцатый, (человек интеллигентный и принципиально "не выражающийся") Басов посоветовал "заткнуться и раскрыть глаза пошире". Но - вспоминал Янковский - и вокзал, и сам перрон, и красный кирпич, и высокие темные своды - все это воспринималось им как театральная декорация. Он был полностью сосредоточен на камере. А сразу же после съемки вся группа уехала. ...Дебют Янковского оказался удачным. И кто знает, может, именно энергетика Кёнигсберга-Калининграда позволила актеру, уроженцу Саратова, с первых же минут экранной жизни так плотно войти в образ, что белокурый эсэсовец Генрих Шварцкопф стал одним из любимых киногероев советского народа? А сам Янковский очень скоро превратился в "секс-символ" (хотя секса в СССР как бы и не было).

Источник :

Честно говоря, этот мост интересовал меня с детства. Будучи еще школьником, наверное, как и все любознательные мальчишки, я любил бродить по всевозможным фортам, бастионам и прочим укреплениям бывшего Кёнигсберга. Доводилось мне бывать и на Берлинском мосту . Помню, близкие сердцу, летние солнечные деньки, когда, с товарищами по двору, я грелся на тёплых плитах "Берлинки", наблюдал за разлившейся рекой и думал о чем-то своем… мальчишечьем. Это было настоящее счастье…

Конечно, благодаря СМИ, я знал о нынешней реконструкции моста, но как-то не придавал этому особого значения… Бывшие мальчишки выросли, а современная суетная жизнь вносит свои коррективы в распорядок дней и недель. Утонув в океане житейских проблем, мы часто забываем о чем-то, что было когда-то для нас близко и дорого…

Так продолжалось и до недавнего момента, пока в Калининградской Правде – главной газете региона, не вышла статья "Уходящая натура" о Берлинском мосте. В ней рассказывалось, что старый мост, который мы помним с детства, скоро прекратит свое существование, а точнее он будет реконструирован до современного новенького шестиполосного моста через Преголю…

Это был словно удар "под дых". Медлить и откладывать что-то на потом, было нельзя. Поэтому, в один из дней, я взял камеру и, с другом Сергеем, поехал на "Берлинку", чтобы запечатлеть на долгую память любимый мост, и себя на его фоне.

Добраться до моста, находящегося на юго-восточной окраине Калининграда, проще всего на маршрутке № 74, идущей в поселок Борисово. К слову, это, пока, единственный транспорт, чей маршрут проходит непосредственно через мост.

Попросив водителя тормознуть перед мостом, я вышел из маршрутки и огляделся. Строительство отдельной очереди будущего большого моста шло в самом разгаре. Проход на берег реки к, известной и любимой всеми фотографами, панорамной точке съемки, был перегорожен строительным забором, за которым сновали рабочие, гремела техника, недружелюбно лаяли собаки. Так как фотосъемка вне строительной зоны не имела никакого смысла, я решил перебраться на другую оконечность моста и попытаться сфотографировать его с другого берега реки.

Так как нынешний действующий двухполосный мост не предназначен для хождения пешеходов, я дождался очередной маршрутки и сошел на другой стороне реки. К слову, некоторые люди все же пересекают этот мост пешком, но подвергают свою жизнь определенной опасности, рискуя быть сбитыми автотранспортом.

На другом берегу реки надежда на хорошую точку съемки также быстро улетучилась, как и возникла. С этой стороны все подходы к мосту были также перекрыты развернувшейся стройкой. Повсюду висели таблички "Проход запрещен", "Опасная зона", "Осторожно, строительство", но нужно было что-то предпринимать…

Выход был один – попытаться попасть непосредственно на территорию стройки. Расчехлив фотокамеру, я направился к КПП, откуда нас отправили уже прямиком к начальству.

Начальник строительного участка, представившийся Игорем, оказался замечательным человеком. Я рассказал о себе, своем блоге и своих целях, после чего мы довольно тепло пообщались, обсудили прошлое, настоящее и будущее моста. Игорь рассказал о своей дружной и профессиональной команде, особенностях возведения различных мостов по области, а также об этапах нынешнего строительства Берлинского моста.

Получив разрешение на фотосъемку, мы попрощались и отправились в самый центр развернувшейся стройки, чтобы в последний раз полюбоваться и запечатлеть на долгую память старый и такой родной Берлинский мост…

Настоящее название моста – Пальмбургский (нем. Palmburger Brücke), а Берлинским его начали неофициально называть в советское время по одноименному названию недостроенного автобана Берлин – Кёнигсберг. С тех пор "народное" название прочно приросло к мосту, а старое уже практически не используется даже в официальных документах.

Почему же мост был назван Пальмбургским? Дело в том, что неподалеку находился поселок Palmburg (совр. пос. Прибрежное), который, в свою очередь, получил название благодаря небольшому сельскохозяйственному имению, специализирующееся на выращивании различных редких цветов, пальм и прочих экзотических растений.

Бетонный 633-метровый красавец-мост, парящий над широкой поймой Прегеля и ее двумя рукавами, был построен в 1938 году и являл собой чудо инженерной мысли. На опорах моста, стоящих по берегам рукавов Прегеля были сделаны специальные удлиненные пролётные строения, на которых размещались специальные вставки - русловые пролёты. То есть, по сути, мост представлял собой сборно-разборную конструкцию, которую можно было быстро "разобрать" в случае военной угрозы.

Это и произошло в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда комендант крепости Кёнигсберг генерал Отто Ляш отдал приказ взорвать Пальмбургский мост. В опорах моста, по обеим сторонам рукавов реки, были предусмотрены специальные ниши под определенное количество взрывчатки. По задумке, взрывы должны были нарушить конструктивное равновесие моста, в результате которого русловые пролеты должны были упасть в реку. Расчеты оказались верными, и Пальмбургский мост превратился в аналог питерских разводных мостов, застывший на добрые 67 лет.

После войны берега Старой и Новой Преголи соединили временными деревянными мостами, а в 60-х годах, советским инженерам все же удалось восстановить одну часть (две полосы) взорванного моста, тем самым вернув ему транспортную функцию. Остальную часть моста было решено не восстанавливать…

Долгие годы ходили слухи, что оставшиеся две полосы не были восстановлены из-за сложности разминирования отдельных секций моста. Также существовала версия, породившая городскую легенду, что мост был изначально разводным и имел очень сложный механизм, с которым наши инженеры не смогли справиться. На самом же деле все объяснялось куда проще. Дело в том, что в то время движение через мост было очень и очень незначительным, и нужды в четырех полосах движения не было никакой, чего нельзя сказать про сегодняшний день…

Война закончилась, а Берлинскому мосту суждено было стать знаменитым. Взорванный мост превратился в великолепную натуру для многих послевоенных фильмов, ставших уже классикой советского кино. Именно благодаря кинематографу, полюбоваться Пальмбургским мостом с экранов телевизоров и кинотеатров смогли миллионы жителей СССР.

Открывает этот список, знаменитая картина 1949 года, режиссера Григория Александрова – "Встреча на Эльбе". Роль американской разведчицы Джанет Шервуд в этом фильме исполнила несравненная Любовь Орлова. Реку Эльбу с успехом заменил бывший кёнигсбергский Прегель, а сам мост послужил великолепным фоном для большинства ключевых сцен фильма.

Затем последовали картины: Мир входящему (1961), Помни, Каспар! (1964), Игра без правил (1965), Весна на Одере (1967), Женя, Женечка и катюша (1967), "Циклон" начнётся ночью (1967), Щит и меч (1968), На пути в Берлин (1969) и другие. Режиссеры, все как один, просто не могли устоять перед Пальмбургским мостом – мрачным величием минувшей войны, каменной скалой застывшим над мирной гладью Преголи.

Вопрос о реконструкции Берлинского моста поднимался неоднократно еще с начала 90-х годов. Но, выделенные деньги куда-то пропадали, а бумаги терялись в кабинетах различных чиновников… И вот, в конце 2010 года, в рамках федеральной программы строительства Южного обхода Калининграда, необходимые средства нашлись. Конкурс выиграла, уже хорошо известная в нашем регионе, московская компания ООО "Спецмост". Работу оценили в 4 миллиарда 600 миллионов рублей.

По рассказу Игоря, работы по возведению нового трёхполосного Берлинского моста должны закончиться в следующем году, после чего по нему откроется движение, а строители займутся демонтажом старого моста и строительством 2-й очереди, которое планируется завершить в августе 2014 года. В результате город получит сразу два новеньких моста.

Общее количество полос для движения составит шесть штук. Длина моста (включая подходы) составит 1 километр 785,4 метра, ширина каждой полосы – 3,75 метра. Расчетная скорость движения – 120 километров в час. Проект также предусматривает и создание пешеходных тротуаров.

Предполагается, что с появлением нового современного моста, город решит сразу несколько задач. Это обеспечение благоприятных условий по грузопотоку из Европы, увеличение пропускной способности трассы в рамках малого приграничного сотрудничества нашего региона с Польшей, а также подготовка к предстоящему Чемпионату мира по футболу - 2018, отдельные матчи которого, скорее всего, пройдут в нашем городе.

Основной объем работы по возведению первой очереди нового моста сейчас ведется на небольшом островке между Старой и Новой Преголей. Раньше на этот болотистый островок можно было попасть разве что вплавь, теперь же туда ведет, искусственно возведенная, временная переправа, по которой мы, в сопровождении огромной сторожевой собаки, и направились на островок.

С переправы открывается панорамный вид на заснеженную гладь Преголи и небольшой завод на другом берегу, с которого, по словам Игоря, на стройку доставляется бетон и песок.

По обеим берегам реки мы видим инженерные сооружения – кессоны, в которых идет активная установка стальных ростверков и сетчатого каркаса фундамента будущих опор моста. К слову, многие опоры уже выстроены, а несколько готовы на уровне свай. Всего же планируется возвести 22 опоры.

По всей стройке активно снуют рабочие, никто не сидит без дела – работы хватает на всех. Чтобы уложиться в установленные сроки, работа на мосту, силами компании "Спецмост", ведется без выходных в две смены.

Стараясь не мешать, мы сфотографировались на фоне старого моста на память, и затем направились к левому рукаву Преголи, откуда открывался самый красивый вид на Берлинский мост.

Увы, сфотографировать мост так, чтобы в кадр не попала строительная техника и отдельные участки стройки уже не представляется возможным. Радует только то, что пока еще есть возможность сфотографировать мост хотя бы так, ведь пройдет совсем немного времени и новые конструкции окончательно заслонят печальный и величественный памятник минувшей эпохи.

Задранные к небу мостовые пролеты являются еще и "летописной книгой" нашей области. Каких тут только надписей не оставляли. Это и любовные признания, и пожелания кому-либо, различные имена и клички, наименования воинских подразделений, городов и т.д. Некоторые из сохранившихся надписей датированы 60-80-ми годами, но большая часть посланий оставлена в памятные 90-е. Одно время мост был очень популярным объектом у десантников и прочих военных, так как являлся финальным аккордом празднования дембелей и Дня ВМФ.

Так как наша экскурсия выпала на зимний период, к сожалению, большая часть надписей на пролётах разрушенного моста оказалась под слоем снега, поэтому сфотографировать их не удалось, но желающие могут увидеть их на многочисленных фотографиях Берлинского моста в сети Интернет.

Открытая пойма реки Преголя дает широкий простор ледяным балтийским ветрам, поэтому вскоре мы начали понемногу замерзать и надо было двигаться обратно. Окинув прощальным взглядом Берлинский мост еще раз, мы направились к выходу со стройучастка.

Печально, что такой интересный туристический и исторический объект не интересен нашим властям. Я думаю, можно было найти решение, как возвести новый мост, сохранив при этом старый… В той же Германии, наверное бы, так и поступили, превратив мост в живописную туристическую изюминку. Однако, как показывает практика, история края не особо интересна нашим властям, на первое место все чаще выходят деньги… Увы…