Можно быть одинокой в толпе. «Селфи»: «Страшнее нету одиночества, чем одиночество в толпе…. Кто мы такие - одиночки в толпе

Случаются ситуации, когда просто не знаешь, что делать, если скучно за компом. Да, оказывается в интернете тоже невозможно сидеть с утра до ночи, переходя на различные сайты и читая всякую ерунду. Можно, конечно же, запустить любимую онлайн-игру и пройти новый уровень , можно включить музыку и вообще отвлечься от компьютера, можно посмотреть видео или самому записать прикольный ролик. А можно и провести время с пользой, и мы научим вас, как.

Некоторым это может показаться странным, но ничего не делать, сидя за компом, тоже нужно уметь. Особенно, если у тебя под рукой всемирная паутина, которая так и кишит кучей соблазнов. Ведь чем ни попадя тоже заниматься не будешь. Кому-то нравиться рисовать, а кто-то любит петь либо же релаксировать под звуки природы. И все это вы можете делать прямо здесь и прямо сейчас.

Вот почему, когда ищете в интернете, что делать, если скучно за компом — ссылки на прикольные сайты как раз то, что вам необходимо.

  1. Сайт, на котором можно полопать пузыри http://mariemarie0000.free.fr/fichiers/images/pop.swf . Многих это занятие успокаивает и вдохновляет. Попробуйте сделать это он-лайн.
  2. Сайт для тех, кто желает создать собственную анимацию https://multator.ru/draw/ .
  3. Любите наблюдать, как на воде появляются круги? Этот сайт для вас http://madebyevan.com/webgl-water/ .
  4. Хотите узнать, как выглядит ваше имя? Зайдите сюда http://turnyournameintoaface.com и просто напишите его в строке.
  5. Интересные воспоминания пробуждает этот сайт http://rainycafe.com/ . Вы сидите в кафе, а за окном внезапно разбушевалась гроза. Вам уютно и тепло и вы счастливы.
  6. Просто почувствуйте себя хакером http://hackertyper.com/ . Жмите на клавиши произвольно, на экране в это время будет появляться секретный код. Кстати, мальчишки 10 лет, 11 лет и 12 лет могут с помощью этого сайта эффектно выпендриваться перед ровесниками.
  7. Если вы все так же не знаете, чем заняться, когда скучно за компом – спросите маму : http://sprosimamu.ru/

Что делать если, скучно за компом: 7 полезных занятий

Итак, вам нечего делать и вы, как всегда, сели за компьютер. Чем же можно таким интересненьким заняться? Да еще и с пользой! Предлагаем вам топ-7 полезных советов , что делать, если скучно за компом,

  1. Рассортируйте письма в своем . Различный спам удалите.
  2. Поменяйте пароли на своих аккаунтах (это и так периодически необходимо делать), а тут еще можно и потренировать свою память и фантазию. Придумайте смешной или забавный пароль и запишите его в секретный блокнот. Кстати, заведите секретный блокнот.
  3. Напишите о себе забавное резюме или нарисуйте работу своей мечты.
  4. Подпишитесь на интересные он-лайн курсы.
  5. Разберите фотографии . Заодно вы можете погрузиться в приятные воспоминания, когда вы были счастливы или ощущали радость жизни. Рассортируйте фото по годам и сезона и проанализируйте, когда вам было лучше всего.
  6. Отправьте другу или подруге смешную картинку.
  7. Освойте фотошоп.

Чем еще заняться, когда скучно?

Итак, вы посетили уже все прикольные сайты, перечитали все чаты и написали комментарии, пересмотрели видеоролики и прослушали терабайты музыки – не раскисайте, у вас еще куча возможностей найти приятное и полезное дело . Ведь компьютер – это просто-таки универсальный помощник всех лодырей и бездельников или попросту – креативных людей. Итак, что еще вы можете сделать, сидя в интернете.

  • Напишите письмо старым друзьям.
  • Зарегистрируйтесь на сайте знакомств.
  • Освойте новую компьютерную программу.
  • Создайте свой сайт.
  • Включите аудиокнигу и просто полежите.
  • Спойте в караоке или сыграйте на онлайн синтезаторе.
  • Поиграйте в онлайн игру «Угадай фильм» или «Угадай мелодию».
  • Проверьте свой интеллект.
  • Зайдите на веб-камеры разных городов мира и посмотрите, что там творится.
  • Поиграйте в слова.
  • Найдите кота .
  • Научитесь делать бургеры или выращивать овоще в онлайн-игре.
  • Узнайте свой биологический возраст или кем вы были в прошлой жизни.
  • Создайте свой канал на ютубе.
  • Начните новую онлайн игру.
  • Выучите 5 новых слов на английском.
  • Сделайте смешную гифку или коллаж.
  • Нарисуйте мемы .
  • Узнайте, кто такой Эдуард Хиль.

Как вы уже успели понять существует просто таки миллион ответов, что делать, если скучно за компом — 55 способов вы можете узнать, перейдя по этой ссылке http://blog.i.ua/user/1666723/1053928/ . Вас ожидает список интересных, смешных, забавных, интеллектуальных или просто нескучных ресурсов на любой вкус.


Знаете ли вы, что такое одиночество? Когда не с кем поделиться своими переживаниями, мыслями, самым сокровенным, что волнует. Конечно, рядом всегда есть близкие люди, но поговорить откровенно все же не с кем. Все равно не поймут. Что уж говорить про знакомых и коллег - те так точно не поймут, даже если захотят. У них совсем другие интересы, они живут в другом измерении.

Так потихоньку, день за днем, год за годом, растет убеждение в своей ненужности, неприкаянности. И все больше погружаешься в себя. Разговоры других людей порой нам кажутся пустыми и бессмысленными. Если все же случается общаться с человеком, не всегда получается донести до него свои мысли, изложить их понятным, простым языком. Ведь хочется порассуждать о смыслах, причинах происходящего, поймать главную суть любого явления. Не каждый может поддержать такой разговор, поэтому наше общение очень избирательно.


Мы из тех, кто больше слушает, чем говорит. И некоторые знакомые пользуются этим, чтобы вывалить на наши уши все, что на душе накипело. Мы молча слушаем, киваем, но после разговора чувствуем себя опустошенными. Везет же тем, кто может каждому встречному выговориться и забыть. А вот мы так не умеем.

Что в итоге? Нам больно от своей невысказанности и бесполезности, мы еще больше замыкаемся в себе и становимся еще более одинокими. Даже внешне нас можно заметить по взгляду внутрь себя, по сосредоточенности на себе. Про нас говорят: нелюдимые, «в себе». Некоторые считают нас высокомерными. Порой собеседник говорит: «Я с тобой говорю, но ты не со мной, думаешь о чем-то своем» . Бывало такое?

Окружающим кажется, что они нам не интересны, поскольку мы не проявляем к ним внимания. У них пропадает желание общаться с такими людьми. К тому же люди больше тянутся к позитивным людям - с ними легко, от общения с ними поднимается настроение. А с нами тяжело - замкнутые, угрюмые. Чего от такого ждать? И зачем себя напрягать? Знали бы они, насколько велико наше страдание от пренебрежения общением с нами! Все люди, как люди, а мы - «белые вороны».

Что же мы за люди особенные? И почему нам сложно дается общение с окружающими?

Кто мы такие - одиночки в толпе?

Если вам знакомо чувство одиночества от непонимания вас другими людьми, то ваш психотип, согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, относится к звуковому вектору. Вектор - это набор врожденных свойств и желаний человека, определяющих особенности его мышления и поведения. Всего существует восемь векторов.


Носители звукового вектора, действительно, особенные люди . Их рождается всего около 5%. От рождения природа наделила этих людей неординарным умом, абстрактным мышлением. Абстрактное мышление - это способность видеть общее в частностях. Поэтому, когда мы говорим обобщающими фразами, другие люди не всегда понимают нас.

Звуковой, как никакой другой вектор, обладает огромным объемом психики. Неспроста нас с детства интересуют вопросы устройства мира, предназначения человека, смысла происходящего. Если ответы на эти вопросы мы приучаемся искать во внешнем мире, во взаимодействии с другими людьми, мы можем развиться до гениальности. Благодаря способности неординарно мыслить, умению максимально сосредотачиваться, именно обладателями звукового вектора созданы гениальные творения человечества. Великие ученые, писатели, композиторы, философы, физики, математики в своем векторальном наборе обязательно имели звуковой вектор.

Однако, далеко не всем удается стать гениальными. Большой объем психики очень тяжело наполнить. Не реализовывая свои врожденные желания в звуковом векторе, мы постоянно испытываем пустоту. Вроде все хорошо, а нам все равно плохо - нет радости, нет удовлетворения. Иногда с этой проблемой мы обращаемся к экстрасенсам, гадалкам, психотерапевтам, занимаемся йогой, медитацией, пьем антидепрессанты. На какое-то время нам помогает, но потом состояние неудовлетворенности возвращается. Почему это происходит?

Особенность звукового вектора такова, что это единственный из векторов, кто слишком сосредоточен на себе, на своих переживаниях. Когда нашу способность сосредотачиваться мы направляем внутрь себя, мы испытываем страдания, так как наша психика не наполняется. Когда мы осознаем только себя, нам сложно ощутить других людей, внешний мир для нас становится иллюзорным. Мы превращаемся в интровертов, сосредоточенных только на своем внутреннем мире.


В довершение ко всему, мы уверены в своей гениальности. Нам кажется, что мы очень умные и нам трудно признать, что есть кто-то умнее нас. Вот эта преграда и мешает нам, чтобы выйти из одиночества .

Но в сосредоточении внутрь есть одна опасная ловушка. Когда мы думаем только о себе, у нас не рождаются новые мысли, мы не развиваемся и в итоге превращаемся в духовных дегенератов. А теперь представьте себе, как со стороны может выглядеть такой человек. Неудивительно, что мы иногда одним своим видом настраиваем против себя окружающих.

Выход есть

Мы можем упрекать мир в том, что другие не понимают нас, и все больше отгораживаться от него. Но мы рождены не просто так, и наши природные желания даны нам для чего-то. Просто нужно найти им верное применение, вместо того, чтобы пытаться впихнуть себя в общепринятый штамп. Согласитесь, где-то в глубине души вы понимаете, что без общения с людьми нам становится еще хуже. И, возможно, вас посещали мысли о том, что вы способны на что-то большее, способны дать людям что-то очень важное.

И это действительно так. Обладатель реализованного звукового вектора - это человек, к которому окружающие тянутся, желают общения с ним. Это происходит потому, что он способен дать им то, чего им так не хватает. Именно через взаимодействие с другими людьми мы можем познать смысл жизни - у нас рождаются новые мысли и идеи, пробуждается интерес к тому, что нас окружает. Мы, наконец, начинаем чувствовать вкус жизни во всех ее проявлениях.


Когда мы научаемся чувствовать и понимать других людей, у вас вместо неприязни появляется интерес к их поведению. А чувство одиночества мы испытываем гораздо реже. Есть результаты людей, которые это подтверждают:

«...Есть много другого, других моих качеств, которые, как оказалось, очень нужны, но не только мне одному… а всему человечеству! Тот самый смысл, который был так непостижим, оказывается, можно найти, но для этого мне придётся понять не только себя, но и других, кто так на меня не похож! Понять и принять себя и тот самый природный замысел, для которого все мы, такие разные и с разными характерами и желаниями, но так нужны этому миру! А самое главное — так нужны друг другу! Только вместе мы можем продолжить этот мир и его существование...»
Сергей А., Самара

«...Мне необходимо было найти ответы, чтобы заполнить пугающую пустоту. В этой пустоте, в этой нехватке тонуло все - отношения с близкими, с другими людьми, дом, работа… Сколько книг я купила, на сколько психологических сайтов подписалась… Пока, наконец, по счастливой НЕСЛУЧАЙНОСТИ не наткнулась на ссылку, приглашавшую на (очередной) бесплатный тренинг с ремаркой: «Вы еще можете оставить все, как есть и НЕ записываться на тренинг» - это, как понимаете, были первые бесплатные лекции по системно-векторной психологии. И жизнь изменилась, ведь шанса остаться прежней у нее уже не было!!!...»
Оксана У., врач ультразвуковой диагностики

«...Зачем мне жизнь? Кто я? Зачем я здесь? Почему всё так, а не иначе? Кому всё это нужно? Ответов на вопросы о строении мира и человека было множество. И никакие философские трактаты не помогали найти на них адекватного ответа. А вокруг меня толпились люди, они просили обратить на них внимание, но тогда я не понимала зачем. Я потеряла с ними всякую связь, пока отчаяние и депрессия разъедали мне душу. Только в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана я нашла ответ как избавиться от депрессии самостоятельно. Ответ на все мои бесчисленные вопросы о смысле. Ответ основательный, настоящий, который полностью стирает желание выйти в окно и страх сойти с ума. Теперь у меня есть выход совсем в другую сторону. Туда, где есть ответы на все вопросы, и это действительно кажется невероятным...»
Татьяна Ф., психолог


Узнать больше о том, как избавиться от одиночества, вы сможете, зарегистрировавшись на бесплатные онлайн-тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов

Когда-то моя подруга писала стихи — подростковые, надрывные, но трогательные. Мне они нравились — может, потому что соответствовали и моему испорченному пубертатом настроению, а может, и правда были талантливыми.

Одно из них мне запомнилось — вернее, даже не все стихотворение, а его окончание:

Ну как мне понять, что все рядом,
Но только вокруг никого!

Школа закончилась, мы с подругой разбрелись по разным вузам, и на том наши дороги тоже разошлись. А вот строчки эти в памяти остались и периодически всплывали. Потому что в мегаполисе миллионы людей тихо ненавидят ближних своих в пробках — особенно самых ближних, в соседних машинах, которых черт дернул поехать именно этой дорогой… В городе мы элементарно устаем от людей, от чужих голосов и лиц, от круглосуточного шума… И при этом катастрофически страдаем от одиночества.

Еще один из героев фильма «Ирония судьбы» сокрушался: «Мы перестали делать большие, хорошие глупости, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам…» А теперь можно еще и добавить: «Мы перестали общаться». Мы, вынуж-денные ежедневно общаться. Мы добровольно сократили свое общение до минимума. Или все-таки не совсем добровольно?..

В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНЫ?

1 Одиночество в толпе — синдром мегаполиса, неприятное приложение к нему, плата за высокие зарплаты и бытовой комфорт. Город задает свой противоестественно быстрый темп жизни, когда общаться становится просто некогда. Утреннее «здрасьте» соседу в лифте, обмен новостями с коллегами на работе, обсуждение диеты с фитнес-тренером, усталое «привет-как-дела-все-хорошо», брошенное супругу перед сном…

А кроме того, происходит переизбыток контактов в течение дня. Возникает некая интоксикация поверхностным общением со случайными людьми, поэтому мы уже не можем принять общение настоящее, глубокое — дружеское, родственное, любовное. Ведь если днем объесться чипсов, вкусный домашний ужин просто не полезет в горло…

Когда нечто находится в переизбытке, оно обесценивается. Этот закон верен как для рынка, так и для отношений: чем больше вынужденных контактов, чем больше людей вокруг, тем меньше хочется видеть вокруг себя других. Вспомните, сколько снято фильмов, в которых герои оказываются на необитаемом острове и наконец-то начинают друг друга ценить!

2 Наше общество к общению не располагает — потребность в нем словно бы и не предусмотрена.

В советские времена были молодежные организации, кружки, дворовые компании… Теперь секция для ребенка — вопрос дохода родителей, а отпустить его без присмотра погулять по окраинному спальному району — все равно что завести в темный лес и оставить на съедение волкам. А ведь желание побыть среди своих у ребенка не исчезает, а к подростковому возрасту только возрастает, поэтому он сам находит себе компанию, иногда не самую лучшую.

Игнорируются потребности в общении и других возрастных групп: из дворов исчезли лавочки для пенсионеров, столики, на которых раскладывали домино и шахматы… У нас практически нет клубов для пенсионеров. И если лавочку во дворе можно поставить и самим, то помещение для встреч в холодное время года так просто не найдешь.

3 «Друг человека» уже не собака, и Малыш просил бы родителей не о собаке, а об игровой приставке. Прилета Карлсона он бы вообще не заметил. Разве что тот притащил бы компьютерную новинку. Тогда бы они в нее поиграли — рядом, молча, перебрасываясь репликам «по делу»…

Человека можно представить как цветок с сердцевинкой и лепестками. Лепестки — эмоциональные привязанности, в идеале — к другим людям. Но если эти лепестки уже заняты, то для другого человека место не найдется. Помните Понтия Пилата и его любимую Бангу? «Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон». А современный человек помещает свою привязанность даже не в животное, а в неживой объект: ноутбук, айфон… В этом году в Японии был зарегистрирован брак между 28-летним мужчиной и подушкой с изображением героини аниме! Для живого человека места рядом не остается. Наша эмоциональная привязанность достается техническим механизмам, а не людям.

4 Интернет-общение полезно и интересно. За одним-единственным «но»: если оно не вытесняет общение реальное. А именно это зачастую и происходит… «Общение» подразумевает не только обмен информацией через символы, будь то слова или смайлики. Есть то, что не может передать Интернет, даже дошедший в своем эволюционном развитии до «Скайпа»: прикосновения, запах, тепло другого человека…

Кроме того, дружба в офлайне «теплична» и безопасна. Поэтому-то его и предпочитают столь многие — так легче. Можно наврать с три короба, без объяснения причин поставить в игнор знакомого, да и самому можно в любой момент выйти из чата… Не формируются и столь важные навыки группового общения — поиск своего места, роли…

Особенно опасна подмена реального общения интернетовским для «неокрепших умов», то есть детей и подростков. В психологии есть такое понятие — «сензитивный период», что можно перевести как «Всякому овощу свое время». То есть определенные навыки должны формироваться в своем возрасте, если время упущено, то потом трудно его наверстать. Так и не научившийся вовремя общаться ребенок во взрослом возрасте столкнется с большими проблемами.

Интернет-общение должно быть дополнением общения реального, но не подменяющим его суррогатом. Ведь человек со временем начинает в виртуальную реальность верить больше, чем в настоящую. В тех же социальных сетях у кого-то в списке «друзей» можно увидеть по 500 — 700 человек. Что же это за дружба такая? Разве что суррогатная…

5 Система воспитания направлена в основном на развитие интеллекта, усвоение новой информации и умение оперировать ей. Но навыки общения никто не формирует — мол, сами возникнут, ребенок же учится не один, а с другими детьми…

Моя голубая мечта — чтобы в старших классах появился специальный предмет «Навыки здоровой коммуникации». На мой субъективный взгляд, жилось бы тогда потом во взрослом мире гораздо легче и приятнее.

Ведь дело в том, что общаться любим мы все. Потому что человек — стайное или стадное создание, не одиночка. Но при этом общаться мы в большинстве своем не умеем, поэтому гордо от этой потребности отказываемся. Как обиженный ребенок: «Ну и не надо, не очень-то и хотелось». Говорим, что «некогда», или начинаем убегать в виртуальное безопасное общение… А то и вовсе объявляем себя «самодостаточными личностями» и отказываемся от дружбы, брака, теряем родственные связи…

Ведь дело не в том, чтобы в смертный час кто-то стакан воды подал. Вдруг, как в анекдоте, и правда пить не захочется. Важно, чтобы и в течение всей жизни рядом был тот, кто может принести этот самый стакан или чашку чая… Тот, для кого ты и сам рад сделать что-то хорошее… Причем «просто так», как в детском мультфильме…

ЧАША ЖИЗНИ

Иногда нашу жизнь сравнивают с чашей. А мы предлагаем вам представить свою жизнь — ту ее часть, что связана с общением, — как несколько сосудов.
Общение:

С родственниками;
. с друзьями;
. с любимым;
. с детьми (если уже есть);
. с коллегами по работе.

А теперь ответьте на следующие вопросы:

1. На сколько процентов заполнена каждая из ваших «чаш»? Пропишите конкретные цифры. Таким образом вы можете составить своего рода «хит-парад», который поможет понять — чего вам не хватает (например, «Общение с ребенком — 40%»), а что, возможно, у вас в переизбытке («Общение на работе — 200%! Все достали, что-то от меня хотят!..»).

2. Заполнена ли каждая чаша именно тем, чем вам хотелось бы? Оптимальны ли для вас ваши контакты или порой Вы сохраняете хорошую мину при плохой игре, убеждая себя, что «все ОК» и «no problem»?

3. если вы обнаружили, что какая-то из чаш недостаточно полна или ее наполнение не соответствует вашим истинным желаниям, подумайте — как это можно исправить? Будьте конкретны и реалистичны. Например, «приезжать раз в две недели в гости к родителям», а не «надо бы почаще бывать у родственников»…

пихолог Ирина Соловьева, журнал "Наша психология"

Одиночество в толпе

Как я ни бываю иногда храбра, но должна признаться, что одиночество в толпе меня особенно угнетает.

З.Гиппиус, Победители.

Это не то одиночество в лесу, в поле, в море, в пустой квартире над листом бумаги, где уединение блаженно. Это одиночество в толпе. Я не люблю вокзалов, даже дачных.

Л.Чуковская, Прочерк.

Перечислять их я не буду, но знаю, что есть одиночество в толпе и одиночество лесное, есть одиночество, сопутствующее горю, и есть, наконец, морское одиночество, зачастую близкое к состоянию безмолвного душевного подъёма.

К.Паустовский, Повесть о жизни. Время больших ожиданий.


Словарь. Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология. Справочное издание . Романова Н. Н., Филиппов А. В. . 2015 .

Смотреть что такое "одиночество в толпе" в других словарях:

    ОДИНОЧЕСТВО - Никто не хочет быть одиноким даже в раю. Итальянское изречение Быть взрослым значит быть одиноким. Жан Ростан Человек не может жить один, и точно так же не может жить в обществе. Жорж Дюамель Когда доходит до самого важного, человек всегда одинок … Сводная энциклопедия афоризмов

    Одиночество - распад отношений и связей внутреннего мира личности. Не обязательно отождествляется с состоянием физически изолированного человека, часто человек испытывает одиночество не в изоляции, а в семье, в толпе, в привычной компании. Одиночество… … Сексологическая энциклопедия

    Одиночество (loneliness) - О. представляет собой деструктивную форму самовосприятия. Одинокий чел. чувствует себя заброшенным, забытым и ненужным. По видимому, мысли, имеющие отношение к потере прошлого и людей из этого прошлого, а также высокий уровень значимости др.… … Психологическая энциклопедия

    Наркология - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Накшбандийа - Ислам История ислама Столпы вер … Википедия

    наука и жизненный мир - НАУКА И ЖИЗНЕННЫЙ МИР тема соотношения науки и «жизненного мира» (Lebenswelt, world of life) стала широко обсуждаться в результате антропологического поворота в неклассической эпистемологии и философии науки. Внимание эпистемологов и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Коллективный индивидуализм наедине со всеми одиночество в толпе … Словарь оксюморонов русского языка

    Мотивы поэзии Лермонтова - МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

    Пушкин, Александр Сергеевич - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Парадокс. Книга 1 и 2 (двухсторонняя) , Шерлинг Ю.. Осенью прошлого года во время деловой поездки в Нью-Йорк меня пригласили на новогодний (по иудейскому календарю) праздник в театральный зал «Миллениум». Открывая вечер, на котором… Купить за 345 руб
  • Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. Сборник 15 , . Разнообразие тематик, широкий спектр научных и моровоззренческих проблем - особенность очередного писательского сборника о науке и ученых. Виль Липатов размышляет о значении космического…

...в мегаполисе миллионы людей тихо ненавидят ближних своих в пробках — особенно самых ближних… В городе мы элементарно устаем от людей, от чужих голосов и лиц, от круглосуточного шума… И при этом катастрофически страдаем от одиночества.

Еще один из героев фильма «Ирония судьбы» сокрушался: «Мы перестали делать большие, хорошие глупости, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам…» А теперь можно еще и добавить: «Мы перестали общаться». Мы, вынужденные ежедневно общаться. Мы добровольно сократили свое общение до минимума. Или все-таки не совсем добровольно?..

В ЧЕМ ЖЕ ПРИЧИНЫ?

1. Одиночество в толпе — синдром мегаполиса, неприятное приложение к нему, плата за высокие зарплаты и бытовой комфорт. Город задает свой противоестественно быстрый темп жизни, когда общаться становится просто некогда. Утреннее «здрасьте» соседу в лифте, обмен новостями с коллегами на работе, обсуждение диеты с фитнес-тренером, усталое «привет-как-дела-все-хорошо», брошенное супругу перед сном…

А кроме того, происходит переизбыток контактов в течение дня. Возникает некая интоксикация поверхностным общением со случайными людьми, поэтому мы уже не можем принять общение настоящее, глубокое — дружеское, родственное, любовное. Ведь если днем объесться чипсов, вкусный домашний ужин просто не полезет в горло…

Когда нечто находится в переизбытке, оно обесценивается. Этот закон верен как для рынка, так и для отношений: чем больше вынужденных контактов, чем больше людей вокруг, тем меньше хочется видеть вокруг себя других. Вспомните, сколько снято фильмов, в которых герои оказываются на необитаемом острове и наконец-то начинают друг друга ценить!

2. Наше общество к общению не располагает — потребность в нем словно бы и не предусмотрена.

В советские времена были молодежные организации, кружки, дворовые компании… Теперь секция для ребенка — вопрос дохода родителей, а отпустить его без присмотра погулять по окраинному спальному району — все равно что завести в темный лес и оставить на съедение волкам. А ведь желание побыть среди своих у ребенка не исчезает, а к подростковому возрасту только возрастает, поэтому он сам находит себе компанию, иногда не самую лучшую.

Игнорируются потребности в общении и других возрастных групп: из дворов исчезли лавочки для пенсионеров, столики, на которых раскладывали домино и шахматы… У нас практически нет клубов для пенсионеров. И если лавочку во дворе можно поставить и самим, то помещение для встреч в холодное время года так просто не найдешь.

3. «Друг человека» уже не собака, и Малыш просил бы родителей не о собаке, а об игровой приставке. Прилета Карлсона он бы вообще не заметил. Разве что тот притащил бы компьютерную новинку. Тогда бы они в нее поиграли — рядом, молча, перебрасываясь репликам «по делу»…

Человека можно представить как цветок с сердцевинкой и лепестками. Лепестки — эмоциональные привязанности, в идеале — к другим людям. Но если эти лепестки уже заняты, то для другого человека место не найдется. Помните Понтия Пилата и его любимую Бангу? «Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон». А современный человек помещает свою привязанность даже не в животное, а в неживой объект: ноутбук, айфон … В этом году в Японии был зарегистрирован брак между 28-летним мужчиной и подушкой с изображением героини аниме! Для живого человека места рядом не остается. Наша эмоциональная привязанность достается техническим механизмам, а не людям.

4. Интернет-общение полезно и интересно. За одним-единственным «но»: если оно не вытесняет общение реальное . А именно это зачастую и происходит… «Общение» подразумевает не только обмен информацией через символы, будь то слова или смайлики. Есть то, что не может передать Интернет, даже дошедший в своем эволюционном развитии до «Скайпа»: прикосновения, запах, тепло другого человека…

Кроме того, дружба в офлайне «теплична» и безопасна. Поэтому-то его и предпочитают столь многие — так легче. Можно наврать с три короба, без объяснения причин поставить в игнор знакомого, да и самому можно в любой момент выйти из чата… Не формируются и столь важные навыки группового общения — поиск своего места, роли…

Особенно опасна подмена реального общения интернетовским для «неокрепших умов», то есть детей и подростков. В психологии есть такое понятие — «сензитивный период», что можно перевести как «Всякому овощу свое время». То есть определенные навыки должны формироваться в своем возрасте, если время упущено, то потом трудно его наверстать. Так и не научившийся вовремя общаться ребенок во взрослом возрасте столкнется с большими проблемами.

Интернет-общение должно быть дополнением общения реального, но не подменяющим его суррогатом. Ведь человек со временем начинает в виртуальную реальность верить больше, чем в настоящую. В тех же социальных сетях у кого-то в списке «друзей» можно увидеть по 500 — 700 человек. Что же это за дружба такая? Разве что суррогатная…

5. Система воспитания направлена в основном на развитие интеллекта, усвоение новой информации и умение оперировать ей. Но навыки общения никто не формирует — мол, сами возникнут, ребенок же учится не один, а с другими детьми…

Моя голубая мечта — чтобы в старших классах появился специальный предмет «Навыки здоровой коммуникации». На мой субъективный взгляд, жилось бы тогда потом во взрослом мире гораздо легче и приятнее.

Ведь дело в том, что общаться любим мы все. Потому что человек — стайное или стадное создание, не одиночка. Но при этом общаться мы в большинстве своем не умеем, поэтому гордо от этой потребности отказываемся. Как обиженный ребенок: «Ну и не надо, не очень-то и хотелось». Говорим, что «некогда», или начинаем убегать в виртуальное безопасное общение… А то и вовсе объявляем себя «самодостаточными личностями» и отказываемся от дружбы, брака, теряем родственные связи…

Ведь дело не в том, чтобы в смертный час кто-то стакан воды подал. Вдруг, как в анекдоте, и правда пить не захочется. Важно, чтобы и в течение всей жизни рядом был тот, кто может принести этот самый стакан или чашку чая… Тот, для кого ты и сам рад сделать что-то хорошее… Причем «просто так», как в детском мультфильме…

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА , Наталья Славашевич, практикующий психоаналитик
ВРЕМЯ ДЛЯ СЕБЯ
Эта «болезнь» — «одиночество в толпе» — носит характер скорее психологический, а значит, духовный. А такие известные добродетели, как вера, надежда и любовь решают и проблемы собственного одиночества, и способов его преодоления. Но… иногда на это не хватает сил, времени или опыта, своеобразного испытания жизнью, естественного хода вещей и событий, которые и учат людей такому опыту борьбы или смирения с одиночеством. Иногда мы должны быть одни, в дни ожидания любимых, в больницах или неволе, в путешествиях без спутников. Очень многие ищут его для отдыха и накопления сил, размышлений и поглощения знаний, а другие бегут от него в панике, кидаясь в сомнительные предприятия и компании, или «виснут» в виртуальной реальности.
Чем искусственнее и обособленнее внутренняя жизнь человека, тем острее переживается чувство одиночества , если он стремится к людям, или тем больше у него наблюдается отгораживание от людей или противопоставление себя людям, чтобы как раз не испытывать неприятное чувство при объективном факте одиночества. Каждый человек в цивилизованном мире сталкивается с проблемой построения собственной системы бытия из контактов, связей и общения. человек должен многому научиться — пробовать, выбирать, общаться, испытывать трудности и предаваться излишествам, наблюдать, поддерживать и обрывать связи, испытывать и проявлять разные чувства и знать о своих пределах, чтобы создать себе комфортную среду обитания и благоприятное окружение.

ЧАША ЖИЗНИ
Иногда нашу жизнь сравнивают с чашей. А мы предлагаем вам представить свою жизнь — ту ее часть, что связана с общением, — как несколько сосудов.
Общение:
. с родственниками;
. с друзьями;
. с любимым;
. с детьми (если уже есть);
. с коллегами по работе.

1. А теперь ответьте на следующие вопросы:
На сколько процентов заполнена каждая из ваших «чаш»? Пропишите конкретные цифры. Таким образом вы можете составить своего рода «хит-парад», который поможет понять — чего вам не хватает (например, «Общение с ребенком — 40%»), а что, возможно, у вас в переизбытке («Общение на работе — 200%! Все достали, что-то от меня хотят!..»).

2. Заполнена ли каждая чаша именно тем, чем вам хотелось бы? Оптимальны ли для вас ваши контакты или порой Вы сохраняете хорошую мину при плохой игре, убеждая себя, что «все ОК» и «no problem»?

3. Если вы обнаружили, что какая-то из чаш недостаточно полна или ее наполнение не соответствует вашим истинным желаниям, подумайте — как это можно исправить? Будьте конкретны и реалистичны. Например, «приезжать раз в две недели в гости к родителям», а не «надо бы почаще бывать у родственников»…