Современный открытый урок число и цифра 4. II. Устный счет. V. Числовой ряд

Государственное казённое учреждение

Детский дом – интернат

«Южное Бутово»

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.
«Число и цифра 4. Счёт до 4»

подготовила

учитель - дефектолог

Щербакова Елена Игоревна

г. Москва 2012

Цель занятия: познакомить с числом и цифрой 4

Задачи :

Образовательные:

1.Познакомит с формой наглядного изображения цифры 4

2.Учить соотносить цифры 1,2,3,4 с количеством

3.Закреплять навык пересчёта предметов, восприятия количества с помощью слухового, тактильного и двигательного анализаторов

5.Обучать умению соотносить число 4 с количественной моделью. Развивать конструктивные умения

Коррекционно – развивающие:

Развивать внимание, память, восприятие, воображение, речь

Воспитательные:

Учить правильному поведению на уроке: слушать учителя, не перебивать; приступать к выполнению задания, дослушав до конца инструкцию педагога

Возрастная направленность занятия: старший школьный возраст

Оборудование: демонстрационная цифра 4 из бархатной бумаги, касса цифр, мел и губка, мешочек с пластмассовыми цифрами, домики для цифр, счётные палочки, кубики, лото, тетрадь, карандаши.

Ход занятия

Организационный момент:

Какое сейчас время суток? День недели?

Днём у нас бывают занятия.

Это время, время книжки.

Не спеша оно идёт.

Все девчонки и мальчишки

Учат азбуку и счёт

Повторение ранее изученного:

Жили были цифры. Вот такие. Педагог выкладывает цифры на столе не по порядку. Назови их.

Цифра один похожа на крючок,

А может на обломанный сучок.

А вот это цифра два. Полюбуйся какова:

Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею.

А вот это посмотри, выступает цифра три.

Тройка третья из значков, состоит из двух крючков.

Собрались они вместе и решили поселиться на одной улице. А домики они поставили в один ряд и заселились в них так же, как мы считаем: 1,2,3.

Вышли цифры гулять и заблудились. Залезли в мешок и не могут выбраться. Помоги им.

Ребёнок достаёт на ощупь из мешка заданную педагогом цифру.

Разложи их на парте.

Помоги им найти свои домики.

Основная часть:

Посчитай домики. (Три)

Посмотри, я построила ещё один домик. (Три и ещё один)

Сколько стало домиков? (Четыре)

Как ты думаешь, какая цифра будет жить в этом домике? (Четыре)

Дефектолог демонстрирует цифру 4.

Посмотри, это цифра 4. На что она похожа?

Делал Егорка с мамой уборку.

Опрокинул стул в квартире,

Стал похож он на четыре.

Возьми столько же палочек, сколько у меня.

Дефектолог отсчитывает четыре палочки. Ребёнок повторяет.

Ребёнок по образцу выкладывает из палочек стул. Круговым движением руки переворачиваем стул.

На что похоже?

Гляди, четыре это стул, который я перевернул.

Повторное чтение стихотворения с одновременным обведением цифры 4 по бархатной бумаге, по крупе, в воздухе, на спине. Обводим цифру, нарисованную мелом на доске, по пунктиру, стираем по контуру мокрой губкой

Дефектолог выставляет цифры по порядку. Под цифрами раскладывает кубики.

Посмотри, как надо считать: называть числа и показывать на предметы по порядку, дотрагиваясь до них рукой. «Один, два, три, четыре – всего четыре кубика» - произносит учитель и делает круговое движение рукой. Надо сосчитать и показать, что всего четыре кубика (повторить обобщающий жест). Количество предметов (4кубика) обозначается цифрой 4.

Физкультминутка:

Зайцы скачут:

Скок – скок – скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире и руками помахать.

И на место тихо встать.

Закрепление

а) - Положи на парту 2 карандаша. Покажи соответствующую цифру. Положи ещё один. Сосчитай. Покажи соответствующую цифру. Положи ещё один. Сосчитай. Положи цифру.

б) Найди цифру 4 среди других цифр.

в) Задание для развития зрительного восприятия. Ребёнку предлагается обвести по контуру цифру 4. При этом контурное изображение цифр 1, 4 наложены друг на друга.

д) Лото. Предметные картинки: два вертолёта, пчела, три снеговика, корабль, три поросёнка, две рыбы, четыре арбуза, четыре жука

Что нарисовано на картинках? Скажи одним словом.

Закрой картинки соответствующей цифрой.

Итог:

Я буду рисовать цифры у тебя на спине, скажи «стоп», когда узнаешь цифру 4.

С какой цифрой мы сегодня познакомились?

Список использованной литературы

  1. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей. Издательство Владос Москва 2005.
  2. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие элементарных математических представлений. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2007.

Тема «Число и цифра 4».

Цели:

1) формирование математических представлений о предметном множестве, числе и цифре 4;

2) воспитание мотивации к учению;

3) коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе – синтезе.

I . Оргмомент.

Речевая разминка.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Тема урока «Число и цифра 4».

С каким числом и цифрой мы познакомимся?

Что будем развивать на уроке?

(Ум, память, внимание, будем учиться правильно, чётко говорить.)

Что будем воспитывать в себе?

(Старание, трудолюбие, аккуратность, умение слушать другого человека, умение прийти на помощь товарищу.)

Чтобы достичь этих целей, мы будем учиться правильно считать, работать с геометрическими фигурами, решать примеры и задачи.

II . Устный счёт.

В гости к нам пришёл очень весёлый человек. Вы узнали его? Кто же это?

Кто такой клоун?

Клоун – артист цирка. Чтобы стать артистом, надо много учиться, быть физически сильным человеком.

А как звать этого клоуна?

Для этого вы должны расшифровать слово. Расставьте примеры по порядку возрастания их результатов.


Что такое «Саша»?

Саша – это имя клоуна. А имена людей пишутся с большой буквы.

Клоун Саша хочет посмотреть, как вы работаете.

Рассмотрите карточку и запомните, что на ней изображено.



1. Какого цвета круг?

2. Какой пример находится внутри квадрата?

3. Какая цифра напечатана в нижнем правом углу листа?

4. Сколько треугольников на карточке?

Счёт от 1 до 3, от 4 до 8, от 3 до 1, от 10 до 5, от 7 до 3.

Какое число находится между числами 1 и 3, 5 и 7, 2 и 4?

Назовите соседей числа 3.

Встаньте.

Топните правой ногой столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.

Наклонитесь столько раз, сколько я щёлкну пальцами.

Присядьте столько раз, сколько ушей у кошки.

Прыгните (показ цифры 4).

Сосчитайте, сколько раз я хлопну в ладоши;

сколько раз я топну ногой;

сколько раз я стукну по столу.

Что вы видите на партах?

Это геометрические фигуры.

Возьмите жёлтый прямоугольник и положите его перед собой. Возьмите коричневый квадрат и придвиньте справа к жёлтому прямоугольнику. Возьмите маленький красный квадрат и положите на коричневый квадрат по середине. Возьмите чёрный круг и придвиньте снизу к жёлтому прямоугольнику. Возьмите чёрный круг и придвиньте снизу к коричневому квадрату.

Как сделали машину?

Где нужно переходить дорогу?

На какой сигнал светофора?

Подойдя к дороге, убедитесь, что машин нет, и переходите проезжую часть по «Зебре» (пешеходному переходу).

Физкультминутка «Сигналы светофора».

Я буду показывать круги, а вы будете выполнять движения.

– шагать.

– стоять.

– хлопать в ладоши.

III. Изучение нового материала.

Положите перед собой 3 коричневых круга. Возьмите ещё 1 жёлтый круг.

Сколько стало кругов?

Как получить число 4?

Положите круги на верхнюю часть парты.

Возьмите монеты. Сколько денег?

Возьмите ещё 1 рубль.

Сколько денег стало?


Почему у тебя монет 3, а рублей 4? Ведь у других ребят 4 монеты и 4 рубля.

Как получить число 4?

Возьмите 4 зелёные палочки. Что можно составить из 4 палочек.

Что составили?

Это квадрат. Это цифра 4. Это буква М. Это лесенка. Это ковш. Это буква Ш.

Как получить число 4?

Положите 4 зелёные палочки. Положите столько же жёлтых палочек.

Что для этого надо сделать?

Под каждую зелёную палочку я положу жёлтую палочку.

Что можно сказать о количестве зелёных и жёлтых палочек.

Сделайте так, чтобы зелёных палочек стало больше.

Я положу ещё несколько зелёных палочек.

Я уберу несколько жёлтых палочек.

Как получить число 4?

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали.

Ну, теперь все дружно встали,

Ручками похлопали, ножками потопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

До 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

IV. Закрепление пройденного.

Найдите число 4 в числовом ряду.

За каким числом следует число 4?

Как получить число 4?

Где можно встретить цифру 4?

Это номер автобуса, это номер места, это номер квартиры, дома, номер страницы, это хорошая отметка, на часах есть цифра 4.

Назовите дни недели.

Какой четвёртый день недели?

Вот цифра 4.

Из каких элементов состоит цифра 4?

Написание учителем на доске цифры 4.

Писать цифру 4 надо так: немного отступя от верхнего правого угла, ведём прямую линию до середины клеточки, проводим прямую линию вправо, проводим прямую линию сверху вниз.

Посмотрите на доску, запомните цифру 4. Закройте глаза. Представьте себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до доски. Напишите своим носом цифру 4.

Откройте глаза.

Откройте тетради.

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Физкультминутка для пальцев.

Дети массируют пальчики той руки, которой пишут, загибая их в кулачок.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарил сам.

Этот пальчик сам всё съел,

Оттого и потолстел.

Письмо цифры 4 в тетрадях.

Какую цифру писали?

Из каких элементов она состоит?

Как получить число 4?

Давайте напишем это в тетрадь.

Вот как говорит о цифре 4 С. Я. Маршак.

За тремя идёт четыре,

Острый локоть оттопыря.

Упражнения на зрительное внимание.

Рассмотрите карточку. Запомните цвет, которым напечатана цифра 4.


Рассмотрите карточку. Запомните цвет сектора, в котором напечатана цифра 4.


Как получить число 4?

Вывешиваются две краткие записи задачи.


Осталось – ?

Послушайте задачу.

У Коли было 3 машинки. Мама купила ещё 1 машинку. Сколько всего машинок стало у Коли?

Сколько машинок было у Коли?

Сколько машинок купила мама?

Что спрашивается в задаче?

У Коли машинок будет больше или меньше? Почему?

Акая краткая запись подойдёт к этой задаче?

Какой тип задачи?

Какое действие будете выполнять?


Какой ответ назовёте?

Ответ: 4 машинки у Коли.

Игра.

Вот игрушки. Возьмите их.

Алёша – 2 игрушки,

Марина – 2 игрушки,

Коля – 4 игрушки,

Карина – 4 игрушки,

Настя – 6 игрушек,

Катя – 6 игрушек,

Диана – 5 игрушек,

Юля – 3 игрушки.

Ребята, всем весело играть? Почему?

Как сделать так, чтобы игрушек стало поровну по 4?

Учитесь делиться игрушками друг с другом?

V . Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

О чём задумались?

Что вы поняли?

Аргументированная оценка ответов каждого учащегося.

Математика

Тема урока: Число и цифра 4.Тип урока: урок изучения нового материала.Цель: познакомить с образованием числа 4; состав числа 4.Предметные результаты: - устанавливать закономерность, заполнять в соответствии с ней таблицу;-решать задачи;- писать цифру 4, соотносить цифру и число.УУД Регулятивные: понятие и понимание учебной задачи урока; формирование умения достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.Познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация, текст, таблица).Коммуникативные: учиться высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновать этапы решения учебной задачи.Личностные результаты: формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.

Ход урока

    Самоопределение к деятельности
Встало солнышко давно,Заглянуло к нам в окно,На урок торопит нас –Математика сейчас.- Повернулись друг к другу, улыбнулись, пожелали хорошего урока. 2. Актуализация знаний - Ребята, отгадайте загадку: Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет - О чем идет речь? - Перечислите времена года. - А сколько времен года? - Какое сейчас время года?

Стихотворение А. Плещеева

1)-Подул ветерок и полетели листочки.- Как называется природное явление, когда падают листочки?- Посчитайте, сколько листочков к нам прилетело на урок.- Расположите их в порядке убывания, возрастания.4 3 2 1 1 2 3 4- Назовите наименьшее число.- Назовите наибольшее число.- Какое число следует за числом 3?- Число, стоящее перед 5?- Назовите число больше 3, но меньше 5.2)- Назовите геометрические фигуры.- Что у них общего? (4 угла)- Как одним словом назвать эти геометрические фигуры?- Сколько всего фигур?3)- Ой, кто это закатился к нам на урок?- Вспомните, чьи это слова.Колобок: Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел.- Кого ты встретил, Колобок, на своем пути, когда убежал?- Кто был первым? Вторым? Последним? Между волком и лисой?- Сколько зверей встретил Колобок?- Из какой сказки этот герой?- Чем закончилась сказка?- Чему она учит?- Садись, Колобок, за парту и набирайся уму разуму.4)- Найдите ответы в конце цепочки:1+1+1-2+3=45) Задача:Три пушистые кошечкиУлеглись в лукошечке,Тут одна к ним прибежала,Сколько вместе кошек стало? (4)- Покажите ответ карточкой (у детей карточки с цифрами: 1, 2, 3)3. Постановка проблемы - Почему вы показываете разные числа, а кто-то не показал число?- Назовите тему урока.- Чему мы должны научиться на уроке? (Узнать все о числе 4 и научиться писать цифру 4)- Откройте конверты и соберите число 4 (из полосок).4. “Открытие” детьми нового знания - Посмотрите на числовой ряд. Найдите число 4.- Что можете рассказать об этом числе?- На каком месте в ряду чисел стоит данное число?- Назовите соседей числа 4.- На сколько 4 меньше последующего числа 5?- На сколько число 4 больше предыдущего числа 3?- Где встречались в жизни с числом 4? (4 времени года, 4 стороны света, 4 лапы; недаром у стола и стула 4 ножки, ведь древние люди считали число 4 символом устойчивости и прочности).- На что похоже число 4? (стул)- Как обозначить число 4, с помощью какой цифры?- Давайте научимся красиво писать эту цифру.- Обведите самую красивую цифру (Подарок от числа и цифры 4).5. Первичное закрепление - Решим задачиНу-ка, сколько здесь ребятНа горе катается?Трое в лодочке сидят,Один дожидается.- Как представлено число 4? (3 и 1)

Два мяча у Ани,Два мяча у Вани,Два мяча да два, малыш!Сколько их? Сообразишь?- В виде каких двух чисел представлено число 4? (2 и 2)- Так назовите состав числа 4.6. Самостоятельная работа с самопроверкой Учебник: с.71 №3, 47. Повторение 1) Занимательные задачи (Блиц-ответы):* Сколько рогов у двух коров?* Сколько концов у одной палки? У двух палок?* На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?*Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый?

Что объединяет все эти задачи? (ответ: 4)

2) Геометрическое задание:Соберите из геометрических фигур домик и кораблик.- Сколько деталей в каждой постройке?8. Итог. Рефлексия. - Назовите тему урока.- Какую цель ставили на уроке?- Достигли ее?- Определите уровень ваших знаний по теме.- Расскажите, что вы знаете о числе 4.- Как можно обозначит число 4?

Конспект занятия по математике

Конспект занятия.

Тема занятия : Число и цифра 4. Количественный и порядковый счет до четырех.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель : формировать представление о числе и цифре 4, количественном и порядковом счёте до четырёх.
Задачи:
- продолжать знакомить с понятием следующее число;
строить натуральный ряд чисел в соответствии с правилом получения следующего числа;
- знакомить с числом и цифрой 4;
- продолжить учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;
- формировать умение называть числа по порядку;
- учить сравнивать числа;
- продолжать развивать пространственные и геометрические представления, учить детей использовать в речи слова «слева-справа-между-под-над»;
развивать память, внимание, коммуникативные умения;
воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал : предметные картинки: избушка, елочка, снеговик; «Цифра 4»; «На что похожа цифра 4»; снежинки;
Раздаточный материал: ТПО М. В. Корепановой «Моя математика» (пособие для детей 4-5 лет); карточки с точками (1-4); листы для индивидуальной работы; цветные карандаши

Ход занятия

1. Орг. Момент
-Приветствие, проверка по списку
2. Основной этап
Закрепление пространственных представлений.
-На лесной опушке стоял маленький домик, избушка.
(демонстрация картинки)
-Справа от избушки росла елочка, слева стоял снеговик.
(демонстрация картинок) Приложение 1
Соотнесение числа и цифры
-Пошел снег.
-Сосчитаем снежинки, найдем карточки с соответствующим числом точек
Образование числа 4
- Кто в избушке живет? (зайчики)
- Сколько зайчиков?
- В гости к зайчикам прибежали белочки.
- Решили они танцевать: зайчик-белочка
- Что можно сказать про зайчиков и белочек? (поровну, зайчиков столько же, сколько белочек)
- Один зайчик опоздал, выскочил из избушки.
- Что теперь скажем про зайчиков и белочек? (теперь белочек меньше, чем зайчиков)
- Было 3 зайчика, прибежал еще один стало 4.
- Как сделать поровну? (позвать еще одну белочку)
- Сколько теперь белочек и зайчиков? (по 4)
-Что бывает по 4?
колеса у машины
лап у зайчика(белочки)
4 времени года
Идет четыре после трех,
Поговорим о четырех.
Четыре времени в году-
Я разговор о них веду.
Зима бела и холодна,
Пушистый снег несет она.
Весна бросает в землю зерна,
А лето трудится проворно.
За летом осень золотая
Несет корзины урожая.
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели-встали
И на месте поскакали.
ТПО с.22, задание 1
- Рассмотрите рисунок справа (слева)
-Что видите на рисунке слева? Что изменилось на рисунке справа?
-Было-стало Знакомство с цифрой 4.
-Знакомим с цифрой 4
-На что похожа цифра 4?
работа на листочках Приложение 2
-Сколько собачек, сосчитаем. (4)
-Обозначим число точками.
-Раскрасить цифру 4 цветными карандашами.
3.Итог занятия
-Что нового узнали? (как образуется число 4, считали по порядку до четырёх)

Приложения

Приложение 1


Приложение 2