Города имевшие в советское время другие названия. Вперед из ссср: сколько стоит переименование советских городов. Прежние названия городов

Летом 1957 года москвичи испытали настоящий культурный шок. Живущая за «железным занавесом» столичная молодежь получила возможность беспрепятственно общаться со своими зарубежными сверстниками, что имело далеко идущие последствия.

Атмосфера открытости

1957 год для нашей страны выдался чрезвычайно насыщенным. Он отметился испытанием межконтинентальной баллистической ракеты и спуском на воду атомного ледокола «Ленин», выводом на орбиту Земли первого искусственного спутника и отправкой в космос первого живого существа – Лайки. В этом же году было открыто пассажирское воздушное сообщение между Лондоном и Москвой, и, наконец, советская столица приняла VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Фестиваль произвел настоящий фурор в закрытом от внешнего мира советском обществе: такого наплыва иностранцев столица СССР еще не видела. В Москву приехали 34 тысячи делегатов из 131 страны мира. Многие свидетели событий ностальгируют за этими яркими и насыщенными днями. Несмотря на идеологическую подоплеку фестиваля на нем могли беспрепятственно общаться представители разных культур и политических пристрастий. Чтобы досуг интернациональной молодежи проходил более комфортно московские власти сделали свободным доступ в Кремль и парк Горького.

Для передвижения зарубежных делегаций были выделены открытые грузовики, из которых гости могли спокойно наблюдать за жизнью столицы, а горожане – за иностранцами. Однако уже в первый день фестиваля машины, атакованные общительными москвичами, на долгое время стопорились на дороге, из-за чего участники массово опаздывали на торжественное открытие форума в Лужниках.

За две недели фестиваля было проведено свыше восьмисот мероприятий, однако молодые люди не ограничивались официальным регламентом и продолжали общение даже глубокой ночью. Столица гудела сутки напролет, – вспоминают очевидцы событий. Поздним вечером гости столицы и москвичи концентрировались в центре – на Пушкинской площади, проезжей части улицы Горького (современная Тверская) и на проспекте Маркса (ныне улицы Моховая, Охотный ряд и Театральный проезд). Молодежь распевала песни, слушала джаз, дискутировала на запрещенные темы, в частности, об авангардном искусстве.

Символы прошлого

Городские службы готовились к наплыву иностранцев заранее и столица, по воспоминаниям, очевидцев заметно преобразилась. На приведенных в порядок улицах появились диковинные в то время венгерские «икарусы», постарался и отечественный автопром, выпустивший новую «Волгу» (ГАЗ-21) и микроавтобус «Фестиваль» (РАФ-10). К началу мероприятий достроили стадион «Лужники» и гостиницу «Украина».

До сих пор москвичам об этом событии напоминает городская топонимика: проспект Мира, Фестивальная улица, парк Дружба. Последний был создан специально к фестивалю молодыми специалистами – выпускниками Московского архитектурного института.

В дни фестиваля впервые на советском телевидении появилась передача «Вечер веселых вопросов» (сокращенно ВВВ). Правда в эфир она вышла всего три раза. Спустя четыре года авторская команда ВВВ создаст новый продукт, ставший на долгие десятилетия телевизионным брендом – программу КВН.

Через два года после молодежного форума был возобновлен Московский кинофестиваль, где советские зрители получили уникальную возможность ознакомиться с новинками мирового, в том числе и практически неизвестного в стране западного кинематографа.

В 1955 году к Спартакиаде народов РСФСР поэтом Михаилом Матусовским и композитором Василием Соловьевым-Седым была написана песня «Подмосковные вечера», однако произведение так полюбилось москвичам, что его решили сделать официальной песней VI Фестиваля молодежи и студентов. Она не только стала одним из музыкальных символов столицы, но и самой узнаваемой иностранцами советской мелодией.

Общение с выгодой

Среди посетивших СССР делегаций была и американская, к ней в разгар «холодной войны» было приковано, пожалуй, самое пристальное внимание общественности. Специалисты говорят, что именно тогда в Советском Союзе впервые узнали о рок-н-ролле, джинсах и юбках клеш.

Знакомство на фестивале с американской культурой получило развитее: через два года в столицу приехала Американская национальная выставка, которая по замыслу организаторов должна былаошеломить советских людей, лишенных многих элементарных вещей. Именно с 1959 года в СССР получил широкое распространение напиток «пепси-кола».

Но вернемся к фестивалю. К молодежному форуму советская легкая промышленность партиями выпускала одежду с фестивальной символикой. Заветные платки или футболки, украшенные стилизованным цветком с пятью разноцветными лепестками, расходились как горячие пирожки. На всех не хватало. Тут то и всплыли фарцовщики, предлагая втридорога вожделенный товар.

Однако не только советские граждане, но и толпы гуляющих по московским улицам иностранцев стали мишенью, на которую нацелились спекулянты всех мастей. Наиболее ходовым товаром были американские доллары, которые фарцовщики скупали у иностранцев чуть выше официального курса, установленного на уровне 4 рублей за 10 долларов. Но своим согражданам «зеленые» они перепродавали уже с 10-кратной наценкой.

Именно во время московского фестиваля началась бурная деятельность будущих воротил нелегального валютного рынка страны – Рокотова, Яковлева и Файбышенко, громкий процесс над которыми в 1961 году закончился смертным приговором.

«Дети фестиваля»

Для советского общества, зажатого рамками идеологического контроля в вопросах полового поведения, фестиваль стал своеобразным маркером сексуального раскрепощения. Очевидцы вспоминают, как толпы девиц со всей Москвы стекались на окраины города к общежитиям, где проживали делегаты. Внутрь зорко охраняемых милицией зданий пробраться было невозможно, но никто не запрещал гостям выходить на улицу. А дальше без всяких прелюдий интернациональные парочки удалялись в темноту (благо погода позволяла), чтобы предаться запретным наслаждениям.

Однако идеологические органы, считавшие своим долгом следить за нравственным обликом советских граждан, очень быстро организовали летучие дружины. И вот вооруженные мощными фонарями, ножницами и парикмахерскими машинками блюстители нравственности отыскивали любовников, и у пойманных на месте «преступления» любительниц ночных похождений выстригали на голове часть волос.

Девице с лысой «просекой» на голове не оставалось ничего делать, как побриться наголо. Жители столицы тогда неодобрительно присматривались к молодым представительницам слабого пола, носившим на голове туго повязанный платок.

А спустя 9 месяцев после молодежного праздника в советский обиход прочно вошло словосочетание «дети фестиваля». Многие утверждали, что в Москве в это время произошел «цветной бэби-бум». Известный джазовый саксофонист Алексей Козлов, вспоминая ту атмосферу раскрепощенности, царившую летом 1957 года в Москве, отмечал, что особый интерес у столичных девушек вызывали выходцы из африканских стран.

Историк Наталья Крылова не склонна преувеличивать масштабы рождаемости метисов. Они, с ее слов, были небольшие. Согласно сводной статистической выписке, подготовленной для руководства МВД СССР, после фестиваля было зафиксировано рождение 531 ребенка смешанных рас. Для пятимиллионной Москвы это было ничтожно мало.

К свободе

Главным итогом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве стало пусть и частичное, но все же приоткрытие «железного занавеса» и последовавшее за этим потепление социального климата в стране. Советские люди по-иному взглянули на моду, манеры поведения и образ жизни. В 60-е годы в полный голос о себе заявило диссидентское движение, были совершены смелые прорывы в литературе, искусстве, музыке и кинематографе.

Сам фестиваль порадовал и удивил посетителей насыщенностью и разнообразием мероприятий. Так в кинотеатре «Ударник» было продемонстрировано 125 фильмов из 30 стран, большинство из которых еще вчера цензура отнесла бы к запрещенному кино. В парке Горького прошла выставка художников абстракционистов с участием Джексона Поллока, который совершенно не вписывался в каноны пропагандируемого в СССР соцреализма.

В 1985 году в Москву вернулся уже двенадцатый по счету фестиваль молодежи и студентов. Он стал одним из символов намечающейся перестройки. Советские власти наделись, что фестиваль сможет развеять за рубежом негативное представление об СССР. Столицу тогда основательно очистили от неблагожелательных элементов, но вместе с этим и остальных москвичей оградили от близкого контакта с иностранными гостями. Общаться было разрешено только лицам прошедшим строгий идеологический отбор. Многие тогда заметили, что такого единения молодежи как в 1957 году в предперестроечной Москве уже не было.

Зрители карнавального шествия в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи приветствуют бразильскую колонну. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве открылся карнавальным шествием от Васильевского спуска по Кремлевской, Пречистенской, Фрунзенской и Лужнецкой набережным до стадиона «Лужники», где участников шествия и гостей ждал праздничный концерт.

Ожидается, что в фестивале примут участие 20 тысяч человек из более чем 180 стран.

Впервые фестиваль молодежи и студентов прошел в Москве в 1957 году и тогда в нем приняли участие 34 тыс. человек из 131 страны мира.

Мы решили сравнить эти два праздника в нашем фоторепортаже.


Участники фестиваля направляются на Центральный стадион имени В.И.Ленина. Делегация Великобритании во время фестивального шествия. Москва, 1957 год. Фото: Валентин Мастюков и Александр Коньков/ Фотохроника ТАСС
Зрители. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Группа делегатов из Индонезии и Туниса среди москвичей на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Москва, 1957 год. Фото: Эммануил Евзерихин/ ТАСС
Индийская колонна шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Москва. 5 августа 1957 г. Выступление артистов из Африки на территории ВДНХ. Москва, 1957 год. Фото: Евзерихин Эммануил/ Фотохроника ТАСС
Участники карнавального шествия в Москве в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студенчества. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Салют москвичам. 1957 год. Фото: Лев Портер / Фотохроника ТАСС
Российские студенты на шествии. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Москвичи приветствуют делегатов Иордании, направляющихся на Центральный стадион имени В.И. Ленина. 1957 год. Фото: Рахманов Николай/ Фотохроника ТАСС
Китайская колонна шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Российская студентка в китайской колонне шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Москва. Молодежный международный фестиваль. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Танец со шляпами в исполнении Вьетнамского танцевального ансамбля. Москва, 1957 год. Фото: Эммануил Евзерихин/ Фотохроника ТАСС
Российские актеры в японской колонне шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Семейный танцевальный коллектив Гунея (Цейлон) в национальных костюмах во время концерта на площади Коммуны. Москва. 30 июля 1957 г. Фото: П. Лисенкин, Шулепов Евгений/ Фотохроника ТАСС
Студентка РУДН на концерте, который начался после шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Участник VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов из Африки на Красной площади. Москва, 1957 год. Фото: Василий Егоров / Фотохроника ТАСС
Бурятский актер снимает китайский народный костюм после окончания шествия. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Автобус с актерами и драконом. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Правообладатель иллюстрации RIA NOVOSTI Image caption Манифестация дворянства и купечества у Зимнего дворца в Петрограде, в день объявления манифеста о войне с Германией. (Снимок сделан в июле 1914 года). Репродукция 1963 года Н.Пашина.

Заканчивался первый месяц мировой войны. Для России и ее союзников он складывался скорее неудачно. Немцы подходили к Парижу. В Восточной Пруссии была окружена 2-я русская армия. 30 августа ее командующий генерал от кавалерии Александр Самсонов застрелился. Радовали только успехи в Галиции, русские войска подходили к Львову.

Зато в Петербурге продолжался невиданный патриотический подъем. Разгромили посольство Германии на Исаакиевской площади, убили ни в чем не повинного посольского кельнера. Побили стекла в магазинах германских и австрийских поданных. Закрыли все немецкие газеты. Изгнание Вагнера из репертуара Мариинского театра объясняли так: многие русские певцы от пения Вагнера сорвали голос, вспоминает даже один случай самоубийства. Слово "бухгалтер" повсеместно замещено словом "счетовод". Обладатели немецких фамилий меняют их на русские: Саблер стал Десятовским, Ирман - Ирмановым, Гурлянд - Гурьевым, Штюрмер желает стать Паниным. Пора было задуматься и о переименовании столицы России.

В Петербурге продолжался невиданный патриотический подъем. Разгромили посольство Германии, убили ни в чем не повинного посольского кельнера. Побили стекла в магазинах германских и австрийских поданных. Закрыли все немецкие газеты. Пора было задуматься и о переименовании столицы России.

Первыми с такой инициативой выступили проживавшие в Петербурге чехи: "Ныне вполне своевременно и уместно вспомнить почин длинного ряда русских деятелей и мыслителей XVIII и начала XIX веков, которых коробило немецкое название нашей столицы. Мы, чехи, просим общественное управление столицы войти с ходатайством на Высочайшее Имя об утверждении и обязательном впредь употреблении русского названия столицы "Петроград"".

Как позже, по другому случаю, заметил Владимир Ленин: "Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения". Инициативу братьев – славян мало кто заметил. Как оказалось, зря.

31 августа было опубликовано высочайшее повеление Николая II "Об именование впредь города Санкт-Петербурга - Петроградом". Считается, что не сам государь стал инициатором нового названия столицы, его предложил министр землеустройства и земледелия Александр Кривошеин.

Но хотя название "Петроград" упоминается и в пушкинском "Медном всаднике", энтузиазма переименование не вызвало. Сердитая Зинаида Гиппиус припечатала авторов нового названия столицы:

"Кто посягнул на детище Петрово?

Кто совершенное деянье рук

Смел оскорбить, отняв хотя бы слово,

Смел изменить хотя б единый звук?

<…>

Чему бездарное в вас сердце радо?

Славянщине убогой? Иль тому,

Что к "Петрограду" рифм гулящих стадо

Крикливо льнет, как будто к своему?"

Город наш менял за время своего существования названия четырежды. Ни одно не влекло такого обвала несчастий как первое из них. Сначала немецким сочли имя города, потом всех немцев верой и правдой служивших России, а потом и правящую династию.

Особенно фраппированы были "мирискусники", придумавшие, собственно говоря, образ петровского Петербурга заново, первые сознательные патриоты города. Их вождь Александр Бенуа: "Петербург или Петроград – это вовсе не шутки, а это вся история России, все ее будущее, весь ее исторический смысл. Свободная творческая воля или рабская покорность, движение вперед, вширь, в мир, или замкнутость китайской стеной, вселенность или местность, “столичность” или “провинциализм".

Художник Константин Сомов: "Поражение наших войск, уничтожено два корпуса, убит Самсонов. Позорное переименование Петербурга в Петроград!".

Искусствовед, брат полководца, Николай Врангель: "Не говоря о том, что это совершенно бессмысленное распоряжение, прежде всего, омрачает память о великом преобразователе России, но обнародование этого переименования " в отместку немцам" именно сегодня, в день нашего поражения, должно быть признано крайне неуместным".

Город наш менял за время своего существования названия четырежды: Петербург – Петроград – Ленинград – Петербург. Ни одно не влекло такого обвала несчастий как первое из них. Сначала немецким сочли имя города, потом всех немцев верой и правдой служивших России, а потом и правящую династию. В 1915 году на линкоре "Гангут" балтийские матросы бунтовали под крики: "долой немцев", " "из-за немцев наши большие корабли не действуют", в 1916 убили как "немецкого шпиона" Григория Распутина, а в феврале 1917 одним из главных лозунгов масс стало свержение немки – императрицы и готового заключить сепаратный мир императора – германофила.

Смена имени оказалась роковой, самый плодотворный петербургский период русской истории уходил в прошлое. Как писал историософ Николай Анциферов: "Лишение города векового имени должно было ознаменовать начало новой эры в его развитии, эры полного слияния с когда то чуждой ему Россией. Оживший Медный Всадник явится на своем "звонко скачущем коне" не во главе победоносных армий своего злосчастного потомка, а впереди народных масс, сокрушающих прошлое…".

Не надо менять имена столиц и музыку гимнов. Это – чревато.