Тоска читать краткое содержание. Рассказ «Тоска. Ризничий приходит к Каварадосси

Антон Павлович в ранние годы творчества публиковал свои рассказы в юмористических журналах «Зритель», «Будильник», «Стрекоза» и прочих популярных изданиях Москвы и Петербурга. Его новеллы этого периода смешны, но в них еще не хватает того «второго дна», характерного для писателя, достигшего творческой зрелости. Об этом говорит их краткое содержание. Чехова тоска «заела» в более поздних произведениях, начиная с 1886 года. Человеком писатель был совсем еще молодым, ему было всего-навсего 26 лет, но смена жанра от «беллетристики-миниатюристики» в пользу грустного произошла не только под влиянием писем собратьев по перу (Григоровича, Суворина, Плещеева и Билибина), призывавших уж лучше голодать, чем разменивать талант на мелочи, но и в силу пересмотра собственного мировоззрения. Рассказ Чехова «Тоска», краткое содержание и анализ которого предлагается вниманию читателя, может послужить примером зрелого подхода к вечным человеческим проблемам.

Главный персонаж

Героем назвать его трудно. Извозчик Потапов Иона - человек заурядный, он ничем не выделяется из огромного количества себе подобных. По косвенным признакам можно догадаться, что несколько лет тому назад он вместе со своей лошадкой занимался крестьянским трудом, но желание пожить по-городски побудило его покинуть деревню. Затея его, впрочем, особым успехом не увенчалась. Он, подобно современным «бомбилам», ждет седоков, сидит, согнувшись, на козлах и даже не обращает внимания на снег, толстым слоем покрывающий и его самого, и лошадь. Таково начало рассказа, по крайней мере, его краткое содержание. Чехова тоска берет даже при мысленном взгляде на его лошадь, которая даже с близкого расстояния своими тонкими и прямыми ногами напоминает детский леденец. По реплике одного из седоков, худшей шапки, чем у Ионы, во всей Москве не сыскать. Все это говорит о бедности, переходящей в нищету. Но не нужда угнетает извозчика.

Горе

У Потапова недавно, неделю назад, умер в больнице сын. Он пытается выговориться, заводя беседы с окружающими или случайно попадающимися на его пути людьми. Отвечать никто не хочет, а ему очень нужно, чтобы кем-то были услышаны его мысли или хотя бы их краткое содержание, тоска. Чехов сочувствует своему персонажу, он вкладывает в его рассуждения простое желание рассказать о сыне, о том, каким толковым извозчиком он был, о том, что смерть, очевидно, ошиблась дверью и выбрала молодого вместо него, старого. Еще ему хочется поведать о том, какие удалось справить похороны. Лучшими слушателями были бы женщины, они бы хоть поплакали, хотя мнение об умственных способностях «слабого пола» у Ионы невысокое.

Диалоги

В течение всего повествования у Ионы происходит четыре разговора с людьми. Сначала он пытается беседовать с пассажирами, делясь с ними своей бедой. Во всех случаях Потапов излагает свою историю, в которой краткое содержание - тоска. Чехов мастерски передает манеру речи и самого Потапова, и военного, ставшего первым седоком, и сутулого молодого человека, который в компании двух своих товарищей (высоких и худых) нанимает извозчика, чтобы доехать до Полицейского моста. Платят они безобразно мало, двугривенный, то есть двадцать копеек, но Иона даже не пытается торговаться. Мысли его заняты другим. Он, как и его лошадь, постоянно думает. У моста он долго и тщетно ожидает, но ехать никому никуда не нужно. Зато появляется дворник, потенциальный собеседник. Между ними происходит лаконичный диалог, имеющий очень краткое содержание. Тоска… Чехов подчеркивает равнодушие окружающих к беде постороннего человека стандартностью ответных фраз.

Совсем же краткий разговор происходит внутри некоего спального помещения, которое Иона мысленно называет «домом». Там есть печь, и спят люди, другие извозчики. Один из них встает попить воды, затем вновь засыпает, укрывшись с головой и совершенно не слушая Потапова, желающего излить душу.

Разговор с лошадью

Подходит к кульминации рассказ «Тоска». Чехов краткое содержание главного монолога излагает бегло, но вполне понятно.

Не найдя собеседника среди людей, Иона обращается к самому близкому для него живому существу - его кормилице и подруге, лошади. Это происходит спонтанно, в момент кормления соломой (на овес в тот день заработать им не удалось). В глазах животного извозчик видит больше понимания и сострадания, чем в человечьих. Остается неизвестным весь разговор человека с лошадью, писатель приводит лишь его краткое содержание. «Тоска» - Чехов так назвал рассказ не только по причине печали своего главного персонажа, он распространяет это чувство намного шире, на всю окружающую одинокого человека обстановку.

К величайшему сожалению, это произведение остается злободневным. Если вместо кучера ввести в повествование его современного коллегу, зарабатывающего не на овес, а на бензин, и ездящего по ночному городу на подержанной иномарке или «Жигулях», то история эта станет еще печальнее. Современному извозчику пришлось бы разговаривать даже не с лошадью, а с железной машиной. Прогресс…

/ / «Тоска»

Рассказ Антона Павловича Чехова «Тоска» повествует нам историю из жизни одного мужичка, который был извозчиком.

Рассказ начинается с описания темной улицы, когда солнце полностью спряталось за горизонт, и на землю опустилась непроглядная тьма. В этой темноте можно разглядеть фигуру мужика, звать которого Иона. Он настолько согнулся в своей повозке, что принял достаточно неестественную позу.

В упряжке, возле извозчика так же неподвижно стояла лошадь. Обоих персонажей присыпал пушистый снег, который все больше и больше засыпал статные фигуры. И тут, Иона слышит голос мужчины, который просит отвести его на Выборгскую. Старик поднимает глаза и видит перед собой военного. Тот залезает в повозку и еще раз напоминает нужный адрес.

Извозчик выпрямляется, вытягивается, однако, все так же медленно продолжает двигаться. Тоже самое делает и его лошадь. В это время слышится брань прохожих, бегущих людей, которые чуть не попали под колеса повозки. Нервничать начинает и военный.

В эту минуту, Иона оборачивается к своему посетителю и начинает разговор о том, что три дня назад помер его сын. Военный интересуется о причине смерти. Однако старик и сам этого не знает. Затем, военный прерывает его рассказ и просит побыстрее доставить повозку на Выборгскую. Извозчик выполняет поручение, и снова останавливается в темном уголке, сгибается клубком и наблюдает за метушней прохожих. Снег продолжает укрывать и старика и его верную лошадку.

Проходит несколько часов, после чего возле повозки останавливаются трое мужчин. Двое из них были длинными и тонкими, а третий мелким и толстоватым. Мужчинам нужно было добраться до Полицейского моста. Они уплатили извозчику малую деньгу – двугривенный! Однако извозчику было все равно!

Мужчины в споре начинают залазить в повозку и громко решают, кто из них будет ехать сидя, а кто стоя. Наконец, пассажиры умащиваются и Иона отдергивает свою лошадку. Ехал он медленно, за что постоянно слышал брань мужиков. Они весело рассказывали друг другу о своих вчерашних гуляньях, о том, как раскалывается голова после стольких литров выпитого коньяка.

Между своими разговорами, они гневно бурчали на Иона и подгоняли его к скорой езде. В один момент, старик повернулся к мужикам и пытался сказать им о своей грустной вести, о смерти сына. Однако они не стали слушать тоскливые речи извозчика. Именно в это время, повозка прибыла по назначению и мужчины ушли прочь.

Тоска и грусть снова разрывают душу Иона. Он вглядывается бегающими глазами в спешащих людей и не понимает, почему смерть забрала не его, старого и пожившего на этом свете. Он тоскует по сыну, который при жизни был хорошим, ловким и умелым извозчиком.

Как же хочется выплеснуть свою боль бедному старику. Он ищет собеседника, который выслушает его историю и проявит сочувствие. Однако такого не находится. Он решает ехать ко двору, где оставляет лошадь и идет в дом. А там полно народу и все спят. Старик понимает, что очень рано вернулся, что не заработал на овес. Тоска снова переполняет его душу.

Тут, в одном из темных углов дома проснулся молодой паренек. Он захотел пить. Иона думал заговорить с ним, излить свое горе, однако собеседник отвернулся к стене и захрапел.

Уже неделя прошла после похорон, а старик так не с кем и не говорил о гибели сына, о его болезни и муках. Он оделся и вышел из дома, направляясь к своей лошади. Она жевала сено. Иона умостился возле нее и начал свой разговор. А лошадка преданно слушала своего извозчика и дышала ему на руки теплым воздухом…

Год издания рассказа: 1886

Многие произведения Антона Павловича Чехова попали в списки лучших книг мировой литературы, многие его произведения включены в школьную программу учебных заведений по всему миру. Его книги переведены на более чем 50 языков мира, а сам автор до сих пор входит в . И рассказ Чехова «Тоска» отличное подтверждение гениальности писателя.

Рассказа «Тоска» краткое содержание

В кратком содержании «Тоска» Чехова читать можно о извозчике Ионе Потапове. С обеда он сидит за вожжами, а почина все нет. Его самого и его лошадь засыпало снегом, и создается впечатление, что он приведение. Он согнулся настолько, насколько это возможно и кажется спит. Выводит его из этого состояния выкрик военного: «Извозчик на Выборгскую!». Иона долго не может сообразить, а затем не очень удачно выезжает, за что получает крики от извозчика кареты и прохожего, который столкнулся с мордой его лошади. Затем он поворачивается к военному и со второй попытки говорит, что у него на той неделе умер сын. Но военный не расположен слушать его.

Далее в рассказе Чехова «Тоска» кратком содержании вы узнаете, как Иона подбирает за двухгривневый троих молодых людей до Полицейского моста. Это малая цена, но Ионе главное седоки. Молодые люди долго спорят кто будет стоять, и стоять приходится самому молодому и горбатому. Молодые люди начинают хвастаться кто сколько выпил вчера на приеме. А на слова главного героя рассказа «Тоска» Чехова о смерти сына они лишь говорят: «Все помрем» и подгоняют извозчика. На вопрос же молодых людей женат ли он, Иона отвечает, что у него теперь одна жена – «сера земля».

И вновь Иона сидит на козлах, а снег медленно насыпает на его спине сугроб. Он решает заговорить с дворником, но тот требует дабы он проехал. Посидев еще немного он отправляется домой. Часа через полтора он заходит в избу, где на печи лавках и полу спят извозчики. Он видит, как один молодой тянется за водой. Иона пытается заговорить с ним, но тот уже спит. Как этому молодому извозчику хотелось пить на похмелье, так главному герою рассказа Чехова «Тоска» хотелось поговорить о смерти сына. Обсудить как он три дня мучился в горячке, что говорил в больнице, как прошли похороны и что у него осталась дочь Анисья в деревне. Ведь прошло уже почти неделя, а он так не с кем и не поговорил толком. Иона идет посмотреть лошадей. За сегодняшний день он не наездил даже на овес. Он гладит лошадь и постепенно, сам того не замечая, рассказывает ей о смерти Кузьмы Ионыча.

Рассказ «Тоска» на сайте Топ книг

В январе 1886 года в «Петербургской газете» было опубликовано произведение «Тоска» (Чехов). Краткое содержание рассказа приведено в этой статье. Знатоками литературного творчества Антона Павловича Чехова «Тоска» признается лучшим его произведением в начальном периоде творчества писателя. К этому времени автор уже был знаком широкой публике своими юмористическими рассказами. Это же творение совершенно другого склада. В нем говорится о равнодушии и черствости людей, не способных проникнуться чужим горем, об одиночестве и беззащитности бедного пожилого человека. Сложно сказать, что именно натолкнуло молодого сатирика на написание такого произведения. Возможно, что стимулом для этого стала его поездка в Петербург в 1885 году, где он окунулся в совершенно новую жизнь. Итак, рассказ «Тоска» (Чехов): краткое содержание творения автора.

Попытка Ионы рассказать о беде военному

Главный герой рассказа – бедный извозчик Иона Потапов – неделю назад схоронил своего сына. На душе у него смятение и тоска. Ему хочется с кем-нибудь поговорить о своем горе. На дворе зима. Извозчик сидит на козлах, сгорбившись. Его и лошадь засыпает снегом. В это время Иону окликает военный и велит везти его на Выборгскую улицу. Этот пассажир становится первым, кому Иона пытается поведать о смерти сына. Два раза в темноте повозка главного героя едва не столкнулась с кем-то. Это очень сердит военного, который спешит по своим делам. Ему совершенно нет дела до чужого горя. Прибыв на место, пассажир покидает своего извозчика. Иона вновь сидит, сгорбившись, и ждет новых седоков. Здесь приведено краткое содержание. «Тоска» (Чехов) – это рассказ, который нужно обязательно прочитать в полном объеме. Ведь проблемы человеческого равнодушия, которые он поднимает, актуальны и в наши дни.

Иона и веселые молодые... люди

Вскоре его окликают трое веселых подвыпивших молодых людей. За небольшую плату они уговаривают извозчика доставить их на место. Иона согласен, ему все равно кого везти и за сколько. Лишь бы были собеседники. Этим людям он также пытается поведать о своем горе. Один из седоков коротко отвечает ему: «Все помрем». А второй спрашивает, есть ли у него жена. На этот вопрос Иона отвечает, что жена его – это могила. Главному герою хочется услышать слова утешения от людей. Но молодежь занята своими делами. Седоки ругаются и велят ехать Ионе побыстрее. Прибыв на место, они покидают извозчика. Рассказ «Тоска» (Чехов), краткое содержание которого здесь приведено, – крик автора о необходимости сочувствия и сопереживания со стороны окружающих человеку, который в это нуждается.

Единственный слушатель Ионы

Вновь герой остается один. Его сердце сжимается от тоски. Несмотря на небольшой заработок в этот день, он отправляется домой, где живут такие же извозчики. Там Иона пытается заговорить с товарищем. Но тот отворачивается к стенке и вскоре засыпает. После этого извозчик идет в конюшню, чтобы накормить лошадь сеном. Здесь он рассказывает о своем горе. Лошадь молчит, смотрит не него умными глазами. Кажется, что животное понимает его. Рассказ «Тоска» (Чехов), краткое содержание которого дано в этой статье, заканчивается исповедью Ионы своей лошадке. Чудовищным кажется то, что не нашлось ни одного человека, способного выслушать и пожалеть его. Все попытки извозчика поведать о смерти своего сына наталкивались на стену непонимания и равнодушия.

О людском эгоизме и черствости повествует произведение «Тоска» (Чехов). Краткое содержание рассказа вряд ли сможет передать всю глубину переживаний главного героя. Я советую прочесть его в полном объеме.

Итальянские композиторы известны во всем мире. Один из них - Джакомо Пуччини (фото его представлено ниже). Это автор оперы под названием "Тоска". Именно об этом произведении мы и поговорим сегодня.

Опера "Тоска", краткое содержание которой представлено в этой статье, открывается тремя сокрушительными аккордами. Они всегда используются далее для характеристики Скарпиа. Этот персонаж - зловещий шеф полиции, беспощадный, хотя и утонченный внешне человек. Он олицетворяет собой реакционные силы Италии. В этой стране в 1800 году Наполеон считался апостолом свободы, что нашло отражение в таком произведении, как опера "Тоска". Краткое содержание продолжается открытием занавеса, означающим начало первого действия.

Начало первого действия

Занавес поднимается сразу же после вступительных аккордов. Зрителю предстает внутренний вид находящейся в Риме церкви Сант-Андреа делла Балле. В одну из ее боковых дверей заходит человек в оборванных одеждах, дрожащий от страха. Это Анджелотти, политический узник, бежавший из заключения. Он скрывается в церкви. Сестра его, маркиза Аттаванти, под статую Мадонны спрятала ключ от семейной капеллы, в которой и скрывается ее брат. Анджелотти сейчас лихорадочно его ищет. Опера Пуччини "Тоска" продолжается тем, что, этот герой, найдя его, поспешно отпирает дверь капеллы и скрывается в ней. Он успевает это сделать до того, как входит ризничий с едой и вещами для художника, работающего здесь.

Ризничий приходит к Каварадосси

Ризничий занят своими мыслями. Он говорит о чем-то сам с собой, идя к месту работы художника. Ризничий недоволен, что черты одной из прихожанок проступают в образе святой. Возможно, сам дьявол управляет рукой этого дерзкого живописца. Вот появляется и сам художник, Марио Каварадосси. Он начинает работать над изображением Марии Магдалины. На мольберте находится картина, законченная наполовину. Каварадосси поет арию "Свой лик меняет вечно". В ней он сравнивает с чертами своей возлюбленной, Флории Тоски (знаменитой певицы), наброски своего портрета.

Художник обнаруживает беглеца

Ризничий уходит. Художник обнаруживает Анджелотти, который полагает, что церковь пуста и решает выйти из укрытия. Испуг его при виде художника тут же сменяется радостью - они с Марио старые друзья. Художник теперь не оставит в беде беглого узника. Однако разговор их прерывает стук в дверь.

Появление в церкви Флории Тоски

Хотите узнать, чем продолжается опера "Тоска"? Краткое содержание знакомит читателя с дальнейшими событиями. Флория Тоска просит открыть дверь в церковь. Каварадосси, едва заслышав голос женщины, заталкивает обратно в капеллу своего друга, чтобы он спрятался там. Флория входит. Это изумительно красивая женщина, одетая великолепно. Она, как и большинство других красавиц, легко поддается ревности. Сейчас это чувство возбуждает в ней портрет, который пишет Каварадосси. Она узнает белокурую красавицу. Художнику стоит некоторого труда успокоить свою возлюбленную. Флория не способна долго сердиться на Марио, и они договариваются после беседы встретиться на вилле художника после вечернего спектакля Флории во дворце Фарнезе. Анджелотти после ее ухода вновь выходит из своего укрытия. Его уводит Каварадосси, для того чтобы спрятать у себя дома.

Шеф полиции ищет беглеца

Сюжет оперы "Тоска" стремительно развивается. Приходят новости о том, что Наполеон потерпел поражение на севере Италии. Священники в церкви ведут приготовления для совершения богослужения по этому поводу. Скарпиа входит в самый разгар его подготовки. Шеф полиции ищет беглого Анджелотти. Вместе со Сполеттой, своим сыщиком, он находит множество свидетельств того, что именно здесь скрывается беглец. Среди улик эти действующие лица пьесы обнаруживают, например, веер с гербом Аттаванти. Скарпиа использует его хитроумно для того, чтобы возбудить ревность Флории, к которой пылает страстью.

Богослужение

Богослужение начинается. Большая процессия входит в церковь. Пока звучит в честь победы над Бонапартом Te Deum, Скарпиа стоит сбоку. Шеф полиции надеется на то, что сможет избавиться от конкурента, и использует для этого ревность Флории. Если удастся его план, Каварадосси окажется на эшафоте, и он получит Тоску. Перед тем как падает занавес, Скарпиа преклоняет колена в молитве перед кардиналом, но мысли его поглощены дьявольским планом.

Начало второго действия

Во дворце Фарнезе вечером этого же дня отмечается победа над Бонапартом. Звуки музыки доносятся сквозь открытые окна отделения полиции, находящегося тут же, во дворце. Скарпиа в своем кабинете думает о событиях этого дня. Он посылает со Скьярроне, своим жандармом, записку Тоске, а также получает сообщение от сыщика Сполетты. Тот обыскал дом Каварадосси, однако Анджелотти там не нашел, но видел Тоску. Сполетта арестовал Каварадосси, который находился во дворце.

Допрос Каварадосси и Тоски

Пока звучит голос Флории, исполняющей сольную партию, ее возлюбленного допрашивают в кабинете Скарпиа, однако безрезультатно. Когда появляется Флория, Каварадосси успевает ей шепнуть, что шефу полиции ничего не известно, и что ей не следует говорить о том, что она видела у него в доме. Скарпиа распоряжается увести художника в камеру пыток. Жандармы исполняют этот приказ, а вместе с ними и палач Роберти.

После этого Скарпиа принимается допрашивать Тоску. Женщина сохраняет самообладание, но лишь до тех пор, пока не слышит стоны Каварадосси, доносящиеся из камеры. Не в силах этого вынести, она выдает место, где находится Анджелотти. Это колодец в саду. Изможденного пытками Каварадосси доставляют в кабинет Скарпиа. Художник сразу же понимает, что его возлюбленная предала его друга. Сразу же после этого приходят новости о том, что Бонапарт одержал победу в Маренго. Каварадосси не может сдержать радости. Он поет песнь, восхваляющую свободу. Скарпиа приказывает отвести его в тюрьму и казнить на следующее утро.

Убийство Скарпиа

Затем шеф полиции снова начинает коварный разговор с Флорией. Во время этого диалога включается в такое произведение, как опера "Тоска", ария Тоски. Флория поет "Только пела, только любила". Это страстное обращение к музыке и любви - двум силам, которым Тоска посвятила всю свою жизнь. Женщина решается принести себя в жертву ради спасения любимого.

Скарпиа теперь объясняет, что, так как он уже распорядился казнить Каварадосси, следует произвести хотя бы фальшивые приготовления к казни. Он зовет Сполетту и дает ему необходимые распоряжения, а также выписывает пропуска для того, чтобы Каварадосси и Тоска могли покинуть Рим. Однако в тот момент, когда Скарпиа поворачивается к ней, намереваясь заключить женщину в свои объятия, Тоска вонзает в шефа полиции кинжал. Оркестр в это время играет три аккорда Скарпиа, но теперь очень тихо.

Флория моет руки, а затем берет пропуска из руки Скарпиа, ставит с обеих сторон от головы убитого по свече и кладет на его грудь распятие. Занавес падает тогда, когда Флория исчезает из кабинета.

Начало третьего действия

Довольно спокойно начинается заключительное действие. Ранняя утренняя песнь в исполнении пастушонка звучит за сценой. Местом третьего действия служит крыша римского замка Сант-Анджело. Именно сюда должен быть приведен для казни Каварадосси. Ему предоставляется короткое время для приготовления себя к смерти. Это время он использует для того, чтобы написать Тоске последнее письмо. Это очень трогательная сцена, которая предстает зрителям в третьем действии (опера "Тоска"). Ария "Тоски", которую поет Каварадосси в этот момент, называется "В небе звезды горели".

Страстный дуэт возлюбленных

Затем появляется Флория. Она показывает возлюбленному спасительные пропуска и рассказывает, как ей удалось убить шефа полиции. Страстный любовный дуэт предвкушает счастливое будущее. Затем Тоска говорит, что Каварадосси следует пройти фарс ложной казни, а затем они вместе убегут.

Трагический финал

Входит ведомый Сполеттой расчет. Перед ним встает Марио. Звучит выстрел, художник падает. Уходят солдаты. Флория падает на тело убитого возлюбленного. Она осознает лишь теперь, что Скарпиа обманул ее. Патроны оказались настоящими, и Каварадосси убит. Рыдая над его трупом, молодая женщина не замечает шагов вернувшихся солдат. Они нашли тело Скарпиа. Сполетта пытается схватить Флорию, однако женщина его отталкивает, взбирается на парапет и бросается вниз с крыши замка. Солдаты, замершие в ужасе, стоят неподвижно, пока звучит мотив предсмертной арии Каварадосси.

Так заканчивается опера "Тоска". Краткое содержание, изложенное нами, конечно, даже близко не передает всего великолепия этого произведения. Безусловно, стоит по возможности посмотреть его в театре. Итальянские композиторы считаются одними из лучших в мире. Опера, созданная Джакомо Пуччини, в очередной раз доказывает это.