Что значит хитрость. Афоризмы и цитаты про хитрость. Допускает ли православное богословие, что Бог способен хитрить

У этого термина существуют и другие значения, см. Кавур (значения).

Граф Ками́лло Бенcо ди Каву́р (итал. Camillo Benso conte di Cavour ; 10 августа 1810, Турин - 6 июня 1861,Турин) - итальянский государственный деятель, премьер-министр Сардинского королевства, сыгравший исключительную роль в объединении Италии под властью сардинского монарха. Первый премьер-министр Италии(1861).

[править]Биография

Второй сын маркиза Микеле Бенсо, графа ди Кавур (1781-1850). Во время обучения в Военной королевской академии в Турине Кавур был пажом наследного принца (впоследствии короля Сардинии-Пьемонта) Карла-Альберта. Рано проявившаяся независимость характера заставляла его тяготиться этим положением: окончив курс академии и получив чин лейтенанта корпуса инженеров, он открыто выражал своё удовольствие тем, что сбросил с себя «ливрею», чем навлек на себя недовольство принца. Первые годы служебной деятельности Кавура были посвящены возведению военных укреплений. Мечтая о лучшем будущем для своей родины, Кавур надеялся на подъём патриотических настроений в Италии под влиянием Июльской революции во Франции; разочарованный в своих надеждах, он с горечью выражал осознание того, что его страна, сдавленная с одной стороны австрийскими штыками, с другой - папскими отлучениями, неспособна сама справиться со своими бедами.



Его политические взгляды привели к отправке его в форт Бар для наблюдения за простыми работами по возведению стен. В 1831 году он вышел в отставку и занимался главным образом сельским хозяйством в имениях своего отца. В 1834 году он посетил Швейцарию, Францию и Англию. Пребывание во Франции поселило в нём уверенность в неизбежности торжества демократии, а Англия возбудила в нём глубокое преклонение перед её свободным политическим строем и хорошо развитым духом частной инициативы.

В 1837-1839 годах Кавур с большой энергией занимался устройством школ и приютов, а в 1842 году принял участие в основании Associazione agraria, значительно содействовавшей оживлению общественной деятельности.



Первой литературной работой Кавура была статья о налоге в пользу бедных в Англии (1834); затем он написал ряд статей по агрономическим вопросам, по английскому законодательству в области хлебной торговли, по железным дорогам.

Когда в 1847 году обнаружилась готовность короля Карла-Альберта приступить к реформам, Кавур тотчас явился в Турин и здесь, при содействии Чезаре Бальбо и других реформистов, основал газету «Il Risorgimento».

В январе 1848 года на собрании журналистов и политических деятелей, созванном для поддержания ходатайства генуэзцев об основании национальной гвардии и изгнании иезуитов, Кавур выступил с заявлением о том, что прежде всего нужна конституция, которая укрепила бы власть, дав ей новую основу. Требование Кавура было поддержано влиятельными реформистами, которым удалось положить конец нерешительности Карла-Альберта. В марте 1848 года конституция была опубликована; Кавур был назначен членом комиссии по разработке избирательного закона. После революции в Милане Кавур решительно высказывался за войну с Австрией.

На первых выборах в представительное собрание в апреле 1848 года Кавур потерпел неудачу, но на дополнительных (в июне) был избран по четырём округам. Не обладая блестящим ораторским талантом, Кавур не замедлил, однако, приобрести влиятельное положение в парламенте благодаря своим основательным знаниям в различных вопросах управления. Принадлежа к правым, в неспокойное время военных неудач он горячо поддерживал правительство в парламенте и в печати, поэтому многим казался реакционером. На выборах в январе 1849 года Кавур был забаллотирован, но вскоре снова избран от Турина. Выступив с решительной защитой свободы печати, Кавур собрал вокруг себя значительное число сторонников либеральной политики и стал главой группы умеренных правых.

В 1850 году он занял пост министра земледелия и торговли и заключил торговые договоры с Францией, Бельгиейи Англией, основанные на принципах свободной торговли. Приняв в апреле 1851 года и управление финансами, Кавур получил заём в Англии и провёл реформу таможенных тарифов. Фактически мало-помалу он стал главным лицом в кабинете Д"Адзельо и сблизился с умеренными левыми.

В мае 1852 года правительство подало в отставку, и Д"Адзельо сформировал новый кабинет, без участия Кавура. Это правительство не нашло, однако, поддержки у либералов и вынуждено было подать в отставку; после тщетных попыток образовать консервативное правительство король вынужден был обратиться к Кавуру, который и стал (4 ноября 1852 года) президентом совета министров и министром финансов. Во внутренней политике первые годы работы Кавура ознаменовались ещё большим сближением его с либералами, установлением полной свободы хлебной торговли, реформой уголовного кодекса, расширением сети железных дорог и т. д.

Главное внимание Кавура было направлено на международную политику. В феврале 1853 года, когда Австрия наложила арест на имения ломбардо-венецианских эмигрантов, натурализированных в Сардинии, в меморандуме, разосланном иностранным державам, Кавур протестовал против этой меры и требовал, чтобы Австрия доказала виновность эмигрантов. Последствием этого решительного шага была приостановка дипломатических сношений с Австрией. Вместе с тем, Кавур испросил у парламента кредит для оказания помощи эмигрантам. Результатом принятых мер было усиление нравственного авторитета Пьемонта в глазах патриотов всей Италии. Заботясь о поднятии международного значения Сардинии, Кавур склонил Виктора-Эммануила принять вместе с Францией и Англией активное участие в Крымской войне 1854-1855 г.

Приняв под своё непосредственное начало министерство иностранных дел, Кавур, не без усилий, добился от парламента согласия на заключение союза с Францией и Англией, после чего в Крым был отправлен 15-тысячный корпус под командой Ла-Марморы.

Камилло Кавур

Благодаря этому Пьемонт в лице Кавура был допущен к участию в Парижском конгрессе. Ближайшей целью политики Кавура стало затем сближение с Францией, при помощи которой он намеревался вытеснить Австрию из Италии, а внутри страны - усиление армии и флота, возведение укреплений и усовершенствование путей сообщения с целью подготовки к войне с Австрией. Отношения к последней продолжали быть натянутыми; несмотря на то, что в январе 1857 года она сняла секвестр с имений эмигрантов, через два месяца вновь произошёл полный дипломатический разрыв с Сардинией.

В июле 1858 года - при личном свидании в Пломбьере между Наполеоном III и Кавуром было заключено соглашение, по которомуФранция обязывалась содействовать присоединению к Пьемонту ломбардо-венецианских провинций вплоть до Адриатического моря, при условии уступки Франции Савойи и Ниццы. Решив начать действия против Австрии весной 1859 года, Кавур был сильно смущен, когда Наполеон обнаружил нерешительность и готовность избежать столкновения с Австрией.

Наполеон склонялся к принятию предложения России о созвании конгресса и требовал немедленного согласия на то Сардинии. Кавур желал, чтобы по крайней мере Сардиния была допущена на этот конгресс на одинаковых с Австрией условиях; но за ней признавался лишь совещательный голос, на что Кавур не мог согласиться. Одно время Кавур пришёл в такое отчаяние, что был близок к самоубийству; но обстоятельства неожиданно приняли иной оборот.

Австрия решила обратиться к Сардинии с ультиматумом, который был получен 23 апреля, а 26 Кавур отверг его; война стала неизбежной.

В июне, после битвы при Мадженте, Кавур был вызван королём в Милан, население которого устроило ему восторженный приём. Кавур был до крайности поражен Виллафранкским миром и тотчас же подал в отставку. Совершив непродолжительную поездку в Савойю и Швейцарию, Кавур вернулся (в августе 1859 года) в Пьемонт с твердой решимостью идти к осуществлению своих планов.

«Меня обвиняют в том, что я - революционер, но прежде всего нужно идти вперед, и мы пойдем вперед»,

Говорил он.

Неспокойные настроения в стране не затихали, и Кавур воспользовался им для того, чтобы развить движение в пользу присоединения к Сардинии Эмилии и Тосканы.

Нация продолжала видеть в Кавуре выразителя своих стремлений и открыто выражала желание снова видеть его у власти. Правительство Ла-Марморы и Раттацци подало в отставку, и Кавур в январе 1860 года опять стал во главе правительства. Через несколько дней он разослал дипломатическим агентам циркуляр, в котором заявлял, что правительство не в силах остановить естественное и неизбежное течение событий.

Королевские декреты 18 и 22 марта возвестили о присоединении Эмилии и Тосканы. Вслед за тем Кавур и французский уполномоченный подписали трактат об уступке Франции Савойи и Ниццы при условии согласия парламента и самого населения этих областей. Хотя Венеция оставалась за Австрией, и таким образом принятое Наполеоном в Пломбьере обязательство не было исполнено полностью, Кавур счёл нужным уступить Савойю и Ниццу ввиду состоявшегося присоединения двух провинций, не предусмотренного пломбьерским соглашением.

Предпринятая Гарибальди экспедиция на Сицилию в мае 1860 года создала Кавуру немалые затруднения. Гарибальди, питая неприязнь к Кавуру, главным образом из-за уступки Ниццы, не желал выполнять его требований и в порыве увлечения успехом, особенно после овладения Неаполем, настаивал на необходимости идти на Рим, чтобы там провозгласить Виктора-Эммануила королём независимой и единой Италии. Это неизбежно привело бы к разрыву с Францией, которого Кавур находил нужным избежать. Кавур признавал необходимым, чтобы регулярное правительство закончило дело, начатое революцией, и поэтому решил овладеть папскими провинциями, отделявшими Северную Италию от Южной, чего и удалось достигнуть после непродолжительной кампании. Национальный парламент, созванный в Турине 2 октября 1860 года, высказался за политику Кавура.

Став во главе армии, Виктор-Эммануил 15 октября вступил на неаполитанскую территорию, население которой вслед за тем высказалось в пользу присоединения. В феврале 1861 года в Турине собрались представители всех областей Италии, за исключением Рима и Венеции, а 4 марта Виктор-Эммануил был единогласно провозглашен королем Италии. Последним актом политической деятельности Кавура было провозглашение необходимости сделать Рим столицей Италии. Едва Кавур начал переговоры с французским правительством по вопросу о Риме, как 29 мая он заболел, а 6 июня 1861 года скончался.

Мы часто сталкиваемся с проявлениями хитрости. Бывает, хитрим мы, а иногда сами «попадаемся на крючок» другого человека. Мы понимаем это интуитивно, но четкого определения хитрости нет.

В попытках найти это самое определение я обратилась к словарям. Хитрость обозначается как изобретательность, коварство, ловкость, мошенничество. И вроде бы понятно, но все же каждое из этих слов имеет свое (различное) значение. А своего значения для хитрости нет.

Попробуем создать его сами. Все словарные обозначения являются характеристиками человека, а хитрость, кажется, вмещает их все в себя. Поэтому мы будем рассматривать ее как качество или совокупность характеристик личности. Чтобы лучше разобраться в этом проанализируем примеры проявления хитрости.

Что чаще всего первым приходит на ум при слове «хитрость»? Лиса, она ведь хитрая. Именно образ лисицы, с помощью художественной литературы, укоренился в нас с самого детства. Возьмем к примеру басню И.А. Крылова «Ворона и лисица». Основная мораль говорит о влиянии лести на человека.

Но вдумайтесь, сам ход мыслей лисы показывает ее хитрость. Дабы не тратить время и силы на поимку вороны, плутовка решает использовать лесть. Она здесь выступает как средство достижения цели непрямым путем, то есть орудием хитрости. Ведь лиса, зная о таком влиянии лести, могла бы этим и не воспользоваться и осталась бы голодной. Значит именно своевременное и уместное использование знаний делает ее хитрой.

Не только лиса является проявлением хитрости. Например, такие жанры кино и литературы как детективы и аферы. Герой-злодей, чтобы его было сложно поймать, придумывает ловкие и изворотливые планы. В то время как детектив должен обладать еще большим мастерством и умением предугадывать мысли и действия оппонента, чтобы его поймать.

Давайте рассмотрим примеры из реальной повседневной жизни. Немало известными являются «женские хитрости». Чаще всего так называют «арсенал» представительниц слабого пола по привлечению сильного. Каблуки и корсеты, для создания более стройной фигуры, умело подобранный макияж, и похожие вещи показывают использование хитрости в материальном плане. А как же обаятельность и шарм? К примеру мимо ювелирного салона проходит пара. Женщина, увидев понравившуюся вещь, скажет «Посмотри, как оно прекрасно!». Всего лишь фраза, но с подобранным сопровождением (тон, мимика, жесты), сделает ее счастливой обладательницей украшения.

И вот допустим они уже семья. Не меньше проявляется хитрость и здесь, особенно в воспитании детей. Родителям порой приходится проявлять немалую изобретательность, чтобы просто накормить ребенка. Например, тарелка, рисунок которой находится посередине. «Съешь все и спасешь мишку» мотивирует ребенка доесть все. Или вместо вопроса «Будешь кушать?», поинтересоваться «Из какой тарелки ты будешь сегодня есть?». В первом варианте ребенку дают выбор есть или не есть, а второй - позволяет выбрать из какой тарелки, лишая дитя возможности отказаться от еды.

Во всех этих примерах хитрость выступает качеством человека, то ли это Одиссей, то ли это родители. Везде она используется как непрямой способ достижения своей или общей цели. И теперь мы можем дать определение: хитрость - это совокупность характеристик личности, с помощью которых она, непрямым или обманным путем, искажая действительность, достигает своей цели. Хочу отметить то, что хитрость сама по себе нейтральное качество. Окраску ей придает в основном цель. С ее помощью можно как сгладить конфликт на работе, так и усугубить его. Конечно, использование обмана или манипулирования не очень хорошо влияет на последующие взаимоотношения, но если это ради блага, то может все средства хороши? Это относительный вопрос, поэтому для каждого человека свой ответ.

Каждое из этих качеств характера, достойны рассмотрения и описания в отдельной большой статье. Воспринимайте хитрость как высшее проявление сочетаний этих качеств.

В своей жизни мы очень часто сталкиваемся с проявлением хитрости. В некоторых случаях мы сами прибегаем к ее помощи, но бывает и так, что сами становимся ее жертвой.

С помощью хитрости можно сглаживать конфликты, а можно и наоборот усугубить их. Все зависит от человека, мы бывает хитрим сами, а бывает попадаемся на хитрость другого человека.

Хитрость это когда человек скрывает от других людей свои настоящие планы, мысли, чувства, чтобы достичь своей цели.

Хитрость или коварство?

Хитростью называют поступок человека, который он совершает, чтобы создать у других людей неправильное мнение о ком-то или о чем-то.

Как правило хитрость вырабатывает навыки осторожности в человеке. Это необходимо, чтобы скрыть от других людей свои мысли, чувства и планы. Хитрость это скрыть от других свои истинные намерения или для того чтобы сформировать неверное представление о своей цели. В военной науке есть сложные планы которые называют Военной хитростью замысел которого и истинная цель должна быть непонятна противнику. Коварством называется особо изощренный способ обмана, с многоходовыми комбинациями и глубоко продуманным планом обмана. Хитростью называют что-либо сложное по форме или содержанию, для изготовления, чего требуется особое искусство, умение. Хитрость какого-то дела, явления - это секрет, самое сложное, трудное для понимания в этом деле. В любом случае рассматривать Хитрость нужно как совокупность характеристик человека или как качество Характера.

Проявления Хитрости многогранны

Как правило женщины прибегают к хитрости для того чтобы привлечь к себе внимание мужчин. Это умело подобранный макияж, каблуки и корсеты. Многообразие хитрых приемов женщин конечно поражает!

Порой при помощи полезных хитростей можно одержать победу, как в спорах, так и в войне. Говорить о проявление хитрости в бизнесе и политике, конечно же, бессмысленно. В таких сферах деятельности без таких качеств просто никак нельзя обойтись.

Во всех представленных примерах хитрость выступает в роли человеческих качеств. В каждом отдельном случае она используется как непрямой способ достижения той или иной цели.
Поэтому хитростью можно назвать совокупность характеристик человека, при помощи которых он обманным или непрямым путем исказив действительность, добивается своей цели.

Отношение к Хитрости — в основном срезе, современного социального общества, Хитрость считается нечестным способом достижения цели, но приемлемым с благородной целью!

Хитрость по своей сути – это нейтральное качество, окрашивает ее, как правило, цель. И если цель оправдывает и она правильная, справедливая, то достижение цели с помощью Хитрости не осуждается.

При помощи Хитрости можно и сгладить конфликт и усугубить его. Манипулирование или обман, конечно же, использовать не хорошо, и это пагубно может отразиться на взаимоотношениях между людьми, но если использовать хитрость во благо, то это уже соврем другой вопрос, ответ на который уже человек сам должен дать ответ себе.

Многие рассказы, сказки, поговорки — преподносят хитрость, как непосредственный элемент победы над плохим человеком. Возможно, что наше общество не настолько совершенно, а возможно это элемент простого физического выживания человека.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Сортировать Название Похожие

Хитрость как качество личности – способность сокрытия своего тайного намерения посредством манипуляций с реальной информацией о действительном состоянии фактов и обстоятельств.

Голодный лев захотел съесть шакала, но тот, извиваясь от боли под тяжёлой лапой льва, пропищал ему, что шакалы вонючие, это ведь все знают! И поэтому перед тем как съесть шакала, его надо взять зубами за загривок и прополоскать в реке, текущей неподалёку. Лев так и сделал. Он прополоскал шакала в реке. Потом решил спросить, хватит ли, и разжал зубы. Упавшего в воду шакала унесла быстрая река, а лев остался голодным.

В словаре Ожегова определение «хитрый» трактуется в нескольких смыслах. Это и лукавый, и изворотливый, и изобретательный, стало быть, хитрость обнимает все оттенки моральных оценок — от осуждающих («идущий обманными путями») до одобрительных («искусный в чем-либо»).

Хитрость – частное свойство сознания, обусловленное необходимостью создания для человека широких возможностей по адаптации во внешнем мире. Она, как правило, взаимодействует с умом. Животные, имеющие головной мозг, обладают, так называемой, звериной хитростью. Врожденная хитрость присуща хищникам – тиграм, лисам, змеям. Но и травоядные слышат, как трава растет, им хитрость необходима для выживания. В лесу нужно быть лисой.

Женщина в несколько раз превосходит мужчину по силе чувств и эмоций, изворотливый ум – это ее самая сильная сторона. В такой же пропорции мужчина превосходит женщину по силе разума. Но разум практически не взаимодействует с хитростью, ее контрагент – ум. Разум подключается, когда необходимо продумать хитроумную, многоходовую комбинацию или сложную стратегию поведения. На бытовом уровне он молчит, уступая дорогу уму. Женщина опирается на чувственную деятельность ума, поэтому она значительно хитрее мужчины, это ее несомненное жизненно важное преимущество, умелое использование которого позволяет ей мудро, не прямолинейно контактировать с мужчиной, реализовать свои желания и достигать семейного счастья. Лобовая атака – не метод для хитрой женщины, прямолинейность, негибкость, прямохребетность – антиподы хитрости. Женская хитрость – это так отказаться от своего желания в пользу желания мужчины, чтобы исполнилось ее желание.

Хитрость, будучи атрибутом ума, имеет опору или в виде интеллекта, или житейского опыта. Женщины, в основном, делают упор на чувственную составляющую ума, то есть ту область, где им нет равных. Мужчины, в основном, надеются на интеллект, чувства и эмоции – это не их конек. Поэтому дискуссии о том, что если человек умный, то он и хитрый тоже, нужно рассматривать именно в таком аспекте. Нет оснований считать, что хитрость как производная интеллекта превосходит хитрость как производную чувственной деятельности ума. На практике мы ежедневно видим тому подтверждения, когда женщина умело использует оружие хитрости для достижения своих целей. Хитрость – это демонстрация изощренности ума по защите своих интересов. Если женщина недалекая, глупая и бесчувственная, то и хитрость ее будет соответствующая. Вместе с тем, «есть еще женщины в русских селеньях», которые, не прочитав ничего, кроме «Курочки Рябы», могут дать сто очков форы по хитрости любому фавориту клуба знатоков. Если бы одной только хитростью можно было достичь успехов, женщины были бы лучшими шахматистами. В общей же массе хитрость демонстрирует ограниченность ума личности.

Сотни раз хитрость помогала одержать победу не только в спорах, но и в реальной войне. М. И. Кутузов говорил: «Победить не берусь, перехитрить попробую». Вспомним общеизвестный миф о троянском коне. Во времена войны с Троей, данайцы, после долгой и безуспешной осады, решили сделать «ход конем», а именно подарить его. Они изготовили огромное сооружение в виде коня и преподнесли его как дар богине Афине, оставив у стен Трои. На боку у коня было написано, что это подарок для богини, от уходящих данайцев. Несмотря на предостережения жреца Лаокоонта и пророчицы Кассандры, троянцы втянули коня в город. Внутри него прятались лучшие воины и, когда наступила ночь, они убили охрану, впустили вернувшихся союзников и таким образом победили. Саму идею приписывают самому хитрому вождю данайцев Одиссею. Отсюда произошло выражение «троянский конь», означающее тайный, коварный, хитрый замысел. Хитрость в спайке с коварством решила исход войны.

Хитрость как таковая не может однозначно определяться достоинством или пороком, сама по себе она не несет положительного или отрицательного заряда. Только конечная цель разрешает этот вопрос. Хитрость – это действенный инструмент, дающий человеку возможность кратчайшим путем достигнуть цели. Например, скальпелем можно спасти человеческую жизнь при операции, а можно перерезать горло жертве, ножом можно осуществить резьбу по дереву, сделав замечательный рисунок, а можно человека зарезать в пьяной драке. Иными словами, хитрость как инструмент ума не может быть причислена ни к достоинствам, ни к недостаткам, ее можно использовать, если неукоснительно соблюдать заповедь — не навреди, но используй то, что имеешь, во благо себе и людям.

Хитрый, практичный, изворотливый ум голыми руками не возьмешь, он от семи собак на распутье отгрызется. Там, где может забуксовать интеллект и опыт, хитрость, как кошка, встанет на все четыре лапы. Только нельзя ей приписывать того, к чему она не имеет никакого отношения. Когда человек «идет по трупам», подставляет кому-то подножку – это вовсе не хитрость, а подлость и низость.

Положительный или отрицательный окрас хитрости напрямую зависит от качеств-попутчиц. Когда хитрость идет в связке с коварством, вероломством и лицемерием, тогда остается только кричать: «Спасайся, кто может!», а когда она находится в союзе с добротой, благочестием и великодушием, то приобретает ореол мудрости, разумности и рассудительности.

Даже Иисус Христос, будучи Сыном Божьим использовал хитрость как инструмент борьбы со своими оппонентами. Вспомним хорошо известную провокацию фарисеев с неверной женой, когда книжники и фарисеи привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии, и подняли вопрос о мере ее наказания. Они хорошо понимали хитроумность расставленной Иисусу ловушки. В шахматах такое положение называется «цугцва́нг», означает, что любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. Если бы он, согласно священным заветам Моисея, посоветовал бы побить ее камнями, то тем самым допустил бы вопиющее противоречие со своим учением о всепрощении; если же попросил бы отпустить ее, то тем самым попустительствовал греховности. Иисус поступил мудро. Он уклонился от прямого ответа, но сделал это так искусно, что никто не смог в этом его обвинить. Как пишет Иоанн, Христос сидел, не глядя на фарисеев, как бы задумавшись о своем, и что-то чертил пальцем на земле. Когда от него второй раз потребовали принятия какого-то решения, Иисус на секунду оторвался от своего занятия и как бы, между прочим, произнес свою знаменитую фразу: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень», тем самым переложив ответственность на самих фарисеев да еще заставив их вспомнить о своей нечистой совести.

Петр Ковалев 2013 год

Значение слова «хитрость» многогранно. Интуитивно понятно, что такое хитрость? А может кто-нибудь дать четкое определение этого понятия?


Даже словарь Ожегова ссылается на слово «хитрый». Слово «хитрый» имеет огромное количество различных значений, применяемых в различной ситуации и к разному контексту – в одном случае это обманщик, в другом – мудрец, в третьем – мастер искусства. Единого мнения насчет хитрости нет. И не может быть и речи, чтобы дать обобщенное понятие хитрости. Ведь нельзя же дать, например, определение ума однозначно.

Хитрость – это свойство живого существа, многоклеточного, имеющего головной мозг. Хитрости нет у низкоорганизованных существ. Например, у червяков или ракообразных. Хитрость бывает врожденная и приобретенная. Врожденной хитростью наделены многие хищники – волки, лисы, змеи... Но и травоядные не так глупы, как кажутся. Им хитрость нужна, чтобы не попасть в лапы хищникам. Хитрость у животных проявляется инстинктивно и импульсивно. Эту хитрость в народе прозвали звериной.

И все-таки хитрость в большей степени присуща людям. Сущность человека корнями уходит в животный мир. Следовательно, хитрость у человека может проявляться на уровне инстинктов. Например, в вопросах безопасности, пропитания, удовлетворения других физиологических потребностей. Но! «Человек – это звучит гордо». Ум и хитрость – это два свойства человека, за которые его уважают и обижают в социуме. Ум и хитрость вкупе могут довести его и до беды, и до счастья.

Ум и хитрость надо различать. Некоторые думают, что если человек умный, то он и хитрый тоже. Не всегда так. Потому что ум бывает житейский (основанный на знании социума, опыте) и аналитический (основанный на научном знании). Можно быть умным, но не хитрым. Хитрость – это сознательное умение достигать изощренным путем личной выгоды. Изощренный путь – уловка, лазейка, ложь. Хитрость – частное свойство ума, возможно, и недалекого.

Хитрость – это всегда лукавство, искажение фактов, образов действительности. И в основе ее лежит ложь, малая или большая. Ложь – это всегда плохо. Хотя ложь бывает и вынужденной, которую можно оправдать. Некоторые считают, что хитрость – это порок. Думаю, что это заблуждение. Обобщать не следует. Все зависит от ситуации, в которой используется хитрость человека.

Например, политика и театр военных действий не может обойтись без хитростей. Часто семейному счастью и родственным отношениям приходит крах из-за того, что кто-то слишком прямолинейно гнет свою линию. Недаром говорят, что существует женская хитрость. Города берут не генералы, а генеральские жены. Так, по крайней мере, думает любая генеральша. А хитрый генерал не станет разубеждать жену в ее «заслугах» перед отечеством.

Хитрость хитрости рознь. Хитрость бывает очень искусная, так что «подделка ничуть не хуже оригинала – правды». Бывает глупая, попасться на которой ничего не стоит, главное – захотеть уличить во лжи человека, извернуться в таком случае уже не выйдет. Качество хитрости определяет интеллект. Не путать интеллект и ум!

Открою секрет, а может, читатель уже знает, что хитрость тем искуснее, чем больше опыта в той сфере, в которой приходится хитрить. Одних знаний не хватит, чтобы ювелирно плести нити хитрости. Это значит, что сознательная хитрость – навык, оттачиваемый со временем по искаженному представлению образов другим лицам. Существуют события, которым нельзя однозначно присвоить определение - ложь или истина. Вот тогда наступает раздолье хитрости социальной.

Можно ли быть не хитрым? Можно. Таких людей считают прямолинейными, негибкими, «прямохребетными». Короче говоря, они не пользуются уважением в обществе, как правило, ничего не достигают. Таким людям живется очень тяжело. В жизни же приходится все время лавировать. Ведь жизнь каждого из нас проходит в социуме. Где у всех свои интересы, и интересы ближнего своего мало кого волнуют.

Хитрость - не слабый прием в достижении личной выгоды.