Спартанцы едут. Можно ли считать спартанцев лучшими воинами всех времен? Состязания на выносливость

Я, конечно же, никого не удивлю, если скажу, что фильм «300 спартанцев» не является исторически точным их изображением, однако эта картина на самом деле опирается на существующий миф. Мы все выросли, будучи убежденными в том, что спартанцы были настоящими крутыми вояками. Верно ли это?

Триумфы спартанцев

Никто не будет отрицать, что спартанцы были одной из наиболее впечатляюще организованных военных культур в истории. Их манера ведения военных действий с использованием непоколебимого строя и стены из щитов и копий глубиной в восемь человек позволяла им побеждать почти любого противника, сражавшегося против них. Их интенсивные тренировки, начинавшиеся в возрасте восьми лет и официально продолжавшиеся 10 лет — а неофициально они никогда и не прекращались, — способствовали формированию абсолютной дисциплины. Их участие в битве при Фермопилах в 480 году справедливо признается одним из поворотных моментов в истории.

В некотором смысле можно сказать, что достоинства спартанцев слишком недооцениваются. Они не были простым, однообразным и тупым инструментом, как их часто представляют. Они располагали различными боевыми частями — армией, флотом, а также элитными войсками. Как все успешные военные общества, они использовали и продвигали по службе искусных военных тактиков.

Спартанцы в числе первых военных формирований осознали важность шпионажа и инфильтрации. Специально подготовленное подразделение (kryptea) функционировало как нечто среднее между шпионским ведомством и тайной полицией — следило за завоеванными территориями, а также за войсками у себя дома. Спартанскую империю нельзя сопоставить с другими мировыми империями, но, тем не менее, она была достаточно крупной в сравнении со своими соседями. Так продолжалось в течение нескольких веков. И это не было случайностью.

Особенности общества

Сегодня всем известно, что Спарта была рабовладельческим обществом. Поражение от персов означало бы порабощение для спартанцев, но одновременно оно могло бы также означать освобождение для завоеванных соседних территорий. Вместе с тем не часто обсуждается вопрос о том, каким образом рабовладельческое общество оказывало влияние на Спарту. Почти с самого начала рабы — илоты — были более многочисленными, чем спартанцы.

Все рабовладельческие общества опасаются восстания рабов. Спартанцы имели еще больше основания для подобного рода опасений. Общепринятый милитаризм их общества не был проявлением их атлетического совершенства или идеала силы. Это объяснялось способом их выживания. Чем больше Спарта расширялась, тем больше ее жители должны были уделять внимания собственной безопасности. Спарта, как многие другие культуры, обладавшие тайной полицией, была культурой паранойи.

Во время восстания илотов Афины направили свои войска для того, чтобы помочь Спарте его подавить. Спартанцы отправляли афинян домой. Они не хотели, чтобы афинские ценности распространялись среди спартанского населения, особенно среди илотов. Сегодня спартанцев изображают как свободолюбивых людей. В действительности их действия и мысли полностью определялись правительством и законом.

Но это не означает, что у спартанцев вообще не было никаких свобод. Их женщины обладали самой большой свободой в Древней Греции — среди них поощрялось чтение, письменность, владение землей, выражение своего мнения в политических вопросах, а также занятия спортом. Верхние эшелоны воинов, выжившие в сражениях и достигшие высокого ранга и власти в обществе, почитались и обладали свободой действий.

Темная сторона этой свободы действий может быть продемонстрирована на примере, по крайней мере, одного из тех 300 легендарных спартанцев. Аристодем был одним из воинов, принимавших участие в битве при Фермопилах. Он и один из его солдат начали сражение с глазной инфекцией. Леонид, их царь и командир, приказал им вернуться домой.

Этот другой солдат в последний день сражения в сопровождении раба появился на поле битвы. Тогда как Аристродем выполнил приказ и направился домой. Он был назван «трусом», и его ждала судьба всех тех, кто был лишен смелости. К его плащу было пришита соответствующая надпись для того, чтобы всем было известно о его трусости. Все его знакомые от него отвернулись. Если кто-то приказывал ему уступить дорогу во время общественных мероприятий, он должен был повиноваться, независимо от статуса человека.

Спартанцы уже в то время были сторонниками евгеники, и Аристодем показал, что его гены содержали изъян, и поэтому его дочерям было запрещено выходить замуж.

Спустя год, когда спартанцы столкнулись с другой вторгшейся силой — с персами, Аристодему было разрешено участвовать военных действиях, и он явно искал смерти в бою. Его желание умереть было замечено, его статус труса был официально отменен, и его детям после этого уже не запрещали вступать в брак. Спартанские солдаты должны были либо сражаться до своей смерти, либо спартанское общество заставляло их самих желать смерти.

Ничто из этого не умаляет впечатляющих военных побед спартанцев, но просто помещает их в определенный контекст. Когда мы пытаемся представить себе «воинскую культуру» или «милитаристское общество», они часто видятся нам как культуры, сфокусированные на чести, смелости, свободе или даже на простой радости от битвы. Именно так многие и видят спартанцев, и, вероятно, именно так спартанцы воспринимали самих себя — однако отнюдь не идеализм создал их общество. Их военная система была практическим способом решения вопросов. В конечном итоге она оказалась единственным решением существовавших проблем.

И хотя отдельных воинов учили — и они в это верили, что смелость является самой главной добродетелью, их идеализм был скреплен не только моралью. Каждый солдат знал, что он может рискнуть своей жизнью и получить все, или сохранить ее, и не иметь ничего. Не то, чтобы смерть для них была лучше позора. На самом деле смерть была лучше бесконечных оскорблений и презрения.

Спартанцы не были одни в Фермопилах

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

Это известное стихотворение Симонида Кеосского посвящено памяти самой известной битвы в западной истории. Нападающая персидская армия вынуждена была пройти через узкое ущелье, а ее продвижение сдерживали всего лишь 300 спартанцев. А также несколько сотен их рабов. А еще несколько сотен греков из других городов-государств. Кроме того, рядом разворачивалось морское сражение, смысл которого состоял в том, чтобы персы не могли «послать все к черту» и на кораблях обойти спартанские силы.

Вторжение персов пришлось на неудобное время для спартанцев. Оно совпало с Олимпийскими играми, а также с религиозным праздником. Если и была еще одна вещь, к которой спартанцы относились так же серьезно, как к своим сражениям, то это их религия. Они не могли отказаться от религиозных праздников, однако все, включая жителей других греческих городов-государств, осознавали ту опасность, которую представляли собой персы. В конечном итоге Леонид повел в бой элитную группу, состоявшую из 300 спартанцев. (Леонид, вероятно, испытывал особо сильное давление по поводу участия в боевых действиях, поскольку в то время ходили слухи о том, что он якобы убил предыдущего царя Спарты и женился на дочери царя для того, чтобы взойти на трон). Другие города-государства также прислали своих солдат, и в результате общая их численность в Фермопилах составила 5000 человек.

После несколько дней сражения, в течение которых греки удерживали этот узкий проход, персы нашли горную (козлиную) тропу, которая позволила им обойти греков с фланга. Остается неясным, выдал ли ее существование предатель среди греков, или персам просто удалось ее обнаружить в ходе разведки местности. (Мы вправе обвинить в этом и козлов).

Греческие гонцы, участвовавшие в походе, предупредили Леонида, и он приказал большинству из оставшихся солдат вернуться домой. Никто не сомневался в том, что спартанцы останутся. Кроме того, они милостиво позволили остаться с ними своим рабам. Удивительно то, что, по крайней мере, тысяча других греков также решили остаться, хотя они понимали, что будут уничтожены. Спартанцы возглавляли вооруженные отряды в Фермопилах, и их смелость не вызывает никаких сомнений. Но они не были единственными солдатами, которые, проявив смелость, продолжили бой. Не только спартанцы погибли в Фермопилах — они даже не составили большинство. Но у них лучше был поставлен пиар.

Поражения спартанцев

Но даже в то время спартанцев почитали за их способность сражаться. Их действия в Фермопилах стали вечным мифом, и некоторые историки действительно верят в то, что в результате греки, объединив свои силы, успешно противостояли персидскому вторжению. Однако спартанцы на самом деле не были непобедимыми.

Наиболее известное поражение спартанцев произошло во время Пелопоннесской войны — этого продолжавшегося несколько десятилетий вооруженного конфликта между Афинами и Спартой, который возник вскоре после того, как персидская угроза перестала существовать. Поражение спартанцев шокировало всех греков, в том числе Афины и Спарту, потому что спартанцы не просто были разбиты. Они сдались.

Речь идет о битве при Сфактерии в 425 году до рождения Христа. Сфактерия — это небольшой остров, на котором спартанские силы оказались изолированными после того, как одно крупное сражение пошло не по плану. Афиняне осадили спартанцев, укрывшихся в скалистой местности, они обрушили на них град стрел и в конечном итоге окружили их. 120 спартанцев сложили свое оружие и сдались.

Даже в то время считалось чем-то неслыханным, если спартанцы сдавались. Когда одного спартанца спросили о причинах поражения, он обвинил афинян, которые, по его мнению, использовали стрелы типа «веретено» вместо обычного «мужского оружия». И еще: «Они вели себя так недостойно, что мы вынуждены были сдаться». В целом это поражение оказалось настолько сокрушительным, что Спарта запросила мира. Уверенные в своих силах афиняне прервали мирные переговоры — о чем они, вероятно, пожалели, когда в итоге проиграли войну в 404 году до рождения Христа (характерно, что Спарта попросила денег у Персии для строительство целого флота кораблей, которые были необходимы для победы над Афинами).

Была еще одна известная группа, сумевшая нанести поражение спартанцам: это Священный отряд из Фив. Фивы имели своих 300 суперсолдат, однако о них не был снят фильм, и, возможно, это объясняется тем, что все они были любовниками. Возможно также, что про них не сняли фильм потому, что к моменту появления Священного отряда из Фив спартанцы уже пережили несколько неудач. Фиванцы сформировали этот отряд уже после того, как выбили спартанцев из своей столицы. Священный отряд из Фив выиграл три сражения у спартанских сил.

Одним из них было сражение в 378 году до рождения Христа, и они победили просто потому, что отказались следовать за спартанцами в невыгодное для них место. Спартанцы прорвали внешнюю блокаду перед Фивами, после чего фиванская армия отступила за внутренние стены своего города. Когда спартанцы начали наступление в надежде расстроить ряды противника, фиванцы отдали приказ об отдыхе, назвав действия спартанцев блефом. Спартанцы ушли, а затем, действуя предсказуемо, заявили, что их следует признать победителями, поскольку фиванцы неправильно с ними сражались.

Священный отряд из Фив непосредственно сражался со спартанцами по двум различным поводам, и каждый раз они уступали в количественном отношении своему противнику. В сражении при Тегирах это превосходство составляло два к одному, но они, тем не менее, смогли убить спартанского командира и так смело наступали, что спартанцы открыли для них проход, полагая, что фиванцы используют его для отхода. Вместо этого фиванцы атаковали их изнутри, после чего начали преследовать спартанских солдат. В битве при Левкрах фиванская кавалерия быстро расправилась со спартанской пехотой, несмотря на то, что фиванцев было 6000, а спартанцев 10 тысяч.

На самом деле крупнейшее поражение спартанцам нанесли их собственные рабы. Военные поражение сказались на судьбе Спарты, и свою роль в этом сыграло медленное увеличение количества врагов. В конечном итоге та катастрофа, на предотвращение которой была направлена спартанская культура, произошла, и илоты организовали успешное восстание. Спарта была основана на рабстве, а когда большинство рабов покинули ее, она оскудела. Спарта превратилась в своего рода Диснейленд, где традиционные спартанские ритуалы показывали за деньги приезжим. Последний ее царь умер, пытаясь собрать средства для города и предлагая свои услуги в качестве наемника.

Ни одна страна не разрушается красиво, и ни одно сообщество не соответствует полностью своему мифу. Смысл мифа состоит в том, чтобы взять вдохновляющую историю и превратить ее в совершенный сюжет. Спартанская легенда — легенда о суперсолдатах — основывалась на реальности, но она не соответствовала в полной мере действительности даже во времена спартанцев. Миф о 300 спартанцах, о Фермопилах и о Спарте, как культуре совершенных воинов, имеет определенный смысл. Но имеет смысл и реальность Спарты, как несовершенного общества.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

исторические анекдоты. Часть 4. Спарта

Лаконочность спартанцев.

Спартанцы изгнали из страны некого Кефисофонта, который хвастался тем, что может целый день говорить на любую тему. Они считали, что у хорошего оратора продолжительность речи должна быть сопоставима с важностью дела. Самым знаменитым было лаконическое изречение спартанки, провожавшей сына на войну. Она подала ему щит и сказала: «С ним или на нем!» Со щитом возвращались победители, на щите приносили павших .

Спартанец пришел послом к македонскому царю. «Ты — один?» — удивился царь, привыкший к пышным и многолюдным посольствам. «К одному», — ответил спартанец.

Македонский царь послал сказать спартанцам: «Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта будет уничтожена». Спартанцы ответили одним словом: «Если!»

В Спарту пришли послы с острова Самоса — просить помощи. Они произнесли длинную и красивую речь. Спартанцы сказали: «Дослушав до конца, мы забыли начало, а забыв начало, не поняли конца». Самосцы оказались догадливы. На следующий день они вернулись с пустым мешком и сказали только четыре слова: «Мешок есть, муки нет». Спартанцы заметили — достаточно было двух слов: «муки нет», — но были довольны такой сообразительностью и обещали помочь.

Спарта

мужество вместо стен

Однажды спартанскому царю показали высокую крепостную стену, окружавшую какой-то город. И спросили, нравится ли она ему. Царь ответил: "Клянусь Зевсом, стена прекрасна, но она должна окружать город, в котором живут не мужчины, а женщины".

Царя Феопомпа спросили, почему у города Спарты нет стен. Он ответил: «Стены Спарты — наши копья, границы — их острия».

спартанский воин

уважение к старшим

Во время Олимпийских игр один старик пришел на переполненный стадион и искал там свободное место среди зрителей. Когда он дошел до скамей, где сидели спартанцы, то все они, как один, встали, уступая место старому человеку. Стадион разразился рукоплесканиями. Старик же сказал: «Все греки знают, что такое хорошо, но только спартанцы умеют поступать хорошо». На это ответили ему: «Только в Спарте стоит жить до старости».

Олимпийске игры. Бег в доспехах

с женщинами не воюем

Спартанский царь Клеомен подступил к городу Аргосу. Мужчин, способных носить оружие, в Аргосе больше не было. Тогда на стены вышли женщины. Они были в доспехах, собранных из храмов, и во главе их была поэтесса Телесилла. Клеомен не захотел подвергать свое войско позору битвы с женщинами. Он отступил. Когда его в Спарте спросили, почему он не взял Аргос, он ответил: «Чтобы молодежи было с кем учиться воевать». А в Аргосе этот день стал женским праздником: женщины в этот день надевали мужское платье, а мужчины — женское.

Спартанские девушки вызывают на состязание юношей. Художник Э. Дега

спартанское воспитание

Новорожденного ребенка спартанец приносил в совет старейшин. Его осматривали. Если ребенок был хилым или больным, ребенка убивали: бросали в черную расщелину невдалеке от Спарты. В Спарте должны были расти только сильные и здоровые дети

Чтобы уметь добывать пропитание на войне, подростки учились воровать. Кто приходил ни с чем, того били, кто был пойман с поличным, того тоже били. Один мальчик украл лисенка. К нему подошли, он спрятал лисенка под плащ. Лисенок вгрызся ему в живот. Мальчик стоял твердо и говорил спокойным голосом. Его не заподозрили. Лисенок прогрыз ему внутренности. Мальчик умер. О его поступке рассказывали детям, как о подвиге.

В олимпийских и других спортивных состязаниях спартанцам участвовать запрещалось:

«Спарте нужны не атлеты, а воины».

В древней Спарте использовали жесткий способ выявления правды. Спартанские юноши, прежде чем попасть в специальные школы, проходили определенный отбор. Юношу ставили на скале над обрывом и спрашивали, боится ли он. Ответ всегда был отрицательный. Но правду или ложь сказал опрашиваемый субъект, определяли по цвету лица. Если юноша был бледен - то он лгал. Данный тип реакции по убеждению спартанцев, говорил о том, что юноша в бою не может быть ловким и сообразительным и его сбрасывали со скалы. Человек, бледнеющий от страха, не может быть хорошим воином.

спартанский воин

в Спарте только воины

Спартанцам было запрещено заниматься чем бы то ни было, кроме военного дела. Труд — дело периэков и илотов. Однажды Спарта созывала союзников для похода. Союзники роптали, что Спарта берет с них больше воинов, чем дает сама. «Это не так», — сказал спартанский царь. Он посадил спартанское войско справа от себя, союзные — слева, потом приказал: «Медники, встаньте!» Среди союзников некоторые встали, среди спартанцев — никто. Горшечники, встаньте! Плотники, встаньте!» Под конец союзники стояли почти все, спартанцы сидели, как сидели.

Вот видите, — сказал царь, — настоящих воинов выставляем мы одни».

спартанские деньги

На войне нет места богатству и наживе. Чтобы спартанцы не копили богатств, в Спарте деньгами служили железные прутья. Железные деньги громоздки: для небольшой покупки их надо везти целый воз. Железные деньги бесполезны: их нарочно закаливали в уксусе, чтобы железо стало хрупким и его нельзя было ни во что перековать. Спартанцы не копили денег.

еда спартанцев

Ничего лишнего в жилье — ничего лишнего в еде. Спартанцы обедали не дома, а в казармах: каждый отряд вместе. Главным кушаньем была черная кровяная похлебка из свинины с чечевицей, уксусом и солью. Она была невероятно питательна и невероятно противна на вкус. Спартанцы ею гордились. Персидский царь, когда был в Греции, заставил пленного спартанца сварить ему такую похлебку, попробовал и сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».

дисциплина превыше всего

спартанец Леонид в бою занес меч над врагом, но услышал отбой и отдернул меч: "Лучше оставить в живых врага, чем ослушаться команды".

М альчик Исад убежал на войну и храбро бился — ему дали венок за храбрость и высекли розгами за нарушение дисциплины.

Царь Леонид при Фермопилах. Художник Ж.Л. Давид

доблесть спартанцев

Хромой спартанец шел на войну. «Зачем ты идешь?» — «Я иду не бежать, а биться». Слепой спартанец шел на войну. «Зачем ты идешь?» — «Чтобы притупить собою меч врага». Старый спартанец шел на войну. «Зачем ты идешь?» — «Заслонить молодых».

законы спартанцев

Дав Спарте законы, Ликург позаботился, чтобы они были вечными и неизменными. Он объявил, что едет в Дельфы спросить еще раз волю Аполлона, и взял со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. Спартанцы поклялись. Тогда Ликург уехал в Дельфы и там, на чужбине, бросился на меч. Даже тело свое он завещал сжечь, а пепел развеять над морем, чтобы его останки не попали в Спарту.

Спартанцы гордились, что их законы — самые лучшие и древние. Чужеземцев они презирали. Уезжать за границу спартанцу запрещалось, как запрещается воину покидать лагерь. Чужеземцев, приезжавших в Спарту, раз в несколько лет изгоняли поголовно особым указом — чтобы спартанцы не научились плохому, а иноземцы — хорошему. Один афинянин сказал спартанцу: «Вы, спартанцы, — неучи». «Да, — ответил спартанец, — из всех греков мы одни не научились у вас ничему дурному».

источники:

Антология мирового анекдота. От великого до смешного. - Киев, 1994.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. - М., 2004.

Плутарх. Древние обычаи спартанцев.//

Спарта была самой жестокой цивилизацией в истории человечества. Примерно на рассвете истории Греции, пока она еще проходила через свой классический период, Спарта уже переживала радикальные социальные и политические революции. В итоге спартанцы пришли к идее полного равенства. Буквально. Именно они разработали ключевые концепции, которые мы частично используем и по сей день.

Именно в Спарте впервые прозвучали идеи самопожертвования во имя всеобщего блага, высокой ценности долга и прав граждан. Вкратце, целью спартанцев было стать максимально идеальными людьми, насколько это в силах простого смертного. Вы не поверите, но каждая утопическая идея, о которой мы до сих пор задумываемся и сегодня, черпает свои истоки еще со спартанских времен.

Самая большая проблема, связанная с изучением истории этой удивительной цивилизации, состоит в том, что спартанцы оставили очень мало записей, и не оставили после себя монументальных построек, которые можно было бы исследовать и анализировать.

Тем не менее, ученые знают, что спартанские женщины наслаждались правом на свободу, образование и равенство в такой высокой степени, в какой не могли похвастать женщины никаких других цивилизаций того времени. Каждый член общества, женщина или мужчина, господин или раб, играл свою особенную ценную роль в жизни Спарты.

Именно поэтому невозможно говорить о прославленных спартанских воинах, не упомянув об этой цивилизации в целом. Воином мог стать каждый, это не было привилегией или повинностью для отдельных социальных сословий. На роль солдата проходил очень серьезный отбор среди обязательно всех граждан Спарты без исключения. Из тщательно отобранных претендентов воспитывали так, чтобы из них выросли идеальные воины. Процесс закалки спартанцев порой был сопряжен с очень жесткими способами подготовки и доходил до крайне экстремальных мер.

10. Спартанских детей с ранних лет воспитывали для участия в войнах

Почти каждый аспект жизни спартанцев находился в подчинении у города-государства. Это касалось и детей. Каждый спартанский младенец представал перед советом инспекторов, которые проверяли дитя на наличие физических недостатков. Если что-то казалось им выходящим за рамки нормы, ребенка изымали из общества и отправляли на погибель за стены города, скидывая с ближайших холмов.

В некоторых счастливых случаях эти покинутые дети находили свое спасение среди случайных странников, проходящих мимо, или же их забирали к себе «гелоты» (низшее сословие, спартанские рабы), работающие на ближайших полях.

В раннем детстве те, кто переживал первый отборочный этап, купались в ванных с вином вместо . Спартанцы верили, что это укрепляет их силу. Кроме того среди родителей было принято игнорировать плач детей, чтобы те привыкали к «спартанскому» образу жизни со младенчества. Такие воспитательные приемы настолько восторгали иноземцев, что спартанских женщин часто приглашали в соседние края в качестве нянечек и медсестер за их железные нервы.

Вплоть до 7 лет спартанские мальчики жили в своих семьях, но после этого их забирало само государство. Детей переселяли в общественные бараки, и в их жизни начинался тренировочный период под названием «агоге». Целью этой программы было воспитание из юнцов идеальных воинов. В новый режим входили физические упражнения, обучение различным хитростям, безусловной верности, военному искусству, рукопашному бою, развитие терпимости к боли, охота, навыки выживания, навыки общения и уроки морали. Их также учили читать, писать, слагать стихи и ораторствовать.

В 12 лет всех мальчиков лишали одежды и всех других личных вещей, кроме единственного красного плаща. Их обучали спать на улице и делать себе постель из тростниковых ветвей. Кроме того мальчиков поощряли копаться в мусоре или воровать себе еду. Но если воришек ловили, детей ждало суровое наказание в виде порки.

Спартанские девочки жили в своих родных семьях и после 7-летнего возраста, но они тоже получали знаменитое спартанское воспитание, в которое входили уроки танцев, гимнастики, метание дротиков и дисков. Полагалось, что именно эти навыки помогали им лучше всего подготовиться к материнству.

9. Дедовщина и драки среди детей

Одним из ключевых способов вылепить из мальчиков идеальных солдат и развить в них истинно суровый нрав считалось провоцирование к дракам друг с другом. Более взрослые парни и учителя часто затевали ссоры среди своих учеников и побуждали их вступать в драки.

Главной целью агоге было воспитать в детях устойчивость ко всем тяготам, которые будут ждать их на войне, - к холоду, голоду или боли. И если кто-то проявлял хоть малейшую слабину, трусость или смущение, они сразу же становились объектами жестоких насмешек и наказаний от своих же товарищей и учителей. Представь, что в школе над тобой кто-то издевается, а учитель подходит и присоединяется к обидчикам. Это было очень неприятно. А чтобы «добить», девочки пели всякие обидные речевки про провинившихся учеников прямо во время церемониальных собраний перед высокопоставленными сановниками.

Даже взрослые мужчины не избегали поруганий. Спартанцы ненавидели полных людей. Именно поэтому все граждане, включая даже царей, ежедневно участвовали в совместных приемах пищи, «сисситиях», которые отличались нарочитой скудностью и пресностью. Вместе с ежедневными физическими нагрузками это позволяло спартанским мужчинам и женщинам держать себя в тонусе на протяжении всей жизни. Те, кто выбивался из общей струи, подвергались общественному порицанию и даже рисковали быть изгнанными из города, если не спешили справиться со своим несоответствием системе.

8. Состязания на выносливость

Неотъемлемой частью Древней Спарты и вместе с тем одной из ее самых отвратительных практик было Состязание на выносливость – Диамастигосис. Эта традиция была призвана чтить память случая, когда жители из соседних поселений поубивали друг друга перед алтарем Артемиды в знак почитания богини. С тех пор человеческие жертвоприношения совершались здесь ежегодно.

Во времена правления полумифического спартанского царя Ликургуса, жившего в 7 веке до нашей эры, ритуалы поклонения святилищу Артемиды Орфии были смягчены и включали только порку мальчиков, проходящих агоге. Церемония продолжалась до тех пор, пока они полностью не зальют своей кровью все ступени алтаря. Во время ритуала алтарь был усыпан шишками, до которых дети должны были добраться, и собрать их.

Старшие ребята ожидали младших с палками в руках, избивая детей безо всякого сострадания к их боли. Традиция по своей сути была посвящением маленьких мальчиков в ряды полноценных воинов и граждан Спарты. Последний выстоявший ребенок получал великие почести за свою мужественность. Нередко во время такой инициации дети погибали.

Во времена оккупации Спарты Римской Империей традиция Диамастигосиса не исчезла, но утратила свою основную церемониальную значимость. Вместо этого это стало просто зрелищным спортивным мероприятием. Люди со всей империи стекались в Спарту, чтобы посмотреть на жестокую порку молодых парней. К 3-му столетию нашей эры святилище было превращено в обычный театр с трибунами, с которых зрители могли удобно наблюдать за избиениями.

7. Криптерия

Когда спартанцы достигали 20-летнего возраста или около того, те, кто был помечен в качестве потенциальных лидеров, получали возможность поучаствовать в Криптерии. Это была своего рода секретная полиция. Хотя в большей степени речь шла о партизанских отрядах, которые периодически терроризировали и оккупировали соседние поселения гелотов. Лучшие годы этого подразделения пришлись на 5 век до нашей эры, когда у Спарты было примерно 10 000 мужчин, способных воевать, а мирное население гелотов превосходило их на считанные единицы.

С другой стороны спартанцы постоянно находились под угрозой бунта со стороны гелотов. Эта постоянная угроза и была одной из причин, почему Спарта развивала такое милитаризированное общество и ставила на первое место воинственность своих граждан. Каждый мужчина в Спарте по закону должен был быть с детства воспитан в качестве солдата.

Каждую осень молодые воины получали шанс проверить свои навыки во время неофициального объявления войны вражеским поселениям гелотов. Члены Криптерии выходили на задания по ночам, вооруженные только ножами, и их целью всегда было убийство любого гелота, встреченного на своем пути. Чем крупнее и сильнее попадался враг, тем лучше.

Эта ежегодная бойня проводилась, чтобы приучить соседей повиновению и снизить их численность до безопасного уровня. Только те мальчики и мужчины, которые участвовали в таких набегах, могли рассчитывать на получение более высокого ранга и привилегированного статуса в обществе. Все остальное время года «секретная полиция» патрулировала окрестности, все так же казня любого потенциально опасного гелота без каких-либо разбирательств.

6. Принудительная женитьба

И хотя это сложно назвать чем-то откровенно ужасающим, но принудительные браки к 30 годам сегодня многие бы сочли неприемлемым и даже пугающим. До 30 лет все спартанцы жили в общественных бараках и служили в государственной армии. При наступлении 30-летнего возраста их освобождали от военного долга и переводили в запас до 60 лет. В любом случае, если к 30 годам кто-то из мужчин не успевал найти себе жену, их женили насильно.

Спартанцы считали брак важным, но не единственным способом для зачатия новых солдат, поэтому девочек выдавали замуж не раньше 19 лет. Претенденты должны были сначала тщательно оценить здоровье и физическую форму своих будущих спутниц жизни. И хотя часто решался между будущим мужем и тестем, девушка тоже имела право голоса. Ведь по закону спартанские женщины имели равные с мужчинами права, причем даже намного большие, чем в некоторых современных странах по сей день.

Если мужчины Спарты женились до своего 30-летия и все еще во время прохождения военной службы, они продолжали жить отдельно от жен. Но если же мужчина уходил в резерв все еще холостым, считалось, что не исполняет свой долг перед государством. Холостяка ждали публичные насмешки по любому поводу, особенно во время официальных собраний.

А если по какой-то причине у спартанца не могло быть детей, он должен был найти своей жене подходящего партнера. Случалось даже, что у одной женщины было несколько сексуальных партнеров, и все вместе они воспитывали общих детей.

5. Спартанское оружие

Основную массу любой древнегреческой армии, включая спартанскую, составляли «гоплиты». Это были солдаты в громоздких доспехах, граждане, на чье вооружение уходили приличные средства, чтобы они могли участвовать в войнах. И в то время как воины из большинства греческих городов-государств не обладали достаточной военной и физической подготовкой и оснащением, спартанские солдаты умели воевать всю свою жизнь и всегда были готовы отправиться на поле боя. Пока все греческие города-государства строили защитные стены вокруг своих поселений, Спарта никак не заботилась об укреплениях, считая своей главной защитой закаленных гоплитов.

Основным оружием гоплита, вне зависимости от его происхождения, было копье для правой руки. Длина копий достигала около 2,5 метров. Острие этого оружия было сделано из бронзы или железа, а рукоятка из кизилового дерева. Использовалось именно это дерево, потому что оно отличалось необходимой плотностью и прочностью. Кстати, кизиловая древесина настолько плотная и тяжелая, что даже тонет в воде.

В левой руке воин держал свой круглый щит, знаменитый «гоплон». 13-килограмовые щиты использовались в основном для защиты, но иногда применялись и в ударных техниках ближнего боя. Щиты изготавливались из дерева и кожи, а сверху покрывались слоем бронзы. Спартанцы помечали свои щиты буквой «лямбда», которая символизировала Лаконию, регион Спарты.

Если ломалось копье или сражение становилось слишком тесным, гоплиты с передовой брались за свои «ксипо», короткие мечи. Они были длиной в 43 сантиметра и предназначались для ведения ближнего боя. Но спартанцы больше предпочитали таким ксипо свои «копис». Эта разновидность меча наносила врагу особенно мучительные рубящие раны за счет своей специфической односторонней заточки по внутренней грани клинка. Копис использовали в большей степени как топор. Греческие художники часто изображали спартанцев именно с кописами в руках.

Для дополнительной защиты солдаты носили бронзовые шлемы, покрывающие не только голову, но и заднюю часть шеи и лицо. Также среди доспехов были нагрудные и наспинные щиты из бронзы или кожи. Голени солдат защищали специальные бронзовые пластины. Предплечья были закрыты таким же образом.

4. Фаланга

Существуют определенные признаки того, на какой стадии развития находится цивилизации, и среди них как раз то, как народы воюют. Племенные сообщества обычно сражаются хаотично и бессистемно, каждый воин размахивает своим топором или мечом, как ему вздумается, и ищет личную славу.

Но более продвинутые цивилизации сражаются согласно продуманным тактикам. Каждый солдат играет определенную роль в своем отряде и подчиняется общей стратегии. Так воевали римляне, так же сражались и древние греки, к которым относились спартанцы. По большому счету знаменитые римские легионы были сформированы именно по примеру греческих «фаланг».

Гоплиты собирались в полки, «локхои», состоящие из нескольких сотен граждан, и выстраивались в колонны по 8 и более рядов. Такое построение называлось фалангой. Мужчины стояли плечом к плечу в тесных группах, защищенные со всех сторон товарищескими щитами. В промежутках между щитами и шлемами стоял буквально лес из копий, торчащих пиками наружу.

Фаланги отличались очень организованным передвижением благодаря ритмичным аккомпанементам и кричалкам, которые спартанцы интенсивно учили в юном возрасте во время тренировок. Случалось, что греческие города сражались между собой, и тогда в бою можно было увидеть зрелищные столкновения сразу нескольких фаланг. Битва продолжалась до тех пор, пока один из отрядов не закалывал другой до смерти. Это можно было бы сравнить с кровавой стычкой во время матча по регби, но в древних доспехах.

3. Никто не сдается

Спартанцы воспитывались чрезвычайной преданности и презирали трусость превыше всех прочих человеческих недостатков. От солдат ожидалось, что они будут бесстрашными в любых обстоятельствах. Даже если речь пойдет о последней капли и до последнего выжившего. По этой причине акт капитуляции приравнивался самой нестерпимой трусости.

Если в каких-то невообразимых обстоятельствах спартанскому гоплиту приходилось сдаться, он потом кончал жизнь самоубийством. Древний историк Геродот вспоминал двух неизвестных спартанцев, которые пропустили важный бой и со стыда покончили собой. Один повесился, другой пошел на верную искупительную смерть во время следующего же сражения во имя Спарты.

Спартанские матери были знамениты тем, что часто говорили своим сыновьям перед боем: «Возвращайся со своим щитом, или не возвращайся вовсе». Это означало, что их либо ждут с победой, либо мертвыми. К тому же если воин лишался собственного щита, он также оставлял без защиты и своего товарища, что ставило под удар всю миссию, и было неприемлемым.

Спарта считала, что солдат полностью выполнил свой долг только тогда, когда он умер за свое государство. Мужчина должен был погибнуть на поле боя, а женщина обязана была рожать детей. Только те, кто исполнял этот долг, имели право быть похоронены в могиле с выгравированным на надгробии именем.

2. Тридцать тиранов

Спарта славилась тем, что она всегда стремилась распространить свои утопические взгляды и на соседние города-государства. Сначала это были Мессениане с запада, которых спартанцы покорили в 7 – 8 веке до нашей эры, обратив их в своих рабов гелотов. Позднее взор Спарты устремился даже на Афины. Во время Пелопоннесской войны 431 – 404 годов до нашей эры спартанцы не просто подчинили себе афинян, но и унаследовали их морское превосходство в регионе Эгейского моря. Такого раньше не случалось. Спартанцы не стали равнять с землей славный город, как им советовали коринфяне, а вместо этого решили слепить завоеванное общество по своему образу и подобию.

Для этого они установили в Афинах «про-спартанский» олигархат, бесславно известный как режим «Тридцати тиранов». Главной целью этой системы была реформация, а в большинстве случаев полное уничтожение основополагающих афинских законов и порядков в обмен на провозглашение спартанского варианта демократии. Они провели реформы в области властных структур и понизили в правах большинство общественных сословий.

Было назначено 500 советников, призванных исполнять судебные обязанности, ранее принадлежавшие всем гражданам. Спартанцы также избрали 3 000 афинян, чтобы «разделить с ними власть». На деле у этих местных управленцев просто было несколько больше привилегий, чем у остальных жителей. Во время 13-месячного режима Спарты 5% населения Афин умерло или просто скрылось из города, было конфисковано много чужого имущества, и толпы сподвижников старой системы управления Афинами были отправлены в ссылку.

Бывший ученик Сократа Критиас, лидер «Тридцати», был признан жестоким и совершено негуманным правителем, который вознамерился превратить покоренный город в отражение Спарты любой ценой. Критиас вел себя, как будто он все еще находился на посту в спартанской Криптее, и казнил всех афинян, которых считал опасными для установления нового порядка вещей.

Для патрулирования города было нанято 300 знаменосцев, которые в итоге запугивали и терроризировали местное население. Около 1500 самых выдающихся афинян, не поддерживающих новое правительство, насильно приняли яд – цикуту. Интересно, что чем более жестокими были тираны, тем больше сопротивления они встречали со стороны местных жителей.

В итоге спустя 13 месяцев жестокого режима произошел успешный переворот, который возглавил Трасибулус, один из немногих граждан, сбежавших из ссылки. Во время афинской ресторации 3 000 вышеупомянутых изменников получили амнистию, но остальные перебежчики, включая тех самых 30 тиранов, были казнены. Критиас погиб еще в одном из первых боев.

Погрязшее в коррупции, предательстве и насилии, короткое правление тиранов обусловило сильное недоверие афинян по отношению друг к другу даже в течение последующих нескольких лет после падения диктатуры.

1. Знаменитое Фермопильское сражение

Наиболее известное сегодня по серии комиксов 1998 года и фильму 2006 года «300 спартанцев», Фермопильское сражение, произошедшее в 480 году до нашей эры, стало эпической бойней между греческой армией во главе со спартанским царем Леонидасом I и персами под руководством царя Ксеркса.

Изначально конфликт возник между этими двумя народами еще до воцарения упомянутых военачальников, во время правления Дариуса I, предшественника Ксеркса. Он немало расширил пределы своих земель вглубь европейского континента и в какой-то момент устремил свой алчущий взор на Грецию. После смерти Дариуса Ксеркс почти сразу же после вступления в свои права царя начал подготовку к вторжению. Это была величайшая угроза, с которой когда-либо сталкивалась Греция.

После долгих согласований между греческими городами-государствами, сборная сила примерно из 7 000 гоплитов была отправлена защищать Фермопильский проход, через который персы собирались продвинуться на территорию всей Эллады. По какой-то причине в экранизациях и комиксах те самые несколько тысяч гоплитов не были упомянуты, включая и легендарный афинский флот.

Среди нескольких тысяч греческих воинов были и воспетые 300 спартанцев, которых Леонидас повел в бой лично. Ксеркс собрал для своего вторжения армию из 80 000 солдат. Относительно малочисленная защита греков объяснялась тем, что они не хотели отправлять слишком много воинов далеко на север страны. Другой причиной был более религиозный мотив. В те дни как раз проходили священные Олимпийские игры и самый важный ритуальный фестиваль Спарты, Карнея, во время которого кровопролитие было запрещено. В любом случае Леонидас осознавал, какая опасность грозит его войску и созвал 300 самых своих преданных спартанцев, у которых уже родились наследники мужского пола.

Расположенное в 153 километров к северу от Афин, ущелье Фермопилы представляло собой отличную оборонительную позицию. Шириной всего в 15 метров, зажатое между практически вертикальными скалами и морем, это ущелье создавало большое неудобство для численной армии Персии. Такое ограниченное пространство не позволяло персам, как следует, развернуть всю свою мощь.

Это дало грекам значительное преимущество наряду с уже построенной здесь оборонительной стеной. Когда Ксеркс наконец-то прибыл на место, ему пришлось ждать 4 дня в надежде, что греки сдадутся. Этого не произошло. Тогда он отправил своих послов последний раз, чтобы призвать врага сложить оружие, на что Леонидас ответил «приди и возьми его сам».

На протяжении 2 следующих дней греки отразили многочисленные персидские атаки, включая бой с элитным отрядом «Бессмертных» из личной гвардии персидского царя. Но преданные местным пастухом, который указал Ксерксу о тайном обходном пути через горы, на второй день греки все же оказались окруженные врагом.

Столкнувшись с такой неприятной ситуацией, греческий военачальник распустил большинство гоплитов, кроме 300 спартанцев и еще нескольких избранных солдат, чтобы дать последний бой. Во время последней атаки персов славный Леонидас и 300 спартанцев пали, с честью выполнив свой долг перед Спартой и ее людьми.

До сего дня в Фермопилах существует табличка с надписью «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». И хотя Леонидас со своими людьми погиб, их совместный подвиг вдохновил спартанцев собраться с духом и в ходе последующих греко-персидских войн свергнуть злостных оккупантов.

Фермопильское сражение навсегда закрепило за Спартой репутацию самой уникальной и сильной цивилизации.

Потомки Геракла, спартанцы были идеальными воинами. Они жили войной, и именно как воины вошли в историю. Такая слава породила о Спарте и спартанцах множество исторических мифов.

Причины могущества Спарты

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы очень чутко относились к знамениям и пророчествам, и внимательно прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не оценено так же подробно, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территории Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, в котором не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась строжайшему распорядку дня, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

В ходе оккупации они не подвергли местное население смерти, но решили подчинить его себе и сделать рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания – уже в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Их законы, созданные по легенде царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили укреплению дальнейшей внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределяли между всеми гражданами, а все полноправные граждане имели гоплитское вооружение и составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе). Укреплении армии, спровоцированное, возможно, опаской перед последующими восстаниями рабов, способствовали чрезвычайному подъему влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

Для оптимальной тренировки воинов-мальчиков с семи лет отправляли в централизованные государственные структуры для воспитания, и до восемнадцати лет те проводили время в интенсивных тренировках. Это было и своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все годы тренировок, но и в качестве доказательства своего бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникали поводы для очередных восстаний. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы: в полисе даже была определенный общественная прослойка «гипомейонов», то есть, физически или умственно неполноценных «граждан».

Спаситель Греции

Спартанцы не строили никаких оборонных стен вплоть до II века до н. э., что является лучшей демонстрацией их боеспособности и бесстрашия. По сути, в Элладе не было врага, имеющего шансы сломить Спарту в период ее расцвета. Спарта обладала и самыми большими территориями среди греческих земель – около 8000 квадратных километров.

Укреплению внешнеполитической позиции поспособствовала инициатива Спарты в создании Пелопонесского союза, призванного защищать как внешние границы Пелопонесского полуострова, так и территорию Спарты от бунта илотов.
Дальнейшую роль Спарты в истории древней Греции трудно переоценить.

Нарастало могущество Персии, и в 490 году состоялась знаменитая битва при Марафоне, в которой афиняне одержали сокрушительную победу над войсками Дария. Но без спартанцев персидскую армию невозможно было далее сдерживать: после первого поражения персидский царь Дарий решил вернуться с реваншем, и собирал огромную армию. Уже его сын, Ксеркс, в 480 году двинулся со всеми совокупными силами на греков – как по суше, так и по морю.

Множество жителей греческих полисов присоединялись по пути к армии персов, и сражались против других греков, действуя по принципу «враг моего врага – мой друг». Геродот уделил огромное внимание этому эпизоду греко-персидских войн, а, в особенности, победе афинян в морском бое при Саламине в 480 году и героическому подвигу спартанцев в битве в Фермопильском проходе (те самые 300 спартанцев).

В решающем сражении при Платеях в 479 году спартанцы также сыграли решающую роль, и, таким образом, можно сказать, что именно Спарта вместе с Афинами отразила нападение Персии и выиграла войну. Благодаря усилиям превосходно подготовленной спартанской армии, греческая культура смогла достигнуть своего расцвета, и если бы не Спарта, мы бы сейчас, возможно, не знали классических греческой философии и театра.

Закат Спарты

После войны с персами начались неизбежные войны спартанцев с Афинами, призванные однозначно разрешить вопрос о гегемонии на территории Греции. Спарта в них победила, однако ее господство продолжалось недолго.

В 260-х годах Спарту разбили варвары-герулы. С этого времени Спарта постепенно стала превращаться в своего рода пародию на саму себя, музей своего же прошлого, о чем упоминает Плутарх, рассказывая о том, что в 100 году н. э. он видел, как спартанских юношей бичевали для развлечения туристов, играя на расхожем в обществе спартанском мифе (к созданию которого он лично приложил руку).

Впрочем, только Афины и Спарта из всех древнегреческих полисов получают от Рима, после захвата Эллады, определенную независимость – так древняя слава Спарты сослужила ей последнюю службу.
Закат Спарты произошел тихо и постепенно, однако стоит помнить, что она дала миру не только превосходных, вошедших в историю воинов, но и поэтов – таких как Тиртей, воодушевивший спартанцев своими стихами во время похода на Мессению, и Терпандр, усовершенствовавший лиру и придумавший номы. Впрочем, последний пришел в Спарту с острова Лесбос, а Тиртей, хромой учитель, был отправлен в Спарту афинянами.