Допиши букву согласного повтори эти буквосочетания. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Тема: Правописание буквосочетаний.
Цели : закрепить умение правильно писать слова с различными сочетаниями согласных и гласных, совершенствовать орфографическую зоркость;
развивать внимание, память, восприятие на слух, умение работать в паре;
воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, прививать интерес к предмету.
Оборудование : презентация, карточки с заданиями, «Русский язык» В.И.Бычков, З.М Беляева, А.В.Рыбакова, учебник для 2 класса чувашской школы
Ход урока.
- Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Слайд 1.
Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие в сказку.
Дверка открывается, сказка начинается.
Слайд 2.
Как же называется сказка, в которую мы сегодня отправимся? Для этого вам нужно отгадать загадку.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался …
Да, это сказка «Колобок». Только мы её изменим на новый лад и в конце урока посмотрим, что из этого получится. Вспомните начало сказки.
Пока Колобок лежит на окошке, мы выясним, чем же мы будем заниматься на уроке.
- Постановка темы и цели урока.
Слайд 3.
Пробегитесь глазками по волне, найдите слова и прочитайте их. Какие слова получились.
РДЧАСЫШАЬЩУКАОНЛЫЖИФУРУЧКАД
Часы, щука, лыжи, ручка.
Что вы можете сказать об этих словах? О каких же сочетаниях мы будем говорить сегодня на уроке?
Слайд 4.
Тема урока «Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща,чу, щу, чк, чн »
Мы должны закрепить умение правильно писать слова с этими сочетаниями.
- Минутка чистописания.
Слайд 5.
Посмотрите, что написано на экране?
Ж Ш Ч Р Щ
И У О А
У.- Назовите лишнюю букву в 1 строке.
Д.- Лишняя буква р, так как остальные все шипящие.
У.- Назовите лишнюю букву во 2 строке.
Д. – Лишняя буква и, т. к мягкий гласный, а остальные твёрдые.
Лишняя буква о, т. к с ней не получаются изученные сочетания.
У. – Какое задание можете предложить с этими буквами?
Напишем в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.
Напишем слоги в тетрадях красиво и правильно.
жи ши
ча ща чу щу
Слайд 6.
- Закрепление изученного материала.
1.Работа с текстом.
Полежал Колобок да и покатился по лесной дорожке. Смотрит, ель растёт, красивая и что-то на ней написано, а прочитать не может. Поможем Колобку.
Слайд 7. Работа с текстом.
Откройте учебники на страницу 71 и найдите текст «Пушок». Прочитаем текст.
Почему ёжика назвали Пушком?
Выпишите слова с сочетаниями чн, чк, жи, ши.
Жил, ёжик, ручной, прижимал, колючки.
Вспомните правописание этих буквосочетаний.
2. Отгадывание загадок.
Колобок, я тебя съем!
Не ешь меня, я в школу спешу!
Удивился Заяц.
Зачем тебе в школу?
В школе интересно. Дети много читают, решают, играют, отгадывают загадки. Вот посмотри.
Слайд 9.
Сами крошки,
Боятся кошки:
Под полом живут,
Туда всё несут. (Мы ши )
Слайд 10.
Два берёзовых коня
По снегам несут меня
Кони эти рыжи,
А зовут их … (Лы жи )
Слайд 11 .
Идут, бегут,
А с места не сойдут. (Ча сы)
Слайд 12.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабо чк а)
Слайд 13.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (О чк и)
3.Ответь одним словом.
Слайд 14. Трудно на неё подняться. Поможем Колобку.
Вам нужно ответить одним словом, записать это слово и подчеркнуть сочетания.
- Хищная рыба с острыми зубами. (Щу ка)
- Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды. (Ча йник)
- Животное, высокое, пятнистое, с длинной-длинной шеей. (Жи раф)
- Густая, непроходимая часть леса. (Чаща )
- Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Ши повник)
- 60 минут. (Ча с)
- Что-то волшебное. (Чу до)
Проверка по слайду 15 . Взаимопроверка.
Взобрался на гору Колобок, устал. Пусть отдохнёт. И мы тоже отдохнём.
- Физкультминутка.
Танцевальные движения под музыку «Колобок»
- Работа в парах. Восстанови стихи.
Скатился Колобок с горы, а тут Волк. Слайд 15.
Колобок, я тебя съем!
Не ешь меня, я в школу тороплюсь. Читать я не умею, загадки отгадывать не умею. Хочу научиться.
А ты знаешь, как там трудно. Дети не только загадки отгадывают, но и трудные задания выполняют. Посмотри.
Дети получают листы с заданием.
Восстановите стихи.
Ли на___ мы ___
За трубой на крыше.
Там ___десное месте___о
Потому что рядом печка.
Су___т пе ___а сухари,
Мы___ и___т крошки.
Знают даже малы___:
И___т мышек кошки.
Слайд 16. Проверка.
- Работа с учебником.
Слайд 17.
Колобок, я тебя съем!
Не ешь меня, Медведь, я в школу тороплюсь. Видишь знак на дереве, что он обозначает.
Это числа 71, 2.
Эти числа возвращают нас в книгу и просят найти на 71 странице 2 упражнение. Выполнив это упражнение, мы поможем Колобку узнать, кто же учится в школе.
Прочитайте имена, образуйте из них ласкательные имена и напишем на доске.
Валя – Валечка, Аня – Анечка, Женя – Женечка, Лёня –Лёнечка, Зина - Зиночка, Люба – Любочка, Ира – Ирочка.
Как вы написали слова с сочетанием чк .
Теперь ласково назовём ваши имена. В чьих именах встречается сочетание чк ? Напишите на доске.
VIII. Повторение пройденного.
Катится Колобок по лесной дорожке. Вдруг на пути речка. Слайд 18. Около речки лежат дощечки, на них какие-то слова написаны. Если Колобок выполнит задания, то появится мостик. Поможем Колобку выполнить задание?
- Лягушка. Найдите букву, которая обозначает звонкий согласный, у которого нет парного глухого.
- Малина. Найдите букву, обозначающую второй по счёту гласный звук.
- Роса. Найдите букву, которая обозначает глухой согласный.
- Корзина. Найдите ударный гласный.
- Иван-чай. Найдите букву, которая обозначает глухой шипящий.
- Клён. Отыщите глухой звук.
- Белка. Найдите букву, которая обозначает безударный гласный.
Получилось слово лисичка. Слайд 18.
Перебрался Колобок на другой берег, а тут Лиса.
Ой, какой кругленький, какой румяненький. Спой мне песню, Колобок.
Некогда мне песни распевать, в школу тороплюсь.
Рассмеялась Лиса.
Ты не смейся, а прочитай что тут написано.
Слайд 19 .
Колобок говорит:
Не умеешь! И я не умею. Но хочу научиться.
Стало Лисе стыдно. Поджала она хвост и побрела по дорожке.
А мы объясним Колобку значение пословиц. Но сначала мы должны их собрать.
Парная работа .
Век живи, а знайка далеко бежит.
Дружба как стекло, век учись.
Незнайка на печи сидит, разобьёшь – не сложишь.
Подчеркните изученные буквосочетания.
Проверка по слайду 20
XI. Итог урока. Домашнее задание: стр. 72, упр. 4.
Вот Колобок в школе. Расскажите ему, как пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.
Понравилась сказка на новый лад?
За то, что вы помогали Колобку, он благодарит вас и споёт вам песенку.
Разобьем сочетания согласных на группы.
№ | Группа | Сочетания | Звуки | Примеры |
1 | Обычные | ck | [k] | clock — часы, stick — палка, luck — удача |
qu | queen — королева, quick — быстрый, question [‘kwest∫(ə)n] — вопрос | |||
(d)g | bridge — мост, edge — край, lodge — домик | |||
2 | Шипящие | sh | [∫] | ship [∫ıp] — корабль, smash — удар, show [∫əʊ] — показ, astonish [ə’stɒnı∫] — удивить |
ch, tch | chat — чат, fetch — усилие, such — такой | |||
3 | Межзубные | th | [Ө] | thank [Өæŋk] — благодарность, thin [Өın] — тонкий, bath — ванна, myth – миф, three [Өri:] — три |
th | [ð] | mother [‘mʌðə] — мать, bathe — купаться, clothes — одежда, this [ðıs] — это, the [ðə] — артикль, than [ðæn] — чем | ||
4 | Греческое | ph | [f] | photo [‘fəʊtəʊ] — фотография, telephone [‘telı,fəʊn] — телефон, triumph [‘traıəmf] — триумф |
5 | Носовые | -ng | [ŋ] | sing — петь, coming [‘kʌmıŋ] — прибытие, wing — крыло |
nk, n+[k] | [ŋk] | think [Өıŋk] — думать, donkey [‘dɒŋkı] — осел, uncle [ʌŋkl] — дядя | ||
6 | Немые | kn- | [n] | knight — рыцарь, know — знать, knee — колено |
wr | [r] | write — написать, wrist — запястье, wrong — неправильно | ||
wh | [w] | when — когда, why — почему, whirl — водоворот, whale — кит |
Обычные звуки.
Буквосочетание «ck» заменяет букву «k» согласно правилу трёх букв. Если в слове одна гласная, то пишется буквосочетание «ck», если же две гласных, то пишется буква «k». Звук в обоих случаях будет одинаковый. Сравните: lock — замок и look – взгляд.
В сочетании «qu» гласная «u» даёт согласный звук [w]. Сочетание «qu» похоже на кваканье лягушки.
Буквосочетание «dg» + немая «e» заменяет букву «g» + немая «e» на конце слова согласно правилу четырёх букв. Если перед «g» есть согласная буква, то пишется «g» + немая «e», если нет, то пишется «dg» + немая «e». Звук в обоих случаях будет одинаковый. Сравните: pledge — залог, plunge — погружение.
Шипящие звуки.
Поскольку в английском алфавите нет специальных букв для шипящих звуков, как в русском: «ч» и «ш», то эти шипящие звуки образуются сочетанием букв. Звук состоит из двух букв, но произносится слитно, как русское «ч». Необходимо помнить про пары глухой – звонкий: [∫ — ʒ], , как в русском алфавите: «ш» — «ж», «ч» — «дж».
На конце слов буквосочетание «tch» пишется вместо «ch» согласно правилу четырёх букв: если перед есть согласный звук, то пишется «ch», если нет, то «tch». Например: inch [ınt∫] — дюйм, itch [ıt∫] – жажда. Исключения: much — очень, rich — богатый, such – такой.
Межзубные звуки – глухой и звонкий. Глухой употребляется в смысловых словах: существительных, прилагательных, глаголах, числительных. Поэтому для прочтения сочетания «th» нужно знать перевод слова или часть речи. Звонкий звук употребляется в местоимениях и служебных словах: предлогах, союзах, в определённом артикле. Между гласными межзубный звук всегда звонкий. Например: mother [‘mʌðə] – мама. Исключения – заимствованные из греческого слова, например: author [ɔ:Өə] — автор, method [‘meӨəd] – метод.
Греческое по происхождению буквосочетание «ph» [f] часто встречается в интернациональных словах, схожих в разных языках. Например, похожие на русские слова: telephone [‘telıfəʊn] – телефон, phone – звук, звонить по телефону, physics [‘fızıks] – физика.
Носовая [ŋ] в конце слова чаще всего встречается в окончании –ing [ıŋ], хотя есть и другие случаи. Необходимо помнить, что буква «g» при этом не произносится. Эта буква произносится только в середине слова, например: English [‘ıŋglı∫] – английский. Звукосочетание [ŋk] образуется не только за счёт сочетания букв «nk», но и всегда, когда за буквой «n» идёт звук [k], например: anxious [‘æŋk∫əs] – озабоченный.
Немые согласные не произносятся и поэтому не требуют дополнительных пояснений. Для буквосочетания «wh» правило меняется, когда следом идёт буква «o». В этом случае немые буквы меняются в этом буквосочетании местами. Например: whole — целый, who — кто, whose — чей.
В заключении отметим, что буква «h» является самой сочетаемой буквой в английском алфавите. Так что, если вы встретите в слове эту букву, посмотрите, не стоит ли она в каком-нибудь буквосочетании.
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)
Краткое описание:
Ты уже немало знаешь о буквах и словах. В новом разделе тебе предстоит познакомиться с некоторыми трудностями в написании нескольких буквосочетаний. Дело в том, что эти сочетания пишутся совсем не так, как слышатся. Ты уже знаешь про звуки, которые всегда бывают только твердыми. Это шипящие звуки [ж] и [ш]. Они никогда не бывают мягкими, а пишется после них только буква «и», которая немедленно превращается в звук [ы]. Так что тебе придется навсегда запомнить, что ЖИ-ШИ пишется только с И, хотя ты отчетливо слышишь [ы].
Есть еще согласные звуки, которые всегда мягкие – это [ч] и [щ]. Поэтому когда ты говоришь слово ЧАЩА, то слышишь такой гласный звук, что тебе хочется написать букву «я». Но делать этого нельзя, потому что ЧА-ЩА пишется только с А. Примерно то же самое происходит со словами, когда в них после [ч] или [щ] стоит У. Очень хочется букву «ю» написать, но это будет грубой ошибкой. Буквосочетания ЧУ-ЩУ всегда пишутся только с буквой У. Эти правила из разряда «не верь ушам своим» нужно выучить очень хорошо – и тогда у тебя не будет никаких проблем с такими трудностями русского языка.
Правильное чтение на английском языке основано на умении распознавать положение, в котором встречается буква в каждом отдельном случае, и правильно произнести соответствующий звук. Это достигается сознательным усвоением правил чтения гласных и согласных, а также систематической тренировкой в чтении и артикуляции.
Правила чтения гласных
Чтение гласной зависит:
от типа слога, в котором она стоит (открытый, закрытыйи т. п.);
того, является она ударной или безударной;
3) ее положения среди других букв, т. е. сколько и какие буквы следуют за ней или предшествуют ей.
Чтение гласной в ударном слоге
Существует четыре типа ударного слога. В каждом из типов одна и та же гласная читается по-разному:
I – открытый, оканчивающийся на гласную.
Например: tea, note , make.
II – закрытый, оканчивающийся на согласную.
Например: plan, tall.
III – слог, где за ударной гласной следует буква "г"
Например : turn, firm, car, sport.
IV – слог, где за ударной гласной с буквой "г" следует еще одна гласная.
Например : parents, here, fire, pure.
Ударная гласная в открытом слоге читается так, как называется в алфавите, т. е. преимущественно дифтонгом. В закрытом слоге ей соответствует краткий звук.
Сравните:
открытый слог закрытый слог
В третьем типе чтения сочетания е + r, i + r, u + r, у + rпередают звук [э:], а +rчитается как [а:], а о + rкак [о:]. Четвертый тип чтения представлен дифтонгами и трифтонгами.
Сравните:
гласная + г гласная + r+ гласная
Чтение ударных и безударных гласных:
Типы слога |
|||||
открытый |
закрытый |
гласная + г |
гласная + r + е |
Безударный |
|
absent, darkness |
|||||
Тренировочные упражнения
1 Прочитайте следующие слова по горизонтали, а затем по вертикали, отрабатывая правила чтения гласных в различных типах слога.
Aa
[æ ] [ ə] [ə]
name tram hard share ago
late can car care about game map start compare
plane stand party prepare
Ee
[e] [ə] [i] [ə]
he get her here begin
she fell term mere return
we egg verb sphere ticket
be ten prefer period sister
[i] [ə:] [i]
time it sir fire family
type ill bird hire music
my milk girl wire public
mine wish dirty tired English
Uu
[ ^ ] [ə:] [ə]
tune cup burn pure success
student under turn cure difficult
use uncle burst during produc
human butter return secure cucumber
Oo
[o]
hope not or ore tomato
home clock nor more photo
note fond sport before metro
smoke shop North explore potato
2 Прочитайте следующие слова и сгруппируйте их в 4 колонки по правилам чтения гласных букв в ударном слоге. Проверьте себя, руководствуясь таблицей чтения гласных букв:
a) evening, morning, square, Rome, China, comrade, spring, summer, winter, duty, art, picture, try, enter, hurry, tired, write, report, well, prepare, whole, return, scenery, difficult, department, combine, time, during, term, parents, hope, spoke, store, blame, rise;
b) melt, de, five, bite, best, spoke, hill, nut, use, send, bed, side, plan, miss, lake, fat, better, tube, plane, vote, dust, office, tube, space, bottle, six, stock, meet, lunch, mutton, luck, bad, bitter;
c) star, pure, birch, hire, turn, short, born, birth, lyre, care, car, torn, far, person, mere, bar, cure, lord, north, hard, rare, hare, core, care, large, share, harm,girl, fork, scare, first, more, skirt, dirty, term.
Чтение буквосочетаний гласных :
Буквосочетание | |||
air, hair, chair, pair, fair |
|||
play, pay, say, day, today, aim, rain, paint, main, nail |
|||
plant, branch, can"t |
|||
а + s + согласная |
grass, class, last, task |
||
path, rather, lather |
|||
all, ball, (all, call, small |
|||
chalk, talk, walk |
|||
war, warm, award, warn, reward |
|||
was, what, want, wash, watch |
|||
change, strange, exchange |
|||
author, autumn, daughter, taught, launch |
|||
see, meet, tree, green, street, feel, sea, meal, tea, team. |
|||
ea + d, th, 1th |
head, dead, bread, death, health |
||
read, lead, reader, leader |
|||
ea + r + согласная |
earn, earth, early, learn |
||
hear, near, ear, clear, dear, |
|||
new, knew, newspaper, few |
|||
ceiling, receive, deceive, seize |
|||
er (в суффиксе) |
worker, driver, painter |
||
ey (под ударением) |
they, grey, obey, |
||
Окончание таблицы |
|||
Буквосочетание | |||
ey (в неударном слоге) |
money, hockey, trolley |
||
ie (перед согласной |
field, piece, niece, brief, chief |
||
ie (в конце слова) | |||
night, fight, sigh, sight, flight |
|||
kind, find, mind, blind |
|||
mild, child (но: children) |
|||
moon, soon, too, spoon, cool, fool |
|||
look, book, took, cook, |
|||
house, round, out, about |
|||
bought, thought, fought, brought |
|||
coat, boat, soap, road, toast town |
|||
ow – в середине | |||
ow – в конце слова |
window, slow, row, snow, grow |
||
boy, toy, noise, voice, soil |
|||
old, cold, sold, hold, told, bold |
|||
four, court, course, your, fourth |
|||
our, hour, shower, flower, ower |
|||
some, come, among, money |
|||
son, won, wonderful, front |
|||
glove, love, lovely |
|||
Окончание таблицы |
|||
Буквосочетание | |||
mother, brother, other, |
|||
prove, move, movement |
|||
famous, dangerous, various |
|||
doctor, tractor, conductor |
|||
после г, 1 иге - в открытом слоге после - s | |||
u – в закрытом слоге после f, p, b |
full, push, bush, bull |
||
в открытом слоге после r, j |
rule, June, jubilee, rumour. |
||
перед гласной в начале слова |
yes, yet, year, yesterday |
||
в безударном положении на конце слова |
city, money, holiday, lady, lazy, fifty, seventy |
Уимся писать цифры
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
1. АЛФАВИТ.
В русском алфавите 33 буквы.Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.
Гласных звуков – 10, согласных звуков -21.
Буквы Ь и Ъ не являются звуками.
2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.
Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.
Например : мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит буква а .
мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит буква я .
3. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.
Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:- стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласной буквы А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
- стоят в начале слова, например : ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
- стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как перед ним стоит Ь.
4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш].
Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`].
Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.
5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.
Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ
6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.
К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].ВСЕ ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
7. СЛОГИ.
В слове столько слогов, сколько гласных букв, например : ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.
8. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.
- Слова переносятся по слогам
, например: бо-ло-то, кро-вать
.
- Если в словах есть Ь или Ъ , то они остаются на строчке , например: паль-чик, подъ-езд, ко-лье.
- Если в словах есть Й , то при переносе она не отделяется от гласной , например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.
- В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится ,
например: касс-са, ван-на.
- Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной , например: ест, пол, лаю, якорь.
- Не нарушать границу между приставкой и корнем , например: при-сказ-ка,над-пись .
9. УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.
Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции . В сильной позиции находятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции находятся звонкие согласные и согласные, которые произносятся чётко , остальные – в слабой позиции.Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.
10. ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Имена собственные/нарицательные.
С большой буквы всегда пишутся:- Имена, отчества, фамилии людей, И ван И ванович И ванов.
- Географические названия (сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень) например: страна Р оссия, город О рёл, Б алтийское море, река Н ева, озеро Б айкал, деревня В ишенка .
- Клички животных , например: кот Б арсик, пёс Д ружок, корова З орька.
11. ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.12. ПРАВОПИСАНИЕ ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ.
Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого знака: точк а, печн ик, перч ик, конторщ ик, женщ ина, венч ик.
13. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ .
Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными : Е, Ё, И, Ю, Я.Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е, Ё, Ю, Я,