Допиши букву согласного повтори эти буквосочетания. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тема: Правописание буквосочетаний.

Цели : закрепить умение правильно писать слова с различными сочетаниями согласных и гласных, совершенствовать орфографическую зоркость;

развивать внимание, память, восприятие на слух, умение работать в паре;

воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, прививать интерес к предмету.

Оборудование : презентация, карточки с заданиями, «Русский язык» В.И.Бычков, З.М Беляева, А.В.Рыбакова, учебник для 2 класса чувашской школы

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Слайд 1.

Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие в сказку.

Дверка открывается, сказка начинается.

Слайд 2.

Как же называется сказка, в которую мы сегодня отправимся? Для этого вам нужно отгадать загадку.

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался …

Да, это сказка «Колобок». Только мы её изменим на новый лад и в конце урока посмотрим, что из этого получится. Вспомните начало сказки.

Пока Колобок лежит на окошке, мы выясним, чем же мы будем заниматься на уроке.

  1. Постановка темы и цели урока.

Слайд 3.

Пробегитесь глазками по волне, найдите слова и прочитайте их. Какие слова получились.

РДЧАСЫШАЬЩУКАОНЛЫЖИФУРУЧКАД

Часы, щука, лыжи, ручка.

Что вы можете сказать об этих словах? О каких же сочетаниях мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 4.

Тема урока «Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща,чу, щу, чк, чн »

Мы должны закрепить умение правильно писать слова с этими сочетаниями.

  1. Минутка чистописания.

Слайд 5.

Посмотрите, что написано на экране?

Ж Ш Ч Р Щ

И У О А

У.- Назовите лишнюю букву в 1 строке.

Д.- Лишняя буква р, так как остальные все шипящие.

У.- Назовите лишнюю букву во 2 строке.

Д. – Лишняя буква и, т. к мягкий гласный, а остальные твёрдые.

Лишняя буква о, т. к с ней не получаются изученные сочетания.

У. – Какое задание можете предложить с этими буквами?

Напишем в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.

Напишем слоги в тетрадях красиво и правильно.

жи ши

ча ща чу щу

Слайд 6.

  1. Закрепление изученного материала.

1.Работа с текстом.

Полежал Колобок да и покатился по лесной дорожке. Смотрит, ель растёт, красивая и что-то на ней написано, а прочитать не может. Поможем Колобку.

Слайд 7. Работа с текстом.

Откройте учебники на страницу 71 и найдите текст «Пушок». Прочитаем текст.

Почему ёжика назвали Пушком?

Выпишите слова с сочетаниями чн, чк, жи, ши.

Жил, ёжик, ручной, прижимал, колючки.

Вспомните правописание этих буквосочетаний.

2. Отгадывание загадок.

Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, я в школу спешу!

Удивился Заяц.

Зачем тебе в школу?

В школе интересно. Дети много читают, решают, играют, отгадывают загадки. Вот посмотри.

Слайд 9.

Сами крошки,

Боятся кошки:

Под полом живут,

Туда всё несут. (Мы ши )

Слайд 10.

Два берёзовых коня

По снегам несут меня

Кони эти рыжи,

А зовут их … (Лы жи )

Слайд 11 .

Идут, бегут,

А с места не сойдут. (Ча сы)

Слайд 12.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабо чк а)

Слайд 13.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (О чк и)

3.Ответь одним словом.

Слайд 14. Трудно на неё подняться. Поможем Колобку.

Вам нужно ответить одним словом, записать это слово и подчеркнуть сочетания.

  • Хищная рыба с острыми зубами. (Щу ка)
  • Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды. (Ча йник)
  • Животное, высокое, пятнистое, с длинной-длинной шеей. (Жи раф)
  • Густая, непроходимая часть леса. (Чаща )
  • Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Ши повник)
  • 60 минут. (Ча с)
  • Что-то волшебное. (Чу до)

Проверка по слайду 15 . Взаимопроверка.

Взобрался на гору Колобок, устал. Пусть отдохнёт. И мы тоже отдохнём.

  1. Физкультминутка.

Танцевальные движения под музыку «Колобок»

  1. Работа в парах. Восстанови стихи.

Скатился Колобок с горы, а тут Волк. Слайд 15.

Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, я в школу тороплюсь. Читать я не умею, загадки отгадывать не умею. Хочу научиться.

А ты знаешь, как там трудно. Дети не только загадки отгадывают, но и трудные задания выполняют. Посмотри.

Дети получают листы с заданием.

Восстановите стихи.

Ли на___ мы ___

За трубой на крыше.

Там ___десное месте___о

Потому что рядом печка.

Су___т пе ___а сухари,

Мы___ и___т крошки.

Знают даже малы___:

И___т мышек кошки.

Слайд 16. Проверка.

  1. Работа с учебником.

Слайд 17.

Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Медведь, я в школу тороплюсь. Видишь знак на дереве, что он обозначает.

Это числа 71, 2.

Эти числа возвращают нас в книгу и просят найти на 71 странице 2 упражнение. Выполнив это упражнение, мы поможем Колобку узнать, кто же учится в школе.

Прочитайте имена, образуйте из них ласкательные имена и напишем на доске.

Валя – Валечка, Аня – Анечка, Женя – Женечка, Лёня –Лёнечка, Зина - Зиночка, Люба – Любочка, Ира – Ирочка.

Как вы написали слова с сочетанием чк .

Теперь ласково назовём ваши имена. В чьих именах встречается сочетание чк ? Напишите на доске.

VIII. Повторение пройденного.

Катится Колобок по лесной дорожке. Вдруг на пути речка. Слайд 18. Около речки лежат дощечки, на них какие-то слова написаны. Если Колобок выполнит задания, то появится мостик. Поможем Колобку выполнить задание?

  • Лягушка. Найдите букву, которая обозначает звонкий согласный, у которого нет парного глухого.
  • Малина. Найдите букву, обозначающую второй по счёту гласный звук.
  • Роса. Найдите букву, которая обозначает глухой согласный.
  • Корзина. Найдите ударный гласный.
  • Иван-чай. Найдите букву, которая обозначает глухой шипящий.
  • Клён. Отыщите глухой звук.
  • Белка. Найдите букву, которая обозначает безударный гласный.

Получилось слово лисичка. Слайд 18.

Перебрался Колобок на другой берег, а тут Лиса.

Ой, какой кругленький, какой румяненький. Спой мне песню, Колобок.

Некогда мне песни распевать, в школу тороплюсь.

Рассмеялась Лиса.

Ты не смейся, а прочитай что тут написано.

Слайд 19 .

Колобок говорит:

Не умеешь! И я не умею. Но хочу научиться.

Стало Лисе стыдно. Поджала она хвост и побрела по дорожке.

А мы объясним Колобку значение пословиц. Но сначала мы должны их собрать.

Парная работа .

Век живи, а знайка далеко бежит.

Дружба как стекло, век учись.

Незнайка на печи сидит, разобьёшь – не сложишь.

Подчеркните изученные буквосочетания.

Проверка по слайду 20

XI. Итог урока. Домашнее задание: стр. 72, упр. 4.

Вот Колобок в школе. Расскажите ему, как пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.

Понравилась сказка на новый лад?

За то, что вы помогали Колобку, он благодарит вас и споёт вам песенку.


Разобьем сочетания согласных на группы.

Группа Сочетания Звуки Примеры
1 Обычные ck [k] clock — часы, stick — палка, luck — удача
qu queen — королева, quick — быстрый, question [‘kwest∫(ə)n] — вопрос
(d)g bridge — мост, edge — край, lodge — домик
2 Шипящие sh [∫] ship [∫ıp] — корабль, smash — удар, show [∫əʊ] — показ, astonish [ə’stɒnı∫] — удивить
ch, tch chat — чат, fetch — усилие, such — такой
3 Межзубные th [Ө] thank [Өæŋk] — благодарность, thin [Өın] — тонкий, bath — ванна, myth – миф, three [Өri:] — три
th [ð] mother [‘mʌðə] — мать, bathe — купаться, clothes — одежда, this [ðıs] — это, the [ðə] — артикль, than [ðæn] — чем
4 Греческое ph [f] photo [‘fəʊtəʊ] — фотография, telephone [‘telı,fəʊn] — телефон, triumph [‘traıəmf] — триумф
5 Носовые -ng [ŋ] sing — петь, coming [‘kʌmıŋ] — прибытие, wing — крыло
nk, n+[k] [ŋk] think [Өıŋk] — думать, donkey [‘dɒŋkı] — осел, uncle [ʌŋkl] — дядя
6 Немые kn- [n] knight — рыцарь, know — знать, knee — колено
wr [r] write — написать, wrist — запястье, wrong — неправильно
wh [w] when — когда, why — почему, whirl — водоворот, whale — кит

Обычные звуки.

Буквосочетание «ck» заменяет букву «k» согласно правилу трёх букв. Если в слове одна гласная, то пишется буквосочетание «ck», если же две гласных, то пишется буква «k». Звук в обоих случаях будет одинаковый. Сравните: lock — замок и look – взгляд.

В сочетании «qu» гласная «u» даёт согласный звук [w]. Сочетание «qu» похоже на кваканье лягушки.

Буквосочетание «dg» + немая «e» заменяет букву «g» + немая «e» на конце слова согласно правилу четырёх букв. Если перед «g» есть согласная буква, то пишется «g» + немая «e», если нет, то пишется «dg» + немая «e». Звук в обоих случаях будет одинаковый. Сравните: pledge — залог, plunge — погружение.

Шипящие звуки.

Поскольку в английском алфавите нет специальных букв для шипящих звуков, как в русском: «ч» и «ш», то эти шипящие звуки образуются сочетанием букв. Звук состоит из двух букв, но произносится слитно, как русское «ч». Необходимо помнить про пары глухой – звонкий: [∫ — ʒ], , как в русском алфавите: «ш» — «ж», «ч» — «дж».

На конце слов буквосочетание «tch» пишется вместо «ch» согласно правилу четырёх букв: если перед есть согласный звук, то пишется «ch», если нет, то «tch». Например: inch [ınt∫] — дюйм, itch [ıt∫] – жажда. Исключения: much — очень, rich — богатый, such – такой.

Межзубные звуки – глухой и звонкий. Глухой употребляется в смысловых словах: существительных, прилагательных, глаголах, числительных. Поэтому для прочтения сочетания «th» нужно знать перевод слова или часть речи. Звонкий звук употребляется в местоимениях и служебных словах: предлогах, союзах, в определённом артикле. Между гласными межзубный звук всегда звонкий. Например: mother [‘mʌðə] – мама. Исключения – заимствованные из греческого слова, например: author [ɔ:Өə] — автор, method [‘meӨəd] – метод.

Греческое по происхождению буквосочетание «ph» [f] часто встречается в интернациональных словах, схожих в разных языках. Например, похожие на русские слова: telephone [‘telıfəʊn] – телефон, phone – звук, звонить по телефону, physics [‘fızıks] – физика.

Носовая [ŋ] в конце слова чаще всего встречается в окончании –ing [ıŋ], хотя есть и другие случаи. Необходимо помнить, что буква «g» при этом не произносится. Эта буква произносится только в середине слова, например: English [‘ıŋglı∫] – английский. Звукосочетание [ŋk] образуется не только за счёт сочетания букв «nk», но и всегда, когда за буквой «n» идёт звук [k], например: anxious [‘æŋk∫əs] – озабоченный.

Немые согласные не произносятся и поэтому не требуют дополнительных пояснений. Для буквосочетания «wh» правило меняется, когда следом идёт буква «o». В этом случае немые буквы меняются в этом буквосочетании местами. Например: whole — целый, who — кто, whose — чей.

В заключении отметим, что буква «h» является самой сочетаемой буквой в английском алфавите. Так что, если вы встретите в слове эту букву, посмотрите, не стоит ли она в каком-нибудь буквосочетании.

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)

Краткое описание:

Ты уже немало знаешь о буквах и словах. В новом разделе тебе предстоит познакомиться с некоторыми трудностями в написании нескольких буквосочетаний. Дело в том, что эти сочетания пишутся совсем не так, как слышатся. Ты уже знаешь про звуки, которые всегда бывают только твердыми. Это шипящие звуки [ж] и [ш]. Они никогда не бывают мягкими, а пишется после них только буква «и», которая немедленно превращается в звук [ы]. Так что тебе придется навсегда запомнить, что ЖИ-ШИ пишется только с И, хотя ты отчетливо слышишь [ы].
Есть еще согласные звуки, которые всегда мягкие – это [ч] и [щ]. Поэтому когда ты говоришь слово ЧАЩА, то слышишь такой гласный звук, что тебе хочется написать букву «я». Но делать этого нельзя, потому что ЧА-ЩА пишется только с А. Примерно то же самое происходит со словами, когда в них после [ч] или [щ] стоит У. Очень хочется букву «ю» написать, но это будет грубой ошибкой. Буквосочетания ЧУ-ЩУ всегда пишутся только с буквой У. Эти правила из разряда «не верь ушам своим» нужно выучить очень хорошо – и тогда у тебя не будет никаких проблем с такими трудностями русского языка.

Правильное чтение на английском языке основано на умении распознавать положение, в котором встречается буква в каждом отдель­ном случае, и правильно произнести соответствующий звук. Это дос­тигается сознательным усвоением правил чтения гласных и соглас­ных, а также систематической тренировкой в чтении и артикуляции.

Правила чтения гласных

Чтение гласной зависит:

    от типа слога, в котором она стоит (открытый, закрытыйи т. п.);

    того, является она ударной или безударной;

3) ее положения среди других букв, т. е. сколько и какие буквы следуют за ней или предшествуют ей.

Чтение гласной в ударном слоге

Существует четыре типа ударного слога. В каждом из типов одна и та же гласная читается по-разному:

I – открытый, оканчивающийся на гласную.

Например: tea, note , make.

II – закрытый, оканчивающийся на согласную.

Например: plan, tall.

III – слог, где за ударной гласной следует буква "г"

Например : turn, firm, car, sport.

IV – слог, где за ударной гласной с буквой "г" следует еще одна гласная.

Например : parents, here, fire, pure.

Ударная гласная в открытом слоге читается так, как называется в алфавите, т. е. преимущественно дифтонгом. В закрытом слоге ей со­ответствует краткий звук.

Сравните:

открытый слог закрытый слог

В третьем типе чтения сочетания е + r, i + r, u + r, у + rпередают звук [э:], а +rчитается как [а:], а о + rкак [о:]. Четвертый тип чте­ния представлен дифтонгами и трифтонгами.

Сравните:

гласная + г гласная + r+ гласная

Чтение ударных и безударных гласных:

Типы слога

открытый

закрытый

гласная + г

гласная + r + е

Безударный

absent, darkness

Тренировочные упражнения

1 Прочитайте следующие слова по горизонтали, а затем по вертикали, отрабатывая правила чтения гласных в различных типах слога.

Aa

[æ ] [ ə] [ə]

name tram hard share ago

late can car care about game map start compare

plane stand party prepare

Ee

[e] [ə] [i] [ə]

he get her here begin

she fell term mere return

we egg verb sphere ticket

be ten prefer period sister

[i] [ə:] [i]

time it sir fire family

type ill bird hire music

my milk girl wire public

mine wish dirty tired English

Uu

[ ^ ] [ə:] [ə]

tune cup burn pure success

student under turn cure difficult

use uncle burst during produc

human butter return secure cucumber

Oo

[o]

hope not or ore tomato

home clock nor more photo

note fond sport before metro

smoke shop North explore potato

2 Прочитайте следующие слова и сгруппируйте их в 4 колонки по правилам чтения гласных букв в ударном слоге. Проверьте себя, руко­водствуясь таблицей чтения гласных букв:

a) evening, morning, square, Rome, China, comrade, spring, summer, winter, duty, art, picture, try, enter, hurry, tired, write, report, well, prepare, whole, return, scenery, difficult, department, combine, time, during, term, parents, hope, spoke, store, blame, rise;

b) melt, de, five, bite, best, spoke, hill, nut, use, send, bed, side, plan, miss, lake, fat, better, tube, plane, vote, dust, office, tube, space, bottle, six, stock, meet, lunch, mutton, luck, bad, bitter;

c) star, pure, birch, hire, turn, short, born, birth, lyre, care, car, torn, far, person, mere, bar, cure, lord, north, hard, rare, hare, core, care, large, share, harm,girl, fork, scare, first, more, skirt, dirty, term.

Чтение буквосочетаний гласных :

Буквосочетание

air, hair, chair, pair, fair

play, pay, say, day, today, aim, rain, paint, main, nail

plant, branch, can"t

а + s + согласная

grass, class, last, task

path, rather, lather

all, ball, (all, call, small

chalk, talk, walk

war, warm, award, warn, reward

was, what, want, wash, watch

change, strange, exchange

author, autumn, daughter, taught, launch

see, meet, tree, green, street, feel, sea, meal, tea, team.

ea + d, th, 1th

head, dead, bread, death, health

read, lead, reader, leader

ea + r + согласная

earn, earth, early, learn

hear, near, ear, clear, dear,

new, knew, newspaper, few

ceiling, receive, deceive, seize

er (в суффиксе)

worker, driver, painter

ey (под ударением)

they, grey, obey,

Окончание таблицы

Буквосочетание

ey (в неударном слоге)

money, hockey, trolley

ie (перед согласной

field, piece, niece, brief, chief

ie (в конце слова)

night, fight, sigh, sight, flight

kind, find, mind, blind

mild, child (но: children)

moon, soon, too, spoon, cool, fool

look, book, took, cook,

house, round, out, about

bought, thought, fought, brought

coat, boat, soap, road, toast town

ow – в середине

ow – в конце слова

window, slow, row, snow, grow

boy, toy, noise, voice, soil

old, cold, sold, hold, told, bold

four, court, course, your, fourth

our, hour, shower, flower, ower

some, come, among, money

son, won, wonderful, front

glove, love, lovely

Окончание таблицы

Буквосочетание

mother, brother, other,

prove, move, movement

famous, dangerous, various

doctor, tractor, conductor

после г, 1

иге - в открытом

слоге после - s

u – в закрытом слоге после f, p, b

full, push, bush, bull

в открытом слоге после r, j

rule, June, jubilee, rumour.

перед гласной в начале слова

yes, yet, year, yesterday

в безударном положе­нии на конце слова

city, money, holiday, lady, lazy, fifty, seventy

Уимся писать цифры

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

1. АЛФАВИТ.

В русском алфавите 33 буквы.
Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.
Гласных звуков – 10, согласных звуков -21.
Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.
Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.
Например : мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит буква а .
мял - [м`] мягкий звук, так как после него стоит буква я .

3. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.

Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:
  • стоят после гласной, например: маяк – [я] обозначает два звука, так как стоит после гласной буквы А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
  • стоят в начале слова, например : ёлка – [ё] обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
  • стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – [ю] обозначает два звука, так как перед ним стоит Ь.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э]. Буква Ё обозначает звуки [Й] [О]. Буква Ю обозначает звуки [Й] [У]. Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Всегда твёрдые – [Ц] [Ж] [Ш].
Всегда мягкие – [Ч`] [Щ`] [Й`].
Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.
Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.
Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ

6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

ВСЕ ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА


7. СЛОГИ.

В слове столько слогов, сколько гласных букв, например : ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.


8. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.

- Слова переносятся по слогам , например: бо-ло-то, кро-вать .
- Если в словах есть Ь или Ъ , то они остаются на строчке , например: паль-чик, подъ-езд, ко-лье.
- Если в словах есть Й , то при переносе она не отделяется от гласной , например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.
- В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится ,
например: касс-са, ван-на.
- Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной , например: ест, пол, лаю, якорь.
- Не нарушать границу между приставкой и корнем , например: при-сказ-ка,над-пись .


9. УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.

Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции . В сильной позиции находятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции находятся звонкие согласные и согласные, которые произносятся чётко , остальные – в слабой позиции.
Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.

10. ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Имена собственные/нарицательные.

С большой буквы всегда пишутся:
  • Имена, отчества, фамилии людей, И ван И ванович И ванов.
  • Географические названия (сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень) например: страна Р оссия, город О рёл, Б алтийское море, река Н ева, озеро Б айкал, деревня В ишенка .
  • Клички животных , например: кот Б арсик, пёс Д ружок, корова З орька.
Все перечисленные группы слов относятся к именам собственным (собст.) , остальные слова являются нарицательными (нариц.) .

11. ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.

12. ПРАВОПИСАНИЕ ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ.

Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого знака: точк а, печн ик, перч ик, конторщ ик, женщ ина, венч ик.

13. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ .

Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными : Е, Ё, И, Ю, Я.
Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными: Е, Ё, Ю, Я,