Использование экологического дневника дошкольника в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. См. также в других словарях

Наталья Наумова
Экологический дневник

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принес.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила…

(С. Маршак)

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила. Догадались, кто это?

Загадки про декабрь.

Мы в чулан поставим

Летние игрушки -

И достанем сани,

Варежки и клюшки!

Я смотрел на календарь :

Всё - зима! Пришёл.

(декабрь)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке :

«Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Месяц кончится и вот -

Мы встречаем Новый Год».

(декабрь)

«Году конец и начало зиме!» -

Такую загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

Метель на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в.

(декабре)

Ну, когда же Новый Год

К нам с подарками придет? -

Пусть пришел бы к детворе

Он пораньше - в.

(декабре)

Из трёх зимних братьев,

Он первым явился.

Морозом и снегом,

(декабрь)

На прогулке.

Вот и пришла зима. По календарю она началась 1 декабря. Но в полную силу она вступит 22 декабря. В зимний день солнце поднимается низко над землей и совсем не греет, а тени на снегу очень длинные.

Предложить детям поймать на рукавичку и рассмотреть несколько снежинок. Чем они отличаются друг от друга?

Набрать полный стакан снега. В течение некоторого времени наблюдать за тем, как он будет таять. Получится ли из целого стакана снега целый стакан воды?

Игра «Закончи предложение» (дети перебрасывают друг другу снежок) :

Лед твердый, а снег… (мягкий)

Лед бесцветный, а снег… (бесцветный)

Лед прозрачный, а снег … (не прозрачный)

Лед хрупкий, а снег … (рыхлый) .

Найди первые признаки зимы.

Расскажи про них. Нарисуй.

Посмотрите внимательно на картину. Что вы там видите? Куда собрались дети? Угадайте, какое время года?

Народные приметы

o Зима снежная - лето дождливое.

o Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.

o Снежная зима предвещает хороший рост трав.

o Сильно блестят звезды – к морозу.

o Зимой шумит лес - к оттепели.

o Воробьи дружно чирикают – к оттепели.

o Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – то это к урожаю.

o Декабрь снежный и морозный обещает урожайную жатву.

o Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое лето будет; коли же остается промежуток – урожайное.

o Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозами рвет.

o Декабрь - месяц больших волчьих стай.

Посмотри на рисунок. Два друга Белочка и Ёжик раскрашивают снеговика. Как вы думаете, они соскучились по лету? Составь короткий рассказ по картине.

…Вы любите подарки? Когда нам дарят подарки? Как вы думаете, приятней получать подарки или дарить их?

…А какой праздник скоро наступит? Кто детям дарит подарки?

Пофантазируй, что же там в мешке, какой подарок хотел бы получить этот Зайка?

Все дети очень любят подарки, попроси взрослого написать твое письмо Деду Морозу! И не забудь поздравить Дедушку с новым годом!

Загадки про новый год :

Елку надо нарядить,

Всем подарки подарить,

Много радостных хлопот,

Это праздник … (Новый год) .

Эту девочку привез

В гости к детям Дед Мороз.

Шубка, длинная коса,

Словно звездочки глаза. (Снегурочка) .

К нам идет седой весь дед,

И в руках несет букет,

Но не листья, не цветы,

А сосульки и снежки. (Мороз) .

Он с подарками приходит,

Хороводы с нами водит.

Белой бородой оброс

Добрый Дедушка. (Мороз) .

Вьюга по двору гуляет,

В доме елочка сверкает.

Дети водят хоровод.

Что за праздник? (Новый год)

Все на елочке игрушки :

Бусы, шарики, хлопушки.

Ребятня подарков ждет.

Что за праздник? (Новый год)

Песни бывают разные, и среди них есть зимняя…

Новый год – это традиционный семейный праздник. Хорошо, когда рядом мама и папа, дедушка и бабушка, братик и сестренка. Как ты думаешь, какая семья у самого Деда Мороза. Попроси взрослого записать твое мнение о семье дедушки Мороза.

Дидактическая игра «Расскажи без слов» .

Цели : закреплять представления детей о зимних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети в кругу, воспитатель предлагает им изобразить зимнюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Показать, что стало холодно. Дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Показать, что идет снег, изображают сильный ветер, поднимают воротники.

Кроссворд для детей.

Давайте поиграем!

Подвижная игра «Два Мороза» .

Цель : развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. На противоположных сторонах площадки отмечаются два дома. Играющие располагаются на одной стороне. Выбираются Мороз, Красный нос и Мороз, Синий нос, которые стоят в середине зала. По сигналу : «Начинайте!» – оба Мороза говорят :

– Мы два брата молодые, два Мороза удалые :

Я Мороз, Красный нос, я Мороз, Синий нос.

Зимняя забава «Снежная карусель» .

Цель : развивать двигательную активность.

Ход игры. Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу воспитателя они идут сначала медленно, потом все быстрее, и, наконец, бегут. После того, как играющие пробегут несколько кругов, ведущий говорит : «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону» . Дети замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении, постепенно увеличивая темп, пока воспитатель не скажет : «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю» . Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.

Зимняя забава «Пробеги и не задень» .

Из больших снежков выкладывают цепочку. Задача игроков – пробежать между снежками и не задеть их. Побеждает тот, кто быстрее и без штрафных очков добежит до финиша.

Русская народная игра «Снежная баба» .

Цель : развивать двигательный аппарат, ловкость.

Ход игры. Выбирается «снежная баба» . Она садится на кор-точки в конце площадки. Дети идут к ней, притопывая.

Баба снежная стоит,

Ночью дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

Игра народов Севера «Ловля оленей» .

Цель : развивать меткость, ловкость.

Ход игры. Среди играющих выбирают двух «пастухов» – остальные – «олени» . Они становятся внутри очерченного круга. «Пастухи» находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей» , а те убегают от него. «Олень» , в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных «оленей» .

Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч надо только в ноги играющим. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

Какой же Новый год без елки! Давайте вместе поможем новогодним игрушкам отыскать елочку.

Читаем зимой.

Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Снегурочка» .

Предложите ответить на вопросы :

Почему старик и старуха решили слепть себе дочку?

Какой было снегурочка?

Почему снегурочка загрустила, когда пригрело весеннее солнышко?

Почему она обрадовалась граду как родному брату?

Что произошло со снегурочкой летом?

Кроссворд на тему «Зима»

Зима в самом разгаре. Январь - самый холодный зимний месяц. Земля покрыта снегм, лес тонет в сугробах, мороз рисует узоры на окнах. Во время прогулки обратите внимание детей на то, что день прибавился. Днем небо очищается от облаков, светит яркое солнце.

Можно побеседовать с детьми о народных приметах и поговорках :

o Дым столбом – к морозу

o Солнце – на лето, зима – на мороз

o Спасибо, мороз, что снегу нанес

o Мороз не велик, да стоять не велит

o Январь – батюшка год начинает, зиму величает.

o Январь холодный – июль будет сухим и жарким, не ждя грибов до осени.

o В январе – частые снегопады и метели – в июле будут частые дожди.

o Если на Татьянин день (25января) проглянет солнышко - к раннему прилету птиц, если идет снег – к дождливому лету.

o На рождество и солнце играет. Набило высокие сугробы – к хорошему году. Если в этот день тепло, будет холодная весна.

Январь – «студень» , перелом зимы, перезимье.

Январь – году начало, зиме – середина.

Январю - морозы, февралю – большие метели.

Загадки о зиме.

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой) .

Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней) .

Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовется?

Вам ответить мне придется. (Сугроб) .

Не пускает за порог,

Бьет, кусает, валит с ног.

Это холоду подруга –

Белая и злая … (вьюга) .

Все лето стояли

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (Санки) .

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь!

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег) .

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки) .

Только выпали снежинки,

Побежал я по тропинке,

А за мной они бегут,

Весь маршрут мой выдают. (Следы на снегу) .

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло! (Лед) .

Не умеет он играть,

А заставит танцевать,

Нарумянит всех людей,

Кто же этот чародей? (Мороз) .

Сердитый дворник у ворот

Метлою белою метет.

Всю ночь работал до утра,

А снегу больше, чем вчера. (Метель) .

Сели детки на карниз

И растут все время вниз (Сосульки) .

Поговорите с детьми о жизни диких животных зимой :

Медведь спокойно спит в берлоге, занесенной снегом, но сон его чуток. От шума он может проснуться и вылезет наружу. Медведь отправляется в поисках пищи в лес, даже может «заглянуть» в деревню, таких медведей называют шатунами.

Белка тоже спит большую часть суток. На 2-3 часа она просыпается в середине дня, чтобы подкрепиться.

Опасны зимой волки, они собираются в стаи, рыщут по лесам, ищут добычу.

Зима - тяжелое время для лисицы, приходится ей долго рыскать в поисках мышей-полевок или зайцев.

Посмотрите внимательно на картинки. Расскажите о роли человека в жизни животных в холодную зимнюю пору. Составьте короткий рассказ.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.

Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.

Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.

Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.

Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.

Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

Составь короткий рассказ по картине.

Придумай мальчику имя. Расскажи о том, что делает малыш.

ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ :

Любят взрослые и дети,

Поиграть зимой в снежки.

Но больше всего на свете,

Любят они катать комки.

Вот скатали три клубка,

И собрали (снеговика) .

Я кручу и мету,

Все дома замету.

Песни громко распеваю,

…Меня называют. (вьюгой) .

В холод пальчики мы прячем,

В вязаные (варежки) .

Щиплет щечки он и нос,

Ну, конечно же (мороз) .

Его запускают в воздух, там он разлетается разноцветными огнями (фейерверк) .

Пришёл Новый год.

У ёлки хоровод.

Салют в небо взлетает,

Огнями яркими сверкает.

Разукрашивает окошки,

Покрывает дорожки.

Любит ее детвора,

Чудное время (Зима) .

Она, является, внучкой, милой, доброй, помощницей Дедушки? (Снегурочка) .

Она в сапожках белых,

И в шубке голубой.

Букет снежинок спелых,

Приносит нам с тобой.

Белым-бела до пояса,

Роскошная коса.

И теплые-претеплые,

Лучистые глаза.

В прозрачных льдинках шапочка,

И варежки на ней.

Нам свет и радость даришь ты,

Любимица детей! (снегурочка) .

В воздухе кружится,

Танцует вальс.

На ладошку садится.

Тут же в воду превратится. (снежинка) .

За окном снежинки,

Как прекрасные пушинки.

Тихо на землю ложатся,

И в сугробы превратятся.

Разыгралась детвора -

Накатали три шара!

Друг на друга их сложили,

И что же они получили (снеговик) .

Деревья укутывает серебром,

Как называется явление (иней) .

На нем катаемся мы на коньках,

Сияет, как стекло.

На солнышке сверкает,

Весна придет - растает. (лед) .

Чего зимой не хватает лосю (рогов) .

Месяц этот всем хорош,

Начинает Новый год.

Он подарки всем подарит,

И каникулы детям принесет. (январь) .

Каждый пальчик мы прячем в свой домик. Что это за домик (перчатки) .

С красной грудкой на ветвях сидят, на детей глядят (снегири) .

А как называется праздник, когда купаются в проруби (крещение) .

На суку она висит,Птиц к себе она манит (кормушка) .

Игра «Кто больше вспомнит» .

Цель : обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры. Карлсон просит детей посмотреть на картинки и рассказать об увиденном.

Метель – метет, вьюжит, пуржит.

Дождь – льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет…

Ворона – летает, каркает, сидит, ест, пьет, присаживается… и т. д.

На горке (Н. Н. Носов)

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет! Подъехал к горке.

– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом!

– Ого! – говорит. – Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» – думает.

Думал, думал – и придумал :

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё» .

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

– Вот теперь, – говорит, – скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит :

– Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.

– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.

– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит :

– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

– Ну, я не знаю, – говорит Котька.

– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

– Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

С Рождеством Христовым!

Светлый праздник Рождества!

Нет счастливей торжества!

В ночь рождения Христова

Над землёй зажглась Звезда.

С той поры через столетья

Нам она, как солнце светит.

Согревает верой души,

Чтобы мир стал краше, лучше.

Дарит искры волшебства

Светлый праздник Рождества!

Мир приходит в каждый дом…

Поздравляем с Рождеством

Рождественские колядки

Коляда, Коляда,

Ты подай пирога

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком.

Коляда, коляда

Сколько осиночек - столько вам свиночек,

Сколько елок - столько и коровок,

Сколько свечек - столько и овечек!

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом

Со всем родом!

Коляда, коляда!

Тётенька добренька

Тётенька добренька,

Дай кулички сдобненькой.

Коляда-моляда,

Накануне Рождества,

Подавай, не ломай,

Все по целой подавай,

Не подашь лепёшки -

Разобьём окошки.

Коляда светлая!

Пришла Коляда

Вперёд Рождества.

Коляда-моляда

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подать

Или тёпленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!

Русская народная игра "Баба Яга"

Водящий - Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит :

В тёмном лесу

Избушка стоит задом-наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух, и страшная какая,

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове, играющие входят в круг, и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

Игра - "Два Мороза"

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два "мороза": Синий нос и Красный нос. По сигналу "морозы" говорят :

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из Вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой.

Игра «Хитрая лиса» .

Цель : развивать умение быстро реагировать после сигнала.

Ход игры. Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Воспитатель проходит и дотрагивается до кого-либо. Дети открывают глаза и три раза произносят : «Хитрая лиса, где ты?» После этого «лиса» выбегает в центр и говорит : «Я здесь!» Все разбегаются, а она их ловит. Пойманные отходят в сторону.

Для организации деятельности детей старшего дошкольного возраста можно использовать методическое пособие: Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

Это пособие состоит из 4 тетрадей–дневников: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Структура пособия подчинена логике учебного года и одновременно логике сезонных изменений в природе. Поэтому работа с пособием начинается с осени. Работу с каждым дневником следует вести регулярно. Только в этом случае у ребенка появится привычка, а затем и потребность наблюдать, интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребенок приобретет грамотную систему экологических представлений.

Заполнять дневник лучше не сразу, а постепенно, по нескольку раз обращаясь к каждой странице.

Дневник построен таким образом, что помогает ребенку включиться в разные виды деятельности: наблюдение, опыты, эвристические рассуждения, работу с поэтическим материалом, рисование. В конце каждого месяца детям предлагаются интересные задания по экспериментированию и приобщению к особенностям природы «Малой Родины».

В конце каждого месяца дети раскрашивают соответствующий сектор в «КРУГЕ ГОДА» (см. стр. 4 «Экологического дневника»). Тогда к окончанию работы со всеми четырьмя тетрадями закрашенный «КРУГ ГОДА» будет представлять красочную модель года наглядно.

В содержании дневника широко включены народные приметы, некоторые из которых дети могут проверить. Это помогает поддерживать познавательную активность старших дошкольников.

Для воспитателя на страницах дневника имеются подсказки, которые позволяют доступно объяснить детям явления природы.

Помогают осознать происходящие явления персонажи: любопытная, эмоциональная Рита и всезнающий, рассуждающий Никита. Эти персонажи выбраны не случайно. Это ровесники наших старших дошкольников, которые осваивают данный материал. Они олицетворяют мальчиков и девочек, имеют разную смысловую нагрузку: Рита удивляется, восхищается, задает вопросы. Никита рассказывает о природных явлениях, дает советы, объясняет. Эти персонажи не делают ошибок, а просто поддерживают интерес дошкольников к познавательной деятельности, являясь как бы их партнерами.

Заниматься по пособию можно индивидуально и подгруппой детей. В случае занятия с подгруппой детские рисунки необходимо выполнять на отдельных листах. После окончания работы лист с рисунками (записанным рассказом, рассуждениями) вкладывается или вклеивается в соответствующее место в пособии и используется в обобщающей беседе в конце изучения месяца или сезона. Этот материал можно использовать не только для обобщения, но и для оживления детских впечатлений.

Каждый разворот дневника посвящен одной неделе.

Приведем пример работы в течение одной недели (Октябрь, неделя первая).

На данном рисунке представлена страница экологического дневника

Первое обращение к дневнику . Неделю лучше начать с беседы о новом осеннем месяце. В гости к детям приходят Рита и Никита, они предлагают детям вспомнить, какое сейчас время года, сообщают, какой наступил месяц. Дают задание подумать, почему в старину октябрь назывался листопадом. Дети вспоминают признаки осени, которые можно увидеть в это время. Воспитатель уточняет эти признаки. Никита сообщает народную примету: «октябрьский гром к бесснежной зиме»

На этом первое обращение к дневнику можно прервать, но воспитатель ждет проявления инициативы детей: поддерживает разговоры о листопаде, громе, детские впечатления об осенних явлениях. Если у детей возникают вопросы, воспитатель предлагает адресовать их Рите и Никите, для общения с которыми, дети совместно с воспитателем изготавливают специальный почтовый ящик.

Если у детей подготовительной группы возникнут разговоры о данной народной примете, можно предложить им проверить, совместно обсуждаются способы проверки (в календаре природы на октябрь отмечать гром), обсудить с детьми, какая зима считается снежной. Все это может привести к интересным рассуждениям о том, почему приметы совпадают с реальными сезонными явлениями или не совпадают.

Второе обращение к дневнику. Может быть проведено в форме занятия «Нарисуй стихотворение».

В первой части занятия воспитатель предлагает послушать стихотворение И.Бунина, чтобы затем его нарисовать. С детьми проводится беседа по содержанию стихотворения. Обсуждаются особенности поэтических сравнений (почему поэт сравнивает лес с расписным теремом, какими красками его описывает, почему поэт сравнивает лес с веселой, пестрою стеной, почему называет осеннюю поляну светлой). Далее, чтобы стихотворение было легче нарисовать, воспитатель предлагает его запомнить и рассказать.

Во второй части занятия дети «рисуют стихотворение». Для более колоритного представления картины осеннего леса, изображенного в стихах И.Бунина, воспитатель использует музыкальные произведения из цикла «Времена года» П.И.Чайковского или А. Вивальди.

В заключительной части оцениваются рисунки детей с позиции отражения содержания стихотворения И.Бунина (у кого лес получился как терем расписной, кто сумел изобразить веселый лес, лес как пеструю стену, кому удалось передать светлую поляну). Затем дети любуются рисунками, а воспитатель эмоционально под музыкальное сопровождение еще раз читает стихи И.Бунина

На этом второе обращение к дневнику заканчивается, но работа с эмоциональными впечатлениями детей продолжается. Рисунки детей собираются и подшиваются в соответствующее место дневника или делается ксерокопия разворота листа дневника и к нему прикрепляются рисунки детей. Дети могут рассматривать рисунки самостоятельно. При этом их высказывания, размышления и впечатления можно записать на обороте рисунка. Эта подборка рисунков и детских размышлений может быть использована воспитателем на обобщающем занятии об осени.

В этот же период, удачным будет организация рассматривания детьми иллюстраций, репродукций картин, фотографий, открыток, отражающих радостное настроение и красоту осени, а так же прослушивание музыкальных произведений.

Третье обращение к дневнику связано с рубрикой «Присмотрись». Эта работа реализуется в ходе наблюдения на прогулке. Беседа строится в форме поисковой деятельности (работа с проблемными вопросами). От лица Никиты детям предлагается вспомнить, не появлялись ли на участке детского сада или у домов птицы, которых не было летом (снегири, свиристели, синицы). А Рита интересуется, почему они прилетают. Детские высказывания воспитатель записывает, находит противоречивые. Зачитывает эти высказывания, подчеркивая их противоречивость (одни ребята думают, что птицы прилетают к жилью человека потому, что в лесу им холодно, другие не согласны, они думают, что птицам интересно с людьми, а третьи считают, что люди им могут помочь найти еду). Воспитатель сталкивает противоречивые суждения вопросом: «Так кто же прав? Давайте порассуждаем». После этого идет отбор фактов для доказательства верного суждения, дети вспоминают, чем питаются лесные птицы и приходят к выводу о том, что корма в лесу недостаточно. Детям предлагается подумать, как люди могут помочь птицам. Детские предложения выслушиваются и одобряются. Воспитатель поддерживает инициативу детей (например, изготовление кормушки и последующее наблюдение за тем, кто на них прилетит).

Воспитатель поддерживает деятельность детей по самостоятельному наблюдению за птицами («Гости нашего участка», «Птицы в моем дворе», «Синичкины заботы»), осуществляется изготовление кормушек разных модификаций, дальше осуществляются наблюдения: какая кормушка больше понравилась гостям, сколько гостей прилетало, кто завсегдатай птичьей столовой. Детям можно предложить нарисовать вновь прилетевших птиц или сделать фотографии совместно с воспитателем или с родителями.

Четвертое обращение к дневнику предполагает работу с познавательной картинкой дневника, направленной на уточнение знаний детей об особенностях осенних явлений и понимание их содержания и причины. Дети называют нарисованных животных, выполняют задание и объясняют свой выбор (почему именно этих животных можно встретить в осеннем лесу в октябре месяце, почему не встретишь в осеннем лесу в октябре ласточку, бабочку, гусеницу).

Первое обращение к дневнику : на этой странице дневника можно объединить работу со стихотворением, с картинкой осени и народной приметой. Воспитатель предлагает послушать стихотворение и определить, совпадает ли содержание стихотворения с тем, что происходит в природе в настоящее время. Подчеркивается сходство и отличие явлений (какие птицы уже улетели, какие улетают сейчас, рано ли темнеет, часто ли замечали ветреную погоду, есть ли еще листопад), обсуждается, какое настроение вызывает это стихотворение у детей. Можно поддержать инициативу детей, если они захотят рассказать стихотворение об осени.

Далее детям предлагается рассмотреть предложенную в дневнике картину и нарисовать стаю улетающих птиц на фоне осенней природы, придумать название картины. Организуется обсуждение готовых работ: Как называется картина? Почему так? Стая, каких птиц, улетает на юг? Далеко ли они летят?

Поддерживается инициатива детей, которые делятся впечатлениями об увиденных стаях летящих птиц.

Затем педагог рассказывает детям народную примету: Если перелетные птицы летят низко к земле – это к морозной зиме, а если высоко – к теплой. Детям предлагается угадать, у кого на картинке ожидается теплая зима, а у кого морозная, объяснить почему?

Второе обращение к дневнику : В ходе наблюдения на прогулке предлагается заметить признаки первого заморозка: первый ледок на лужах, замерзшие росинки на траве, иней на крышах машин, на комочках земли.

Детские впечатления об увиденных признаках первых заморозков можно отразить в рисунках, мальчикам можно предложить тему рисунка: «Откуда берется лед?», а девочкам нарисовать «Ледовую страну». Детские объяснения и впечатления можно записать на обороте рисунков.

Третье обращение к дневнику можно провести в форме беседы в свободное время или на занятии на тему: «Перелетные и зимующие птицы». Детям предлагается объяснить Рите, почему одни птицы улетают на зиму, а другие остаются (для контроля детских высказываний воспитатель может пользоваться подсказкой в дневнике). Предлагается от имени Никиты объяснить причину отлета птиц. Для оживления образа Никиты и поддержания интереса детей предлагается использовать атрибуты: очки и лупу.

Далее от имени Никиты воспитатель предлагает рассмотреть картинку дневника и определить: названия нарисованных птиц, виды корма, какие птицы улетают и чем они питаются, могут ли эти птицы найти корм зимой и выполнить задание, описанное в дневнике.

Поддерживается инициатива детей по раскрашиванию картинки.

Четвертая неделя каждого месяца интересна тем, что в ней появляются рубрики: «Твоя Малая Родина» и «Лаборатория природы».

Дети старшего дошкольного возраста уже способны видеть маленькие экологические проблемы во взаимодействии человека и природы в привычных жизненных ситуациях (растение у дороги, покрытое копотью и грязью, мусор в водоемах, неубранный мусор у дороги, у остановки транспорта). В беседе с детьми воспитатель делает акцент на оценку таких явлений. Выполняя данное задание (четвертая неделя октября), дети могут составить «Жалобную книгу природы». Воспитатель не только разговаривает с детьми об экологических проблемах, но и старается подчеркнуть, как изменить эту ситуацию, кто и как может помочь природе. С детьми можно договориться о выполнении некоторых простых правил, например, стараться бросать мусор только в урну.

В этот период очень удачно можно сочетать конструирование из бросового материала и объяснить детям полезную направленность данной деятельности.

Рубрика «Лаборатория природы» посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей, которая может в конце месяца только набрать старт и являться направлением работы в течение еще некоторого времени.