Произведение ахмета байтурсынова на русском языке. Ахмет Байтурсынов: фото, биография, произведения. Во время Октябрьской революции

Ахмет Байтурсынов (каз. Ахмет Байтұрсынұлы; 28 января 1873, урочище Сартыбек, Тургайская область - 8 декабря 1937, Алма-Ата) - казахский общественный и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

Разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно.

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Газета просуществовала 5 лет - до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1 (Алаш). Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД.

Байтурсынов Ахмет



Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года в урочище Сартыбек, Тургайская область. Казах.
  • Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.
  • Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.
  • В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.
  • Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.
  • В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.
  • В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».
  • Газета просуществоваладо осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.
  • В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1 (Алаш). Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.
  • В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск.
  • В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем.
  • В октябре 1937 года арестован, содержался в Бутырской тюрьме, которая находится в Тверском районе города Москвы, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД.
  • В 1988 году реабилитирован.

Член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.
Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.
Разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.
Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, - писал Поливанов, - что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ - без необходимости считаться с графикой соседних народностей…, то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года». Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась политическая чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР.
Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926-1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

Ахмет Байтурсынов (каз. Ахмет Байтұрсынұлы; 5 сентября 1872, урочище Сартыбек, Тургайский уезд, Тургайская область, Российская империя - 8 декабря 1937) - казахский общественный и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик. Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране. Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики. Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно. Биография Родился 5 сентября 1872 года. Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь. Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году. В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов. Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было. В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму. В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах». Отрывок из газеты «Казах»: «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…». Газета просуществовала 5 лет - до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием. В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК. В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД. В 1988 году Ахмет Байтурсынов был реабилитирован. Литературно-научная деятельность Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий. Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, - писал Поливанов, - что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ - без необходимости считаться с графикой соседних народностей…, то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года». Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась политическая чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР. Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926-1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926). Память В Алма-Ате на углу улиц Байтурсынова и Джамбула в доме, где он жил в 30-тые годы, открыт Дом-музей Ахмета Байтурсынова и в сквере около него установлен памятник-бюст просветителю. Ему установлены памятники в Костанае (2000) и Шымкенте (2004). Его именем названы улицы во многих городах Казахстана. Именем Байтурсынова назван Костанайский государственный университет. В 2005 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Байтурсынову. Исследования Омаров И. Ученая деятельность А. Б. Байтурсынова. Труды общества изучения Киргизского края. Вып. 3. - Оренбург, 1923. Википедия

05.08.2013 11747 Пікір

Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь .

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным . В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году .

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае , и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск , затем в Каркаралинск , где пробыли до 1909 года . Но детей у них не было.

Отрывок из газеты «Казах»:

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Газета просуществовала 5 лет - до осени 1918 года . За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш » и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда . Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД , сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым , и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста , Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «

Ахмет Байтурсынов – поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В свое время он стал жертвой несправедливости сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбергенов и Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Миржакып Дулатов и Ахмет Байтурсынов.

А. Байтурсынов родился 18 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда, в семье крестьянина. Получил первоначальное образование в родном ауле, затем учился в Тургайском русско-казахском училище (1886–1891), в Оренбургской учительской семинарии (1891–1895). Педагогическую деятельность начал в 1895 году учителем аульной затем волостной школ. В 1909 году, будучи заведующим двухклассным русско-казахским училищем, в г. Каркаралинске примкнул к оппозиции существующему строю, за что был арестован и сослан в г. Оренбург.

К этому периоду относятся его научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного языка. В последующие годы он приступает к разработке принципов реформы казахской письменности, разрабатывает научную терминологию для определения категорий казахской грамматики.

А. Байтурсынов – автор первого казахского букваря. Новый казахский алфавит, названный в честь ученого байтурсыновским, в свое время служил хорошим образцом для всех тюркоязычных народов при проведении реформы письменности. Автором написаны также «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики», «Развитие речи», различные хрестоматии. Эти методические труды до сих пор пользуются авторитетом у ученых в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка.

Творческую деятельность А. Байтурсынов начал как баснописец. В своих стихотворениях он выражал нужды и чаяния казахского народа, его мечту о светлом будущем, обличал лицемерие чиновничьего аппарата, призывал к свету знаний, культуре. В произведениях «Сорок басен» (1909), «Маса» (1911), «Комар» (1911) высмеиваются такие людские пороки и недостатки, как праздность, лень, тщеславие, невежество.

В 1913 году А. Байтурсынов становится первым редактором газеты «Казах», созданной по инициативе казахской интеллигенции. Главным в программе газеты было освещение проблем развития казахского языка, культуры, школьного образования.

После революции 1917 года, будучи членом партии «Алаш», А. Байтурсынов избирается членом Военно-революционного комитете Киргизского (Казахского) края, работает наркомом просвещения края (1920–1921), председателем Академического центра (1921–1922), является членом научно-методического совета Наркомпроса.

В 1920 году вступает в РКП (б), в 1921–1928 годах работает в Казахском институте народного образования, где читает лекции по казахскому языку и литературе, истории и культуре. В 1928–1929 годах А. Байтурсынов – профессор Казахского государственного университета. Созданная им и названная его именем графическая система позволила быстрее ликвидировать неграмотность, повысить письменную культуру казахов.

В июне 1929 года во время творческой поездки в Кзыл-Орду А. Байтурсынов был арестован. Ему вменялось в вину, что в 1926 году на съезде тюркологов в Баку он встречался с зарубежными учеными, пытался наладить связь с Мустафой Чокаевым, якобы для того, чтобы тот помог осуществить план отделения Казахстана от России.

В 1931 году – ссылка в Архангельскую область, откуда он вернулся в Алма-Ату лишь через три года. И в 1937 году, когда поднялась новая волна репрессий, его вновь арестовали. 8 декабря 1938 года Ахмат Байтурсынов был расстрелян как «враг народа».

Но время все расставило по своим местам. В 1988 г. Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован. Ученый, просветитель Ахмет Байтурсынов снова с нами. В своих книгах, в фонде его имени, в названии улиц, а главное – в своих идеях, которые созвучны проблемам дня сегодняшнего.

В Алма-Ате на углу улиц Байтурсынова и Джамбула открыт Дом-музей Ахмета Байтурсынова и около него установлен памятник-бюст просветителю;

Ему установлены памятники в Костанае (2000), Шымкенте (2004), его именем названы улицы во многих городах Казахстана; именем Байтурсынова назван Костанайский государственный университет.

Как сложилась жизнь потомков одного из основателей правительства Алаш-Орды, лингвиста и просветителя Ахмета БАЙТУРСЫНОВА (на правом снимке)? Истории тех, кому почти всю жизнь пришлось скрывать свое происхождение.

Встречу мы назначаем в доме-музее Ахмета Байтурсынова в Алматы. Несколько просторных комнат, интерьер, который попытались максимально приблизить к тому, что был при жизни ученого-лингвиста, и вещи - свидетели тех дней. Это дом приемной дочери Ахмета Шолпан, здесь он провел последние годы своей жизни, отсюда его навсегда забрали в октябре 1937 года.
Мы располагаемся в одной из комнат, вокруг стенды с фотографиями ученого и рассказы о нем. Их - детей, внуков и правнуков родных братьев и сестры Ахмета Байтурсынова - очень много. Они разбросаны по всему Казахстану и миру. Но эту фамилию носит только наш герой - Серик Самыратович БАЙТУРСЫНОВ (на верхнем снимке) , внук Ахмета. Впрочем, блюстители точных фактов могут придраться к моим словам. Ведь общеизвестно, что Байтурсынов был женат, но своих детей у него не было. А соответственно, не может быть и внуков. Но история этой семьи настолько запутана, что порой напоминает детектив. Да, у Байтурсынова были только приемные дети. В официальных источниках значатся три имени: Аумат, Казихан и Шолпан - это родные племянники просветителя, которых он воспитывал. Но был и еще один приемный ребенок - отец нашего героя Самырат КАКИШЕВ, происхождение которого скрывали и при жизни Байтурсынова, и многие годы после его смерти. Такая таинственность объясняется очень просто:
Самырат был самым младшим мальчиком в роду Байтурсыновых - как говорят казахи, шаңырақ иесі (хранитель шанырака). Ребенок, жизнь которого нужно было сохранить во что бы то ни стало, и это не раз делали все, кто хоть как-то был причастен к этой семье. Однажды, после ареста Байтурсынова, в аул, где жил Самырат со своими родными, нагрянули военные. Они искали мальчиков - продолжателей рода великого казахского просветителя. Тогда одна из женщин накрыла Самырата большим казаном и этим спасла его.
- Мой отец - сын самого младшего брата Ахмета Байтурсынова Машена, которого репрессировали в тридцатых годах. У отца было 12 старших сестер, из которых в живых осталась только Шолпан - та самая девочка, которую удочерил Ахмет. Остальные умерли, - рассказывает Серик Самыратович. - Времена были тяжелые. Сам Байтурсынов в то время находился в ссылке, а мой папа - тогда еще совсем мальчик - попал в интернат. Там он жил вместе с сестренкой. Чтобы сохранить жизнь брата, она отдавала ему свою еду и в результате умерла от голода. Когда Ахмета освободили и он вернулся в Алма-Ату, то стал искать родных и выяснил, что самый младший племянник - в интернате. По просьбе Байтурсынова отца нашли и привезли в Алма-Ату. Тогда папе было 14 лет.
Самырат всю жизнь носил фамилию Какишев и только зрелым человеком взял отчество Байтурсынович. О том, что он потомок одного из основателей правительства Алаш-Орды, мужчина практически никому не рассказывал. Об этом знали только самые близкие. Все это объясняется просто: двое старших приемных сыновей Байтурсынова сгинули в лагерях еще в тридцатых, а приемная дочь Шолпан, единственная из всех потомков этой семьи носившая фамилию и отчество Ахмета Байтурсынова, из-за гонений на приемного отца дважды сидела в тюрьме. Но несмотря на трудное детство и родственника - врага народа, Самырат сумел крепко встать на ноги. В советские времена он был почетным строителем: его детища - гостиница “Казахстан” и баня “Арасан”, и занимал различные посты на госслужбе. Но все равно тщательно скрывал свое происхождение.

- Я и сам почти всю жизнь был Какишевым, это отец настоял на том, чтобы я взял фамилию великого предка. Это произошло уже в 90-х, - продолжает Серик Самыратович. - После этого, конечно, говорили, что я сделал это специально: мол, решил воспользоваться громкой фамилией. Но, знаете, это совершенно не так. Мне не нравится, когда меня воспринимают только как внука Байтурсынова. Ведь я и сам из себя что-то представляю. О том, что наша семья имеет к нему какое-то отношение, я узнал, когда был подростком. Но родители мне сказали, что никому рассказывать об этом нельзя. И я молчал. Мы смогли говорить о том, что мы Байтурсыновы, только в конце 80-х, когда дед был реабилитирован.
Внешне наш герой абсолютный славянин, пошел в маму-белоруску. Из-за этого в его жизни возникало немало забавных ситуаций. Внук Ахмета Байтурсынова? Кто? Этот русский парень? Некоторые даже не верили. Но Серик Самыратович относится к этому с юмором.
- Так распорядилась природа, - улыбается он. - Вот мои родные сестры и мои дети похожи на казахов. А я пошел в маму, но ведь внешность не главное.
Серик не имеет никакого отношения ни к литературе, ни к строительству. Он всю жизнь занимался спортом. Сначала был футболистом, потом тренером, а потом стал руководителем. Сейчас он директор специализированной школы высшего спортивного мастерства.
- Мы всего добились сами: ни отец, ни я не могли воспользоваться родственными связями, - признается мужчина. - Хотя, конечно, после того как я стал Байтурсыновым, некоторые казахи стали относиться ко мне с большим вниманием. Все-таки Ахмет для нашего народа - это величина. Даже президент сказал, что Байтурсынов - это совесть и честь нации.
Некоторых из своих многочисленных двоюродных братьев и сестер Серик Самыратович даже не знает. Ближе всех для него семья Шолпан - его родной тети, той самой приемной дочери Байтурсынова. Ее дочь Айман - лаборант, сын Болат, которого уже нет в живых, был директором завода и председателем профсоюзной организации области. Все выбрали свой путь, но каждый помнит о том, кто был их предком. Сейчас их связывает музей, который появился на карте Алматы благодаря стараниям Шолпан и Самырата, который умер в 1997 году. Они сделали все, чтобы дом, который тогда принадлежал совершенно посторонним людям, сделали местом памяти великого казаха. Его близкие собираются здесь по праздникам. Главный за столом Серик Самыратович - теперь он хранитель шанырака. Человек, который должен передать следующим поколениям память о своем знаменитом предке.