Достоевский белые ночи краткое содержание по ночам. «Белые ночи. Ф. М. Достоевский. Белые ночи. Аудиокнига

1 Доказательства единства происхождения органического мира

2 Эмбриологические доказательства эволюции

3 Морфологические доказательства эволюции

4 Палеонтологические доказательства эволюции

5 Биогеографические доказательства эволюции

1. Макроэволюция - это эволюция на уровнях выше видового (об­разование новых родов, семейств и т.д.), осуществляется путем микроэволюции. Макроэволюция происходит в сроки, которые исчисляются десятками - сотнями тысяч и даже миллионами лет, и по этой причине недоступна для непосредственного изучения. Однако, согласно современной синтетической теории эволюции, у макроэволюции не существует закономерностей, отличных от закономерностей микроэволюции. Макроэволюция, как и микро­эволюция, также осуществляется на основе принципа дивергент­ное.

Несмотря на невозможность непосредственного исследования макроэволюционных процессов, наука располагает множеством фактов, что эти процессы реальны и существуют в природе.

2. Данные эмбриологии. Эмбриология - наука о зародышевом раз­витии. Исследования, проведенные эмбриологами, показали общ­ность происхождения всех многоклеточных животных, поскольку все они развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Все яйцеклетки в своем развитии последовательно проходят опреде­ленные стадии (бластулы и гаструлы). Например, все позвоночные животные в процессе эмбрионального (зародышевого) развития проходят стадию закладки жаберных щелей, хотя во взрослом со­стоянии у наземных позвоночных они отсутствуют. У бескрылых птиц (например, киви) закладываются крылья, у усатых китов на определенных стадиях раннего онтогенеза - зубы, но в дальней­шем они не развиваются.



Самые ранние стадии развития зародышей позвоночных удиви­тельно схожи между собой. В дальнейшем это сходство постепенно утрачивается, все ярче начинают проявляться сначала признаки класса, затем отряда, семейства, рода и, наконец, вида позвоноч­ного животного (рис. 3.21). Таким образом, в процессе индивиду­ального развития (онтогенеза) каждый вид повторяет свое исто­рическое развитие (филогенез). Выявленная закономерность была сформулирована немецкими биологами Ф. Мюллером (1821 -1897) и Э.Геккелем (1834-1919) как биогенетический закон, сущность которого заключается в том, что онтогенез есть краткое повторе­ние филогенеза. Естественно, что онтогенез не повторяет абсо­лютно все этапы филогенеза (некоторые стадии в онтогенезе не отражены). По строению эмбрионов современных форм можно судить о строении эмбрионов (а не взрослых) предков.

Генетические и цитологические данные. Осуществление генети­ческого кодирования, биосинтеза белков и нуклеиновых кислот происходит по единому для всего живого на Земле механизму. Кле­точное строение характерно для подавляющего большинства орга­низмов. Принципы деления клеток одинаковы у всех эукариот. Это неоспоримо свидетельствует о едином плане строения и общности происхождения всех организмов. Вероятность того, что принципи­ально сходная ультраструктура клеток и тончайшие механизмы их функционирования возникли случайно, практически отсутствует и даже теоретически является фантастичной.

3. Данные сравнительной анатомии и внешней морфологии. Не только палеонтологические данные свидетельствуют о наличии переходных форм. В настоящее время также существуют формы, занимаю­щие как бы «промежуточное» положение между категориями вы­сокого систематического ранга. Например, яйцекладущие млеко­питающие (утконосы, ехидны) по особенностям своей организа­ции являются промежуточным звеном между рептилиями и мле­копитающими.

В строении передних конечностей наземных позвоночных (ам­фибии, рептилии, птицы и млекопитающие), несмотря на то что все они выполняют самые различные функции, обращает на себя внимание определенное сходство, обусловленное общностью их происхождения. Явление соответствия органов у организмов раз­ных видов, обусловленное их филогенетическим родством, назы­вают гомологией. А такие органы называют гомологичными органами (рис. 3.16). Наличие гомологичных органов у организмов тех или иных групп позволяет проследить степень их родства, определить их филогенетические связи. Но далеко не всякое внешнее сходство в строении органов свидетельствует о родстве организмов. Крыло птицы и крыло бабочки, несмотря на сходство выполняемых функ­ций, а также на некоторое внешнее сходство, по-разному устрое­ны и являются результатом схождения признаков (конвергенции), а не общности происхождения. Такие органы называют аналогич­ными органами. А явление морфологического сходства органов у организмов различных систематических групп, обусловленное сход­ством выполняемых ими функций, носит название аналогии. При­меров конвергенции в мире животных много (рис. 3.17-3.19). Колючки некоторых видов растений - аналогичные органы, по­скольку их происхождение различно: например колючки боярыш­ника - видоизмененные побеги, колючки кактуса, барбариса - видоизмененные листья.

Доказательствами эволюции являются также рудименты и ата­визмы. В организме встречаются недоразвитые органы или их час- ти, не функционирующие у взрослых форм. Это рудименты, или рудиментарные органы (рис. 3.20). По наличию рудиментов можно судить об общности происхождения. Рудименты таза и задних ко­нечностей удавов свидетельствуют о давнем отделении змей от ящериц, а рудименты таза кита -- о происхождении от наземных предков, рудименты глаз у слепых пещерных рыб - о том, что эти формы когда-то жили в условиях нормальной освещенности и т.д. Рудименты человека - хвостовые позвонки, ушные мышцы, ап­пендикс и др. В отличие от рудиментов, которые характерны для всех особей рассматриваемого вида, атавизмы встречаются, как исключение, только у отдельных особей. Атавизмы - это призна­ки, существовавшие у далеких предков и проявившиеся у отдель­ных особей вида. К атавистическим структурам следует отнести по­явление трехпалости у современных лошадей, развитие хвоста и волосяного покрова на всем теле у человека и т.д. По атавизмам можно судить, как был устроен тот или иной орган у предковой формы.

4. Палеонтологические данные. Палеонтология как наука оформи­лась благодаря исследованиям Ж. Кювье (позвоночные), Ж.Б.Ла-марка (беспозвоночные) и А.Броньяра (растения). Термин «пале­онтология» был предложен французский зоологом Анри Бленви-лем (1777 - 1850) в 1822 г. С помощью палеонтологических мето­дов изучаются ранние этапы развития жизни на Земле, выясняют­ся магистральные пути развития органического мира. Результаты палеонтологических исследований используются для доказатель­ства эволюции животного и растительного мира. Палеонтологи­ческие данные и сравнение вымерших форм с современными фор­мами убедительно свидетельствуют о том, что животные и расте­ния постоянно изменялись во времени. Палеонтологам удалось до­казать, что одни виды путем длительной эволюции происходят от других исходных форм, и показать это как филогенетические ряды (ряды видов, последовательно сменяющих друг друга в процессе исторического развития).

Филогенетические ряды. По целому ряду групп животных (неко­торые копытные, слоны, хищные, моллюски и пр.) палеонтоло­гам удалось воссоздать непрерывные ряды форм (от древнейших до современных), отражающие эволюцию рассматриваемых кате­горий. Отечественный зоолог В.О.Ковалевский (1842-1883) раз­работал филогенетический ряд лошадей (рис. 3.13, 3.14): фенако­дус (пятипалая конечность) - эогиппус (четырехпалая конеч­ность) - миогиппус (трехпалая конечность) - парагиппус (трех­палая конечность) - плиогиппус (однопалая конечность) - со­временная лошадь (однопалая конечность). Число пальцев на ко­нечностях уменьшалось в связи с переходом к быстрому и дли­тельному бегу. Одновременно с редукцией числа пальцев увели- чивались абсолютные размеры животных (от размера лисицы до современной лошади), осуществился переход от всеядности к ис­ключительной травоядности, изменилось строение зубной систе­мы и др. На все это ушло до 60 - 70 млн лет. Филогенетические ряды могут рассматриваться как прямые доказательства эволюции. Переходные формы. Наличие филогенетических рядов не могло служить объяснением для происхождения групп высокого систе­матического ранга. Противники эволюции жизни на Земле счита­ли возникновение таких групп результатами соответствующих «ак- тов творения». С этой точки зрения особый интерес представляют ископаемые переходные формы, сочетающие в себе одновременно как признаки древних, так и более эволюционно молодых групп, относящихся к таксономическим (систематическим) категориям высокого ранга.

В качестве переходных групп могут быть рассмотрены семен­ные папоротники (переходная форма между папоротникообраз­ными и голосеменными), ихтиостеги (переходная форма между пресноводными кистеперыми рыбами и земноводными), которых шведский палеонтолог Ярвик образно назвал «четвероногими ры­бами» (рис. 3.15).

5. Биогеографические данные. Биогеография изучает закономерно­сти распространения и распределения растений и животных на земном шаре. Своеобразие флоры и фауны Австралии, Новой Зе­ландии, Южной Америки, Мадагаскара и океанических островов, сходство фауны Северо-Восточной Азии и Северной Америки, Ев­ропы и Британских островов, различие фауны Северной и Южной Америки, Африки, Мадагаскара и т.д. - все это свидетельствует о длительной эволюции растительного и животного мира планеты. Причины сходства и различия флоры и фауны различных геогра­фических регионов - результат не только исторического развития растительного и животного мира, но и прежде всего тех геологи­ческих процессов (дрейф материков, образование островов, появ­ление и исчезновение «сухопутных мостов» между материками, островами и материками и т.д.), которые происходили в это вре­мя! А. Уоллес, основываясь на имеющейся в его распоряжении ин-формациио расщюстранении животных, выделил 6 биогеографи­ческих областей: Палеарктику, Неоарктику, Эфиопскую, Индо-малайскую, Неотропическую, Австралийскую (рис. 3.22).

Сравнение растительного и животного мира различных геогра­фических областей позволяет разобраться в их отдаленном про­шлом, предоставляет богатый материал, доказывающий эволю­цию живых организмов. Сходство фауны и флоры Северной Аме­рики и северо-востока Евразии объясняется наличием в недале­ком прошлом узкого перешейка («сухопутного моста») между ма­териками. Такой же мост существовал между Европой и Британ­скими островами. С другой стороны, длительная (десятки милли­онов лет) изоляция Южной Америки (Неотропическая область) от Северной (Неоарктическая область) привела, несмотря на су­ществование в настоящее время Панамского перешейка, к значи­тельным различиям флоры и фауны континентов. Взаимопроник­новение видов животных (опоссумы, броненосцы, дикобразы при­шли из неотропической области в Северную Америку; олени, мед- веди, лисы и др. проникли в Неотропики с севера) не изменило характерного (своеобразного) облика фауны Южной и Северной Америки. Еще большим своеобразием отличается животный мир Австралии, которую по праву называют царством сумчатых! Авст­ралия обособилась от Южной Азии более 100 млн лет назад, когда еще не было плацентарных млекопитающих. Разнообразие сумча­тых - результат эволюции в условиях длительной географической изоляции.

Особый интерес с точки зрения изучения эволюции представ­ляют острова. Материковые острова (например, Британские ост­рова) имеют фауну и флору, близкую к материковой. Но длитель­ная изоляция острова ведет к ослаблению материковых связей и повышает своеобразие его фауны. Уникальность природы Мада­гаскара, ее отличие от природы Африканского континента сложи­лась в результате длительной географической изоляции острова, отделившегося от материка еще в мезозое. Поэтому на Мадагаска­ре нет слонов, жирафов, бегемотов, львов, гиен, леопардов, стра­усов, зебр, антилоп и прочих представителей фауны Эфиопской области. Высоким процентом эндемичных форм (форм, которые больше нигде не встречаются) характеризуются океанические ос­трова. В целом их видовой состав беден (ущербность фауны и фло­ры). Например, на таких островах отсутствуют наземные млекопи­тающие, амфибии, т.е. целые группы видов, не способные пре­одолевать значительные водные пространства. Для фауны и флоры океанических островов большое значение имеет явление случай­ного заноса животных (птицы, насекомые, рептилии, последние могут преодолевать водные преграды на стволах деревьев) и семян растений. На островах процесс эволюции в условиях их длитель­ной географической изоляции, в отсутствие генетических связей с материнскими популяциями, формируется эндемичная флора и фауна. Так, на Галапагосских островах эндемизм среди птиц до­стигает почти 80 % (82 вида из 108). А знаменитые галапагосские, или дарвиновы, вьюрки (14 видов) стали первым примером влия­ния изоляции на видообразование|_Ч. Дарвин обратил пристальное внимание на строение клювов у различных видов вьюрков и, про­ведя исследования, пришел к заключению, что формы клювов сформировались в зависимости от состава поедаемых кормов и спо­собов их добывания. (Исследования ученых последующих поколе­ний (Д.Лэк, Э. Майр) показали, что все дарвиновы вьюрки про­изошли от одного общего материкового предка и случилось все это в результате процесса адаптивной радиации, т. е. в результате расхождения (дивергенции) форм от исходной предковой в ходе приспособительной эволюцииЛЭффект адаптивной радиации так­же наглядно демонстрируется на гавайских цветочницах - энде­мичной группе птиц, обитающей на Гавайских островах. Известно около 40 видов этих птиц, включая вымершие формы.

Лекция. Макроэволюция. Главные направления эволюции .

1. Ароморфоз

2. Идиоадаптация.

3. Общая дегенерация

4. Прогресс и регресс эволюции

1.Под аромор­фозом , или морфофизиологическим прогрессом, понимается дос­тижение биологического прогресса путем повышения общего уров­ня организации живых организмов. Примерами главнейших аро-морфозов служат: переход к многоклеточное™; эволюционные пре­образования основных систем органов у позвоночных (кровенос­ной, нервной, дыхательной и других систем); приобретение выс­шими позвоночными механизмов физической и химической тер­морегуляции. Однако не всегда корректно противопоставлять вы­сокую организацию низкой (об этом писал еще Ч.Дарвин): напри­мер, пойкилотермные организмы (те же насекомые, моллюски) и без повышения соответствующей организации находятся на вер­шине биологического прогресса. То же можно сказать и об одно­клеточных организмах. Ароморфоз в мире растений - это переход от спор к размножению семенами, переход от голосеменных к по­крытосеменным.

2.Идиоадаптации представляют собой частные приспособления видов, не связанные с изменениями уровня их биологической орга­низации и позволяющие им приспособиться к конкретным усло­виям среды. Например, в пределах класса млекопитающих без вся­кого изменения уровня организации сформировались различные по образу жизни группы животных: воздушные (рукокрылые), вод­ные (китообразные), роющие (кроты, цокоры, слепыши и др.), лазающие (обезьяны, ленивцы и др.), бегающие (копытные и др.) и т.д. (рис. 3.24, 3.25). Для всех этих групп млекопитающих харак­терны гомойотермность (относительная независимость температу­ры тела от окружающей среды), живорождение, выкармливание детенышей молоком, т.е. черты, общие для всего класса. Примеры покровительственной окраски и формы, отмечающиеся у самых раз­личных животных, также должны быть отнесены к частным при­способлениям, или идиоадаптациям. К идиоадаптациям относятся конкретные приспособления к условиям существования у дарвиновых вьюрков.

У растений примерами идиоадаптаций являются многообраз­ные приспособления цветка к опылению ветром, насекомыми, птицами, приспособления к распространению плодов и семян (с помощью ветра, воды, животных).

Асцидии, ведущие во взрослом состоянии сидячий образ жиз­ни, утратили хорду, органы передвижения; их органы чувств и нервная система в ходе метаморфоза дегенерировали. И лишь по личиночной стадии, имеющей хорду, удалось установить принад­лежность асцидий к типу хордовых.

Для пещерных обитателей (пещерные рыбы, хвостатые земно­водные - протеи) характерны редукция или даже полная утрата органов зрения, снижение или отсутствие пигментации.

Генетической основой упрощения уровня, организации счита­ют мутации. Так, известны мутации, вызывающие рудиментарность органов (например, недоразвитие крыльев у насекомых) или снижающие степень пигментации покровов (например, возник­новение альбинизма у млекопитающих). При благоприятных усло­виях такие мутации могут прогрессивно распространяться в попу­ляциях.

Соотношение путей эволюции. Из всех рассмотренных путей до­стижения биологического прогресса наиболее редки ароморфозы, поднимающие ту или иную систематическую группу на качествен­но новый, более высокий уровень развития. Ароморфозы опреде­ляют переломные пункты, новые этапы развития жизни на Земле, открывают для групп, подвергшихся соответствующим морфо-физиологическим преобразованиям, новые возможности в освое­нии внешней среды. Иногда это совершенно новая среда (напри­мер, выход позвоночных на сушу). В дальнейшем эволюция группы идет по пути идиоадаптаций.

4. Прогресс и регресс в эволюции. Органический мир Земли разви­вался от простого к сложному, от низших форм к высшим, что является прогрессивным развитием. Но это не единственное из возможных направлений эволюции. Крупный отечественный био­лог-эволюционист А. Н.Северцов (1866-1936) разработал теорию морфофизиологического и биологического прогресса и регресса (рис. 3.23).

Биологический прогресс - это победа вида (или иной системати­ческой единицы) в борьбе за существование. Основные признаки биологического прогресса - стабильное увеличение численности и расширение занимаемого ареала. Расширение ареала вида при­водит, как правило, к образованию новых популяций. По опреде­лению, примерами биологического прогресса служат представи­тели типов простейших, моллюсков, членистоногих (различные виды и даже целые отряды насекомых - двукрылые, жесткокры­лые и др.), хордовых (отдельные группы рыб, птиц - например, воробьинообразные, млекопитающих - например, грызуны и др.). Ошибочно полагать, что в состоянии биологического прогресса находятся только классы птиц и млекопитающих. Следует помнить, что далеко не все группы птиц и млекопитающих иллюстрируют собой биологический прогресс. Он достигается различными путя­ми, которые не всегда связаны лишь с повышенным уровнем орга­низации систематических групп.

Биологический регресс характеризуется альтернативными призна­ками: снижением численности, сокращением ареала, снижением внутривидовой дифференциации (например, снижением популя-

ционного разнообразия). В конечном счете биологический регресс может привести к вымиранию вида. В типе хордовых приме­рами естественного биологического регрес­са служат: двоякодышащие и кистеперые рыбы (кл. Костные рыбы); гаттерия, кро­кодилы, слоновые черепахи (кл. Рептилии); киви, некоторые виды журавлей (напри­мер, американский журавль), аистов (кл. Птицы); яйцекладущие, неполнозубые, хо­ботные (кл. Млекопитающие). Основной причиной биологического регресса явля­ется отставание в эволюции группы от ско­рости изменений окружающей среды.

Ускоренная трансформация окружаю­щей природной среды вследствие антро-Алексей Николаевич погенного фактора, прямое преследование Северцов и истребление переводят целый ряд видов и групп животных в состояние биологического регресса и даже ставят некоторые из них на грань вымирания: хищные птицы (ка­лифорнийский и андский кондоры, филиппинский орел и др.), большинство видов журавлей (стерх, черный журавль и др.), аф­риканские страусы, казуары, эму, нанду, гавайские цветочницы, попугаи (72 вида), китоглав (отр. Листообразные), крупные кито­образные (синий кит, финвал и др.), слоны, носороги, львы, тиг­ры, гепарды, снежный барс, некоторые виды медведей, челове­кообразные обезьяны и многие другие.

Макроэволюция – процесс образования новых семейств, отрядов, классов и типов, а также других надвидовых систематических единиц (таксономических групп живых существ). Микроэволюция – сложнейший эволюционный процесс возникновения нового вида. При этом новый вид превращается в обособленную совокупность организмов. Микроэволюцию называют надвидовой эволюцией, в ходе которой виды еще больше обособляются друг от друга, образуя более крупные систематические группы. Так, виды пшеница твердая и пшеница мягкая образуют род пшеница, а в свою очередь пшеница, рожь, ячмень и другие злаки составляют семейство злаковые. Все представители семейства произошли от какого-то одного общего предка в результате микроэволюции, осуществленной в популяциях этого предка. Для воссоздания процесса макроэволюции одновременно используются данные сравнительной анатомии, палеонтологии и эмбриологии

Доказательства макроэволюции:

1. Эмбриологические – зародыши организмов многих систематических групп сходны между собой, причем, чем ближе организмы, тем до более поздней стадии развития сохраняется сходство зародышей. Биогенетический закон – каждая особь в онтогенезе (индивидуальном развитии) повторяет зародышевые стадии своих предков в филогенезе (эволюционном развитии).

2. Палеонтологические – найдены ископаемые переходные формы между многими систематическими группами. Для некоторых видов построены филогенетические ряды – последовательности предков.

Направление макроэволюции:

1. Ароморфоз

Приспособительное изменение общего значения, повышающее уровень организации и жизнеспособность особей, популяций видов. Усложнение организации, которое сохраняется при дальнейшей эволюции и приводит к возникновению новых крупных систематических групп

возникновение автотрофного питания у растений

появление побеговых растений, семенного размножения

возникновение у животных скелета, теплокровности, свободных конечностей

живорождение, вскармливание детенышей молоком

3. Идиодиптация

Частные приспособительные изменения, полезные в данной среде обитания и возникающие без изменения общего уровня организации. Возникают после ароморфоза, когда группа организмов заняла новую среду обитания и начались приспособительные изменен ия у о тдельных популяций

различные формы тела рыб

оперение у птиц

приспособления к опылителям у цветковых растений

4. Дегенерация

Приспособительные изменения организмов, приобретаемые путем понижения уровня общей организации – упрощения строения и функций

у кротов редуцированы глаза

МАКРОЭВОЛЮЦИЯ, ЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Цель: познакомить с макроэволюцией и ее доказательст-вами - палеонтологическими, эмбриологическими и другими.

Оборудование: рис учебника «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных», рис., образцы, де-монстрирующие формы сохранности ископаемых растений и животных.

Ход урока

I . Проверка знаний.

1. Тестирование.

Заполните пробелы в нижеприведенных фразах.

1) Микроэволюцией называют эволюционные изменения, протекающие на... уровне

2) Различают две основные формы видообразования: ... и...

3) Репродуктивная изоляция связана с прекращением обмена... между двумя...

4) Генетическая дивергенция означает... генов

5) Форма видообразования, связанная с расширением ареала исходного вида, называется...

6) Современные виды ландыша возникли в результате....

7) Зарождение в рамках исходной популяции новой формы называется...

8) Симпатрическое видообразование имеет две формы: ... и...

9) Пять видов синиц образовались в результате... видообра-зования, а полиплоидный картофель -- в результате... видообра-зования.

10) Образование новых видов в результате хромосомных пе-рестроек может происходить в популяциях...

2. Письменный ответ. Задание.

Из приведенного перечня выберите факторы, способству-ющие видообразованию, и обоснуйте свой выбор: малочисленность вида, многочисленность вида, сравнительно однообразные условия существования, разнообразные условия существования, маленький ареал, большой ареал, острая борьба за существова-ние, относительно слабая борьба за существование, изоляция, дивергенция.

3. Письменный ответ. Задание.

Запишите последовательность событий при географическом видообразовании.

1) Расселение на новые территории за пределами ареала.

2) Отбор в новых условиях среды.

3) Географическая изоляция между популяциями.

4) Образование новых видов.

5) Возникновение подвидов.

6) Биологическая изоляция.

4. О тветы по вопросам в конце § 60, № 2, 3, и выполнение задания, отмеченного знаком

II . Изучение нового материала.

1. Макроэволюция.

Этим понятием обозначают происхождение надвидовых так-сонов (родов, отрядов, классов, типов, отделов).

В общем смысле макроэволюцией можно назвать развитие жизни на Земле в целом, включая и ее происхождение. Макроэволюционным событием считается также возникновение чело-века. Между микро- и макроэволюцией нельзя провести резкую границу, потому что процесс микроэволюции, вызвавший ди-вергенцию, продолжается без какого-либо перерыва и на макро-эволюционном уровне внутри вновь возникших форм. Отсутствие принципиальных различий в протекании микро- и макроэволюционного процессов позволяет рассматривать их как две стороны единого эволюционного процесса.

2. Палеонтологические доказательства макро-эволюции.

Палеонтологические данные позволяют узнать о раститель-ном и животном мире прошлого, реконструировать облик вы-мерших организмов, обнаружить связь между древнейшими и современными представителями флоры и фауны. Сопоставление ископаемых остатков из земных пластов разных геологических эпох позволяет установить последовательность возникновения и развития разных групп организмов. Например, в самых древних пластах находят остатки представителей типов беспозвоночных животных, а в более поздних пластах - уже и остатки хордовых. В еще более молодых геологических пластах содержатся остатки животных и растений, относящихся к видам, похожим на со-временные.

Палеонтологами были обнаружены формы организмов, со-четающие признаки более древних и более молодых групп. Та-кие ископаемые переходные формы служат доказательством эволюции, поскольку свидетельствуют об исторической связи разных групп организмов. Например, ископаемая первоптица археоптерикс - связующее звено между рептилиями и птицами. Археоптерикс имеет, как и рептилии, длинный хвост, несрос-шиеся позвонки, развитые зубы; как птица, он покрыт перьями, имеет крылья, частично пневматичные кости.

Другими примерами переходных форм являются кистеперые рыбы, связывающие рыб с вышедшими на сушу земноводными, семенные папоротники переходная форма между папоротни-ковидными и голосеменными.

Доказательством эволюции служат и палеонтологические ряды. Палеонтологами были найдены остатки ранее живших ви-дов, которые связаны между собой родством, то есть свидетель-ствовали о происхождении одних видов от других.

Русский ученый В. О. Ковалевский, исследуя историю раз-вития лошади, показал, что современные однопалые животные происходят от мелких пятипалых всеядных предков, живших в лесах 60-70 млн лет назад. Изменение климата Земли повлекло за собой сокращение площадей лесов и увеличение площадей степей. Животные оказались в новых условиях. Преобразование конечностей - уменьшение числа пальцев от пяти до одного - возникло в связи с необходимостью защиты от хищников и пе-редвижения на большие расстояния в поисках пищи. К насто-ящему времени установлены палеонтологические ряды в эволю-ции слонов, носорогов, китов.

3. Эмбриологические доказательства.

В пользу эволюции органического мира говорят данные эм-бриологии. Эмбриологами было обнаружено и изучено сходство начальных стадий эмбрионального развития животных. Все многоклеточные животные развиваются из одной оплодотво-ренной яйцеклетки, В процессе индивидуального развития они проходят стадии дробления, бластулы, гаструлы, образования трехслойного зародыша, формирования органов из зародыше-вых листков. Сходство зародышевого развития животных сви-детельствует о единстве их происхождения.

О сходстве эмбриональных стадий у всех позвоночных сви-детельствует закладка жаберных дуг, одинаковая форма тела, наличие хвоста, зачатков конечностей. Во многом аналогично на этих стадиях внутреннее строение зародышей: сначала заклады-вается хорда, кровеносная система с одним кругом кровообра-щения (как у рыб), одинаковое строение почек. По мере разви-тия сходство между зародышами уменьшается. Все более четко начинают проявляться черты организации тех классов, к кото-рым животные принадлежат. У наземных животных зарастают жаберные карманы, у зародыша человека особенно сильно раз-вивается головной отдел, включающий мозг, формируются пя-типалые конечности.

По ходу эмбрионального развития последовательно идет расхождение признаков зародышей, приобретающих черты, ха-рактеризующие класс, отряд, род, вид, к которому они принад-лежат. Эта закономерность в развитии зародышей указывает на их родство, происхождение от одного ствола, который в ходе эволюции распался на множество ветвей.

4. Сравнительно-анатомические доказательства.

Для изучения сравнительно-анатомических доказательств эволюции необходимо обратиться к понятиям «гомология» «рудименты», «атавизмы». Гомологичными называются органы имеющие одинаковый план строения, развивающиеся из сход-ных зачатков и одинаково расположенные, но выполняющие разные функции. Гомология указывает на общность происхож-дения обладающих ею организмов, различия в строении гомоло-гичных органов - результат дивергенции.

Главный признак аналогии - сходство функций вне связи со строением и происхождением. Аналогичные органы - результат конвергенции. Наличие аналогичных органов не свидетельству-ет о тесном родстве обладающих ими организмов.

Рудименты недоразвитые органы, утратившие в ходе эво-люции свои биологические функции.

У некоторых особей рудименты могут развиваться в органы нормальных размеров. Такой возврат к строению органа предковых форм называют атавизмом. Изучение атавистических признаков позволяет воссоздать строение гомологичных орга-нов у предков.

III . Закрепление.

Вспомните и перечислите признаки сходства всех классов позвоночных животных. Чем они объясняются?

Рассмотрите рисунок 153-154; 156-157; 158-159 в учебнике В.К.Шумного. Какие признаки в фи-логенетическом ряду копытных наиболее сильно подверглись действию естественного отбора? В чем значение палеонтологи-ческих исследований.

Какой вклад в эволюционную теорию вносят эмбриологи-ческие исследования?

Домашнее задание: § 54,55,56,57.

СИСТЕМА РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ - ОТОБРАЖЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

Цели: продолжить знакомство с доказательствами макро-эволюции на примере современной системы растений и живот-ных; сформировать представление о принципах современной классификации.

Ход урока

I . Проверка знаний.

1. Тестирование.

В нижеприведенных предложениях заполните пробелы.

1) Макроэволюция - -... эволюция

2) Макроэволюция, как и микроэволюция, носит... характер

3) Палеонтология изучает... организмов

4) ... находки позволяют реконструировать внешний облик организмов

5) Археоптерикса с пресмыкающимися сближает длинный...

6) Ряды видов, последовательно сменяющихся друг друга,

называются...

7) Ископаемые формы, сочетающие признаки... и более... групп высокого систематического ранга, называются...

8) Все многоклеточные животные развиваются из …….. яйцеклетки

9) Сходство зародышевого развития животных свидетельст-вует о... происхождения

10) Крыло птицы и бабочки являются примером... органов

2. Письменный ответ по карточке. Задание.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика этапов эволюционного процесса».

3. Письменный ответ. Задание.

1) Внимательно прочтите текст и рассмотрите рисунок (че-реп саблезубого тигра).

Палеонтологу известно, что размеры тела и длина клыков саблезубых тигров постепенно увеличивались к периоду их вы-мирания. Учитывая это, можно ли предположить, что:

а) в это время происходило потепление климата и саблезубые тигры широко расселились на Земле;

б) условия существования этих животных ограничивались своеобразными узкими пределами;

в) крупные тигры с длинными клыками уничтожили всех более мелких;

г) одностороннее развитие некоторых органов указывает на крайнюю специализацию, результатом чего может быть выми-рание;

д) количество наследственных изменений у саблезубых тиг-ров в сторону увеличения длины клыков постоянно росло?

2) Объясните, почему одни предположения правильны, а дру-гие -- нет.

4. Ответы по вопросам в конце §54,55,56,57 Ш.

II . Изучение нового материала.

1. Актуализация знаний учащихся.

Кем разработаны основы современной классификации ор-ганизмов?

Перечислите систематические группы животных и расте-ний, известных вам из курса зоологии, ботаники.

2. Систематические группы.

Данные систематики используют для доказательства эволю-ции, так как они устанавливают родство между таксонами.

В современной систематике организмы распределяются по ряду систематических категорий: вид, род, семейство, отряд (порядок для растений), класс, тип (отдел для растений) и др.

Каждая высшая систематическая категория, начиная от рода, объединяет группы, стоящие по рангу ниже и имеющие общего предка. Род объединяет виды, произошедшие от одного предка и оказавшиеся в результате борьбы за существование и естествен-ного отбора способными существовать и успешно размножаться в различных географических и экологических условиях.

Признаки (критерии), на основании которых близкие виды объединяются в роды, хорошо видны на примере дарвиновских вьюрков. На Галапагосских островах вьюрки представлены тре-мя родами: земляные, древесные и славковые. Земляные вьюрки гнездятся в засушливой зоне и кормятся большей частью на от-крытых местах, древесные гнездятся в засушливой зоне и пита-ются на деревьях; славковые занимают разные местообитания.

Главный признак, по которому различают виды вьюрков, -строение клюва, тесно связанное с особенностями питания. На цветках кактуса питается кактусовый земляной вьюрок, у кото-рого длинный клюв и расщепленный язык. У большого земляно-го вьюрка толстый, массивный клюв, отлично справляющийся с крупными семенами. Дятловый, древесный, вьюрок получил свое название за прямой, как у дятла, клюв, которым он долбит древесную кору, ползая вверх и вниз по стволу. Отсутствие длинного языка он восполняет кактусовой иглой или веточкой, удерживая ее в клюве и выковыривая насекомых из отверстия в коре, которое выдолбил. Все виды дарвиновских вьюрков не скрещиваются; некоторые виды образуют подвиды - - значит, ви-дообразование продолжается. Все виды вьюрков произошли от одного исходного вида.

3. Принципы современной классификации.

Основы научной систематики заложил еще в XVIIIв. К. Лин-ней. Принципы классификации Линнея действуют и ныне.

В любом видовом названии присутствует имя рода. Род объ-единяет наиболее близкие виды организмов. Выделяют, напри-мер, такие роды, как кошки, лошади, дубы и т. д. Первоначально для видового названия к имени рода прибавлялись фразы, кото-рыми описывались характерные видовые признаки. Например, дуб красный назывался «дуб с листьями, имеющими глубокие прорези, оканчивающимися волосоподобными зубчиками». Позднее, после работ Линнея, укоренилось двойное, или бино-минальное, название видов. Первое слово представляет собой имя рода, второе название вида. Например, Дуб красный. Со-бака домашняя.

Современная система классификации учитывает признаки родства видов как с ныне живущими, так и с уже вымершими. Каждая таксономическая категория соответствует группе орга-низмов, которые имеют общего предка. Такая система класси-фикации отражает естественную общность организмов и поэтому называется естественной. Естественные классификации по-зволяют предсказывать наличие у организмов тех или иных свойств в зависимости от их положения в системе.

Взаимоотношения между основными группами современных организмов, сложившиеся в процессе эволюции, представляют собой подобие ветвей могучего дерева. Родословное древо в це-лом и его ветвление отчетливо выявляют общий характер мак-роэволюции: развитие живых существ от менее сложных к более сложным, дивергентный и приспособительный характер эво-люции.

III . Закрепление.

Фронтальная письменная работа. Задание.

Заполните таблицу «Развитие кровеносной системы у позво-ночных».

Домашнее задание: § 75.

ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Цели: сформировать понятие о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции; познакомить с типами эволюционных изменений.

Ход урока

I . Изучение нового материала.

1.Типы эволюционных изменений.

Параллелизм это процесс эволюционного развития в сход-ном направлении двух или нескольких первоначально дивергировавших групп. Например, палеонтологи очень часто обнару-живают синхронный параллелизм, то есть независимое приобре-тение сходных черт родственными, но живущими в разное вре-мя организмами. Примером может служить развитие саблезубости у представителей разных подсемейств кошачьих.

Конвергенция - процесс эволюционного развития двух и бо-лее неродственных групп в сходном направлении. Конвергенция обусловлена одинаковой средой обитания, в которую попадают неродственные организмы. Классическим примером конвер-гентного развития является возникновение сходных форм тела у акулы, ихтиозавра, дельфина. При конвергентном развитии сходство между неродственными организмами бывает всегда только внешним.

Дивергенция представляет собой независимое образование различных признаков у родственных организмов. В основе ди-вергенции лежит экологическая дифференциация вида на само-стоятельные ветви. При дивергенции сходство между организ-мами объясняется общностью их происхождения, а различия приспособлением к разным условиям среды.

Примером дивергенции форм является возникновение раз-нообразных по морфофизиологическим особенностям вьюрков от одного или немногих предковых видов на Галапагосских островах. Расхождение внутривидовых форм и видов по разным местообитаниям определяется конкуренцией в борьбе за одина-ковые условия, выход из которых и заключается в расселении по разным экологическим нишам.

2. Главные направления эволюции.

Развитие живой природы шло от простого к сложному и имело прогрессивный характер. Наряду с этим происходило приспособление видов к конкретным условиям жизни, осущест-влялась их специализация. Биологический прогресс достигается различными путями. А. Н. Северцов назвал их главными на-правлениями эволюционного прогресса. В настоящее время вы-деляют следующие пути биологического прогресса: ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации.

Ароморфоз - главный путь достижения биологического про-гресса. Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, повышающих уровень организации живых существ. Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и ес-тественного отбора и являются приспособлениями широкого значения. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания. Путем ароморфоза возникают в процессе эволюции крупные систематические группы рангом выше семейства.

К ароморфозам у животных можно отнести появление жи-ворождения, способности к поддержанию постоянной темпе-ратуры тела, возникновение замкнутой системы кровообра-щения, а у растений - появление цветка, сосудистой системы, способности к поддержанию и регулированию газообмена в листьях.

Ароморфозам А. Н. Северцов противопоставлял идиоадап-тации - частные приспособления видов, позволяющие освоить специфические условия среды. В отличие от ароморфозов идиоадаптации открывают перед организмами возможность биологического прогресса без повышения уровня биологиче-ской организации. Например, благодаря формированию раз-личных идиоадаптации млекопитающие смогли распростра-ниться не только в различных географических зонах (от тропиков до ледяных пустынь), но и освоить самые разнообраз-ные условия среды (на поверхности суши, в воде, почве, час-тично в воздухе). Это существенно снизило конкуренцию ме-жду видами за пищу, места обитания, причем уровень органи-зации остался тем же.

Обычно мелкие систематические группы виды, роды, се-мейства в процессе эволюции возникают путем идиоадаптации.

Идиоадаптация так же, как и ароморфоз, приводит к увели-чению численности вида, расширению ареала, ускорению видо-образования, то есть к биологическому прогрессу.

Типичные идиоадаптации у животных особенности строе-ния конечностей (например у крота, копытных, ластоногих), особенности клюва (у хищных птиц, куликов, попугаев), при-способления придонных рыб (у скатов, камбаловых), покрови-тельственная окраска у насекомых. Примерами идиоадаптации у растений могут служить многообразные приспособления к опы-лению, распространению плодов и семян.

Общая дегенерация.

Ч. Дарвин отмечал, что способность организмов выживать в борьбе за существование вовсе не обязательно должна быть свя-зана с более высокой организацией. Какие преимущества, на-пример, могли бы получить инфузории или земляной червь из более высокой организации, чем они имеют? Условия жизни этих организмов относительно постоянны, они хорошо приспо-соблены каждый к своей среде. Вот почему естественный отбор не совершенствовал их в сторону прогрессивного усложнения. Более того, при упрощении условий среды организмы утрачи-вают часть признаков развиваются по пути общей дегенера-ции, ведущей к упрощению организации. Это соответствует дарвиновскому учению, согласно которому эволюция заключа-ется в выживании наиболее приспособленных, а не более высо-коорганизованных.

Многие современные виды охвачены биологическим про-грессом. Например, заяц-русак. Сейчас известно около 20 его видов.

В природе наблюдается и биологический регресс. Он харак-теризуется чертами, противоположными биологическому про-грессу: уменьшением численности, сужением ареала, уменьше-нием числа видов, популяций. В итоге регресс часто ведет к вы-миранию вида. В процессе эволюции исчезли древние папорот-никообразные, многие группы растений и животных.

Деятельность человека является мощным фактором биоло-гического прогресса одних видов, нередко вредных для него, и биологического регресса других, нужных и полезных ему. На-пример, появление насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых к действию лекарств, бурное развитие сине-зеленых водорослей в сточных водах. При посевах человек вторгается в живую природу, уничтожает на больших площадях множество диких популяций, заменяя их ис-кусственными. Усиленное истребление человеком многих видов ведет к их биологическому регрессу, который грозит им выми-ранием.

3. Соотношение путей эволюции.

Из всех рассмотренных путей достижения биологического прогресса наиболее редки ароморфозы, поднимающие ту или иную систематическую группу на качественно новый, более высокий уровень развития.

Ароморфозы можно рассматривать как переломные пунк-ты развития жизни. Для групп, подвергнувшихся соответст-вующим морфофизиологическим преобразованиям, открыва-ются новые возможности в освоении внешней среды.

За каждым ароморфозом следует множество идиоадаптаций, которые обеспечивают более полное использование всех име-ющихся ресурсов и освоение новых местообитаний.

II. Практическая работа. Задание.

Используя учебники ботаники или зоологии, выполни в тетрадях предложенные задания, указанные в карточках.

Карточка 1.

Заполните таблицу «Главные направления органической эволюции».

Направление эволюции

Биологический прогресс процветание, опреде-ленное относительно высокими темпами эволю-ции, при которых приспособленность организ-мов возрастает. Объективным показателем био-логического прогресса является увеличение чис-ленности, ведущее к расселению и расширению ареала.

(И. Шмалъгаузен.)

Биологический регресс снижение приспособ-ленности организма. Организм отстает в темпах эволюции от изменений во внешней среде и в особенности от темпов эволюции и распростра-нения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа видов идет

навстречу вымиранию.

(И. Шмалъгаузен.)

Карточка 2.

Заполните таблицу «Сравнительная характеристика главных направлений эволюции органического мира».

Карточка 3.

Используя знания из курса зоологии, приведите убедитель-ные доводы против теории Ж.-Б. Ламарка о «врожденном стремлении к прогрессу».

Карточка 4.

Приведите примеры, подтверждающие, что прогресс в об-щей организации всегда оказывался связанным с регрессом (не-доразвитием отдельных органов или частей тела).

Карточка 5.

Почему повышение уровня организации - главный, но не единственный путь эволюции? Ответ подтвердите примерами.

Домашнее задание: § 73,74 повторить § 52-69.

Первая наша задача – сформировать понятие «макроэволюция» и сравнить с понятием «микроэволюция» (Слайды 3, 4)
Различие макроэволюции и микроэволюции:
Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т.д.)
Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.
Сходство макро- и микроэволюции:
– В основе лежат процессы: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, изоляции.
– Носят дивергентный характер.
Наука располагает множеством доказательств, свидетельствующих о реальности макроэволюционных процессов .
Группы доказательств эволюционного процесса: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические (морфологические),молекулярно-биологические и цитологические, биогеографические (Слайд 5)
Работа по терминами . (Слайды 6, 7)
Что изучают науки?
Палеонтология, эмбриология, сравнительная анатомия, молекулярная биология, биогеография
Что обозначают термины?
Онтогенез, филогенез, дивергенция, конвергенция, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы, эндемики, реликты
Учитель дает задания группам. (Презентация, Слайд 8)
Задания.
1. Используя учебник А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» 10-11 кл § 61, (дополнительно) учебник Д.К. Беляева «Общая биология» 10-11 кл § 41 и материалы, лежащие на столах найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете.
I группа – палеонтологические доказательства эволюции;
II группа – эмбриологические доказательства эволюции
III группа – сравнительно-анатомические доказательства эволюции;
IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции;
V группа – биогеографические доказательства эволюции.
2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.
3. Работа группы оценивается в баллах (группы получают жетоны):
Учитель делает установку на заполнение таблицы.
(Слайд 9)
После каждого выступления группы учитель демонстрирует доказательства эволюции, используя УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и Презентацию и подводит итог работы группы.
Палеонтологические доказательства эволюции:
(УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Слайд 2-5, урок 7, Слайды 22-24);
– наличие ископаемых остатков;
– наличие переходных форм;
– наличие филогенетических рядов (лошади)
Эмбриологические доказательства эволюции:
(УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» Слайды 6-8, урок 7);
– закон зародышевого сходства;
– биогенетический закон.
Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции: (Слайды 12-19)
– клеточное строение организмов;
общий план строения позвоночных;
– наличие гомологичных и аналогичных органов;
– наличие рудиментов и атавизмов;
– наличие ныне живущие промежуточные формы
Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции: (Слайды 20-21)
– элементарный химический состав;
– строение и функции органических молекул;
– аккумулятор энергии – молекулы АТФ;
генетический код (универсален);
– биосинтез белка;
– строение и функция органоидов клетки;
– деление клеток (митоз и мейоз).
Биогеографические доказательства эволюции. (Слайды 25-32)
А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете.

Вопросы:

1. Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
2. Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?
3. Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?
4. Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?
5. Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных, крупных хищников, высших обезьян?
Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики).
Учитель: Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции.
Вопрос: Почему океанические острова очень бедны, по сравнению с материковыми островами?
Являются результатом случайного занесения некоторых видов птиц, рептилий, насекомых, семян растений, спор, которые смогли преодолеть водные преграды и занестись с помощью ветра, воды, птицами. Представители таких видов, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 и 8 видов рептилий эндемичны
На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток, принадлежащих к одному роду.
Распределение животных и растений по поверхности планеты и их группировка в биогеографические зоны отражает процесс исторического развития Земли и эволюции органического мира.
Вывод: (Слайд 33)
Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db

Действие повести происходит в 1840-х годах в Петербурге. Главный герой – Мечтатель. Ему 26 лет, и он уже 8 лет живет в этом городе в доходном доме в самой дешевой грязной комнате, стены которой покрыты копотью, а по углам висит паутина. Мечтатель – мелкий чиновник и после работы он очень любит гулять по улицам города, любуясь его домами, среди которых у него уже есть «друзья». А вот среди людей хороших друзей у Мечтателя нет.

Однажды, возвращаясь домой после прогулки, он слышит женские рыдания и видит на берегу канала хрупкую фигурку девушки. Он решает узнать у нее, что произошло, но она пугается и убегает. Но встрече и знакомству все же суждено было состояться – к девушке пристает пьяный похожий и Мечтатель, набросившись на него с палкой, побуждает его к бегству. Он рассказывает девушке о том, что никогда до этого не общался с женщинами, и поэтому робеет. Но и девушке нужен кто-то, кто может выслушать ее и понять. Поэтому молодые люди договариваются о встрече на этом же месте на следующий день.


Следующий вечер Настенька и Мечтатель провели, рассказывая друг другу свои истории. Мечтатель долго говорил ей о том, о какой жизни он грезит – о жизни, полной приключений и волшебства, о той жизни, о которой он читал в книгах. Он рассказал ей, каким одиноким он чувствует себя, когда возвращается из своих грез в реальную жизнь. И Настенька, выслушав его, говорит о том, что теперь у него есть она, а значит, он уже не одинок.

Сама Настенька сирота, живет со старой бабушкой в небольшом доме. Бабушка слепа, и Настенька вынуждена проводить все время около нее. Год назад у них в доме комнату снимал молодой человек, который очень понравился Настеньке. Он тоже полюбил девушку и готов был на ней жениться, но у него не было денег. Поэтому он уехал ровно на год в Москву, и они договорились, что через год встретятся в 10 часов вечера на берегу канала. Год пошел 3 дня назад, но молодой человек так и не появился в условленном месте – поэтому Настенька так горько и рыдала, сидя на берегу. Мечтатель решает помочь девушке и берется передать письмо ее жениху, что и делает на следующий день. Вечером встреча Мечтателя и Настеньки не состоялась, так как шел сильный дождь. На следующий вечер, Мечтатель рассказывает Настеньке о том, что ему удалось передать ее письмо. Она взволнована и боится, что ее жених все равно не придет, и при этом начинает мечтать о будущей жизни. Мечтателю очень грустно слышать это, потому что он понимает, что и сам любит Настеньку. Вместе с тем он чувствует, что у него уже есть то, от чего он не может быть одиноким – ее дружба.


На следующий вечер жених так и не пришел, и Настенька делает вывод, что он ее бросил. Мечтатель хочет снова повидать того молодого человека, но Настенька возражает. И тогда он решается на признание, говоря, что любит ее. И в ответ слышит, что Настенька уже не любит своего жениха, так как он поступил с ней не благородно. Она может полюбить Мечтателя, если он даст ей немного времени, чтобы забыть старые чувства. Они еще долго мечтают о том, как будут жить вместе. И как раз в ту минуту, когда они прощаются, договорившись о следующей встрече, появляется жених Настеньки. Она радостно бросается к нему, и они уходят. На следующее утро Мечтатель получает письмо, в котором Настенька благодарит его за доброту, просит прощения и сообщает о том, что у нее скоро состоится свадьба. Он снова остается один, но в сердце у него уже не так пусто, как прежде.