Грамматический словарь большое как пишется. Грамматические словари, словари сочетаемости. Географический энциклопедический словарь


Урок 48
Печорин в системе мужских образов романа .

Дружба в жизни Печорина

…Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина - это веяние века.

2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?

3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и подтвердите каждое цитатой. (Максим Максимыч - удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин - безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).

2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

3. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).

2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?

3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

Для этого школьники сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина, наметят параллели между романом романтической поэмой «Мцыри» и поэзией Лермонтова.

Это поможет в подготовке к сочинению.
I . Споры о романтизме и реализме романа

«Герой нашего времени»

Проблемные вопросы

Черты какого художественного метода - романтизма или реализма - присущи роману «Герой нашего времени»?

Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?

Для ответов на эти вопросы нужно повторить характерные признаки изображения действительности в романтических и реалистических произведениях.

Для этого класс разбивается на сторонников или первой, или второй точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции.

Учитель может записать на доске в два столбика основные аргументы, затем пронумеровать их по степени важности и в окончательном виде составить обобщающую таблицу.


Черты романтизма и реализма

в романе «Герой нашего времени»


Черты романтизма

Черты реализма

1. Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью - главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» - говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)

1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей

2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов

2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу своих переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа

3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий

3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц

4. Печорин - личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина

4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется

Дракон. Как так?

Ланцелот. Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом...
Проблемные вопросы

Что общего в прозвучавшем диалоге и поэме Гоголя «Мертвые души»?

(У Шварца речь идет о «невидимых» душах. Гоголь создавал их видимыми, чтобы люди испугались, чтобы пробудились от мертвящего сна и постарались спастись, вернуть себе живые человеческие души.)

Для чего Гоголь стремился в первом томе воссоздать страшные, безнадежные, уродливые картины современной России, обнаружить со всей беспощадностью «пошлость пошлого человека»?

Чтобы ответить на второй вопрос, можно провести заочную экскурсию по губернскому городу N, обратить внимание на его улицы, рассмотреть вывески на домах, посетить присутственные места, губернаторский дом, трактир и гостиницу, в которой останавливался Чичиков. Это нужно, чтобы прийти к выводу, что город N, как и помещичьи усадьбы, символ «городского безделья», пустоты и пошлости.

Учащиеся могут рассказать о городе, выступив в роли экскурсоводов.


Темы заочных экскурсий по городу N

1. Гостиница города N (внешний вид, убранство комнат, цена за номер, общая зала, меню в трактире и т. д.).

2. На улицах города N (высота и цвет домов, магазины, бильярдная, харчевня, городской сад, афиши и т. д.).

3. «Визитные карточки» правителей города N: губернатора, вице-губернатора, полицмейстера, председателя палаты (внешний вид, любимое занятие, оценка Чичиковым их деятельности и др.).

4. Бал у губернатора (освещение дома и зала, одежда и внешний вид гостей, темы разговоров, карточные игры и др.).
Вопросы и задания к главе I

1. Каким вам видится город N с первых страниц поэмы? Докажите, что Гоголь рисует его с иронией.

2. Почему Гоголь подробно описывает краски и архитектуру города?

3. С какой целью Гоголь приводит читателя на бал к губернатору?

4. Какой смысл имеет сравнение гостей на балу у губернатора с мухами?

6. Как и о чем разговаривал Чичиков на обеде и вечере у полицмейстера и у председателя палаты, на обедах у откупщика и у прокурора?

7. Как понять слова Гоголя о Чичикове: «Приезжий во всем как-то умел найтиться...?

8. Каким город видится глазами Чичикова и каким глазами автора?

Приступая к обсуждению главы VII, следует выяснить:

Какой смысл в том, что глава начинается пространным лирическим отступлением о том, чем «счастлив писатель»?


Вопросы для анализа эпизода

1. В чем ирония Гоголя в описании присутственных мест? Почему описание канцелярских комнат дается глазами Чичикова и Манилова?

2. Докажите, что чиновники создают видимость работы, а на самом деле ничего не делают.

3. Как Иван Антонович кувшинное рыло берет у Чичикова взятку? В чем ирония автора?

4. Зачем Гоголь сравнивает Чичикова и его провожатого к председателю палаты с Данте и Вергилием?

5. Почему Гоголь называет деятельность чиновников священнодействием и принесением жертвы Фемиде?

6. Почему при оформлении купчей Чичиков не только не встречает препятствий, а чиновники даже помогают ему?

7. Что смутило Чичикова, когда он встретил у председателя Собакевича ?

8. Какую оценку дает чиновникам города Собакевич? («Они все даром бременят землю».)

9. Современны ли мысли Гоголя об общественном предназначении человека?


Индивидуальное задание

Найти в описании оформления Чичиковым купчей крепости аналогии с «Божественной комедией» Данте.


Вывод

Перед нами «храм» взяточничества, лжи и казнокрадства. Если в общей атмосфере города все окостенело, устоялось, омертвело до такой степени, что даже трудно представить себе возможность какого-нибудь движения, то в палате жизнь кипит. Но чиновники заботятся только о своем собственном благе, и чем выше чиновник, тем больше его «аппетит».

В описании храма Фемиды важнейшую роль играет комическое преломление образов «Божественной комедии». В этом якобы храме возрождается образ ада - хоть и опошленного, комического, но истинно русского ада. Самое страшное и самое трагическое заключается в том, что «мелкий бес» - палатный чиновник - почитал председателя солнцем и так благоговел перед его кабинетом, что «не осмелился занести туда ногу». В отличие от помещичьей жизни, где время застыло, жизнь города внешне кипит, клокочет. Но жизнь эта призрачна, это не деятельность, а пустая суета.

Анализ глав VIII, IХ, Х и «Повести о капитане Копейкине» можно организовать в группах.


Группа 1.

Класс:9

Урок 34

Дата:13.01.2017 г

Печорин в системе художественных образов романа. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер.

Цель:

Показать образ Печорина в системе художественных образов романа, в его взаимоотношениях с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером;

Развивать аналитическое, ассоциативное и образное мышление, память, речь;

Воспитывать гуманизм и нетерпимость к эгоизму, индивидуализму; формировать читательскую культуру учащихся.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

1. Беседа

Охарактеризуйте жанр романа «Герой нашего времени». В чем его своеобразие?

Каковы особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова? В чем заключается своеобразие его фабулы и сюжета?

Какие художественные задачи позволяет решить такая композиция?

Как бы вы объяснили смысл заглавия романа?

А существует ли, по вашему мнению, герой нашего с вами времени?

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Беседа

Сегодня наш урок будет посвящен главному герою романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Григорию Александровичу Печорину. И в самом начале разговора я хотела бы вас спросить: какие ассоциации вызывает у вас фамилия главного героя? Случаен ли ее выбор?

Фамилия главного героя романа напоминает нам о реке Печоре и тем самым ассоциативно подводит нас к образу Онегина – через название реки Онеги. И это не случайно. Что образ Печорина ориентирован на образ Онегина, заметил уже В.Г. Белинский («это Онегин нашего времени», «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»), а Б.М. Эйхенбаум обнаружил, что в рукописи «Княгини Лиговской» Печорин назван Евгением.

И, тем не менее, образ Печорина глубоко самобытен и своеобразен, в нем, помимо черт поколения, заключено и глубоко личностное, субъективное начало, присущее личности создателя Печорина, то есть самому Лермонтову. Образ Печорина так же глубок и полноводен, как сибирская река Печора. Впрочем, личность героя может стать гибельной темной бездной, пучиной глубоководной Печоры, где тонут и гибнут некоторые герои романа, ступившие на край этой на вид спокойной, но коварной широкой реки.

А теперь я попрошу вас, опираясь на текст романа, дать портретное описание Печорина. Чем примечательна его внешность?

Посмотрите на портрет самого Лермонтова. Какие черты портрета Печорина вы увидели в нем?

Лермонтов действительно наделяет Печорина некоторыми чертами собственной внешности. Сравним портрет героя глазами автора и портрет самого Лермонтова в изображении И.С. Тургенева: в этих портретах поразительно совпадают некоторые детали. Вот эти детали в описании Печорина: «В его улыбке было что-то детское. (...) о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! (...) холодный взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса, если бы не был столь равнодушно-спокоен».

А вот портрет Лермонтова: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от этих больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти по-детски нежных и выдававшихся губ». Не исключено, что Тургенев держал в голове портрет Печорина и, глядя на Лермонтова, бессознательно уподобил Лермонтова Печорину. Тем не менее, это сходство показательно. Ведь Тургенев был современником Лермонтова, и его оценка - оценка по свежим следам, глазами очевидца.

А теперь давайте рассмотрим составляющую этого образа - « лишний человек ». «Лишний человек» 1830-х гг. - дворянин, одаренный различными достоинствами, но не нашедший своего предназначения, жертва воспитания, продукт общества, не нужный самому обществу. Его отличие от предшественников, «лишних людей» 1820-х гг., заключается в том, что Печорин воплощает следующую ступень эволюции типа, в его жизни, по сравнению, например, с пушкинским Онегиным, больше активных действий (поездка на Кавказ, путешествие в Персию, участие в войне), однако вся эта активность не приносит никакого результата, Печорин по-прежнему чувствует себя никчемным, и с общественной точки зрения его перспективы гораздо более сомнительны, чем у Онегина, хотя бы потому, что 1830-е гг.в России отмечены спадом политической активности после поражения декабристов, гораздо большим пессимизмом и инертностью общества, что не может не отражаться на жизни людей.

Таким образом, Печорин представляет собой двойственный характер , сочетающий в себе романтические и реалистические черты. Он романтический герой, но его постепенно развенчивают и свергают с пьедестала, он вынужден действовать в реальных земных условиях, и это заставляет его меняться. В нем отчетливо просматривается распространенный тип «лишнего человека», который существовал в российской реальности на протяжении первой половины XIX в.

Если проследить эволюцию героя в соответствии с хронологическим порядком событий, то мы увидим постепенное развенчание романтической составляющей характера героя и нарастание реалистических черт, «снижение» образа.

Каким предстает он перед нами в главе «Тамань?

В главе «Тамань» Печорин представлен как романтичный молодой человек, интересующийся тайнами, переживающий романтическую влюбленность в красавицу-«ундину». Только в финале истории он задается нетипичным для романтика вопросом о смысле своих поступков, подвергает сомнению с точки зрения разумности уже реализовавшийся романтический сценарий.

Каков Печорин в главе «Фаталист»?

Здесь Печорин, сохраняя облик романтического героя, начинает сомневаться в незыблемых для романтика ценностях (рок, предопределение), находя рациональное объяснение мистическим совпадениям.

А каким мы видим его в главе «Бэла»?

В главе «Бэла» Печорин ведет себя в романтической ситуации недостаточно романтично, его любовь заканчивается разочарованием и скукой, и он медлит, вместо того, чтобы принять решение. Его уже есть за что осуждать – он разрушил судьбу Бэлы из-за каприза и стал косвенным виновником ее гибели.

Какое впечатление производит Печорин в главе «Максим Максимыч»?

Печорин производит на офицера-путешественника удручающее впечатление своей вялостью и апатией («тридцатилетняя бальзакова кокетка»), а его поведение, сохраняя внешние признаки романтизма (принципиальное одиночество, отказ от встречи со старым другом), становится отталкивающим и достойным порицания.

И наконец – что мы узнаем о герое из предисловия к Журналу Печорина?

Герой умирает, не выдержав столкновения с действительностью, утратив стимул к дальнейшему существованию.

Итак, очевидным становится тот факт, что в лермонтовской интерпретации романтического героя и окружающей его «среды» наблюдается эволюция. Образ героя явно снижается, попадая в критическую сферу авторского анализа и в зону реальных обстоятельств, изображение которых обусловлено антиромантической тенденцией эпохи, наблюдаемой в это время в русском литературном процессе. Лермонтов как «исторический писатель» стоял на грани постепенно уходящего прошлого и рождающегося будущего. Это сказалось и на художественном методе автора «Героя нашего времени». Принципы реалистической поэтики в его художественном арсенале становятся доминирующими, но романтическая поэтика остается в творческом арсенале Лермонтова как часть новой художественной системы. Следует отметить, что лермонтовская фантастика часто соотносима по художественной функции не с романтической «классикой», а с произведениями Н. В. Гоголя, основоположника «натуральной школы».

2. Характеристика героя

А теперь, обобщая все сказанное и опираясь на текст романа, дайте характеристику Печорина.

Материал для учителя

Печорин – натура странная, двойственная, и странность эта явно проступает во всём его облике, противоречивом даже для постороннего взгляда. Он отстранен от окружающих его людей, ощущает себя как бы над ними. Герой равнодушен к людям, их чувствам, иначе своей холодностью не оскорбил бы Максима Максимыча, столь преданного дружбе с ним.

С другой стороны, Печорин беспощаден и к самому себе. Он словно наводит на свою душу увеличительное стекло, и она предстаёт перед нами без прикрас, без попытки что-то утаить, сгладить, дать в более выгодном свете, ибо он исповедуется самому себе, зная, что самого себя обмануть невозможно: для этого его ум слишком проницателен.

Печорин постоянно рефлексирует, занят постоянным самокопанием, самоедством - его беспокоят внутренние противоречия собственных стремлений и поступков.

При этом Печорин проницателен и видит порой человека насквозь, предугадывает его мысли и поступки и, вооруженный этим знанием, незримо руководит действиями и поступками окружающих, навязывая им свою волю и тем упиваясь. Добиваясь власти над душой княжны Мери, Печорин на несколько ходов вперед предугадывает развитие событий. И даже недоволен этим - всё становится скучным: «Я всё это знаю наизусть - вот что скучно!»

Он точно рассчитывает поведение Грушницкого на дуэли, складывая по своей воле обстоятельства так, что, по сути, лишает противника права на прицельный выстрел, и тем ставя себя в более выгодное положение, обеспечивая собственную безопасность и одновременно возможность распорядиться жизнью бывшего приятеля по собственному усмотрению.

Он весь переполнен гордыней, сознавая собственное превосходство над окружающими. Но гордыне всегда сопутствует комплекс неполноценности, они борются между собой в душе человека, становятся его мучением и постоянно требуют себе в качестве пищи борьбу с кем-то, противоречие кому-то, власть над кем-то: «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»

Однако для того чтобы перед самим собой так безжалостно обнажать свои пороки, как это делает Печорин, - нужно особого рода мужество. Человек чаще стремится скрыть от самого себя нечто мучительное в своей натуре, в жизни, - даже убежать от действительности в мир опьяняющей и глушащей сознание грёзы, выдумки, приятного самообмана. Трезвая самооценка - часто дополнительная причина внутренней депрессии, терзаний. Печорин становится поистине героем своего времени, ибо не прячется от настоящего ни в прошлом, ни в мечтах о будущем, он становится исключением из правила, представленного Грушницким, этим напыщенным обманщиком самого себя.

Печорин - герой. Но героизм его - душевный, не духовный по природе своей. Упиваясь своей силой или терзаясь внутренними муками, он вовсе не смиряет себя даже тогда, когда видит в себе явные слабости, явные падения, наоборот: он постоянно склонен к самооправданию, которое соединяется в душе его с тяжким отчаянием. Печорин готов переложить вину на «дурное сообщество», но своей вины осознать отнюдь не стремится.

Печорин становится своего рода нравственным садистом, находящим особое удовольствие от созерцания душевных мучений тех, кто вверял ему свою душу (прежде всего женщин, любви которых он добивался).

«...Я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания - и никогда не мог насытиться». И каков итог? – «... остаётся удвоенный голод и отчаяние!»

Как и всякий человек, смутно сознающий свою вину во всех собственных (и не только собственных) бедах и стремящийся оправдаться хотя бы перед собой, и прежде всего перед собой, своей совестью, Печорин старается отыскать для себя какие-то смягчающие обстоятельства, если не полное избавление от всех обвинений и укоров совести. Это не может не подтолкнуть его к размышлениям о судьбе как о внешней силе, определяющей его поступки и снимающей с него хоть какую-то долю вины.

Словарная работа

Фатализм - это вера в предопределенную, неотвратимую судьбу, не зависящую от воли и поступков самого человека. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум.

Фатализм мог иметь для него определённый интерес. Прежде всего, существование непреложной судьбы снимает с человека всякую ответственность - а Печорин весьма склонен к этому. Но фатализм порождает и безволие, бездействие, безысходность. И действительно, чего ради суетиться и чего-то желать, когда всё определяет безликая судьба?

Поэтому спор, что разгорелся между персонажами повести «Фаталист» относительно предопределения, для всех участников объясняется обычным любопытством, но в душе Печорина он обретал значение величайшей важности. И склонность к признанию всевластного рока побеждает. «Фаталист» недаром завершает роман: в ней подводится итог, разъясняющий окончательно все загадки характера героя.

Только в самом конце становится понятен тот жестокий смех, каким ответил герой на утешения Максима Максимыча: это был смех холодного отчаяния.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа в группах

Класс делится на четыре группы, каждая из которых получила опережающее задание подготовить сообщение на одну из предложенных тем, опираясь на текст романа и статьи учебника (стр. 154-162). Выслушиваются сообщения групп:

1 группа - Печорин и Максима Максимыч;

2 группа - Печорин и Грушницкий;

3 группа - Печорин и доктор Вернер;

4 группа - Печорин и Вулич;

5 группа – дружба в жизни Печорина.

Материал для учителя

Отношение к прошлому

Печорина

Максима Максимовича

Все прошедшее мучительно.

Все прошедшее мило.

Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой.

Общие воспоминания становятся основой для беседы, которой с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.

Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы.

Воспоминания о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.

Различия между героями

Печорин

Максим Максимович

Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и, прежде всего, своего характера.

Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.

Всегда старается преодолевать обстоятельства.

Покорен обстоятельствам.

«Двойники» Печорина

Грушницкий - карикатура на Печорина

Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».

- «…Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»,

Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект его наслаждение».

В его душе нет «ни на грош поэзии».

Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).

- «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.

Грушницкий все время пытается кому-то подражать.

Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.

Вернер - приятель и «двойник» Печорина

По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».

Он «скептик и материалист».

Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.

У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).

Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.

Вернер и Печорин не могут быть друзьями , так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»

Вернер

Печорин

Сходство

    Близки духовно и интеллектуально.

    Скрывают способность любить и сострадать.

    Учатся равнодушию и эгоизму.

    Боятся проявления нормальных человеческих чувств.

    Подавляют в себе все человеческое.

Различия

Свидетель жизни, скорее наблюдатель за всем происходящим со стороны.

Пытается понять смысл и цель своей жизни.

Грушницкий

Печорин

Сходство

Люди одного круга, вместе служили.

Различия

Позер, любит пышные фразы.

Мечтает стать героем романа.

Провинциальный романтик.

Мелок в своих амбициях и желаниях.

Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние и угадывать их поступки.

Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы.

Обладает тонкой интуицией.

Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута».

Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая действиями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».

«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»

Вулич пытается доказать, что фатум существует, в отличие от свободной воли, и доказывает он это довольно странным способом: выстрелив себе в висок. Происходит осечка. Хотя пистолет был заряжен, Вулич остается жив. Другой выстрел, сделанный им в фуражку на стене и продырявивший ее насквозь, по мнению Вулича, несомненное доказательство того, что случайность фатально запрограммирована.

Первая странность: все участники спора безмолвно соглашаются с Вуличем, как будто доказавшим свою правоту в споре с Печориным хотя бы уже тем, что он остался в живых. Вторая странность: Печорин, который в споре с Вуличем выступает против фатализма и отстаивает свободу воли, перед тем как Вулич должен нажать курок, видит на его бледном лице печать смерти и заявляет: «Вы нынче умрете!» Получается, что Печорин выступает здесь как фаталист: печать смерти подразумевает неизбежную смерть, а фаталист Вулич на это отвечает Печорину: «Может быть, да, может быть, нет...» - становясь в это мгновение поборником свободной воли, ибо его слова означают свободу выбора и неясность грядущих событий.

Другими словами, Вулич и Печорин то и дело меняются местами, занимая противоположные идеологические позиции и совсем не замечая собственной непоследовательности.

V . Этап информации о домашнем задании

2. Подготовить характеристики женских образов романа (по группам):

VI . Этап рефлексии

/ / / Как система мужских образов романа помогает понять характер Печорина?

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов собрал огромное количество как женских, так и мужских образов. И практически каждого персонажа он сопоставил . Для чего? Чтобы нагляднее показать особенности в характере Григория Александровича.

Каждый мужской персонаж тщательно подобран таким образом, чтобы он был и похожим на характер Печорина, и одновременно различался с ним. Ведь герой, в каждой отдельной ситуации поступал совершенно по-разному. Например, в случае с Грушницким, Григорий Александрович вел себя с Мери сначала дерзко. Он это делал намерено, для контраста. Мужчина понимал, что услужливый и покладистый юнкер, рано или поздно надоест девушке. И вот тогда она захочет видеть рядом с собой гордого и независимого Печорина.

Образ офицера Вулича также помогает Григорию Александровичу раскрыться с еще неизвестной для читателя стороны. Однажды, между мужчинами возник спор, о жизни и смерти. На самом ли деле все давно предрешено, там, на небесах, или все решает случай.

То что сделал Вулич доказало присутствующим о его везении, азарте и намерении идти до конца. Печорин же, как завороженный смотрел на мушкет, который по счастливой случайности дал осечку. Он проиграл в споре. Но ему не жалко было проигранных денег. В лице стрелявшего офицера был заметен отпечаток смерти. Это была роковая метка, но почему тогда Вулич еще жив? Это не укладывалась в голове Григория Александровича. А еще его мучил вопрос, на который Вулич не дал однозначного ответа – о чем думает человек, в момент, когда рискует собственной жизнью?

Печорин тоже часто рисковал жизнью, но это были другие ощущения. Если ему придется умереть в бою, он не сможет так прочувствовать момент и так насладиться жизнью.

После выигрышного спора Вулич, поспешил удалиться от компании. Уже на выходе его догнал Печорин и объявил, что того все равно ждет смерть в ближайшем будущем. Через несколько часов, мужчину нашли разрубленным шашкой. Он случайно набрел на пьяного казака, который видимо был чем-то недоволен.

Образ доктора Вернера, помогает раскрыть в Печорине такие черты как справедливость и благородство, и уважение к окружающим. Мужчины становятся если не друзьями, то уж однозначно единомышленниками. Офицер открывает подробности из своей «тайной» биографии, рассказывает за Веру. Доктор, внимательно выслушивает его, но давать советы не решается. Каждый из них практически без слов стали понимать друг друга.

В сравнении с образом Максим Максимыча, образ Печорина выглядит очень негативно. Молодой человек не посоветовавшись ни с кем, ворует горскую княжну Бэлу. И Максим Максимыч входит в его положение, и разрешает девушке остаться в крепости. Но супружеская жизнь быстро надоедает Григорию Александровичу, а все попытки старшего товарища заставить его взять на себя ответственность – ни к чему не приводят.

Когда Бэлу убивают, испытывает настоящее горе. Он и Печорина призывает к скорби, но молодой человек лишь смеется у нее над могилой.

Смерть становится переломным моментом для обоих мужчин. Печорин больше не желает оставаться в крепости. Ему просто стыдно, но он в этом никому не признается, даже себе.

Мужские образы в романе совершенно по-другому раскрывает Печорина. Если с женщинами молодой человек пытается показать себя, то мужчин он больше изучает. Молодой человек, как психолог, постоянно переосмысливает события и людей. Единственный человек, которого он до конца так и не смог понять, так это был он сам.

Главная тема романа – социально-типическая личность дворянского круга после поражения декабристов. Ведущая его мысль – осуждение этой личности, а ещё резче – породившей её социальной среды.

Сюжетообразующим персонажем, проходящим через роман и связующим всего его части, кроме рассказчика, выступает Печорин. Это центральная фигура, средоточие романа, его движущая сила. Печорин, преемник Онегина, «лишний человек» 30-х годов.
Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли.
Ему были свойственны самые высокие стремления к общественной деятельности и пылкие желания свободы. «Я готов, - говорит Печорин, - на все жертвы… но свободы моей не продам».

Он возвышается над любыми своей среды и разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии.
Ему ведомы социально-философские теории утопистов (Фурье), объективных (Гегель) и субъективных (Фите) идеалистов.
Сам он материалист и атеист. Горестный недостаток видит он в неспособности своего поколения «к великим жертвам для блага человечества». Ненавидя и презирая аристократию, Печорин ближе сходится с людьми демократического склада: Вернером и Максимом Максимычем.

Печорин не лишён добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание захватило его с такой силой, что «ещё минута» - и он бы «упал к ногам её». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулича.
Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым. Вот почему, читая в ночь перед дуэлью роман В. Скотта «Шотландские пуритане» о народном восстании против тиранов, он «забылся, увлечённый волшебным вымыслом». Нельзя сомневаться в его симпатиях к сосланным на Кавказ декабристам. Ведь это о них сказано в его дневнике, что жены кавказских властей «привыкли… встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Именно их он имеет в виду, когда говорит о приятелях Вернера – «истинно порядочных людях».
Но благие стремления Печорина не развились. Ничем не сдерживаемая социально-политическая реакция, ушившая всё живое, духовная пустота высшего общества исказили и заглушили возможности Печорина, невероятно изуродовали его нравственный облик, необратимо снизили свойственную ему жизненную активность.

Печорин полностью ощутил и понял, что в условиях самодержавного деспотизма для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило так свойственный ему безудержный скептицизм пессимизм, убеждение, что жить «скучно и гадко».
Сомнения опустошили Печорина до того, что у него осталось только два убеждения: рождения – несчастье, и смерть неизбежна.

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого, деспотического эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже себе.
«Насыщенная гордость» - так определяется им человеческое счастье.
Лермонтов впервые в русской литературе наделил действующих лиц своего романа способностью глубокого самоанализа. Одной из форм печоринского самоанализа являются его размышления, внутренние монологи.

Лермонтов показывает Печорина с разных точек зрения, углубляя и приближая к читателю: глазами Максима Максимыча, «издателя», наконец, через дневник самого героя.
В каждом повествовательном эпизоде герой романа раскрывается новой стороной своего духовного облика. Лермонтов рисует не только героя своего времени, но и окружающие его обстоятельства. Кого он видел, с кем встречался, помимо прошлого, пустого, лживого высшего света, в котором родился и вырос?
Ближайший его приятель в Пятигорске – разночинец, врач Вернер. Это человек прогрессивных, материалистических убеждений, необычайного, критико-сатирического ума, высокой, благородной и сострадательно-доброй душой и большой культуры.
Уступая Печорину в силе отрицания действительности, Вернер превосходит его своей человечностью.
Если Вернер относится к редким, лучшим людям 30-х годов, то Грушницкий, знакомый Печорина, по представляет собой эталон «идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу» (Белинский).
Явно по всем контрастируя с Печориным, он в своих ведущих особенностях олицетворяется тогда модную разочарованность. Недалёкий по уму, безличный, мелочный, самолюбивый, сотканный весь из фальши, он предпочитает ложную позу. Он любит производить эффект.
Самоанализ, разъедающий Печорина, свойствен в какой-то мере и Грушницкому. Именно анализ свой ложной, нечестной позиции обусловил происходившую в Грушницком в последние минуты жизни тяжёлую борьбу, проявленной в прямом признании собственной неправоты.
Самодовольно-легкомысленный Грушницкий уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».

Что касается Максима Максимыча – его смирение и верноподданичество обусловили холодность к нему Печорина.

(из лекции) Лермонтов во многом становится первооткрывателем – он показывает проблему личности в её отношении с окружающим миром, обществом, миром природы.
При этом Лермонтов делает акценты на философских проблемах.
Мы можем наблюдать вместе с автором и повествователем проблему обусловленности характера человека внешним миром, его поведения в определенных обстоятельствах (история дуэли с Грушницким, в которых Печорин просто не может выйти за рамки правил приличий, принятых в современном ему обществе); и в дуэли с Грушницким больше именно проблемы свободы воли личности – Печорин не может отказаться просто так – а не предопределенности и фатума.
Огромное значение в романе имеют размышления о смысле жизни человека. Не то, чтобы у Пушкина этого не было, но это перед Лермонтовым в данном случае стоит совсем другая задача.
Набоков в своих лекциях о Лермонтове говорил, что Лермонтову не надо ему доверять вполне в том, что в романе поднимаются проблемы только поколения 30х годов. Это пороки гораздо большего времени.
Особенность психологии того же Евгения Онегина заключается в том, что он вместо того, чтобы действовать, скорее замкнётся и уедет с заднего двора; Чацкий вступит в бой, а Печорин (входящий в круг мыслящей европеизированной дворянской молодежи) - бешено гоняется за жизнью и ощущением собственной нереализованности и бессмысленного риска (глава "Фаталист"). Ему нужен не столько сам риск, сколько он просто испытывает судьбу: тут нет высокой цели. Проблема назначения личности - центральная проблема романа. Потребность в осмыслении есть у каждого века, поколения, человека и для 30-х годов эта проблема была особенно актуальна. И тут нельзя не согласиться с Герценом, который написал, что Печорин - лишний человек. Лишний Печорин в силу того, что он развился в личность в эпоху безличностного существования. Для правительства было важно, чтобы он чувствовал себя винтиком некой общей машины, и он не должен был смешивать вопросы смысла жизни и назначения человека.
Иной полюс – Печорин - герой с явной двойственностью, в котором борются явно темные и светлые начала.
Лермонтов не показывает человека лишенного нравственности: он показывает человека, который жаждет веры и истинных ценностей, высшего смысла своего существования. С этой точки зрения важна повесть «Фаталист» - она не случайной в конце венчает все повествование.
В «Фаталисте» Лермонтов дает слово самому Печорину, который после всего страшного произошедшего идёт ночью по улице и вспоминает о прошлом поколении, о двойственности его сознания, вере в солнце и прочие небесные светила. «А мы, - заключает он, - жалкие потомки». Мы не способны более к великим жертвам ни для общей благости, ни для человеческого счастья. Древние были велики хотя бы в своей вере и своих надеждах. А мы лишены даже этого.

(из энциклопедии) В сущности и Печорина, и автора интересуют две философские проблемы: проблема судьбы в её отношении к самосознанию и жизненному самоопределению человека и проблема добра и зла, поставленная в «Княжне Мери» особенно остро.
Судьба может играть им, не считаясь с его прихотями, но, по убеждению Печорина, он обязан ни при каких обстоятельствах не изменять себе.
Спор с судьбой осмыслен в финале повести «Княжна Мери» как право человека быть самим собой, жить и действовать вопреки тому, что ему предписано судьбой.

Печорин в системе женских образов «Героя нашего времени»


Образы женщин в романе «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии характера главного героя - Печорина. Ведь тонкие грани его души, его недостатки и положительные стороны наиболее ярко можно увидеть, когда герой взаимодействует с женщинами, в которых влюблен, которые влюблены в него.

Ни одна любовь Печорина не заканчивается счастливо. Он сам приходит к мысли, что единственное, что он умеет в жизни, это разрушать чужие надежды. Печорин, как огня, боится женитьбы. Еще этот герой отмечает, что любит женщин только ради себя, ради собственного удовольствия, с жадностью поглощая чужие чувства, ничем не жертву ради любимой женщины. Он хочет быть любимым сам и никак не может насытиться в этом желании.

Образ Бэлы в «Герое нашего времени»


Пожалуй, самый яркий женский персонаж «Героя нашего времени» - это Бэла. Она прекрасная дочь горного князя, похищенная влюбленным Печориным. Бела дикарка, необразованна, непосредственна. Однако она - олицетворение гордости и чувства собственного достоинства. Бэла – настоящая женщина в своих любовных чувствах. Ее любви невозможно добиться страхом, подарками, красивыми словами. Бэла не знает хитрости, она открыта и не скрывает своих чувств.

Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.

Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в «Герое нашего времени»


Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в «Герое нашего времени»


Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»

Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Образ Веры в «Герое нашего времени»


Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.

Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»

Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»


Поделиться в социальных сетях!