Лабораторная работа 2 движение тела брошенного горизонтально. Тема: Изучение движения тела, брошенного горизонтально. Порядок выполнения работы

Гоголя — это историческая повесть, раскрывающая перед читателем быт казаков Запорожской Сечи. Повесть рассказывает о героическом прошлом страны, где рождались настоящие патриоты. Это одна из знаменитых работ Гоголя, которую мы изучили на уроке и теперь сделаем анализ произведения, раскрывая проблематику и главную мысль работы автора.

Краткий анализ произведения

Анализируя произведение Тарас Бульба читатель переносится в 16-18 век, когда украинский народ ведет борьбу с польской шляхтой. В центре произведения главные герои — два сына , а также сам Тарас Бульба, который был не только отцом и патриотом, но и казацким полковником. Повесть переносит нас в Запорожскую Сечь, куда после учения приезжают сыновья Бульбы. Это уже повзрослевшие, сильные парни, настоящие казаки, которые будут воевать рядом со своим отцом. К несчастью Андрий полюбил дочь врага и переступил через все клятвы и законы казаков. Он предатель и единственным исходом могла быть только его смерть. Можно только представить, насколько тяжело далось Тарасу Бульбе убийство своего сына, но иного выход не было. Предательство не прощалось, особенно среди казачества того времени. В отличие от брата, Остап оказался настоящим патриотом, который в плену не проронил ни слова и умер, как герой.

Из анализа произведения Тарас Бульба Гоголя мы видим, насколько мужественным, праведным и справедливым был полковник, который породил сына, и сам же его убил за предательство. Подобное было нормой в военное время, хотя сегодня сложно принять такие обычаи. Но ведь мы и живем в другие времена, поэтому не имеем права осуждать кого-либо из персонажей. Такие уж были законы и правила.

Проблематика повести Тарас Бульба

В своем произведении Тарас Бульба Гоголь раскрывает разную проблематику. Это борьба с врагом, когда приходилось защищать родные границы. Здесь и нравственный выбор, когда приходится выбирать между чувствами и долгом. Показывает автор и важность сплоченности, которая приводит к победе. Здесь же автор раскрывает темы отношения детей и родителей. Раскрыта проблема самопожертвования, любви и верности.

Главная мысль

Познакомившись с этим шедевром мировой литературы, можно выделить и главную мысль повести. Заключается она в непоколебимой любви к Родине, необходимости ее оберегать и защищать. Именно этим занимались казаки, самоотверженно бросаясь на поле боя.

Н. В. Гоголь - один из выдающихся писателей XIX века. Его творчество живет до сих пор, а знаменитые повести и комедии экранизируются не только в России, но и за рубежом. Произведения Н. В. Гоголя заключают в себе множество тайн. Не менее загадочной была и жизнь писателя.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Интерес к литературе у Н. В. Гоголя проснулся еще в детстве. Сначала писатель занимался сбором русско-украинского фольклора, в частности песен. Их он объединил в книге «Лексикон малороссийский». Над этим словарем Гоголь трудился несколько лет.

Н. В. Гоголь учился в гимназии, а после ее окончания переехал в Петербург. Город оказал огромное влияние на творчество писателя. Именно здесь начинается литературная карьера Н. В. Гоголя. Сначала он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение связано с романтикой жизни народа. В литературе Гоголь был одним из первых писателей, который так подробно описал радости и горе простого сельского люда.

Спустя несколько лет выходят два сборника рассказов, «Миргород» и «Арабески». В одно время с ними Н. В. Гоголь писал «Петербургские повести».

После премьеры комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь на некоторое время прекратил писать: «Ревизор» был воспринят с ужасной критикой. Люди не поняли комедию и посчитали ее пустым анекдотом, насмешкой над людьми.

После Н. В. Гоголь пишет «Мертвые души», еще одно бессмертное произведение.

Умер писатель при загадочных обстоятельствах. По воспоминаниям, он был очень болен и умирал в муках. Спустя несколько десятков лет после его смерти провели эксгумацию тела. Существовала гипотеза, что это была летаргия, а на крышке гроба якобы даже обнаружили следы, напоминающие царапины от ногтей. Однако этот факт не был доказан.

«Тарас Бульба»: история написания повести

Повесть «Тарас Бульба» вошла в сборник рассказов «Миргород». Образ Тараса Бульбы считается одним из самых противоречивых в русской литературе.

При работе над повестью «Тарас Бульба» Гоголю пришлось изучить большое количество исторических материалов. Однако официальных документов ему не хватало: писателю хотелось почувствовать душу людей, узнать их менталитет, приметы и бытовую сторону жизни. Гоголь занимался поэтикой народной песни, и это оказало влияние на образ Тараса Бульбы и других персонажей.

Работа над повестью продолжалась около 9 лет, писатель трудился с перерывами. Работал Гоголь с 1833 года по 1842. Повесть была несколько раз отредактирована.

К Тарасу Бульбе приезжают его два сына - Остап и Андрий. Он едет вместе с ними в Запорожскую Сечь, чтобы молодые люди посмотрели, как живут настоящие казаки, и стали настоящими мужчинами. Образ Тараса Бульбы выписан в деталях: это настоящий суровый казак, который хочет постоять за свое Отечество. В Сечи Остап и Андрий сражаются с поляками, но Андрий страдает от любви к польке. В конце концов Андрий бежит в осажденный город к любимой, тем самым отрекаясь от своих. Андрий примыкает к полякам и сражается на их стороне. Тарас Бульба убивает Андрия за предательство. «Я тебя породил, я тебя и убью» - приводит его слова Гоголь («Тарас Бульба»). Образ Тараса все более раскрывается перед читателем. Он идет сражаться дальше. Остапа берут в плен и казнят на площади. Тарас Бульба идет мстить за смерть сына, но его полк разбит. Героя сжигают заживо на костре.

Проблематика повести «Тарас Бульба»

Прежде всего это проблема воспитания. Удивительно раскрывается образ Тараса Бульбы в повести, когда он велит сыновьям ехать на Сечь. При этом Андрий и Остап беспрекословно подчиняются отцу.

Вторая проблема - это любовь к Родине, патриотические чувства каждого героя. Читатель прекрасно видит, что между родственными отношениями и страной Тарас выбирает Отечество. Тарас не щадит своего сына, и, потеряв Андрия, продолжает воевать вместе с Остапом.

Третьей темой можно обозначить проблему выбора между патриотическими и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке.

Образ Тараса Бульбы

Главный герой обладает всеми достоинствами человека описанной в повести эпохи. Он мудрый руководитель, который не создан для семейного очага. Непреклонный и решительный, он ненавидит врагов и отчаянно борется с польским гнетом. При этом Тарас не любил роскоши. Он предпочитал простую жизнь казаков.

Раскрываются основные черты Тараса Бульбы при конфликте с Андрием. Осознав, что его собственный сын предал Отечество, Тарас не колеблясь, убивает его без чувства жалости, уверенный в своей правоте. А сколько внутренней силы в Тарасе Бульбе читатель наблюдает при казни Остапа! Этот волевой человек видит, как выводят казнить его сына, его гордость, но ничем себя не выдает.

После смерти Остапа Тараса можно назвать жестоким. Но он боролся за правое дело: нужно было покончить борьбу с поляками и отомстить за смерть сына.

Это поистине созданная для народа повесть. "Тарас Бульба" (образ Остапа - тому подтверждение) - мастерски написанное, при этом близкое и понятное каждому произведение.

Образ Остапа

Тарас Бульба видел в Остапе хорошего воина с самого начала жизни в Запорожской Сечи. Бесстрашный, сильный, он производил впечатление даже на опытных казаков. Характером он походил на Тараса - такой же сильный и волевой. Стоит отметить, что когда Остапа казнили, он не проронил ни звука мольбы. Он стоически принимал свою смерть. Единственное, чего ему хотелось - это последний раз взглянуть на отца, самого близкого на тот момент человека.

Образы героев (Тарас Бульба - самый яркий из них) впечатляющи и естественны. Н. В. Гоголь смог идеально передать состояние людей, борющихся за независимость.

№ 4. Изучение движения тела, брошенного горизонтально
Цель работы
Проверить закон независимости движений на примере движения тела, брошенного горизонтально.
Оборудование
Небольшой шарик, жёлоб, линейка, секундомер, указка, ящик с песком.
Порядок выполнения работы
Работу должны выполнять двое учащихся.
1. Поставьте на поверхность стола жёлоб, по которому будет катиться шарик, таким образом, чтобы его конец совпал с концом стола.
2. Измерьте высоту h, с которой будет падать шарик, как только он оторвётся от поверхности жёлоба.
3. Первый учащийся ударяет указкой по шарику так, чтобы он двигался по жёлобу.
Второй учащийся включает секундомер, когда шарик оторвётся от жёлоба, и выключает, когда услышит удар о пол.
4. Два раза, изменив силу, с которой вы ударяете шарик, измените его скорость. Измерьте время падения шарика.
5. Поставьте ящик с песком в месте, где предположительно упадёт шарик. Ударьте по шарику и определите расстояние l от стола до точки падения.
6. Передвиньте ящик и ударьте по шарику слабее. Измерьте расстояние от стола то точки падения шарика.
7. Зная высоту h, с которой падал шарик, и ускорение свободного падения, вычислите время движения шарика Сравните рассчитанное значение времени падения со средним временем падения, определённым из опыта. Сделайте вывод.
8. Определите из формулы l = υ0t начальную скорость шарика для каждого из измеренных значений дальности полёта.
9. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 6.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 6
Выбрав правильный масштаб по осям ОХ и OY и воспользовавшись уравнением траектории постройте траекторию движения шарика для одного из найденных значений начальной скорости.


Следующий вопрос >>

Цель работы: измерить начальную скорость, сообщенную телу в горизонтальном направлении при его движении под действием силы тяжести.

Если шарик брошен горизонтально, то он движется по параболе. За начало координат примем начальное положение шарика. Направим ось X горизонтально, а ось Y - вертикально вниз. Тогда в любой момент времени t

Дальность полета l - это

значение координаты х, которое она будет иметь, если вместо t подставить время падения тела с высоты h. Поэтому можно записать:

Отсюда легко найти

время падения t и начальную скорость V0:

Если несколько раз пускать шарик в неизменных условиях опыта (рис. 177), то значения дальности полета будут иметь некоторый разброс из-за влияния различных причин, которые невозможно учесть.

В таких случаях за значение измеряемой величины принимается среднее арифметическое результатов, полученных в нескольких опытах.

Средства измерения: линейка с миллиметровыми делениями.

Материалы: 1) штатив с муфтой и лапкой; 2) лоток для пуска шарика; 3) фанерная доска; 4) шарик; 5) бумага; 6) кнопки; 7) копировальная бумага.

Порядок выполнения работы

1. С помощью штатива укрепите фанерную доску вертикально. При этом той же лапкой зажмите выступ лотка. Загнутый конец лотка должен быть горизонтальным (см. рис. 177).

2. Прикрепите к фанере кнопками лист бумаги шириной не менее 20 см и у основания установки на полоску белой бумаги положите копировальную бумагу.

3. Повторите опыт пять раз, пуская шарик из одного и того же места лотка, уберите копировальную бумагу.

4. Измерьте высоту h и дальность полета l. Результаты измерения занесите в таблицу:

Номеропыта h, мl, мlср, мv0ср, м/с

5. Рассчитайте среднее значение начальной скорости по формуле

6. Пользуясь формулами х =

найдите координату

х тела (координата у уже подсчитана) через каждые 0,05 с и постройте траекторию движения на листе бумаги, прикрепленном к фанерной доске:

t, с00,050,100,150,2 x, м0 y, М00,0120,0490,1100,190

7. Пустите шарик по желобу и убедитесь в том, что его траектория близка к построенной параболе.

Первой целью работы является измерение начальной скорости, сообщенной телу в горизонтальном направлении при его движении под действием силы тяжести. Измерение производится при помощи установки описанной и изображенной в учебнике. Если не принимать в расчет сопротивление воздуха, то тело, брошенное горизонтально, движется по параболической траектории. Если выбрать за начало координат точку начала полета шарика, то координаты его с течением времени изменяются следующим образом: х=V0t, a

Расстояние, которое шарик пролетает до момента падения (l), это значение координаты х в момент, когда y = -h, где h - высота падения, отсюда можно получить в момент падения

Выполнение работы:

1. Определение начальной скорости:

№ опытаh, мl, мlср, мV0 м/сV0cp м/с 10,20,160,150,790,74 20,20,140,69 30,20,150,74 40,20,1350,67 50,20,1650,82 60,20,1450,71

Вычисления:

2. Построение траектории движения тела:

t, с0,511,52 x, м0,0370,0740,1110,148 у, м-0,012-0,049-0,11-0,19

Вычисления

Построение траектории:

Траектория, построенная вами, несколько отличается от реальной, которую вы можете наблюдать во время опытов, так как не учитывает сопротивления воздуха.