Нанайский язык словарь. Русский нанайский язык словарь онлайн. Значение нанайский язык в лингвистическом энциклопедическом словаре

Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные : Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .

74. Сколько предложений можно выделить в тексте? Разделите его на предложения и запишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропу-щенные буквы.

Зимняя ночь.

Наступила ночь. В лесу по стволам и сучьям толс-тых деревьев постукивает мороз. В тёмном высоком небе рассыпались яркие зимние звёзды. Тихо и беззвучно в зимнем лесу.

И. Соколов-Микитов

Подчеркните в записанных предложениях сочета-ния имён существительных с именами прилагатель-ными

75. Прочитайте. Можно ли сказать, что вы про-читали предложения?

1. Много, лесах, наших, живёт, лосей, в. 2. Краси-вых, охраняют, зверей, люди, заботливо. 3. Людей, почти, умные, не, лоси, страшатся.

Что нужно сделать, чтобы получились предложе-ния? Составьте и запишите предложения из данных слов.

76. Прочитайте предложения. Определите их тип по цели высказывания и по интонации.

1. На горизонте показался большой клин журавлей. 2. Ты слышал, какие звуки издают журавли? 3. Воз-вращайтесь весной, журавли!

Спишите предложения. Выпишите из первого предложения сочетание имени существительного с именем прилагательным.

1) Большой клин. Повест., невоскл.

2) Вопрос., невоскл.

3) Побуд., воскл.

77. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Запишите сначала побудительные предложения, а потом повествовательные предложения.

1. От неумелого лесоруба деревья плачут. (Якут-ская пословица.) 2. Кончил дело — гуляй смело. (Русская пословица.) 3. Готовь сани летом, а телегу зимой. (Русская пословица.) 4. Гуляй, да заботу знай. (Белорусская пословица.) 5. Семь раз примерь, один раз отрежь. (Русская пословица.)

Побудительные : 2, 3, 4, 5.

Повествовательные : 1.

78. Попробуйте вопросительные предложения пе-ределать в повествовательные только с помощью интонации и знака препинания в конце предложе-ния. При этом нельзя ни добавлять, ни исключать, ни изменять ни одного слова. Какие предложения не удастся переделать таким образом?

1. За деревней есть пруд? 2. Вероника уехала в лагерь? 3. Когда же наступит жаркое лето? 4. Кто обитает в этом озере? 5. Я могу вам верить? 6. Вы сможете помочь мне? 7. Где же мы встретимся?

Не удастся переделать: 3, 4, 7.

79. Определите тип предложений по цели выска-зывания. Попробуйте сделать эти предложения во-просительными, добавив, где это необходимо, вопроси-тельные слова. Полученные предложения запишите, подчеркните в них главные члены.

1. Наступят долгожданные каникулы. 2. Сестра спрятала свои игрушки. 3. Пешеходы должны перехо-дить улицу. 4. Можно переходить улицу на зелёный свет светофора.

1. Скоро ли наступят (сказуемое) долгожданные каникулы (подлежащее)? 2. Где сестра (подлежащее) спрятала (сказуемое) свои игрушки? 3. Как пешеходы (подлежащее) должны переходить (сказуемое) улицу? 4. Можно ли переходить (сказуемое) улицу на зеленый свет светофора?

80. Запишите предложения, поставив в конце каждого из них нужный знак препинания.

1. Как талантлива эта маленькая балерина! 2. Да-вайте говорить друг другу комплименты! (Б. Окуджа-ва.). 3. На заре по высокой траве одиноко бродит бе-лый конь. 4. Что вы делаете зимой в деревне? 5. Советую тебе прочитать сказки В. Бианки. 6. Не-ужели никто не сможет мне помочь?

1. _! 2. _! 3. _. 4. _? 5. _. 6. _?

81. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина «Во-просительный знак». Попробуйте дополнить его не-достающим вопросом.

Разные вопросы
Задаю я всем:
- Как?
- Откуда?
- Сколько?
- Почему?
- ...?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.

Вопросы для выбора: куда? где? какая? зачем? отчего? о ком? что? кому? который? чья? какой? о чём?

82. Прочитайте стихотворение А. Тетивкина «Восклицательный знак». Обратите внимание, с ка-кой интонацией надо прочитать восклицательные предложения. Прочитайте эти же предложения ещё раз, представив, что в конце каждого предложения стоит точка. Есть ли разница в интонации?

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнестись должны!

Выпишите слова с пропущенными буквами, подбе-рите к ним, если это возможно, проверочные слова.

Друзья, стою - стой, торжество - торжественный, рождения - род, тишины - тихо, должны - должен.

83. Прочитайте текст. Как бы вы его озаглави-ли? Что будет отражать заглавие текста: тему или главную мысль?

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы.

Он не высказывал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!

А. Коневский

Придумайте сказку о том, для чего нужны зна-ки препинания в конце предложений.

Рыцари мыслей и чувств (отражает главную мысль).

84. Составьте из данных слов предложения, по-ставьте в конце каждого из них нужный знак пре-пинания. Запишите полученные предложения, в скобках укажите их тип по цели высказывания и по интонации.

Укажите все имена существительные, прилага-тельные и глаголы.

1. Когда перелетные (прил.) птицы (сущ.) вернутся (гл.) в наши края (сущ.)? (вопрос., невоскл.)

2. Расскажите (гл.) мне о вчерашнем (прил.) цирковом (прил.) представлении (сущ.). (побуд., невоскл.)

3. Ребята (сущ.) нашего класса (сущ.) смотрели (гл.) спектакль (сущ.) в кукольном (прил.) театре (сущ.). (повест., невоскл).

4. Какая прекрасная (прил.) погода (сущ.) стоит (гл.) на улице (сущ.)! (повеств., воскл.)

5. О чем вы хотите (гл.) рассказать (гл.) своим друзьям (сущ.)? (вопрос., невоскл.)

6. Как хорошо уметь (гл.) писать (гл.)! (повеств., воскл.)

85. Прочитайте отрывок из произведения С. Ак-сакова. Озаглавьте его. Разделите текст на части. Поставьте к каждой части вопрос. Что у вас полу-чилось?

Краса природы — так можно сказать о лесе. Пол-ная красота местности состоит в соединении воды с лесом. Реки, речки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами.

В соединении леса с водою заключается великая цель природы. Деревья закрывают землю от паля-щих лучей летнего солнца и от ветров.

Сосну, ель, пихту... называют красным лесом или краснолесьем. Они вместо листьев имеют иглы, кото-рых зимою не теряют, и встречают зиму во всей кра-се и силе. Лес, состоящий из одних сосен, называ-ется бором.

Дуб, вяз, липу, берёзу, осину, ольху называют чёр-ным лесом или чернолесьем. В таком лесу деревья теряют свои листья осенью и возобновляют их весною.

Я не люблю красного леса, его вечной, однообраз-ной и мрачной зелени. Я с малых лет привык любо-ваться весёлым разнолистным чернолесьем.

Выпишите выделенные предложения, подчеркни-те в каждом из них главные члены.

Какими новыми словами обогатил ваш словарь С. Аксаков?

Краса леса.

1) Краса природы... В чем состоит полная краса местности?

2) Сосну, ель, пихту... Какой лес называют краснолесьем?

3) Дуб, вяз... Какой лес называют черным?

4) Я не люблю... Какой лес любишь ты?

Реки, речки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами.

Деревья закрывают землю от паля-щих лучей летнего солнца и от ветров.

В таком лесу деревья теряют свои листья осенью и возобновляют их весною.

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения. Например: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Разве ты песнею зазывала счастье? (Л.) (Ср.: Разве ты песнею зазывала счастье? - Разве ты песнею зазывала счастье?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.



Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? (Л.); Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир? (Л.).

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно-вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными. Например: Так вы едете? (Бл.); Так это решено, Герман? (Бл.); Значит, в Москву теперь? (Ч.).

Вопросительные предложения, наконец, могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения. Например: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.); А если бы и заговорил... Что нового может он рассказать? (Бл.).

И вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они носят переходный характер от вопроса к сообщению.

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. Например: Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (Бл.); Не поговорить ли нам сначала о делах? (Ч.).

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своей совестью? (Л.); Желанья... Что пользы напрасно и вечно желать? (Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей?(Л).

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и - можешь себе представить? - ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).

Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера - неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил? (Л.); Разве ты меня не узнаешь? (П.); И как могла она допустить до этого Курагина? (Л. Т.).

Побудительными называют предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать! ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); - Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); - А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.), Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание, например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).

Многие из этих значений побудительных предложений разграничиваются недостаточно четко (например, мольба и просьба, приглашение и приказ и т.д.), поскольку это выражается чаще интонационно, чем структурно.

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются: 1) побудительная интонация; 2) сказуемое в форме повелительного наклонения; 3) специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).

Побудительные предложения различаются по способу выражения сказуемого:

1. Наиболее распространено выражение сказуемого глаголом в форме повелительного наклонения, например: Уж вы капитана разбудите сначала (Л. Т.); Вот ты и повози денек (М. Г.).

Побудительный оттенок может быть внесен в значение глагола специальными частицами: Пусть сильнее грянет буря! (М. Г.); Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.).

2. В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного наклонения (прошедшего и будущего времени), например: Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви! (П.); Пошел с дороги! (М. Г.); - Поехали, - сказал он (Казак.).

3. В качестве сказуемого - глагол в форме сослагательного наклонения, например: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка... (М. Г.). Среди этих предложений выделяются предложения со словом чтобы, например: Чтоб никогда об вас я больше не слыхала (Гр.), причем глагол может быть опущен: Чтобы ни одна душа - ни-ни! (М. Г.).

4. Роль сказуемого в побудительном предложении может выполнять инфинитив, например: Позвать Бертрана! (Бл.); Не сметь меня раздражать! (Ч.).

Инфинитив с частицей бы выражает мягкую просьбу, совет: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.).

5. В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого-глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом именем существительным, наречием или инфинитивом. Например: Карету мне, карету! (Гр.); Дежурного генерала скорее! (Л. Т.); Тише, сюда, осторожней. В степь, где не светит луна! (Бл.); Господа! Молчание! Наш прекрасный поэт прочтет нам свое прекрасное стихотворение (Бл.); Воды! Приведите ее в чувство! - Еще! Она приходит в себя (Бл.).

6. Структурным центром побудительных предложений (также в разговорной речи) могут быть и соответствующие междометия: айда, марш, цыц и др.: - Айда ко мне! - крикнул он (М. Г.).

Значение НАНАЙСКИЙ ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре

НАНАЙСКИЙ ЯЗЫК

— один вз тунгусо-маньчжурских языков. Распространен в Хабаровском и Приморском краях РСФСР и по р. Сунгари в Китае. Число говорящих св. 5,9 тыс. чел. в СССР (1979, перепись) и ок. 1 тыс. чел. за рубежом. Выделяются среднеамур. наре-чве, сунгарийский, уссурийский и кур-урмийский диалекты, к-рые одни ученые объединяют в два наречия (В. А. Ав-рорин), другие — в одно (О. П. Суник, Л. И. Сем); при этом Сем выделяет третье — верхиеамурское — наречие, включая в него ряд гоиоров из состава средне-амурского. Г. Дёрфер считает кур-урмий-ский особым языком, в большей степени отличающимся от Н. я., чем ульчский и орокский языки. В системе вокализма помимо шести кратких гласных — i, i, u, о, э, а — и соответствующих долгих нек-рымн исследователями выделяются и качестве особых фонем дифтонги, а также назализованные краткие и долгие, образуемые гл. обр. при редукции конечного -п основы. В ряде слои с вокализмом непереднего ряда вместо и выступает широкий о, что встречается также в неги-дальском языке и лишь спорадически в ульч. и маньчж. языках. Для консонантизма Н. я., равно как для близкородств. ульч. и орок. языков, характерны начальные р- (<*ph) и х- (<*kb); t в позиции перед i во мн. случаях переходит в с, напр. притяжат. суффикс 3-го л. мн. ч. -ci<*-ti. В морфологии имеет место утрата различия инклюзивной н эксклюзивной форм 1-го л. мн.ч. в притяжат. именных н личных глагольных окончаниях. В падежной системе форму, отличную от ульчско-орокской, имеет де-зигнатив (назначит, падеж) на -go/ -gu. В синтаксисе отсутствует согласование определения с определяемым. В основу сложившегося в сов. время лит. Н. я, лег найхин. говор среднеамур. 322 НАНАЙСКИЙ наречия. В СССР а 1931 создана письменность Н. я. на основе лат., с 1963 — на основе рус. алфавита, . Петрова Т. И., Очерк грамматики нанайского языка, Л., 1941; С у и и к О. П., Кур-урмийский дналект, Л., 1958; А в р о-ри и В. А., Грамматика нанайского языка, т. 1—2, М. —Л., 1959—61; его же. Синтаксич. исследования по нанайскому языку, Л. 1981; Сем Л. И.. Очерки диалектов нанайского языка, Л., 1976; Doerfer G., 1st Kur-Urmisch em nanaischer Dialekt?, «Ural-Altaische Jahrbucher», 1975, Bd 47. О н е н к о С. Н., Нанайско-рус. словарь, М., 1980.^ И. В. Кормушин.

Лингвистический энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НАНАЙСКИЙ ЯЗЫК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НАНАЙСКИЙ ЯЗЫК
  • НАНАЙСКИЙ ЯЗЫК
    язык (старое название - гольдский язык), язык нанайцев, живущих в Хабаровском и Приморском краях РСФСР, между рр. Сунгари и …
  • НАНАЙСКИЙ ЯЗЫК
    относится к тунгусо-маньчжурским языкам. Письменность в Российской Федерации на основе русского …
  • ЯЗЫК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-10-12 Time: 10:20:50 * Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши …
  • ЯЗЫК в Словаре воровского жаргона:
    - следователь, опеpативный …
  • ЯЗЫК в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если во сне Вы видите свой собственный язык - значит, скоро Ваши знакомые отвернутся от Вас.Если во сне Вы увидите …
  • ЯЗЫК в Новейшем философском словаре:
    сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность …
  • ЯЗЫК в Словаре постмодернизма:
    - сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая …
  • ЯЗЫК
    ОФИЦИАЛЬНЫЙ - см ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК …
  • ЯЗЫК в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - см ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК …
  • ЯЗЫК в Энциклопедии Биология:
    , орган в ротовой полости позвоночных, выполняющий функции транспортировки и вкусового анализа пищи. Строение языка отражает специфику питания животных. У …
  • ЯЗЫК в Кратком церковнославянском словаре:
    , языцы 1) народ, племя; 2) язык, …
  • ЯЗЫК в Библейской энциклопедии Никифора:
    как речь или наречие. "На всей земле был один язык и одно наречие," говорит бытописатель (Быт 11:1-9). Предание об одном …
  • ЯЗЫК в Лексиконе секса:
    многофункциональный орган, находящийся в ротовой полости; выраженная эрогенная зона лиц обоего пола. С помощью Я. осуществляются орогенитальные контакты самого различного …
  • ЯЗЫК в Медицинских терминах:
    (lingua, pna, bna, jna) мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположенный в полости рта; участвует в жевании, артикуляции, содержит вкусовые рецепторы; …
  • ЯЗЫК в Большом энциклопедическом словаре:
    ..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЯЗЫК в Энциклопедическом словарике:
    1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре:
    2, -а, мн. -и, -ов, м. 1. Исторически сложившаяся система звуковых^ словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся …
  • НАНАЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -ая, -ое. 1. см, нанайцы. 2. Относящийся к нанайцам, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также …
  • ЯЗЫК
    ЯЗ́ЫК МАШИННЫЙ, см. Машинный язык …
  • ЯЗЫК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЗ́ЫК, естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Я. неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯЗ́ЫК (анат.), у наземных позвоночных и человека мышечный вырост (у рыб складка слизистой оболочки) на дне ротовой полости. Участвует в …
  • НАНАЙСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НАН́АЙСКИЙ ЯЗЫК, относится к тунгусо-маньчжурским языкам. Письменность в России на основе рус. …
  • ЯЗЫК
    язы"к, языки", языка", языко"в, языку", языка"м, языка", языко"в, языко"м, языка"ми, языке", …
  • ЯЗЫК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    язы"к, языки", языка", языко"в, языку", языка"м, язы"к, языки", языко"м, языка"ми, языке", …
  • НАНАЙСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    нана"йский, нана"йская, нана"йское, нана"йские, нана"йского, нана"йской, нана"йского, нана"йских, нана"йскому, нана"йской, нана"йскому, нана"йским, нана"йский, нана"йскую, нана"йское, нана"йские, нана"йского, нана"йскую, нана"йское, нана"йских, …
  • ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —основной объект изучения языкознания. Под Я. прежде всего имеют в виду естеств. человеческий Я. (в оппозиции к искусственным языкам и …
  • ЯЗЫК в Словаре лингвистических терминов:
    1) Система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей. Будучи …
  • ЯЗЫК в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка.
  • ЯЗЫК
    "Враг мой" во …
  • ЯЗЫК в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Оружие …
  • ЯЗЫК в Словаре синонимов Абрамова:
    говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ. См. народ || притча во языцех См. шпион || владеть языком, воздержный на язык, …
  • НАНАЙСКИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • НАНАЙСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к нанайцам, связанный с ними. 2) Свойственный нанайцам, характерный для них. 3) Принадлежащий …
  • НАНАЙСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • НАНАЙСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • НАНАЙСКИЙ в Орфографическом словаре.
  • ЯЗЫК в Словаре русского языка Ожегова:
    1 подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции Лизать языком. Попробовать на …
  • ЯЗЫК в Словаре Даля:
    муж. мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, …
  • ЯЗЫК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    ,..1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним …
  • ЯЗЫК
    языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде …
  • НАНАЙСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    и нанейский, нанайская, нанайское. Прил. к …
  • НАНАЙСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    нанайский прил. 1) Относящийся к нанайцам, связанный с ними. 2) Свойственный нанайцам, характерный для них. 3) Принадлежащий …
  • НАНАЙСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • НАНАЙСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. 1. Относящийся к нанайцам, связанный с ними. 2. Свойственный нанайцам, характерный для них. 3. Принадлежащий …
  • СССР. НАСЕЛЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Численность населения СССР в 1976 составила 6,4% общемировой. Население территории СССР (в современных границах) менялось следующим образом (млн. чел.): 86,3 …
  • ХОДЖЕР ГРИГОРИЙ ГИБИВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1929) нанайский писатель. Повести "Чайки над морем" (1958), "Эморон-озеро" (1960); трилогия "Амур широкий" (1916-71), роман "Гайчи" (1978) рисуют жизнь …