Ярослав смеляков русский язык история создания. Ярослав васильевич смеляков - чтобы помнили. Стихи, посвящённые поэту
Биография
Начальное образование получил в семье, живя в деревне, а затем окончил московскую семилетнюю школу. В 1931 окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу, где публиковал свои стихи в цеховой стенгазете, писал обозрения для агитбригады. Участвовал в литературных кружках при «Комсомольской правде» и «Огоньке».
В 1932 вышла первая книжка стихов Смелякова «Работа и любовь», которую он сам же и набирал в типографии как профессиональный наборщик. В 1934 по неизвестным причинам был репрессирован и вышел через 3 года. Несколько лет работал в редакциях газет, был репортером, писал заметки и фельетоны. Во время войны был рядовым солдатом, воевал в Карелии, но попав в окружение, до 1944 находился в финском плену.
В послевоенные годы вышла книга «Кремлевские ели» (1948), в которую вошли лучшие стихи Смелякова, написанные до и после войны. В 1956 была опубликована повесть в стихах «Строгая любовь», получившая широкое признание. В 1959 появился поэтический сборник «Разговор о главном»; явлением в советской поэзии стала книга стихов «День России» (1967). В 1968 была написана поэма «Молодые люди», посвященная комсомольцам.
В предсмертные годы поэт все чаще обращался к воспоминаниям молодости. Он много путешествовал по России, другим странам, о чем поведал в книге «Декабрь», в разделе «Муза дальних странствий». Переводил стихотворения с украинского, белорусского и других языков народов СССР.
Умер Я. Смеляков в 1972. После смерти поэта вышли его книги «Мое поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).
Ярослав Васильевич Смеляков родился в Луцке 26.12.1912 в семье железнодорожного работника.
Так как семья жила в деревне, то начальное образование мальчик получил дома, а потом окончил семилетнюю школу в Москве. В 1931 г. выпустился из полиграфической фабрично-заводской школы. Уже там он писал статьи для агитбригады и публиковал свои стихотворения в стенгазете. Был участником литературных кружков при «Огоньке» и «Комсомольской правде».
В 1932 г. выходит первая книга стихов Смелякова под названием «Работа и любовь». Он сам, как профессиональный наборщик, набирал её в типографии.
По неизвестным причинам в 1934 г. поэта репрессировали, но через 3 года отпустили.
Несколько лет Смеляков проработал репортёром в редакциях разных газет, также писал там фельетоны и заметки. Во время войны служил рядовым солдатом, принимал участие в боевых действиях в Карелии, был в финском плену.
После войны в 1948 г. была опубликована книжка «Кремлёвские ели», состоящая из лучших стихов Смелякова. В 1956 г. издаётся «Строгая любовь» - повесть в стихах, которая получила широкое признание среди читателей. В 1959 г. выходит в свет сборник поэзий «Разговор о главном», а в 1967 г. - сборник «День России», ставший настоящим явлением в советской поэзии. В 1968 г. Смеляков написал поэму «Молодые люди», посвящённую комсомольцам.
В последние годы жизни поэт начинает чаще вспоминать молодость. В главе «Муза дальних странствий» книги «Декабрь» он поведал о своих многочисленных путешествиях по России и других странах.
Также Смеляков переводил стихи с белорусского, украинского и языков других народов СССР.
Скончался Ярослав Васильевич Смеляков в 1972 г. Уже посмертно изданы две его книги: в 1973 г. - «Моё поколение», в 1975 г. - «Служба времени».
Я.В. Смеляков родился 26 декабря 1912 (8 января 1913) в Луцке (ныне Украина) в семье железнодорожного рабочего. Детство провёл в деревне, где окончил начальную школу. Затем он учился в Москве, в школе-семилетке.
Окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу (1931). Занимался в литературных кружках при газете «Комсомольская правда» и журнале «Огонёк». Работал в типографии. Член СП СССР с 1934.
В 1934-1937 годах был репрессирован. Два близких друга Я. В. Смелякова - Павел Васильев и Борис Корнилов были расстреляны в годы Большого террора.
С 1937 ответственный секретарь газеты «Дзержинец» трудкоммуны имени Дзержинского (Люберцы). С 1939 ответственный инструктор секции прозы СП СССР.
Участник Великой Отечественной войны. С июня по ноябрь 1941 был рядовым на Северном и Карельском фронтах. Попал в окружение, находился в финском плену до 1944. Возвратившись из плена, Смеляков опять попал в лагерь, где его несколько лет «фильтровали». Вместе с ним в лагере находился брат Александра Твардовского, Иван. После лагеря Смелякову въезд в Москву был запрещен. Работал в многотиражке на подмосковной угольной шахте. В Москву ездил украдкой, ни в коем случае не ночевал. Благодаря Константину Симонову, замолвившему слово за Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности. В 1948 году вышла книга «Кремлевские ели».
В 1951 по доносу двух поэтов вновь арестован и отправлен в заполярную Инту.
Просидел Смеляков до 1955 года, возвратившись домой по амнистии, еще не реабилитированный.
Член Правления СП СССР с 1967, Правления СП РСФСР с 1970. Председатель поэтической секции СП СССР. Принимал участие в травле Солженицына.
Умер Смеляков еще нестарым человеком, месяц не дожив до шестидесятилетия. Не прибавила здоровья Ярославу Васильевичу ни новая жена (первая жена Дуся заочно развелась с ним, выйдя замуж за жокея московского ипподрома Бондаревского), ни новая квартира на Ломоносовском проспекте, ни бывшая фадеевская дача в Переделкине. А наиболее пронзительные строки увидели свет уже после его смерти, в перестройку. И среди них выделяется одно - о его первом следователе:
Творчество
Рано начал писать стихи. Учась в ФЗУ (будучи "фабзайцем"), публиковал стихи в цеховой стенгазете. Писал также обозрения для агитбригады. Дебютировал в печати в 1931 году. Первый сборник стихов «Работа и любовь» (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик. Как и в следующем сборнике «Стихи», Смеляков воспевал новый быт, ударный труд.
В стихах использовал разговорные ритмы и интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора. В сборниках послевоенных лет («Кремлёвские ели», 1948; «Избранные стихи», 1957) и поэме «Строгая любовь» (1956), посвященной молодёжи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни. Поэма, частично написанная ещё в лагере, получила широкое признание.
В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из главных тем стала тема преемственности поколений, комсомольских традиций: сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967); «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), поэма о комсомоле «Молодые люди» (1968) и другие. Посмертно изданы «Мое поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).
Я. В. Смеляков умер 27 ноября 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Адреса в Москве
- 1948-1951 и 1955-1960 годы ул. Арбат, дом № 38/1
- 1960-1972 годы Ломоносовский проспект
Награды и премии
- Государственная премия СССР (1967) - за цикл стихов «День России»
- премия Ленинского комсомола (1968) - за комсомольскую поэму «Молодые люди» и стихи, воспевающие любовь советской молодёжи к Родине, партии, народу
- три ордена
- почётные грамоты Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР и Молдавской ССР
Сочинения
- Работа и любовь, 1932
- Кремлёвские ели, 1948
- Лампа шахтёра, 1949
- Строгая любовь, 1956
- Разговор о главном, 1959
- Работа и любовь, 1960
- Золотой запас, 1962
- День России, 1966
- Связной Ленина, 1970
- Декабрь, 1970
- Служба времени, 1975
- Стихотворения и поэмы, 1979
Смеляков Ярослав Васильевич родился 8 января 1913 года (26 декабря 1912 года по старому стилю) в городе Луцке Украины.
Его отец работал весовщиком на железной дороге. Мать была домохозяйкой и занималась воспитанием детей (в семье их было трое).
Детство и юность
Когда Ярославу было около года, началась Первая мировая война. В связи с этим семья была вынуждена переехать к родственникам в деревню. Там они долго не задержались. Спустя некоторое время семья поселилась в Воронеже, где оставалась жить до начала следующего десятилетия.
Отец Смелякова ушел из жизни рано, когда Ярославу было всего одиннадцать лет.
В это же время будущий поэт поступает в семилетнюю школу в Москве, где он селится у старших брата с сестрой.
К началу тридцатых годов Ярослав заканчивает школу и через биржу труда получает направление в ПФЗШ («Полиграфическая фабрично-заводская школа») имени Ленина.
Именно она сыграла огромную роль в формировании будущего таланта. Смелякова очаровала бурлящая жизнь типографии.
Будучи наборщиком, поэт очень гордился, что его любимые занятия - работа и творчество - родственны между собой.
Начало творческого пути
Публикация первого произведения состоялась благодаря его товарищу - Всеволоду Иорданскому. Именно он мотивировал Смелякова, чтобы тот отнес свои произведения в журнал «Рост».
Однако, зайдя в здание издательства, Ярослав Смеляков перепутал двери кабинетов и по ошибке отдал стихи на рассмотрение в более уважаемый и серьезный «Октябрь», который в то время был популярен среди молодежи.
Плоды его творчества были одобрены редакционной комиссией и опубликованы в журнале.
В 1932-1933 годах Ярослав Смеляков выпускает свои первые сборники: «Работа и любовь» и «Стихи»
Однако спустя некоторое время он, а также на ряд других поэтов Борис Корнилов), становятся жертвой который, как характерно для того времени, стал поводом для незамедлительного ареста без суда и следствия. Сбросить со своих плеч обвинения Ярослав Смеляков смог лишь в 1937 году. Тогда он был досрочно освобождён.
Вплоть до войны поэт работал в редакциях различных издательств, занимался репортерской деятельностью, писал фельетоны и заметки.
В этот период он пишет цикл «Крымские стихи», неоднократно публикуется в известных изданиях: «Литгазета», «Молодая гвардия», «Красная новь» и т.д.
Великая Отечественная война
Начало войны Ярослав Смеляков встретил рядовым Второй легкострелковой бригады на Северном и
В ноябре 1941 года, находясь в окружении, он, как и многие солдаты его части, попадает в финский плен, где последующие три года он каторжно работает на нещадного хозяина.
Примечательно, что, находясь в подобном положении, Смеляков умело скрывал творческий статус на то время уже известного русского поэта.
Вернуться на родину поэт смог только в 1944 году, когда в результате перемирия с Финляндией был произведён обмен военнопленными.
Смелякова ожидала судьба практически всех освобожденных советских военнопленных - он был отправлен в лагерь на «фильтрацию».
Существует несколько версий насчет того, где находился Смеляков в этот период. Точно известно, что он работал в угольной шахте под Москвой, однако есть сведения о прибытии его в промышленный городок Сталиногорск (ныне - Новомосковск) Тульской области.
Послевоенные годы
После нескольких лет заключения поэту на выручку приходит его хороший друг Константин Симонов, который буквально вытаскивает собрата из забвения.
В 1948 году выходит первый послевоенный сборник Смелякова «Кремлевские ели», куда вошли стихи военных лет.
Однако на свободе поэт долго не задерживается. Уже в 1951 году неизвестный пишет донос о состоявшейся в доме Смелякова застольной беседе.
На поэта было наложено клеймо 58-й статьи Уголовного кодекса СССР, согласно которой он должен был понести наказание в виде двадцати пяти лет лагерей.
Таким образом, Смеляков смог познакомиться с Заполярьем. Лагерная жизнь пагубно сказывается на здоровье поэта.
В 1956 году состоялось «разоблачение культа Сталина», согласно которому многим заключенным предоставлялась амнистия. На свободу был выпущен и Ярослав Смеляков. Поэт до конца жизни будет помнить дни «в казенной шапке, в лагерном бушлате».
Все последующие годы жизни он посвящает литературному творчеству.
За это время поэт был удостоен трех орденов, а также Государственной премии СССР в 1967 и 1968 годах.
Личная жизнь
Первый роман поэта случился в 30-е годы. Он связан с именем поэтессы Маргариты Алигер (её фотография, предоставленная ниже, сделана в середине 70-х годов), которая вместе со Смеляковым посещала литературный клуб.
Интересное место в этом романе занимает кольцо, подаренное Смеляковым поэтессе.
По словам Алигер, когда с поэтом случалось что-либо нехорошее, кольцо терялось. Так, например, случилось, когда Смеляков попал в финский плен.
С Евдокией Васильевной он познакомился в послевоенные годы. Она стала первой женщиной, с которой состоял в браке Ярослав Смеляков. Поэт с Евдокией прожили вместе всего два года: Смеляков развелся с женой, чтобы защитить её от поглотивших его репрессий. От этого брака у поэта появился сын.
Вторая семья, созданная Смеляковым, оказалась более счастливой. На сей раз избранницей поэта стала переводчица Татьяна Стрешнева.
Поэт Ярослав Смеляков, биография которого была представлена в этой статье, является поистине талантливым поэтом, «мастером символических перечней», на долю которого выпали поистине тяжёлые и страшные эпизоды истории нашей страны.
Из книги судеб. Ярослав Васильевич Смеляков (26 декабря 1912 (8 января 1913), Луцк - 27 ноября 1972, Москва) - русский советский поэт, критик, переводчик.
Родился в семье железнодорожного рабочего. Детство провёл в деревне. Рано начал писать стихи. Окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу (1931). Учась в ФЗУ, публиковал стихи в цеховой стенгазете. Писал также обозрения для агитбригады. Дебютировал в печати в 1931 году. Работал в типографии. Первый сборник стихов «Работа и любовь» (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик. Как и в следующем сборнике «Стихи», Смеляков воспевал новый быт, ударный труд. Занимался в литературных кружках при газете «Комсомольская правда» и журнале «Огонёк».
В 1934 году был репрессирован. Вышел на свободу в 1937 году. Во время Второй мировой войны воевал на Северном и Карельском фронтах, попал в плен к финнам. После освобождения из плена в 1944 году Смеляков попал в лагерь, где провёл несколько лет, после освобождения въезд в Москву ему был запрещён. Работал в многотиражке на подмосковной угольной шахте. Благодаря Константину Симонову , замолвившему слово за Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности, и он продолжил публиковать стихи. В 1948 году вышла книга «Кремлёвские ели». В 1951 году по доносу Ярослав Васильевич вновь был арестован и отправлен в заполярную Инту, где просидел до 1955 года, возвратившись домой по амнистии.
Награждён тремя орденами. Лауреат Государственной премии СССР (1967). В стихах использовал разговорные ритмы и интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора. В сборниках послевоенных лет («Кремлёвские ели», 1948; «Избранные стихи», 1957) и поэме «Строгая любовь» (1956), посвящённой молодёжи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни.
В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из главных тем стала тема преемственности поколений, комсомольских традиций: сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967); «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), поэма о комсомоле «Молодые люди» (1968) и другие. Посмертно изданы «Моё поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).
К его наиболее известным произведениям могут быть отнесены такие стихотворения, как «Любка», «Если я заболею…», «Хорошая девочка Лида», «Милые красавицы России», «Я напишу тебе стихи такие…», «Манон Леско». Песню на стихи «Если я заболею…» исполняли Юрий Визбор , Владимир Высоцкий , Аркадий Северный и другие.
Ч ерез пару месяцев после окончания университета я, свежеиспечённый инженер, неожиданно для самого себя увлёкся спелеологией. В нашей группе был самым юным, но не чувствовал этого. Солидные инженеры и эсэнэсы, облачившись в штормовки и забросив за спины рюкзаки, забывали и о возрасте, и об учёных степенях, превращаясь в весёлых, компанейских парней. Спуски и подъёмы, блуждание по удивительному подземному миру Крыма наполняли пролетавшие осенние дни.
А через неделю после возвращения домой один из новых друзей пригласил меня к себе домой послушать интересный рассказ. Удивившись, пришёл. Рассказ услышал. Точнее, поэму под названием «Пепо» - пещерный поход - с описанием наших приключений: «Где стоит на карте точка, / не с вином там будет бочка, / а огромная дыра. / Слазить нам туда пора».
Слушали с удовольствием, сопровождая декламацию весёлым хохотом. А когда чтение закончилось, я спросил Владимира (автора), пишет ли он серьёзные стихи. Володя с улыбкой ответил, что когда-то писал. И даже посылал своему любимому поэту. «Ну и что? Ответил?» - допытывался я. «А как же: “Уважаемый товарищ П.! Если Вы не умеете писать стихи, то, пожалуйста, их не пишите. С уважением, Ярослав Смеляков”». О своём конфузе несостоявшийся стихотворец рассказывал почти с гордостью. Меня это удивило. По молодости лет.
На тот момент я знал всего два стихотворения Смелякова - благодаря Гайдаю («Девочка Лида») и Визбору («Если я заболею»). Настоящее знакомство случилось позже, когда купил в букинисте «Избранное» - солидный чёрный том небольшого формата. Впечатление было странное. Казалось, книгу писали два разных поэта. Первый: талантливый советский бытописатель, мастерски рифмующий всё на свете, от смерти Пушкина , в которой почему-то оказался виновен последний русский император, до дворового забивания козла. И второй: фантастический лирик, писавший так, что при чтении приостанавливается дыхание. В «Манон Леско» влюбился с первого прочтения, «эти сумасшедшие слова» были сказаны как будто за меня и обо мне. От удивительных переводов с идиша, из Матвея Грубияна, просто не мог оторваться:
Вспоминаю в июле, -
сердце, тише тоскуй! -
предрассветную пулю
и ночной поцелуй.
Строки поэта поражали первозданной естественностью, силой, мощью:
Я награжу тебя, моя отрада,
бессмертным словом и предсмертным взглядом,
и всё за то, что утром у вокзала
ты так легко меня поцеловала.
Любовь к поэту сохранилась на всю жизнь. Хотя, перефразируя Пущина, «не всем его стихам я поклоняюсь». Честно говоря, львиная доля из них вызывает сожаление. Написать такое вполне мог и казённый стихоплёт, каковых хватало всегда.
К ем же он был, русский поэт Ярослав Смеляков, соединивший в себе, казалось бы, несоединимое: тончайший аристократизм и беспардонную грубость, личное отчаяние и казённый оптимизм, упоённое служение своему дару и его откровенное разбазаривание? Понимал ли «трижды зэк Советского Союза / и на склоне лет - лауреат» (Илья Фоняков) цену, которую пришлось ему заплатить советскому Молоху за прижизненное признание? Или его предсказуемость, «хамство и пьянство», «похабство» правильных «интервью» (В. Корнилов) были той барщиной, которую он взвалил на себя, чтобы обезопаситься? И писать настоящее, не заёмное, вневременное? Не потому ли Штейнберг , В. Корнилов , Самойлов , не причастные, в отличие от Смелякова, к официально-советской мерзости вроде травли Солженицына, считали поэта своим - и восхищались его стихами?
Дадим слово самому Смелякову:
Я понял мысли верным ходом
средь достижений и обид -
своим избранникам природа
за превосходство нагло мстит.
Француза, сделанного тонко
из вкуса, сердца и ума,
поставит вдруг на четвереньки
и улыбается сама.
И гениального мальчишку
средь белоблещущих высот
за то, что он зарвался слишком,
рукой Мартынова убьёт.
И я за те мои удачи,
что были мне не по плечу,
сомкнувши зубы, не запла чу,
а снова молча заплачу .
Исповедальные строки написаны за четыре года до смерти. Он и платил. Молча. Тратя «своё первородство / на довольно убогий почёт» (В. Корнилов). Страдая от этого и сжигая пьянками давно подорванное здоровье.
Ноябрь 2014
Специально для альманаха-45
Стихи, посвящённые поэту
Аркадий Штейнберг
Не пора ли, братцы, в самом деле,
Начиная лет с пяти-шести,
Снова наказания на теле
Для удобства граждан завести?
Примем это мудрое решенье,
Возродим здоровый русский кнут:
С ним легко любое прегрешенье
Искупить на месте в пять минут.
Сталин был отнюдь не демократом
И посмертно осуждён не зря,
Обходился круто с нашим братом,
В тюрьмы заключал и лагеря.
Для чего бесхитростную тётку,
Что фарцует кофты и бельё,
Умыкать от мужа за решётку
И баланду тратить на неё?
Чем швырять на ветер сотни тысяч,
Государству есть расчёт прямой:
Лучше спекулянтку тут же высечь,
Справку дать и отпустить домой.
Лично я всегда стою за плети,
И теперь особенно стою,
Прочитав недавно в Литгазете
Некую идейную статью.
Выступлю публично в странной роли,
Свойственной призванью моему:
Я хочу, чтобы меня пороли,
Не сажая в лагерь и тюрьму.
Если я самоконтроль ослаблю,
Предпочту американский джаз,
Продуктовый магазин ограблю,
Невзначай женюсь в четвёртый раз,
Буду шарить по чужим карманам
Или стану - Боже упаси! -
Абстракционистом окаянным
По прямым приказам Би-Би-Си, -
Обращусь к властям я с просьбой скромной,
Чтоб меня отечески посек
Не специалист вольнонаёмный,
А простой советский человек.
Пусть меня дерут не генералы,
Не славянофилы из жидков,
А природный православный малый -
Ярослав Васильич Смеляков.
Вы вовек другого не найдёте
Ни в стихосложенье, ни в гульбе,
Коренной русак по крайней плоти, -
Гласно заявил он о себе.
Он не сноб, не декадент лощёный,
Так сказать, духовная родня,
Между прочим, бывший заключённый.
Я хочу, чтоб он порол меня.
Нам во имя равенства и братства,
Для внедренья правды и добра
Человечное рукоприкладство
Широко распространить пора.
Смеляков
Не был я на твоём новоселье,
И мне чудится: сгорблен и зол,
Ты не в землю, а вовсе на север
По четвёртому разу ушёл.
Возвращенья и новые сроки
И своя, и чужая вина -
Всё, чего не прочтёшь в некрологе,
Было явлено в жизни сполна.
За бессмертие плата - не плата:
Светлы строки, хоть годы темны...
Потому уклоняться не надо
От сумы и ещё от тюрьмы.
Но минувшее непоправимо.
Не вернёшься с поэмою ты
То ль из плена, а может, с Нарыма
Или более ближней Инты.
Отстрадал и отмаялся - баста!
Возвышаешься в красном гробу,
Словно не было хамства и пьянства
И похабства твоих интервью,
И юродство в расчёт не берётся,
И все протори - наперечёт...
И не тратил своё первородство
На довольно убогий почёт.
До предела - до Новодевички
Наконец-то растрата дошла,
Где торчат, как над лагерем вышки,
Маршала, маршала, маршала.
В полверсте от литфондовской дачки
Ты нашёл бы надёжнее кров,
Отошёл бы от белой горячки
И из памяти чёрной соскрёб,
Как ровняли овчарки этапы,
Доходяг торопя, теребя,
Как рыдали проклятые бабы
И, любя, предавали тебя...
И совсем не как родственник нищий,
Не приближенный вдруг приживал,
А собратом на тихом кладбище
С Пастернаком бы рядом лежал.
Памяти Смелякова
Мы не были на «ты»
(Я на семь лет моложе),
И многие черты,
Казалось, в нас не схожи.
Он был порою груб
И требовал признанья.
Но вдруг срывалось с губ
Заветное желанье -
Желанье быть таким,
Каким он быть боялся.
И с неба серафим
Тогда к нему спускался.
Тогда в распеве строф,
Немыслимых вначале,
Звучали пять-шесть слов,
Что спать нам не давали.
Наверное, он знал,
Что восхваленья пошлы
И что к его словам
Прислушаются позже.
И вот уже молва
К поэту благосклонней...
Он вырос, как трава
На каменистом склоне.
И отошёл легко
В блаженный сон России
Смеляков
Ярослав Васильич.
Борис Суслович
Запоздалый реквием
…его мололо время,
и он его молол.
Я. Смеляков
К таланту - отсидки в нагрузку,
И пьянки, и ранняя смерть.
О счастье и думать не сметь
По-русски ли, по-белорусски.
Значок прицепила судьба
(Почти канцелярская мета
Для зэка, страдальца, поэта):
Не лауреата - раба.
Илья Фоняков
Вот он весь - поношенная кепка,
Пиджачок да рюмка коньяка,
Да ещё сработанная крепко
Ямба старомодного строка.
Трижды зэк Советского Союза
И на склоне лет - лауреат,
Тот, за кем классическая муза
Шла, не спотыкаясь, в самый ад, -
Что он знал, какую тайну ведал,
Почему, прошедший столько бед,
Позднему проклятию не предал
То, во что поверил с юных лет?
Схожий с виду с пожилым рабочим,
Рыцарь грубоватой прямоты,
Но и нам, мальчишкам, между прочим,
Никогда не говоривший «ты», -
Он за несколько недель до смерти,
Вместо громких слов про стыд и честь,
Мне сказал: «Я прожил жизнь. Поверьте,
Бога нет. Но что-то всё же есть...»
Иллюстрации:
фотографии Ярослава Смелякова разных лет;
обложки нескольких книг;
последний приют поэта…
Я. В. Смеляков родился 26 декабря 1912 (8 января 1913 года) в Луцке (ныне Украина) в семье железнодорожного рабочего. Детство провёл в деревне, где окончил начальную школу. Затем он учился в Москве, в школе-семилетке.
Окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу (1931). Занимался в литературных кружках при газете «Комсомольская правда» и журнале «Огонёк». Работал в типографии. Член СП СССР с 1934.
В 1934-1937 годах был репрессирован. Два близких друга Я. В. Смелякова - Павел Васильев и Борис Корнилов были расстреляны в годы Большого террора.
С 1937 ответственный секретарь газеты «Дзержинец» трудкоммуны имени Дзержинского (Люберцы). С 1939 ответственный инструктор секции прозы СП СССР.
Участник Великой Отечественной войны. С июня по ноябрь 1941 был рядовым на Северном и Карельском фронтах. Попал в окружение, находился в финском плену до 1944. Возвратившись из плена, Смеляков опять попал в лагерь, где его несколько лет «фильтровали». Вместе с ним в лагере находился брат Александра Твардовского, Иван. После лагеря Смелякову въезд в Москву был запрещен. Работал в многотиражке на подмосковной угольной шахте. В Москву ездил украдкой, ни в коем случае не ночевал. Благодаря , замолвившему слово за Смелякова, ему удалось вновь вернуться к писательской деятельности. В 1948 году вышла книга «Кремлевские ели».
В 1951 по доносу двух поэтов вновь арестован и отправлен в заполярную Инту.
Просидел Смеляков до 1955 года, возвратившись домой по амнистии, еще не реабилитированный.
Член Правления СП СССР с 1967, Правления СП РСФСР с 1970. Председатель поэтической секции СП СССР. Принимал участие в травле Солженицына.
Умер Смеляков еще нестарым человеком, месяц не дожив до шестидесятилетия. Не прибавила здоровья Ярославу Васильевичу ни новая жена (первая жена Дуся заочно развелась с ним, выйдя замуж за жокея московского ипподрома Бондаревского), ни новая квартира на Ломоносовском проспекте, ни бывшая фадеевская дача в Переделкине. А наиболее пронзительные строки увидели свет уже после его смерти, в перестройку. И среди них выделяется одно — о его первом следователе.
Рано начал писать стихи. Учась в ФЗУ (будучи «фабзайцем»), публиковал стихи в цеховой стенгазете. Писал также обозрения для агитбригады. Дебютировал в печати в 1931 году. Первый сборник стихов «Работа и любовь» (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик. Как и в следующем сборнике «Стихи», Смеляков воспевал новый быт, ударный труд.
В стихах использовал разговорные ритмы и интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора. В сборниках послевоенных лет ( , 1948; «Избранные стихи», 1957) и поэме «Строгая любовь» (1956), посвященной молодёжи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, монументальности изображения и социально-историческому осмыслению жизни. Поэма, частично написанная ещё в лагере, получила широкое признание.
В произведениях позднего периода эти тенденции получили наиболее полное развитие. Одной из главных тем стала тема преемственности поколений, комсомольских традиций: сборники «Разговор о главном» (1959), «День России» (1967); «Товарищ Комсомол» (1968), «Декабрь» (1970), поэма о комсомоле «Молодые люди» (1968) и другие. Посмертно изданы «Мое поколение» (1973) и «Служба времени» (1975).