Манипуляции людьми примеры в диалогах. Манипуляции в общении. Манипуляции в деловом общении. Неожиданная честность или внезапное откровение

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

Во-первых , следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых , нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.

Воздействие страхом

Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт – станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель». Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.

Воздействие виной

Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу». Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.

Воздействие неуверенностью в себе

В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Например: «Ты обязана слушать меня – я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.

Воздействие гордостью

Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.

Воздействие жалостью

Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь. Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

  1. Эмоции . Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
  2. Непонятные слова . В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
  3. Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
  4. Срочность . Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
  5. Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
  6. Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).

Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.

В семейных отношениях

Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме», гулянки с друзьями, запои. Психологическое воздействие используют и родители, и дети. Это способ добиться своей выгоды, играя на чувствах других.

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

  • на ошибки и собственное мнение;
  • на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
  • не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
  • быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
  • быть нелогичным.

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении - это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении. Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) - это фактически управление сознанием человека .

Основные виды воздействия делятся на:

  • - осознанные - человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • - неосознанные - человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • - лингвистические (иначе их называют коммуникационными) - это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • - поведенческие - это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Приемы манипуляции в общении. Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Прием № 1. Воздействие любовью. В этом приеме любовь - не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум - любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.

Прием № 2. Воздействие страхом. Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт - станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель». Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.

Прием № 3. Воздействие виной. Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу». Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.

Прием № 4. Воздействие неуверенностью в себе. В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Например: «Ты обязана слушать меня - я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки .

Прием № 5. Воздействие гордостью. Тщеславие, гордость - замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка - удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.

Прием № 6. Воздействие жалостью. Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его - вызвать жалость к себе и желание помочь. Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.

Признаки манипуляции . Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них:

  • 1) Эмоции. Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
  • 2) Непонятные слова. В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
  • 3) Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
  • 4) Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
  • 5) Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
  • 6) Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В жизни каждого человека наступает момент, когда он встречается с попыткой манипуляции и кто-то стремится управлять его поведением и эмоциональным состоянием. Это могут быть друзья, дети и родители, работодатели, коллеги или соседи. Когда мы соглашаемся на то, чтобы кто-то манипулировал нами, мы неосознанно сговариваемся с их желанием владеть собой, своими побуждениями, мыслями через обманные, эксплуатационные и несправедливые средства. Отношения, которые управляются только одной стороной, - дисгармоничные и продвигают цели манипулятора за счет управляемого им человека. Такая дружба приносит проблемы и вызывает беспокойство постоянно. Если вы хотите что-то изменить в таком типе отношений, вы должны в первую очередь признать, что манипуляция вообще имеет место, а затем посмотреть на вашу дружбу глубже, чтобы понять, каков ваш собственный вклад в манипуляцию. Есть эффективные способы противостоять манипуляциям и вернуть в отношения баланс.

Манипуляция - это не то же самое, что и влияние. Мы все используем влияние, когда общаемся с другими людьми и пытаемся продвинуть свои цели, и это одна из нормальных форм социального взаимодействия. Влияние признает права и границы других людей, базируется на открытой, достаточно теплой коммуникации. Влияние признает целостность другого человека, включая право не согласиться. Манипуляция, напротив, зависит от тайных умыслов и состоит из попыток принудить другого человека сдаться.

Даже при том, что внешне манипулятор может казаться сильным и хорошо контролировать ситуацию, под фасадом обычно находится неуверенность и тревожность. Тенденция эксплуатировать других, игнорируя их права, является признаком нездорового функционирования личности. Фактически, люди, которые управляют другими, испытывают затруднения в поддержании хороших межличностных отношений и открытом течении естественных эмоций. Часто они выбирают партнеров не тех, которые интересны, а тех, кто хорошо поддается манипуляциям.

Люди, которые часто манипулируют другими, хорошо чувствуют, кем можно управлять. Если они не способны управлять теми, кто находится рядом, - они быстро сдаются и переходят к жертве, которая более восприимчива к манипуляциям. Если вы обнаружили на себе манипулятора, первый шаг к избавлению от него - признать свой собственный вклад в проблему. Манипуляция не может происходить в вакууме, для нее нужны двое.

Вот общие черты тех, кто уязвим для манипулятора .

1. Вы чувствуете себя любимыми, только когда можете заботиться о потребностях других людей. Желаете быть хорошим для других. Ваша самоценность зависит от выполнения определенных вещей для других. Фактически, вы нравитесь им за счет траты времени на них вместо того, чтобы потратить его на себя. Например, вы можете купить что-то очень дорогое для своего друга, но не будете тратить деньги на себя. Манипуляторы любят таких людей и не теряясь используют эту черту в своих интересах.

2. Вам постоянно нужны одобрение и признание. Все люди ценят, когда их принимают, но проблема жертвы состоит в том, что она считает, что должна быть принята всеми в любом случае. Основная проблема жертвы - страх перед тем, что она будет отвержена, и этот страх настолько сильный, что делается все, что возможно, чтобы избежать ощущений, связанных со страхом. Манипулятор часто дает принятие, в котором жертва нуждается, а затем угрожает забрать его, манипулируя.

3. Вы боитесь выражения отрицательных эмоций. Хотя выражение гнева и вовлечение в конфликт неприятно в принципе для всех, и это нормально, НО некоторые люди пойдут на все, чтобы избежать конфронтации. Они хотят, чтобы общение было приятно всегда. Они боятся, что их неустойчивая индивидуальность расколется перед лицом отрицательных эмоций. Для манипулятора такие люди - лакомый кусок, все, что им нужно сделать - угрожать или повысить голос, и они тут же получают доступ к энергии жертвы.

Человек должен заниматься не только тем, что делает его интересным с точки зрения общества, но и , не зависящие от мнения социума, тогда позиция жертвы начнет уходить. Появится сила защищать свои интересы и настаивать на них, право их иметь, даже если они нравятся только вам.

Если родители постоянно все решают за ребенка или не разрешают ему иметь интересы, не устраивающие их - дети могут превратиться в жертв манипуляторов, когда вырастут.

4. Вы неспособны сказать "нет". Здоровые отношения имеют личные границы, в которых четко видно, кто вы и что вы предпочитаете. Чтобы поддерживать здоровые границы между вами и кем-то, вы должны иногда говорить "нет", когда кто-то пытается не комфортно подвинуть ваши личные границы. Если вы боитесь конфликта, который может возникнуть, когда вы в чем-то отказываете, - вы играете "на руку" манипулятору.

5. У вас не сформирован устойчивый положительный образ самого себя. Вы должны точно знать, каковы ваши ценности, кто вы, что вы любите, какие взгляды поддерживаете, каким целям следуете. Если самосознание сформировано не полностью, - трудно доверять собственным суждениям или принимать решения в свою пользу.

Любую ситуацию нужно рассматривать с точки зрения преимуществ и опыта. Если вы находитесь в управляемых отношениях, полезно признать личные тенденции, которые позволяют другим сохранять контроль над вами. Мы не можем изменить поведение манипулятора, но можем изменить свои ответы на попытки манипуляции так, чтобы вернуть чувство целостности. Неприятности, связанные с манипуляцией вами, могут привести к судьбоносным событиям, которые дадут понимание и способность эффективно справляться с любыми конфликтами.

Тактика манипулятора .

Манипуляция в отношениях обычно формируется за длительный период времени. Манипулятор изучает жертву, - как далеко он может зайти. Он не пытается критично управлять жертвой в начале отношений, потому что знает, что это приведет к концу общения. Некоторое время он наблюдает за жертвой и ищет ее слабые места, чтобы в конечном итоге эксплуатировать ее в собственных целях.

Есть две базовые техники которые используются, чтобы осуществить такой контроль, обычно обе используются вместе.

1. Обещание выгоды . Манипулятор обещает обеспечить что-то, если партнер согласится с тем, чего хочет манипулятор. Муж жене "обещаю не хамить всю эту неделю, если ты прекратишь общаться с той подружкой". Между слов в такой фразе четко читается весьма условный комфорт и только на этой неделе.

2. Манипулятор угрожает партнеру потерей чего-то , если партнер не соглашается с условиями манипулятора. Муж жене: "Я уеду к друзьям на ночь, если к моему возвращению с работы не будет готов ужин".

Диапазон тактик намного шире, от словесных угроз до тонких попыток устроить ситуации, которые удовлетворят манипулятора. Распространенная тактика - настроить двух людей друг против друга, заставляя их не любить или не доверять друг другу. Еще несколько частых тактик: рассердиться на человека в ситуации, которую создал сам манипулятор; занять положение сверху (социальное или физическое); напугать; накричать; или наоборот, демонстративно игнорировать.

Манипуляторы испытывают сильную потребность все контролировать . Это часто происходит из-за внутреннего чувства неуверенности, хотя они часто компенсируют такое положение вещей демонстрацией силы и самодостаточности. Они отрицают личную выгоду от манипуляции, но их поведение всегда корыстно, потому что они преследуют свои цели независимо от их психологической стоимости для жертвы. Это критическая необходимость чувствовать себя выше и влиятельнее в отношениях, поэтому манипулятор всегда ищет тех, кто утвердит это чувство, соглашаясь с его манипуляциями. Он рассматривает власть как конечную точку. Если жертва проявит свою власть над ним, он сделает все возможное, чтобы вернуть контроль себе. Когда манипулятор не контролирует себя и людей вокруг - он всегда чувствует угрозу своей самости.

Хочу напомнить о том, что я уже объясняла, чтобы люди не относились к манипуляторам плохо. Плохих людей не бывает, просто есть люди, которым не хватило душевных сил пережить какую-то боль, поэтому они начинают вытеснять чувства и вести себя неадекватно. Манипуляторы - классический пример вытесненной психологической травмы в прошлом. Тот, кто манипулирует, часто сознательно не планирует свои маневры. Такое поведение появляется из-за расстройства личности. И оно возможно только в контексте поведения жертвы, которая неосознанно "сговаривается" с манипулятором и невольно поощряет манипуляции. Жертва - тоже человек с травмой. Это система.

Основные правила при контакте с манипулятором .

1. Концентрируйтесь на изменении своего поведения, а не на манипуляторе. Пытаться выйти из манипуляции, постоянно думая о ее наличии - не эффективно; вы делаете себя еще более уязвимым.

2. Вы не измените поведение манипулятора, поэтому нельзя сосредотачиваться на его недостатках и пытаться их понять. Не пытайтесь объяснить таким людям, что в них не так. Вы можете думать, что было бы полезно разъяснить манипулятору, что вы чувствуете и какое влияние на вас оказывает его поведение, но обычно это не имеет никакого эффекта, потому что большинство манипуляторов не способно к сочувствию. Скорее всего, они просто используют эту информацию для контроля над вами. Единственный эффективный метод для жертвы - полностью отключиться от проблемы, выйти из нее, не думать о ней. Если вы прекратите сотрудничать с управлением собой и возьмете на себя ответственность по преобразованию своей жизни, - вы измените природу отношений с любыми манипуляторами, которые вам попадутся. Манипулятор много работает над каждой ситуацией, чтобы обеспечить сильный контроль в отношениях, поэтому он обычно сдается, если понимает, что не только он имеет влияние на то, что происходит между вами.

3. Оцените ценность таких отношений для вас. Скорее всего, ситуация имела отношение к чему-то, что для вас является очень важным. Вам демонстрировали что-то, что дает счастье и целостность. Найдите свою тайную выгоду и подумайте над тем, стоит ли полученное вашей боли. Конечно, есть много ситуаций, из которых выйти сложно (муж и жена, ребенок и родитель), но, если это возможно - очень желательно уйти от контакта вообще. Или достигнуть ясности в вопросе: что вы хотите от своей жизни, и какой у отношений есть потенциал, чтобы привести вас к вашей личной цели?

4. Если вы находились под влиянием некоторое время, то наверняка привыкли к автоматическому выполнению некоторых его указаний, не думая об этом. Во-первых, нужно остановить свое автоматическое согласие. Например, если ваш начальник чего-то требует от вас, и вы знаете, что это закончится угнетением вашей личности - попросите немного времени. Тогда вы начинаете контролировать ситуацию. Стандартный ответ тех, кто хочет сохранить контроль над вами, звучит примерно так: "Почему вам нужно время?", поскольку такой вопрос предполагает ваше замешательство и восстановление контроля над вами. В таком случае просто попросите немного времени еще раз: повторите ту же фразу, без объяснений. "Мне требуется немного времени, чтобы подумать". Затем вы должны отследить в себе эмоции и противостоять им: страх, беспокойство или вина, которые в прошлом заставляли вас соответствовать требованиям манипулятора.

Человек каждый день сталкивается с манипуляциями в общении. Вся информация, которая передается нами другому человеку, заставляет нас ожидать реакции от собеседника. Когда мы рассказываем о своих планах, достижениях, целях, мы хотим услышать одобрение и восхищение в ответ, реже оценку. Честный диалог выглядел бы так: «Сейчас я расскажу, как у меня дела, но в ответ ты должен похвалить меня». Но эту правду необходимо скрыть, поэтому начинаются манипуляции в общении.

О понятии

Манипуляции в общении необходимы для психологического воздействия на человека. Это определенный способ контроля за поведением и чувствами индивида. В самом процессе принимают участие две стороны: субъект и объект (человек, на которого направлено воздействие), причем объект в основном даже не догадывается, что он находится под психологическим влиянием со стороны.

Подобные манипуляции могут иметь групповой характер и встречаются они на разных уровнях: в семье, на работе, в местах получения знаний (школа, институт и т. д.). Важную роль играет то, какую цель преследует субъект и какими методами действует.

Виды взаимодействий

Классификация манипуляций основывается на том, какую силу использует субъект по отношению к объекту. Последний в этот момент совершенно не подозревает, что он находится под психологическим влиянием со стороны. Субъект старается изменить информацию и в удобный момент донести ее до адресата, таким способом контролируя его поведение.

Психологические манипуляции в общении представляют собой процесс, в котором происходит управление сознанием объекта.

Классификация основных видов манипуляций .

  • Осознанное воздействие, в ходе которого субъект осознает, что он психологически воздействует на адресата с целью достижения определенных целей. В 80% случаев данный тип манипуляций используется людьми при деловом общении.
  • Неосознанное воздействие, в процессе которого человек не осознает свое влияние, он не преследует какой-то поставленной цели. Такое воздействие распространено при межличностном общении.

Неосознанный вид манипуляций подразделяется на:

  • лингвистический, в ходе которого на человека оказывается психологическое влияние посредством речи (диалог, дискуссия);
  • поведенческий, в рамках которого объект подвергается манипуляции только с помощью каких-либо действий и ситуаций.

Основные типы воздействий

Современные манипуляции в общении включают в себя 6 основных типов, каждый из которых имеет свои характерные признаки.

Любовь

С детства ребенок мог часто слышать от родителей: «Если ты не перестанешь баловаться, я тебя не буду любить». Цель речевого воздействия – заставить слушаться.

Психологическое воздействие любовью часто встречается и во взрослом возрасте. Ваша девушка говорит: «Как только ты перестанешь смотреть футбол с друзьями или найдешь новую работу, тогда мы можем подумать о свадьбе». Ее не устраивает просмотр футбола или ваша трудовая деятельность, она считает ваше отношение к жизни несерьезным.

Такие примеры манипуляций в общении можно обнаружить и в деловом взаимодействии. Новый сотрудник устраивается на работу и слышит от работодателя: «Каждый сотрудник представляет ценность для нашей компании, у нас сплоченный коллектив, и практически отсутствует текучка кадров». Звучит красиво, но эта фраза означает, что в данной компании положительное отношение к себе можно заслужить только через качественную работу и хорошие отношения с руководством.

Особенности

К подобному манипулятивному поведению часто прибегают родители. Это один из жестоких методов воспитания, т. к. при частом его использовании у ребенка развивается комплекс, что любить его могут только за хорошее поведение, отличную учебу, какие-то достижения и т. д. Такие люди во взрослом возрасте могут столкнуться с проблемами в построении собственных отношений со второй половинкой, начальством, друзьями, т. к. они привыкли, что если они не будут соответствовать высокой планке, они не получат любви со стороны своего окружения.

Данное психологическое воздействие в отношениях между партнерами также имеет негативный оттенок. На одной чаше весов располагается такое чистое и светлое чувство, как любовь, отношения, а на второй – условие. Для одного из партнеров любовь – товар, который можно приобрести при выполнении какого-либо требования. Это нездоровые отношения, где один из партнеров будет всегда выступать в роли жертвы и идти на какие-либо уступки в угоду второму.

Страх

Способы психологического воздействия страхом довольно популярны при воспитании детей. Мама говорит: «Если будешь плохо учиться, станешь дворником». Она действует из лучших побуждений, т. к. не знает, как еще можно мотивировать ребенка качественно выполнять домашние задания.

Вы слышите от второй половинки или от близкого друга: «Еще пара месяцев в этом офисе, и у меня случится сердечный приступ». Подобные психологические методы свидетельствуют о том, что человек просто желает сменить место работы.

Особенности

Манипуляции страхом в общении – прием, который широко распространён в настоящее время. Подобные психологические методы в большинстве случаев вызваны владением неполной или неточной информацией. Если вы часто со стороны слышите об опасностях и о том, что вам необходимо сделать, чтобы их избежать, лучше разберитесь в ситуации. Если вы будете владеть необходимым объемом информации, то легко сможете разоблачить субъекта манипуляции.

Неуверенность

Манипуляции неуверенностью в себе, которые часто родители используют в общении с детьми, выглядят так: «Ты сделала домашнее задание по русскому языку, молодец, но у тебя что-то не получилось». Это неосознанный вид воздействия, который подразумевает, что ребенок все равно не может справиться без родительской помощи.

Еще один яркий пример можно услышать от вашего мужчины: «Ты собираешься в позднее время попить чай с пирожным? Ладно, ладно. Я тогда пойду играть в компьютер». Он имеет в виду следующее: он вправе делать все, что хочет вне зависимости от вас и вашего мнения, а вы таким правом не обладаете.

Начальник вам говорит: «Выполните перевод данной статьи за 30 мин., не дольше». Это яркий пример выражения человеком своего превосходства над вами в профессиональном плане.

Особенности

Манипуляции этого типа в общении можно представить так: «Я начальник, ты не очень умный подчиненный». Главная проблема начальника (в лице мамы, вашего мужа, друга, работодателя и т. д.) заключается в том, что человек не обладает реальным авторитетом, но имеет огромное желание им владеть. С такими людьми можно бесконечно долго играть в поддавки, и в процессе общения с объектом манипуляций они будут ощущать свое превосходство только за счет чужих недостатков, но в определенный момент терпение закончится. Чтобы быстрее перестать ощущать на себе данное манипулятивное воздействие, объекту необходимо принять все свои слабые стороны или постараться избавиться от них.

Вина

Еще одно распространённое манипулятивное воздействие, которое используют родители при воспитании детей, – чувство вины. Многие из нас слышали: «Сегодня ты получил неудовлетворительно по математике, поэтому ты моешь полы и посуду». Суть данного способа заключается в том, что маме удобно заставить ребенка делать домашние дела, мотивировав его сознанием своего несовершенства.

Психология межличностных отношений также предполагает такое воздействие. Муж говорит жене: «Вчера ты была на встрече со своими подругами, пока я сидел голодный дома и смотрел за детьми». Это хитрый метод, т. к. он тоже хочет встретиться в выходные с друзьями, но знает, что без упреков супруга его не отпустит.

На работе в процессе общения коллега или начальник роняет фразу: «Вы устали, возьмите отгул, а я сделаю вашу работу за вас». Это будет действительно так, но при любом удобном моменте этот случай будут припоминать.

Особенности

Манипуляции чувством вины в общении распространены между супругами. Со временем это может привести к тому, что они начинают играть в т. н. игру «Кто больше соберет (провинностей второго)». Выигрыш здесь – права на исполнение своих желаний.

Гордость

Это вид психологического влияния на людей, основанный на использовании теории «Сверх-Я». В детстве ребёнок мог слышать: «Почему ты не можешь прыгнуть? Ты же такой сильный и смелый». Ребенку хотели сказать: «Не трусь!», но сделали это совершенно в другом контексте.

Пример манипуляции можно найти в отношениях между мужчиной и женщиной. Муж говорит: «Ты такая молодец, двенадцать часов работала, может ты еще и уберешься в комнате, приготовишь ужин, т. к. у тебя это так хорошо получается!». Женщине приятно слышать подобную лесть, но она несет совершенно иной смысл: «Мы идеальная пара: моя лень прекрасно дополняет твой перфекционизм».

Особенности

Манипуляции методом «Сверх-Я» в общении – одна из основных идей западных цивилизаций. Быстрее, выше, сильнее и так до момента, пока человек не сломается (физически или морально). Необходимо различать границы и всегда знать пределы своих возможностей.

Жалость

От родителей можно слышать: «Ты снова уходишь гулять с друзьями, а я за тебя буду переживать, тебе меня совсем не жалко, ты меня не любишь!». Ребенку приходится отменить запланированную прогулку, родители в это время ликуют в душе, т. к. им хочется, чтобы он остался дома.

В отношениях между мужчиной и женщиной этот способ работает так: «Ты весь день себя плохо чувствуешь, мне тебя так жалко. Друзья зовут нас на пикник, но ты не сможешь пойти».

Особенности

Сущность данного воздействия тривиальными словами можно объяснить так: «Валентина Петровна, у меня болит голова, можно я пойду домой?». Стоит быть осторожным, т. к. многие субъекты манипуляций настолько уверенно себя ощущают в роли пострадавшего, что своим психологическим воздействием на людей собирают неплохие дивиденды в виде исполнения прихотей, слов ободрения, снисходительного отношения и т. д. Это счастливые жертвы, потому что им удобно находиться в своем положении, они будут бесконечно жаловаться на ситуацию, но ничего не предпримут для ее изменения, т. к. это им не нужно.

Заключение

Манипуляторами являются психологически сильные люди. Если выявить их на ранних стадиях и распознать, на какие психологические аспекты происходит воздействие, то можно научится противостоять подобным попыткам управления.