Мотивы представлены в сознании. Мотивы и сознание. Значение и личностный смысл. Пути осознания мотивов. А.н.леонтьевлекции по общей психологии

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. Цель - это образ желаемого будущего, представляемый результат деятельности Головин, С.Ю. Словарь практического психолога.- М.: БЕК, 2008.- С. 44.. Процесс определения и постановки цели есть процесс целеполагания Маслоу, А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. - М.: Дом Знаний, 2008.- С. 183..

В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива - смыслообразующая. Один и тот же мотив может реализоваться в различных действиях, явиться основанием для постановки различных целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности.

Таким образом, каждое действие характеризуется личностным смыслом, иначе говоря, человека можно спросить: «Зачем ты это делаешь? Почему ты делаешь именно это действие, а не другое?».

Деятельность человека является, как правило, полимотивированной, т.е. отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам. По мысли А.Н. Леонтьева, это происходит потому, что «действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе». Леонтьев, А.Н. Мотивы и эмоции: Курс лекций.- М.: Наука, 2008.- с. 56.

А.Н. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это - мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой - функцию дополнительной стимуляции. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2009. - С. 70. Слияние обеих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена .

Смыслообразующие мотивы выступают как главная причина побуждения деятельности, основа постановки цели, выбора средств и способов ее достижения. Психолог В.А. Иванников высказывает предположение о том, что «в условиях актуально переживаемой потребности побуждающая сила исходит не от нее самой, а от создаваемого ею биологического или личностного смысла предмета и действия по отношению к этому предмету. Но это означает, что между мотивами как основанием действия и побуждением к активности находится смысл действия и побудительная функция мотива реализуется только через смысл». Иванников, В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 2003.- № 4.- С. 146-156.

Поэтому необходимо специально различать не только причинную (побудительную) детерминацию поведения и деятельности субъекта, идущую со стороны потребностей и мотивов, но и целевую (притягательную) детерминацию, идущую из будущего - от смыслов, целей, идеалов и убеждений.

Регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами субъекта составляют основную функцию воли человека.

Предмет потребности - материальный или идеальный, называют мотивом деятельности. Мотивы деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Психологический анализ потребностей преобразуется в анализ мотивов. Джеймс, У. Психология.- М.: Априори, 2002.- С. 121.

Мотивы отличны от сознательных целей. Осуществляя деятельность, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной деятельности.

Мотивы стоят за целями, побуждают к достижению целей или целеобразованию, но не порождают их. Дусавицкий, А.К. Формула интереса. - М.: Проспект, 2009. - С. 70.

Генетически исходно для человека несовпадение мотивов и целей, их совпадение - вторично, это результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы или результат осознания мотивов, превращающих их в мотивы-цели. Иванников, В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 2003.- № 4.- С. 146-156.

В отличие от целей, которые всегда, конечно, являются сознательными, мотивы, как правило, актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия - внешние, практические или речевые, мыслительные, - то мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл.

Мотивы, однако, не «отделены» от сознания. Даже когда мотивы, не сознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание, но только особым образом. Они, придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл.

Это еще раз подтверждает то, что кроме своей основной функции - функции побуждения, мотивы имеют еще и вторую функцию - функцию смыслообразования. Обе указанные функции мотивов имеют способность распределяться между разными мотивами одной и той же деятельности, так как человеческая деятельность полимотивированна, то есть регулируется одновременно несколькими мотивами. Щукина, Г.И. Теория развития познавательного интереса.- М.: Литера, 2008.- С. 72.

Как уже говорилось, обычно мотивы деятельности актуально не сознаются. Это психологический факт. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек сознает цели своих действий: в тот момент, когда он действует, цель необходимо «присутствует в его сознании» и, по известному выражению Маркса, как закон определяет его действия. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Приор, 2006. - С. 82.

Иначе обстоит дело с осознанием мотивов действий, того ради чего они совершаются. Мотивы несут в себе предметное содержание, которое должно так или иначе восприниматься субъектом. На уровне человека это содержание отражается, преломляясь в системе языковых значений, т.е. сознается. Ничего решительно не отличает отражение этого содержания от отражения человеком других объектов окружающего его мира. Объект, побуждающий действовать, и объект, выступающий в той же ситуации, например в роли преграды, являются в отношении возможностей их отражения, познания «равноправным». То, чем они отличаются друг от друга, это не степень отчетливости и полноты их восприятия или уровень их обобщенности, а их функции и место в структуре деятельности.

Последнее обнаруживается, прежде всего, объективно - в самом поведении, особенно в условиях альтернативных жизненных ситуаций. Но существуют также специфические субъективные формы, в которых объекты находят свое отражение именно со стороны их побудительности. Это переживания, которые мы описываем в терминах желания, хотения, стремления и т. п. Однако сами по себе они не отражают никакого предметного содержания; они лишь относятся к тому или иному объекту, лишь субъективно «окрашивают» его. Возникающая передо мною цель воспринимается мною в ее объективном значении, т.е. я понимаю ее o6ycловленность, представляю себе средства ее достижения и отдаленные результаты, к которым она ведёт; вместе с тем я испытываю стремление, желание действовать в направлении данной цели или, наоборот, негативные переживания, препятствующие этому. В обоих случаях они выполняют роль внутренних сигналов, посредством которых происходит регуляция динамики деятельности. Что, однако, скрывается за этими сигналами, что они отражают? Брунер, Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.- С. 89. Непосредственно для самого субъекта они как бы только «метят» объекты и их осознание есть лишь сознание их наличия, а вовсе не осознавания того, что их порождает. Это и создает впечатление, что они возникают эндогенно и что именно они являются силами, движущими поведением - его истинными мотивами.

Переживание человеком острого желания достигнуть открывающуюся перед ним цель, которое субъективно отличает ее как сильный положительный «вектор поля», само по себе еще ничего не говорит о том, в чём заключается движущий им смыслообразующий мотив. Может быть мотивом является именно данная цель, но это особый случай; обычно же, мотив не совпадает с целью, а лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу: задачу осознания мотива.

Так как речь идет об осознании смыслообразующих мотивов, то эта задача может быть описана и иначе, а именно как задача осознания личностного смысла (именно личностного смысла, а не объективного значения), который имеют для человека те или иные его действия, их цели.

Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на известной ступени развития личности, когда формируется подлинное самосознание. Поэтому для детей такой задачи просто не существует. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2009. - С. 74.

Когда у ребенка возникает стремление пойти в школу, стать школьником, то он, конечно, знает, что делают в школе и для чего нужно учиться. Но ведущий мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него, хотя он и не затрудняется в объяснениях-мотивировках, нередко просто повторяющих слышанное им. Выяснить этот мотив можно только путем специального исследования.

Позже, на этапе формирования сознания своего «я», работа по выявлению смыслообразующих мотивов выполняется самим субъектом. Ему приходится идти по тому же пути, по какому идет и объективное исследование, с той, однако, разницей, что он может обойтись без анализа своих внешних реакций на те, или иные события: связь событий с мотивами их личностный смысл непосредственно сигнализируется возникающими у него эмоциональными переживаниями. Дусавицкий, А.К. Формула интереса. - М.: Проспект, 2009. - С. 111.

День, со множеством дeйcтвий, ycпешнo осуществленных человеком, которые в ходе выполнения представлялись ему адекватными, тем не менее может оставить у него неприятный, порой даже тяжелый эмоциональный осадок. На фоне продолжающейся жизни с ее текущими задачами этот осадок едва выделяется. Но в минуту, когда человек как бы оглядывается на себя и мысленно вновь перебирает события дня, усиливающийся эмоциональный сигнал безошибочно укажет ему на то, какое из них породило этот осадок. И может статься, например, что это - успех его товарища в достижении общей цели, который был им самим же подготовлен, - той цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал. Оказалось, что это не вполне так, что может быть главное для него заключалось в личном продвижении, в карьере. Эта мысль и ставит его лицом к лицу перед «задачей на смысл», перед задачей осознания своих мотивов, точнее, их действительного внутреннего соотношения Головин, С.Ю. Словарь практического психолога.- М.: БЕК, 2008.- С. 74..

Таким образом, распределение функций между мотивами-стимулами и смыслообразующими мотивами воспроизводит иерархические отношения, которые строятся не по шкале их побудительности. Смыслообразующие мотивы всегда занимают в общей иерархии мотивов относительно более высокое место, чем мотивы-стимулы. Задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и возникают лишь на определенной ступени развития личности.

Понимая под мотивацией – систему процессов, отвечающих за побуждения деятельности, можно увидеть, что данныя система структурно оформлена.

С одной стороны мы имеем потребность – нужду, снабженную механизмами ее обнаружения и устранения. Анализируя. Понятие потребности , можно заметить, что она сама по себе предполагает деятельность по своему удовлетворению. Для завершенности не хватает только того объекта, который бы мог удовлетворить данную потребность в наличной ситуации.

Для определения такого объекта (совокупности объектов) используют понятие мотив.

Под мотивом здесь выступает раздражитель, который побуждает деятельность по устранению потребности (не исключено, что это система раздражителей, т.к. субъекта окружает многообразная действительность).

Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив).

А.Н.Леонтьев.

Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов

Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Возможные основания классификации мотивов .

1 Актуальные мотивы – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг).

Потенциальные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека. Но социальные условия могут измениться, и тогда меняются мотивы. Каким человек станет при изменении мотивов.

Когда мы вынуждены делать непривлекательный для себя выбор под действием условий и т.д., то потенциальные мотивы приобретают большую значимость (неврозы, уходы в себя).

2 Ведущие и второстепенные мотивы . Мотивационная сфера личности иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами. Деятельность человека полимотивированная, т.е. одновременно регулируется двумя или несколькими мотивами.

3 Смыслообразующие и мотивы стимулы . Ведь человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

4 По предметному содержанию : а) предметные; б) функциональные; в) нормативные.

Предметные – организуют финальную направленность деятельности. Всегда четко указывают, что должно быть (например: построить дом). Этот мотив не может быть задан только указанием предметного содержания, он содержит еще модус преобразования. Не только предмет, но и то, что выражает отношение к нему (пока здоровье не шалит – деятельности нет). Мерей: мотив состоит из содержания и активного характера преобразования. Модусы преобразования: отказ, отречение, приобретение, создание, поддержание, выражение, сохранение, агрессия, избегание.

Функциональные мотивы: например потребность людей в общении, не имеют финальной напрвленности. Мотивируют саму деятельность. Нечто, что приятно самим процессом, а не его концом (приятно читать книгу). Игровая деятельность – элемент целепреследования (спрятаться так, чтобы не нашли). Мотивирующая масса промежуточных целей (промежуточных мотиваций). Это мотивация, которая привязана к отдельным маленьким промежуточным целям (аналог у животных – инстинкт).

Нормативные: проявляются реже. Левин: барьеры – то, что не организует, а ограничевает деятельность, не побуждает отдельной деятельности. Нравственные мотивы.

5 По уровню обобщенности . Додонов, Мерей. То, что реально побуждает деятельность происходит на разных уровнях обобщенности (любить музыку Бетховена или любить его “Лунную сонату”). Идея справедливости – разные уровни обобщенности.

Обобщенные, конкретные, единичные мотивы.

6 По степени осознания . Осознаваемые и неосознаваемые .

Часто человек не осознает мотивы своего поведения и выдумывает причины. Мотивировка – сознательно представляемый мотив, который с реальным не имеет ничего общего.

7 Эндогенно и экзогенно актуализированные мотивы (по способу актуализации).

Экзогенные – спонтанная мотивация.

Мотивы и сознание.

1 Мотивы не отделены от сознания. Даже когда мотив не осознается субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность. Они, образно говоря входят в его сознание, но только особым образом. Они придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его личностный смысл (личностный смысл – отношение цели действия к мотиву деятельности). Смыслы – составляющие сознания.

2 Осознание мотива. Задача на смысл. Братусь: ценностные ориентации – осознанные смыслы.

Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами

  1. Мотивация деятельности . Такое раздвоение возникает вследствие того, что деятельность необходимо становится полимотивированной, т.е. одновременно отвечающей двум или нескольким мотивам. Ведь действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе. Так, трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется также такими мотивами, как, скажем, материальное вознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях. В условиях социалистических отношений смысл труда порождается для рабочего общественными мотивами; что же касается материального вознаграждения, то этот мотив, конечно, тоже выступает для него, но лишь в функции стимулирования, хотя ион и побуждает, "динамизирует" деятельность, но лишен главной функции - функции смыслообразования.

Мотивы Д. вступают в иерархические отношения друг с другом. Иерархия эта отнюдь не строится по шкале их близости к витальным (биологическим) потребностям, подобно тому, как это представляет себе, например, Маслоу: в основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостазис; выше - мотивы самосохранения; далее - уверенность, престижность; наконец, на самой вершине иерархии - мотивы познавательные и эстетические. Эти отношения определяются складывающимися связями деятельности субъекта. Это относится и к главному соотношению - к соотношению смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой - функцию дополнительной стимуляции. Однако смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться "за занавесом" - и со стороны сознания, и со стороны своей непосредственной аффективности.

9. Роль мотивации в развитии личности

Ядро личности образуют иерархии деятельностей и мотивов. В ходе развития личности образуются «узлы», соединяющие отдельные виды деятельности и соответственно мотивы. Они завязываются в системе отношений личности. Это явление называется соподчинение мотивов.

Наблюдение легко обнаруживает те первые "узлы", с образования которых у ребенка начинается самый ранний этап формирования личности. В очень выразительной форме это явление однажды выступило в опытах с детьми-дошкольниками. Экспериментатор, проводивший опыты, ставил перед ребенком задачу - достать удаленный от него предмет, непременно выполняя правило - не вставать со своего места. Как только ребенок принимался решать задачу, экспериментатор переходил в соседнюю комнату, из которой и продолжал наблюдение, пользуясь обычно применяемым для этого оптическим приспособлением. Однажды после ряда безуспешных попыток малыш встал, подошел к предмету, взял его и спокойно вернулся на место. Экспериментатор тотчас вошел к ребенку, похвалил его за успех и в виде награды предложил ему шоколадную конфету. Ребенок, однако, отказался от нее, а когда экспериментатор стал настаивать, то малыш тихо заплакал.

Что лежит за этим феноменом? В процессе, который мы наблюдали, можно выделить три момента: 1) общение ребенка с экспериментатором, когда ему объяснялась задача; 2) решение задачи и 3) общение с экспериментатором после того, как ребенок взял предмет. Действия ребенка отвечали, таким образом, двум различным мотивам, т.е. осуществляли двоякую деятельность: одну - по отношению к экспериментатору, другую - по отношению к предмету (награде). Как показывает наблюдение, в то время, когда ребенок доставал предмет, ситуация не переживалась им как конфликтная, как ситуация "сшибки". Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в момент возобновившегося общения с экспериментатором, так сказать, post factum: конфета оказалась горькой, горькой по своему субъективному, личностному смыслу.

Итак, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. В чем, однако, психологически выражается эта подчиненность, эта иерархия деятельностей? В соответствии с принятым нами определением мы называем деятельностью процесс, побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность. Иначе говоря, за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов.

С.Л. Рубинштейн

1. Ввел понятие направленности личности – эта иерархия базовых потребностей и ведущих мотивов личности, направляющая её активность, преобразуясь в цели деятельности Изучение потребностей, интересов, идеалов, установок и тенден­ций, вообще направленности личности дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится? Относил к структуре Н. установки, тенденции, потребности, идеалы и интересы. Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.

2. Потребность – это испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, которая определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. Благодаря им и в них человек выступает как активное существо. Р-н делает акцент на необходимости учета внешних факторов в развитии потребностей, критикуя т.о. психоанализ за рассмотрение только внутренних динамических тенденций, влечений. Любая активность заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего.

В ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, происходит их развитие, изменение, утончение первоначальных потребностей и развитие новых.

Будучи источником деятельности, потребности являются вместе с тем и ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься, побуждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может превратиться в потребность.

Существуют различные уровни осознания потребностей:

Влечение, желание хотение – виды потребностей. С.Л. Рубинштейн рассматривал их как различные формы и стадии развития потребности. Влечение – это начальный этап в осознании потребности, переходная форма от органических ощущений к более сложным формам. При влечении – предмет удовлетворения потребности не осознается. По мере появления предмета потребности влечение становится желанием – осознание предмета. Но желание хотя и включает знание о цели действия, в нем еще нет готовности к достижению этой цели. Когда же готовность возникает, то такую потребность – нужно называть хотением – в данном случае желанна не только сама цель, но и действие, которое к ней приводит.

Рассматривает 2 вида потребностей: материальные и духовные

3. Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете: Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри се­бя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется по­требность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыс­лей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. По­требность вызывает желание в каком-то смысле обладать предме­том, интерес - ознакомиться с ним. Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознан­ной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом ин­тересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соот­ношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлека­тельность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует потому, что интересует, нравится потому, что нравится.

От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятель­ность.

4. Идеал - Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведе­ния; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты,- образ, который служит образцом.

Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием.

5. Установки – Из тенденций выделяется как особый момент установка. Уста­новка личности - это занятая его позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выража­ется в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная установка организма, которую обычно прежде всего имеют в виду, говоря об установке,-это рабочая поза, приспосабливающая индивид к производству со­ответствующих движений. В таких же моторных приспособлениях выражается и сенсорная установка , приспосабливающая организм или орган к наилучшему восприятию. И в этих случаях налицо из­бирательное отношение к определенной задаче и приспособление органа к соответствующей операции. Установка личности в широком, обобщенном значении заключает в себе такое же избирательное от­ношение к чему-то значимому для личности и приноровление к соот­ветствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая ее психофизический строй.

Смена установки означает смену и перестройку мотивации.

6. Тенденции. Тен­денции выступают как стремления, когда намечается не только ис­ходный, но и конечный их пункт. Тенденции, как связанные с состоя­ниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях интересах и идеалах. Общественно зна­чимое, должное, закрепляясь в регулирующих общественную жизнь нормах права и нравственности, становясь личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции иногда большой дей­ственной силы, тенденции долженствования – это личностно значимые динамические силы, в виде норм права и нравственности. отличные от первона­чальных тенденций влечения по своему источнику и содержанию, но аналогичные с ними по их динамическому эффекту (органические мотивационные источники поведения).

6. Соотношение мотивов в направленности личности

Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами человека обычно устанавливается оп­ределенная иерархия. Она определяет вступление в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы, отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и актуально­сти, одни за другими выступают последующие. Потребность и ин­тересы различной значимости для личности выступают в сознании в определенной последовательности. Эта последовательность опре­деляется вышеуказанным законом.

Д.Н. Узнадзе

Работал над проблемой установок. И рассматривал мотивацию и потребности с позиции «теории установок».

Установка, по Узнадзе,- это такое отношение потребностей к ситуации, которое определяет функциональный статус личности в данный момент.

1. Установка личности - это занятая его позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Рассматривал в качестве необходимого условия развития установки – потребность, как нужду в объектах внешней и внутренней среды.

Для того чтобы возникла установка к определенной активности, нужно чтобы потребность совпадала с наличием ситуации, включающей в себя условия ее удовлетворения. Состояние установки имеет важное функциональное значение: субъект подготовлен к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т.е. более эффективно

2. Виды потребностей. Р азличал два основных рода потребностей - потребности субстанциональные и потребности функциональные . Потребности: а) субстанциональные (голод); б) функциональные (потребность к деятельности, действовании в определенном направлении); в) специфические человеческие потребности (интеллектуальные, моральные и эстетические).

В первом случае мы имеем в виду потребности, для удовлетворения которых необходимо что-нибудь субстанциональное, нечто, по получении чего потребность оказывается удовлетворенной. Так, например, состояние голода представляет собой пример определенной субстанциональной потребности: для того, чтобы утолить голод, необходимо иметь, например, хлеб. Но эта категория еще не исчерпывает всех имеющихся у нас потребностей. Как мы только что отметили, в живом организме намечается стремление к тому или иному виду активности. В зависимости от условий, в которых приходится жить организму в каждый данный момент, у него появляется потребность к деятельности и функционированию в том или ином направлении. Этого рода потребности мы и называем функциональными потребностями. 3. Типы поведения импульсивное и волевое

в основе волевого поведения лежит установка, которая проявляется в момент принятия решения. Мотив решения – осознание преимущества ценности, присущей тому или иному поведению.

В случае импульсивного поведения установку создает актуальная ситуация. Т.Е. установка связана с актуальной потребностью.

У каждого человека выработаны свои особые фиксированные установки, так или иначе проявляются и становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении.

Личность человека создают исключительно эти установки.

Примеры: моторная установка: преднастройка позы руки, спринтер на старте, готовый к рывку; перцептивная установка: ожидание угрозы – слышатся шаги, шорохи; умственная установка – пример в тригонометрических символах – решать при помощи тригонометрических формул.

Эксперименты Узнадзе: иллюзии объема, зрения, силы давления, слуха, освещения, количества, веса. Обнаружились контрастные иллюзии установки и ассимилятивные иллюзии установки.

Но Узнадзе доказал, что эта установка неосознаваемая – опыты под гипнозом.

Не имеет никакого значения, знает испытуемый что-нибудь о предварительных опытах или он ничего о них не знает: и в том и в другом случае в нем создается какое-то состояние, которое в полной мере обуславливает результаты критических опытов (состояние, которое нельзя назвать сознательным, но оно вполне действенно направляет и определяет содержания нашего сознания).

Внесознательный психический процесс, оказывающий решающее влияние в данных условиях на содержание истечения сознательной психики.

В.К. Вилюнас

Анализировал биологические особенности мотивации.

Биологическая мотивация – совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновения побуждения к жизненно необходимым целям, направляющих поведение на удовлетворение потребностей.

Выделяет 2 фазы в процессе актуализации потребностей и порождении мотивов:

  1. Состояние мотивационной установки – потенциальная готовность к активной реакции. Возникает при отсутствии в окружении соответствующего предмета для удовлетворения потребности. Отражается в виде диффузного переживания, неудовлетворенности, побуждающей поисковую активность.
  2. Эмоциональное отношение – открывает субъекту потребностную значимость предмета и побуждает направленность активности. Значимость раскрывается в виде положительных и отрицательных оценок. (в виде желания, влечения и т.д.)

Наблюдается слияние понятий эмоции и мотивация. Эмоции – это субъективная форма сущетствованяи мотивации.

В ходе эволюции сложились 2 формы биологической мотивации:

1. Филогенетически первичная – инстинктивная мотивация, обусловлена наследственностью. В состоянии аффекта происходит возвращение к инстинктивной форме мотивации.

2. Онтогенетически развивающаяся мотивация – предполагает прижизненное выявление мотивационно значимых воздействий и способа ответа на них.(более совершенная мотивация). В качестве механизма развития мотивации называет ситуативное развитие эмоционального отношения к безусловным воздействиям (избирательное закрепление эмоционального значения за важными для активности условиями и сигналами.

Выделяет специфику Ч. Мотивации:

  1. Социальное происхождение – предметы потребностей являются продуктом общественного производства, формируются в результате специально направленных формирующих воздействий – воспитания человека.
  2. Опосредованность мотивации Ч. Интеллектом, речью и сознанием и волей. Это обеспечивает устойчивость, надситуативность и автономность личности от организма.
  3. Отмечает внутреннюю организацию и динамику мотивационной сферы человека – иерархию и полимотивированность.

Отличительная особенность его теории: совмещал понятие социальной и биологической мотивации. Говорил о том, что социальная мотивация не отрицает действия биологических механизмов.

Возникновение С.М. обусловлено Б.М. – на начальных этапах онтогенеза.


Похожая информация.