Обучение детей с овз в детском саду. Дети с ОВЗ - что это такое? Особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ

Ольга Суменко
Конспект занятия по сенсорному развитию «Вместе весело играть»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»

х. Песчаный

Конспект занятия

по сенсорному воспитанию для детей

старшей группы

«Вместе весело играть » .

Составила воспитатель :

Суменко Ольга Викторовна

х. Песчаный, 2011

«Вместе весело играть » .

Программное содержание. Упражнять детей в различении круга, квадрата, треугольника, находить модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете и размере; развивать зрительное , слуховое восприятие, воображение.

Закрепить умение выделять предметы из группы и объединять их в группу; употреблять слова много, один, ни одного, учить согласовывать числительное один с существительным в роде, числе; продолжать формирование практических знаний о цвете предметов, величине (большой, маленький) .

Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, желание играть вместе .

Демонстрационный материал. Игрушка-белка, «волшебный мешочек» , машина, салфетка.

Раздаточный материал. Корзина, 5 флажков разного цвета, «номера» машин на каждого ребенка.

Оборудование. «Гаражи» - стульчики (на них модели геометрических фигур : круга, квадрата, треугольника большого размера).

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках. На ковре в центре под салфеткой спрятан медвежонок.

Воспитатель : Дети, к нам в гости кто-то пришел и спрятался, отгадайте (загадывает загадку) :

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт. Кто это?

Дети : Белка.

Воспитатель : Правильно, это белка. Посмотрите, какого она цвета?

Дети : Коричневого.

Воспитатель : Потрогайте, погладьте, белку. Какая она?

Дети : Мягкая. Пушистая.

Воспитатель : Белка пришла поиграть с нами и принесла флажки. Давайте встанем вокруг белки, возьмемся за руки (дети встают в круг) .

Воспитатель : Дети, какая фигура у нас получилась?

Дети : Круг! Кружок!

Воспитатель : Правильно, у нас получился круг. Дети, а какой у нас круг?

Дети : Большой. Круглый.

Воспитатель : Верно, у нас получился большой круг, красивый, ровный. Что нужно сделать, чтобы круг стал маленьким?

Дети : Подойти поближе. Сделать поменьше.

Воспитатель : Давайте подойдем поближе к белке (дети подходят к центру) .

Воспитатель : Какой у нас круг?

Дети : Маленький, тесный.

Воспитатель : Правильно, у нас получился маленький круг. Как снова сделать круг большим?

Дети : Отойти назад. Расширить.

Воспитатель : Сделайте большой круг (дети отходят назад, делают большой круг) .

Воспитатель : Вот какой у нас большой круг. Дети, наш кружок может катиться. Давайте покатим наш круг.

Игра «Кружок» (дети идут по кругу) :

Ой, кружок, кружок, кружок

Покатился наш кружок.

Он катился, он катился,

Вдруг кружок остановился.

Выходите, девочки, в кружок,

Полина, возьми желтый флажок,

Арина– красный флажок,

Алла – синий флажок,

Даша – зеленый флажок,

Саша– белый флажок.

Воспитатель : Вот какая красота, правильно нашли цвета! Девочки, сколько флажков осталось в корзине?

Дети : Ни одного. Нет флажков, ни сколько.

Воспитатель : Правильно, в корзине не осталось ни одного флажка. Саша, сколько у тебя флажков? Алла, сколько у тебя? (отвечают все девочки) .

Дети : Один. Один флажок.

Воспитатель

Дети

Воспитатель : Поставьте (дети ставят флажки)

Воспитатель : Сколько стало флажков в корзине?

Дети : Много.

Воспитатель : Правильно, молодцы! Девочки, вставайте снова в круг, и он покатится еще раз.

Ой, кружок, кружок, кружок,

Покатился наш кружок.

Он катился, он катился,

Вдруг кружок остановился.

Выходите, мальчики, в кружок,

Ваня, возьми желтый флажок,

Кирилл – зеленый флажок,

Егор– красный флажок,

Артем – синий флажок,

Никита – белый флажок.

(дети берут флажки)

Воспитатель : Вот какая красота, правильно нашли цвета! Мальчики, сколько флажков осталось в корзине?

Дети : Ни одного. Ни сколько, нет флажков.

Воспитатель : Правильно, в корзине не осталось ни одного флажка. Кирилл, сколько у тебя флажков? А у тебя, Никита? И т. д.

Дети : Один флажок. Один.

Воспитатель : Правильно, у вас по одному флажку. Что надо сделать, чтобы в корзине опять стало много флажков?

Дети : Поставить флажки в корзину. Положить в корзину.

Воспитатель : Поставьте (дети ставят) . Сколько стало флажков в корзине?

Дети : Много.

Воспитатель : Правильно, молодцы! Мальчики, вставайте в круг. Белка, ты запомнила, какая фигура получилась у нас, когда все взялись за руки? (воспитатель обращается к белке)

Белка : Квадрат.

Воспитатель : Квадрат?

Белка : Да, это квадрат.

Воспитатель : Дети, правильно белка сказала?

Дети : Нет! Не правильно!

Воспитатель : А какая фигура получилась, когда все взялись за руки?

Дети : Круг.

Воспитатель : Дети, объясните белке, чем круг отличается от квадрата?

Дети : У квадрата углы, у круга – нет углов. Круг может катиться, квадрат не может.

Воспитатель : Правильно, молодцы, ребятки! Садитесь на стульчики (дети садятся на стульчики) .

Воспитатель : Дети, посмотрите какой красивый у белки мешочек! Просто чудесный! Что он нам принес? Хотите узнать?

Дети : Да! Хотим!

Воспитатель : Отгадайте загадку :

Пьет бензин, как молоко

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

Дети : Машина!

Воспитатель : Правильно, это машина, (достает из мешочка машину, показывает) . Какая машина? Какого цвета?

Дети : Большая. Легковая. Красная.

Воспитатель : Правильно, дети, молодцы! Давайте поиграем в превращалки , а мишка пусть посмотрит. Глазки закрывайте, в машинки превращайтесь. Раз, два, три – машина загуди! Вот теперь, вы – машины, а я – полицейский.

У каждой машины бывает свой номер. Вот номера, у белки в мешочке. Возьмите сами из мешочка (дети берут номера в виде руля, в середине с изображением геометрических фигур).

Воспитатель : Машина Юля, какой у тебя номер? (дети называют свой номер) .

Дети : Красный треугольник. Синий круг.

Воспитатель : Машины, выезжайте из своих гаражей. Поехали! (дети ездят) . Ночь наступает! Поезжайте в свой гараж! Внимательно посмотрите на номер гаража. Фигура в гараже должна быть такой же, как и фигура на номере машины.

После того, как машины заедут в гараж, воспитатель спрашивает :

Машина -Арина, почему заехала в этот гараж?

Дети : Потому что здесь желтый круг и у меня желтый круг. Потому что здесь красный квадрат и у меня красный квадрат (отвечают все дети) .

Воспитатель : Правильно, номер машины такой же, как и номер гаража – одинаковый. Поиграем еще раз ! (машины едут под музыкальное сопровождение, воспитатель меняет местами гаражи).

Воспитатель : Молодцы, машины! Правильно заняли свои гаражи . Пора нам в ребяток превращаться! Глазки закрывайте, в ребяток превращайтесь. Раз, два, три! На меня посмотри! Ой, вот она Катя! Вот Наташа, Даша и т. д. Нет больше машин.

Воспитатель обращается к белке : «Белка, тебе понравились наши игры?»

Мишка : Да, понравились, молодцы ребята, цвета знают, флажки не путают, фигуры – круг, квадрат, треугольник тоже запомнили, и дружно играли . Мне такие ребята нравятся, буду с вами жить.

Используемая литература :

Сотникова В. журнал «Самые маленькие в детском саду» «Линка-Пресс» , 2005 г.

Новикова В. П. «Математика в детском саду» - М., «Мозаика-Синтез» , 2005г.

Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - М., «Мозаика-Синтез» , 2005 г.

Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада» - М., «Учитель» , 2004 г.

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста «Смотрит солнышко в окошко»

Козина Людмила, воспитатель высшей квалификационной категории комунального дошкольного учебного учреждения №254 «Теремок» г. Донецка.

Программное содержание:

Создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас;

Формировать представление о форме, величине и цвете;

Вызывать и поддерживать чувство открытия: (чешуйки от лука можно использовать в качестве «одежды»);

Развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь:

Лук, чешуйки, лучики.

Материалы и оборудование:

Игрушка мишка, корзина с луком, контур изображения лука, бутылки с манной крупой, луковая шелуха, картонные солнышки, которые подвешены наверху, шнурки, мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель:

Детки, рада вас всех видеть, поздоровайтесь друг с другом, обнимите своих друзей. Скажите своим глазкам:

«Доброе утро, глазки»!

Доброе утр, глазки, вы проснулись?

(Дети поглаживают веки).

Доброе утро, ушки, вы проснулись?

(Дети поглаживают ушки).

Доброе утро, щечки, вы проснулись?

(Дети поглаживают щечки).

Доброе утро, ручки, вы проснулись?

(Дети поглаживают ручки).

Доброе утро, ножки, вы проснулись?

(Дети поглаживают ножки).

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!

(Протягивают руки вверх и широко улыбаются).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у нас в группе солнышек. («Солнышки» подвешены в верху под потолком). Мы сейчас нашим солнышкам стишок расскажем и поздороваемся с ними.

Стихотворение Агнии Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Смотрит солнышко в окошко.

Греет нашу комнату

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку.

(Дети хлопают в ладошки).

Воспитатель:

Протяните свои ручки вверх, давайте еще раз поздороваемся с солнышком. Ой, какие вы молодцы! Нам стало тепло, радостно и уютно.

Воспитатель:

Детки, я вижу что вы дружные между собой и любите друг друга, так давайте мы с вами друг другу сделаем подарок. (Воспитатель на темный пол высыпает из бутылок манную крупу и предлагает детям пальчиком нарисовать солнышко с лучиками).

Дети выполняют задание. В ходе занятия воспитатель детям задает вопросы:

На какую геометрическую фигуру похожее солнышко? (Ответы детей. Круг). Что еще есть у солнышка? (Лучики). Какие лучики у солнышка? (Длинные, короткие).

Воспитатель:

Молодцы! Вот, какие хорошие подарки вы сделали друг другу.

Воспитатель:

Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Это плачет солнышко. Ему грустно без своих лучиков. Давайте ему поможем. (Дети садятся на коврике около солнышка, каждый из детей берет лучик и пристегивает пуговицами к солнышку, потом пристегивают глазки, носик, ротик и украшают лучики разноцветными шнурками). Молодцы! Теперь солнышко радостное, веселое и улыбается нам с вами. А какого же цвета наше солнышко? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки пока мы с вами солнышко радовали, к нам в гости пожаловал мишка. А он что-то нам принес. (Воспитатель берет у мишки корзину с луком). Давайте посмотрим, что же принес нам мишка. Ой, и это же лучок! Подойдите все ко мне, я вам дам лучок в руки. (Воспитатель раздает детям по маленькой луковице).

Воспитатель:

И у меня есть луковка. Сколько у меня луковок? (Ответ детей. Одна). А теперь вы все протяните руки из луком. Сколько луковок у вас? (Ответы детей. Много).

Воспитатель:

Теперь сравним лучок по величине. У меня, какая луковка? (Ответы детей. Большая). А у вас во всех, какая луковка? (Ответы детей. Маленькая). Какого цвета лучок? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки, посмотрите сколько у моей луковки чешуек «одёжек». Я сейчас ее раздену и пошуршу ими, вот так. (Воспитатель измельчает чешуйки луковки и шуршит ими). А теперь мы с вами пошуршим как чешуйки луковки.

Имитация шуршащих чешуек. (Дети трут ладошку о ладошку и говорят «шур, шур, шур»).

Воспитатель:

Детки, пока мы с вами шуршали, наш мишка опечалился. Он хочет, чтобы мы ему тоже подарили большую луковку. Вот, посмотрите у нас с вами есть большая луковка, но эту луковку надо «одеть». Я сейчас намажу клеем луковку, а вы ее оденете. (Воспитатель предлагает детям измельчить чешуйки, и посыпать ими покрытый клеем силуэт луковицы нарисован на ватмане. Дети вместе с воспитателем выполняют работу).

Воспитатель:

Посмотрите, дети, какую чудесную большую луковку мы сделали. Это для тебя, мишка, мы так старались.

Воспитатель:

Мишке так понравился подарок и он предлагает с ним поиграться.

Звучит веселая музыка. Проводится игра «Мыльные пузыри».

Конспект занятия по сенсорному развитию «День рождение куклы Маши» (1 младшая группа)

Автор: Кунцевич Ольга Александровна, воспитатель.
Место работы: МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевск, Республика Татарстан»

Описание работы :
Предлагаю вашему вниманию материал который направлен на развитие сенсорных навыков.Это умение действовать с предметами, подбирать предметы ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению,анализировать и обобщать признаки предметов. Данная работа будет интересна для воспитателей детских садов работающих с детьми младшего возраста.
Цель :
Развивать наглядно образное мышление.
Задачи :
Образовательные: закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый,); побуждать называть цвета; закрепить понятия «большой», «маленький»;
Развивающие: развивать мелкую моторику;
Воспитательные: создать радостное настроение; воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.
Предварительная работа :
Рассматривание картинок и предметы по величине, по длине и цвету. Рисование пальчиком.
Материалы:
Цветные полоски «дорожка» (жёлтого и красного цвета, длинная и короткая), кукла Маша, набор кубиков разного размера (маленькие и большие), корзинка, коробки (большая и маленькая), чашки и тарелки на каждого ребенка (красного и желтого цвета), шаблоны платья на каждого ребенка, синяя гуашь, дом, конверт с письмом.
Ход занятия
(Дети входят в группу)
Воспитатель : Посмотрите ребята, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся.
Дети : Здравствуйте.
Воспитатель : А знаете, сегодня, я получила письмо давайте посмотрим что в нем?
(достаёт из конверта письмо)
Воспитатель : Ребята, это письмо от куклы Маши, она просит нас помочь ей подготовиться ко дню рождения. Ну что поможем, а ребята?
Дети : Да поможем.
Воспитатель : Вот только живет она далеко, и идти к ней надо по дорожке. Ребята посмотрите перед нами две дорожки, желтая и красная, одна короткая другая длинная. Вот это дорожка кого цвета?
Дети : Красного цвета.
Воспитатель : Она короткая или длинная?
Дети : Длинная.
Воспитатель : Вот это дорожка кого цвета?
Дети : Желтого цвета.
Воспитатель: Короткая или длинная?
Дети : Короткая.
Воспитатель : Молодцы, а к кукле Маше надо идти по красной длинной дорожке. Где же у нас красная длинная дорожка?
Дети : Вот она. (дети идут по дорожке)
Воспитатель : Ребята посмотрите на дорожке стоит корзина, с чем она?
Дети : С кубиками.
Воспитатель : А какие это кубики?
Дети : Разные, большие и маленькие.
Воспитатель : Но для того что бы мы смогли пройти по дорожке дальше, нам надо их разложить по коробкам. Большие кубики в большую коробку, а маленькие кубики в маленькую коробку. (дети раскладывают кубики в коробки)
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Воспитатель : Ну, а теперь давайте поспешим к нашей кукле Маше. (дети доходят до домика Маши)
Воспитатель : Мы пришли с вами к дому Маши. Здравствуйте Маша! Ребята посмотрите, а Маша грустная такая. У нее беда случилась, она не успела приготовить платье для праздника, давайте поможем. (дети подходят к столу)
Воспитатель : Ребятки, давайте подойдем к столу и каждый из вас разукрасит платье для Маши.
(дети рисуют пальчиком точки на силуэте платья).
Воспитатель : Молодцы ребятки, сколько платьев теперь будет у Маши.
Дети : Много.
Воспитатель : И еще одна просьба осталась у Маши. Она приготовила посуду для чая, а как ее расставить забыла, нужно ей помочь?
Дети : Да.
Воспитатель : Давайте подойдем и расставим правильно всю посуду. (дети ставят чашки на тарелочки того же цвета, а воспитатель спрашивает как нужно ставить?)
Воспитатель : Молодцы. Всё сделали правильно. Теперь у куклы Маши будет красиво накрыт стол.
Воспитатель : Ну, а нам пора возвращяться в группу. Давайте попрощаемся с куклой Машей.
Дети : До свидание.
Воспитатель : Ну, а к дому нас ребята, приведет желтая короткая дорожка.
Воспитатель : (подведение итогов) Вопросы:
1)Что мы убирали в большие коробки и маленькие?
2) По какой дорожке пошли мы к кукле Маше?
3) Сколько платьев мы подарили Маше?
Ответы детей :
1) Большие кубики и маленькие кубики,
2) По красной длинной дорожке.
3) Много.
Воспитатель : Ребята на этом наше занятие закончилось, попрощаемся с гостями.
Дети : До свидания!

Вера Шевцова
Конспект занятия по сенсорному развитию в первой младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 60 города Краснодара

Конспект занятий по сенсорному развитию в 1 младшей группе .

Разработала и провела воспитатель Шевцова Вера Николаевна

Программные задачи.

1. Продолжать учить детей различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) .

2. Учить согласовывать числительные «один» и «много» с существительными.

3. Формировать представление о величине : большой, маленький.

4. Побуждать детей отвечать на вопросы.

5. Развивать произвольное внимание, воображение, память.

6. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями .

Демонстрационный материал.

Иллюстрация (воздушные шары, игрушки (кукла Таня, мячики) .

Раздаточный материал.

Кукла Таня, мячи, полоска картона, 4 разноцветных картонных кружочка, воздушные шары.

Воспитатель : Дети, к нам в гости пришла кукла Таня. Давайте с ней поздороваемся.

1. Дети : "Здравствуй кукла Таня. "

(Раздается плач)

Воспитатель : - Ой, ребята, кукла Таня плачет?

Обращая внимание детей на куклу Таню. Беру куклу Таню в руки.

Спрашиваю детей.

Как вы думаете, почему Таня плачет? (Если дети затрудняются ответить, сообщаю.)

– Уронила в речку мячик. Давайте Таню утешим, пожалеем. (Дети вместе с воспитателем гладят куклу Таню) .

Ребята, мы знаем про мячик стихотворение А. Барто «Мячик» .

Предлагаю одному ребенку рассказать стих.

Чтение стихотворения А. Барто Мячик.

Наша Таня громко плачет :

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь :

Не утонет в речке мяч.

Тане очень понравилось у нас в гостях и она нам принесла много мячей.

(Больших и маленьких мячиков) .

Воспитатель раскладывает перед детьми мячи разных размеров и цветов.

Ребята, покажите большие мячи? .

Покажите меленькие мячи? (Индивидуально попросить 2 - 3 детей показать большой маленький мячик) .

Побуждать детей проговаривать слова «Большой» , «Маленький» .

Ребята, а скажите мне большой мячик какого цвета? (Хоровые и индивидуальные ответы) .

А маленькие мячи, какого цвета? (Индивидуально спросить 2-3 детей) .

Ребята, а сколько нам кукла Таня принесла мячей("Много ", "Один")

Дети : много мячей нам принесла кукла Таня.

Какие вы у меня молодцы, правильно "Много".

2. Дидактическая игра "Воздушные шары"

Цель : способствовать формированию у детей цветовых представлений.

Обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Материал : Полоска картона (30х12 см, на которых нарисованы нитки основных цветов и 4 разноцветных картонных кружочка - "воздушные шары" -их цвет соответствует окраске ниток.

Ход игры : воспитатель показывает детям картонную полоску, на которой нарисованы разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики : "Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас лежит картонная полоска. посмотрите на шарики, они тоже разноцветные, как и ниточки. Для каждого шарика на полоске картона есть своя ниточка. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и привязать его к ниточке": к красной нитке привязать красный шарик и т. д.

Посмотрите, как я это делаю. Воспитатель прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно привязать к ниткам. Затем показывает не правильно подобранные по цвету шары- к зеленой нитке прикладывает, например желтый шар т. д. Объясняет детям, что эти шары привязывать нельзя, так как они не правильно подобраны по цвету. Затем дети самостоятельно выполняют задание.

3. Физминутка.

Подвижная игра "Мой веселый звонкий мяч"

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

4. Воспитатель. - Ребята, вы любите играть с воздушными шариками?

Посмотрите, какие у меня красивые шарики.

Давид, какого цвета этот шарик?

Ответ ребенка. – Красный.

Воспитатель. - Ксюша, какого цвета шарик?

Ответ ребенка. – Желтый. (Спросит 4 детей) .

Ребята, вы хотите поиграть с шариками? Играем с детьми воздушными шариками.

Занятие закончено . До свидания.

Публикации по теме:

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Разноцветные Ёжата» по сенсорному развитию детей первой младшей группы с использованием.

Воспитатель Пальчикова Е. П. Цель: - обогащение сенсорного опыта детей. Задачи: - формировать умение детей узнавать и называть основные.

Конспект НОД по сенсорному развитию во II младшей группе «В гости к игрушкам» Форма проведения: занятие-путешествие. Цель: Совершенствовать восприятие через усвоение сенсорных эталонов (цвет, форма, свойства предметов).

«Накормим мишек». Конспект НОД по сенсорному развитию во второй младшей группе по мотивам сказки «Три медведя» Цель: Ознакомление детей с отношениями по величине. Задачи: Ознакомление детей с отношениями по величине при установлении соответствия между.

Конспект ННОД «Поможем солнышку» по сенсорному развитию детей во второй младшей группе муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад№10 г. Татарска «Сенсорное развитие детей через дидактические.

Конспект по непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию в 1 младшей группе «Бусы для Маши» Цель: Развитие сенсорных процессов у детей 2-3 лет. Задачи: Обучающие: Закреплять у детей знаний об основных цветах: красный, желтый, синий,.