Позиции в общении родитель взрослый и дитя. §11. Родительская позиция. Ролевые взаимоотношения и взгляд на мир

Не так важен биологический возраст человека, как его душевное состояние. Американский психолог Э. Берн выделил три Я-состояния, в которых время от времени бывает каждый человек: Родитель, Ребенок или Взрослый.

Двадцатый век подарил миру многих выдающихся людей. Один из них – американский психолог и психиатр Эрик Берн (1910-1970), создатель трансактного анализа. Его теория стала отдельным популярным направлением в психологии, вобрав в себя идеи психоанализа, бихевиоризма, когнитивной психологии.

Теорию трансактного анализа Э. Берн изложил доступным для читателей языком в нескольких трудах. Многие из них переведены на русский язык и остаются бестселлерами вот уже более полувека. Самые известные его книги: «Игры, в которые играют люди» , «Люди, которые играют в игры» , “За пределами игр и сценариев” .

А в книге “Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия” содержится вся стройная теория Э.Берна, причем не только ее основные блоки, развернутые в последующих публикациях, – анализ игр и сценариев, – но и аспекты, которые автор в других своих книгах не излагает.

В практическом смысле трансактный анализ представляет собой систему коррекции поведения отдельных личностей, пар и малых групп. Ознакомившись с трудами Э. Берна и взяв на вооружение его концепцию, можно самостоятельно скорректировать поведение так, чтобы наладить отношения с окружающими людьми и самим собой.

Центральное понятие теории – трансакция – акт взаимодействия двух вступающих в общение личностей, основа межличностных отношений.

Дословно с английского языка слово «трансакция» перевести трудно, но по смыслу его чаще всего трактуют как «взаимодействие», хотя трансакция – это не все взаимодействие целиком, а лишь его элемент, единица общения. Взаимодействие людей складываются из множества трансакций.

Трансакция включает стимул и реакцию. Один человек что-то говорит (стимул), а второй что-то отвечает (реакция).

Простой пример трансакции:

– Тебе помочь? (стимул)
– Нет, спасибо, я сам. (реакция)

Если бы взаимодействие строилось только на схеме «стимул-реакция» не было бы такого разнообразия человеческих отношений. Почему с разными людьми человек ведет себя по-разному и по-особенному раскрывается во взаимодействии?

Дело в том, что общаясь, один индивид контактирует с другим человеком как личность с личностью, точнее какой-то частью своей личности с частью личности другого человека.

Теория Я-состояний

Э. Берн определил структуру личности как композицию из трех ее составляющих или частей – Я-состояний (Эго-состояний).

Родитель

Все нормы, правила, запреты, предрассудки и мораль, которую усвоил человек в детстве от родителей и других значимых взрослых, складываются в то, что называют «внутренним голосом» или «голосом совести». Когда просыпается совесть, пробуждается внутренний Родитель.

Большинству людей известно, что значит быть родителем, заботится, ухаживать и воспитывать ребенка. В эго-состоянии Родитель человек стремится управлять, контролировать, руководить. Его позиция в общении снисходительная или презрительная, он категоричен, эмоционален, оперирует жизненным опытом и мудростью, любит поучать, наставлять, морализировать.

Э. Берн разделил это Я-состояние на Помогающего Родителя, который в основном оказывает поддержку и опекает и Критического Родителя, который ругает и обвиняет.

Ребенок

Каждый человек был ребенком и во взрослой жизни иногда случается возвращаться к детскому стилю поведения. Ребенок ведет себя естественно, наивно, спонтанно, он дурачится, радуется жизни, приспосабливается и бунтует. В позиции Ребенка человек часто необдуманно идет на поводу у собственных желаний и потребностей.

Во взаимоотношениях Ребенок – Родитель Ребенок зависит от Родителя, подчиняется ему, показывает свою слабость, несамостоятельность, перекладывает ответственность, капризничает и прочее.

Ребенок «просыпается» в зрелом человеке, когда он занимается творчеством, ищет креативные идеи, спонтанно выражает эмоции, играет и веселится. Позиция Ребенка – источник спонтанности и сексуальности.

Поведение, поза, мимика и жесты у Ребенка не надуманные, а живые и активные, они выражают истинные чувства и переживания. Человек-Ребенок легко расплачется, рассмеется, опустит голову, если почувствует себя виноватым, надует губы, если обидится и так далее. Его речь богатая и выразительная, наполнена вопросами и восклицаниями.

Взрослый

Я-состояние Взрослый призвано регулировать и адаптировать порывы Ребенка и Родителя с целью сохранить баланс психики. Это состояние уравновешенности, спокойствия, сдержанности. Решая проблему, Взрослый рассмотрит ее со всех сторон, проанализирует, сделает выводы, прогноз, составит план действий и осуществит его. Он общается не с позиции «сверху» как Родитель или «снизу» как Ребенок, а на равных, как партнер. Взрослый уверен в себе, разговаривает спокойно, холодно и только по делу. Он отличается от Родителя своей бесстрастностью, бесчувственностью и безэмоциональностью.

Каждое из трех Эго-состояний может быть определено как стратегия оказания влияния на другого человека. Ребенок манипулирует, занимая позицию «Я хочу!», Родитель – «Надо!», Взрослый – совмещая «Хочу» и «Надо».

Например, в семейной паре, где муж занимает позицию Родителя, жена может сознательно манипулировать им, занимая позицию Ребенка. Она знает, что ей стоит только расплакаться, чтобы муж сделал все, что она хочет.

Если Я-состояния двух людей дополняют друг друга, то есть трансактный стимул влечет за собой уместную и естественную реакцию, общение будет идти гладко и продолжаться очень долго. В противном случае, возникают недоразумения, недопонимания, ссоры, конфликты и прочие проблемы в общении.

Например, общение Взрослый–Взрослый или Родитель–Ребенок будет проходить гладко. Если же первый собеседник обращается ко второму с позиции Взрослого и ожидает что он также Взрослый, но получает ответ Ребенка, могут возникнуть трудности.

Например:

– Мы опаздываем, нужно поторопиться. (Взрослый Взрослому)
– Это все потому, что ты неорганизованный! (Родитель Ребенку)

Бывают намного более сложные и запутанные трансакции. Например, когда на вербальном уровне идет общение на уровне Взрослый–Взрослый, а на невербальном Взрослый–

Ребенок. Если фраза «Я с Вами не согласен», свойственная Взрослому, произносится с обидой, это позиция Ребенка.

Трансактный анализ начинается с обозначения Я-состояний участников взаимодействия. Это нужно для того, чтобы определить характер взаимоотношений и влияния людей друг на друга.

Каждое Я-состояние имеет как позитивный, так и негативный аспект. Хорошо когда человек умеет сочетать все эти три позиции: быть и жизнерадостным Ребенком, и заботливым Родителем, и рассудительным Взрослым.

Какое Я-состояние Вы замечаете за собой чаще всего?

Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения Все знают, что...; Ты не должен никогда...; Ты всегда должен...; Я не понимаю, как это допускают... Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно Вероятно... Я сержусь на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонации Обвиняющие, Снисходительные критические, пресекающие Связанные с реальностью Очень эмоциональные
Состояние Надменное, очень правильное, сверхприличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Открытые глаза, максимум внимания Угнетенность, удивление
Позы Руки в бока, указующий перст, руки сложены на груди Наклонен вперед, к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, ходит, дергает пуговицу)

Глубинные пласты взаимодействия людей попытался раскрыть в своем учении основатель трансактного анализа Э. Берн. Основная идея его теории заключается в том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей и каждый из них в тот или иной момент управляет поведением человека. Эти три человеческих эго-состояния: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д):

  • «Родитель» является источником социальной преемственности, он включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой - вместилище предрассудков и предубеждений.
  • «Взрослый» - источник реалистичного, рационального поведения; это состояние, кстати, не связано с возрастом (вспомните детей, взрослеющих после какой-нибудь трагедии). Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, «взрослый» организованно, адаптивно, разумно действует, хладнокровно оценивая вероятность успеха и неуспеха этих действий.
  • «Дитя» - эмотивное начало в человеке; это состояние «Я» включает все импульсы, естественно присущие ребенку: доверчивость, нежность, изобретательность, но также капризность, обидчивость и т. д. Сюда также входят ранний детский опыт взаимодействия с окружающими, способы реагирования и установки, принятые в отношении к себе и другим («Я - хороший, другие ко мне придираются» и т. д.). Внешне Д выражается, с одной стороны, как детски непосредственное отношение к миру (творческая увлеченность, наивность гения), с другой - как архаичное детское поведение (упрямство, легкомыслие и т. п.).

Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке, и тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого состояния. Он может вдруг начать воспринимать окружающее и действовать с точки зрения своего детского самоотношения («Я - милый мальчик, все должны мной восхищаться», «Я - слабый ребенок, меня все обижают») или смотреть на мир глазами своих родителей («Нужно помогать людям», «Нельзя доверять никому»).


В психологической науке имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми:

· общение – процесс передачи информации от одного объекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения выступает достижение взаимопонимания (А. Г. Ковалев);

· общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общения (А. А. Леонтьев);

· общение есть процесс взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складываются коллективистские свойства группы (К. К. Платонов);

· общение – это и обмен информацией, и взаимодействие, и их взаимоотношения (В. Д. Парыгин).

Такое внимание к общению свидетельствует о важности оценки психологами его роли. Противоречия в точках зрения указывают на сложную взаимосвязь общения с другими, неразрывно связанными психологическими явлениями – взаимоотношениями, взаимодействием и с самой деятельностью.

Согласно концепции отношений В.Н.Мясищева, позиция означает «интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе. Она определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия» .

Теоретический анализ показал, что термины «родительская позиция, установка, отношение, воспитание» часто в научной литературе употребляются как синонимы

Так, А. С. Спиваковская рассматривает родительскую позицию как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Она полагает, что как совокупность установок, родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Автор характеризует родительские позиции по следующим параметрам :

  • * Адекватность -- степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Адекватность позиции родителей проявляется в степени и знаке искажений восприятия образа ребенка. Таким образом, параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.
  • * Динамичность -- степень подвижности родительских позиций, способность изменять способы и формы взаимодействия с ребенком. Динамичность может проявляться:
    • а) в восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка, либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;
    • б) в степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;
    • в) в степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.

Таким образом, параметр динамичности описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских позиций.

* Прогностичность -- способность родителей к экстраполяции, предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способности к построению дальнейшего взаимодействия с ним.

Таким образом, прогностичность определяет как глубину восприятия ребенка родителями, т. е. описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с детьми, т. е. поведенческий компонент родительской позиции.

Эмоциональный компонент проявляется по всем трем параметрам (адекватность, динамичность, прогностичность) родительской позиции. Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии: родители -- дети .

С точки зрения Т. В. Архиреевой, родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, т. е. в тех или иных способах воздействий и характере обращения с ребенком. Она выделила три основных фактора, характеризующих родительские позиции: «гиперопека -- отсутствие родительской опеки», «отсутствие демократичности в отношениях с ребенком -- демократичность», «диктат в воспитании -- отказ от авторитарности .

А. А. Чекалина указывает, что родительские позиции -- система родительских установок, определяющих стратегию и тактику родительского поведения. В свою очередь родительские установки определяются автором как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации .

Родительская позиция может быть осознаваемой, когда есть отношения и взаимодействие с ребенком, отрефлексированные родителем, и неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинены влиянию неосознаваемой мотивации родителя .

Резюмируя содержание составляющих родительских позиций, М. О. Ермихина отмечает следующее. Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позициях и относительно взаимодействия родители -- дети. Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком .

Типичная родительская позиция - это позиция «над», «сверху». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью. В противоположность ему ребенок -- физически слаб, неопытен, полностью зависим. Идеальный вариант родительской позиции, к которому должны стремиться супруги - это равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания.В большинстве случаев внимание исследователей направлено на изучение неблагоприятных родительских позиций, складывающихся в функционально несостоятельных семьях и имеющих негативные последствия для формирования личности подростков

Р. В. Овчарова рассматривает родительскую позицию как целостную систему отношений родителя: отношение к родительству, отношение к родительской роли, отношение к себе как родителю, отношение к ребенку и отношение к воспитательной практике.

Так, по мнению исследовательницы, отношение к родительству в целом может характеризоваться через призму его восприятия родителями как счастливое, приносящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизменению личности отца и матери; способствующее их самореализации.

Отношение к родительской (отцовской, материнской) роли проявляется в принятии, отвержении, либо амбивалентном отношении, как к своей роли, так и роли другого родителя; адекватном принятии собственной родительской роли (отца или матери). При этом важно не только принятие собственной роли, но и роли партнера. Непринятие родительской роли отцом приводит к изменению родительской позиции матери, и наоборот.

Отношение к себе как родителю проявляется в дихотомиях уверенный - неуверенный, уступчивый - доминантный, добросердечный - требовательный, доверчивый - недоверчивый.

Отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешенным, либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, отстраненно равнодушным. Возможен вариант противоречивого отношения родителей к своему ребенку, изменчивость которого определяется достижениями или неудачами ребенка, настроением родителей и многими другими факторами.

Отношение к воспитательной практике проявляется в ответственности или безответственности родителей; последовательности или непоследовательности их воспитательных воздействий на ребенка; в их воспитательной уверенности или неуверенности .

По результатам исследований О.А. Карабановой были выделены следующие наиболее характерные особенности представлений родителей о себе как родителе.

«Я-реальное. 1. Родители в подавляющем большинстве случаев высоко оценивают уровень своего эмоционального принятия ребенка, однако оно достаточно часто реализуется лишь на уровне переживания и осознания и не находит адекватного выражения в общении и совместной деятельности родителей с ребенком. Несогласованность аффективного и предметно- действенного (поведенческого) уровней эмоционального принятия ребенка обусловлена различными причинами. В случае проблемного характера родительско-детских отношений они таковы:

  • - ориентация родителей на социально-желательные образцы родительской роли в силу гиперсоциализированности родителя и его стремления к перфекционизму при отсут- ствии/дефицитарности глубокого родительского чувства к ребенку;
  • - низкая коммуникативная компетентность в отношении освоения операционно- техническими средствами коммуникации (вербальными и невербальными), неумение выразить в действенной форме любовь и принятие ребенка;
  • - ориентация родителей на авторитарные стереотипы воспитания, структурирующие детско-родительские отношения по типу доминирования - подчинения, где открытое выражение родителем любви и принятия ребенка рассматривается как нежелательное проявление «слабости» системы родительской дисциплины. Такой тип ориентации типичен для традиционного понимания отцовской, а не материнской любви.
  • 2. Низкая критичность родителей в оценке своих родительских качеств и уровня родительской компетентности. Как правило, признаются лишь низкая эффективность системы семейного воспитания и существование трудностей понимания, взаимодействия и сотрудничества в детско- родительских отношениях.

Я-идеальное. Характеризует особенности представлений родителей об эталоне качеств и ролевого поведения родителя. Большое значение родители придают блоку характеристик эмоционального принятия и взаимодействия с ребенком и блоку коммуникативных качеств. При построении отношений с ребенком, по мнению родителей, необходимо исходить из принципов равноправия и уважения его личности, признавать его право на свободу выбора собственного пути развития. В то же время большинство родителей считают, что декларируемые ими принципы могут быть реализованы лишь при достижении определенного уровня «самостоятельности и ответственности» ребенка, а до этого момента за ними должна быть сохранена функция безоговорочного руководства, опеки и контроля» .

«Отличительной особенностью соотношения образов Я-реального и Я-идеального родителей, испытывающих трудности в процессе воспитания детей, стала дисгармоничность их оценки реальных своих родительских качеств и представлений о желаемых «идеальных» качествах. Исходя из работ К. Роджерса, К. Хорни и Р. Бернса, было выделено три вида дисгармоничности соотношения Я-реального и Я-идеального. Во-первых, замещение Я-реального Я-идеальным - родитель оценивает себя совершенным и безупречным в выполнении своей родительской роли, образ «Я как родитель» искажает реальность. Во-вторых, замещение Я-идеального Я-реальным - родитель некритичен к выполнению своей отцовской или материнской роли, полностью удовлетворен своим поведением как воспитателя, слабо выражена его ориентация на саморазвитие и самосовершенствование, нет психологической готовности к работе над собой. И, в-третьих, значительный разрыв между Я-идеальным и Я-реальным, не оставляющий возможности для постановки конкретных реалистических задач совершенствования родительской позиции. Описанные виды дисгармоничности соотношения образов «Я как родитель» (Я-реальное и Я-идеальное) обусловливают неконгруэнтность (К. Роджерс) родителя в общении с ребенком и значительно осложняют процесс коммуникации.

Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством.

Еще в 1930-х гг. были выделены такие родительские установки, как «принятие и любовь», «явное отвержение», «чрезмерная опека» и «излишняя требовательность» [Шванцара, 1978]. Однако определение родительской позиции, основывающееся лишь на одном, хотя и доминирующем параметре родительского отношения, в значительной мере упрощает ее содержание.

Существуют различные варианты определения термина «родительская позиция». А.С. Спиваковская квалифицирует ее как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Родительская позиция представляет собой систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним (А.А. Бодалев, В.В. Столин). А.Я. Варга-и В.А. Смехов определяют родительскую позицию как триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка.

Е.О. Смирнова выделяет в родительской позиции два структурных компонента - личностное и предметное, определяющие своеобразие и внутреннюю конфликтность родительского отношения к ребенку, отражающие ее двойственность. Личностное начало выражено в безусловной любви родителя к ребенку и глубинной привязанности. Предметное задает объективное оценочное отношение взрослого к ребенку, направленное на формирование социально ценных качеств и свойств его личности [Смирнова, Быкова, 2001]. Оценочное отношение обусловлено ответственностью, которую несет родитель за будущее благополучие своего ребенка и его развитие.

Итак, родительская позиция характеризуется эмоциональным отношением к ребенку в терминах принятия / отвержения, особенностями родительского образа ребенка (когнитивное видение), определенным стилем общения с ребенком, где важной составляющей является структурирование позиций как равноправных или как позиций доминирования-подчинения, дисциплиной как системой родительских требований, ценностями родительского воспитания, степенью устойчивости (стабильности) или противоречивости (непоследовательности) родительского отношения.

Позитивное родительское отношение определяют:

*относительная непрерывность, стабильность родительского отношения во времени;

*изменение родительского отношения с возрастом ребенка, учитывающее специфику его психологического возраста (Е.О. Смирнова). Очевидно, что при анализе родительского отношения к ребенку необходимо учитывать, насколько оно адекватно возрасту ребенка, задачам его развития и возрастно-психологическим особенностям;

*уравновешенность в родительском отношении двух противоположных тенденций - тенденции к установлению максимальной близости с ребенком с целью защитить, обеспечить безопасность и заботу и тенденции к предоставлению ребенку автономии и самостоятельности в решении возникающих проблем.

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многообразен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания, параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения; предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Многие ученые труды, которые были проанализированы, дают достаточно близкую трактовку данной проблеме (Е. Г. Силяева, Р. В. Овчарова, В. Н. Дружинин, Е. А. Савина, Е. О. Смирнова).

Отношение в широком смысле – отношение между многими видами сущего, имеющими субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму. Оно означает материальное или смысловое единство, взаимозависимость, взаимоопределяемость этих существований. При этом имеют место объективно, точно описываемые отношения, в естествознании отличаемые от субъективных, присущих сфере переживаний коммуникационных отношений между Я и Ты. ..

Силяева Е. Г утверждает, понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно – оценочное, сознательно – избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского воспитания, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный, и поведенческий компоненты. Р. В. Овчарова раскрывает данные понятия следующим образом. .

Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями путем определения дистанции общения.

А. Я. Варга представляет четыре типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих:

- отвергающее с явлениями инфантилизации , характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально – личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его младшим по возрасту;

- симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;

Одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений являются родительские установки (позиции).

Родительская позиция . А. С. Спиваковская вводит понятие «родительская позиция», понимая под этим совокупность родительских установок. Автор дает такое определение этого термина: «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми». Родительские позиции как совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном, поведенческом.

Е. Г. Силяева также как и А. С. Спиваковская обращает внимание на то, что оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости (динамичности) и прогностичности. Рассмотрим данные требования подробнее.

Адекватность – степень ориентировки родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, его развития, соотношения качеств, объективно присущих ребенку, и качеств, видимых и осознаваемых родителями. Е. Г. Силяева добавляет: родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития. При неадекватной позиции родители как бы не видят своего ребенка, воспринимают его искаженно, не различают его реальных и приписываемых ему качеств. Иногда неадекватное родительское поведение приобретает характер тотального неприятия личности ребенка. Неадекватное представление о ребенке, приписывание ему незрелости, слабости, роли «маленького», «младшенького», навязывание представления о беспомощности, зависимости, невозможности существования без матери определяется как «инфантилизация». Другой вид искаженного видения ребенка – инвалидизация – состоит в недооценке психофизических данных ребенка, приписывания ему болезненности. Социальная инвалидизация заключается в обесценивании точки зрения ребенка, его планов, намерений, интересов, приписывание ему социальной несостоятельности, дурных наклонностей, социальной малоуспешности .

Параметр адекватности описывает когнитивную составляющую взаимодействия родителей с ребенком.

Гибкость (динамичность) родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменение стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Динамичность отражает степень подвижности родительских позиций, способность изменениям форм и способов взаимодействия с детьми. Динамичность может проявляться:

В восприятии ребенка: создание изменяемого портрета ребенка либо оперирование раз и навсегда созданным статичным портретом;

В степени гибкости форм и методов взаимодействия в связи с возрастными изменениями ребенка;

В степени изменчивости воздействия на ребенка в соответствии с различными ситуациями, в связи со сменой условий взаимодействия.

Ригидная позиция - это выработанные в семье способы воздействия, которые годами применяются по отношению к уже изменившимся детям. Форма взаимодействия с ребенком в этом случае не зависит от ситуации и его возраста. Это относится к формам наказания, контроля за поведением, использованию речевых штампов.

Параметр динамичности (ригидности) описывает когнитивный и поведенческий компоненты родительских позиций.

Под прогностичностью позиции понимается способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и построению взаимодействия с ним с учетом такого поведения. Таким образом, прогностичность определяет как глубину восприятия ребенка родителями, то есть описывает когнитивный компонент родительской позиции, так и особые формы взаимодействия с детьми, то есть поведенческий компонент родительской позиции.

Эмоциональный компонент появляется по всем трем параметрам родительской позиции (адекватность, динамичность, прогностичность). Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, в преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействии родители – дети.

Родительская позиция может быть осознаваемой, когда отношения и взаимодействие с ребенком отрефлексированы родителем, или неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинено влиянию неосознаваемой мотивации родителя.

В. Н. Дружинин дает следующую характеристику основным видам отношений, реализующихся в семье: доминирование – подчинение . Семья - это, в первую очередь структура, в которой реализуется отношение власти: доминирование – подчинение. Отношения доминирования – подчинения в группе людей имеет социокультурную специфику. Выделяют 5 видов социальной власти, характеризующей отношения между ребенком и взрослыми в семье.

    Власть вознаграждения. Ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально – одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание – за социально-порицаемым.

    Власть принуждения. В ее основе лежит жесткий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному – угроза, либо физическому).

    Власть эксперта. Основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

    Власть закона. Единственная форма внеличностной власти, однако, носителем и истолкователем закона, правил поведения для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.

Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы.

Родительская ответственность является следующим компонентом родительского отношения. Ответственность относится к числу наиболее сложных понятий в психологии личности и социальной психологии.

Особое внимание проблеме ответственности было уделено в педагогической литературе, в частности, в работах А. С. Макаренко, который рассматривал возникновение и формирование «естественной ответственности» в условиях коллектива.

Как правило, авторы, говоря об ответственности, рассматривают ее социальный аспект, определяя социальную ответственность как склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет в своих действиях.

В структуре социальной ответственности выделяют единство трех компонентов: когнитивного, мотивационного и поведенческого . Когнитивный компонент – система усвоенных личностью знаний о сущности социальной ответственности, нормах поведения, через которые реализуется это качество. Мотивационный компонент включает в себя иерархию мотивов социально ответственного поведения. Важной сферой проявления ответственности является область семейно – бытовых отношений. Это ответственность в отношениях между супругами, ответственность родителей за воспитание детей, ответственность детей за судьбы престарелых родителей.

Поведенческий компонент касается контроля своего поведения и происходящих событий, характеризуется занимаемой ролью в семье.

Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль родительского отношения, или стиль воспитания . Как социально- психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру. Стиль взаимодействия родителей и ребенка является наиболее очевидным, доступным для внешнего наблюдения. Следует сказать, что стиль семейного воспитания в силу своей очевидности является очень важным, прежде всего для самого ребенка, так как он детерминирует родительскую роль и в целом оказывает влияние на его личностное становление и развитие.

Е. Г. Силяеева дает такое определение: родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением.

Д. В. Винникотт полагает, что содержание, наполненность родительских чувств, как и родительского отношения, зачастую амбивалентно и противоречиво. Помимо родительской любви, в зависимости от ситуации родительские чувства могут содержать раздраженность, усталость, чувство вины и пр.

Исследователи стиля семейного взаимодействия придерживаются разных подходов к анализу этого вопроса. Выделяют следующие стили воспитания:

Изоляция : совместные решения в семье не принимаются; ребенок изолируется и не хочет делиться своим внутренним миром с родителями.

Соперничество : общение характеризуется противостоянием, критикой, что является следствием реализации потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

Псевдосотрудничество: партнеры проявляют эгоцентризм, мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Овчарова Р. В. рассматривая различные подходы к анализу стилей взаимодействия с ребенком, также прослеживает наличие трех составляющих: эмоциональной, когнитивной и поведенческой.

Когнитивная составляющая основывается на родительских установках и ожиданиях в отношении образ ребенка и роли в воспитании супруга. Эта составляющая включает также общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме того, фундаментальным основанием когнитивной составляющей являются ценности родителей, которые детерминируют не только данную составляющую стиля воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение.

Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, то есть проявление родительских позиций, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье, оценка себя как родителя в целом.

Наконец, в поведенческой составляющей в той или иной мере реализуются все компоненты родительства: родительское отношение, установки и ожидания, родительские чувства, позиции, реализация семейных ценностей и позиция ответственности. Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребенок. По мнению А. С. Спиваковской, роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми.

Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «бэби», «примиритель». Л. Б. Шнейдер разъясняет данные роли следующим образом.

«Козел отпущения» - это объект для проявления взаимного недовольства супругов – родителей. Детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.

«Любимчик» заполняет вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Данная роль возникает в семье тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств.

«Бэби» в этой роли ребенок очень ограничен в своих правах, отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.

«Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, включаться в сложности семейной жизни.

Н.В. Дружинин выделяет и другие роли: «ребенок – обуза», «ребенок – раб», «ребенок – любовник» (исполняется любое желание ребенка, прихоть); ребенок – «заместитель мужа» (от него требуют постоянного внимания, заботы, чтобы он делился своей личной жизнью и был рядом).

ВЫВОД: Родительство является динамической структурой, которая в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Семейные ценности являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения. Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации, касающиеся репродуктивных установок, установок и ожиданий в детско-родительских отношениях, установок и ожиданий в отношении образа собственного ребенка (детей) и реализуются в репродуктивном поведении, взаимоотношениях с супругом в области воспитания детей, в родительском отношении, стиле семейного воспитания.

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее амбивалентные элементы эмоционально – ценностного отношения и способное изменяться в определенных пределах. Реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями.

Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка. Идеальный вариант родительской позиции, к которой должны стремиться супруги, - равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Родительская ответственность имеет дульную природу: это ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью).

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявление и влияние на развитие ребенка наиболее очевидно. Стиль взаимоотношений с ребенком является своеобразным методом воспитания – воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы.

Становясь воспитателем, родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершенного «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.