Расстановка действий в примерах. Урок "порядок выполнения действий". Вставь пропущенное число - примеры со скобками. Тренажер

Урок русского языка в 6 классе по теме

"Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Цели урока:

познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/

Отметить верные утверждения:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по родам

Все имена существительные изменяются по падежам и числам

К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

2.2. Анализ ошибок

2.3. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

3. Формулирование цели урока /слайд 6/.

Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

4. Изучение нового материала

4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/

Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

4.2. Эксперимент /слайд 9/.

Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради

И.п. лучик, орешек

Р.п. лучика, орешка

Д.п. лучику, орешку

В.п. лучик, орешек

Т.п. лучиком, орешком,

П.п о лучике, об орешке

4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –

Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

5.Закрепление

5.1. Упражнение 251. Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы:

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

5.2. Фотодиктант /слайды 13-22/

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:-чик -ик -ек или -ик

Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/-чик -ик -ек или -ик

жирафчик бегемотик львёночек

попугайчики котик тигрёночек

пингвинчик зайчик котёночек

крокодильчик слоник зайчоночек

Слонёночек

В состав каких существительных входят два суффикса?

5.3. Развитие речи.

Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы

5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. /слайд 24/

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)

6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.

Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

I. Оргмомент.

II. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы продолжаем раскрывать тайны правописания суффиксов имён существительных, и я прошу вас не открывать учебники заранее.

III. Актуализация знаний.

1. Беседа:

  • О правописании каких суффиксов существительных мы говорили на прошлом уроке?
  • От каких условий зависит в них выбор букв ч и щ ?
  • Что обозначают эти суффиксы? (Суффиксы -чик (-щик ), -чиц (-щиц ) обозначают лиц мужского и женского пола по роду их деятельности, занятий, профессий.)
  • Когда перед этими суффиксами мы будем писать мягкий знак?

2. Вставить пропущенные буквы. Обозначить условие выбора орфограммы.

Груз..ик, прогул(?)..ик, проектиров..ик, развед..ик, вал(?)..ик, пулемёт..ица, бан(?)..ик.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» («Союзмультфильм», 1969; режиссер Юрий Прытков; по мотивам одноимённой книги Лии Борисовны Гераскиной).

V. Первичная проверка понимания.

1. Беседа:

  • Сформулируйте наглядно продемонстрированное в мультфильме правило выбора гласных букв в суффиксах существительных -ек и -ик .
  • Какое значение привносят эти суффиксы в слово? Как называются такие суффиксы? (Уменьшительно-ласкательные.)

2. Конспектирование. Учащиеся под руководством учителя составляют таблицу для данного правила и записывают её в тетрадь для конспектов по русскому языку.

Образец таблицы (по кн.: Каменова С. К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). - М.: Лист Нью, 2002 ):

Суффиксы существительных -ек и -ик

VI. Первичное закрепление.

1. Записать слова, обозначая изучаемую орфограмму. Как мы будем рассуждать при этом? Подобрать ещё три-четыре слова с данной орфограммой и составить с ними предложения.

Синенький носоч..к, вздёрнутый нос..к, грибной дожд..к, серый камуш..к, крепкий ореш..к, красный зонт.., маленький ключ..к, носовой платоч..к, железный замоч..к, тоненький блокнот..к.

2. Объяснительный диктант (у доски). Записать. Обозначить орфограмму. Сделать морфологический разбор существительного клубочек (во втором предложении).

Не приестся хороший кусоч..к, не прискучит хороший дружоч..к. Конч..к нитки ра..пускает весь клубоч..к. Поговорка - цветоч..к, а пословица - яго…ка. Дожд..к, дожд..к, сварю тебе борщ..к; поставлю на дубочк.. в зелён..м горшочк.. .

3. Выполнение упр. 299 (самостоятельно). Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание.

  1. Выучить правило (орфограмма № 34).
  2. Выполнить упр. 300 (пояснить).

VIII. Рефлексия.

  • Чему вы научились сегодня на уроке? Трудной или лёгкой показалась вам эта тема?
  • Ещё раз расскажите, как надо писать суффиксы -ек и -ик в именах существительных.
  • Возьмите ваши листочки и в зависимости от того, уяснили ли вы эту тему или нет, закрепите их на сегодняшнем дереве знаний. (Зелёный цвет листка - «Я хорошо понял тему»; жёлтый цвет листка - «Я понял тему не совсем хорошо»; красный цвет листка - «Я совсем не понял тему». Эти «листья» крепятся магнитами к стволу «дерева знаний». Учитель запечатлевает дерево урока на фотоаппарат, и учащиеся забирают свои листочки, чтобы использовать их в дальнейшем для последующих уроков.)

Использованы материалы:

Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: Сборник заданий. 6-7 классы. - М.: Дрофа, 1999. - С. 64.

Урок в 5 в,Г классе Дата________

Тема урока: Правописание ЕК,ИК имен существительных.

Цель урока:

создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек- Задачи: Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах.

Ожидаемые результаты: Смогут определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.

Настрой учеников на работу

2. Языковая разминка.

Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

За корнем мне
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил я дел.

(Суффикс).

Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе.

Определяют часть слова, о которой будут говориться на уроке

Блиц-опрос . Что такое морфема?

Что такое морфемика?

Какие морфемы вы знаете?

Что такое суффикс?

Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.

Отвечают на вопросы учителя

Выполнение словарного диктанта у доски, разбор слова по частям

Выполняют у доски:

почувствовать,пережить,водяной,подводный

сберечь,красивый, переход, ученик,домашний, котенок, обдумывать, решать, стоял,подоконник.

Работа в парах

Самостоятельное изучение и формулирование правила

Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.

(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).

Карточка № 1 (1 уровень)

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2 (2 уровень)

Соедините пары слов и сравните их.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3 (3 уровень)

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Работа по алгоритму

Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)

Измени слово по падежам (просклоняй);

    Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;

    Если выпадает, пиши – ек-.

Если сохраняется, пиши – ик -.

Выполняют по алгоритму у доски индивидуально

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.

6. Подведение итогов.

Определите ключевые слова урока?
- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.

Выставление оценок .

7. Домашнее задание _______________

8. Рефлексия Я оцениваю свою работу на уроке как…

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

замочек –

сыночек–

Карточка № 1

Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 2

Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 3

Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

замочек –

сыночек–

Самостоятельная работа – работа по карточкам

.

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

Самостоятельная работа – работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .

Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.

МКОУ «Нижнебайгорская СОШ»

Открытый урок по русскому языку

в 6 классе

« Гласные в суффиксах существительных

ЕК и -ИК- »

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Серганова Татьяна Васильевна

с. Нижняя Байгора

2016 г.

Тема урока: "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока: формировать у учащихся целостную систему ведущих знаний по теме "Гласные в суффиксах имен существительных –ек- и –ик-", учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Задачи урока:

- образовательные: тренировать учащихся в опознавании орфограммы «Правописание гласных в суффиксах –ек –ик в существительных» и способу обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило в практической деятельности учащихся;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы; расширять активный словарный запас учащихся, продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему;

- воспитательные : воспитывать любовь к русскому языку, звучащему слову и бережному отношению к природе; формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательную активность, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками в решении поисковых задач; дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также – конструировать свое собственное знание.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

    осваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик-;

    умеют пользоваться правилом (алгоритмом), определяющим выбор букв в суффиксе, находить орфограмму в морфеме;

    заменяют выделенные слова однокоренными с уменьшительно-ласкательным суффиксом ек- и –ик- .

Метапредметные:

    овладевают ознакомительным чтением;

    аргументировано отвечают на вопросы;

    умеют работать в парах;

    осуществляют взаимопроверку и рефлексию своей деятельности.

Оборудование: , фрагмент мультфильма , рабочие тетради, дифференцированные карточки, Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Лингвистическая разминка.

3.Проверка домашнего задания.

3.1 Фронтальный опрос

3.2 Творческий диктант.

4.Изучение нового материала.

4.1. Запись темы урока.

4.2. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков.

4.4 Работа в парах.

4.5Первичное закрепление новых знаний.

4.6. Физкультминутка.

5. Работа по отработке знаний и умений обучающихся.

5.1.Дифференцированная работа по карточкам.

6.Обобщение. Подведение итогов урока.

7.Рефлексия.

8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие. Мотивация.

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости. Я рада вас всех видеть и пришла к вам на урок с отличным настроением! По дороге в школу я наслаждалась красотой природы. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке . (слайд 1)

Улыбкой ясная природа

Сквозь сон встречает время года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачнее леса,

Как будто серебром сверкают.

2. Лингвистическая разминка. (слайд 2)

«Вы талантливые дети!

Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь,

какие вы умные, как много и хорошо умеете,

если будете постоянно работать над собой,

ставить новые цели стремиться к их достижению…»

Ж.Ж.Руссо

Учитель: Девочки, мальчики , садитесь, пожалуйста.

Все ли готовы к уроку?

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: - С домашним заданием все справились? (Да.)

Передайте, пожалуйста, мне тетради.

Вам было дано дополнительное задание, придумать лингвистическую сказку про суффиксы –чик –щик. Давайте проверим!

Учитель: -Молодцы!

Сегодня на уроке мы с вами изучим новую тему, но какую, определим позже. А пока откройте тетради, запишите дату: (слайд 3)

Шестнадцатое декабря

Классная работа.

Одному или одной,

Трудно справиться с бедой.

Словом, мы сильней, чем я

Мы- семья, и мы- друзья!

А значит, нам всё по плечу, по плечу сегодня сделать и открытие новых знаний.

3.1 Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»

Вспомним, в каком разделе лингвистики изучается существительное?

(морфология, орфография, культура речи).

Что же такое существительное как часть речи?

(Привести примеры)

(во-первых, обозначает предмет; во-вторых, имеет морфологические признаки: постоянные и непостоянные, в- третьих, синтаксическая роль в предложении – может быть всеми членами предложения).

На прошлом уроке мы познакомились с правилом написания суффикса –чик- (-щик-) существительных и учились правильно выделять этот суффикс.

Творческий диктант.

    Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)

    Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)

    Ученик, прогуливающий урок. (прогульщик)

    Человек, занимающийся переводами. (переводчик)

    Специалист по бетонным работам. (бетонщик)

    Проверка написания слов . (слайд № 4)

4. Изучение нового материала. (слайд №5)

Ребята, на слайде записаны слова, прочитайте их ознакомительным чтением, затем образуйте от них однокоренные слова, которые обозначали бы эти предметы, но меньшего размера.

Мяч - , карман - , ящик - , звонок -, гвоздь -, замок -, ключ -.

С помощью какой морфемы будут образованы однокоренные слова? (Суффикса)

Дайте определение суффиксу (слайд 6)

Какие трудности возникли у вас при выполнении этого задания?

(Не знаем, какую гласную букву надо писать в суффиксе -ек- и -ик- )

4.2 Запись темы.

Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик- ». Запишите её в тетрадь. (слайд 7)

4.3 Формулирование целей урока

Сформулируйте сами цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)познакомиться с …, 2)научиться …, 3)совершенствовать… (слайд 8).

- Так когда же пишется суффикс –ик-, а когда –ек-?

4.2. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

Вот перед таким выбором стоял следующий герой.

Наверное, многие из вас читали книгу Лии Гераскиной или смотрели мультфильм “В стране невыученных уроков” , в котором главному герою Вите Перестукину, чтобы открыть замок, нужно было поставить букву в словах “ключик” и “замочек ”. Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»

Как же Виктор Перестукин справился с задачей?

Какие выводы сделал Виктор?

Вернёмся к словам (слайд 5) просклоняем слова и попробуем правильно определить гласную в суффиксе.

(дети по очереди комментируют слова)

А давайте, ребята, сформулируем правило.

А теперь обратимся к учебнику. Откройте страничку 156, и прочитайте правило. Обратите внимание на то, как правильно выделяется орфограмма №34.

4.4 Работа в парах.

Составьте с товарищем по парте краткий алгоритм действий, который помог бы вам безошибочно написать слова с суффиксами –ек и –ик, приведите не менее 3-х примеров.

(Защита алгоритмов у доски обучающимися. Выбор самого правильного и краткого)

Алгоритм правописания гласных

в суффиксах –ик, –ек.

I шаг. Ставлю слово в форму Р.п. (кого? чего?)

II шаг. Определяю «убегает» ли гласный.

пиши -ек- пиши -ик-

ЗАМОЧ ЕК КЛЮЧ ИК

ИЛИ:

Алгоритм действий

1.Выделить суффикс в слове.

2.Поставить слово в Р.п.

Если буква выпадает, если не выпадает,

Пишем Е Пишем И

Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока?

    Усвоить правило

    Используя алгоритмом действий, грамотно писать существительные с суффиксом -ек- и -ик- .

    4.5 Первичное закрепление новых знаний.

    Ребята, давайте устно потренируемся применять это правило.

    Я буду называть существительные, а вы будете подбирать к ним однокоренные с суффиксами –ек - или -ик-, объясняя свой выбор.

    (слайд 10-11)

Сынок-сыноч ек (сыно чк а),

    подарок- подароч ек (подаро чк а),

    мяч- мяч ик (мяч ик а),

    самолет- самолет ик (самолет ик а),

    звонок- звоноч ек (звоноч к а),

    дружок- дружоч ек (дружо чк а),

    ключ- ключи к (ключи к а),

    карандаш- карандаши к (каранда шик а),

    орех- орешек(орешка),

    пузырёк –пузырёчек (пузырёчка),

    кирпич – кирпичик(кирпичика),

    василёк –василёчек (василёчка),

    огонек –огонёчек(огонёчка),

    кусок –кусочек(кусочка),

    ларчик – ларчик(ларчика),

    ситец –ситчик (ситчика),

    огурец –огурчик(огурчика).

4.6. Физкультминутка.

5.Работа по отработке знаний и умений обучающихся.

(коммуникативные и познавательные УУД).

1. Дифференцированная работа по карточкам

1. Жёлтая карточка

2) Составьте и запишите с одним из данных слов предложение:

2. Зелёная карточка

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Задание. Из предложений выпишите слова с суффиксами -ек - -ик, распределите их в две колонки. Обозначьте суффиксы.

1. По целым дням лежал Иван на спине под шалашиком из бурьяна. (Сераф.) 2. За нагруженной снопами телегой чинно идет жеребеночек пегий. (И.) 3. С испугу птенчик крохотный из гнездышка упал. (П.) 4. Море любой камешек обточит. (Пог.) 5. Егорушка должен выйти в коридорчик и взять там на окне цыпленка. (Ч.) 6. В амбарчике пахло мукой и мышами. (А. Н. Т.) 7. Под горой, за рекой хуторочек стоит. (Кол.) 8. Вот смиренный домик, где жил я с бедной нянею моей. (П.) 9. Только уселась команда косая, весь островочек пропал под водой. (Н.) 10. Среди кустов зеленых, у речки серебристой, гуляет олененок, теленочек пятнистый. (П. Комаров.) 11. Бугров откусил кусочек фруктового сахара и жадно выпил чай. (М. Г.) 12. Мы спустились в город и свернули в узкий, кривой переулочек. (Т.)

3. Красная карточка

1.Прочитайте текст ознакомительным чтением, озаглавьте его.

Только что прошел дождик . Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёк превратился в говорливый ручей. Солнечный луч коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветок закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутон лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

2.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные слова однокоренными именами существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обозначьте их.

3.Определите, в каком предложении содержится основная мысль?

4.Выполните морфологический разбор существительного колокольчика из 3 предложения.

2.-Давайте, ребята, вспомним название сказок, четверостишие из стихотворений, пословицы и загадки с употреблением слов нашей темы.

(«Золотой ключик», «Мальчик-с-пальчик», «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик», «Барин и плотник», «Покати горошек».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Ключик сильнее замка.

Крепкий орешек- сразу не раскусишь.)

Стихотворение, которое поможет запомнить правило:

Осьминожек, восемь ножек,

Скушал каши восемь ложек!

По одной на ножку ложке-

Очень сытно осьминожке!

6 . Обобщение. Подведение итогов урока.

Что важно для вас сегодня на уроке?

    Усвоить правило «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».

    Пользуясь алгоритмом действий, грамотно писать слова, обозначать орфограмму.

    Учиться подбирать свои примеры по данному правилу.

Все ли задачи выполнены?

7.Рефлексия.(слайд 12)

Что умею? (Я умею… пользоваться алгоритмом действий при написании слов на изученное правило).

Что могу? (Я могу … записывать слова, пользуясь правилом правописания -ек-, -ик-).

8. Домашнее задание.(слайд 13)

п.53, выучить правило, упр. 299, подготовить лингвистическую сказку по теме -ек -ик

Индивидуальные задания 1 и 2 группам: составить кроссворды, ребусы, загадки- презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных».

(слайд-14)

Спасибо всем за урок. Вы сегодня хорошо поработали, многие получили оценки. Я хочу оценить активно работающих в течении урока (……….).

Список литературы:

1.Вялкова Г.М. Новые образовательные стандарты. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину - Дьяченко)-М.: Планета, 2013

2.Вялкова Г.М. Организация работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка// Учебный год.Волгоград: ВГИПК РО.2006.- №34

3.Вялкова Г.М., Чернова Т.А. Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. -М.:Планета,2013

4.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.М.: Педагогика, 1989

5.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. -М.»Просвещение», 2014 (ФГОС)