Рыцарь 12 века. Рыцари - мир средневековья. Посвящение в рыцари

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Носовой люк-забрало "Эстонии" нашли на дне далеко позади места крушения, подняли и тщательно обследовали

Утро среды, 28 сентября 1994 года, было в Таллине прохладным, но жизнерадостно солнечным, и первые новости по радио о каком-то происшествии с паромом на Балтийском море многим, наверное, поначалу показались не очень важными. Ну, крушение. Ну, спасательная операция. Но спасут же? Что ей сделается, этой махине?

А затем был шок. Уже довольно скоро, в течение ближайших часов, картина стала проясняться. Всем, кто следил за операцией "с берега" - родственникам, друзьям, чиновникам, журналистам - стало совершенно ясно, насколько кошмарен результат этого несложного арифметического действия: сколько примерно было на борту минус скольким удалось спастись.

Точного, до конца полного списка всех, кто был на "Эстонии", у фирмы-судовладельца в первые дни не было - просто возникла небольшая путаница с теми, кто купил билет, но то ли поплыл, то ли нет, или, например, с некоторыми членами команды: на смене они были или нет. Лишь через некоторое время посчитали всех.

На борту были 989 человек. Спаслись всего 137. Погибли 852 человека . Почти сто из них сумели выбраться на спасательные плоты, но умерли от переохлаждения, пока добирались спасатели. Остальные семь с половиной сотен человек утонули вместе с паромом.

Это была крупнейшая катастрофа мирного времени на Балтийском море. Швеция потеряла 501 человека, Эстония - 285 человек. Погибли люди из Латвии, Финляндии, России и других стран.

Беда целой страны

Эстония - совсем небольшая страна, и смерть сразу почти 300 человек стала для неё большой бедой. Позже, через какое-то время, социологи выяснили, что примерно у половины жителей Эстонии кто-то погиб: если не родственник или друг, то хотя бы знакомый. Люди погибали целыми семьями. Особенно - семьями: кто был на пароме с ребёнком и пытался спасти ребёнка, погибал вместе с ним.

Погибла целая делегация из городка Выру с мэром во главе. Погиб известнейший рок-музыкант, один из лидеров группы "Руя" Урмас Алендер.

Об Алендере в первые дни ходила легенда, что он до самого последнего момента спокойно, стоически, сидел в ресторане и наигрывал на гитаре. Красиво, но чушь, конечно: как можно было сидеть и бренчать на гитаре в резко накренившемся, обесточенном и затонувшем за полчаса судне?

У крепостной башни "Толстая Маргарита" в Таллине, на склоне бастиона, который смотрит в сторону пассажирского порта, в первые же дни после трагедии стихийно возник мемориал. Цветы и свечи. Очень много свечей. Большой деревянный белый крест.

Потом на этом месте сделали большой "настоящий" памятник - очень аллегорическую композицию, под названием "Прерванная линия". Помпезную, непонятную и бессмысленную, особенно в сравнении с щемящей, пронзительной простотой белого креста и свечей вокруг.

Правообладатель иллюстрации AFP Getty Images Image caption Дальнейшие годовщины родственники погибших будут вспоминать уже в индивидуальном порядке

Сорванное забрало

Согласно результатам официального расследования, причиной катастрофы "Эстонии" стало не очень хорошее состояние 24-летнего судна в сочетании со штормом и большой скоростью.

Одна из огромных петель, на которой держался носовой визор (люк-забрало) парома, треснула, волны высотой до шести метров добили её и сорвали визор, после чего автомобильную палубу залила вода, и судно опрокинул эффект "свободной поверхности".

Для иллюстрации этого эффекта достаточно налить несколько литров в широкий тазик и взять его в руки. Лёгкий наклон - и большая свободная поверхность сразу создаёт мощное давление в сторону крена. "Эстония" легла на бок и затонула в течение 25 минут или получаса.

У людей, находившихся в каютах на нижних палубах, было немного шансов: в лежащем на боку судне поперечные коридоры с холлами превратились в провалы 24-метровой глубины.

Как всегда в случаях больших катастроф, возникли и конспирологические версии. В России, например, определённую популярность снискала вброшенная т.н. группой "Феликс" - с ней связывали ныне покойного политического деятеля и политтехнолога Антона Сурикова - версия о том, что на "Эстонии" перевозили наркотики и кобальт.

На то, что эта "гипотеза" сочинена с целями, явно отличными от поиска истины, указывал, в частности, тот факт, что в качестве главарей контрабандистов авторы прозрачно-узнаваемо описали членов политического руководства Эстонии, включая особенно нелюбимых Москвой командующего Силами обороны Александра Эйнсельна и премьер-министра Марта Лаара.

Причуды конспирологии

Но особенно красноречива в версии "группы "Феликс" была главная деталь: по этой гипотезе, команда парома по приказу с берега, чтобы замести следы, открыла визор и пыталась сбросить грузовики с кобальтом в море, что и привело к крушению.

Прошло уже много времени, гибель "Эстонии" стала историей. Пора примириться с этим горем, снять траур и обрести душевный покой Мярт Раудсепп, член правления Memento Mare

Обвинять моряков в том, что они в шторм на полном ходу открыли с какой бы то ни было целью огромный носовой визор - это примерно как если бы причиной авиакатастрофы назвали то, что командир лайнера на высоте 10 километров открыл дверь, чтобы покурить.

Но многие российские журналисты, в том числе и из качественных изданий, почему-то рассматривали гипотезу группы "Феликс" вполне всерьёз.

Группа немецких журналистов разрабатывала версию о том, что причиной гибели "Эстонии" стал взрыв или серия взрывов на борту, и даже организовали погружение к судну, лежащему на глубине 60-80 метров.

Сторонникам конспирологических версий добавляла энтузиазма история со вторым капитаном "Эстонии" Аво Пихтом (его будто бы видели среди спасённых, а затем он исчез), а также решение правительств Эстонии, Швеции и Финляндии закрыть доступ к месту гибели парома как к месту упокоения погибших.

Высказывалась версия о том, что "Эстонию" утопили, потому что на ней перевозили какое-то украденное в России секретное оружие. В ходе позднейших расследований появились туманные сведения, что на "Эстонии", действительно, могли перевозить какое-то оружие или военное оборудование, купленное западными разведками у российских военных - но даже если это и было так, совершенно неочевидно, что гибель парома как-то связана с этой контрабандой.

Эстонское общество родственников погибших на "Эстонии" - Memento Mare - ещё летом объявило, что устроит на 20-летие катастрофы последнюю большую церемонию поминовения - с траурными концертами, панихидой и возложением венков у мемориала возле "Толстой Маргариты". Следующие годовщины каждый уже будет отмечать индивидуально.

"Прошло уже много времени, гибель "Эстонии" стала историей", - сказал журналистам член правления Memento Mare Мярт Раудсепп. - "Пора примириться с этим горем, снять траур и обрести душевный покой".

В ночь с 27 на 28 сентября 1994 года в Балтийском море произошла трагедия, которой суждено было стать последней морской тайной уходящего тысячелетия. Тайной, которая не разгадана и по сей день.

27 сентября 1994 в 19:15 по местному времени из Таллинского порта вышел паром «Эстония», на борту которого находились 989 пассажиров и членов экипажа. Паром совершал к тому времени уже ставший привычным рейс из Таллина в Стокгольм.

Несмотря на то, что погода была плохая и на море начинался шторм, никакого беспокойства не чувствовали ни те, кто оставался на берегу, ни те, кто отплывал на борту парома. Для судна, подобного «Эстонии», балтийский шторм, как считалось, никакой угрозы представлять не мог.

В 1:30 ночи «Эстония» передала краткий сигнал бедствия, вскоре после чего исчезла с радаров.

Утренние выпуски эстонских телеканалов повергли страну в шок: паром «Эстония» погиб, имеются многочисленные жертвы.

Как вспоминают очевидцы, тем утром растерянные, подавленные таллинцы шли в порт, к причалу, с которого ушла «Эстония» в последний рейс. Они стояли и смотрели на море, словно надеялись, что Балтика вернёт корабль и людей…

Обычный рейс

Паром «Эстония» был построен в 1979 году на западногерманской судоверфи Meyer Werft в городе Папенбурге по заказу финской компании Viking Line. Судно, получившее имя Viking Sally, курсировало на линии Турку - Мариехамн - Стокгольм. Судно сменило несколько владельцев и балтийских маршрутов, пока в январе 1993 года его не приобрело совместное шведско-эстонское предприятие «Эстлайн» для осуществления паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом. После этого паром и получил своё последнее имя — «Эстония».

Никаких серьёзных происшествий во время рейсов «Эстонии» не было зафиксировано вплоть до 27 сентября 1994 года.

И в этот раз к 23:00 паром благополучно прошёл 350 км маршрута. Шторм усиливался, судно качало, однако никаких опасений ситуация не вызывала. Пассажиры спокойно ложились спать.

Около полуночи «Эстония» встретилась с паромом «Мариэлла», принадлежащим компании Viking Line, следовавшим встречным курсом. На «Маэрилле» обратили внимание, что «Эстония» идёт на высокой скорости, но это обстоятельство само по себе угрозы для корабля не представляло.

Ночной кошмар

Тем неожиданнее был сигнал бедствия, полученный с «Эстонии» всего полтора часа спустя. Из него следовало, что судно имеет опасный крен, а экипаж сиреной будит пассажиров.

К месту бедствия немедленно направилась не только «Мариэлла», но и ещё несколько паромов сообщения Хельсинки - Стокгольм.

Моряки увидели страшную картину: на плотах в холодном, бушующем море с трудом удерживались полуодетые, насмерть перепуганные, замёрзшие люди. Пассажирские паромы — не лучшие суда для ведения спасательных работ, тем более, в условиях шторма, поэтому поднять из воды всех, кто находился на поверхности, не удалось.

Около трёх часов ночи к месту гибели «Эстонии» прибыли вертолёты финских и шведских военных и спасателей, которые стали вытаскивать из воды тех, кому не могли помочь паромы.

Для некоторых помощь пришла слишком поздно — даже извлечённые из воды люди умирали от переохлаждения на борту кораблей и вертолётов.

Всего удалось спасти 137 человек, ещё 95 были официально опознаны как погибшие. 757 человек были объявлены пропавшими без вести.

Всё дело в визоре

Гибель парома «Эстония» оказалась самым крупным кораблекрушением в Европе, происшедшим в мирное время.

Что же стало причиной трагедии?

Официальная следственная комиссия, составленная из экспертов Финляндии, Швеции и Эстонии, пришла к выводу, что «Эстонию» погубил носовой визор — надводная часть парома, которая поднимается для приёма на борт судна автомашин и других грузов.

По мнению членов комиссии, на «Эстонии», построенной в 1979 году, технические требования к безопасности и надёжности носового визора не соответствовали более современным требованиям.

В условиях сильного шторма и при высокой скорости «Эстонии» её визор не выдержал ударов встречных волн, что привело к его срыву. После этого штормовые волны стали захлёстывать грузовой отсек. В течение нескольких минут это вызвало нарастающий крен на правый борт.

Когда команда поняла всю опасность происходящего и подала сигнал бедствия, было уже поздно — судно легло на правый борт, а ещё через несколько минут пошло на дно. «Эстония» погибла всего за полчаса.

Когда стало известно о выводах комиссии, на всех паромах идентичной конструкции стали намертво заваривать носовые визоры во избежание повторения катастрофы.

Немецкие судостроители, на которых, по сути, и возложили вину за катастрофу, с выводами не согласились. Проведя собственное расследование, они заявили, что носовой визор «Эстонии» был рассчитан на куда более серьёзные нагрузки, и срыв его мог быть только результатом преднамеренного взрыва.

Никаких доказательств взрыва на борту «Эстонии» предъявлено, однако, не было.

Экипаж занимался контрабандой наркотиков?

Если немецкие судостроители, говоря о возможном взрыве, не называют тех, кто мог бы за ним стоять, то другие альтернативные версии куда более подробны.

Все они так или иначе связаны с неким грузом, который перевозила «Эстония».

Некоторые исследователи утверждают, что перед самой отправкой парома в его последний рейс на борт без досмотра таможни заехали две фуры. Что за груз в них находился, остаётся неизвестным.

Согласно одной из самых популярных версий, «Эстонию» использовали для контрабанды наркотиков. Якобы и в своём последнем рейсе паром вёз очередную партию, но экипажу стало известно, что в Стокгольме их уже ожидает полиция. Тогда члены команды, замешанные в контрабанде, приняли решение открыть носовой визор и выбросить груз в море. Выполнив свой замысел, они, однако, не сумели закрыть визор, в результате чего судно заполнилось водой, легло на бок и затонуло.

Морские эксперты, однако, в такую возможность не верят. Подобный шаг в условиях шторма был равносилен самоубийству, и капитан не мог этого не понимать. Шведская тюрьма в любом случае лучше, чем неприветливое дно Балтики.

Ещё несколько версий сводятся к тому, что на борту «Эстонии» провозилось оружие, ранее принадлежавшее Советскому Союзу.

Такую возможность косвенно подтвердил один из руководителей таможенных органов Швеции Свен Петер Олссон , позднее признавший, что в 1994 году у таможни действительно была договорённость со шведской армией, согласно которой в порту Стокгольма не проверяли автомашины с грузом электроники, купленной у российской армии и доставленной из Таллина на пассажирском пароме «Эстония».

Правда, в 2005 году правительство Швеции опубликовало отчёт следственной комиссии, в котором говорилось, что никакого военного груза на «Эстонии» в день катастрофы не было.

Сторонники версии об оружии на борту «Эстонии» делятся на несколько групп. Первые полагают, что на «Эстонии» вывозилось некое секретное советское оружие, утечки которого на Запад не могли допустить российские спецслужбы, которые и устроили диверсию на борту. Вторые уверены, что диверсия на борту «Эстонии» — дел рук западных спецслужб, оказавшихся под угрозой разоблачения своих операций с оружием бывшего СССР и решивших в прямом смысле слова «спрятать концы в воду».

Почему не подняли затонувший паром?

Адепты наиболее радикальной версии гибели «Эстонии» убеждены, что на её борту перевозились радиоактивные материалы, возможно, даже компоненты ядерного оружия.

И, как ни странно, у этой версии есть косвенное подтверждение. Дело в том, что погибшее судно, по международному соглашению, было запечатано на дне бетонным саркофагом, а воды вокруг него являются запретной зоной, контроль за которой ведут финские ВМС.

Те, кто не согласен с официальной версией гибели «Эстонии», обращают внимание на то, что власти категорически отказались от попыток подъёма парома, притом что он лежит не на самой запредельной глубине — 83 метра.

Однако в 1995 году было эстонско-финско-шведское соглашение, запрещающее вести какие-либо работы в районе гибели парома «Эстония». К этому соглашению также присоединились Россия, Дания, Латвия, Литва, Польша и Великобритания.

Официально это сделано из уважения к памяти погибших. Оппоненты говорят — вокруг «Эстонии» существует международный заговор молчания, целью которого является сокрытие истинных причин происшедшей трагедии.

Дело закрыто, вопросы остались

Странностей в деле о гибели парома «Эстония» действительно более чем достаточно. Так, списки найденных и спасённых пассажиров и членов экипажа корректировались, и люди, которых вроде бы уже нашли и спасли, пропадали вновь. Например, второй капитан судна Аво Пихт сначала появился, а потом исчез из списка выживших. Всё бы ничего, мало ли бывает ошибок в такой обстановке, но дело в том, что существует видеозапись, сделанная во время доставки спасённых в порт. На ней в машине скорой помощи тележурналисты запечатлели человека, очень похожего на капитана Пихта. Куда же он исчез потом? И таких вроде бы выживших, а затем пропавших членов экипажа «Эстонии» насчитали несколько человек.

В начале 2009 года правительство Эстонии распустило комиссию по расследованию причин катастрофы после публикации её четвёртого по счёту отчёта. Выводы этого отчёта не отличались от тех, что были сделаны раньше — наиболее вероятной причиной гибели парома являются его конструктивные недостатки и тяжёлые погодные условия.

На этом официальное расследование катастрофы были окончательно закрыто.

А ответы на все вопросы сомневающихся, очевидно, не будут получены уже никогда.

Estonia» (ранее «Viking Sally» , «Silja Star» , «Wasa King» ) - эстонский паром судоходной компании «Estline», был построен в 1979 году в ФРГ на судоверфи «Meyer Werft» в Папенбурге . Затонул в ночь с 27 сентября на 28 сентября 1994 года , в результате крушения пропали без вести 757 человек и погибли 95 человек из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа . Это крупнейшее в Европе кораблекрушение в мирное время . По своим последствиям и количеству жертв её можно сравнивать только с самой крупной морской трагедией в истории Эстонии, которая случилась 24 августа 1941 г., когда на выходе из Таллинского порта после атаки немецких самолётов получило пробоины и затонуло возле острова Прангли самое крупнотоннажное судно Эстонии, пароход «Eestirand» (рус. «Эстонское побережье»), на котором перед наступавшим Вермахтом покидало Таллин несколько тысяч человек (44 человека погибло при бомбежке и несколько сот человек выбросились за борт) .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Паром был изначально построен для компании «Viking Line» и был назван «Viking Sally» . Он должен был курсировать между Турку , Мариехамном и Стокгольмом . В 1986 году его продали компании «Silja Line» и переименовали в «Silja Star» , оставив его на прежнем маршруте. В 1991 году паромом стала управлять компания «Wasa Line , которая полностью находилась в собственности «Silja Line» , и паром, теперь под именем «Wasa King» , стал курсировать между финским городом Вааса и шведским городом Умео . В январе 1993 года для обеспечения паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом шведская компания «Nordström & Thulin» и принадлежащая эстонскому государству «Estonian Shipping Company» («Эстонская судоходная компания» , сокращённо - «ESCO» ) создали совместное предприятие «Эстлайн» (EstLine A/S ), которое приобрело паром «Wasa King» , переименовав его в «Эстония» (Estonia ).

    Крушение

    «Estonia покинула Таллинский порт вечером 27 сентября 1994 года, когда в море бушевал шторм, а скорость ветра превышала 20 метров в секунду. В полночь «Estonia» разминулась в море с паромом компании «Viking Line» «Mariella» («Мариэлла»), на котором скорость парома «Estonia» посчитали слишком высокой. В половине второго ночи с судна было отправлено короткое сообщение о помощи, вскоре судно пропало с радара парома «Mariella» . Отправителем сообщения считают предположительно второго или четвёртого штурмана. Из сообщения понятно, что крен судна в тот момент был очень опасным - 20-30 градусов, и слышно, что на корабле включена противотуманная сирена, чтобы разбудить пассажиров. Паром затонул между 00:55 и 01:50 (UTC+02). На современных навигационных картах указано место гибели парома 59°22,91′ с. ш. 21°40,60′ в. д. H G Я O L (глубина 83 м).

    Хронология крушения

    • 18:30 - На терминале Таллинского порта идёт посадка пассажиров.
    • 19:15 - Паром «Эстония» выходит из порта, небо хмурое, довольно свежий ветер.
    • 20:00 - Паром следует вблизи побережья, волнение на море ощутимо.
    • 21:00 - Начинается шторм.
    • 23:00 - Паром «Эстония» прошёл 135 км маршрута. Морское волнение усиливается.
    • 00:30 - Сильная качка на судне.
    • 00:55 - Замки 50-тонной махины-носовой аппарели / визора не выдерживают ударов встречной волны.
    • 01:00 - Скорость парома 14 узлов.
    • 01:15 - Крен 15 градусов на правый борт.
    • 01:20 - Крен увеличивается.
    • 01:22 - Крен 60, 70, 80 градусов увеличивается, судно ложится на правый борт.
    • 01:35 - Крен 90 градусов, судно лежит на правом борту, на поверхности воды.
    • 01:40 - Паром «Эстония» погружается в воду.
    • 01:50 - «Эстония» легла на дно на глубину 70 метров.
    • 02:00 - Сильный ветер, скорость ветра 90 км/ч, шторм. Людям не хватает места на плотах. Те, кому не хватило места, погибают.
    • 02:12 - К месту крушения парома «Эстония» подходит пассажирский паром Mariella» , матросы с трудом вытаскивают людей из воды. Прошло 50 минут с того момента, как вахтенный на мостике «Эстония» дал по рации сигнал бедствия SOS.
    • 03:00 - В небе зависают вертолёты. При поднятии людей из воды лопаются тросы и люди падают в воду. Некоторые люди умирают уже на борту вертолётов - от шока и переохлаждения.
    • 09:00 - Последних из 137 спасённых извлекли из воды.
    • Паром «Эстония» затонул за полчаса.

    Спасательная операция

    На помощь поспешили находящиеся в ближайших водах паромы сообщения Хельсинки-Стокгольм: «Силья Симфония», «Silja Europa» («Силья Европа»), «Изабелла», «Мариэлла», немецкий пассажирский «Finnjet». Поблизости был ещё эстонский грузовой корабль, но он продолжил свой путь на юг. В дальнейшем на место прибыли финские сторожевики «Tursas» и «Valpas» и тральщик «Uusimaa» со своими водолазами. На месте крушения был такой сильный шторм, что прибывшие первыми паромы не смогли спасти всех оказавшихся в воде. Оставшихся в живых были вынуждены собирать с поверхности силами ныряльщиков береговой охраны и воздушных сил Финляндии и Швеции, вертолётами спасательного отряда Хельсинки, и вертолётами частных лиц только с наступлением утра.

    Находящиеся на месте корабли, большей частью на «Мариэллу», спасли всего 38 человек. Финские вертолёты, главным образом борт береговой охраны «Super Puma», спасли 49 человек. Шведские вертолёты - 50. Всего над «Эстонией» летало 13 шведских, 12 финских, два датских и один российский вертолёт. С накренившейся «Эстонии» не успели спустить большинство имевшихся спасательных шлюпок, но самонадувающихся резиновых плотов на волнах было множество. Проблемой было то, что сильный ветер быстро уносил спасательные плоты с места крушения. Из 989 находившихся на борту (803 пассажира и 186 членов экипажа) спасли 137 человек (94 пассажира и 43 члена экипажа). При этом пропали без вести 757 человек (651 пассажир и 106 членов экипажа), и были опознаны 95 погибших (58 пассажиров и 37 членов экипажа). 852 погибших (включая пропавших) были гражданами 17 государств.

    Расследование причин трагедии

    Документальное кино

    • Тайны века: Кто утопил «Эстонию»? - Первый канал, 2006
    • Гибель парома «Эстония» - Петербург - 5-й канал, 2008
    • Затерянные миры. Балтийский Титаник - ТВ 3, 2009

    Действие легенды о короле Артуре разворачивается в 6 веке нашей эры. Британия, тогда еще не ставшая Англией, раздираема гражданской войной. Бритты, сами когда-то захватившие острова, подвергаются набегам племен англов и саксов. Рекой льется кровь... И все ждут героя, который объединит королевство, утешит обездоленных и защитит слабых. Такими героями становятся король Артур и рыцари Круглого стола. История воцарения Артура хорошо известна - только ему удалось извлечь заколдованный меч из наковальни (в некоторых вариантах легенды - из камня), которую сотворил волшебник Мерлин.

    Круглый стол

    Став королем, молодой Артур влюбился в прекрасную Гвиневру, дочь короля Камелиарда. В приданое дочери король дал Артуру круглый стол из темного дерева. За круглым столом не мог появиться спор о почетности места. А эти споры постоянно вспыхивали при королевских дворах и провоцировали взаимные обиды. Аристократы кичились своей знатностью и претендовали на то, чтобы сидеть ближе всех к хозяину дома. За круглым столом все формально были равны, и Артур решил собрать за ним самых достойных рыцарей Европы. Волшебник Мерлин сделал так, что над каждым стулом загоралось имя того рыцаря, кто был достоин занять его. Только одно место должно было до времени оставаться незанятым - "Гибельное сиденье". Оно предназначалось для избранника, рыцаря, чистого душой и неподвластного земным порокам. Именно этот рыцарь впоследствии должен был добыть Святой Грааль. Любой другой не смог бы противостоять проклятию и невольно начинал приносить гибель окружающим, как это случилось с несчастным рыцарем Балином. Девизом всех рыцарей Круглого стола было: «Сила еще не есть справедливость, справедливость и есть сила». Главной целью сидевших за круглым столом было не повседневное совершение подвигов. Рыцари круглого стола имели другую главную цель - отыскание Святого Грааля.

    Сколько всего было рыцарей?

    Рыцари круглого стола были лучшими из лучших. Но сколько их было? Легенды и баллады о короле Артуре называют самое разное число - от 12 до 1600 человек. Томас Мелори, в 15 веке объединивший сказания о короле Артуре в 8 книг и создавший фактически энциклопедию Артуровских времен, говорит о количестве в 150 человек. Но какого же размера был в таком случае стол?

    Если на одного рыцаря выделять метр поверхности стола, то путем нехитрых подсчетов обнаружится, что его диаметр должен составлять почти 48 метров. Комфортно ли разговаривать на расстоянии 50 метров? Артур и рыцари круглого стола должны были обладать очень громким голосом, чтобы докричаться до человека, сидящего напротив. К тому же непонятно, где можно было поместить предмет мебели такого размера. Но, поскольку это легенда, никто не задается вопросом правдоподобности. Вероятно, тех, кого называют «рыцари Круглого стола», было все же либо 12, либо 16 - согласно Вальтеру Скотту - либо 24, но не больше.

    Рыцари

    Из легенды в легенду повторяются имена лишь 12 рыцарей. Рыцари Круглого стола далеко не всегда вели себя идеально, как предписывали правила рыцарского этикета. Непобедимый Ланселот Озерный, воспитанник девы Озера, влюбленный в королеву Гвиневру, в конечном итоге стал косвенным виновником гибели Артура и всего королевства. Сэр Кей, молочный брат Артура - хвастун и задира. Мордред, племянник, а по некоторым легендам и сын Артура, убивает короля, хотя при этом и сам погибает. Но есть и другие рыцари Круглого стола, например братья Аргавейн, Гарет, Гахерис и Гавейн, безупречные во всем. Или сэр Галахад, сын Ланселота, нашедший Святой Грааль и вознесенный на небо.