Вариант 1 друзья вошли в маленькую комнату. Сочинения ОГЭ по пособию И. Цыбулько. Что такое дружба

Алексей Михайлович Жемчужников родился 23 февраля 1821 года в городе Почеп Черниговской губернии (ныне райцентр Брянской области) в старинной дворянской семье. У его отца, Михаила Николаевича, в Елецком уезде Орловской губернии (теперь Липецкая область) было имение Павловка, где и прошло детство будущего поэта, куда не раз он приезжал впоследствии.

«Воспитывался до 14-летнего возраста дома. Потом поступил, в 1835 году, в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, из которой вскоре вышел, чтобы держать экзамен в только что основанное императорское училище правоведения, куда и был принят... Окончив курс, я вышел из училища и 1841 году с чином 9-го класса... Я поступил на службу в Сенат... Летом 1847 года я перешел из Сената на должности помощника юрисконсульта, а в 1849 году поступил на службу в Государственную канцелярию... 1-го января 1858 года я вышел в отставку» 1 .

Работая в Сенате, Алексей Михайлович продолжал свои литературные занятия. Захваченный театральной лихорадкой, он решил стать драматургом и писал уже не только для домашней сцены, но и с намерением войти в репертуар Александрийского театра, пробуя себя в самых различных драматических жанрах.

В 1850 году в журнале «Современник» он поместил одноактную комедию «Странная ночь». Это было первое произведение, опубликованное А. М. Жемчужниковым в печати. Вместе со своим двоюродным братом А. К. Толстым он пишет комедию «Фантазия», которая 8 января 1851 года была поставлена на сцене Александрийского театра в Петербурге. Это был водевиль, в котором авторы издевались над убожеством тогдашнего комедийного театрального репертуара. Эффект от спектакля был ошеломляющим. По велению Николая I «Фантазию» запретили к дальнейшей постановке на сцене. Фактически это был дебют Козьмы Пруткова , писателя, созданного воображением братьев Жемчужниковых и Алексея Константиновича Толстого. В Козьме Пруткове соединились свойственный николаевским временам гипноз чина, тупоумие, духовное ничтожество казенных людей, их легкомыслие и самодовольство. В 1854 году в юмористическом отделе «Современника» были напечатаны «Досуги Козьмы Пруткова». Публиковался Козьма Прутков и позже, когда А. М. Жемчужников вышел в отставку в 1858 году, чтобы жить «вне мундиров и парадов». Произведения «прутковского цикла» принесли поэту широкую известность.

Выйдя в отставку, А. М. Жемчужников жил в Калуге и Москве, затем продолжительное время за границей: в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Там он продолжал литературные занятия, отсылая свои произведения в журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник».

Только в 1884 году Жемчужников возвратился на родину и целиком отдался литературному труду. Стихи его никогда не достигали такой выразительности, гражданственной определенности, как в эти годы. В них часто звучало искреннее сочувствие угнетенному народу, стойкая вражда к самодержавному произволу и политической реакции («Духа не угашайте», «Новая вариация на старую тему», «Столковались», «Скерцо на гражданские мотивы»).

Многие стихотворения 80-90-годов написаны в любимой Павловке, где Жемчужников прожил десять лет. Находилась она километрах в двух от долгоруковского села Вязовое. Там были барский дом с мезонином, служебные постройки, сад с липовыми аллеями и два пруда.

Полюбив с детства русскую природу, А. М. Жемчужников впоследствии не раз возвращался к ней в своих произведениях:

Обитель мирная, приют благословенный,
Обетованная мне господом земля!
Мне краше и милей, о вы, во всей вселенной -
Мой сельский дом, и сад, и роща, и поля.

За все, что есть в тебе, за все, что слышу, вижу,
За тихий твой простор, за красоту твою,
За то, что нет в тебе того, что ненавижу,
Родимый угол мой, тебя я так люблю 2 .

Жемчужников умел передать словом звуки и краски природы, нарисовать подмеченные зорким и любящим глазом поэтические подробности зимы, весеннего оживления, знойного лета. Его стихи о природе дышат искренней, горячей любовью к Родине.

В поздних стихах поэта воспроизведена редко встречающаяся в литературе лирика старости, мудрой, жизнелюбивой («Песни старости», «Прощальные песни»).

Об обаянии личности А. М. Жемчужникова И. А. Бунин рассказывал в своих «Автобиографических заметках»: «изящен, душист, свеж и бодр, несмотря на всю слабость здоровья». Он отмечал и удивительную скромность поэта, взыскательность к своему творчеству. Лишь на 71-м году жизни Алексей Михайлович впервые подготовил свои произведения для отдельного издания. «Мне все хотелось, - признавался поэт, - написать еще что-нибудь получше прежнего, и я не терял надежды, что это исполню. Теперь издаю полное собрание моих стихотворений, но не потому, что надежда моя исполнилась, а потому что наконец - пора!» 3 .

В 1892 году вышли стихотворения А. М. Жемчужникова в двух томах. При жизни поэта было издано еще два сборника его произведений: «Песни старости» (1900) и «Прощальные песни» (1908).

Я жду, чтобы теперь меня сменил поэт,
В котором доблести горело б ярче пламя,
И принял от меня не знавшее побед.
Но незапятнанное знамя.

Так писал поэт в своем «Завещании».

Русская критика конца XIX века видела в Жемчужникове продолжателя поэтических традиций классики. Его творчество высоко ценили Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, они вдохновляли и всячески ободряли поэта. Жемчужников гордился сердечной дружбой с Л. Н. Толстым, который писал в день полувекового литературного юбилея поэта: «Очень радуюсь случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с твоей твердой и благородной пятидесятилетней литературной деятельностью. Поздравляю себя с тоже почти пятидесятилетней с тобой дружбой, которая никогда ничем не нарушалась» 4 .

1 Жемчужников А. М. Избранные произведения. М.-Л.; Сов. писатель, 1963, с. 61.
2 Жемчужников А. М. Избранные произведения. М.-Л.: Сов писатель, 1963. с. 162-163.
3 Жемчужников А. М. — В кн.: Писатели Орловского края:биобиблиогр. словарь. Орел, 1981, с. 66.
4 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1933, т. 72, с. 302.

Произведения автора

  • Странная ночь: комедия в одном действии в стихах. - СПб., 1850. - 55 с.
  • Стихотворения: в 2-х т. - СПб., 1892.
  • Стихотворения: в 2-х т. - 2-е изд. - СПб., 1898.
  • Песни старости: стихотворения. 1892-1898. - СПб., 1900. - 131 с.
  • Прощальные песни. 1900-1907. - СПб., 1908. - 76 с.
  • Стихотворения: в 2-х т. - 2 изд., - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. - Т. 2. - 256 с.
  • Избранное / подгот. текста и вступит, статья Б. Илешина. - Тамбов: Кн. изд-во, 1959. - 320 с.
  • Стихотворения. - М.: Сов. Россия, 1988. - 332 с.: ил. - (Поэтическая Россия).
  • Избранные произведения. - М.-Л.: Сов. писатель, 1963. - 415 с. - (Б-ка поэта. Большая серия).
  • Подымовское дело // Орловский библиофил: альманах. - Орел, 2006. - Вып. 8. - С. 94-108.

Литература о жизни и творчестве

  • Христенко И. А. Место, на котором находилась усадьба Павловка, связанная с жизнью и творчеством поэта А. М. Жемчужникова // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Липецкая область. - М., 1980. - С. 63-64. - (Труды НИИ культуры; Т. 87).
  • Жуков Д. А. Козьма Прутков и его друзья. - М.: Худож. лит., 1983. - 384 с.
  • Перья на голове, коньяк на столе и два пистолета в руках: [о А. М. Жемчужникове по «Воспоминаниям оренбургского старожила» П. П. Жакмона на стр. «Исторического вестника»] / подгот. А. Дмитриев // Липецкая газета. - 1998. - 24 апр.
  • Харлампиди О. Д. Козьма Прутков и его создатели // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. - 2-е изд., доработ. и доп. - Елец, 1999. - С. 182-193.
  • Поляков А. М. Имение поэта: [д. Павловка Богато-Платовской волости Елец. уезда принадлежала А. М. Жемчужникову] // Липецкая газета. - 1999. - 28 мая. - С. 5.
  • Братья Жемчужниковы - знатные земляки: [уч-ся и преподаватели Стегаловской ср. шк. Долгорук. р-на, что в с. Приютовка, установили мемориал. доску на месте усадьбы братьев Жемчужниковых] // Липецкая газета. - 2001. - 3 апр.
  • Федорин И. А. «Поэзия… в моём наследстве» // Узы памяти: книга очерков / И. А. Федорин. - Елец, 2007. - С. 48-51.
  • Зорин В. Потомок Гоголя, предок Чехова: [о Кузьме Пруткове и его «родителях»] // Добрый вечер. - 2008. - 26 марта-1 апр. (№ 13). - С. 15.
  • Кукрак С. Поклонник знанья и свободы // Золотой ключик. - 2009. - 4 авг. (№ 16). - С. 3-5.: ил.
  • Конышев Ю. Печаль пересмешника: о Козьме Пруткове и Алексее Жемчужникове // Липецкая газета. - 2011. - 25 февр. - С. 7.
  • Ляпин Д. А. Поэт и гражданин // История Елецкого уезда в XVIII - начале XX веках / Д. А. Ляпин. - Саратов: Новый ветер, 2012. - С. 149-151. : портр.
  • Неермолова Н. «Быть может, средь нравственной скверны иных от паденья спасет задушевная речь...»: духовная нива поэта Алексея Жемчужникова: разработка урока // Духовно-нравственное воспитание. - 2012. - № 5. - С. 68-73.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2000. - Т. 2. - С. 9.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. - Липецк, 2010. - С. 240-241.: портр.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. - Липецк, 2007. - С. 140-142.: ил.
  • Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. - М., 1992. - Т. 2. - С. 264-267.
  • История русской литературы XIX века: библиогр. указ./ под ред. К. Д. Муратовой. - М.-Л., 1962. - С. 325-327.
  • Русские поэты XX века: материалы для библиографии. - М., 2007. - С. 198. - (Studia poetica).
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. - Воронеж, 1986. - Вып. 1. - С. 38-43.

Биография

Жемчужников, Алексей Михайлович - лиpичecкий поэт, сатирик и юморист; род. в 1821 г.; окончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку и жил в Калуге, Москве и за границей; последние годы живет в деревне.

Преобладающий элемент в поэзии Ж. - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Ж. представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Ж. В одной из них, описавши оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:

«О, торжествующий меж нами

Покрыт и срамом и грехами

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов».

В другом стихотворении (памятник Пушкину) Ж. так обращается к лжепатриотам:

«Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна

Любовь, которая все лучшее в нем губит -

И хочется сказать, что в наши времена

Тот честный человек, кто родину не любит».

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к ее действительным врагам.

«О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна

Она так скромно-хороша!

Но нам, сынам твоим, известно

Как на твоем просторе тесно

И в узах мучится душа…"

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

«И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет

Они - «повапленные» гробы…

Лишь настоящее прошло бы

А там - им будущего нет».

Несмотря на преобладание у Ж. патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Ж. отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще лирические стихотворения Ж., хотя, к сожалению, немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

Вместе с графом А. К. Толстым и своим братом Владимиром Михайловичем, Ж. был «непременным членом» при создании Козьмы Пруткова (см.) и недавно выпустил третье издание его «Сочинений». Собственные стихотворения А. М. Ж., печатавшиеся в разных журналах, изданы отдельно в 1892 г., с портретом и автобиографическим очерком.

Алексей Михайлович Жемчужников родился в 1821 г. в дворянской семье. Получил юридическое образование, окончив училище правоведения.

Работал в сенате и был участником в сенатских ревизиях Калужской и Орловской губерний, а также Таганрогского градоначальства. Дальше устроился помощником у статс-секретаря Государственного совета. Сделав хорошую карьеру, в 1858 г. Жемчужников выходит в отставку. Он переселяется в Калугу, время от времени живёт в Москве или за границей. В 1859 г. женится на Елизавете Дьяковой. Старость проводит в деревне.

Основной темой его поэзии стало глубоко прочувствованное, искреннее и метко выраженное недовольство общественным устройством и ложью. Он был редким примером истинного патриота, глубоко чувствовавшего все зло и неблагополучие своей родины, ненавидевшего её врагов и мечтающего о лучшем будущем. А также осуждал грубое национальное самомнение и шовинизм, которые называл лжепатриотизмом. Все эти чувства отображались в беспощадных сатирах автора.

Кроме патриотической сатиры в стихах Жемчужникова много чистого лиризма, в частности красоты природы, момента первой встречи и боли последней разлуки. Любовь в творчестве поэта изображена очень чистой и непорочной, абсолютно без эротизма.

Стихотворения Алексея Жемчужников с 1850 г. печатались в нескольких журналах, среди которых «Современник» и «Искра». Кроме того, вместе с братьями Владимиром и Александром, а также графом А.Толстым, поэт создал творческий союз с литературным псевдонимом Козьма Прутков.

Первая собственная книга стихов Жемчужникова была выпущена лишь в 1892 г. (в 2 томах, с автобиографическим очерком и портретом автора). В 1983 г. она была награждена пушкинской премией.

В 1900 г. издаётся новый сборник Жемчужникова с названием «Песни старости», посвящённый 50-летию литературной деятельности поэта. Тогда же ему дают звание почётного академика Российской академии наук.

Жемчужников был прекрасным лирическим поэтом, изумительным сатириком и юмористом. Умер Алексей Михайлович в г. Тамбове в 1908 г.

Жемчужников Алексей Михайлович родился 10(22).II.1821 г. в местечке Почеп Черниговской губернии в дворянской семье - поэт.

До 14 лет воспитывался в доме отца - участника волны 1812, впоследствии гражданского губернатора в Костроме и Петербурге .

Учился в столичной гимназии, с 1835 по 1841 - в Училище правоведения. Помимо «образования казенного», Алексей Михайлович усердно изучал сочинения русских и зарубежных писателей, редактировал выпускаемый воспитанниками рукописный журнал, писал стихи. После окончания Училища служил в сенате, в канцелярии Государственного совета. В литературном творчестве Жемчужников находил убежище от тягостного однообразия службы, отупляющей канцелярщины, пустоты светских отношении. Увлечение поэзией сблизило его с двоюродным братом - гр. А. К. Толстым. И дружеском кружке Толстых - Жемчужнковых (сочинением стихов, пьес для домашних спектаклей занимались также младшие братья Жемчужникова - Александр и Владимир) возник знаменитый сатирический образ Козьмы Пруткова. Алексей Михайлович укрепился во мнении, что надо «жить вне мундиров и парадов».

В 1858, к немалому удивлению сослуживцев и знакомых, он уходит с крупного сулившего блестящую карьеру поста помощника статс-секретаря Государственного совета. После отставки живет в Калуге, Москве, затем длительное время за границей - в Германии, Швейцарии, Италии и на юге Франции. Интересуется литературой, много читает, поддерживает дружеские отношения с Тургеневым и писателями его круга, сотрудничает в журналах «Современник», «Искра», «Русский вестник» и особенно плодотворно в «Отечественных записках», выходивших под редакцией Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

В 1884 возвращается в Россию и полностью отдается литературному труду. В продолжение еще четверти века стихи Жемчужникова А.М. появляются в периодической печати и в отдельных сборниках.

Наибольшую известность приобрели произведения поэта «прутковского» цикла. Поэт удачно избрал истинно комический угол зрения, доводя до абсурда характерные признаки осмеиваемого предмета. В написанной совместно с А. Толстым «Фантазии» до крайности заострены банальные водевильные сюжеты, полнейшая бессодержательность действия (поиски Моськи), откровенная пустая развлекательность персонажей. Таким же способом сатирический эффект достигался и в баснях, высмеивавших нелепое сцепление случайных «действующих» лиц («Кондуктор и тарантул», «Червяк и попадья»), невероятно глупую «мораль». Тонким искусством юмористической стилизации отличаются «антологические», «испанские», «восточные» стихи, обличающие напыщенный романтизм, бездумное барское эстетство в поэзии, альбомную, «мотыльковую» лирику. В Козьме Пруткове соединились свойственный николаевским временам гипноз чина, тупоумие, духовное ничтожество «казенных» людей и легкомыслие, самодовольство, пошлая самоуверенность, словно поощряемая с высоты престола. Глубиной содержания, живостью и остротой откликов на политическую злобу дня отмечены также и некоторые пореформенные сатиры Жемчужникова, очень разнообразные по жанру. Здесь соседствовали эпиграмма и памфлет

«К портрету Михаила Никифоровича Каткова», I860;

«Эпитафии», 1871;

«Парадные песни», 1873).

Пародия и злободневный фельетон

«Пророк и я», 1868;

«Литературы-гасильники», 1870.

Сатирическая поэма и комедия в стихах

«Неосновательная прогулка», 1869;

«В чем вся суть?», 1872;

«Сказка о глупом бесе и мудром патриоте», 1881-83.

Юмористическое послание и монолог высокой гражданской сатиры

«Кентавр», 1870;

«Современному гражданину», 1870;

«Думы оптимиста», 1871;

«Конь Калигулы», 1892;

«Скерцо» на гражданские мотивы», 1895.

Не менее значительную часть творческого наследия Алексея Михайловича составляет философская, пейзажная и любовная лирика. Лейтмотив ее - призыв к созиданию в России «гражданских начал», «гражданской доблести», к решительной борьбе с крепостнической реакцией, тянущей страну назад, к мраку и произволу

«Духа не угашайте», 1888;

«Забытые слова», 1889;

«Новая вариация на старую тему», 1892.

Алексей Михайлович отстаивает жизнеутверждающие, реалистические цели и принципы художественного творчества

«Животная проза и декадентская поэзия», 1896;

«Завещание», 1897.

Поэт умеет передать словом и в слове звуки, краски природы, нарисовать подмеченные зорким и любящим глазом поэтические подробности зимы, весеннего оживления, знойного лета. Его стихи о природе необычайно конкретны, живописны, дышат искренней, горячей любовью к родине («Сельские впечатления и картинки», 1886-91).

В позднейших произведениях поэта воспроизведена редко встречающаяся в дореволюционной литературе лирика старости, мудрой, жизнелюбивой, бодрой, необычайно духовно деятельной

«Песни старости», 1892-98;

«Прощальные песни», 1900-1907.

Жемчужникову А.М. недоставало последовательности убеждений, демократической определенности их, чтобы вырасти в большого поэта-гражданина. Революционных и социалистических идей века он не разделял. В его произведениях порой сказывалась либеральная ограниченность, близорукое прославление царя-«освободителя» и когда-то «дарованных» им куцых реформ («Памятник Александру II», 1898). Ослабляла содержание его творчества повторяемость тем и мотивов, встречающиеся кое-где в стихах религиозные настроения. Но не это главное в наследии поэта.

Русская критика конца века справедливо видела и ценила в Жемчужникове видного продолжателя в поэзии реалистических традиций классики. В пору, когда русскую поэзию захлестнули волны декадентства, когда журнальные страницы заполнялись стихотворными декларациями разочарования и зыбкого, туманного эстетизма, ясные, здоровые стихи поэта, обращенные к жизни, сохраняли заветы подлинно идейного творчества.

Умер 25.III(4.IV). 1908 г. в Тамбове, похоронен в Москве.

В гражданской лирике Жемчужникова, в его сатирических стихотворениях отразился его общественный идеал - просвещенное демократическое общество, уважающее свободу личности, независимость мысли. Ратовал за честного общественного деятеля.


Жемчужников Алексей Михайлович - лирический поэт, сатирик и юморист (1821 - 1908). Окончил курс в училище правоведения; служил в Сенате,участвовал в сенаторских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку.

Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствовавшего действительное зло своей родины и желавшего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Жемчужникова. В одной из них,описав оборванного пьяницу,молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом "греховоднике":

О, торжествующий меж нами,

Покрыт и срамом, и грехами,

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов.

В другом стихотворении ("Памятник Пушкину") Жемчужников так обращается к лжепатриотам:

Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна,

Любовь, которая все лучшее в нем губит -

И хочется сказать, что в наши времена,

Тот честный человек, кто родину не любит.

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна с жгучей ненавистью к ее действительным врагам:

О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна,

Она так скромно хороша!

Но нам, сынам твоим, известно,

Как на твоем просторе тесно,

И в узах мучится душа...

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет;

Они - "повапленные" гробы...

Лишь настоящее прошло бы,

А там - им будущего нет.

Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужникова отметила только момент первой встречи ("Странно! мы почти что незнакомы") и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. - Вообще лирические стихотворения Жемчужникова так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии. Вл.Соловьев.

Много разнообразных и удивительно глубоких стихотворений внушила Жемчужникову, в последние годы его жизни, мысль о смерти; она ему не страшна, хотя он и любит жизнь. "О, если б был я удостоен, - читаем мы в одном из них, - с грядущей смертью тихой встречи и таял, светел и спокоен, как пред иконой тают свечи!" Вместе с графом А.К. Толстым и своим братом В.М. Жемчужниковым был "непременным членом" при создании Кузьмы Пруткова. В 1900 г. Жемчужников был избран почетным академиком. В 1892 г. Жемчужниковым были выпущены "Стихотворения" (4-е доп. изд., 1910), в 1900 г. -"Песни старости";в 1908 г. вышли "Прощальные песни". - См. автобиографию Жемчужникова при его "Стихотворениях", а также его автобиографическое письмо в "Новое Время" (1900, № 8613); К. Арсеньев "Цветущая старость" ("Вестник Европы", 1892, Х; 1900, III); его же "Поэзия цветущей старости" (там же, 1908, V); Я. Полонский "Стихотворения Жемчужникова" (СПб., 1893); М. Протопопов "Литературно-критические характеристики" (2-е изд., СПб., 1898); его же "Критические статьи" (М., 1902); И. Бунин "Поэт-гуманист" ("Вестник Воспитателей", 1900, III); Н. Котляревский "Памяти Жемчужникова" ("Вестник Европы", 1908, VI); П. Вейнберг "Жемчужников как поэт- гражданин" ("Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук", 1908, IV); А.Н. Веселовский "История русской литературы", под редакцией Д. Овсянико-Куликовского; В. Брюсов "Далекие и близкие" (М., 1912). Литература о Жемчужникове указана в "Источниках словаря русского писательства" С. Венгерова, т.II.

Алексе́й Миха́йлович Жемчу́жников (10 февраля 1821, Почеп, Мглинский уезд, Черниговская губерния - 25 марта 1908, Тамбов) - русский лирический поэт, сатирик и юморист.

Биография

Родился в дворянской семье, сын сенатора Михаила Николаевича Жемчужникова (1788-1865) от брака его с Ольгой Алексеевной Перовской (1799-1833). Приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексею Толстому.

Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, затем учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии и в Училище правоведения. Жемчужников служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря Государственного совета. Его карьера развивалась довольно успешно, однако в 1858 он вышел в отставку, что было жестом отчасти демонстративным. Последующие пять лет Жемчужников жил в Калуге и отчасти в Москве, тесно общаясь со своим соучеником и мужем своей сестры, калужским губернатором Виктором Арцимовичем (видным политиком реформаторского крыла), а также с жившими в Калуге бывшими декабристами, прежде всего с .

В 1863-1884 Жемчужников живёт за границей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта ).

Творчество

Печатался Жемчужников с 1850 в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра». На раннем этапе творчества Жемчужникова наиболее заметной его частью был созданный совместно с братьями Владимиром и Александром, и двоюродным братом Алексеем Толстым литературный псевдоним .

В 1859-1869 Жемчужников не печатался и почти не писал. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884, начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892 году (в 2-х томах, с портретом автора и автобиографическим очерком) и была отмечена поощрительной пушкинской премией в 1893 году. В 1900, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости». В том же году он был избран почётным академиком Российской академии наук. Юбилейные торжества были отмечены сердечными приветствиями Льва Толстого, Владимира Соловьёва и других крупнейших деятелей русской культуры.

Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий в то время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатире Жемчужникова.

В одной из них, описав оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:

О, торжествующий меж нами

Покрыт и срамом и грехами

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов.

В другом стихотворении («Памятник Пушкину») Жемчужников так обращается к лжепатриотам:

Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна

Любовь, которая все лучшее в нём губит —

И хочется сказать, что в наши времена

Тот честный человек, кто родину не любит.

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к её действительным врагам.

О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна

Она так скромно-хороша!

Но нам, сынам твоим, известно

Как на твоем просторе тесно

И в узах мучится душа…

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет

Они - «повапленные» гробы…

Лишь настоящее прошло бы

А там - им будущего нет.

Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужникова отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство проявляется здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще, лирические стихотворения Жемчужникова, хотя и немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и занимают своё неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

Семья

С 1859 года Жемчужников был женат на Елизавете Алексеевне Дьяковой (1833-1875), дочери полковника Алексея Николаевича Дьякова (1790-1837) от второго брака его с баронессой Марией Ивановной Д`Альгейм (ум. 1833). После смерти отца воспитывалась мачехой - Елизаветой Алексеевной Дьяковой (1805-1886), урож. Окуловой. В браке имела детей:

Ольга Алексеевна (1859-1920), хорошая музыкантша, в первом браке замужем за доктором медицины Александром Рорецем; во втором с 1892 года - за Михаилом Андреевичем Боратынским (1855-1924).

Лидия Алексеевна (1860-1887)

Анастасия Алексеевна

Владимир Алексеевич