Кто написал скинуло кафтан зеленый лето. Дмитрий кедрин - избранные произведения. "Это смерть колотит костью…"

Подготовила учитель русского языка и литературы: Поваляева Л.И.

С. Красный Куток, 2006

Тема : комплексный анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…».

Цель обучающая : научить анализировать текст, определять строение текста, его фонетический строй;

развивающая: способствоватьразвитию способности анализировать, синтезировать, делать выводы, обобщения, навыки работы в коллективе, содействовать формированию эстетического вкуса;

воспитывающая: воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.

Задачи : учить определять тему, основную мысль текста, остановиться на изобразительных средствах языка, строении текста, художественных приемах.

Оборудование : портрет Д.Б.Кедрина, кассета с записью музыкального произведения П.И.Чайковского «Времена года», репродукция картин И.И.Левитана «Золотая осень», «Осень», «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

На доске : дата, тема урока, текст стихотворения Д.Б.Кедрина

«Скинуло кафтан зеленый лето…».
Ход урока .

Учитель : Ребята, сегодня на уроке мы проведем полный анализ стихотворения Дмитрия Борисовича Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…», запишем число, тему урока. Мы прощаемся с осенью. Сейчас на улице последний, осенний месяц – ноябрь. Уже опала листва, мы чувствуем поступь зимы: небо темное, солнышко все реже появляется на небе , по утрам на листве, траве появляется изморозь. А пока на дворе осень. Поэт Пушкин называл ее «очей очарованье». Об осени писали стихи, сочиняли музыку, создавали картины.

Известный русский композитор П.И.Чайковский любил русскую природу и написал о ней в своей музыке, музыкальное произведение называется «Двенадцать месяцев», в котором он дает характеристику каждому времени года, находя в каждом свои прелести, свое очарование. Мы говорим об осени. Сентябрь называется «Охота», октябрь – «Осенняя песнь», а ноябрь – «На тройке», часто в ноябре выпадал первый снежок, можно было в санях, запряженных в тройку лошадей отправляться в путь под звон колокольчика.

(Звучит музыка П.И.Чайковского) .

Я хочу вам сегодня показать знаменитые картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и «Осень».

(Рассматриваются репродукции).

Поэты восхищение осенью выражали в своих стихах. Какие поэты писали об осени?

Ученики : А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов,А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, К.Бальмонт, Дмитрий Кедрин.

Учитель : к уроку я давала каждому из вас задание. Одно из заданий: подготовить сообщение о Дмитрии Кедрине.

Ученик : Дмитрий Кедрин родился в 1907 году, погиб в1945 году, он прожил всего 38 лет, однако имя этого поэта хорошо известно читателям. Он писал об истории своей страны, особенно знаменито его стихотворение «Зодчие», о жизни знаменитых людей, а также о русской природе. Любимый поэт Кедрина –А.С.Пушкин.

(Учитель читает стихотворение Д.Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…», потом его наизусть читает ученик).

Учитель : вставим пропущенные буквы в тексте, объясним написание слов.

Ученик : ка фтан, зе леный (зелень), отсви стели (свист), осе нь (осенний), же лтую (желтеть), ле сам (лес), ме телкою (метлы), хо зяйкой, те рема (терем), ще голиха (щеголь), разле тайке (лет), румян ая.

Учитель : на какое правило даны слова?

Ученик : орф. №1 (безударные гласные проверяй ударением), орф.№2 (запоминай непроверяемые гласные).

Учитель : определим тему текста.

Ученик : автор описывает красоту осенней природы , приближение зимы.

Учитель : определим идею произведения. Что такое идея?

Ученик : идея – основная мысль текста. Автор восхищается осенней природой, ее красками, будто приглашает нас полюбоваться вместе с ним, его лирический герой радуется приближению зимы.

Учитель : из этого следует, что автор рисует две картины: осень – главная героиня – и зима. Значит, в композиционном плане стихотворение представляет собой две части: осень, приближающаяся зима.

Учитель : кто герои этого произведения?

Ученик : лирический герой, осень, осенняя природа, упоминается зима.

Учитель : какой тон этого стихотворения? (Грустный, веселый, трагический, юмористический, жизнеутверждающий).

Ученик : веселый, жизнеутверждающий, потому что природа умирает, чтобы показаться в новом качестве: в зимнюю пору, а потом придут весна, лето.

Учитель : рассмотрим средства художественной изобразительности. Осень показана, как живая. Какой прием для этого использует автор? Приведите примеры.

Ученик : олицетворение: лето скинуло кафтан, осень одета в шубу, она прошлась с метелкой, чтоб зима вошла хозяйкой.

Ученик : кафтан – это слово устаревшее. Русская старинная мужская верхняя одежда с длинными полами.

Ученик : «щеголиха» от слова «щеголять», имеет два значения: 1. Нарядно одеваться. 2. Выставлять что – либо напоказ, хвастаться. Нам подходит первое значение: щеголиха, модница.

Ученик : рачительный – слово устаревшее, означает «трудолюбивый».

Учитель : чтобы показать красоту осени, зимы, автор использует эпитеты. Что такое эпитеты? Найдем их в тексте.

Ученик: это , мы называем: красочные слова, они отвечают на вопрос какой?

Например, кафтан зеленый , шуба желтая , зима румяная , снежные лесные терема, рачительной хозяйкой.

Учитель : что такое метафоры? Найдите в тексте.

Ученик : метафоры – это слова, которые заменяют другие слова по схожести между собой, они обычно употребляются в переносном смысле.

Метафоры в этом тексте: зеленый кафтан (лета) – это зеленые трава и листва; желтая шуба (осени) – это желтые листва и трава; лесные терема – это деревья; зима – щеголиха, хозяйка; метелка – кисточка художника.

Учитель : а почему зима названа «щеголихой»?

Ученик : потому что зимний наряд красив, разнообразен, часто меняется, как у модницы.

Учитель : я давала вам задание: нарисовать осень и зиму, какими вы их себе представляете.

(Ребята показывают рисунки) .

Учитель : что такое рифма? Определите ее в тексте.

Ученик: рифма – это созвучия в конце предложения. Здесь рифмуются 1 – 3 строчки, 2 – 4: лето – одета, всласть – прошлась, хозяйка – разлетайка, терема – зима. Такая рифма называется «перекрестная».

Учитель : вы сказали, что у лирического героя хорошее настроение. Как вы думаете, каких звуков будет больше: гласных или согласных? Посмотрим в первых четырех строчках. Какой здесь основной звук? Какой во втором четверостишии?

Ученик : в первый четырех строчках звук (л), (л), а во втором – (р), (р). Звук (л) более мягкий, так как еще нет морозов, нет треска, который приходит вместе с первыми морозами.

Учител ь: какие части речи использует автор в первом четверостишии?

(Учащиеся определяют части речи).

Учитель : сколько строчек в этом стихотворении? Как называется строфа, состоящая из восьми строчек?

Ученик : восьмистишие или октава.

Учитель : сколько здесь предложений? Простые они или сложные?

Ученик : здесь 2 сложных предложения.

Учитель : начертим схему первого предложения. Назовите тип сложного предложения.

Ученик : это бессоюзное сложное предложение с обратным порядком слов.

(Учащиеся чертят схему сложного предложения).

Учитель : главная героиня стихотворения – осень. Покажите транскрипцию этого слова, как мы его произносим? Как произносим слово «зима»?

Ученик :[ос´ин´], [з´има].

Ученик : щегол – корень, - их – суффикс, - а – окончание. Слово «щеголиха» произошло от слова щеголь при помощи суффикса – их -, суффиксальным способом.

Учитель : найдем в тексте глаголы, они обычно показывают динамику движения, в нашем случае движение природы, смену времен года. Подберем к ним антонимы. Что такое антонимы?

Ученики : антонимы – это слова с противоположным значением. Здесь такие антонимы: скинуло – надело, отсвистели – засвистели, одета – раздета, прошлась – остановилась, вошла – ушла.

Учитель : на дом было задание: составить стихи об осени и зиме по заданной рифме: парной и перекрестной.

(Ученики читают свои стихи на рисунках в виде осеннего листочка и снежинки).

Учитель подводит итог, выставляет оценки, предлагает ученикам оценить урок в виде рисунка , отражающего отношение ученика к уроку: ☺.

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась.

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке –

Русская румяная зима!

Д.Кедрин

Ос..нь в шубу ж..лтую одета,

В снежные л..сные т..рема

Д.Кедрин

Скинуло к..фтан з..леный лето,

Отсв..стели жаворонки всласть,

Ос..нь в шубу ж..лтую одета,

По л..сам с м..телкою прошлась.

Чтоб вошла рачительной х..зяйкой

В снежные л..сные т..рема

Щ..голиха в белой разл..тайке –

Д.Кедрин

Скинуло к..фтан з..леный лето,

Отсв..стели жаворонки всласть,

Ос..нь в шубу ж..лтую одета,

По л..сам с м..телкою прошлась.

Чтоб вошла рачительной х..зяйкой

В снежные л..сные т..рема

Щ..голиха в белой разл..тайке –

Д.Кедрин

Административная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) 7 класс

Юннаты блокадного Ленинграда

В Ленинграде не работали ни водопровод, ни отопление. Но в городе, превращенном блокадной зимой в ледяную пустыню, несмотря на непрекращающиеся налеты, была организована работа кружка юннатов.

Трудно поверить, что вечно голодные дети ухаживали за рыбками, рыжим лисенком, не раз выводя его на поводке на прогулку. В домах не осталось ни кошек, ни собак, а в одном из детских домов был небольшой пруд с плавающими лебедями. Как ни голодали люди, ни у кого не возникало мысли , что их можно съесть.

Если вы увидите в этих садах деревья с заплатками, похожими на кору, знайте: это сохранившиеся во времени следы рук детей несломленного Ленинграда.

Грамматические задания:

1)определить части речи в первом абзаце;

2)составить схему 2 предложения, обозначив однородные члены предложения;

3)разобрать морфологически союз что ;

4)выписать 3 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Проверочная работа №2 по литературе в 9 классе


  1. Игорь, Яр Тур Всеволод, Святослав, Ярославна…Героями какого произведения они являются? Почему в названии произведения упоминается лишь один герой?

  2. Назовите автора и произведение , отрывок из которого приведен ниже. К кому обращены эти строки?
О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих, -

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.


  1. Кто автор повести «Бедная Лиза»?

  2. Назовите автора и произведения, из которого приведен ниже отрывок. Каков его жанр (баллада, роман, элегия)?

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Снег пололи;……….


  1. Назовите 2 – 3 героев комедии «Недоросль».

  2. Какими сценами завершается комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»? Назовите героев, участвующих в них.

  3. Назовите автора и произведение, строфы из которого приведены ниже. Какова тема стихотворения?
Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратилсяся ядом.


  1. Назовите героев поэмы «Медный всадник».

  2. Назовите автора и произведение, отрывок из которого приведен ниже. Какому герою принадлежат эти слова?
Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил, и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.


  1. Назовите главного героя произведения Н.В.Гоголя «Шинель».

  2. Назовите 1 – 2 стихотворения Ф.И.Тютчева о природе. Приведите строки одного из них.

  3. «»Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь». Назовите автора этих произведений.

  4. «Танька», «Лапти», «Сверчок», Цифры», «Косцы». Назовите писателя, который написал эти рассказы. Героями произведения какого являются крестьяне?

  5. Назовите писателя и произведение, из которого взят отрывок.
Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

15)Ниже названы зарубежные писатели и литературные произведения, написанные ими. Покажите с помощью цифр, кто написал каждое из произведений.

1.Гомер «Приключения Тома Сойера»

2.У.Шекспир «Одиссея»

3.Мольер «Белый клык»

4.М.Сервантес «Мещанин во дворянстве»

5.Андерсен «Снежная королева»

6.Дж.Лондон «Дон Кихот»

7. М. Твен «Ромео и Джульетта»

Днепропетровск!
Ужель в твоих кварталах,
Коль не сейчас,
Так в будущем году,
Из множества
Друзей моих бывалых
Я никого,
Вернувшись,
Не найду?

Не может быть!
Всему есть в жизни мера!
Недаром же
С пожарной каланчи
На головы
Немецких офицеров
По вечерам
Слетают кирпичи.

Мои друзья, -
Как их враги ни мучай, -
Ведут борьбу,
И твердо знаю я:
Те,
Кто не носит
Свастики колючей,
В Днепропетровске
Все
Мои друзья!

85. ЗАВЕТ

В час испытаний
Поклонись отчизне
По-русски,
В ноги,
И скажи ей:
"Мать!
Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить,
С тобою - умирать!"

Будь верен ей.
И, как бы ни был длинен
И тяжек день военной маеты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей всё, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.

86. НАБЕГ

Хоть еще на Москве
Не видать гололобых татар,
А недаром грачи
Раскричались в лесу над болотом
И по рыхлым дорогам
Посадский народ -
Мал и стар -
Потянулся со скарбом
К железным кремлевским воротам.

Кто-то бухает в колокол
Не покладая руки,
И сполох над столицей
Несется, тревожен и звонок.
Бабы тащат грудных,
А за ними ведут мужики
Лошаденок своих,
Шелудивых своих коровенок.

Увязавшись за всеми,
Дворняги скулят на бегу,
Меж ногами снуют
И к хозяевам жмутся упорно.
Над коровьим навозом
На мартовском талом снегу
Неуклюжие галки
Дерутся за редкие зерна.

Изнутри подпирают
Тесинами створки ворот,
В них стучат запоздалые,
Просят впустить Христа ради.
Верхоконный кричит,
Наезжая конем на народ,
Что лабазы с мукою
Уж загорелись в Зарядье.

Ничего не поймешь,
Не рассмотришь в туманной дали:
То ли слободы жжет
Татарва, потерявшая жалость,
То ль посадские сами
Свое барахлишко зажгли,
Чтоб оно хоть сгорело,
Да только врагу не досталось!

И в глухое предместье,
Где в облаке дыма видны
Вековечные сосны
И низкие черные срубы,
То и дело подолгу
С высокой Кремлевской стены
Молча смотрят бояре
В заморские длинные трубы.

Суетясь у костра,
Мужичонка, раздет и разут,
Подгребает золу
Под котел, переполненный варом,
И, довольны потехой,
Мальцы на салазках везут
Горки каменных ядер -
Гостинцы готовят татарам!

Катят дюжие ратники
Бочки по талому льду
Из глубоких подвалов,
Где порох с картечью хранится.
Тупорылая пушечка
На деревянном ходу
Вниз, на Красную площадь,
Глядится из тесной бойницы.

И над ревом животных,
Над гулом смятенной толпы,
Над котлами смолы,
Над стрелецкой дружиною конной, -
В золотом облаченье,
Вздымая хоругви, попы
На Кремлевские стены
Идут с чудотворной иконой.

А в усадьбе своей
Хитроумный голландский купец
Запирает калитку
И, заступ отточенный вынув,
Под сухою ветлой
Зарывает железный ларец,
Полный звонких дукатов
И светлых тяжелых цехинов.

Повисают замки
На ларях мелочных торгашей,
Лишь в кружалах пропойцы
Дуют для храбрости брагу.
Попадья норовит
Вынуть серьги из нежных ушей
И красавицу дочку
В мужицкую рядит сермягу.

Толстый дьяк отговеть
Перед смертью решил. А пока
Под шумок у народа
Мучицу скупил за спасибо.
Судьи в Тайном приказе
Пытают весь день "языка":
То кидают на землю,
То вновь поднимают на дыбу.

А старухи толкуют,
Что в поле у старых межей
Ведьмы сеяли землю
Вчерашнюю ночь на рассвете.
И ревут молодайки:
Они растеряли мужей,
За подолы их, плача,
Цепляются малые дети.

И, к луке пригибаясь,
Без милости лошадь гоня,
Чистым полем да ельником,
Скрытной лесною дорогой,
В поводу за собою
Ведя запасного коня,
Поспешает гонец
К Ярославлю
За скорой подмогой.

87. "Начинается ростепель марта…"

Начинается ростепель марта,
И скворец запевает - он жив…
Ты лежишь под гвардейским штандартом,
Утомленные руки сложив.

Ты устал до кровавого пота!
Спи ж спокойно! Ты честно, родной,
Отработал мужскую работу,
Что в народе зовется - войной.

Мы холодные губы целуем, -
Шлем тебе наш прощальный салют,
В том колхозе, что мы отвоюем,
Твоим именем клуб назовут.

Наши девушки будут в петлице
Твой портрет в медальоне носить,
О тебе тракторист смуглолицый
Запоет, выйдя травы косить.

Ты не даром на вражьи твердыни
Шел за землю родимую в бой!
Ты навеки становишься ныне
Сам родимою нашей землей!

Чисто гроба остругана крышка,
Выступает смола на сосне,
Синеглазый вихрастый мальчишка
По ночам тебя видит во сне.

Он к отцу на колени садится
И его заряжает ружье…
Спи, товарищ! Он будет гордиться,
Что наследовал имя твое.

88. ОКТЯБРЬСКАЯ БИТВА

Мы песком
На чердаках гасили
Пламя вражьих бомб
В тревоги час.
Фронтовые
Белые автомобили
В гости к смерти
Увозили нас.

Из друзей,
Ушедших в эту осень,
Не один
Простился с головой, -
Но остановили
Двадцать восемь
Вражеские танки
Под Москвой.

Нас босыми
По снегу водили
На допрос и пытку
Из тюрьмы…
Всё равно:
Враги не победили!
В этой битве
Победили
Мы!

89. УБИТЫЙ МАЛЬЧИК

Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты…
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь - и взмыли
Вражьи летчики за тучи…
Всё равно от нашей мести
Не уйдет бандит крылатый!
Он погибнет, даже если
В щель забьется от расплаты.
В полдень, в жаркую погоду
Он воды испить захочет,
Но в источнике не воду -
Кровь увидит вражий летчик.
Слыша, как в печи горячей
Завывает зимний ветер,
Он решит, что это плачут
Им расстрелянные дети.
А когда, придя сторонкой,
Сядет смерть к нему на ложе,-
На убитого ребенка
Будет эта смерть похожа!

90. "Это смерть колотит костью…"

Лезут немцы, и пойми ты:
Где изъяны в их броне?..
"Мессершмитты",
"Мессершмитты"
Завывают в вышине.

Шарит враг незваным гостем
По домам и погребам…
"Дранг нах Остен!
Дранг нах Остен!" -
Выбивает барабан.

Толпы спят на полустанках,
Пол соломой застеля.
Где-то близко вражьи танки
Пашут русские поля.

Толстый унтер хлещет в злости
Баб смоленских по зубам…
"Дранг нах Остен!
Дранг нах Остен!" -
Выбивает барабан.

ГОДОВОЙ КРУГ:
ВЗГЛЯД ПОЭТА И ВЗГЛЯД ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.
Д. КЕДРИН «СКИНУЛО КАФТАН ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕТО…»

Цели: продолжить работу над понятием «рифма»; формировать у школьников способность воспринимать красоту родной природы; развивать у учащихся художественный вкус и образное мышление; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение искусства; совершенствовать выразительное чтение стихотворного произведения.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Отгадайте загадку:

Что выше леса, краше света?

Что без огня горит?

Что днем землю нагревает, а вечером само убегает?

Золотое молоко на пол пролито.

Не смести, не соскрести, не смыть.

Все эти загадки о солнце.

Н а д о с к е: рисунок солнца.

Что же такое Cолнце как космическое тело?

Солнце – это звезда, то есть раскаленный шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа.

Солнце дает Земле тепло и свет.

Солнце командует ветрами, дождями, временем суток и временем года.

Сколько времен года вы знаете? Назовите их.

Как вы думаете, почему времена года меняются? (Земля вращается вокруг Солнца.)

Распахну окно навстречу свету!

Тишь какая! Будто на века!

Нету, нету, понимаешь, нету

На земле красивей уголка,

Чем вот этот, сотни раз воспетый

Сотнями поэтов и певцов,

Где зимой – зима, а лето – летом,

А весна – так в щебете скворцов!

Если осень – ах, какая осень!

Тишь какая! Будто на века!

Все спалит и лишь не тронет сосен

Да седин у мамы на висках…

М. Зайцев

Чем восхищается поэт? (Временами года.)

Да, нам с вами просто повезло, мы живем в такой части земного шара, где ярко выражены все времена года. У каждого человека есть свое любимое.

Какое время года вам нравится и почему?

Можно ли выделить какое-то время года особо? (Ответы детей.)

Хороша зима снегами,

Весна – цветами,

Лето – плодами,

Осень – пирогами.

В ы в о д: все времена года хороши по-своему.

II. Объявление темы урока и постановка целей урока.

Определите тему урока. (Времена года.)

Все планеты обегают Солнце по своей собственной орбите, по замкнутому пути. Время, за которое они совершают свой круг, называется «год». На Земле год продолжается 365 суток, или 12 месяцев. В течение этого времени наступают разные времена года: лето сменяет весну, весна – холодную зиму, а зима приходит после дождливой осени.

«Год – это колесо с двенадцатью спицами-месяцами: промелькнут все двенадцать спиц, колесо сделает полный оборот – и опять мелькнет первая спица. А колесо уже не там – далеко укатилось».

(По Н. Сладкову и В. Бианки.)

Каким вы представляете себе год? Как бы вы его изобразили?

Давайте рассмотрим, каким представляется год авторам учебника.

III. Работа по теме урока.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 17).

Почему год еще называют круглым? Подсказка: у кольца нет конца.

На иллюстрации есть еще и квадрат, и круг. Что вам кажется более точным?

Посмотрите, что видите в центре круга? (Квадрат.)

На что похоже? (На окошко.)

Здесь живет старик-годовик. Он приготовил вам загадки о временах года.

2. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле, на реку

И по снежку, и по цветку.

(Весна.)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

(Весна.)

В щедром поле колосится

Золотистая пшеница.

Ягоды в лесу поспели,

Пчелы прячут мед по кельям.

Много и тепла, и света,

Так бывает только...(летом).

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья.

(Осень.)

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(Осень.)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима.)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Зима.)

Покажите на годовом круге летние каникулы и начало учебного года.

Назовите знаменательные события зимы и весны.

3. Э м о ц и о н а л ь н а я п о д г о т о в к а к восприятию текста. Игра «Ассоциации».

Учитель называет время года, а ученики слова, то есть ассоциации, которые у них при этом возникают.

Н а п р и м е р: лето – солнце, пляж, лагерь, каникулы, отдых, игры и т. д.; зима – коньки, снег, лед, Дед Мороз, подарки и т. д.

Семью из четырех сестер

Давно мы знаем с вами.

О них сегодня разговор

Поведаем стихами.

4. Ч т е н и е уч и т е л е м с т и х о т в о р е н и я Д. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…».

Откройте учебник (с. 16), прочитайте стихотворение еще раз.

5. С л о в а р н а я р а б о т а.

Поставим перед собой задачу – проникнуть в тайны художественного слова, чтобы поэтические образы этого стихотворения «открылись» нам, и мы более глубоко могли понять мысли и чувства поэта. Для этого давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

Кафтан – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Всласть – до полного удовольствия.

Рачительный – старательный, усердный в исполнении, разумно бережливый.

Разлетайка – одежда свободного покроя, расширяющаяся книзу.

Щеголиха – любящая нарядно одеваться.

Гардероб (от фр. «гарде» – хранить и «роб» – одежда ) – так называют не только шкаф или помещение для одежды, но и носильное платье, одежду одного человека.

Остановитесь на выделенных курсивом словах и прочитайте словосочетания целиком.

Учитель записывает ответы детей на доске. (Скинуло кафтан; отсвистели всласть; в желтую шубу; с метелкою прошлась; рачительной хозяйкой; в снежные терема; щеголиха в разлетайке; румяная зима.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

6. А н а л и з с т и х о т в о р е н и я.

Многие поэты в своем творчестве изображали явления природы, неодушевленные предметы живыми. Скоро мы познакомимся с этим поэтическим приемом поближе.

Какой литературный прием использовал автор, чтобы ярче и точнее нарисовать картину разных времен года? (Олицетворение, очеловечивание.)

Все ли времена года упомянуты в стихотворениях? (Нет, не упомянута весна.)

Каким предстает в этом стихотворении лето? (Мужчиной или мальчиком.)

Почему? (Кафтан носят мужчины.)

Какой предстает осень? (Это женщина.)

Почему? (Потому что поэт использует слова «одета» и «прошлась», еще она одета в шубу.)

Какой предстает зима? (Женщиной.)

Почему? (Об этом можно судить по таким словам: «рачительная хозяйка», «вошла», «щеголиха», «русская», «румяная».)

Как поэту удалось увидеть зеленый кафтан лета, желтую шубу осени и белую разлетайку зимы? Неужели у природы именно такой гардероб? А другие наряды там есть? Пофантазируйте.

Найдите в стихотворении рифмы. (Лето одета, всласть прошлась, хозяйкой разлетайке, терема зима.)

Точно ли повторяются окончания рифмующихся слов? (Не всегда.)

Такие рифмы называются «созвучия» или «неточные рифмы».

7. И г р а «Рифмы».

Каким словом оканчиваются такие строчки?

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки Жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил … (пальчик).

А. Пушкин

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки … (зимы).

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

И здесь пою приход …» (весны).

В. Жуковский

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли … (трезвон).

Ф. Тютчев

Люблю в тиши смотреть, как раннею порою

Деревня весело встречается с зимою:

Там по льду гладкому и скользкому реки

Свистят и искрятся визгливые … (коньки).

А. Майков

Уже душистей стали ели,

И пахнет в воздухе смолой;

Уже луга зазеленели,

И мох кудрится под … (скалой).

Ф. Глинка

Весна, весна – по всем приметам,

Куда теперь я ни взгляну;

Весна с улыбкой и приветом...

За тем жить стоит в мире этом,

Чтоб видеть русскую … (весну)!

А. Жемчужников

Всех разморило от жары.

В саду сейчас прохлада,

Но так кусают комары,

Что хоть беги из … (сада)!

А. Барто

Лето, лето, сказочное лето!

От чудес кружится голова...

Вот в кольчугах радужного цвета

Из реки выходят … (острова)!

Т. Белозеров

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, … (летят).

М. Ивенсен

По алым перьям снегиря

Течёт прохлада … (сентября).

Т. Белозеров

IV. Обобщение изученного.

Как вы думаете, какое время года нравится поэту? Если трудно ответить, давайте разберемся вместе.

Прочитайте строчки, посвященные лету. Сколько их? (Две.)

А сколько строчек посвящено осени? (Две.)

Найдите и прочитайте их.

О каком времени года говорится в последних строчках? (О зиме.)

Сколько строчек посвящено зиме? (Четыре.)

Какой образ зимы поэт представляет?

Так как вы думаете, какое время года больше всего нравится поэту? (Зима, так как о ней написано больше строчек, и называет ее автор особенно «щеголиха».)

Каково настроение этого стихотворения? (Праздничное, веселое.)

В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е стихотворения учащимися.

Уважаемые детективы! За работу!

V. Итог урока.

Каким вам представляется поэт Д. Кедрин?

И н ф о р м а ц и я о б а в т о р е.

Дмитрий Борисович Кедрин (04.02.1907–18.09.1945) – русский поэт, переводчик. Родился 4 февраля 1907 года в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Рано осиротев, Кедрин воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко.

Д. Б. Кедрин начал печататься в 1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922–1924). В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Работал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины» (1942–1944). Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия».

Первый поэтический сборник «Свидетели» был издан в 1940 году. Одним из первых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма «Рембрандт» (1940) о великом голландском художнике.

У поэта был чудесный дар проникать в далекие эпохи. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей.

Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком.

Что вы узнали о поэте из стихотворения? (Он любил зиму.)

Зима, конечно, хорошее время года. Но уж очень холодно. Чтобы выйти на улицу, надо надеть 10 одежек. Все бело, ни цветочка, ни пения птиц. То ли дело лето!

Домашнее задание: вспомнить самые яркие моменты летних каникул – «Секреты моего лета»; выучить наизусть стихотворение (по желанию).