Делаешь мою жизнь счастливой. Сделай себя счастливой! В этом и есть самый главный секрет

Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому обращается с речью». Слово « оратор» (от лат. оrаrе - «говорить») появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Близкие по значению слова к термину «оратор» - это вития, краснослов, трибун, красноречивый человек, ритор, лектор. Все они подчеркивают, что оратор - это человек, умеющий говорить красиво, образно, выразительно.

В современном русском литературном языке слово «оратор» является многозначным. Так, толковые словари отмечают следующие значения: 1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов); 2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании; 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

В теории ораторского искусства слово «оратор» используется как термин, имеющий значение «человек, произносящий публичную речь». По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории

Термин образ ритора (оратора, говорящего) ввел в русскую науку В.В.Виноградов в работе 1930 года «О художественной прозе». В.В.Виноградов отмечает, что построение образа оратора похоже на создание актером определенной «маски», а подготовка речи и ее исполнение, несмотря на всю страстность и вдохновение, с которыми выступают иные ораторы, – процесс сознательный, требующий искусства создания образа ритора.

К основным аспектам проявления образа оратора в слове относятся этос, логос, пафос.

В наше время вопросы риторического этоса занимают ведущее место в организации речевых отношений в обществе, поскольку этическая составляющая образа ритора оказывается определяющей (А.А. Волков). Категория этоса описывает критерий искренности оратора; апеллирует к нормам человеческого поведения. Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям. Цицерон справедливо полагал, что, не зная этики, «оратор не сумеет расположить к себе слушателей и не добьётся успеха». Ораторские нравы определяются А.А. Волковым как «этические требования, предъявляемые обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающие в этом качестве принципиальное право на речь» (см. подробно Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001). Нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям с древности считаются основополагающими в триаде оратора.

Категория логоса описывает критерий истинности высказываемого; апеллирует к разуму аудитории. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, которые были бы доступны получателю речи. Согласно этому критерию оратор должен быть интеллектуальной личностью. Знание предмета, владение логикой и искусством аргументации – всё это также соответствует понятию «логос» .

Категория пафоса описывает критерий релевантного речевого поведения; апеллирует к чувствам аудитории. Взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и в то же время умение эмоционально воздействовать на слушателей соотносится с понятием «пафос» . Использование интонационных средств (пауза, смена темпа, тембр и др.) и ряда риторических фигур придают яркость и выразительность выступлению.

Таким образом, хороший оратор – это человек, который не наносит морального ущерба аудитории, способствует формированию ее интеллектуального уровня, пробуждает добрые чувства, утверждает идеалы морали, нравственности и права. Речь оратора должна представлять собой последовательное развертывание этоса, логоса и пафоса . Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе «нравится» ли человек?

Д. Карнеги подчёркивал: «Самое драгоценное для оратора – его индивидуальность, лелейте её и берегите». Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые, неизвестные аудитории, факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие: навык отбора литературы; изучения отобранной литературы; навык составления плана; написания текста речи; навык самообладания перед аудиторией; ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь: самостоятельно подготовить выступление; доходчиво и убедительно излагать материал; отвечать на вопросы слушателей; устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией; применять технические средства, наглядные пособия.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать, выступление может оказаться неэффективным. Таким образом, мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт выдающихся ораторов, образцы ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Произнесение речи. Все пособия по риторике советуют до выхода к слушателям провести небольшую репетицию. Выступить можно перед родными, друзьями, просто перед пустыми стульями, воображая, что на них сидят. Репетиционный период покажет, насколько хорошо оратор владеете материалом, какие места выступления оказались слишком длинными либо слишком короткими, каких не хватает фактов, цитат; интересно ли начало и хорош ли финал речи.

Чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать важным качеством - умение публично мыслить. Не надо пытаться говорить «по памяти»: заново творите свое выступление, не боясь оформлять мысли разными языковыми средствами. Если не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся в процессе речи, контакта с аудиторией не будет.

Зная структуру публичного выступления, овладев методикой подготовки речи, любой человек сможет выдержать экзамен перед аудиторией. Главное - поверить в себя и свои силы.

П. Сопер полагал, что «хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путём». Сегодня речевая коммуникация рассматривается как цепочка состояний, в которой производство, передача и приём вербального (от лат. слова verbalis – устный, словесный) сообщения являются лишь частью общего процесса общения. Коммуникативный акт оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных средств.

Систему невербальных средств составляют:

1) паралингвистические (греч. para - возле, при, вне; лат lingua - язык) компоненты: голос и его качества (тембр, темп, диапазон, тональность);

2) экстралингвистические (лат. extra сверх) средства: включение в речь пауз, смеха, покашливания, особенностей дыхания и т.д.;

3) кинесические (греч. kinetikos относящийся к движению) единицы: жесты, мимика, позы, взгляд;

4) проксемические (лат. proximus – близкий, ближайший) элементы : организация пространства, расстояние между людьми при общении.

Несмотря на такое совершенное средство коммуникации, каким является вербальный язык, в межличностном общении, по данным учёных, невербальные компоненты передают 65% всей информации. Столь активное их использование объясняется рядом причин:

1) невербальные сигналы, развившиеся как средства коммуникации раньше, чем вербальные (исследователями доказано, что НВКК онтогенетически старше речи на языке), оказались устойчивыми в своих первоначальных функциях и часто употребляются неосознанно;

2) невербальные средства воспринимаются визуально и поэтому сильнее воздействуют, несмотря на свою кратковременность (позволяют сделать коммуникативный акт более эффективным и точным);

3) НВКК передают тончайшие оттенки отношений, оценки, эмоций (эмоциональные возможности жеста позволяют ему выступать в качестве носителя коннотативных значений);

4) невербальные компоненты могут передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словом (в определённых ситуациях оказываются самодостаточными и не нуждаются в вербальном сопровождении).

В организации восприятия речи оратора слушателями чрезвычайно важно то, как звучит голос выступающего. Голос – это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок и служащих целям устной речи. Голос составляет звуковой облик человека, является важным средством звуковой коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с адресатом речи. Первая функция голоса состоит в том, чтобы обеспечить «слышимость» (З.В. Савкова) звучащего слова: голос должен звучать свободно, мягко, доверительно, на низких тонах (низкие тона голоса воспринимаются более благоприятно, они собирают внимание слушающих, настраивают их на восприятие содержания). Если оратор будет заботиться о том, чтобы его речь легко осознавалась слушателями, он обязательно разовьёт голосовую гибкость, подвижность, способность голоса «рисовать мысль». То есть возродит вторую функцию голоса – быть выразителем мысли. Дело в том, что мы понимаем речь говорящего по хранящемуся в нашей памяти «запасу интонационных моделей». Мы помним мелодические рисунки повествовательных, вопросительных, восклицательных и других предложений, слышим мелодическое выделение логических центров фраз, интонирование знаков препинания и т.д.

И, наконец, если оратор захочет, чтобы его речь вызвала не только «сомыслие» (З.В. Савкова), но и сопереживание у слушателей, он непременно будет развивать средства речевой выразительности. Ибо третья функция голоса – быть проводником чувств. Ведь именно по интонациям (повышению или понижению голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи и тембральной окраски голоса) слушатель угадывает чувство, через интонации он приходит в соприкосновение с тем, что живёт в душе говорящего.

Оратор должен уметь регулировать своё поведение, управлять интонациями речи в процессе словесного взаимодействия с аудиторией.

К.С. Станиславский писал: «…Каждый должен обладать превосходной дикцией, произношением…должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую букву… Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы, мысли». Красиво должен звучать не только голос оратора, но и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, З и другие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно согласных звуков. Недопустимо переносить в публичную речь искажённые в быту словесные комплексы (например, «мобыть» вместо «может быть»). Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной. Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скованность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании и низких тонах голоса. Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между оратором и аудиторией, «затушёвывает» согласные, а «звуковой поток» поглощает их, «размывает», они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.

Изучение многочисленных и многообразных выразительных движений, применяемых в человеческом общении, невозможно без их систематизации. В настоящее время нет единой типологии невербальных компонентов. Рассмотрим некоторые классификации жестов, построенные по различным основаниям.

Роль жестов в коммуникативном акте – такой критерий положен в основу типологии жестов, предложенной Л.А. Капанадзе и Е.В. Красильниковой. Все жесты учёные подразделяют на:

1) ЗНАКОВЫЕ (обладающие как планом выражения, так и планом содержания)

    указательные (дейктические) жесты (выделяют, отмечают какую-то часть пространства вокруг говорящего (указать можно взглядом, кивком головы, рукой и т.д.); полностью понимаются лишь в языковом контексте, поэтому сопровождаются часто указательными местоимениями (тут, вот, здесь и т.д.);

    изобразительные (иконические) жесты (изображают различные действия человека, форму, положение в пространстве и движение различных предметов);

    жесты-символы (имеют абстрактное содержание; понимаются в рамках одного национального коллектива: жесты приветствия, прощания, отрицания, утверждения и т.д.).

2) НЕЗНАКОВЫЕ

    ритмические жесты (подчёркивают ритмический рисунок высказывания, отчасти дублируют интонацию (ритможесты): скандирование ладонью (ребром её); движение руки, сжатой в кулак и т.д.);

    эмоциональные жесты (выступают в роли дублёров соответствующих интонационных структур, подчёркивают недоумение, огорчение, досаду, восторг, радость; «читаются» в соответствии с мимикой лица и интонацией речи).

С точки зрения использования кинесических знаков с целью усиления воздействия как на сознательный, так и на подсознательный уровень реципиента, воспринимающего устное высказывание, специалист в области риторикиПоль Соперсоздал свою типологию жестов. Он предлагает применять выразительные жесты для сопровождения самых сильных, кульминационных мест речи, описательными жестами показывать размеры и формы объектов, о которых говорит оратор, использовать указующие жесты для указания местоположения или направления. Автор предлагает для создания артистического эффекта и оживления речевого высказывания использовать подражательную жестикуляцию.

Профессор РГГУ Г.Е. Крейдлинвыделяет два основных семантических типа жестов: коммуникативные и симптоматические.

1) КОММУНИКАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ – невербальные единицы, несущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передает адресату. Это чисто диалогические жесты. Характерным признаком коммуникативных жестов является их привязанность к конкретным актуальным ситуациям. Все коммуникативные жесты делятся на три подкласса:

    указательные (дейктические) – содержат в своей семантике указание на участников актуальной ситуации общения, на объект, место или время, релевантные для этой ситуации. Являются самыми древними в жестовой системе любого языка;

    этикетные жесты – исполняются в конкретных, строго фиксированных ситуациях в качестве элемента, передающего либо информацию о структуре коллектива, в который включен жестикулирующий, либо информацию о типе разворачивающейся ситуации (жесты приветствия, прощания, застольные, дипломатические и т.д.);

    общекоммуникативные (ситуативно нейтральные) жесты.

2) СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ свидетельствуют об эмоциональном состоянии говорящего. Занимают промежуточное положение между физиологическими движениями и коммуникативными жестами.

Интересна точка зрения И.М. Юсупова, который наряду с традиционными группами жестов (коммуникативные, изобразительно-описательные, модальные) рассматривает и четвертую – жесты-сорняки, которые не несут никакой смысловой нагрузки (заламывание рук, пальцев, кистей; одергивание одежды, притоптывание ногой и т.д.).

А.И. Галичев вводит понятие «инвективных жестов». Это грубые, бранные жесты, вводимые в речь с целью, прежде всего, оскорбить партнёра по коммуникации. Смысл их употребления – нанесение морального ущерба собеседнику.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

а) жесты должны быть непроизвольны; прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем;

б) жестикуляция не должна быть непрерывной: не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, поскольку не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;

в) управляйте жестами: не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы; никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;

г) вносите разнообразие в жестикуляцию: не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность;

д) жесты должны отвечать своему назначению; их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории, например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

К.С. Станиславский указывал, что взгляд – «это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу…». Взгляд сопряжён с выражением лица и другими элементами экспрессии, поэтому он может быть описан как показатель основных состояний человека: радостный взгляд, удивлённый, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный, восхищённый.

Считается, что выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека. Учёными установлено, что участники коммуникации легко устанавливают добрые отношения, когда их взгляды встречаются на протяжении 60 - 70% времени общения. Если человек что-то скрывает, то его глаза встречаются с глазами адресата менее 1/3 времени общения. В том случае, если взгляды участников разговора встречаются более, чем 2/3 времени общения, то беседа удалась или собеседник готов к установлению дружеских отношений. Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды – сигнал к установлению контакта.

Для оратора важно наладить зрительный контакт с аудиторией. Умение правильно направить взгляд – важное умение оратора. Не следует смотреть в сторону, в пол, себе под ноги, на потолок, в пространство, на одного из присутствующих в первых рядах. Говорящий в подобных ситуациях не может следить за реакцией слушающих на свою речь, нет связи со слушателями, внимание слушателей рассеивается, оратор не вызывает интереса. Рекомендуется смотреть на слушателей, переводя взгляд с одного на другого (но чтоб глаза «не бегали»), чтобы ощутить контакт со слушателями (см. подробно Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 39 - 55, 123 - 128; Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. – Москва - Вена: Языки русской культуры, 2001; Русский язык и культура речи/Под ред. А. Г. Антипова. Учебно-методический комплекс для вузов. – Кемерово, 2002. – С. 256 - 267).

Самоучитель ораторского искусство – это практические уроки для самостоятельной отработки навыков публичных выступлений. К сожалению, в одной статье я не смогу уместить весь свой 15-летний опыт выступлений, но если Вы даже внедрите то, чем я здесь поделился, Вы значительно повысите уровень мастерства в качестве оратора.

Урок №1. Волнуйтесь на здоровье

Если у вас тонкие и кривые ноги, если у Вас три волосинки и глаза выпуклые, если у вас голос никакой, гордитесь – Вы МАСЯНЯ.

Волнение – чувство, знакомое практически всем начинающим ораторам. Но по сути, ничего страшного в том, что Вы волнуетесь, нет. Наоборот, присутствие волнения – это показатель того, что Вы ответственно относитесь к своему выступлению. Если бы Вам было все равно, Вы бы так не переживали. Я думаю, что все великие ораторы волнуются в начале выступления. И чем больше аудитория, тем больше волнения. Несмотря на то, что мне приходится выступать, я каждый раз перед выходом испытываю волнение. Лично у меня коленки дрожат. Но эта дрожь проходит через 3-5 минут после выхода на сцену. Один оратор по этому поводу говорил: «За две минуты до выхода на сцену меня легче пристрелить, чем выйти на публику, зато за пять минут до окончания выступления меня легче плеткой избить, чем выгнать со сцены». Волнение проходит, как только мы начинаем выступать, начинаем говорить. Главное – выдержать первые 3-5 минут. Потом становится значительно легче. Более подробно о том, как перестать волноваться перед выступлениями,

Урок №2. Рояль в кустах

Рояль в кустах – это наличие домашних заготовок. Когда у Вас есть домашние заготовки, который выглядят экспромтом, Вы поражаете своих слушателей оригинальностью, быстротой реагирования, и аудитория получает от этого удовольствие.

Иногда в лекциях я задаю вопрос, на который аудитория знает ответ. И дает его сто процентов. На что я ставлю руки на пояс и с недоумением спрашиваю: «Откуда Вы это знаете?» Либо, когда мне говорят комплименты, хвалят меня, я говорю: «С этого момента поподробнее, пожалуйста». Обычно это вызывает смех, улыбки, люди получают удовольствие и радость, что их располагает к моим выступлениям.

Домашние заготовки – это не только запас каких-то фраз. Это могут быть и анекдоты, и истории, и крылатые выражения, и метафоры, и аналогии, и стихи. Все, что подходит в данный момент. Ко мне иногда подходят участники лекций и рассказывают о своих проблемах. На что у меня есть заготовленная история «А могло быть и хуже…» Когда я ее рассказываю, они получают пользу, смеются, удивляются моей реакции на их ситуацию, а главное понимают, что все не так плохо, как им казалось.

Как находить заготовки? Слушать выступления других ораторов и отмечать моменты, когда аудитория смеется и ей что-то нравится. Читать литературу и подмечать моменты, которые Вам понравились. Собирать притчи, анекдоты, афоризмы и делать пометки, для какой темы они подходят, чтобы в нужный момент Вы могли вытащить свой рояль из кустов.

Урок №3. Используйтесь всё, что под рукой

Опытный оратор отличается тем, что может любой предмет или событие вплести в свое выступление. Это делает выступление живым и интересным. Создается впечатление, что все слушатели принимают в нем участие, а аудитория получает удовольствие от того, как оратор использует все во благо. Например, кто-то чихнул. Можно сказать: «Спасибо за поддержку, правду говорю!» Если звонит мобильный телефон: «Кстати, как можно использовать мобильный телефон в нашем бизнесе или в данном вопросе Если кто-то из зала выкрикивает нужный ответ на заданный вами вопрос: «Как приятно находиться в окружении профессионалов, людей, которые понимают, в чем суть данной проблемы».

Когда я провожу тренинги по ораторскому искусству, то для отработки данного умения предлагаю участникам выполнить следующее упражнение. Участники тренинга во время выступления показывают любой предмет, который есть у них под рукой. А задача оратора – вставить в свое выступление данный предмет. Не просто заявить и назвать его, а вплести этот предмет в свое выступление. После выполнения таких упражнений (когда тебе осознанно и специально мешают) участники начинают чувствовать себя значительно увереннее.

Как-то на тренинге по ораторскому искусству во время выступления одного участника на доску выполз таракан. Надо отдать должное выступающему. Он не растерялся, а применил его в своем выступлении: «Как только начинаешь говорить о выгоде и пользе, как появляются новые желающие воспользоваться продукцией нашей компании!» Он использовать таракана в своем выступлении, не растерялся, не запнулся от неожиданности, а наоборот, сделал из этого преимущество. Реакция аудитории была потрясающей. Все высказывали комплименты по поводу того, как оратор применил таракана в своем выступлении.

Используйте различные предметы или события во время ваших выступлений и вплетайте их в свою речь!

Урок № 4. Затрагивайте все каналы восприятия информации

В психологии выделяют три основных канала восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Условно людей с разными каналами восприятия информации называют: визуалы, аудиалы и кинестетики.

Визуалы – это люди, которые преимущественно воспринимают информацию зрительно. С помощью картинок, образов. Для того чтобы они лучше воспринимали информацию, им необходимо рисовать на доске, что-то показывать или изображать. Им необходимо все видеть собственными глазами.

Аудиалы – это люди, которые преимущественно воспринимают информацию через слух. Им важно, что Вы говорите. Им хочется побольше услышать, нежели чем увидеть. Они информацию лучше воспринимают на слух.

Кинестетики – это люди, которые воспринимают информацию через ощущение, чувства. Чтобы они лучше восприняли информацию, им необходимо давать попробовать, понюхать, пощупать, подержать в руках то, о чем Вы говорите.

Урок №5. Готовьтесь к выступлениям

Большинство людей хотят обрести уверенность в себе, решительность и самообладание, когда выступают на сцене перед публикой. Один из способов достичь такого результат – это готовиться к выступлениям.

Уверенность в себе прямо пропорциональна времени, затраченному на подготовку. Чем больше времени Вы готовились, тем увереннее Вы себя будете чувствовать перед публикой. Хорошая подготовка прогоняет страх. Выйти на сцену неподготовленным – это все равно, что предстать на ней голым.

На Украине живет и работает прекрасный педагог, писатель, оратор, бизнесмен, миллионер Владимир Спиваковский. Уникальная личность, выступления которого затрагивают струнки души каждого, кто его слушает. Один из секретов его успешных выступлений заключается в том, что, несмотря на то, что он не постоянно на публике, он все остальное время готовится к выходу: вынашивает идеи, осознает и перепроверяет их. Он готовится к своим выступлениям.

Для того чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо готовиться к своим выступлениям.

Урок №6. Репетируйте

-А можно не готовиться и хорошо выступать? – спросил я одного легендарного спикера.

-Можно! – ответил он. И продолжил: — Как-то я присутствовал на празднике в одной компании. Меня пригласили на сцену как почетного гостя, вручи цветы. Один из организаторов предложил произнести напутствие сотрудникам этой компании. Я спросил: «На что сделать акцент?» Мне ответили «На что пожелаете». – «А сколько у меня времени?» — «Сколько хотите!» Времени на обдумывание не было. И я выступил с короткой, но пламенной тридцатиминутной речью о пользе позитивного мышления. И хотя я выступал без подготовки, аудитория была в восторге от услышанного и благодарила меня за выступление.

— Как же у Вас получается выступать на семинарах без подготовки? – задал я следующий вопрос.

— Витя, получилось хорошо только потому, что я с этой темой выступаю очень давно и у меня большой опыт, — ответил он.

Если Вы имеет богатый лекторский опыт, если во время выступления Вы легко и свободно подбираете слова, если Вам удаются экспромты, тогда Вам незачем готовиться. Но если дело обстоит по-другому, то, наверное, стоит все-таки уделять внимание подготовке к выступлениям.

Так что к своим выступлениям все-таки лучше готовиться. Как говорят, «Гений – это 99% труда и 1% таланта». И если Вы хотите успешно работать с аудиторией, необходимо уделять внимание своей речи еще до выхода на сцену. Когда Вы готовы к выступлению, знаете, о чем собираетесь говорить, Вы чувствуете себя увереннее.

Когда Ваши мысли оформились, прорепетируйте свою речь от начала до конца. Проговаривая выступление, представляйте, что перед Вами слушатели. Представляйте их явно, и, когда Вы действительно окажетесь перед публикой, Вам все покажется привычным. Чем чаще Вы будете это делать, тем увереннее Вы почувствуете себя, когда придется выступать.

Если есть возможность, выступите перед своими родными, близкими или друзьями. Никого нет рядом? Можно пересказать речь своим домашним животным. Например, коту или собаке, или попугаю.

Будет хорошо, если Вы запишите свое выступление на диктофон. На видеокамеру не рекомендую. Когда впервые видишь со стороны, это вызывает смущение и дискомфорт. Если уж смотрите на себя через видеокамеру, постарайтесь, чтобы Вы были в комнате одни.

Можно сделать «холодную» репетицию. Когда Вы стоите в очереди или едете в транспорте, можно попросить посторонних людей послушать Вашу речь. Таким образом, можно и потренироваться, и заодно привлечь к своему бизнесу заинтересовавшихся вашим выступлением людей.

Как репетировать

  • Репетируйте, чтобы запомнить идеи, а не слова
  • Репетируйте вслух
  • Каждый раз репетируйте от начала до конца
  • При использовании наглядных пособий репетируйте вместе с ними
  • Если возможно, репетируйте вместе со слушателями.

Урок №7. Рефлексируйте

Только после того, как сделал дело, понимаешь, с чего надо было начинать.

Также следует отметить: была ли последовательность изложения, или были скачки и повторы? По всем ли пунктам были приведены примеры и истории? Были ли пояснены основные тезисы? Ясно и четко излагали мысли? Удалось ли привлечь и удержать внимание аудитории? И так далее. Проводя анализ своих выступлений и выступлений других спикеров, можно значительно улучшить свое мастерство публичных выступлений.

Урок №8. Говорите так, чтобы Вас понимали все

Избегайте специальных терминов и словосочетаний в вашем выступлении. Специальные термины могут быть доступны только специалистам в данной сфере, а остальные могут не понять ваши слова и выключиться из вашего выступления. Выражайтесь простым языком. Но если в своей речи Вы использовали какой-то термин, то обязательно давайте необходимые пояснения.

В фильме «Я робот» есть замечательный диалог, где женщина-доктор говорит научным языком, а ее собеседник просит сказть то же самое простым языком. Диалог такой:

-Скажите, доктор Калвен, вы чем занимаетесь?
-Прежде всего, разрабатываю психологию робота. Правда, еще разрабатываю интерфейс интерактивного взаимодействия и программу комплексного взаимодействия технических модулей.
— Так чем вы тут занимаетесь?
-Пытаюсь сделать роботов похожими на людей.
-Что нельзя было сразу сказать?

Речь должна быть доступной, если вы желаете, чтобы человек думал над принятием решения, а не над тем, что только что услышал! Не надо любоваться тем, что Вы знаете какое-то научное слово. Наша задача – чтобы люди нас понимали и принимали решение сразу же после наших выступлений, а не раздумывали о нашем выступлении, как мы красиво и витиевато выражались. Более подробно об этом можете прочитать .

Урок №9. Повторение – мать учения

«Повторение – мать учения» — гласит народная мудрость. Ведь слушатели – практически как дети. Иногда пятилетнему ребенку необходимо повторить фразу несколько раз, чтобы он нас услышал: «Оля, надень носки… Оля, надень носки… Оля надень носки…», «Сережа, прибери игрушки…», «Сережа, прибери игрушки…», «Сережа, прибери игрушки…» . И только тогда, скорее всего, он Вас услышит. Точно так же и в ораторском искусстве. Чтобы аудитория услышала Вас, поняла Вас, и до нее дошел тот смысл, который Вы вкладываете, необходимо об этом сказать несколько раз. Есть такое мнение, что в первый раз слушатель воспринимает 15% информации, во второй раз – 75% и только в третий раз воспринимает полностью.

Если Вы желаете донести до Ваших слушателей какую-нибудь важную информацию, сделайте это несколько раз. Произнесите свою мысль, идею снова и снова. Может быть, другими словами, но сделайте это.

В одном селении жили два праведника. Но только к одному праведнику люди ходили слушать проповеди, а от второго, послушав его один раз, уходили к первому. И второй праведник решил узнать у первого, в чем его секрет. Приходит и спрашивает: «Почему к тебе люди приходят и остаются у тебя, а от меня постоянно уходят? Что ты им говоришь?» Первый праведник ответил: «Сначала я им говорю то, что собираюсь сказать. Потом я это же рассказываю подробно. А затем я повторяю то, что сказал раньше».

По такой же схеме проводится и презентация. Вначале мы заявляем то, о чем собираемся говорить (о продукции, о возможностях бизнеса), потом мы об этом говорим подробно, затем подводим итоги и призываем людей к действию.

Если вспомнить схему мотивационного выступления, то его условно можно делать по следующей схеме: тезис (основная мысль, которую Вы желаете раскрыть) – пример – вывод. Вывод обязательно следует делать после рассказанных примером и историй. Иногда за историями слушатели теряют основную мысль или идею. Поэтому ее следует повторить. Можно теми же словами, можно другими, но обязательно стоит повторить. Итак, еще раз: высказывание, пример, вывод (повторение высказывания).

Я знаком с основателем одной компании, блестящим оратором и мотиватором. Его выступления слушатели всегда слушают взахлеб. Один из приемов, который он часто использует в своих выступлениях, — именно прием повторения основных, главных мыслей. Иногда его повторения следуют сразу же за высказыванием основной мысли. Например: «В нашей компании можно иметь остаточный доход 2, 3, 5 тысяч долларов в месяц». Дальше раскрывает эту мысль, показывает, каким образом. И в конце снова повторяет: «Итак, давайте подведем итоги. В нашей компании можно зарабатывать остаточный доход 2, 3 и даже 5 тысяч долларов в месяц. Для этого необходимо сделать то-то и то-то. Действуйте!»

Итак, давайте подведем итоги. Для того чтобы Ваши слушатели на 100% усвоили Ваши мысли и идеи, их необходимо повторить несколько раз во время выступления. И всегда помните, повторение – мать учения.

Урок №10. Сделайте свою речь выразительной

Выразительность – это словесное оформление речи. Главная задача работы над выражением – найти «единственно нужное размещение единственно нужных слов».

Мысли, не облеченные в достойную словесную форму, не способны зажигать интерес, создавать настроение, будить ответную мысль, желание действовать, то есть, не способны воздействовать на аудиторию. Аристотель писал: «Недостаточно знать, что следует сказать, но необходимо также сказать это, как должно; это много способствует тому, чтобы речь произвела нужное впечатление. Выразительность – это средство воздействия на аудиторию. Выразительность делает мысль понятнее, зримее, а, следовательно, затрагивает эмоции и тем самым помогает реализовывать замысел. Чем сложнее предмет, тем большей должна быть степень наглядности. Кроме пояснения мысли, выразительность поддерживает контакт со слушателями, удерживает их внимание.

Более подробно о том, как сделать свою речь выразительной читайте .

Урок №11. Будьте эмоционально устойчивы

Одним из важнейших умений оратора является эмоциональная устойчивость во время выступлений. К сожалению, мы не всегда выступаем в идеальных условиях. Аудитория бывает разной, помещение бывает не очень подготовленным к проведению лекций и семинаров. Представьте себе, вы ведете презентацию, со скрипом открывается дверь, заходят еще три человека. Они садятся на свои места. Они ничего не говорили, но внимание к себе привлекли. Мало того, что оратор на них посмотрел, на них посмотрел и весь зал. Когда они пройдут, тогда уже можно продолжать выступление. Если оратора сильно отвлекли, он забывает о чем говорил, на чем остановился? Как сделать так, чтобы не терять мысль и помнить, на чем Вы останавливаетесь? Проще всего сделать, если держать внимание на своем выступлении, а не на тех слушателях. Да, вы сделали паузу, но ваше внимание на выступлении. Они прошли, вы рассказали анекдот, чтобы собрать снова внимание аудитории (да и собраться самому), и снова продолжаете выступление.

Как натренировать свое внимание? Можно делать такое упражнение в паре с кем-нибудь: каждый читает свое стихотворение построчно, строчку один, строчку другой. Каждый старается прочитать свое стихотворение от начала до конца. При этом Вы слушаете, что говорит ваш партнер, и в то же время, вам необходимо продолжать рассказывать свое стихотворение дальше. Если Вы сбились, ничего страшного. Начинаете читать свое стихотворение заново. И так рассказываете стихотворение до тех пор, пока не будете не сбиваться, когда Вам создают помехи.

Если не с кем тренироваться, то можно включить радио, телевизор, музыкальный центр и начать рассказывать стихотворения. Громкостью регулируете уровень своей эмоциональной устойчивости. Чем громче, тем устойчивее к сбивающим помехам Вы будете. Потренировавшись таким образом, Вы будете чувствовать себя гораздо спокойнее и увереннее, даже если во время выступления будут раздаваться шорохи, звонки мобильных телефонов, кто-то другой будет разговаривать. Вас это не будет отвлекать.

Урок №13. Создавайте картинки

Очень часто слушатели легко воспринимают нашу информацию приведенным образом, созданным картинкам, которые мы рисуем в своих выступлениях словами. Особенно это важно, если мы излагаем сложную для восприятия информацию.

Когда ученики спросили Христа, почему он говорит с народом притчами, он ответил: «Они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» . Он сравнивал Царство Небесной с закваской, с закинутым в море неводом, с купцами, ищущими жемчужины.

Другой пример. Если Вы хотите создать у слушателей ясное представление о размерах страны, не оценивайте ее площадь в квадратных километрах, а назовите города, которые могли бы разместиться на ее территории, и сравните численность ее населения с тем городом, где Вы выступаете. Слушателям необходимо создавать картинки, образы. Объяснять непонятное через известное. Более подробнее о создании картинок и образов во время выступлений читайте .

Урок№14. Имейте соответствующий имидж

«Встречают по одежке…» — гласит народная мудрость. Правда, «… провожают по уму» . Почему аудитория встречает оратора по одежке? Ведь у него такая светлая душа, он добрый и порядочный. Желает людям только добра. Почему же они смотрят на то, как он выглядит? Дело в том, что все новое, все неизвестное у людей, точно так же как и у животных, вызывает страх. Страх перед неизвестностью. Выходит на сцену оратор, которого мы не знаем. Он еще до микрофона не дошел, еще не поприветствовал аудиторию, не сказал ей комплимент, чтобы расположить к себе аудиторию, но мы его уже видим. В нашем бессознательном вовсю «пошел процесс»: а что это за человек? Чего от него ожидать? Несет ли мне этот человек угрозу, зло? Или несет мне добро, процветание, благополучие, богатство, успех? Если человек несет мне зло, то скорее бы его выступление закончилось. А если процветание, богатство, успех, то, наверное, с ним можно и нужно сотрудничать и взаимодействовать. И сидящие в зале начинают воспринимать исходящую от оратора речь, когда бессознательное дает сигнал: все в порядке, все хорошо, его можно слушать. Итак, благодаря соответствующему имиджу мы располагаем к себе аудиторию, вызываем желание у слушателей воспринимать нашу информацию. О том, как внешний вид влияет на восприятие речи, напишу отдельную статью. Следите за обновлениями.

Урок №15. Самый важный урок

Многие говорят о желании иметь хорошее здоровье, но кто действительно выходит на беговую дорожку по утрам? Многие говорят о желании похудеть, но кто действительно приходит в спортзал? Многие говорят о желании изменить свою жизнь, но кто действительно пытается что-то сделать? Многие имеют желание уверенно выступать, но кто действительно выходит на сцену?

Выступайте как можно чаще! Сколько книжек по легкой атлетике вы ни прочитаете, быстрее от этого вы бегать не станете. Для того чтобы быстро бегать, необходимо тренироваться, выходить на беговую дорожку и бежать. Сколько книжек вы бы ни читали о том, как научиться плавать, вы не научитесь плавать. Необходимо тренироваться в бассейне, на речке, в пруду. Как говорят по этому поводу: «Сидя на берегу, плавать не научишься!» Аналогично происходит и с выступлениями. Сколько бы книжек по ораторскому искусству Вы ни прочитали, лучше от этого выступать не станете. Для того чтобы хорошо выступать, необходимо просто чаще выступать.

Как-то у величайшего хоккеиста, Уэйна Грэтски, коррекспондент пытался выяснить, что же делает его самым результативным игроком:

— Вы очень эффективны, с чем это связано, каковы ваши принципы?

— Я просто играю, правила известны

— Как вы просчитываете вероятность попадания, что лежит в основе ваших действия?

— Вы знаете, я ничего не просчитываю, поскольку использую единственную точку зрения при иге.

— Какую?

— Я знаю точно, в каком случае я не попаду.

— Ну и в каком же?

— Если я не ударю!

Секрет самого результативного игрока в хоккее заключается в том, что он старался как можно чаще бросать шайбу в ворота соперника. И чем больше он совершал попыток, тем больше он забивал голов. Другими словами, он не думал, как лучше бросить, он не читал, как лучше бросить, он просто совершал броски. То же самое происходит и в бейсболе, и в баскетболе, и в футболе, и в других видах спорта.

По этому поводу есть сетевой анекдот.

Новичок спрашивает у своего спонсора, который легко проводит результативные «холодные контакты»

— Как Вам удается иметь такой успех на «холодных контактах»?

— Очень просто, мне нравится человек, я к нему подходу и спрашиваю: «Вам интересно стать спонсором для других?»

— Могут, конечно… и отправить куда-то.

И вдруг, довольно ухмыльнувшись:

— Но соглашаются чаще!

Чтобы успешно проводить «холодные контакты», их необходимо проводить, ими заниматься. Чтобы легко продавать, необходимо заниматься продажами. Точно так же и с выступлениями. Используйте любую возможность выступать. Когда на мои тренинги приходят молодежь, студенты, учащиеся средних школ, я радуюсь за то, что они узнают о многих идеях в столько юном возрасте. И у них есть огромные выступления, чтобы войти во взрослую жизнь с умением уверенно держаться на сцене. Лично я начал выступать, когда мне исполнилось 25 лет. Сколько времени я потратил понапрасну! Если бы я еще в учебных заведениях выступал, я бы уже точно был настоящим Цицероном или Демосфеном. Выступайте как можно чаще! Выходите на сцену и говорите! Вставай и говори! И помните: «Деньги лежат на сцене!»

Заключение

Итак, самоучитель ораторского искусства – это набор практических уроков и рекомендаций, как Вы можете самостоятельно улучшить свое мастерство публичных выступлений. Внедрив эти советы в практику, Вы в разы повысите свой профессионализм в качестве оратора. Правда, на это уйдет некоторое время. Все зависит от вашей скорости обучения.

Если Вы хотите быстрее овладеть навыками высокооплачиваемых спикеров, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/78GryW

Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять на просторах Интернета, и делитесь ее с друзьями через социальные кнопки ниже!

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P.P.S. Спикерами не рождаются, ими становятся.

Жила - была в одном селении девушка по имени Марья.

Скромная и на лицо - приятная.

Только вот не везло ей в личной жизни: не жаловали ее кавалеры. Погуляют немного, и только их и видели!

"Ну что со мной не так ?" – переживала девушка.

"Вон у Аксиньи все лицо в веснушках, а сразу два жениха из-за нее спорят!

У Лушки все зубы кривые, а Федя глаз с нее не спускает!

Ульянка " от горшка два вершка" , а парни за ней гурьбой ходят!"

Шли годы, подруги выходили замуж, рожали детишек.

А девушка так и сидела одна-одинешенька.

Тяжело у ней было на душе. Да еще и родители то и дело ворчали:

"Засиделась наша Машка в девках! Может, кто-то порчу на нее навел? Руки - ноги на месте, а женихи сбегают!"

Как-то раз поехал отец девушки в соседнее село. Вернулся домой довольный и радостный:

"Погутарил я тут с одним мудрым старичком. Пожаловался, что не могу никак дочку замуж выдать. Обещал помочь"

И впрямь, не прошло и месяца, как приехал в их селение парень. Видный, красивый.

Только взглянула на него Марья и поняла, что пропала. Да и она ему тоже приглянулась.

Решили долго не тянуть, и вскоре отпраздновали свадьбу. Уехала Марья из родного дома к мужу.

Когда- то она мечтала: " Вот выйду замуж – и буду счастливой!"

А все совсем не так получилось!

Вдали от родного дома, матушки и батюшки, сестер и подружек дорогих, стало Марье совсем плохо.

Свекровь глядит недовольно, да и свекр - строгий. На него взглянуть страшно, не то что поговорить.

С утра до вечера Марья работала: то в поле, то на огороде, а потом еще и дома. К вечеру совсем без сил оставалась. А от мужа словечка доброго не дождешься. Все время хмурый и недовольный.

Каждую ночь плакала Марья: "Не такого мужа она хотела!"

Как-то раз приехал в гости её отец. Пожаловалась ему дочка на свою невеселую долю.

- А ты сбегай к тому старичку! Он ведь неподалёку живет! - надоумил тот.

- Глядишь, и подскажет тебе, как сделать жизнь счастливее?

Пришла Марья к старичку. И начала плакать: как ей плохо живется с мужем.

Дедушка оказался добрый, но немного странный. Наотрез отказался слушать и про мужа, и про его родителей.

- Расскажи- ка, ты мне, Марьюшка, лучше про себя!

Вздохнула тяжело Марья, и поведала ему всю свою жизнь.

Выслушал ее дедушка, улыбнулся ртом беззубым:

- Вот что, дочка я скажу тебе:

- Не смог я отказать твоему батюшке, когда он за тебя просил! Помог тебе с женихом!

- А теперь получается во всех твоих несчастьях муж виноват?

- А коли ты сама себя не любишь, за что тебя другие полюбят?
- Никто, кроме тебя, не сможет сделать твою жизнь счастливее!

Заплакала Марья пуще прежнего: "Как же мне себя полюбить?"

Сжалился над ней старичок:

- Хорошо, дочка. Попробую тебе помочь! Но только, если будешь выполнять все, что я скажу!

- Все выполню, дедушка! - побожилась Марья.

- Только помоги!

Открою тебе несколько секретов, как сделать жизнь счастливее:

- Начинай свой день с улыбки! И дай себе слово, что этот день будет самым счастливым!

- Подумай, что тебе нравится? От чего поет твоя душа? Старайся выделить на это время!
- Позаботься сначала о себе! Если в тебе не будет радости, как ты сможешь поделится ею с другими?
- Даже если занимаешься неприятной работой, чаще думай о хорошем! О том, чего ты хочешь!
- Посмотри на себя внимательно и подумай, что в тебе есть хорошего. А на следующий день найди что-то новое!

Делай все в точности, как я тебе сказал. И никому ничего не рассказывай! Через неделю снова придешь ко мне.

Проснулась Марьюшка утром, а за окном дождь, как из ведра, и ветер холодный. Расстроилась она, что новая жизнь начинается с такой плохой погоды. Но вспомнила слова дедушки, и пообещала, что это будет - ее самый лучший день.

В то утро все домочадцы нахваливали завтрак, который она приготовила.

А молодая жена радостно улыбалась! Работает дедушкин секрет!

После завтрака Марья с воодушевлением взялась за вязание.

- Порадую я себя красивой шалью! Давно у меня не было никаких обновок!

Она неспешно перебирала спицы, вспоминала, как любила в детстве вязать, и представляла свою дружную семью и маленьких ребятишек!

Уже к вечеру она спохватилась, что забыла еще про один наказ старичка.

Он оказался для неё самым сложным.

- И что же во мне хорошего?

Марья подошла к зеркалу, но отражение ей не очень понравилось. По старой привычке привычке хотела расстроиться, но передумала и решительно произнесла:

- Так руки же у меня "Золотые"!

- Конечно, "Золотые"! - раздался мужской голос.

Марья испуганно обернулась и увидела свекра, улыбающегося в прокуренные усы.

- А не такой уж он и строгий! - подумала она, и застенчиво улыбнулась в ответ.

Спустя неделю счастливая женщина со всех ног неслась к старичку.

- Дедушка, а ты и вправду волшебник!

- Вчера никак не могла придумать: " Ну что во мне хорошего? Промучилась пол вечера, и решила, что улыбка!

А ночью мне Петя столько слов хороших про меня сказал! Впервые за всю нашу жизнь! Теперь мне их на целых две недели хватит!"

- Ну, вот и молодец! - улыбнулся старичок!

- Вижу: и правду стараешься сделать свою жизнь счастливее!

- Ты это дело продолжай!

- И вот тебе еще три новых секрета:
- Кого бы ты не встретила, погляди на человека, и разберись, что в нем есть хорошего? Доброго человека за версту видно, а ты попробуй "бабу-ягу" разгадать! Эта задачка посложнее будет!
- Каждый день вспоминай 5 хороших вещей, которые с тобой случились!
- А коли неприятность произойдет, запомни на всю жизнь: "В любом деле всегда две стороны имеются! Одна хорошо видна - любой дурень её увидит. А ты смоги отыскать другую! И пойми, чему она тебя учит?"

- Раньше, чем через месяц ко мне не приходи!

Вернулась Марья домой и стала выполнять все наказы старичка. Нелегко ей это далось! Но она старалась изо всех сил. Уж очень ей хотелось стать счастливой! С каждым днем у неё получалось все лучше и лучше.

И главное, совсем не было времени думать о плохом.

Только успевай наказы выполнять!

Так незаметно месяц и пролетел.

Но в этот раз Марья пришла к старичку не одна, а со своим мужем.

- Извини, дедушка! Не сдержала я свое слово! Рассказала все Петру!

А что мне оставалось делать? Ревновать он меня стал! Решил, что я влюбилась!

А я и вправду, первый раз в жизни полюбила! Саму себя!

- Ты, дедушка, - настоящий волшебник!

Сколько всего хорошего я услышала и поняла за это время!

Люди ко мне тянуться стали! Всем хочется со мной поговорить!

В селе судачат, что я Волшебный Секрет знаю!

А я молчу и улыбаюсь: "Ведь и впрямь знаю!"

Петя от меня теперь ни на шаг не отходит!

Даже от своих братьев стережет! К подругам не пускает!

Но я поняла, что надо сделать:" Поведала ему все, как на духу! Спросила: "А хочет ли он тоже сделать свою жизнь счастливее?""

Вот тут -то он мне и признался, что давно об этом мечтает!

Даже женился из-за этого. А потом злился, что после свадьбы так ничего и не изменилось!

Раньше я бы обиделась на такие слова. А сейчас понимаю:

- Несчастные люди не смогут построить счастливую семью!

- Каждый из нас ждал счастья от другого, вместо того, чтобы им делиться!

- Дедушка, я так тебе благодарна!

Пожалуйста, помоги и моему Пете!

Старичок хитро улыбнулся в усы.

- Дочка, разве ты не поняла: не я помог тебе стать счастливой!

- Ты сама постаралась! Не было бы твоего желания, ничего бы у тебя не вышло!

В этом и есть самый главный секрет!

Научи своего Петра всему, чему сама научилась.

Не зря же он с тобой пришел! А я вам тут уже не нужен!

Прошло несколько лет. В доме Петра и Марьи всегда было много гостей, и часто звучал радостный смех. Их маленькие дети очень любили слушать сказки. Историю про старичка, который научил их маму и папу быть счастливыми, родители поведали одной из первых! Она была в их семье самой любимой! И дети были готовы ее слушать бесконечно!

P.S Спасибо большое Валерию (сайт http://zhdanovpapa.ru/moi-dostizheniya/kubok-priznaniya) за высокую оценку моего сайта и вручение ему Кубка 🙂

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

Какая разница, что о вас думают? Если вы счастливы от принятых вами решений, то сделали правильный выбор, и неважно, что скажут другие. Представьте, сколько сил вы тратите, пытаясь прочитать чужие мысли, и всё равно не угадываете.

Слушать советы - пожалуйста, но не позволяйте другим решать, как вам жить.

2. Гнев и обида

Когда в следующий раз поймаете себя на этом чувстве, подумайте вот о чём: «Хотел бы я стать человеком, которому завидую?» Наверняка нет, вы же любите себя (даже если где-то очень глубоко внутри).

Вы смотрите на чужую жизнь, которой не знаете. Вы даже не представляете, о чём думает этот человек. Может быть, когда он ныряет в бассейн своего частного дома, он ненавидит себя или чего-то дико боится? Может быть, вы, гуляя по лесу солнечным днём, испытываете куда больше удовольствия, чем он, нежась на белоснежном песке на Мальдивах?

Хватит смотреть на других. Если вам хорошо сейчас, значит, всё правильно. Если нет - сделайте так, чтобы было хорошо.

16. Неуверенность

У счастливых людей, как правило, есть чувство собственного достоинства (только не стоит путать его с раздутым эго). Они довольны собой и излучают уверенность.

Нет причин сомневаться в себе. Если у вас есть черты, которые вы ненавидите, существует два пути: принять их или изменить. В каждом человеке есть всё сразу: и развратник, и пуританин, и лживая сволочь, и джентльмен. Вы сами выбираете, кем вам быть.

17. Зависимость от других

Никто не заполнит пустоту внутри вас. Никто не сделает вас позитивным и самодостаточным, если вы недовольны судьбой. Чтобы разделить своё счастье с кем-то другим, надо сначала стать счастливым самому. Так что даже не надейтесь, что ваш успех в чужих руках. Только в ваших.

18. Прошлое

Жить прошлым - значит хоронить своё настоящее. Ошибки были - ладно, у кого их не было? Устройте своим воспоминаниям пышные похороны, помните только уроки и .

19. Тотальный контроль

Иногда надо просто расслабиться и позволить жизни идти своим чередом. Вы не можете контролировать всё, и придётся с этим смириться. Иначе вы будете постоянно нервничать, но в итоге всё равно ничего не измените. Просто есть вещи, которые вне вашего контроля. Их надо принять такими, какие они есть.

20. Ожидания

Люди думают, что окружающие должны соответствовать их ожиданиям. Это бред. Никто ничего вам не должен, как и вы ничего не должны. Никто не должен быть вежливым, внимательным, аккуратным, честным, приятным в общении, чистым, в конце концов. Ничто не должно быть идеальным, восхитительным, незабываемым, но может быть. Если будет - отлично, если нет - вы не расстроитесь. Будьте готовы принимать всё, что посылает вам жизнь, и обретёте счастье.

Чтобы избавиться от угнетенности и стать более счастливой, нужно всего лишь изменить пространство вокруг себя

Достаточно спросить у любого психолога или называющего себя таковым «Как стать счастливее?», так он обязательно ответит: «Так ты уже счастлива! У тебя есть семья, хорошая работа, друзья. Просто ходи и говори себе «Я счастлива, у меня все хорошо» – и ощущение счастья придет само». Но одними уговорами самой себя жить полноценно не получится.

Так что же такое счастье? Призрачный шлейф наших несбыточных надежд или что-то более земное? Можно ли чувствовать себя счастливой каждый день или ощущение эйфории может быть только раз в несколько лет, к примеру, на собственной свадьбе или при получении диплома? На самом деле тихое, внутреннее ощущение счастья, без выбросов адреналина или бурных эмоций – это нормальное состояние человека, у которого все хорошо. Это ощущение покоя, хорошего настроение, уверенности в будущем и понимании того, что рядом – любящий и заботливый человек. И все это – норма для психологии человека.

А вот испытывать депрессию, хроническую усталость или подавленность – вовсе не нормально для любого человека, не говоря уже о женщине. А вызывают такие неприятные состояния самые разные причины и раздражители, убрав которые и можно наконец сделать свою жизнь счастливее.

Итак, 7 способов сделать свою жизнь счастливее

Способ 1. Сменить имидж и прическу

Все перемены нужно начинать с себя. И недостаточно только покрасить волосы или купить новую одежду. Ведь каждый день что-то все-таки раздражает нас в своем зеркальном отражении, что-то не так? Поэтому пора сделать радикальный шаг – вместо бессмысленных трат на неподходящие наряды сразу обратиться к профессиональному стилисту. Да, это стоит денег и такая трата может не понравиться любимому мужчине. Но он же позволяет себе тратить деньги на сигареты и любимую машину? Так почему женщина один раз в жизни не может заплатить за консультацию специалиста? Вот такие аргументы и нужно будет использовать в случае необходимости.

Хороший стилист наметанным оком сразу даст дельные советы – как изменить прическу, какую лучше носить одежду и какой стиль подойдет именно вам. И его советы не заменят никакие подруги (которые, к слову, нередко завистливы и способны посоветовать во вред). Все, что скажет стилист, и нужно сделать – изменить окрас волос, приобрести действительно красивую и подходящую для фигуры одежду, а самое главное – ее носить, а не хранить в шкафу для лучших времен.

Однажды признанная красавица Софи Лорен сказала: «Успех целого дня зависит от того, какая у вас прическа. А вся наша жизнь складывается как раз из дней». Изменив свой внешний облик, любая женщина почувствует и психологические перемены: появится уверенность в себе, улучшиться настроение, проявиться смелость в суждениях и решениях. Тем более, что любимому мужчине перемены явно понравятся.

Способ 2. Обновить интерьер дома

Нередко в наших интерьерах есть вещи, которые изрядно раздражают своим видом. Это неудачные подарки друзей, спонтанные покупки и просто старая мебель, которая давно перестала вписываться в окружающую обстановку. Даже простой кусок обоев, которые постоянно отклеиваются в одном место, может негативно влиять на наше подсознание как неприятный раздражитель.

Поэтому, если настроение портиться, как только переступлен порог дома и наваливается какая-то усталость – пора менять имидж уже самого дома (это, к слову, вообще полезное занятие). А для этого:

Шаг 1. Нужно выбросить весь имеющийся хлам. При этом можно воспользоваться принципом знаменитых флай-леди: все, что не привлекает своим видом, не имеет практического применения и занимает ценное свободное место нужно просто выбросить без сожаления. Ведь такие вещи попросту портят настроение и мешают наводить чистоту, не говоря уже о том, что и крадут такое ценное для любой квартиры пространство. А вот вышедшую из моды одежду и обувь можно отдать для нуждающихся или просто в пакете отнести на свалку – его быстро заберут. А хорошее дело – это дополнительные положительные эмоции.

Шаг 2. Пригласите на дом дизайнера интерьера – сделайте себе подарок. Вовсе не обязательно заказывать у какой-либо фирмы целый комплекс ремонтных работ, тем более, что это дорого. Достаточно только будет легкого косметического ремонта и небольших внешних изменений, чтобы дом преобразился до неузнаваемости и стал радовать уютом. Частный дизайнер даст грамотную консультацию, поможет выделить самые красивые зоны квартиры и укажет на ошибки декора, которые порой как раз и лишают ощущения уюта. Еще дизайнер нарисует или создаст в 3D программе наиболее подходящий дизайн интерьера для конкретной квартиры – и возьмет за все это совсем недорого.

А уже по совету дизайнера можно начинать заниматься кастомайзингом – популярным в Англии методом преображения собственного жилья, когда в руки берется кисточка, краски, обои и шьются новые, более красивые чехлы на мебель. Всего несколько штрихов – и былой интерьер не узнать, а друзья и знакомые будут думать, что в доме делался серьезный ремонт.

И регулярное освежение интерьера, новое, более практичное применение его зон всегда хорошо отражается на самочувствии.

Способ 3. Найти новое интересное хобби

Новое хобби – не только хороший источник для развития харизмы и обаяния, но и прекрасно избавляет от депрессии. Недаром сегодня в моде хенд-мейд – изделия, сделанные своими руками. Ведь в наш технологичный век с его холодным преобладанием металла и бетона, то, что сделано своими руками из натуральных материалов (свечи, куклы, картины, небольшие статуэтки из бисера), несет в себе человеческое тепло и частичку его души.

Достаточно даже просто попробовать связать крючком белые занавески на кухни и «усадить» на них собственноручно сделанных бабочек – такая кухня станет невероятно уютной, а красивые изделия будут каждый раз поднимать настроение, как только на них попадет взгляд.

Способ 4. Начать соблюдать диету для тела и для мозга

Правильная расшифровка слова «диета» – это не голодание, а правильный образ питания. И соблюдать диету нужно не только тем, кто мечтает похудеть. Ведь многие блюда и продукты способны и к полноте приводить, и нарушать гормональный баланс, и даже, как ни странно, вызывать чувство угнетенности и усталости. Ведь такие вещества, как пальмовое масло, консерванты с названием Е**** и многие другие – настоящий яд для женского организма, и негативным образом влияя на все органы, в итоге по цепной реакции действуют подавляюще и на психологическое самочувствие.

Но соблюдать «диету» нужно и для мозга. Да, именно бесконтрольный просмотр всего, что идет по экрану и приводит к плохому настроению и даже может ввергнуть в глубокую депрессию. Когда уставшая бизнес-леди приходит домой после сумасшедшего дня – что она будет делать? 2/3 вечера она неизменно проведет перед голубым экраном, смотря от усталости все подряд, даже рекламу. А ведь весь увиденный негатив, возможно, и не запомнится, зато обязательно отложится в подсознании. А это и ночные кошмары, и тревожное состояние, и необъяснимая раздражительность. А уж негатива и прочего мусора на любом телеканале полно. Казалось бы, послушав про разборки между мафиями и про очередной развод звезд, особо расстраиваться нечему, но настроение неизменно портится. Поэтому, если есть желание что-то посмотреть – лучше заранее выбрать фильм или передачу, и посмотреть ее вместе с любимым мужчиной. А в остальное время просто отдохнуть. Ведь даже пропустив один-два выпуска новостей, упустить какую-то важную информацию довольно сложно. Если это сенсация, о ней будут говорить все и не один раз. А если вы так и не узнаете, кто новый любовник какой-нибудь престарелой звезды и где очередной раз споткнулся римский папа – от этого ни жизнь, ни успех на работе не пострадает, зато мозг не будет похож на свалку нелепых негативных фактов.

Начните питаться правильно, не смотрите все подряд по телевизору, больше употребляйте такие энерджайзеры, как апельсины, ваниль и овощи – и настроение обязательно улучшиться!

Способ 5. Заняться фитнесом или танцами

Когда мы занимаемся физическими упражнениями, в нашу кровь выбрасываются особые вещества, которые вызывают приятные ощущения. Вот почему дети всегда смеются и просто счастливы, когда им удается вволю набегаться и наиграться. Все дело в физиологии!

Но унылая, ненавистная зарядка по утрам удовлетворения вовсе не принесет, как и особой пользы. Куда лучше записаться на современные танцы, заняться утренней пробежкой и увлечь ею любимого человека и, на крайний случай, обзавестись беговой дорожкой и каждое утро устраивать себе кардионагрузки перед распахнутым окном.

Конечно, пару-тройка скинутых килограмм обязательно порадуют, но дело даже не в этом. Кроме ликование замученного офисной жизнью организма, с началом занятий вы будете лучше ощущать свое тело и всегда чувствовать себя подтянутой, стройной. А это неизменно принесет прекрасное настроение на каждый день.

Способ 6. Оптимизировать свою работу и упростить быт

Порой немало отравляет жизнь простое неумение говорить слово «Нет!». Перегрузки на работе и изматывающий быт дома вполне могут превратить жизнь в ад, даже если внешне все «хорошо» – успех, семья, любимый мужчина. Поэтому все и везде, где только можно, нужно оптимизировать. Причем не жалея денег и наглых сотрудников – разве себя не жалко?

А для этого лучше присесть и хорошо подумать: что и где забирает все силы, какой вид работы и какое время суток вы ненавидите – там и нужно проводить «рационализацию». Если достали коллеги со своими бесконечными просьбами, из-за которых не делается собственная работа – пора сказать им «нет». Люди обычно нормально все это воспринимают (сами они вполне спокойно умеют говорить это слово) и даже начинают уважать человека, которые сам наконец-то начал уважать себя. Избавившись от переработок, на домашние дела и любимого человека останется куда больше времени, и вечера перестанут быть такими ненавистными.

Но и дома необходимо автоматизировать все, что получиться. Не стоит жалеть денег на такие ценные приобретения, как кухонный комбайн и посудомоечная машина. Ведь, если не нужно тратить целые часы на такие примитивные занятия, как мытье посуды и натирание овощей, можно и кулинарные шедевры начать создавать. А это однозначно принесет удовольствие и понравится любимому мужчине.

Способ 7. Организовать у себя дома SPA-салон

Чтобы иметь успех на работе и среди мужчин, нужно всегда хорошо отдыхать и заниматься собственным здоровьем. И для этого не обязательно приобретать абонемент в местный SPA-салон по баснословной цене – что-то вроде него можно соорудить и у себя дома. Для этого достаточно немного изменить интерьер ванной – добавить больше приятных теплых цветов в ее оформление, установить удобные тумбочки и повесить красивое зеркало. Далее нужно закупить отнюдь недорогих ароматических свеч, солей для ванны, дисков с релакс-музыкой, различных скрабов и хвойных экстрактов. И каждый вечер дарить себе любимой целый час наслаждения в оздоровляющей среде с мягким светом огоньком и приятным запахом. Кожа будет ликовать, мозг и тело будут отдыхать куда получше, чем на диване перед телевизором, сон после этого будет замечательным, а настроение – прекрасным.

Уделить себе любимой время, облегчить свой быт и заняться чем-то интересным – и счастье вовсе не будет казаться недосягаемым.