Двусоставные неполные осложненное. Двусоставные предложения: примеры. Урок: Двусоставные и односоставные предложения

Наши мимика и жесты ежедневно рассказывают окружающему миру о том, в каком настроении мы находимся и какой у нас характер. Очень часто нам хотелось бы скрыть наше истинное отношение к обсуждаемому предмету, но мимика выдает наши мысли. Как распознать врет ли вам партнер по бизнесу или близкий друг и как самим научиться управлять мимикой лица, чтобы оставаться загадкой для

окружающих? Попробуем ответить на эти вопросы и разобраться, что же означает мимика лица.

Физиогномика лица – наука не настолько простая как кажется. «Прочитать» на 90% истинные помыслы с помощью значений мимики лица человека способны только профессиональные психологи. Но нам достаточно знать несколько простых секретов. Для начала выделим ряд эмоций, которые просто различить на лице собеседника.

Удивление. Часто его можно спутать со страхом. Общими у этих двух эмоций являются приподнятые брови и расширенные зрачки. Далее появляются различия. При удивлении на лбу появляются складки. Рот либо выпрямляется, либо уголки рта приподнимаются вверх, образуя улыбку. Но если человек испуган, то его улыбка станет неестественной.

Боль или грусть. При боли слегка приподняты губы, лицо почти такое же как при физических болевых ощущениях. Брови лицо приподнимаются, либо приближены друг к другу делая складку между бровей. Если человек находится в печали, его брови будут опущены вниз, так что почти не будет видно глаз. Плечи будут сжаты, а голова опущена.

Пренебрежение, недоверие. У человека обладающего подобной мимикой лица будет приподнятый подбородок. Дополнением к нему может стать одна приподнятая бровь, как символ неискреннего удивления или скептицизма. Поджатые уголки рта, притянутые вовнутрь, тоже говорят о недоверии.

Радость. Эта эмоция проявляется в мимике лица человека легким напряжением всех мышц. Вокруг глаз могут образоваться морщинки. Губы растянуты в улыбке.

Гнев. Чаще всего сопровождается агрессией. Брови сдвинуты к переносице и мышцы между бровями напряжены. Взгляд при гневе будет направлен прямо на собеседника, а уголки губ опущены вниз.

Мимика лица - глаза

При чтении мимики лица человека глаза являются главным помощником. Запутаться вы сможете, только если изучаемый вами человек – левша. В таком случае изучать мимику его лица нужно зеркально.

  1. Если человек смотрит влево и вверх – он представляет в голове какой-то зрительный образ.
  2. Вправо и вверх - собеседник пытается вспомнить знакомый из прошлого зрительный образ.
  3. Если собеседник смотрит влево – значит, он создает звуковой образ в своем уме.
  4. Если собеседник смотрит вправо – это говорит о том, что он пытается вспомнить какую-то мелодию или звуковой ряд.
  5. Если вы видите положение глаз влево и вниз – значит человек пытается вспомнить кинетический образ (вкус, запах или ощущение). (исключение составляют звуки или картинки)
  6. Если человек смотрит вправо и вниз - это свидетельствует о внутреннем диалоге, происходящем в данную минуту. Либо ваш собеседник сильно о чем-то задумался.

Мимика лица - губы

С помощью область рта и губ в разные времена интерпретировали характера человека и состояние его здоровья. По форме и размеру выделяют 7 типов губ:

  1. Пухлые, сочные губы встречаются у разговорчивых людей с живым и открытым характером, которые отличаются легким темпераментом и дружелюбием.
  2. Тонкие маленькие губы с мягкими очертаниями бывают у великодушных, умных и честных людей.
  3. Губки «бантиком» показывают такие свойства характера, как кокетство, легкомыслие, а иногда и неискренность.
  4. Тонкими, но длинными губами обладают нежные натуры, а также красноречивые и остроумные люди.
  5. Гармоничные во всех отношениях губы говорят о гармоничной личности, сочетающей разные черты характера.
  6. Большая верхняя губа свойственна властной и сдержанной особе, подчиняющейся разуму и рациональности за счет эмоций.
  7. Толстыми губами обладают люди с твердым характером, контролирующие себя, но чувственные и любящие удовольствия.

Мимика лица при лжи

Если вы не хотите быть обманутым своим собеседником, то при чтении мимики его лица важно помнить: неискренность чувств – это всегда асимметрия лица. Человек, пытающийся вас обмануть, будет заставлять свои мышцы лица работать не так, как они хотят. Эта борьба с собственной мимикой вряд ли останется вами незамеченной. Сложнее всего потенциальному лгуну подделать свой взгляд. На практике сделать это оказывается невозможным. Поэтому при разговоре с собеседником важно смотреть в его глаза. Если взгляд беглый, либо человек смотрит исподлобья – вас пытаются обмануть. Правда если беглый взгляд направлен на вас не из-под бровей, то этот человек просто трусит. Если же ваш собеседник смотрит прямо на вас, не пытается увести взор и спрятать глаза вряд ли можно сомневаться в его искренности.

Чтобы оставаться загадкой для собеседника и уметь сохранять самообладание в достаточно нескольких упражнений в день. Главное – всегда держите при себе маленькое зеркальце и запомните несколько нехитрых приемов.

И напоследок. Не пытайтесь охарактеризовать малознакомого человека. Вероятность того, что вы сделаете ошибку и неверно интерпретируете характер и эмоции человека в этом случае слишком велика.

А если вы хотите остаться незаметным – старайтесь не испытывать видимых эмоций. Не смотрите никому в глаза, будьте спокойны и вас не заметят.

Если верить исследованиям, только малую часть информации люди привыкли передавать с помощью слов. Остальная доля отведена мимике, жестам, даже интонации. Язык тела и жестов психология классифицирует, как более правдивый способ передачи информации. Если на словах сказать неправду получится, тело непременно сигнализирует о скрытых чувствах. Научившись распознавать язык тела, разобравшись в значениях жестов, легко получится узнавать правду.

О чем свидетельствуют жесты?

Эмоции - один из главных факторов, заставляющий прекратить контролировать поведение тела. Пытаясь определить скрытые чувства, мысли, нужно помнить, что некоторые жесты зависят от возникшей ситуации. Пример: мороз способен заставить человека закрыться, скрестить на груди руки, пытаясь согреться. Психология жестов такое движение классифицирует, как попытку защититься от нежелательных событий.

Изучая секреты, которые скрывает , мимика и жесты оцениваются, прежде всего, исходя из окружающей обстановки. Если факторов, провоцирующих двоякое суждение, нет, распознать истину получится без особых сложностей.

Основные жесты, позволяющие определить намерения, чувства, желания человека:

  • Желание открыться, войти в доверие - жестикуляция открытыми ладонями, направленными вверх, соединение пальцев двух рук под подбородком, на уровне груди.
  • Угроза. Нервное массирование шеи, подбородка, напряженность рук. Человек старается отвлечься, не провоцировать конфликт, но при необходимости реакция будет мгновенной, сдерживаться собеседник не станет.
  • Недоверие. Плотно прижатые к бокам руки создают непреодолимый барьер, свидетельствующий о нежелании верить. Придется приложить немало усилий, чтобы убедить в правоте, донести истину, навязать мнение.
  • Заинтересованность. Часто проявляют интерес к противоположному полу женщины - стремятся выглядеть безукоризненно, поправляют волосы, косметику, походка становится соблазнительной, с мягким покачиванием бедер.
  • Желание избежать разговора, общения. Предметы в руках собеседника, которыми человек , отвлекаясь от темы разговора - свидетельство об отсутствии интереса, желании поскорее завершить общение. Поиски несуществующих предметов в сумке, пакете, кошельке - еще одно свидетельство поскорее избавиться от нежелательного разговора, отправиться по своим делам.
  • Отсутствие интереса. Основные сигналы - человек топчется, переминаясь, активно зевает, склоняет на руку голову, пытается сфокусировать взгляд на постороннем предмете.
  • Отрицательное настроение, негатив. Руки смыкаются за спиной, ноги напряжены, готовы двинуться с места, вскоре человек способен проявить агрессию, броситься в драку.
  • Проявление симпатии. Наклоны вперед - основной признак заинтересованности собеседником, дружеского расположения, стремления продлить отношения.
  • Защита. Недоверие к собеседнику, нежелание вступать в ссору, отсутствие желания общаться определяют по скрещенным рукам, ногам. Сжатые кулаки - сигнал об агрессивности, провоцировать конфликты не стоит.

Если разобраться самостоятельно сложно, нужно узнать больше, что рассказывают язык тела и жестов, позволит наглядно определиться в особенностях, секретах движений.

Секреты мимики

Далеко не всегда полезным оказывается только язык жестов, психология рекомендует изучить сигналы мимики, которые не менее активно свидетельствуют о намерениях, чувствах человека. Мимические проявления более правдивые, точные - внешние факторы редко влияют на физиономические особенности.

Основные сигналы, которые подает мимика лица, психология классифицирует, объясняет так:

  • Страх, сильный испуг. Широко раскрытые глаза, брови стремительно поднимаются, веки приподняты.
  • Удовольствие, радость, желание общаться. Широкая улыбка, слегка прищуренные глаза, расширенные ноздри - основные сигналы, свидетельствующие о хорошем настроении.
  • Злость. Брови почти полностью сходятся на переносице, губы плотно сомкнуты, не изгибаются, вытянуты прямой линией.
  • Печаль. Ничего не выражающий взгляд, эмоции отсутствуют. Опущенные глаза, веки провоцируют появление морщинок, уголки губ выгибаются вниз.
  • Отвращение. Приподнимается, напрягается верхняя губа, брови стремительно сходятся в одной точке переносицы, проявляются морщины на носу.
  • Недоумение, удивление. Округляются глаза, немного выпучиваются. Приподнимаются «домиком» брови, губы складываются буквой «о».

Это далеко не все мимические сигналы, которые получится распознать самостоятельно. Поможет разобраться распознавать тайные сигналы, которые объясняет психология жестов и мимики человека, книга – магазинные полки изобилуют специальной литературой.

Вот лучшие из них: А. и Б. Пиз «Новый язык телодвижений», Г. Лилиан «Я читаю ваши мысли», П. Экман «Узнай лжеца по выражению лица» и др.

Изучение литературы - обязательный этап для людей, планирующих освоить язык тела, психология рекомендует начинать обучение с простых книг, тщательно анализируя информацию. Непонятные вопросы возникают редко, но случается встретить моменты, которые самостоятельно проанализировать сложно. В таких случаях рекомендуется отправиться на консультацию специалиста.

Один из психологов – гипнологов, который всегда раскрыт для полезного познавательного диалога - Никита Валерьевич Батурин. Опыт Н. В. Батурина позволит с легкостью разобраться в языке тела, узнать полезные подробности, научиться определять намерения, планы, ощущения человека с помощью его онлайн-курса .

Как распознать ложь?

Редко кому из людей удается солгать, не покраснев, не моргнув глазами. Особенность каждого человека - тело способно выдать неправду, причем происходит это непроизвольно. Контролировать движения, мимические выражения удается далеко не всем, психология жестов и мимики, изученная заранее, позволит определить своевременно ложь, правильно отреагировать.

Указывающие на ложь сигналы, которые выдают мимика и жесты человека, психология изучила давно. Неправду выдают такие движения, выражение лица:

  • после сказанного врун прикрывает губы ладонью;
  • несколько раз шумно сглатывается слюна;
  • появляется покашливание;
  • оттенок кожных покровов лица резко меняется - бледнеет, краснеет, покрывается пятнами;
  • губы искривляются, напоминая улыбку;
  • взгляд не способен сфокусироваться на одном предмете, скользит, скашивается;
  • собеседник избегает смотреть в глаза, прямой взгляд завершается многократным морганием;
  • проявляется тяжелое дыхание.

Важно! Непроизвольные реакции позволят распознать неправду, вывести на чистую воду, применить знания для защиты родных, близких людей, избежать неприятностей.

Мимика лица, движения тела, жесты рук и их значение, психология каждого скрытого знака - есть много интересных подробностей для людей, которые только собираются изучить трактовку знаков. Изучение секретов позволит своевременно отреагировать на неприятные ситуации, избежать сложностей, выяснить отношение собеседника. Научившись определять намерения человека, получится даже предотвращать конфликты, гасить назревающие ссоры. Лучше понять человеческую натуру, разобраться в окружающих людях и себе,

Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

В котором присутствуют как подлежащее - одиночное или со словами, от него зависимыми, так и сказуемое - также одиночное или с попутными словами, от него зависящими. Итак, первый состав - подлежащее, второй состав - сказуемое. Синтаксическое построение двусоставных предложений разделяется на два главных типа - именной и глагольный.

Глагольные и именные предложения

В предложениях, относящихся к глагольному виду, сказуемое выражено личной формой полнознаменательного глагола. Двусоставные предложения глагольного типа заключают в глаголе выраженное отношение к подлежащему, а также все нужные предложению категории модальности и времени. Например: Она замолчала . Главные члены двусоставного предложения здесь очень легко определимы.

Именной тип предложения требует сказуемого как минимум из двух слов. Одним из них является связующий глагол "быть" со всеми его эквивалентами, передающими категории модальности и времени. А именная часть тоже передаёт значение сказуемого. Например: Она была рыжая (или рыжей ). Он был менеджер (или менеджером ). Связку легко можно опустить, но смысл предложения слегка изменится: Она рыжая . Он менеджер . То есть отсутствие этой связки передаст настоящее время глагола и изъявительное наклонение.

Смысловые отношения

Грамматическая основа двусоставного предложения выявляет типы смысловых отношений. Они могут быть следующими.

1. Характеризующий тип, когда сказуемое выражено качественными признаками, состояниями или действиями подлежащего. Например: Книга лучший подарок . Облако лёгкое, белоснежное, как лебединое крыло .

2. Тип двусоставного предложения, показывающий отношения тождества между сказуемым и подлежащим. Например: Я Пешков .

3. Тип, выявляющий между сказуемым и подлежащим отношения бытия и составляющийся из чисто бытийного глагола "быть" (даже в нулевой форме) как обстоятельства области бытия, места бытия и существительного, прямо называющего бытующий предмет. Например: Где-то была у меня эта книга . В карманах пусто . Ветер в голове .

Необходимо запомнить типы двусоставных предложений. Их три, выше они перечислены.

Одноимённые категории согласования

Это основная разновидность, где двусоставные предложения имеют связь между своими главными членами в чисто формальном выражении, когда они согласованы в одних и тех же категориях - роде, числе, лице. Это значит, что подлежащее стоит в именительном падеже, а сказуемое имеет в составе спрягаемые формы глаголов, прилагательных, причастий. Таким образом может быть построено двусоставное предложение. Примеры: Дверь скрипит . Девочка веселится . Они уходят . Мы его теряем . Магазин закрыт .

Если согласование отсутствует, связь между сказуемым и подлежащим формально не выражена, она может проявляться только в определённом порядке слов и интонациях. Например: Техника в руках дикаря - кусок пластмассы . Её страсть - книги . Задача пролетариата - сплочённость . И богатые плачут . В подобных случаях разглядеть главные члены двусоставного предложения возможно после долгого колебания. Даже уверенно отнести данные предложения к двусоставным почти невозможно. Ещё примеры: У соседей день рождения . Грабителей уже ждали . Завтра экзамен . Все - в сад . Этот путь невозможен .

Определение двусоставности

Как уже было сказано, двусоставное предложение - это подлежащее (со второстепенными членами или без них) и сказуемое (со второстепенными членами или без них). Количество и качество второстепенных членов (составы) предложения может быть разным, это зависит от развёрнутости грамматического построения. Например: Обычное зимнее настроение расцветало майской сиренью . Здесь слово настроение - подлежащее, в составе которого определения обычное и зимнее , а слово расцветало - сказуемое с майской сиренью в составе.

Двусоставное неполное предложение не имеет всех составов, однако двусоставным быть не перестаёт, поскольку отсутствие состава всегда подразумевается. Например: Твой брат не был в школе? - удивилась мама. - Был, - ответила сестра . В последнем предложении легко угадать состав подлежащего, хотя он отсутствует.

Структура двусоставных предложений

Двусоставные предложения противопоставляются односоставным, в которых главный член один, похожий либо на подлежащее двусоставного предложения, либо на сказуемое. Таким образом, рассматривая способы, которыми выражены главные члены двусоставного, узнаётся и характер главного члена односоставного предложения.

Организующими двусоставное предложение центрами являются подлежащее и сказуемое - предикативное ядро. Между ними возникают отношения, названные предикативными, которые проявляются взаимозависимо. Позиции и того, и другого главного члена предложения независимы и самодостаточны, то есть обязательно составляют предикативный минимум. Например: Пришла долгая, холодная и почти бесснежная зима . Здесь вполне возможно свернуть предложение до чистого структурного ядра. Пришла зима . И всё. Смысл остался на месте. Это простое двусоставное предложение.

Предмет и признак

Определяемое и определяющее всегда взаимосвязаны, так, и сказуемое с подлежащим находится в формальной связи. Это определяется семантическим и грамматическим единством, которое двусоставные предложения имеют всегда. Семантическое начало - предмет и его признак - проходит через взаимосвязи подлежащего и сказуемого, поскольку приписать признак предмету невозможно без определения времени и модальности. Если определить члены по отдельности, связи обнаруживаются очень легко: отношение к сказуемому определяет подлежащее, а само сказуемое тоже имеет связующее отношение к подлежащему и через это определяется. Главные члены предложения помогают определить друг друга, поскольку крепко связаны смыслом.

Но эти связи не только взаимонаправлены, но и позиционно противопоставлены с грамматической точки зрения. Характер и признаки связей прямо указывают на это. Также обязательна иерархия в отношениях главных членов: доминирующее положение подлежащего вызывает грамматическое подчинение сказуемого. Иначе не будет согласования, которое почти непременно содержит двусоставное предложение. Примеры согласования: Ей пригрезился старый дом на вершине холма. Видение это как живое стояло перед глазами. Даже из широкой трубы на крыше уходила в небо прозрачная прядь дымка. Эти двенадцать лет прошлой жизни от неё никуда не ушли.

Здесь сказуемые "пригрезился", "стояло", "уходила", "ушли" выражены только глаголами в прошедшем времени, что вполне грамматически соответствует приложенным к ним подлежащим: "дом", "видение", "прядь", "двенадцать лет", являющимся существительными всех родов - женского, среднего и мужского, которые согласованы со сказуемым и по роду, и по числу.

Нарушение правила

Согласования обычного типа довольно легко нарушить. Примером являются двусоставные предложения, где подлежащему, которое находится в единственном числе, соответствует сказуемое, имеющее по форме множественное число. А, отступись он от правды, не наступит желанного благоденствия. В этом случае сказуемые отступись, не наступит и подлежащие он, благоденствия не согласованы, но вполне употребительны.

Таким образом, явно подрывается идея доминирования подлежащего над подчинённым сказуемым. Многие примеры говорят о том, что синтаксическая связь между центрами предикативных отношений текуча и своеобразна. Основываясь на соотносительности компонентов, такая связь взаимно обусловлена: здесь важны соположение, координация, тяготение. Ещё примеры: Обед готов. Куда без пальто? Бегать полезно. Засор устранён. Это во мне сидит .

О лексических значениях

Когда подлежащее определяется сказуемым, оно не всегда выражается словом одного лексического значения, даже если грамматическое значение предметности соблюдено. Подлежащее может определять что угодно: явление, одушевлённый или нет предмет, лицо, даже отвлечённое понятие. Например: Гроза миновала. Стол меня постоянно ранит своими углами. Иванов носил свою фамилию с гордостью. Нежность переполняла моего героя.

Сказуемое же, когда вступает главным относительно подлежащего, обозначает или действие, или состояние, или свойство, или качество, или количество. А также принадлежность, родовое понятие и много ещё разного. Сказуемое в русском языке всегда до чрезвычайности функционально. Примеры: Горшочек, вари! Она состарилась, а он умер. Молнии блистали поминутно. Перед сном она сладко грезила. И трижды три у неё - шесть! Мой адрес - Советский Союз. Сергиев Посад - небольшой город. То есть понятие главных членов содержит в себе помимо грамматического и семантическое содержание. Более того, главные могут вообще уступить свою роль второстепенным членам. Смысловая нагрузка может принадлежать любому из них. Например: Она гуляла то с одним, то с другим. Домой она возвращалась даже не ночью, а утром.

Выводы

Изучать двусоставные предложения нужно внимательно, отмечая разграничение членов на главные и второстепенные по тем признакам, которые выявляют доминирование одного над другим. Современные синтаксис и грамматика переживают не лучшие времена, и здесь дискуссионность основных вопросов чрезвычайно важна. Особое внимание нужно уделить трудностям характеристик, которые преподносят двусоставные предложения, за счёт исключительного разнообразия способов выражения сказуемых - именно морфологическое выражение имеется в виду. Здесь важны все компоненты, все их функциональные характеристики, особенно это касается составных сказуемых - и именного, и глагольного.

На этом уроке мы повторим основные сведения о двусоставных и односоставных предложениях, о видах односоставных предложений, о двусоставных неполных предложениях. Рассмотрим алгоритм решения задания В4.

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: Двусоставные и односоставные предложения

I . Особенности выполнения заданий типа В4

В задании В4 ЕГЭ нужно найти (чаще всего) односоставное предложение определенного вида в сложном предложении. Очевидно, что, во-первых, надо уметь найти сложное, а во-вторых, нужно знать виды односоставных предложений и не путать их с двусоставными неполными.

II . Сложные предложения

Напомним, что предложение, в котором одна основа, называют простым, а предложение, в котором две основы или более, называют сложным . Рассмотрим небольшой текст.

Подчеркнем основы.

(1) Выехали за город. (2) Здесь уже не пахло акацией и сиренью, не слышно было музыки, но зато пахло полем, зеленела пшеница, пищали суслики. (3) Куда ни взглянешь, везде все зелено, только кое-где белеет полоса отцветающих яблонь.

Следовательно, в этом тексте два сложных предложения: 2 и 3.

III . Двусоставные и односоставные предложения

Как вы знаете, предложение, содержащее два главных члена (подлежащее и сказуемое) называется двусоставным . Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным .

Но! Нужно быть внимательными: предложение с одним главным членом может оказаться двусоставным неполным.

Рассмотрим микротекст.

Подчеркнем основы.

(1) В кабинете было темно и тихо. (2) Никитин стал почему-то думать о том, как через два или три года поедет за чем-нибудь в Петербург.

В первом предложении одна основа: «было темно и тихо ». Это простое предложение, в нем только один главный член, сходный со сказуемым. Это односоставное предложение.

Во втором предложении две основы - это сложное предложение. «Никитин стал думать » - это двусоставное полное предложение: есть и подлежащее, и сказуемое. Во второй части есть только сказуемое - «поедет ». Из контекста ясно, что речь идет о Никитине. Значит, это двусоставное неполное.

I V . Виды односоставных предложений

Вспомним виды односоставных предложений.

В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. Что бы мы ни попытались подставить, получится дополнение. Сказуемое может быть выражено:

Безличным глаголом - светает ;

Личным глаголом в значении безличного - пахло ;

Неопределенной формой глагола - не опоздать ;

Глаголом «быть» и словом «нет» в отрицательных предложениях - нет.

Именная часть сказуемого может быть выражена кратким страдательным причастием и наречием - было сделано, становилось свежо .

Возможно и такое: глагол в безличной форме + инфинитив - стало темнеть .

Или так: глагол-связка «быть» в безличной форме + слово категории состояния + инфинитив - было жаль уезжать .

Рис. 1. Безличные односоставные предложения

В определенно-личном предложении подлежащего нет, но его можно восстановить. Но восстановить не из контекста, как с двусоставным неполным, а из формы сказуемого. Главный член может быть выражен:

Глаголами 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения;

Глаголами 1-го и 2-го лица повелительного наклонения.

Рис. 2. Определённо-личные односоставные предложения

В неопределенно-личных предложениях тот, кто действует, неизвестен или не важен. Главный член может быть выражен:

Глаголом 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени;

Глаголом 3-го лица множественного числа повелительного наклонения;

Глаголом во множественном числе прошедшего времени изъявительного наклонения;

Глаголом во множественном числе условного наклонения.

Рис. 3. Неопределённо-личные односоставные предложения

НО! Здесь может быть сложность! Важно не перепутать неопределенно-личное с двусоставным неполным. Вот пример:

Мы толком не знали, как решить задачу. Все время звонили Надежде Александровне.

Все время звонили Надежде Александровне. - Двусоставное неполное

Из контекста ясно, что звонили мы , то есть о подлежащем сказано.

В обобщенно-личном предложении говорится о действии, которое приписывается всем вместе и каждому в отдельности. Главный член может быть выражен

Глаголом 2-го лица ед. числа и глаголом повелительного наклонения;

Глаголом 3-го лица мн. ч.

К обобщенно-личным относятся и такие предложения: выходишь иногда на улицу и удивляешься .

Рис. 4. Обобщённо-личные односоставные предложения

Назывное предложение - это односоставное предложение с главным членом, сходным с подлежащим. В таких предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член - подлежащее.

Посмотрим на примеры:

Ну и погода! - назывное

Холодная осень . - назывное

На улице дождь . - двусоставное неполное

Рис. 5. Назывные односоставные предложения

Назывное предложение может быть распространено определением.

Не путайте, пожалуйста, назывные с двусоставными неполными. Двусоставные неполные распространены обстоятельствами.

Вот несколько предложений. Дадим им характеристику.

Мне было бы очень приятно поговорить с вами (односоставное безличное).

Приглашу ее в сад, немножко погуляю и объяснюсь (односоставное определенно-личное).

Это съедят в кухне (односоставное неопределенно-личное).

Рис. 6. Двусоставные и односоставные предложения ()

V . Разбор задания типа В4

А теперь выполним задание типа В4.

Найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное определенно-личное. Напишите номера этих сложных предложений.

Проанализируем текст. Посмотрим, какие предложения простые, а какие сложные.

(1) Я живо проскакал ущелья, завтракал в Казбеке, чай пил в Ларсе, а к ужину поспел в Владикавказ.

(2) Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают, особенно для тех, которые там не были, и от статистических замечаний, которые решительно никто читать не станет.

(3) Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие и где между тем некому велеть зажарить фазана и сварить щей, ибо три инвалида, которым она поручена, так глупы или так пьяны, что от них никакого толка нельзя добиться.

(4) Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо "оказия" еще не пришла и, следовательно, отправляться обратно не может…

(5) Я для развлечения вздумал записывать рассказ Максима Максимыча о Бэле…; видите, что иногда маловажный случай имеет жестокие последствия!

В первом предложении одна основа: проскакал, поспел, завтракал, пил - это однородные сказуемые. Второе, третье, четвертое, пятое предложения - сложные. Выделим основы. Второе предложение: избавлю, которые не выражают, которые не изображают, которые не были, никто не станет читать. Здесь есть односоставное предложение избавлю. Сказуемое выражено глаголом в 1-м лице ед. числа настоящего времени - значит, это определенно-личное.

Третье предложение: я остановился, проезжие останавливаются, велеть, три инвалида глупы или пьяны, она поручена, нельзя добиться толка. Здесь два односоставных: велеть, нельзя добиться . Здесь нет и не может быть подлежащего. Это безличные предложения.

Четвертое предложение: объявили, я должен прожить, оказия не пришла и не может отправляться. Здесь есть односоставное. Сказуемое выражено глаголом прош. вр. множ. числа. Значит, неопределенно-личное.

Пятое предложение: я вздумал записывать, видите, случай имеет последствия. Есть определенно-личное - видите .

Ответ: 2, 5.

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. - М.: Русское слово.

2. Литневская Е.И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. - 240 с.

4. Федеральный институт педагогических измерений ().

Домашнее задание

1. Выполните задание типа В4 :

Рис. 7. Задание типа В4

2. Выполните задание типа В4 :

Рис. 8. Задание типа В4

3.* Найдите предложения односоставные и двусоставные, определите их грамматическую основу и способ ее выражения. Выпишите номера односоставных (А) и двусоставных (Б) предложений. Если в предложении представлены оба вида, пишите так: 2А, 2Б. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Грозовая туча перевалила за бугор - стало жарко.

2. Ему поставили сторожевую будку с полевым телефоном неподалеку от мощных насосов.

3. Кроме рек, в Мещерском крае много каналов.

4. Хорошо смеялся паренек так смеются в деревнях выезжая в ночное.

5. Светало грустно и нежно так всегда светает в Москве.

6. За окном понемногу светлела Тверская откуда-то донесся хлопотливый звонок рабочего трамвая.