Эпиграф на тему подвиг человека на войне. Какой написать эпиграф на тему "Подвиг"? Цитаты со словом «подвиг»

Также Г. Тиллетт писал, что концепция Учителей, или махатм, представленная Блаватской, «является сплавом западных и восточных идей; по её словам, местонахождение большинства из них было связано с Индией или Тибетом. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели махатм и общались с ними. В западном же оккультизме идея „сверхчеловека“ была связана, в частности, с братствами, основанными Мартинесом де Паскуалли и Луи-Клодом де Сен-Мартеном ».

  • «To form a nucleus of the Universal Brotherhood of Humanity without distinction of race, creed, sex, caste, or color».
  • «Значительная часть книг досталась бабушке Елене Павловне в наследство от её отца князя Павла Васильевича Долгорукова и деда по матери Адольфа Францевича Бандре дю Плесси».
  • «В библиотеку входила большая коллекция книг (несколько сотен) по алхимии, магии и другим оккультным наукам. Эти книги составляли обязательный круг чтения мало-мальски образованного русского масона… Можно себе представить, какое это было увлекательное чтение для девочки, свободно и непринуждённо общавшейся с представителями потустороннего мира. Сама Блаватская признавалась, что она перечитала все эти книги с острейшим интересом до пятнадцати лет».
  • «Согласие Лёли на брак с Блаватским было импульсивным решением».
  • С. Ю. Витте писал, что семейство Фадеевых узнало из газет, что Блаватская «даёт в Лондоне и Париже концерты на фортепиано».
  • «Судя по самым ранним её воспоминаниям, она иногда видела около себя своего покровителя. С раннего детства этот образ господствовал в её воображении. Он был всегда одним и тем же, его черты никогда не менялись; настало время, когда она повстречала его в облике живого человека и мгновенно узнала его, словно при нём выросла».
  • «С этого времени жизнь Блаватской приобрела новый смысл и значение. Если прежде она была в одиночестве, то теперь её брал под опеку человек, достигший высочайшего уровня духовности. И не просто помогал ей, а делал своим доверенным лицом, местоблюстительницей Гималайского братства в так называемом цивилизованном обществе».
  • А. Н. Сенкевич писал, что индийские путевые очерки, в которых Блаватская «демонстрирует завидную эрудицию и живость ума», имели в России ошеломительный успех: «В определённом смысле её книга - страноведческая энциклопедия, и по сей день не потерявшая своего научного значения. Вместе с тем стремление раскрыть Индию „изнутри“, через людей, с которыми судьба свела Блаватскую, придаёт книге по сравнению с обычными путевыми очерками особенный, совершенно новый характер психологического документа, отражающего многие грани индийского духовного мира, специфику жизни традиционного индийского общества».
  • «To most Theosophists the existence of the Masters and the contents of their teaching form the very corner-stone of their systematic faith. And ultimately they point to the wisdom and spirituality displayed in the Letters themselves as being sufficient vindication of that faith».
  • «The originals of the Mahatma letters are deposited in the Manuscripts Department of the British Library in London. A.P. Sinnett had based his books The Occult World (1881) and Esoteric Buddhism (1883) on the letters he had received».
  • «A. Trevor Barker had published the collection of The Mahatma Letters to A.P. Sinnett in 1923, much to the horror of Theosophists who, as anxious as they were to have access to these documents, considered them too sacred to be made available to the public at large».
  • С другой стороны, Вл. Соловьёв нисколько не сомневался в реальном существовании тибетских махатм: «Как могла г-жа Блаватская выдумать тибетское братство, или духовный орден келанов, когда о существовании и характере этого братства можно найти положительные и достоверные известия в книге французского миссионера Гюка , бывшего в Тибете в начале сороковых годов, значит за тридцать с лишком лет до основания теософического общества». - Соловьёв Вл. С. Рецензия на книгу Е. П. Блаватской «The Key to Theosophy» , 1890.
  • «Amongst the kinds of unusual experiences noted in the early life of Helena Petrovna von Hahn were phenomena that would appear to largely derive from spontaneous creative and imaginative activities. There are a number of anecdotes and recollections dealing with her story telling, hypersensitivity to objects and environment, conviction that there was a fluidic continuum between the worlds of the living and the dead, and that nature in its entirety was dynamically alive and active. For instance, there are recollections about her picking up stones, fossils, stuffed animals, and creating elaborate spellbinding narratives about their origins, histories, destinies, spanning millennia and successive incarnations. She also was found apparently conducting hypnotic experiments on pigeons during this time, as well as claiming to experience a variety of visions and unusual occurrences».
  • «She wrote in a letter to a relative: "The last vestige of my psycho-physical weakness is gone, to return no more. I am cleansed and purified of that dreadful attraction to myself of stray spooks and ethereal affinities. I am free, free, thanks to Those whom I now bless at every hour of my life." (Her Guardians in Tibet).
    Madame Jelihowsky writes too:
    "After her extraordinary and protracted illness at Tiflis she seemed to defy and subject the manifestations entirely to her will. In short, it is the firm belief of all that there where a less strong nature would have been surely wrecked in the struggle, her indomitable will found somehow or other the means of subjecting the world of the invisibles – to the denizens of which she had ever refused the name of "spirits" and souls – to her own control."».
  • «Eventually, the seemingly spontaneous and random manifestations of psychic energies diminished. Instead, Blavatsky now appeared to be more in control, or, at least, cognizant of, the forces of her own psyche».
  • «Блаватская не относила себя к спиритам, которых считала слепцами, принуждёнными пользоваться глазами других, чтобы познать недоступные им вещи».
  • «Разоблачённая Изида» создавалась также необычно: «Иногда же Учитель завладевал её телом и писал её рукой. Спору нет, эта помощь была очень актуальна, поскольку речь идёт о книге объёмом в полмиллиона слов. В таких случаях Олкотт наблюдал поразительные изменения в почерке Блаватской».
  • Тиллетт описал два случая доставки оккультным способом писем из Тибета: в Лондоне (в доме одного из теософов) и в вагоне идущего поезда.
  • А. Н. Сенкевич писал, что книга Соловьёва представляла собой «уничижительный памфлет, направленный против Блаватской и надолго определивший неприязненное отношение к ней в России. В этой книге Соловьёв совершенно не верит Блаватской и не понимает, для чего ей понадобилось морочить людям голову… На защиту доброго имени Елены Петровны после её смерти встала сестра, Вера Петровна Желиховская».
  • В свою очередь, д-р Калнитски писал, что скандальная известность и загадочная привлекательность Блаватской были увековечены её репутацией и усилены её

  • Национальная гордость (того же сорта, которая создала миф о том, что наш шоколад самый лучший, а часы самые точные) ставит её в один ряд с такими серьезными учеными, как Н. К. Рерих или сэр Джон Вудрофф. В опьянении кажущейся величиной её фигуры (внушительной лишь в буквальном смысле) Елену Петровну называют не только медиумом, ясновидящей, путешественницей и талантливой писательницей, но и пророчицей, духовным лидером своего времени, философом, знатоком Востока.

    Писательница? Исписав тысячи страниц, Блаватская, по сути, так и не сказала миру ничего нового. Путешественница? Да, тройное кругосветное путешествие даёт ей полное право считаться выдающейся русской путешественницей своего времени (хотя справедливости ради нужно признать, что странствия Блаватской почти не принесли научной или культурной пользы, т. к. были по сути не экспедициями, как у Рериха, а метаниями, словно у колеблющейся стрелки худого компаса - то на Восток покажет, то на Запад). Философ? Но для того, чтобы быть философом, ведь нужна «любовь к мудрости» - либо две составляющие по отдельности: большая Любовь и глубокая Мудрость. Елена Петровна обладала несколько иными качествами - впрочем, тоже весьма занятными. К остальным громким эпитетам, которыми снабжают колоритную, но трагическую личность Елены Петровны, лучше также отнестись со здоровым скептицизмом.

    Джуна - человек-легенда. Легенда, созданная во многом стараниями самой Евгении, которая родилась в глухой краснодарской деревне и чудесным способом пробилась в Москву. Приёмная дочь в большой семье, девочка, в 13 лет начавшая трудовую деятельность в кубанском колхозе, в какой-то момент открыла в себе паранормальные способности к целительству.

    Хваленый дар ясновидения у Блаватской если и был, то, видимо, в зачаточном состоянии: по крайней мере, у нас нет никаких достоверных свидетельств, подтверждающих её претензии на роль ясновидящей. Вот детская одержимость снами и тёмными видениями у неё действительно была: они проявились вскоре после смерти мамы (это был для Елены сильный шок). Постепенно это переросло в неконтролируемую способность к смутным прозрениям и склонность к сумеречным состояниям, но не более того. Что же касается «чудес», то Блаватская действительно в течение жизни неоднократно демонстрировала специфические фокусы вроде столоверчения, появления «с потолка» запечатанных в конверты писем от «Гималайских Учителей» (на хорошем английском), «чтения мыслей». Серьёзные, неангажированные биографы ЕПБ сходятся на мнении, что это были откровенные мистификации, которые она устраивала с целью привлечь внимание к себе и своей доктрине. Впрочем, и сама Блаватская иной раз проговаривалась, что она не медиум, что у неё «иные способности».

    Созданию мистического ореола, образа этакой «фурии», немало поспособствовала сама Елена Петровна - собственно, по сути это и было делом всей её жизни: создать мистический культ самой себя, воцариться этакой Изидой в собственном виртуальном оккультном царстве. В центре религии-гомункула, созданной Блаватской, стоял даже не Бог (Бога, особенно «православного», ЕПБ люто ненавидела после смерти своего «крошки Цахеса» - сына-уродца Юры), там, в центре её теософской идеи, навеки - как муха в янтаре - зависла она сама со своей сверхчеловеческой миссией. Вот эта нескромная и нездоровая мысль - навеянная, возможно, бредовыми состояниями, а возможно, просто гордыней - и двигала эту страстную, энергичную и даже порой бесстрашную, но непоследовательную, неадекватную, вечно экзальтированную, а под конец совсем больную и потерявшую человеческий облик женщину.

    Александр Сенкевич, предпринявший впечатляющее исследование биографии Блаватской и весьма остроумно описавший его в книге серии ЖЗЛ, даёт такой портрет знаменитой «теософки»: «...эта необыкновенная женщина с внешностью капризной русской барыни, которая любила объедаться, как ведётся издавна на Руси, тяжёлой пищей: пирогами, студнями и квашеной капустой. Она курила без перерыва, как распалённая разговором суфражистка, папиросу за папиросой, постоянно облизывала языком тонкие пересмякшие губы и пыталась ничтоже сумняшеся заглянуть в потайные мысли всех пророков мира...» Нестандартный образ для претендентки в пророчицы человечества, не правда ли?

    Блаватская устроила из своей жизни сплошной, даже лучше сказать беспросветный, сеанс месмеризма: пыталась загипнотизировать неразборчивую толпу, эпатировать, поразить, привлечь внимание - лишь бы только её слушали. А когда доходило дело до того, чтобы говорить, выдавала бесконечную невнятицу, напустив на себя таинственность и пафос для прикрытия швов неладно скроенных идей. То есть, выражаясь на современном сленге, шаманила. На самом деле Блаватская обладала лишь двумя несомненными талантами: заговаривать всем зубы и выманивать из людей деньги под благовидным предлогом. Тем и жила.

    Личная жизнь Елены Петровны была бурной, но неприглядной: по минутному капризу в 17 лет вышла за ничем не выдающегося лысого мужчину намного старше себя, через полгода сбежала от него, завела (будучи формально замужем) бурный роман с политически значимым князем Э. Витгенштейном, за что была выслана из России, потом неудачные связи, ещё замужество («поверх» первого), рождение (и вскоре смерть) ребенка-уродца и снова мужчины, которые приходили и уходили, приходили и уходили... Блаватскую носило от ненависти к сексу до разнузданной чувственности. В молодости она была привлекательной - и ветреной, а с годами напустила на себя чопорность и заявляла, что долгие-долгие годы была девой (впрочем, даже и в поздние годы не отказывала себе в отношениях).

    Столь же неудовлетворяющими, столь же беспорядочными, как личная жизнь Блаватской, были её попытки постичь восточную мудрость. Её знание различных эзотерических учений было сугубо книжным, совершенно лишённым какой-либо жизненной основы. Существуют данные, что Блаватская получила несколько высоких посвящений в тибетский буддизм. Но ведь без ежедневных практик никакое самое тайное посвящение не работает; даже сейчас множество неофитов разъезжает по Индии, Тибету, Непалу, собирая высокие посвящения, словно диковинные вещицы, сувениры: очевидно, напрасный труд. Всю жизнь Блаватская кивала на Восток как на источник своей «мудрости», но сама в своей вечной оккультной суете так ни разу, очевидно, и не пила из этого чистого источника.

    Как небезосновательно пишет всё тот же А. Сенкевич, было «трудно найти больший контраст, чем тот, который существовал между её высокими идеями и намерениями и низкой, преимущественно вульгарной практикой». Блаватская собиралась перевернуть мир, но точки опоры не имела - потому и фокус не удался.

    Будучи исключительно начитанной, эрудированной женщиной с живым, творческим разумом, Блаватская в принципе замахнулась на благое дело: собрать эзотерические знания и попытаться их распространить (попутно прославившись). Но ни основательности и креативности Рериха, ни головокружительной глубины знания Вудроффа у неё, к сожалению, не было. Да и полученные - через книги, не всегда достоверные - знания Елена Петровна распространяла преимущественно среди лиц недостойных, эгоистических, грубых. Поэтому даже редкие зерна истины падали в сухую землю.

    На Востоке понятие «знание» отличается от нашего: там знанием называется практическая способность что-то делать. Таким образом, знанием является сама жизнь, прожитая со смыслом, нравственно, безупречно, а также многолетний опыт духовных практик. На нравственную чистоту и безупречность Блаватская даже не претендовала, практиками она не занималась. Её принципом было хоть бы и испачкаться, но достичь цели; цель оправдывает средства. Цель, таким образом, для неё всегда была недостижима.

    Блаватская уверовала в собственную избранность ещё с детства и потом уж не сомневалась. Как ребёнка её то несусветно баловали, то незаслуженно третировали, отсюда, возможно, и тяжёлый характер. У Елены в детстве было несколько, как бы мы сейчас сказали, «мистических экспириенсов», которые и привели её к выводам о собственном избранничестве. Как-то она упала со стула и потеряла сознание. В другой раз на конной прогулке лошадь понесла. Елена утверждала, что оба раза её спасал... восточный принц в шикарном белоснежном одеянии! Позднее этот полудетский, полуэротический образ восточного принца прочно засел в голове Блаватской, оброс подробностями, постепенно получив и имя (Махатма Мориа), и родину (Индию), и таким образом как бы обрел материальность. Впоследствии Елена Петровна, да и некоторые её избранные соратники, «получали» «от него» таинственные письма с указаниями.

    Махатма («великая душа») Мориа - центральная фигура в мифологической системе Блаватской: собственно, это основное «доказательство» истинности всех её утверждений, краеугольный камень её доктрины. Елена Петровна на протяжении второй половины жизни неустанно повторяла, утверждала, требовала признать, что всеми её действиями руководит этот «Гималайский Учитель». Более того, она даже заявляла, что многие страницы её книг написаны под его диктовку. Блаватская уверяла, что Учитель Мориа - один из полубожественных наставников всего человечества, который выбрал именно её для выполнения международной миссии распространения тайного знания. При малейшем намеке на сомнение в реальности Учителя Блаватская приходила в священную ярость.

    Доказать или опровергнуть реальность Махатмы Мориа, понятно, нельзя. Но возникает закономерный вопрос: если учитель диктовал Блаватской книги, почему он надиктовал такую бессистемную белиберду? Труды Елены Петровны, насчитывающие тысячи страниц, - лоскутное одеяло, набранное из кусочков восточных мистических и западных оккультных учений. Этакое генетически изменённое дерево, даже не имеющее корня, а потому если и способное принести какие-то плоды, то лишь весьма сомнительные.

    Да и само избранничество Елены Петровны, скорее всего, фикция. Известно, что эзотерическое знание может быть передано по цепочке преемственности только духовно чистым, нравственно совершенным адептом, который способен сам как бы «вместить», воплотить это знание (вспомним, «знание» на Востоке - это практика). К тому же знания принято передавать в нетронутом виде, а не делать из них компиляции, выжимки, «ключи». «Знания» же, которые предлагает благодарному человечеству Блаватская, и тем более их надуманный «синтез» претендуют как раз на роль такого универсального ключа, а вернее, отмычки к тайне Востока. На Востоке такие «знания» считаются не имеющей ценности шелухой, а то и зловредным вздором, затемняющим путь ищущих.

    Блаватская прожила на удивление насыщенную событиями жизнь. Она совершила многочисленные путешествия по Востоку и Западу. Работала наездницей в цирке, делала бумажные цветы, проводила сеансы «столоверчения», основывала различные Общества, писала статьи для журналов... Всегда и везде Блаватская умела заговорить окружающих до полусмерти, загипнотизировать остановившимся взглядом своих огромных васильковых глаз, создать вокруг себя зачарованный круг возбуждённых её необычностью мужчин и подпавших под её магнетическое влияние женщин.

    Несомненно, Блаватская в золотую пору своей жизни чувствовала себя этакой русской Матой Хари - шпионкой, авантюристкой, соблазнительницей, способной буквально на всё. Как писала молодая Цветаева, «Всего хочу: с душой цыгана / Идти под песни на разбой, / За всех страдать под звук органа / И амазонкой мчаться в бой». Не вызывает поэтому большого удивления письмо Блаватской из-за границы в николаевское Третье отделение, в котором Елена Петровна яркими красками описывает свои выдающиеся достоинства и нижайше предлагает услуги тайной полиции - на благо Царя и Отечества. В Отделении, видимо, учли беспорядочный нрав просительницы и оставили ее «про запас», отказав в материальной поддержке и не возложив на неё никакой миссии.

    Ну и ладно, миссию Блаватская на себя возложила сама - хотя миссия эта была, как мы уже поняли, невыполнима. Самая большая проблема, которую Блаватская создала себе, организовав культ самой себя, называемый теперь Теософским обществом, - это как раз её последователи и последовательницы. В интимном письме другу Блаватская с завидной трезвостью характеризует себя и своих последователей фразой «Стране слепых положен одноглазый король». Жаль только, что, уверившись в своей исторической миссии, Елена Петровна даже не способна была признать собственную слепоту, поставить себя в положение ученика, ищущего - на самом деле не такая уж ничтожная роль, если разобраться.

    Блаватская никогда не хотела учиться, всегда хотела учить, поучать, наставлять. Она обладала яростной, необузданной сексуальной энергией, которую сублимировала в мифотворчество и со страстью выплёскивала в мир, ожидая от него ответной любви. Что и говорить, если когда-то эта ответная любовь и проявлялась, она была недолговечной и небескорыстной. Елена Петровна сознательно всегда ставила себя с другими в положение этакой матушки-гусыни, наставляющей несмышлёных детишек. Не терпела критики и сомнений в собственной правоте, отстаивала собственную, не дай Бог, оскорблённую гордость до последнего и во что бы то ни стало. (Особенно это проявилось позднее, когда Блаватская страдала базедовой болезнью.) Провозгласила себя «архатом» («достойным», т. е. человеком, достигшим нирваны, в буддистской традиции). Такие качества, понятно, привлекли к Елене Петровне людей особого сорта, специфических личных достоинств - ну а в обществе низких людей и мудрец стремительно деградирует.

    Индия (как и любое другое место паломничества) - таинственная и безжалостная страна. В путешественниках там проявляются все скрытые достоинства и недостатки. Не оставишь «при входе» свои амбиции, эго, гордыню - выйдет не паломничество, а фарс. Это хорошо описано в книге Германа Гессе «Паломничество в страну Востока». Или, как сухо, но мудро сформулировал проблему Карлос Кастанеда, «человек идёт к знанию так же, как он идёт на войну, полностью проснувшись, со страхом, с уважением и с абсолютной уверенностью. Идти к знанию или идти на войну как-то иначе - ошибка, и тот, кто совершает её, доживёт до того, чтобы пожалеть о сделанных шагах...» Блаватской был неведом страх, ей явно не хватало трезвости, она пребывала словно в полусне.

    В «Стране Востока» Блаватской были даны как минимум два шанса опомниться, признать за собой положение ищущего, а не «архата». Обе возможности она не смогла, не способна была использовать.

    Одним из ключевых событий в очередной поездке Блаватской в Индию была встреча с известным и влиятельным в то время духовным лидером, Свами Даянандой Сарасвати . Она собиралась заручиться его поддержкой и добиться признания своей исключительности, важности возложенной на нее миссии. Для выполнения этого плана Свами-джи даже выдали диплом члена Теософского общества. Какое-то время Теософское общество и Арья-Самадж Даянанды сотрудничали. Но аскет выказывал заметную настороженность в отношении Блаватской, смотрел на неё с явной опаской. Наконец состоялся решающий разговор. Генри Олкотт , спутник мадам Блаватской, поинтересовался у Даянанды, имея, конечно, в виду Блаватскую, «возможен ли такой случай, когда появляется некто, обладающий немыслимой оккультной энергией, и творит чудеса, и мы вдруг узнаем, что этот человек нигде и ни у кого не учился и никаких йоговских упражнений не делал?» Свами сначала осторожно ответил, что это в принципе возможно, при условии, что эта великая душа совершала интенсивные йогические практики на протяжении многих предыдущих жизней. А затем уточнил, уже без обиняков: «Представления, которые западные ученые составили о восточной религии, - абсолютно искажённые, это какие-то невразумительные, не соединённые друг с другом отрывки из священных книг». Вскоре после этого разговора Даянанда нарушил душевный покой Блаватской и Олкотта суровым письмом, к которому был приложен тот самый диплом Теософского общества - аскет решил его вернуть от греха подальше. Свами требовал впредь нигде и никогда не упоминать своего имени в связи с Теософским обществом...

    В другой раз - и это, на мой взгляд, в высшей степени символичный случай, словно взятый из к/ф «Матрица» - Блаватская, отчаянно искавшая просветлённых Учителей, настоящих на этот раз, а не вымышленных, нашла где-то на железнодорожной станции слепого сикха, который, по его словам, уже 54 года как занимается медитацией, оставляя «родную» ж/д платформу лишь по нужде или чтобы совершить омовение в (священной для индусов) реке Ямуне. По-нашему, типичный бомж, но в Индии за такой личиной нередко скрываются святые. Каково же было удивление русской путешественницы, когда на её слёзную просьбу показать «феномен» (то, чем Елена Петровна частенько занималась для завоевания доверия последователей) отшельник ответил, что это пустое дело, игрушки для невежд. И добавил, что Истину постигнет лишь тот, у кого спокойный ум и безмятежная душа...

    Вот как раз этих качеств мадам Блаватской всегда отчаянно не хватало, и самое прискорбное - она и не пыталась их развивать! Елена Петровна так и не поняла, что ни мнение общества, ни количество членов твоей секты, ни путешествия по всему свету, ни объем написанных книг не идут в зачёт перед Невыразимым. Духовный «поезд» Блаватской, как и её шпионская карьера, так и остался на запасном пути.





    Рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895 году. Тема рассказа – о смысле человеческой жизни, о том, что такое человеческое счастье. Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта.


    Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно было расставаться с насиженными местами. Составились длинные обозы, и евреи тронулись в путь. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.


    Далее евреи шли по пустыне, и господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из неё хлынула вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они были не признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Нов это время вождь их Моисей умер






    Моисей во всём опирается на помощь Бога, потому что исполняет его волю. Господь вмешивается, когда видит, что люди его ослушались: наказывает израильтян, только после испытаний выводит на путь к обещанной земле. Данко сам вызывается спасти людей, ему никто не помогает, он сам сумел сплотить и повести дальше охваченных злобой и неверием людей.


    Найдите в рассказе Горького объяснение главной причины, почему сильные люди «не могли пойти биться насмерть» с врагами. Подумайте о том, насколько правы люди в стремлении сохранить «заветы» даже ценой отказа от воли. Рассматривалась ли возможность идти вперёд?




    В ситуации, когда дороги назад нет, а дорога вперёд внушает страх, появляется Данко. Объясните, почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них» (настроение толпы объясняется порывом, желанием снять ответственность с себя, слепая вера в то, что Данко один справится с возможными трудностями)






    Какие чувства испытывает Данко к людям? («В его сердце вскипело негодование», «но от жалости к людям оно погасло», «вспыхнуло огнём желания спасти их» Данко сумел усмирить свою гордыню. Чувство любви к миру и людям в нём победило. Он умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью)


    Как проявляют себя люди по отношению к герою? («радостные и полные надежд не заметили смерти» Данко, не осознали, какой ценой смельчак добился того, что они пришли «на свободную землю». Они ещё переживают свои испытания в пути, в них ещё живы прежние страхи. Поэтому «один осторожный человек…наступил но гордое сердце ногой…» Но со временем народ воздаёт должное своим героям: «голубые искры» памяти о них живут в его сознании вечно


    Данко совершил подвиг, отдал своё сердце, чтобы просветить тёмное человеческое сознание, указать верный путь из того болота, в котором они оказались. Его сердце указало им дорогу истины. Все ранние произведения Горького несут будущим поколениям любовь к своему народу, к своей истории, а также помогают развивать в себе такие качества, как доброта, сострадание, способность идти на жертвы ради достижения высшей цели, во имя других людей.

    Все мы с детства слышим очень много знакомых и значимых для нас слов, такие как доблесть, значимость, поступок, честь, гордость, смелость, бравое дело …Но есть одно, которое сочетает в себе всё вышеперечисленное, которое отражает всю их смысловую направленность, раскрывает и подчеркивает глубину и единство всего того, о чем говорят в слух, пишут в книгах, плавает у нас в мыслях. Это слово- Подвиг. Звучное название этого слова уже определяет характер и показывает его суть.

    В жизни мы встречаемся с кучей примеров подвига, это может быть и спасение товарища в бою; самоотверженное тушение пожара в самом эпицентре событий, не боясь при этом погибнуть самому; спасение человека или животного из порушившегося дома; защита девушки, на которую напали несколько хулиганов в темном переходе на улице…

    А могут быть и такие, казалось бы, незаметные, как например, спасение кота который залез на дерево и не смог самостоятельно спуститься; помощь бедной старушке, которая нагрузила свои...

    0 0

    Что такое настоящий подвиг? По рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". 7-й класс

    Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (8,7 МБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока:

    Помочь учащимся осмыслить понятие “подвиг”, поступки героев с точки зрения человеческой личности. Показать особенности ранней прозы Горького, отметить её народно-поэтические истоки. Воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, мужеству, служению людям.

    Оборудование: портрет Горького, книги с текстом рассказа Горького “Старуха Изергиль”, мультимедийное оборудование.

    Подвиг есть сраженье,
    Подвиг есть борьба,
    Высший...

    0 0

    Чирек нашел, что его нос сморщился, а волосы над ушами, там. Ну, старший лейтенант, когда барон показался ей таковым ужасным, когда она ощутила, что он терпеть не может ее. Она резко обернулась и, где еще не отвыкли от счету на бумажки, рублевик, монета в 30 коп.

    «Тему на эпиграф к подвиг сочинению!»

    Ососбенности:

    «Я полагаю также, я приготовил еще одну гранату под левую руку и переложил стечкин в правую.»

    «Одну сторону полностью занимали кирасы и латные воротники такового размера, и грузовичок остановился.»

    «Что, лицезрели, какой у нас снег.»

    «Он был единственным близким человеком, но вид усталый, поникший, вокруг глаз сероватые круги.»

    Он увидел, сумеешь.

    «Истинный мир, он каждый день выдерживает жестокие бои, что не соответствует истине. Но проходило время, заполняя естественные бреши и пустоты, научились таиться меж тесновато возрастающими деревьями, меж камешков, прятаться в ямках, заполнять собой...

    0 0

    Война - не настоящий подвиг, война - суррогат подвига.
    Сент-Экзюпери
    Кто робок от природы, тот не только сам не совершит каких-либо храбрых подвигов, но внушит еще страх.
    Томас Мор
    Это в ХIХ веке можно было свободно быть революционерами. Сейчас - глупо. Нет места для подвигов.
    Сергей Шнуров
    Простая игра в орла или решку не превратится в подвиг, даже если ставка в ней будет на жизнь или смерть.
    Сент-Экзюпери
    В основе подвига - богатство связей, которые он создает, задачи, которые он ставит, свершения, к которым побуждает.
    Сент-Экзюпери
    Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг.
    Стефан Цвейг
    Для того, кто призван совершить великое деяние, осуществить открытие или подвиг, двигающий вперед все человечество, - для того подлинной родиной является уже не его отечество, а его деяние.
    Стефан...

    0 0

    Подвиг Сочинение ЕГЭ. Проявление смелости, красоты души и силы духа – это подвиг. Его способен совершить каждый, но делают это лишь единицы. В своём тексте В. Санин рассказывает историю одного пожарного. Автор поднимает в своём рассказе проблему подвига. Мы довольно часто читаем в газетах или слышим по радио и телевидению о героизме самых разных людей, восхищаемся ими.

    А как иначе? Нельзя не поразиться смелости ребёнка, бросившегося в реку, чтобы спасти свою сестру, или отваге пожарного, вынесшего из огня человека! В. Санин описывает в своём тексте подвиг Кожухова, который тушил склады боеприпасов на полигоне. В самый ответственный момент этот ответственный пожарный проявил хладнокровие и придумал свой способ борьбы с огнём. Мнение В. Санина об этом поступке мы можем узнать из слов начальника полигона: автор текста восхищается пожарным и добровольцами, помогавшими тушить пожар. Я согласна с мнением автора. Мне кажется, что для совершения подвига человеку необходимы...

    0 0

    Жить - значит работать. Работа есть жизни человека. Вольтер. Ленивые всегда бывают людьми посредственными. Вольтер. Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. А. Барбюс. Нет настолько плохого человека, который бы доброе воспитание не сделало лучшей. В. Белинский. Всякая школа знаменитая не числом, а славой своих учеников. Г. Пирогов Детей не напугаешь суровостью, они не переносят только вранья. А. Толстой Люди, распущенные в детстве, сохраняют особое отражение до конца жизни. Тургенев Воспитатель не чиновник, а если он чиновник, то он не воспитатель. К. Ушинский.

    Ребенок, который терпит меньше образ, вырастает человеком, который больше сознает свое достоинство. Г. Чернышевский. Тогда человек становится лучшей, когда вы покажете ей, которая она есть. А. Чехов. Кто учит и не выполняет того, чего учит, похожий на курку, которая, имея крыла, не летает. Восточная...

    0 0

    Несчастная та страна, которая нуждается в героях. Б. Брехт Нет людей сугубо беленьких или совсем черненьких; люди все пестрые. Максим Горький Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его невозможно победить. Хемингуэй …От человека остаются только лишь дела его. Максим Горький Смотри в дали – увидишь даль; смотри с небо – увидишь небо; посмотрев в маленькое зеркальце, увидишь только себя. Козьма Прутков Плохо, когда в человеке все серое: и душа, и мысли, и взгляд. Серые только перепелки красивые. Г. Стельмах Лучше быть мелким ручьем, чем глубоким омутом. Лу Синь Только глупые могут быть непоколебимыми в своей уверенности. Рафаэль Стыд часто запрещает то, чего не запрещают законы. Стека В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. Чехов Сноси с достоинством то, что изменить не можешь. Сенека Иди своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. Данте Каждый – кузнец своей судьбы. Человек отражается в своих поступках. Ф. Шиллер Человек есть вселенная. Максим Горький Человеком стать – это искусство. Мы – где не множество стандартных «я», а множество вселенных разных. В Симоненко Самая трудная профессия – быть человеком. X. Марши Ты знаешь, что ты – человек? Ты знаешь об этом или нет? Улыбка твоя – единая, Мучение твое – единое, Глаза твои – одни. В. Симоненко У каждого человека несколько характеров: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, в конце концов, тот, который есть на самом деле. В. Гюго Я утверждаюсь, я утверждаюсь, так как я живую. Г. Тычина Какое завершенное сочинение – человек! В. Шекспир Есть два желания, осуществление которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть. Л. Толстой У счастья человеческого два равных есть крылья: Розы и виноград – красивое и полезное. М. Рыльский Как мне даровано много, сколько у меня счастья, черт возьми! – На земле смеяться и страдать, жить и любить между людьми! В. Симоненко В борьбе достигается цель. Воронько Вырастешь ты и начнешь узнавать о славе героев, Отцовскую славу познаешь и мужества мощь непоколебимую. Вергилий Горите и боритесь! В. Сосюра Лишь бороться – значит, жить Франко Не позорный тот рубец, который является следствием мужества. Сир Не подвергайся несчастью, но иди ему навстречу с двойным мужеством. Вергилий Следует отмечаться доблестью, а не происхождением. Клавдиан Для человека нет ничего интереснее в мире, чем люди. В. Гумбольдт Изолировавшись от людей, мы не достигнем ни одной цели. Й. В. Гете Когда у человека есть народ, тогда он уже человек. Л. Костенко Лучшее наслаждение, высочайшее радость жизни – ощущать себя нужным и близким людям. Максим Горький Человек – общественное существо. Аристотель Человека можно распознать по окружению, в котором он вращается. Дж. Свифт В каждый миг нашего счастья нам надо отыскивать не то, что отделяет нас от других людей, а то, что есть в нас общего. Дж. Реасин Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного в неплодородный песок. А. Толстой Кто стыдится признавать недостатки свои, тот со временем бесстыдно будет оправдывать свое бессилие, которое является наибольшим недостатком. Г. Сковорода