Сколько любовников было у екатерины 2. Фавориты Екатерины Великой. Григорий Орлов - фаворит Екатерины Великой. Русский граф, фаворит Екатерины II

Перед войной в основу режима содержания правонарушителей были положены следующие принципы: 1) обеспечение надежной изоляции в соответствии с тяжестью уголовного наказания; 2)

достижение наибольшей эффективности труда заключенных; 3)

обязательность работы каждого заключенного по назначению администрации; 4) поощрение честного отношения к труду и соблюдения режима.

Вместе с тем практика показала, что ряд вопросов, связанных с содержанием заключенных, требует уточнения и дополнения. В связи с этим руководство ГУЛАГа в мае 1941 г. приняло решение о создании специальных комиссий по разработке положений: о питании и вещевом довольствии; о режиме содержания; о премиальном вознаграждении; о бригаде, колонне, лагерном пункте и отделении в ИТЛ; о коммунально-бытовых отделах лагерей. Однако в связи с началом войны эта работа была приостановлена, а деятельность комиссий свернута.

С началом войны перед НКВД СССР встала задача перестройки работы лагерей и колоний в соответствии с требованиями военного времени. Для предотвращения возможных случаев совершения вражескими элементами диверсионных актов была усилена охрана складов с оружием, взрывчатыми и отравляющими веществами, промышленных объектов, теплосиловых установок, материальных баз и других важнейших объектов.

Военизированная охрана перешла на военное положение с казарменным размещением всего личного состава. Особое внимание уделялось повышению боеспособности охраны, подвергшейся значительным качественным изменениям вследствие передачи в Красную Армию 69% общего числа бойцов и командиров. Их заменили лица пожилого возраста, инвалиды и женщины.

С началом Великой Отечественной войны руководство лагерей получает от руководства ГУЛАГа и НКВД СССР ряд указаний и распоряжений об изоляции заключенных, усилении охраны, изъятии репродукторов, запрещении выдавать газеты, прекращении свиданий, переписки с родственниками и перевода им денег, увеличении до 10 часов рабочего дня и нормы выработки на 20%, прекращении освобождения отдельных категорий заключенных, сосредоточении особого контингента на специальных лагерных пунктах и т. д. Ряд ограничений носил кратковременный характер.

Эвакуация заключенных лагерей и колоний в связи с военной обстановкой проводилась в спешном порядке. В пути следования часть из них, в основном судимые за бытовые преступления с остатком неотбытого срока менее года, освобождались на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1941 г., что приводило к запутыванию учета контингента. В изменившейся обстановке было трудно требовать от хозяйственных органов, использующих труд заключенных, подготовки вполне оборудованных помещений для их размещения. Понимая это, руководство ГУЛАГа ориентировало начальников лагерей на выполнение хозорганами минимальных требований по ранее заключенным типовым договорам в части создания условий для размещения заключенных.

В первые дни войны был изменен режим отбывания наказания как в лагерях, так и в колониях. Независимо от характера соверагенного преступления для всех заключенных устанавливал - ся единый режим отбывания наказания - строгий. Тем не менее осужденные за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой и побеги, а также заключенные - подданные иностранных государств и рецидивисты были взяты под усиленную охрану. Максимально было сокращено количество лиц, пользовавшихся до этого правом передвижения без конвоя, что позволило не допустить в сложных условиях работы увеличения числа побегов из мест заключения. Статистические данные показывают", в 1941 г. бежало 11 796 человек, что составило 0,36% к среднегодовому количеству заключенных. В 1940 г. этот показатель составлял 0,37%, т. е. произошло даже незначительное сокращение числа побегов.

С началом войны прекратилось освобождение заключенных, осужденных за особо опасные преступления (шпионаж, террор, диверсии и др.). Общее число лиц, задержанных с освобождением до конца войны, составило 17 000 человек.

Для усиления охраны заключенных администрация МТУ получила право назначать в самоохрану осужденных за малозначительные преступления, но их число не должно было превышать 20% личного состава подразделений охраны. Заключенные, зачисленные в самоохрану, хотя и несли службу без оружия, тем не менее назначались во все караулы и конвои.

С октября 1941 г. руководству лагерей рекомендовалось максимально расконвоировать и использовать бывших работников органов НКВД, милиции, военизированной охраны, осужденных за маловажные преступления, совершенные до 22 июня 1941 г., на следующих видах работ:

трактористами, шоферами, слесарями, автотехниками, врачами; на административно-хозяйственной работе (заведующими фермами, прорабами, десятниками, комендантами лагерных пунктов и т. д.);

в военизированной охране на должностях рядового состава; в военизированной пожарной охране на должностях рядовых и младшего начальствующего состава;

в учетно-распределительных частях на должностях инспекторов, заведующих (только бывших чекистов).

По сравнению с другими категориями расконвоированных заключенных частично изменялось их правовое положение, а именно: они подлежали расконвоированию без ограничения маршрута передвижения, выводились для проживания за зоной без охраны, для них создавались улучшенные бытовые условия, разрешались переписка и получение посылок без ограничения.

Одновременно с этим запрещалось содержать на административно-хозяйственной работе, в охране и учетно-распределитель- ных отделах судимых за контрреволюционные преступления, а также воинские, совершенные после 22 июня 1941 г.

Условия военного времени оказывали неблагоприятное влияние на физическое состояние заключенных, что повлекло за собой снижение трудоспособности. В целях улучшения физического состояния контингента ГУЛАГ НКВД в декабре 1941 г. издал распоряжение, в соответствии с которым с 15 января по 15 мая устанавливались пониженные нормы выработки для заключенных, по трудоспособности отнесенных к категории легкого труда, но используемых на физических работах. На основании заключения комиссии норма выработки для таких лиц снижалась до 50% с зачислением их в отдельные бригады или звенья. Питание таким заключенным полагалось выдавать по полной норме, а премиальное вознаграждение выплачивать, исходя из нормальных расценок по фактическому объему выполненной работы.

Напряженная фронтовая обстановка первого периода войны, эвакуация заключенных из прифронтовой полосы, рост более чем в полтора раза числа осужденных за контрреволюционные и иные опасные преступления, прекращение освобождения во время войны этой категории осужденных - все это повлекло за собой создание многочисленных повстанческих и диверсионных организаций и групп, подготовку вооруженных групповых побегов, распространение пораженческих настроений, усиление бандитизма и др. Наиболее активную повстанческую работу проводили прибывшие в лагеря из мест заключения Прибалтийских республик, осужденные пособники и агенты немецких оккупантов. Это потребовало усиления охраны заключенных и агентурно-оперативной работы среди них. Заметно активизировалась работа но привлечению заключенных к уголовной ответственности, что подтверждается статистическими данными. В частности, в Воркутинском И"ГЛ в 1941 г. было осуждено за антисоветскую агитацию 322 человека, побеги - 488, отказы от работы - 204 и по другим статьям Уголовного кодекса - 316 человек. Из них к высшей мере наказания были приговорены 431 человек. Причем большее количество указанных фактов приходится на период с 22 июня по 31 декабря 1941 г. За это время за антисоветскую агитацию привлечено - 295, за побеги - 301, отказы от работы - 94 и по другим статьям - 123 человека. Из них приговорено к высшей мере наказания 398 человек.

Рост выступлений заключенных, подогреваемых слухами о предстоящем массовом уничтожении в связи с тяжелой обстановкой на фронтах, делал обычные меры репрессивного характера - водворение в штрафной изолятор, новое осуждение - недостаточно эффективными. Требовалось принять иные меры, способные приостановить негативные процессы. Этой цели послужила Инструкция по режиму (1942 г.), в которой предусматривались решительные меры по поддержанию правопорядка в местах лишения свободы. Вскоре после введения в действие этой инструкции с мест стала поступать информация об имевших место перегибах в применении ее отдельных положений. В связи с этим заместитель Наркома НКВД СССР С. Круглов направил в адрес руководителей лагерей и колоний телеграмму с требованием сообщать лично ему для доклада Наркому о результатах расследования по фактам чрезвычайных происшествий, возникших в связи с применением Инструкции.

Победоносное наступление Красной Армии в конце 1942 - начале 1943 г., коренной перелом в ходе военных действий положительно повлияли на обстановку в стране, а это не замедлило сказаться и в местах лишения свободы. В 1943 г. на 30% увеличиваются нормы питания, повышается премиальное вознаграждение заключенным. С руководителей ИТУ ужесточается спрос за неудовлетворительное выполнение требований в части поддержания порядка среди заключенных, за отступление от требований режима их содержания. Были приняты меры по замене вольнонаемных граждан (заведующих столовыми, раздатчиков, дежурных по столовой) заключенными. Пересматривался весь состав вольнонаемных и заключенных, имевших отношение к материальным ценностям, ликвидировались сложившиеся на складах и базах группы расхитителей. Для улучшения физического состояния заключенных руководство НКВД обязывало начальников ИТЛ и колоний проводить работу по ремонту бараков (обустройство, утепление), обеспечению дополнительного строительства жилых и коммунально-бытовых помещений, созданию двухмесячного запаса топлива, использованию заключенных в соответствии с категорией труда. В соответ- ствии с указанием ГУЛАГа для поддержания чистоты и порядка в бараках для двух лучших дневальных на лагерных пунктах и в колониях устанавливались ежемесячные премии.

Начиная с 1943 г. сокращается число побегов из мест лишения свободы, значительно снижается количество всех видов преступлений, относимых к контрреволюционным, но намечается тенденция к увеличению общеуголовных преступлений в связи с поступлением в лагеря лиц, сотрудничавших с фашистами. Причем попытки администрации лагерей приостановить рост уголовной преступности, особенно на почве вражды между группировками профессиональных преступников, прежними мерами успеха не имели. Тогда был найден более эффективный путь предотвращения преступлений - установление круглосуточного контроля за поведением заключенных в жилых и производственных зонах. На основе этого опыта в декабре 1943 г. во всех ИТЛ и колониях была создана надзирательская служба, о которой уже шла речь в § 3 гл. 4 учебника. Возложение на начальников лагерных пунктов (колоний) обязанностей по руководству надзирательской службой позволило более оперативно реагировать на изменение обстановки в подразделениях, усиливало их ответственность за общее положение дел. Для предотвращения побегов надзирательские службы стали создавать из заключенных специальный аппарат на доверительной основе без документального оформления лиц, пожелавших сотрудничать с надзирательской службой.

В целом создание надзирательской службы оказало положительное влияние на поведение заключенных в жилых и производственных зонах. В то же время контроль за поведением расконвоированных заключенных был ослаблен. Изучение состояния режима в отдельных ИТЛ и ИТК показало, что в результате бесконтрольности они имели возможность не только посещать квартиры граждан, но и кинотеатры, рестораны, базары. Отдельные из них направлялись в командировки. Без санкции ГУЛАГа открывались мелкие производственные объекты с постоянным проживанием заключенных в данной местности, что отрицательно сказывалось на состоянии режима. Отсюда число нарушений режима расконвоированными составляло по лагерям 73%.

На практике получило распространение незаконное назначение заключенных на должности комендантов лагерных пунктов, их помощников, которые совместно или при попустительстве надзирательского состава допускали факты притеснения отдельных групп заключенных.

На присоединенной в 1940 г. к СССР территории Прибалтийских государств, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии находилось немало тюрем, в которых отбывали наказание уголовники-профессионалы. Этапированные оттуда в систему ГУЛАГа воры- профессионалы попытались утвердиться в новых для них условиях, чтобы занять достойное положение в среде осужденных. Не зная всех тонкостей жизни воровских авторитетов - "паханов" - в местах заключения СССР, они грубо нарушали отдельные нормы такого поведения, восстанавливая против себя местных воров. К тому же расширение сообщества воровских авторитетов в результате пополнения пришельцами с Запада, которых стали называть "польскими ворами", сулило местным немало трудностей.

В силу этих обстоятельств воровское сообщество разделилось на две враждующие между собой группировки.

В первые годы войны вражда между ними поутихла ввиду применения администрацией жестких карательных мер к преступникам-профессионалам. Ослабление режима содержания заключенных после 1943 г., постепенное возвращение к практике, когда все низовые административные и хозяйственные должности занимали заключенные вследствие недостаточности вольнонаемной администрации, привели к тому, что фактически внутренней жизнью осужденных в лагерях и колониях стали руководить ставленники воровских авторитетов. В практику вошло распределение воровского элемента по лагерным пунктам ("точкам") в соответствии с их "мастью" (специализацией или неформальной категорией). Администрация же выполняла главным образом функции охраны и надзора за осужденными.

Отмена в 1947 г. смертной казни в стране развязала руки главарям уголовно-бандитствующих группировок всех мастей и оттенков как для притеснения основной массы осужденных, так и сведения счетов между собой. "Беспредел", поразивший систему мест лишения свободы, еще долгие годы давал о себе знать. Только восстановление смертной казни, жесткая изоляция воровских группировок друг от друга и от основной массы осужденных, значительное увеличение численности администрации, непосредственно работающей с правонарушителями, позволили сотрудникам МТУ взять под контроль каждое учреждение и стабилизировать обстановку.

Главная причина ослабления режима к концу войны усматривается в стремлении администрации выполнять плановые задания любой ценой. В частности, в докладной записке от 23 апреля 1944 г.

"О состоянии лагнаселения и бытового обслуживания" на имя начальника Ухтижемлага указывалось, что по распоряжению руководства шахты в виде поощрения за перевыполнение плана заключенным в больших дозах выдаются спиртные напитки (спирт, водка). Пользуясь этим, заключенные на собранные дополнительно деньги приобретали спиртные напитки по коммерческим ценам. Аналогичное положение отмечалось и в других ИТЛ.

Трудности, сложившиеся с обеспечением заключенных продовольствием и вещевым имуществом, побудили руководство МВД СССР войти с ходатайством в Совет Министров СССР о разрешении заключенным получать вещевые и продовольственные посылки. Этот вопрос решился положительно. Заключенным, которые отбывали наказание на Севере, в Сибири, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, в том числе и лицам, осужденным на каторжные работы, в период их содержания в пересыльных пунктах, разрешалось получать без ограничения продуктовые и вещевые посылки и передачи. Затем этот порядок был распространен на всех заключенных, содержавшихся в лагерях и колониях. Введена была даже отчетность о количестве и весе полученных заключенными посылок и передач в течение месяца.

Введенный в связи с чрезвычайными условиями войны единый (строгий) режим в ИТУ в послевоенные годы не отвечал характеру исправительно-трудовой политики. Единый правовой статус необоснованно распространялся на всех заключенных (за исключением приговоренных к каторжным работам) независимо от характера совершенного ими преступления, числа судимостей, поведения в местах лишения свободы. Эту проблему следовало решать. В 1947 г. принимаются меры по реорганизации режима и дифференциации контингента, что нашло закрепление в Инструкции по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР. Инструкция не просто восстанавливала довоенный порядок содержания заключенных (общий и усиленный режимы), но и вводила некоторые элементы прогрессивной системы отбывания наказания, что для того времени имело немаловажное значение. В частности, заключенные, содержавшиеся в ИТУ усиленного режима, могли переводиться в порядке поощрения по отбытии трети срока наказания в ИТУ общего режима. В то же время злостных нарушителей режима направляли на срок до трех месяцев в центральную штрафную колонию или лагерный пункт, имевшийся в каждом ИТЛ, УИТЛК, ОИТК. Отдельные заключенные, отбывавшие уголовное наказание, и в местах лишения свободы совершали преступления. Такие лица этапировались в специально созданные штрафные подразделения на срок от шести месяцев до года. Становление их на путь исправления стимулировалось досрочным переводом из штрафных лагерных пунктов (колоний) в ИТУ соответствующего режима.

Отмена смертной казни заставила руководство ГУЛАГа в ноябре 1948 г. принять решение об организации лагерей особого назначения со строгим режимом содержания лиц, осужденных за измену Родине, шпионаж, за террористические и диверсионные действия, а в декабре того же года организуются специальные лагерные пункты (отделения) строгого режима, предназначенные для содержания наиболее опасных категорий лиц, осужденных за общеуголовные преступления.

В соответствии с Инструкцией о порядке содержания заключенных в специальных подразделениях строгого режима (1948 г.) в них подлежали направлению лица: осужденные за бандитизм и разбой, а также неисправившиеся рецидивисты, поступающие в исправительно-трудовые лагеря из тюрем; осужденные в период отбывания наказания в местах заключения за бандитизм, умышленное убийство, разбой и побеги; осужденные за бандитизм и разбой, если они во время отбывания наказания злостно нарушали режим и уклонялись от работы.

Право перевода заключенных в специальный лагерный пункт строгого режима было предоставлено постоянно действовавшим комиссиям ИТЛ (УИТЛК). Условия содержания заключенных в специальных лагерных пунктах являлись наиболее суровыми. Они проживали в специально оборудованных бараках и были лишены права свободного передвижения. Особое внимание уделялось их изоляции на производственных объектах как от вольнонаемных работников, так и заключенных других видов режима. Максимально ограничивались их связи с родственниками.

По сравнению с иными категориями заключенных они несли повышенную ответственность за нарушение режима. Это выражалось в лишении права приобретать продукты питания на срок до трех месяцев, на переписку с родственниками на срок до года, водворении в карцер на срок до 15 суток. Кроме того, для них вводилась солидарная ответственность за хранение в бараках запрещенных предметов. Если владельцы не были установлены, то все заключенные, проживавшие в бараке, переводились на штрафной паек на срок до пяти суток с выводом на работу. Повторное нарушение любого требования установленного порядка влекло за собой перевод на штрафной режим на срок до двух месяцев, который мог продлеваться начальником ИТЛ еще на два месяца. Здесь осужденные содержались в камерах по 10-15 человек. При выводе на объект работы и после окончания рабочего дня они конвоировались в наручниках в целях предотвращения нападения на охрану. Если и это не оказывало на осужденных должного воздействия, то ставился вопрос о переводе их в тюрьму.

В том же году ужесточаются условия отбывания наказания для особого контингента путем перевода их из ИТЛ в тюрьмы. Для этих целей использовались особые тюрьмы МВД СССР. Но так как возможности их были ограничены, то совместным приказом МВД, МГБ и Генерального прокурора СССР от 16 марта 1948 г. для изоляции указанной выше категории лиц от остальных осужденных создаются особые лагеря, выделяются специальные тюрьмы МВД, куда предписывалось в течение восьми месяцев этапировать указанный контингент из общих ИТЛ и тюрем. Переводу не подлежали лица, у которых срок наказания истекал в 1948 г.

Трудности обеспечения охраны во вновь открываемых ИТЛ заставили руководство ГУЛАГа увеличить число заключенных, привлекаемых к несению конвойно-караульной службы, до 30% по отношению к рядовому составу военизированной охраны. Подбирались лица, осужденные впервые на срок 10 лет, отбывшие 6 месяцев, в возрасте до 45 лет, имевшие до осуждения постоянную прописку и место работы.

Повышаются требования и вносятся изменения в порядок расконвоирования заключенных в ИТЛ и ИТК. Прежде чем принять решение о расконвоировании, следовало тщательно изучить осужденного. Поэтому расконвоирование стало применяться после отбытия трети срока для лиц, осужденных на 3 года, после отбытия 2 лет - для осужденных на срок от 2 до 10 лет и посте отбытия 5 лет - для тех, у кого он был выше 10 лет. Новый порядок расконвоирования позволял более тщательно отбирать заключенных. Это, несомненно, способствовало сокращению нарушений установленного в ИТУ порядка и преступлений со стороны данной категории заключенных.

Наряду с мерами по ужесточению режима содержания проводится комплекс мероприятий, связанных с организацией работы по восстановлению сил ослабленных заключенных. Для этих целей по указанию ГУЛАГ МВД СССР во всех ИТЛ организуются оздоровительные пункты из расчета 1% от числа занятых в производственных процессах. Сюда направлялись систематически выполнявшие и перевыполнявшие нормы выработки, но нуждающиеся в отдыхе. Срок пребывания устанавливался до двух недель. Питание выдавалось по основным производственным нормам. Время отдыха сочеталось с проведением лечебно-профилактических мероприятий. Фактически осужденным предоставлялся отпуск с проведением его в условиях исправительно-трудового учреждения.

С отменой карточной системы в стране улучшилось и торговое обслуживание в МТУ. Значительно расширился ассортимент промышленных и продовольственных товаров для продажи заключенным. На лагерных пунктах и в колониях наряду с общими столовыми стали функционировать коммерческие, где осужденные могли питаться за деньги.

Начавшаяся в 1948 г. изоляция активного уголовно-бандит- ствующего элемента в специальные лагеря строгого режима принесла некоторые положительные результаты. Поэтому в 1950 г. эта практика расширилась.

Расширялась также практика перевода уголовно-бандитству- ющего элемента на тюремный режим по решению Особого совещания. Для этих целей выделяются такие крупные тюрьмы, как Златоустовская, Тобольская, Вологодская, Ыовочеркасская. В них устанавливались два разряда: первый - для неисправимых, переведенных по постановлению Особого совещания при МВД, УВД из ИТЛ и колоний, а также для заключенных, осужденных к тюремному содержанию за бандитизм, вооруженный побег, вооруженное разбойное нападение, умышленное убийство, саботаж, совершенный в местах лишения свободы; второй - для остальных заключенных. Каждому разряду соответствовали свои условия содержания и правовое положение.

Заключенные первого разряда содержались в одиночных камерах или в камерах по два-пять человек, носили специальную полосатую одежду. Им запрещались свидания с родственниками и иными лицами, переписка. Они имели право получать только передачи на сумму до 100 рублей в месяц.

Заключенные второго разряда содержались в общих камерах, носили собственную одежду. Им разрешалось иметь четыре свидания в год, отправлять одно письмо в месяц, получать продовольственные, вещевые и денежные передачи на сумму до 300 рублей в месяц.

Принятые меры по изоляции заключенных, не вставших на путь исправления, свидетельствовали о поисках принудительных средств воздействия на данную категорию. Однако принуждение без сочетания с убеждением не в состоянии оказывать исправительное воздействие.

В начале 50-х гг. принимались меры по усилению изоляции отдельных категорий осужденных. Специальным постановлением

Совета Министров СССР увеличивается наполняемость лагерей для содержания особо опасного контингента (предателей Родины, членов националистических и бандитских формирований). Для этих целей выделяются восемь лагерей, в которых заключенные использовались на тяжелых физических работах.

Поскольку неоднократные попытки навести порядок (укрепить режим, дисциплину среди заключенных) в ИТУ усилением мер принудительного характера не приносили должного эффекта, то руководство ГУЛАГа, ИТЛ и ИТК начинает предъявлять повышенные требования к работникам культурно-воспитательных аппаратов. Одновременно усиливается профилактическая работа среди заключенных посредством систематических обходов жилых помещений администрацией, ее общения с заключенными, выявления волнующих их проблем и принятия своевременных мер по улучшению их жизни и быта.

Создание в составе ИТЛ специальных лагерных подразделений строгого режима для изоляции активного уголовно-бандит- ствующего элемента и злостных нарушителей режима положительно повлияло на оперативную обстановку. Быстрее решались вопросы изоляции указанной категории от основной массы заключенных. Значительно сократилось внутрилагерное и межлагерное движение контингента. Эту же цель преследовало и введение в 1951 г, раздельного содержания на специальных лагерных пунктах строгого режима враждовавших между собой преступных группировок заключенных из числа "воров", "отошедших" и "беспредела".

Приветствую камрады! Я новичёк в деле поиска военнослужащих РККА, где искать, куда обращаться, пока не имею ни малейшего понятия, потому прошу совета и помощи знатоков. Собственно говоря, устанавливается судьба Ломовцева Владимира Анатольевича 1907 г.р., проходил службу в 1 батальоне 10-й Гвардейской Краснознаменной стрелковой бригады. Арестован 23 марта 1943 года по подозрению в проведении антисоветской агитации среди военнослужащих. После обвинительного приговора его судьба для родственников теряется. Как и с чего начинать поиски, подскажите...
Прилагаю фото запроса (плохое качество, телефон слабенький был), в которой предлагается обратиться в ГУИД МВД... Знаю, что в свое время запрос туда делался и ответ был, что такой информации не имеется... Разыскиваемый является прадедом супруги, хотелось бы выяснить судьбу родственника.

Нажмите, чтобы раскрыть...

ОСУЖДЕННЫЕ.
Подскажите, где можно найти приговоры осужденных во время ВОВ военным требуналом летчиков?
Ответ: Игорь Иванович Ивлев » 22:21

Приговоры хранятся в ЦАМО РФ в документах соответствующих в/частей – мест службы воинов. Иногда приговоры можно встретить в политдонесениях или в приказах по в/части.
Уголовные дела также в ЦАМО РФ, если по каким-либо причинам не изъяли или не уничтожили.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вам надо писать запросы и в ЦАМО, и в Главную военную прокуратуру, и в ГИАЦ, …
Ответы высылаются только родственникам!
Поэтому в запросе Вы должны обязательно указать степень родства с осужденным!

За помощью и консультацией в написании запроса можно обратиться в прокуратуру (военную прокуратуру) в вашем городе.
Тот, к кому Вы обратитесь в прокуратуре (постарайтесь попасть на личный прием) знает, какие запросы надо делать и в какие инстанции.
При первом визите захватите с собой документы и их копии, подтверждающие родство с тем, чье дело хотите смотреть.
Непосредственно в прокуратуре напишите запрос с просьбой на ознакомление с уголовным делом (в смысле это будет выглядеть так – после вашего запроса уголовное дело пришлют в военную прокуратуру, …Вас вызовут и Вы у них дело почитаете).
Само дело может храниться в ЦАМО, в ФСБ или в МВД (все зависит от рода войск, в котором воевал осужденный).

Как установить судьбу военнослужащего, погибшего или пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны

3. Особые случаи.

3.1. Поиск сведений о военнослужащих, попавших в госпиталь.

3.1.1. Если установлено, что военнослужащий выбыл в госпиталь, то следует послать запрос в Архив военно-медицинских документов Военно-медицинского музея МО РФ. ("Адреса ведомственных архивов" на сайте СОЛДАТ.ru).

Запрос в Архив военно-медицинских документов следует послать также в том случае, если до сих пор не найдено никакой информации о военнослужащем: может оказаться, что он был ранен и числится в картотеке.

3.1.2. Если известны дата и место ранения военнослужащего, то нужно попытаться установить номер госпиталя, в который он был направлен. Для этого по описям управлений тылов армии и фронта следует найти тыловые сводки, а также донесения подчиненных частей и учреждений о месте дислокации, текущей работе, движении ранбольных, путях эвакуации и т.п. документы, в которых могут быть сведения о дислокации. Из этих же документов, вероятно, удастся установить номера госпиталей, подчиненных управлениям тыла фронта и армии. После установления номера госпиталя можно в 9-м отделе ЦАМО запросить его донесения о потерях, а также книги погребения. ("Справочник дислокации госпиталей " на сайте СОЛДАТ.ru).

3.2. Поиск сведений о военнослужащих, бывших в немецком плену

3.2.1. Немецкие персональные карточки на военнопленных, погибших или умерших в плену, хранятся в ЦАМО (неполная картотека содержит 321000 карточек лиц рядового состава). Карточки, в которых не была указана судьба военнопленного, были переданы в региональные управления МГБ в 1946-48 гг. для текущей работы.

3.2.2. Военнослужащие, освобождённые советскими войсками из немецких лагерей военнопленных, направлялись в проверочно-фильтрационные лагеря (ПФЛ) НКВД. В лагере следователи отдела контрразведки "Смерш" выясняли обстоятельства пленения и условия содержания в лагере военнопленных.

Конечно, ложью являются утверждения современных журналюг о том, что все военнослужащие, освобождённые из немецкого плена, осуждались на 10-25 лет и направлялись в советские концентрационные лагеря. В случаях, не требовавших детальной проверки, фильтрационное дело даже не заводилось, составлялась только карточка, а военнослужащий обычно направлялся в армейский запасной стрелковый полк, и таких - подавляющее большинство. В других случаях бывшие военнопленные могли быть направлены в штрафные роты. Срок пребывания бывших военнопленных в ПФЛ обычно не превышал месяца-двух.

В архиве ФСБ областного или республиканского центра в регионе места жительства или рождения военнослужащего может быть фильтрационно-проверочное дело на него. О наличии дела можно получить информацию по телефону. Родственникам дела могут быть выданы для ознакомления и снятия копий. Для этого следует направить запрос в архив или обратиться в местное управление ФСБ, которое оформит запрос, получит из архива дело и ознакомит с ним заявителя.

В половине областей фильтрационно-проверочные дела переданы из архивов ФСБ в государственные (областные) архивы. В ЦАМО этих дел нет, но может находиться немецкая "Персональная лагерная карточка". Дела на рождённых до 1910 года могли быть уничтожены в архивах ФСБ по истечению срока хранения (75 лет).

3.2.3. Если военнослужащий был осуждён за сотрудничество с немцами при нахождении в плену, то запрос следует направлять в Главный информационный центр МВД РФ через орган внутренних дел по месту Вашего проживания.

3.2.4. Международная служба розыска, созданная после второй мировой войны, изначально искала только пропавших немцев. Теперь же сфера ее деятельности несколько расширилась: пропавших немцев здесь по-прежнему ищут, но еще служба розыска бесплатно находит документы об узниках немецких концлагерей 1933-1945 годов, об иностранцах, исчезнувших на территории Германии, о тех, кто был в эту страну угнан, и о пропавших в Германии детях всех этих людей. Адрес Международной службы розыска: Grosse Allee 5-9, 34444 AROLSEN, Bundesrepublik Deutschland. Телефон: (0 56 91) 6037. http://deutsch.its-arolsen.org/

3.2.5. Следует также послать запрос в Международный Красный Крест. ("Адрес и образец анкеты" на сайте СОЛДАТ.ru)

3.3. Поиск сведений об осуждённых военнослужащих.

Сведения об осуждённых военнослужащих хранятся в 5-м отделе ЦАМО. Если известно, что военнослужащий был осуждён, то в ЦАМО следует направить 3 разных запроса: один о судьбе, второй - о наградах, третий - об осуждении. Все они разойдутся по разным отделам ЦАМО. В последнем запросе следует указать, что военнослужащий был осуждён, и просить сообщить номер воинской части, в которой он служил до ареста, и выслать копию приговора военного трибунала.

3.4. Поиск сведений о военнослужащих дивизий народного ополчения.

В первые годы войны из числа добровольцев было сформировано несколько стрелковых дивизий народного ополчения (сдно). Если в ЦАМО отсутствуют сведения об ополченце, то рекомендуется просмотреть в архивах по месту его жительства фонды организации, в которой он работал до зачисления в народное ополчение. В приказах по организации должна быть запись о направлении в дивизию народного ополчения или в распоряжение РВК. Таким образом можно установить номер дивизии или название военкомата. Дальнейший поиск производится в ЦАМО в фонде дивизии, а, если в приказе по организации не указан номер дивизии, то предварительно следует выяснить номер дивизии в РВК.

3.5. Поиск сведений о военнослужащих, воевавших в составе штрафных рот и батальонов.

Штрафные роты и батальоны были созданы приказом N 227 от 28 июля 1942 года. Штрафные батальоны формировались на каждом фронте в количестве от одного до трёх, в них направлялись офицеры, осуждённые военными трибуналами, по приговору трибунала, в тех случаях, когда они не были лишены офицерского звания.

Штрафные роты существовали в общевойсковых армиях (до десяти штрафных рот), в них направлялись:

а) офицеры, осуждённые военными трибуналами, в тех случаях, когда по приговору трибунала они были лишены офицерского звания;

б) рядовые и сержанты, осуждённые военными трибуналами, по приговору трибунала;

в) рядовые и сержанты, совершившие дисциплинарный проступок, приказами командиров воинских частей (от командира полка и выше);

г) заключённые из числа гражданских лиц (только мужчины), которым отбывание заключения в лагере было заменено службой в штрафных батальонах.

Танковые и авиационные армии своих штрафных подразделений не имели, штрафники из этих армий направлялись в штрафные подразделения общевойсковых армий и фронтов.

Военнослужащие направлялись в штрафные подразделения на срок 1 или 2 месяца, а заключённым срок службы в штрафных ротах рассчитывался в зависимости от срока наказания, к которому они были приговорены судом, по следующей схеме: до 5-ти лет тюрьмы - месяц, 5-8 лет - два месяца, до десяти (это был максимальный срок наказания в то время) - три месяца.

После любого ранения военнослужащие штрафных подразделений освобождались от дальнейшего отбытия наказания и направлялись в медсанбат, а после излечения - в запасной полк. Отслужившие установленный срок военнослужащие считались освобождёнными от наказания и направлялись либо в свою часть, либо в запасной стрелковый полк армии, а офицерам при этом восстанавливалось прежнее звание и должность.

Для боевых действий штрафные подразделения передавались в оперативное подчинение дивизиям. Сведения о штрафных подразделениях следует искать в фондах соответствующих армий и фронтов, а информация об их деятельности может быть в фондах дивизий, которым они придавались. В ЦАМО также существуют многочисленные фонды хранения документов штрафных рот и батальонов, с которыми любой исследователь может ознакомиться.

3.6. Поиск сведений о военнослужащих, убывших на фронт в составе маршевых рот.

3.6.1. Иногда поиск в военкомате даёт только дату отправки команды из призывного пункта, а адрес места назначения отсутствует. Но даже, если адрес указан, то при дальнейшем поиске иногда оказывается, что по указанному адресу команда не прибыла. Как уже было сказано выше, воинские команды и маршевые роты направлялись:

а) в запасные стрелковые полки (зсп) и бригады (зсбр) армий и фронтов;

б) в пересыльные пункты (ПП) армии или фронта;

в) непосредственно в боевые части.

3.6.2. Запасные стрелковые полки и бригады входили в состав общевойсковых армий, фронтов и военных округов. В зсп и зсбр направлялись следующие категории военнослужащих:

1) призванные военнообязанные запаса;

2) выздоровевшие военнослужащие из госпиталей;

3) военнослужащие, отставшие от своих частей и команд;

4) военнослужащие, освобождённые из немецких концлагерей и проверенные НКВД;

5) военнослужащие, прибывшие из запасных стрелковых полков внутренних военных округов;

6) военнослужащие, прибывшие из военных учебных заведений;

7) граждане, вновь призванные на освобождённой территории;

8) личный состав расформированных частей и др.;

9) вновь призванные лица, ранее в армии не служившие.

В запасных полках производилось обучение, формирование маршевых подразделений и направление на фронт в действующие части по специальности. Время нахождения военнослужащего в запасном полку обычно составляло от нескольких дней до 5-6 месяцев.

Следует различать постоянный и переменный состав запасного полка. Всё сказанное в предыдущих абзацах относится к переменному составу запасного полка. Переменным составом были укомплектованы стрелковые батальоны полка, учебный батальон, батальон выздоравливающих, школа младших лейтенантов и некоторые другие подразделения. Но запасной полк имел также и постоянный состав, к которому относились командиры рот и батальонов, штаб полка, вспомогательные подразделения и службы полка (санчасть, отдельная рота связи, сапёрный взвод, хоз. взвод и др.). Для постоянного состава запасной стрелковый полк был местом постоянной службы.

Сведения о запасных полках и бригадах следует искать в фондах управлений укомплектования войск соответствующих армий, фронтов или военных округов (справочник дислокации запасных и учебных полков находится на сайте СОЛДАТ.ru).

3.6.3. Пересыльные пункты создавались для оперативного решения вопросов при перемещении команд, снабжения продовольствием, обмундированием и вооружением. По документам пересыльного пункта можно установить путь дальнейшего следования команды в случае изменения пункта назначения, там же можно найти список команды.

Дела пересыльных пунктов следует искать в фондах управлений укомплектования войск соответствующих армий, фронтов и военных округов.

3.6.4. Если известна дата отправки команды на фронт, но неизвестен конечный адрес, то можно попытаться проследить путь эшелона:

а) по документам штаба военного округа отправки (эти документы до сих пор не рассекречены);

б) по документам управления военных сообщений (ВОСО) ГШКА (также не рассекречены);

в) по документам управлений укомплектования штабов фронтов;

г) по документам архива МПС (могут быть не рассекречены).

Документация в службах ВОСО велась очень строго и пунктуально, вся она должна сохраниться, но, к сожалению, почти все документы до сих пор являются секретными.

Следует иметь в виду, что в условиях военного времени средняя скорость движения поездов была невелика, поэтому при расчёте дат прибытия нужно учитывать, что расстояние, например, в 300 км воинский эшелон мог преодолеть и за 10 часов, и за 5 суток.

3.6.5. И самым неприятным результатом поиска может быть, наверно, установление факта халатного или преступного невыполнения своих обязанностей по учёту военнослужащих командирами воинских частей. Известны случаи, когда маршевое пополнение немедленно по прибытию вводилось в бой, даже без зачисления в списки части. Война...

3.7. Поиск сведений о военнослужащих лыжных батальонов.

Отдельные лыжные батальоны (лыжбаты) формировались в запасных лыжных полках внутренних военных округов осенью-зимой 1941-1942 годов. Запасные лыжные полки имелись в составе Архангельского, Московского, Уральского, Приволжского и Сибирского военных округов, они были расформированы зимой 1942 года, но до этого ими было сформировано и отправлено на фронт почти 300 лыжбатов штатной численностью 570 человек каждый.

Военнообязанные, родившиеся во второй половине 1922 года, были призваны в РККА осенью 1941 года, поэтому большая часть из них была направлена именно в формируемые в то же время запасные лыжные полки.

Лыжбаты имели на вооружении автоматы ППШ, легкие минометы, ручные пулеметы. Поэтому их использовали на острие наступлений, и в связи с этим количество людских потерь было очень большим. Подавляющее большинство лыжбатов были расформированы уже через 2-3 месяца после прибытия на фронт. К моменту расформирования в лыжбатах обычно оставалось по 40-80 бойцов. Похоронки домой высылались редко, документы по учету личного состава и боевые документы часто терялись, т.к. штабы многих батальонов гибли. Например: из 44 лыжбатов, попавших на Волховский фронт в декабре 1941 - марте 1942 г., в ЦАМО имеются документы всего по двум лыжбатам.

Дела отдельных лыжных батальонов следует искать в их фондах, а также в фондах соединений, которым они были приданы.

3.8. Поиск сведений о демобилизованных военнослужащих.

При демобилизации военнослужащего в штаб части он сдавал свою красноармейскую книжку, после чего ему выписывалось проходное свидетельство (проездной документ) обычно до того места, из которого он призывался. После прибытия по месту призыва военнослужащий должен был при постановке на воинский учёт в военкомате сдать проходное свидетельство, получить военный билет и только после этого мог получить паспорт.

Если известно, что участник войны был демобилизован либо после окончания войны, либо во время войны после выписки из госпиталя, следует искать сведения о нём в военкомате призыва. В архиве военкомата хранится учётная карточка военнообязанного запаса, в которой указаны сведения о его военной службе и о местах его работы после демобилизации до снятия с воинского учёта. При смене места жительства учётная карточка и личное дело пересылались в военкомат по новому месту проживания и теперь хранятся в том военкомате, в котором он был снят с воинского учёта.

Если известно, что участник войны получал пенсию по инвалидности, то следует обратиться в пенсионный отдел - в персональной карточке может быть указан номер госпиталя, выдавшего справку об инвалидности. Дальнейший поиск информации следует производить в Архиве военно-медицинских документов Военно-медицинского музея МО РФ. ("Адреса ведомственных архивов" на сайте СОЛДАТ.ru). Рекомендуется послать в архив два запроса: один о поиске в общей картотеке, а второй для поиска в фондах конкретного госпиталя. Ответ на запрос может быть отрицательным, т.к. многие госпитали после войны не сдали свои дела в архив.

3.9. Поиск сведений о военнослужащих, погибших и пропавших без вести в боях против белофиннов 1939-1940 гг.

"Именной список военнослужащих Советской Армии, погибших и пропавших без вести в боях против белофиннов 1939-1940 гг." хранится в Российском государственном военном архиве (РГВА) (фонд 34980, год 1939-1940, опись 15). Он включает в себя 126.875 человек погибших в боях, пропавших без вести и умерших от ран в госпиталях.

3.10. Поиск сведений о партизанах.

Сведения о партизанских отрядах на временно оккупированной территории Советского Союза хранятся в фонде Центрального Штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования в Российском Государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ).