Сообщение метод иллюстрация. Наглядные методы обучения и их приемы. Наглядные методы обучения

Я гражданин великой страны - России. Это самое большое государство в мире, если считать по территории. Его создал не только русский народ, но и еще сто восемьдесят других народов, больших и маленьких. Русский язык стал для них единым общим языком.

Россия существует уже несколько столетий. Сейчас она называется Российской Федерацией, а раньше она была центром Советского Союза. Еще раньше существовала Российская империя.

Моя страна знаменита в мире своими природными богатствами: полезными ископаемыми, лесами, например. Еще мое государство известно своими научными, космическими и военными достижениями. А книгами русских писателей-классиков зачитываются люди со всего мира.

Как гражданин России, я имею свои гражданские права. Никто не имеет права меня обижать, отнимать у меня имущество, унижать мое человеческое достоинство. Мое государство обязано меня защитить, если это произойдет, и наказать обидчика. Говорят, что в моей стране этого сейчас трудно добиться, но все-таки можно.

В свою очередь, я должен соблюдать свои обязанности гражданина. Нужно уважать законы своей страны, иначе их не будут уважать и приезжие. А еще я должен гуманно и культурно себя вести по отношению не только к своим соотечественникам. Нужно доброжелательно принимать здесь гостей из других стран, чтобы о России не думали плохо. Еще в мои обязанности входит хорошо себя вести за границей, чтобы не опозорить там свою Родину. Нужно с гордостью носить звание россиянина, и тогда другие люди тоже будут уважать меня.

Сочинение

«Я горжусь, что живу в России».

Довелось мне в России родиться,
Воспевать тебя, сердцем любить.
Без тебя, как бескрылая птица,
Не могу в поднебесье парить,

Я хочу босиком пробежаться,
По траве, что умыта росой,
Деревенькой своей любоваться,
Той, что с детства мне стала родной…

Россия! Одно только название моей страны звучит гордо и могущественно, а всё благодаря непокоримому народу и великим победам.
Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. О России сказывали в своих произведениях поэты и писатели, о красоте природы, о необъятных просторах, о том, как хорошо проснуться под утренние пение птиц в деревушке. О великолепной зиме в глубинках, нетронутый белый снег, деревья покрыты инеем, вокруг белым-бело, как в сказке… Так и хочется выйти в валенках на крыльцо в морозец, с рябины сорвать покрытую тонким льдом красненькую ягодку и с удовольствием положить её к себе в рот, где она медленно с морозцем будет таять…

Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою. Всё это-основа, фундамент великого прошлого моей родины; победы, завоевания, открытия, изобретения. У кого есть прошлое, у того есть будущее!
Я горжусь тем, что рождён и живу в России!

Я родился в самой замечательной стране - в России. Я патриот, поэтому люблю свою страну. Для меня это самая лучшая страна, ведь именно в ней живут мои родители, подарившие мне жизнь, и в ней я вырос. Россия - большая страна с безграничными возможностями. Я не понимаю тех, кто хочет отсюда уехать, как будто в других странах жизнь намного лучше.

У нас самая красивая природа, с бескрайними полями, душистыми травами и ароматными цветами. В лесах растут великие и могучие деревья, которые зимой выглядят просто волшебно. Вообще зимним лесом можно восторгаться и восхищаться бесконечно. Даже приезжающие туристы ценят красоту русской природы. Мы должны беречь ее и ценить то, что у нас есть. Животных в наших лесах тоже много, только наши люди относятся к природе как к чему-то должному и совершенно ее не берегут.

Земля в России полна различных полезных ископаемых, поэтому многими ресурсами мы обеспечиваем себя сами. Да и в другие страны поставляются наши ресурсы. Люди славятся своим гостеприимством и готовы помочь другим. Наша страна самая многонациональная и сейчас все нации живут в мире и дружбе. Только мы можем похвастаться разнообразием традиций и праздников. Наша национальная кухня несравнима ни с чьей другой кухней в мире.

Я действительно горжусь своей страной. Наш народ не победить, ведь мы сильные духом и никогда не бросаем товарища в беде. Конечно в России, как и в других странах, есть свои проблемы, но они есть у всех стран. Поэтому не стоит искать лучшей жизни за рубежом, ведь не зря говорят о том, что хорошо везде, где нас нет. Есть иностранцы, которые хотят жить в нашей стране, поэтому мы должны ценить то, что имеем. Такой красивой и необъятной родины нет ни у кого, только у жителей нашей страны. Мы должны беречь Россию и гордиться, что родились именно здесь.

Под наглядными методами обу­чения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависи­мости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис­пользуются во взаимосвязи со словесными и практиче­скими методами обучения и предназначаются для на­глядно-чувственного ознакомления учащихся с явле­ниями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразде­лить на три группы:

² метод иллюстраций,

² метод демонстраций,

² видеометод.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам ил­люстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Цели метода наглядности в начальной школе:

Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей,

Развитие наблюдательности,

Изучение конкретных свойств предметов,

Создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опори для самостоятельного учения и систематизации изучен­ного.

В начальных классах применяется наглядность:

Естественная,

Рисунковая,

Объемная,

Звуковая,

Графическая.

Демонстрация служит преимущественно для раскрытия дина­мики изучаемых явлений, но широко используется и для озна­комления с внешним видом предмета, его внутренним устрой­ством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотно­шения), а затем переходят к внутреннему устройству или от­дельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.

Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осу­ществляется активный познавательный процесс - дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости.

Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

Все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;

Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

Нужные стороны объекта производили на учеников наиболь­шее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помо­щью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.

В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осоз­нать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зави­сит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое на­значение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема ил­люстративного материала. Опыт показывает, что большое чис­ло иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показы­вают только в тот момент, когда они оказываются необходи­мыми по ходу обучения.

В современной начальной школе для обеспечения качествен­ной иллюстрации широко используются экранные технические средства.

Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику ра­боты учебных заведений новых источников экранного препод­несения информации:

Видеоскопов,

Проекторов,

Киноаппаратов,

Учебного телевидения,

Видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,

А также компьютеров с дисплейным отражением информации.

Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их кон­троля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуслов­ливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся:

² упражнения,

² лаборатор­ные и практические работы,

² дидактические игры.

Упражнения - многократное выполнение учащимися опреде­ленных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопро­са и возраста учащихся.

Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упраж­нений :

Доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;

Разнообразие упражнений;

Систематичность проведения упражнений;

После объяснения нового материала упражнения даются чаще;

Постепенное нарастание трудности упражнений.

Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки вы­ступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.

Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое вос­питательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.

В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.

Лабораторные работы - один из практических методов обуче­ния, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением ин­струментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с фи­зическими действиями, с моторными актами, поскольку уча­щиеся при помощи технических средств воздействуют на изу­чаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктив­ность познавательного процесса.

Лабораторные работы могут проводиться

в иллюстративном плане , когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстриро­вано учителем;

в исследовательском плане , когда учащиеся сами впервые реша­ют поставленную перед ними познавательную задачу и на ос­новании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.

Выполнение лабораторных работ сопровождается записью по­лучаемых данных и графическим изображением изучаемых яв­лений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.

Познавательные (дидактические) игры - это специально соз­данные ситуаций, моделирующие реальность, из которых уче­никам предлагается найти выход.

Современные дидактические игры в начальной школе - это преимущественно игры по правилам. Игры имеют много функций:

Активизируют познавательные процессы;

Воспитывают интерес и внимательность детей;

Развивают способности;

Вводят детей в жизненные ситуации;

Учат их действовать по правилам;

Развивают любознательность, внимательность;

Закрепляют знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным откры­тиям, решениям проблем.

В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры - игровая ситуация, прием, упражнение. Общая структура дидактической игры содержит компоненты:

Мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяю­щие желания детей принимать участие в игре;

Ориентировочный - выбор средств игровой деятельности;

Исполнительный - действия, операции, позволяющие реализо­вать поставленную игровую цель;

Контрольно-оценочный - коррекция и стимулирование актив­ности игровой деятельности.


Вопросы и задания

1. В чем сущность каждого вида наглядных методов? Охарактеризуйте их положительные и отрицательные стороны.

2. Раскройте сущность каждого вида практических методов, их положительные и отрицательные стороны.