Сообщение метод иллюстрация. Наглядные методы обучения и их приемы. Наглядные методы обучения
Я гражданин великой страны - России. Это самое большое государство в мире, если считать по территории. Его создал не только русский народ, но и еще сто восемьдесят других народов, больших и маленьких. Русский язык стал для них единым общим языком.
Россия существует уже несколько столетий. Сейчас она называется Российской Федерацией, а раньше она была центром Советского Союза. Еще раньше существовала Российская империя.
Моя страна знаменита в мире своими природными богатствами: полезными ископаемыми, лесами, например. Еще мое государство известно своими научными, космическими и военными достижениями. А книгами русских писателей-классиков зачитываются люди со всего мира.
Как гражданин России, я имею свои гражданские права. Никто не имеет права меня обижать, отнимать у меня имущество, унижать мое человеческое достоинство. Мое государство обязано меня защитить, если это произойдет, и наказать обидчика. Говорят, что в моей стране этого сейчас трудно добиться, но все-таки можно.
В свою очередь, я должен соблюдать свои обязанности гражданина. Нужно уважать законы своей страны, иначе их не будут уважать и приезжие. А еще я должен гуманно и культурно себя вести по отношению не только к своим соотечественникам. Нужно доброжелательно принимать здесь гостей из других стран, чтобы о России не думали плохо. Еще в мои обязанности входит хорошо себя вести за границей, чтобы не опозорить там свою Родину. Нужно с гордостью носить звание россиянина, и тогда другие люди тоже будут уважать меня.
Сочинение
«Я горжусь, что живу в России».
Довелось мне в России родиться,
Воспевать тебя, сердцем любить.
Без тебя, как бескрылая птица,
Не могу в поднебесье парить,
Я хочу босиком пробежаться,
По траве, что умыта росой,
Деревенькой своей любоваться,
Той, что с детства мне стала родной…
Россия! Одно только название моей страны звучит гордо и могущественно, а всё благодаря непокоримому народу и великим победам.
Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. О России сказывали в своих произведениях поэты и писатели, о красоте природы, о необъятных просторах, о том, как хорошо проснуться под утренние пение птиц в деревушке. О великолепной зиме в глубинках, нетронутый белый снег, деревья покрыты инеем, вокруг белым-бело, как в сказке… Так и хочется выйти в валенках на крыльцо в морозец, с рябины сорвать покрытую тонким льдом красненькую ягодку и с удовольствием положить её к себе в рот, где она медленно с морозцем будет таять…
Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою. Всё это-основа, фундамент великого прошлого моей родины; победы, завоевания, открытия, изобретения. У кого есть прошлое, у того есть будущее!
Я горжусь тем, что рождён и живу в России!
Я родился в самой замечательной стране - в России. Я патриот, поэтому люблю свою страну. Для меня это самая лучшая страна, ведь именно в ней живут мои родители, подарившие мне жизнь, и в ней я вырос. Россия - большая страна с безграничными возможностями. Я не понимаю тех, кто хочет отсюда уехать, как будто в других странах жизнь намного лучше.
У нас самая красивая природа, с бескрайними полями, душистыми травами и ароматными цветами. В лесах растут великие и могучие деревья, которые зимой выглядят просто волшебно. Вообще зимним лесом можно восторгаться и восхищаться бесконечно. Даже приезжающие туристы ценят красоту русской природы. Мы должны беречь ее и ценить то, что у нас есть. Животных в наших лесах тоже много, только наши люди относятся к природе как к чему-то должному и совершенно ее не берегут.
Земля в России полна различных полезных ископаемых, поэтому многими ресурсами мы обеспечиваем себя сами. Да и в другие страны поставляются наши ресурсы. Люди славятся своим гостеприимством и готовы помочь другим. Наша страна самая многонациональная и сейчас все нации живут в мире и дружбе. Только мы можем похвастаться разнообразием традиций и праздников. Наша национальная кухня несравнима ни с чьей другой кухней в мире.
Я действительно горжусь своей страной. Наш народ не победить, ведь мы сильные духом и никогда не бросаем товарища в беде. Конечно в России, как и в других странах, есть свои проблемы, но они есть у всех стран. Поэтому не стоит искать лучшей жизни за рубежом, ведь не зря говорят о том, что хорошо везде, где нас нет. Есть иностранцы, которые хотят жить в нашей стране, поэтому мы должны ценить то, что имеем. Такой красивой и необъятной родины нет ни у кого, только у жителей нашей страны. Мы должны беречь Россию и гордиться, что родились именно здесь.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на три группы:
² метод демонстраций,
² видеометод.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
Цели метода наглядности в начальной школе:
Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей,
Развитие наблюдательности,
Изучение конкретных свойств предметов,
Создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опори для самостоятельного учения и систематизации изученного.
В начальных классах применяется наглядность:
Естественная,
Рисунковая,
Объемная,
Звуковая,
Графическая.
Демонстрация служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.
Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осуществляется активный познавательный процесс - дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости.
Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:
Все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;
Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;
Нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.
Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.
В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.
Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.
В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства.
Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации:
Видеоскопов,
Проекторов,
Киноаппаратов,
Учебного телевидения,
Видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,
А также компьютеров с дисплейным отражением информации.
Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся:
² упражнения,
² лабораторные и практические работы,
² дидактические игры.
Упражнения - многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.
Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.
Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упражнений :
Доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;
Разнообразие упражнений;
Систематичность проведения упражнений;
После объяснения нового материала упражнения даются чаще;
Постепенное нарастание трудности упражнений.
Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки выступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.
Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.
В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.
Лабораторные работы - один из практических методов обучения, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с физическими действиями, с моторными актами, поскольку учащиеся при помощи технических средств воздействуют на изучаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктивность познавательного процесса.
Лабораторные работы могут проводиться
в иллюстративном плане , когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстрировано учителем;
в исследовательском плане , когда учащиеся сами впервые решают поставленную перед ними познавательную задачу и на основании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.
Выполнение лабораторных работ сопровождается записью получаемых данных и графическим изображением изучаемых явлений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.
Познавательные (дидактические) игры - это специально созданные ситуаций, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.
Современные дидактические игры в начальной школе - это преимущественно игры по правилам. Игры имеют много функций:
Активизируют познавательные процессы;
Воспитывают интерес и внимательность детей;
Развивают способности;
Вводят детей в жизненные ситуации;
Учат их действовать по правилам;
Развивают любознательность, внимательность;
Закрепляют знания, умения.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.
В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры - игровая ситуация, прием, упражнение. Общая структура дидактической игры содержит компоненты:
Мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
Ориентировочный - выбор средств игровой деятельности;
Исполнительный - действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
Контрольно-оценочный - коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Вопросы и задания
1. В чем сущность каждого вида наглядных методов? Охарактеризуйте их положительные и отрицательные стороны.
2. Раскройте сущность каждого вида практических методов, их положительные и отрицательные стороны.