Штурмовые бригады красной армии в бою. Штурмовые бригады: как сражались элитные войска Красной Армии. Сильные духом и телом

Девятиглавое чудовище, жившее близ источника Лерны и опустошавшее окрестности, было убито Гераклом. // Н.А. Кун: ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА (ВТОРОЙ ПОДВИГ) (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии

- [гр.] – 1) в древнегреческой мифологии – убитое Гераклом (Геркулесом) многоголовое чудовище, у которого вместо каждой отрубленной головы вырастали две новые. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА - мифическое чудовище, порожденное безобразным Тифоном и Ехидной, которая была наполовину прекрасная женщина, наполовину змея. У гидры, согласно Диодору, было сто голов, согласно Симониду 50, и согласно наиболее признанному мнению Аполлодора девять … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Книжн. Редк. О коварном и изворотливом человеке (обычно женщине). /i> Восходит к легенде о подвигах Геракла. БМС 1998, 110 … Большой словарь русских поговорок

Лернейская гидра - (греч.) гигантская змея, родившаяся от Тифона и Ехидны. Л.г. жила в Лерне на болоте, выползая оттуда по ночам и пожирая людей и скот. У нее было 9 голов (варианты: 50 или 100), одна из которых была бессмертна. Вместо каждой отрубленной головы у Л … Античный мир. Словарь-справочник.

Лернейская гидра Древний мир. Энциклопедический словарь

Лернейская гидра - чудовище, проживающее в ручье неподалеку от г. Лерна (Арголида); Геракл убил ее … Словарь античности

Лернейская гидра - (греч.) – гигантская змея, родившаяся от Тифона и Ехидны. Л. г. жила в Лерне на болоте, выползая оттуда по ночам и пожирая людей и скот. У нее было 9 голов (варианты: 50 или 100), одна из которых была бессмертна. Вместо каждой отрубленной головы … Мифологический словарь

После первого подвига Эврисфей послал Геракла убить лернейскую гидру. Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном и Ехидной. Жила гидра в болоте около города Лерны(1) и, выползая их … Энциклопедия мифологии

Гидра: Гидра в биологии род животных типа кишечнополостных. Лернейская гидра, или просто Гидра чудовище древнегреческой мифологии, побеждённое Гераклом. Мать Гидра в мифах Ктулху наряду с Отцом Дагоном божество, которому поклоняются Глубоководные … Википедия

Книги

  • Агата Кристи. Рассказы , Агата Кристи. Имя Агаты Кристи, всемирно признанного мастера детективного жанра, прекрасно известно каждому читателю. Каждый без труда назовет с десяток ее повестей и романов. Рассказы Кристи не так…
  • Легенды и мифы Древней Греции , Николай Кун. «Легенды и мифы Древней Греции» – удивительная нестареющая книга Николая Альбертовича Куна, одного из авторитетных советских ученых первой половины ХХ века, занимавшегося изучением…


П осле первого подвига Эврисфей послал Геракла убить лернейскую гидру . Это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Как и немейский лев, гидра была порождена Тифоном и Ехидной. Жила гидра в болоте около города Лерны и, выползая их своего логовища, уничтожала целые стада и опустошала все окрестности. Борьба с девятиголовой гидрой была опасна потому, что одна из голов ее была бессмертна. Отправился в путь к Лерне Геракл с сыном Ификла Иолаем. Прибыв к болоту у города Лерны, Геракл оставил Иолая с колесницей в близлежащей роще, а сам отправился искать гидру. Он нашел ее в окруженной болотом пещере. Раскалив докрасна свои стрелы, стал Геракл пускать их одну за другой в гидру. В ярость привели гидру стрелы Геракла. Она выползла, извиваясь покрытым блестящей чешуей телом, из мрака пещеры, грозно поднялась на своем громадном хвосте и хотела уже броситься на героя, но наступил ей сын Зевса ногой на туловище и придавил к земле. Своим хвостом гидра обвилась вокруг ног Геракла и силилась свалить его. Как непоколебимая скала, стоял герой и взмахами тяжелой палицы одну за другой сбивал головы гидры. Как вихрь, свистела в воздухе палица; слетали головы гидры, но гидра все-таки была жива. Тут Геракл заметил, что у гидры на месте каждой сбитой головы вырастают две новые. Явилась и помощь гидре. Из болота выполз чудовищный рак и впился своими клещами в ногу Геракла.

Тогда герой призвал на помощь своего друга Иолая. Иолай убил чудовищного рака, зажег часть ближней рощи и горящими стволами деревьев прижигал гидре шеи, с которых Геракл сбивал своей палицей головы. Новые головы перестали вырастать у гидры. Все слабее и слабее сопротивлялась она сыну Зевса. Наконец и бессмертная голова слетела у гидры. Чудовищная гидра была побеждена и рухнула мертвой на землю. Глубоко зарыл ее бессмертную голову победитель Геракл и навалил на нее громадную скалу, чтобы не могла она опять выйти на свет. Затем рассек великий герой тело гидры и погрузил в ее ядовитую желчь свои стрелы. С тех пор раны от стрел Геракла стали неизлечимыми. С великим торжеством вернулся Геракл в Тиринф. Но там ждало его уже новое поручение Эврисфея.

Николай Никифоров

Штурмовые бригады Красной Армии в бою

Автор выражает благодарность и признательность: Андроникову Николаю Григорьевичу, Егорову Евгению Петровичу, Малиновскому Глебу Владимировичу, Сидорову Владимиру Петровичу за понимание, помощь и поддержку при работе над книгой

ВВЕДЕНИЕ

Штурмовые инженерно-саперные бригады (шисбр) – универсальный продукт Великой Отечественной войны. Их создание было следствием возрастающей роли инженерных войск в ходе войны, а их дальнейшее совершенствование было обусловлено широким размахом наступательных действий советских войск. Именно наступательные операции Красной Армии 1943 года настоятельно потребовали принципиально новой организации мощных инженерных соединений ударно-наступательного типа, способных обеспечить прорыв и штурм укреплений противника . Универсальность же бригад была изначально заложена в самом названии – штурмовая инженерно-саперная. Вторая часть предопределяла инженерное обеспечение штурма, а первая – непосредственное участие в нем, предполагая в том числе и плотное соприкосновение с противником.

Вместе с тем оба эти понятия уходят своими корнями в далекое прошлое, базируются на историческом опыте и входят в систему определений военно-инженерного искусства. Как отрасль военного искусства оно охватывает область теоретических исследований и практического решения задач военно-инженерного дела, где у нашего Отечества богатая достойными примерами история и немало приоритетов. Этому посвящено довольно большое количество фундаментальных трудов, научных и научно-популярных изданий .

В современном сравнительно-историческом осмыслении роль и место военно-инженерного искусства в истории нашего государства представлены в монографии академика, профессора генерал-майора В. А. Золотарева «От Карфагена до Карса» . Ярко, в понятном массовому читателю изложении, в короткой по объему, но исключительно богатой и глубокой по смысловому содержанию форме по существу показан образчик преподнесения ценного фактологического материала, принадлежащего широкому историческому полотну длиной в одиннадцать с лишним столетий. В обобщенном синтезированном виде, строгим научно-энциклопедическим стилем изложены глубинные причинно- следственные связи развития военно-инженерного искусства как части отечественного общекультурного наследия.

По сути, найдена оптимальная форма реализации основных функций военно-исторической науки на современном этапе, обильно и плотно насыщенном всякого рода информацией. Монография объективно и по праву названа книгой современного звучания .

Вместе с тем было бы целесообразным кратко остановиться на историческом аспекте предмета нашего исследования.

Элементы военно-инженерного искусства зародились в глубокой древности и нашли свое воплощение в умении использовать для стоянок и поселений труднодоступную местность. При оседлом образе жизни получают распространение простейшие укрепления и заграждения, в определенной степени предохранявшие места поселений от нападения врагов. Вокруг селения сооружались различные искусственные закрытия и преграды в виде деревянных оград (частокол из заостренных бревен), земляных валов и рвов. С развитием строительства его достижения сразу же широко используются в интересах возведения более прочных укреплений: земляных, деревянных и каменных оград.

В общинах и поселениях появляются специалисты по устройству укреплений. О высоком уровне военно-строительного искусства того времени свидетельствуют памятники старины – система укреплений вокруг Вавилона (VI – V вв. до н. э.), Ниневии, Карфагена и ряда других древних городов. Во втором и первом веках до нашей эры была сооружена Великая Китайская стена и подобная ей Дербентская – от Каспийского моря до Большого Кавказского хребта. В этот же период были возведены укрепления вдоль государственных границ в Греции и Ассирии, что также свидетельствует о высоком уровне развития военно-инженерного искусства того времени.

Со временем вопросы строительства укреплений получают свое отражение в литературных трудах Энея (IV в. до н. э.), Полибия (II в. до н. э.), Витрувия (I в. до н. э.) и других авторов, что послужило основой для выделения отрасли военно-инженерных знаний, получивших название «военная архитектура». Под этим термином понималось искусство возведения укреплений и всякого рода построек, имевших военное значение. В XVII веке было введено новое понятие – фортификация.

Но это одна сторона военно-инженерного искусства. Нам же более важна другая. Одновременно с зарождением и развитием искусства строительства укреплений вокруг поселений (городов) и вдоль границ древних государств возникает и развивается искусство атаки (осады) этих укреплений, где особая роль отводится военно-инженерному делу. С его помощью решаются вопросы разработки средств и способов преодоления укреплений и заграждений, создаются конструкции различных осадных приспособлений: многоэтажных осадных башен – гелеполей; крытых подступных ходов – виней; метательных машин – баллист, катапульт; штурмовых лестниц; средств разрушения стен – таранов, воронов и других, а также разрабатываются и осуществляются способы подкопов под укрепления. Вот так во взаимном развитии и воздействии друг на друга (военная архитектура, она же фортификация и военно-инженерное дело) постепенно складывалось «искусство инженера» – искусство атаки и обороны укреплений.

Элементы военно-инженерного искусства, причем самобытного, были и в войске Киевской Руси, ибо выход на авансцену большой политики славянского государства прежде всего был сопряжен с войнами. Прежде, чем русский фактор стал реальностью, ему пришлось долго бороться за выживание, причем как защищаясь, так и нападая.

И молодое Киевское государство практически с момента своего образования в IX веке воевало с внешними врагами, утверждая себя и силой, и благородством, и мудростью. Но, сидя дома, убедительной победы не добьешься, и войны сопровождались большими и дальними походами, многочисленными осадами крепостей, что, в свою очередь, требовало ряда мероприятий по инженерному обеспечению боевых действий. Так в ходе войн с Византией и при отражении набегов кочевников формировались приемы выполнения инженерных мероприятий, свойственные восточным славянам. С помощью таких мероприятий усиливались защитные свойства местности в период обороны, а при наступлении преодолевались преграды, встречающиеся на пути наступающего войска. Расчистка и прокладывание путей движения, устройство мостов и переправ – вот чему уделялось большое внимание в походах. Для укрепления и охраны лагеря на стоянках устраивался вал со рвом, усиленный тыном или засекой, а при непродолжительных или внезапных остановках оборудовался лагерь из повозок. По заключению академика В. А. Золотарева, наши летописи сохранили мало сведений об инженерных мероприятиях, но даже из небольшого количества хотя и не всегда достаточно ясных упоминаний о таковых следует, что инженерному делу уделялось большое внимание. В частности, в летописях упоминается о наличии в войсках Киевского князя Ярослава Мудрого военных строителей: «городников», первое упоминание о которых относится к 1025 г., и «мостников». Львовская летопись свидетельствует, что при штурме города камских болгар Ошель в 1219 г. русскими «... наперед шли пешцы с огнем и с топоры, а за ними стрельцы». Это свидетельство тем более важно, что показывает на наличие специальных групп в штурмовых отрядах. На группы возлагались задачи разграждения препятствий и разрушения оборонительных сооружений противника, что можно рассматривать как факт зарождения инженерных войск. И если «городники» и «мостники» – первые предшественники русских военных строителей и понтонеров, то «пешцы с огнем и с топоры» – предтеча саперов-штурмовиков. Как в области фортификации, так и в искусстве штурма у Древней Руси, а в дальнейшем и у России был свой

Немцы в годы Великой Отечественной войны показали себя мастерами военной инженерии. Их препятствия в блицкриге считались непреступными. Но созданные в 1943 году саперно-инженерные штурмовые части РККА взламывали самые сложные германские укрепрайоны.

Немецкие историки, говоря о войне с СССР, любят повторять, что русские в военном деле оказались прекрасными учениками и превзошли своих учителей – солдат и офицеров Вермахта. В качестве примера приводятся инженерно-саперные штурмовые батальоны РККА, взломавшие непреступные укрепрайоны Германии.

Однако использование технических решений для достижения военного преимущества имело место еще со времен Александра Невского. Взятие Казани Иваном Грозным также можно отнести в актив русской военной инженерии.

К началу Великой Отечественной войны считалось, что советские саперные войска в полной мере отвечали требованиям времени. Они были оснащены необходимыми средствами для преодоления преград, в частности, танковыми мостоукладчиками ИТ-28, понтонным парком, оборудованием для электрозаграждений. Имелся даже специальный плавательный мешок для лошадей МПК. В то же время эти батальоны являлись вспомогательными частями РККА и не были оснащены необходимым автомобильным транспортом.

Панцергренадеры из СС «Тотенкопф»

Военная инженерия в войне сыграла огромную роль. Прорвав танковыми соединениями наши фронты, фашисты в кратчайший срок сооружали вокруг окруженных советских частей полосы препятствий, в том числе и из минных полей.

Время, которое требовалось для их преодоления, оказывалось достаточным для уничтожения наступающей пехоты РККА плотным пулеметным и минометным огнем.

Советские укрепрайоны штурмовали германские спецподразделения – панцергренадеры, основу которых составляла мотопехота Вермахта.

Из числа такого рода немецких частей наиболее известной считается дивизия СС «Тотенкопф» («Мертвая голова») образца 1939 и 1942 годов, в составе которой имелся специальный саперный батальон. В арсенале вражеских саперов и штурмовиков были специальные средства для уничтожения наших дотов и дзотов, но самое главное, они были специально обучены для взятия эшелонированных оборонительных сооружений.

Начало войны

Без эффективной противопехотной обороны, оборудованной инженерными заградительными препятствиями, немецкий блицкриг представлял бы собой путешествие фашистских танков по бескрайним русским просторам. Именно поэтому попавшие в котлы армии РККА, оказавшись надежно отрезанными от тылов, сдавались после изнурительных бомбардировок и истощения ресурсов.

Наши саперные войска были обескровлены в самом начале войны, будучи занятые строительством нового укрепрайона на границе с Польшей. Одними из первых они оказались на линии огня, не имея тяжелого вооружения и автотранспорта для эвакуации.

Оставшиеся инженерные части гибли, прикрывая отходы основных частей, взрывая мосты и оставляя минные поля. Часто саперов использовали, как пехоту. Ставка отреагировала на эту ситуацию достаточно оперативно, насколько это было возможно в тех условиях, и 28 ноября 1941 года издала приказ о запрете использования саперов не по назначению. По сути дела, осенью первого года войны пришлось заново создавать саперные войска.

Сильные духом и телом

Ставка не только оперативно управляла боевыми действиями, но и вела аналитическую работу. Командование отметило, что воюющие инженерные войска, в силу своей специфики, являлись грозной силой. К примеру, знаменитый «Дом Павлова» в Сталинграде 56 суток защищали 18 саперов, которыми командовал сержант Яков Павлов. Командующего 6-й немецкой армией фельдмаршала фон Паулюса тоже пленили саперы 329-го инженерного батальона и бойцы мотострелковой дивизии.

30 мая 1943 года было завершено формирование первых 15-ти штурмовых инженерно-саперных бригад, которым ставилась задача прорыва немецких укрепрайонов. Бойцами этих подразделений становились физически сильные молодые мужчины, в возрасте до сорока лет, хорошо разбирающиеся в технике. В основном эти части формировались на базе уже воюющих саперных батальонов, хорошо показавших себя в боях. В августе 1943 года штурмовые инженерно-саперные бригады прибыли на фронт.

Тяжело в учении – легко в бою

Солдаты штурмовых инженерно-саперных бригад прежде чем попасть на фронт, проходили специальный курс. Особенно тщательно учили их метанию гранат и скрытному передвижению.

Например, капитан М. Цун, командир 62-го штурмового батальона 13-ой ШИСБр стрелял боевыми патронами на занятиях, на которых будущие саперы ползали по-пластунски.

В результате его бойцы не уступали самым лучшим инструкторам-пластунам. Саперов-штурмовиков также тренировали быстрым рывкам по пересеченной местности с усиленным боекомплектом гранат и взрывчатки. Конечно, обучали технике рукопашного боя.

Саперы-штурмовики освоили тактику совместных с пехотой атак. Для этого они составляли подробную карту немецкой обороны и вычисляли её слабые места. В бой солдаты этих батальонов шли в стальных нагрудниках, надевая под них ватные телогрейки. За это их иногда называли панцирной пехотой.

«Личный состав бригады - это особые саперы, штурмовики с пуленепробиваемыми жилетами, в стальных касках, все вооружены автоматами, - вспоминал начальник инженерных войск 1-го Украинского фронта генерал Галицкий, - Они предназначены для боя совместно с пехотой и должны участвовать в прорыве обороны: в уничтожении дотов, дзотов, пулеметных гнезд и НП противника...».

Помимо автоматов, многие штурмовики-красноармейцы были вооружены ранцевыми огнеметами, пулеметами и противотанковыми ружьями, которые применяли в качестве крупнокалиберных винтовок. Обязательным был и усиленный комплект гранат. Проделав проемы в линиях обороны, саперы-штурмовики немедленно выводились в резерв.

Разгром Германии

Немцы считали Кенигсберг непреступной крепостью, однако город пал в считанные дни. Бойцы из инженерно-саперных штурмовых батальонов прорывались к укрепрайонам и взрывали их мощными зарядами ВВ. Николай Никифоров в книге «Штурмовые бригады Красной Армии в бою» привел следующий пример: «… для подрыва железобетонного убежища в районе Паршау потребовался заряд в 800 кг ВВ. Гарнизон в количестве 120 человек после взрыва сдался в плен».

Вот еще одна цитата из этой же книги:

«В боях за Берлин 41-й обро сжег 103 здания. Опыт применения ранцевых огнеметов еще раз дал основания утверждать, что они являются одним из эффективных средств борьбы в городе, благодаря их легкости, возможности приблизиться к атакуемым объектам по скрытым доступам и высокой действенности огнеметания».
Ставка считала инженерно-саперные штурмовые бригады элитой РККА.

« Панцирная пехота» Красной Армии, «советские кирасиры» – у большинства читателей, даже знакомых с историей Великой Отечественной войны не понаслышке, эти слова вызовут лишь недоумение. Так кто же они, эти солдаты в стальных кирасах?

В первых рядах атакующих они подавляли вражеские огневые точки и штурмовали баррикады на улицах немецких городов, наводили мосты под огнем и прогрызали бетон неприятельской обороны. Имя им – штурмовые инженерно-саперные бригады. Вот что писал о них Герой Советского Союза генерал Галицкий, начальник инженерных войск 1-го Украинского фронта: «Личный состав бригады – это особые саперы, штурмовики с пуленепробиваемыми жилетами, в стальных касках, все вооружены автоматами. Они предназначены для боя совместно с пехотой и должны участвовать в прорыве обороны: в уничтожении дотов, дзотов, пулеметных гнезд и НП противника...»

Созданная на переломном этапе войны, советская «панцирная пехота» по праву заслужила звание гвардии инженерных войск.

Книга военного историка Николая Никифорова впервые подробно рассказывает о вкладе штурмовых бригад Красной Армии в нашу общую Победу.

ВВЕДЕНИЕ

Штурмовые инженерно-саперные бригады (шисбр) – универсальный продукт Великой Отечественной войны. Их создание было следствием возрастающей роли инженерных войск в ходе войны, а их дальнейшее совершенствование было обусловлено широким размахом наступательных действий советских войск. Именно наступательные операции Красной Армии 1943 года настоятельно потребовали принципиально новой организации мощных инженерных соединений ударно-наступательного типа, способных обеспечить прорыв и штурм укреплений противника

Универсальность же бригад была изначально заложена в самом названии – штурмовая инженерно-саперная. Вторая часть предопределяла инженерное обеспечение штурма, а первая – непосредственное участие в нем, предполагая в том числе и плотное соприкосновение с противником.

Вместе с тем оба эти понятия уходят своими корнями в далекое прошлое, базируются на историческом опыте и входят в систему определений военно-инженерного искусства. Как отрасль военного искусства оно охватывает область теоретических исследований и практического решения задач военно-инженерного дела, где у нашего Отечества богатая достойными примерами история и немало приоритетов. Этому посвящено довольно большое количество фундаментальных трудов, научных и научно-популярных изданий

В современном сравнительно-историческом осмыслении роль и место военно-инженерного искусства в истории нашего государства представлены в монографии академика, профессора генерал-майора В. А. Золотарева «От Карфагена до Карса»

Ярко, в понятном массовому читателю изложении, в короткой по объему, но исключительно богатой и глубокой по смысловому содержанию форме по существу показан образчик преподнесения ценного фактологического материала, принадлежащего широкому историческому полотну длиной в одиннадцать с лишним столетий. В обобщенном синтезированном виде, строгим научно-энциклопедическим стилем изложены глубинные причинно-следственные связи развития военно-инженерного искусства как части отечественного общекультурного наследия.

По сути, найдена оптимальная форма реализации основных функций военно-исторической науки на современном этапе, обильно и плотно насыщенном всякого рода информацией. Монография объективно и по праву названа книгой современного звучания

Вместе с тем было бы целесообразным кратко остановиться на историческом аспекте предмета нашего исследования.

Часть I

ОТ ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШТУРМА К ШТУРМОВЫМ ИНЖЕНЕРНО-САПЕРНЫМ БРИГАДАМ

ГЛАВА 1

Взгляды на инженерное обеспечение штурмовых действий Красной Армии накануне Великой Отечественной войны

Основы тактики штурма долговременных сооружений, сильно укрепленных пунктов и полос обороны были разработаны довоенными уставами и инструкциями, вобравшими в себя опыт Первой мировой и Гражданской войн (см.

Приложение 2

Теоретические изыскания в области полевой фортификации, опыт производства военно-инженерных работ с учетом использования новой техники и вооружения нашли свое отражение в Наставлении по военно-инженерному делу для пехоты (Инж-П-39) и Наставлении для инженерных войск по полевым фортификационным сооружениям (ПФ-39).

Советско-финляндская война 1939–1940 гг. обнаружила серьезные недостатки в подготовке и боевом обеспечении войск, особенно инженерном.

Основные и решающие события происходили в полосе сосредоточения главных сил сторон – на Карельском перешейке.

Перешеек представлял собой резко пересеченную местность. Скалы, холмы, болота, озера, леса покрывают почти весь перешеек. Эти природные условия значительно затрудняли движение и маневренность крупных войсковых соединений и создавали препятствия для наступления на широком фронте.

ГЛАВА 2

Инженерно-штурмовые действия частей Красной Армии в 1941–1942 гг.

С началом Великой Отечественной войны в условиях стратегической обороны основная задача инженерных войск состояла в обеспечении замедления темпов продвижения противника и создании необходимых условий для перехода Красной Армии в наступление.

Решение основной задачи обусловило целесообразность и необходимость непрерывного повышения боевых возможностей инженерных войск, их технической оснащенности. Начался поиск и внедрение оптимальных организационных структур войсковых, армейских, фронтовых и резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) частей и соединений инженерных войск.

При ведении стратегической обороны постановлением ГКО от 30 октября 1941 г. к середине января 1942 г. было сформировано 10 саперных армий, из которых каждая включала в себя от двух до четырех бригад по шесть-восемь батальонов. Армии подчинялись начальнику инженерных войск Красной Армии. Саперные армии сыграли основную роль в подготовке тыловых оборонительных рубежей государственного значения на западном и юго-западном стратегическом направлениях, особенно при создании обороны Москвы, Сталинграда и Кавказа.

И все же, несмотря на опыт советско-финляндской и первых дней Великой Отечественной войн, имевший место стереотип понимания инженерных войск как «тылового войска» пока еще оставался. В этой связи незадолго до контрнаступления под Москвой, 28 ноября 1941 г., Ставка Верховного Главнокомандования издает приказ

Давая развернутую характеристику состоянию инженерных войск с указанием недостатков по их применению в начальный период войны, приказ изменил структуру и организацию управления ими.

Вместе с другими недостатками в приказе подчеркивалась необходимость правильного использования саперных частей, укрепления боевого взаимодействия инженерных войск с другими родами.

ГЛАВА 3

Создание бригад и совершенствование их организации: 1943–1945 гг.

К началу второго периода войны в действующей армии имелось 962 инженерных (саперных) и 75 понтонно-мостовых батальонов, 2 понтонно-мостовых полка, 110 отдельных рот и 15 отдельных отрядов различного назначения. Продолжалось формирование инженерных бригад различного назначения, к началу периода их было 37, в том числе 2 понтонно-мостовых. Увеличение числа инженерных частей и соединений, их сосредоточение в полосе действий ударных группировок позволили значительно улучшить усиление ими фронтов и армий.

Тем не менее в ходе наступления для выполнения всех инженерных мероприятий наличных сил и средств обычно не хватало. Уже под Сталинградом увеличился расход личного состава для обеспечения прорыва усилившейся обороны противника: ведения инженерной разведки, создания большого количества групп разграждения и групп сопровождения танков НПП и артиллерии, а также участия в штурме долговременных сооружений и сильно укрепленных позиций.

Наступательные операции Красной Армии, а также практика прорыва заблаговременно укрепленных позиций противника выявили потребность в специально подготовленных, качественно новых и мощных инженерных соединениях наступательного типа, способных обеспечить в инженерном отношении прорыв и штурм укреплений противника

Учитывая это, а также общую тенденцию развития обороны немецко-фашистских войск, Ставка ВГК приняла решение о формировании штурмовых инженерно-саперных бригад.

Штурмовые инженерно-саперные бригады (шисбр) резерва Главного Командования (РГК) начали формироваться весной 1943 г. Бригады предполагалось использовать на наиболее важных оперативных направлениях, особенно там, где у противника имелись мощное фортификационное оборудование местности и минные заграждения, а также при штурме сильно укрепленных населенных пунктов.