В чем суть реформ сервия туллия. Реформа сервия туллия. Цветной каньон в Египте

Сервий Туллий — согласно преданию, шестой из царей Древнего Рима, правивший в 578—535 г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.

Сервий Туллий родился 13 августа в городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отец будущего царя — Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль — жене римского царя. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал в атриуме, яркое пламя короной охватило его голову. Слуги хотели потушить огонь, но Танаквиль увидела в этом событии знамение и остановила их. Пламя погасло лишь тогда, когда ребенок проснулся, и не причинило ему никакого вреда. Римские анналисты утверждают, что Сервий, будучи хотя и рабом, но любимцем в царском доме, получил хорошее греческое образование и уже в юном возрасте дополнил его военными победами. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и этрусков. Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне тоже не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия: по легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю, но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре. Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.

Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах.

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку сената. Луций Тарквиний воспользовался этим, созвал сенат в курию и провозгласил себя царём. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того, чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция. Тут же его тело переехала на колеснице его младшая дочь Туллия. С тех пор эта улица называлась в Риме «Бесчестной».

В середине VI в. в положении плебеев произошла важная перемена. Она связана с именем царя Сервия Туллия, который считался шестым от основания Рима и таким образом предпоследним в ряду римских царей. Его реформа имела сходство с законодательством Солона, потому что в её основу были положены разделение населения на имущественные классы независимо от происхождения, распределение между ними обязанностей сообразно достатку и предоставление больших прав более зажиточным. Весь народ был разделен на пять классов (с участками земли, оценявшимися в 100 т., 75 т., 50 т., 25 т. и 12,5 т. ассов. (Асс стоил около 500 года копеек 15 на русские дореволюционные деньги; сто тысяч ассов равны 15 тысяч руб.) Каждые пять лет должен был совершаться ценз, т.е. распределение граждан по классам. Чем зажиточнее были граждане, тем лучше они должны были быть вооружены (на собственный счет) для войны и больше платить налогов. И патриции, и плебеи вместе, каждый в своем классе, должны были участвовать в новых народных собраниях, так называемых центуриатных комициях (comitia centuriata). Это название произошло из того, что весь народ был еще разделен на 193 центурии (сотни), из которых 98, т.е. больше половины (причем 18 было конных, 80 пеших) приходилось на первый класс, по 20 – на второй, третий и четвертый, 30 – на пятый, 4 – на ремесленников и одна – на всех неимущих (пролетариев) , освобожденных совсем от службы и налогов. Каждый подавал свой голос положительный или отрицательный на вопросы царя и сената в своей центурии, и большинство голосов в каждой центурии считалось за общий её голос. Таким образом всех голосов в центуриатных комициях было 193, и большинство всегда было обеспечено за первым классом, который располагал 98 голосами. Таким образом плебеи были включены в состав граждан и получили доступ в народное собрание . Богатые плебеи могли принадлежать к первому классу, обедневшие патриции – спуститься до одного из низших. Кроме того, Сервию Туллию приписывается разделение как самого города, так и тогдашней его области на участки, получившие название триб; их было в городе четыре, вне города 17 (позднее 31). Новые местные трибы заменили собою старые родовые, как это было и в Афинах с филами по законодательству Клисфена.

234. Отдельные права римских граждан

Создав новую организацию, Сервий Туллий, однако, не разрушил старой и не уравнял плебеев с патрициями в правах. Патрицианские комиции по куриям продолжали существовать и сохраняли свое прежнее религиозное значение. И долгое еще время после реформы лишь патриции имели право занимать высшие должности в государстве (jus honorum) и вступать между собою в браки (jus conubii), так что дети, происходившие от неравных браков, не могли принадлежать к патрицианским родам. Наконец, лишь одним этим родам принадлежало по‑прежнему право распоряжения государственными землями.

Реформа, приведшая к образованию Римского государства, связывается с именем предпоследнего (шестого) рекса Сервия Туллия и условно датируется VI в. до н.э. Как время проведения этой реформы, так и ее авторство вызывает у многих исследователей серьезные сомнения. Весьма вероятно, что реформа не явилась итогом одномоментного государственно-правового мероприятия, но представляет собою результат целого комплекса разновременно произошедших изменений.

Как уже было отмечено выше, система управления древнейшего римского общества базировалась на принципах родовой организации и была рассчитана только на коренных членов римской общины - патрициев.

Позднейшие переселенцы-плебеи, не входившие в систему патрицианских родовых связей, тем самым были полностью исключены из общественно-политической жизни. Не принимая участия в решении общественных дел, они не несли в полном объеме и общегражданских обязанностей, прежде всего, военной и податной. Такое положение могло быть терпимым до тех пор, пока преобладающим большинством оставались патриции, а удельный вес плебейского элемента в общей массе населения и в сфере экономических отношений был невелик. Однако по мере того, как плебеи стали играть все большую роль в повседневной жизни древнеримского общества, их изолированное положение за рамками римской общины превращалось во все большую общественно-политическую аномалию.

Было бы, конечно, неправильно думать, что эта реформа была задумана и проведена как реформа политическая, прежде всего, как это представляли себе позднейшие римляне. Наиболее важной практически и наиболее вразумительной для патрициев стороной отмеченной выше общественной аномалии было то обстоятельство, что одни патриции несли на себе всю имущественную и личную тяготу воинской повинности. Целый значительный класс населения оставался в этом последнем отношении совершенно неиспользованным. Вследствие этого возникало полное несоответствие между действительным населением Рима и количеством выставляемого им войска. А между тем потребности обороны и растущие завоевательные стремления Рима требуют все большего и большего напряжения всех его личных сил. Представлялось поэтому желательным, прежде всего как-нибудь привлечь всю массу плебеев к участию (личному и имущественному) в несении воинской повинности. И действительно, вся так называемая реформа Сервия Туллия есть по основной идее своей реформа воинская и податная.

Достигнуть указанной цели можно было только радикальным изменением самого основного фундамента этих повинностей, заменив принцип происхождения вместе с его родовой и куриальной организацией народа и войска принципом имущественной состоятельности каждого.

Реформа, во-первых, состояла в организации территориальных триб, которые как - административные единицы должны были заменить три старые родовые трибы. Количество триб в нашей традиции колеблется. Городских, во всяком случае, было четыре: палатинская, субуранская, эсквилинская и коллинская. Цифры сельских триб даются разные: от 16 до 26.

Далее Сервии Туллий разделил все свободное население Рима -- и патрициев, и плебеев -- на 5 имущественных разрядов или классов (classis). В первый класс зачислялись лица, обладавшие состоянием не меньше 100 тыс. ассов,* во второй -- 75 тыс. ассов, в третий -- 50 тыс., в четвертый -- 25 тыс. и, наконец, в пятый -- 12,5 тыс. (по Дионисию), или 11 тыс. (по Ливию) ассов. Те, у кого состояние было меньше, стояли «ниже класса» (infra classem) и назывались, «proletarii» (от слова «proles» -- «потомство»), т. е. люди, которые имели только детей. Другое название их -- capite censi (оцененные головой). Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества граждан, и осуществлялось их перераспределение по эрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Имущественным положением определялось место воинов в строю легиона (ополчения). Самые богатые граждане I класса служили в коннице и назывались «всадниками» (equites). Остальные члены этого класса должны были иметь полное тяжелое вооружение пехотинца (шлем, панцирь, поножи, щит, копье и меч) и стоять в первых рядах легиона. Граждане других классов соответственно имели облегченное вооружение, занимая место в задних рядах. Воины V класса являлись в строй легко вооружёнными, а люди, стоявшие infra classem, в строю вообще не служили. Допущение плебеев в войско требовало наделения их некоторыми политическими правами. Это было сделано Сервием Туллием посредством организации новой формы народного собрания, в котором должны были участвовать оба сословия. Оно называлось «центуриатным собранием» или «центуриатными комициями». Центурия (сотня), будучи военной, тактической единицей, вместе с тем стала и голосующей единицей, таким образом, что граждане сначала голосовали в каждой центурии отдельно, а затем вопрос решался большинством центурии (каждая имела один голос) Ковалев С. История Рима. Курс лекций

По законам Солона все коренное население Аттики делилось на четыре разряда, в зависимости от получаемого дохода. Доходы измерялись медимнами -- мерой сыпучих (зерно) и жидких (вино, оливковое масло) тел. Деньги не получили еще тогда большого распространения. По законам Солона люди, получавшие доход, превышавший 500 мер продуктов сельского хозяйства, зачислялись в высший, первый, разряд и назывались пятисотмерниками; получавшие свыше 300 мер дохода относились ко второму разряду и назывались всадниками; те, кто имел до 200 мер дохода, составляли третий разряд и назывались зевгитами; наконец, к четвертому разряду относилось все остальное малоимущее и неимущее население (феты.) Рабы не входили в состав народа и никаких прав не имели. Деление афинских граждан по величине их имущества сильно подрывало значение родовых порядков. Знатность происхождения теперь уже не имела прежнего значения. Главную роль стала играть частная собственность: кто больше имел, тот и попадал в высший разряд. Правда, и участие граждан в управлении Афинами зависело теперь только от принадлежности к тому или иному имущественному, разряду, установленному Солоном.

Дела по управлению страной решало теперь народное собрание, затем специально созданный Солоном Совет четырехсот, а также различные должностные лица. В народном собрании принимали участие все граждане четырех разрядов, включая малоимущих и неимущих фетов, но доступ в Совет четырехсот и к занятию государственных должностей был для фетов закрыт. Самые высшие должности -- архонтов и казначеев -- могли занимать только граждане первого разряда. На остальные должности могли избираться и всадники, и зевгиты. Народное собрание не решало всех дел в государстве, но все же его роль была велика, особенно при избрании должностных лиц. Однако вопросы, поступавшие для решения в народное собрание, всегда предварительно обсуждались на Совете четырехсот. Рабы, как класс угнетенный и не имевший прав афинского гражданства, никогда доступа в народное собрание не имели. Не имели права участвовать в народном собрании и афинские женщины. Наиболее народный характер имел созданный Солоном суд -- новая гелиэя, в которой могли участвовать все граждане, достигшие 30 лет. Избрание членов суда производилось по жребию. При этом не имело значения, к какому имущественному классу принадлежит человек. Гелиэя следила за деятельностью должностных лиц, охраняя интересы афинского народа. Но рабов не защищала и гелиэя. Войско в Аттике теперь строилось тоже не по родам, фратриям и филам, как было когда-то, а по имущественным признакам. Граждане первых двух разрядов служили в коннице, зевгиты составляли тяжеловооруженную пехоту, а феты -- отряды легковооруженных воинов или команды кораблей. Изменения, происшедшие при Солоне, подорвали господство родовой знати. Но власть не перешла к народу.

Таким образом, можно сделать выводы, что реформы Солона и Сервия Туллия заложили основы будущих государств. Общее в данных реформах можно отметить разделения населения по имущественному цензу. Положение человека больше не определялось знатностью его рода, а количеством его доходов и размеров имущества (в частности земли). Это обеспечило более большую вертикальную мобильность населения, позволяя незнатным людям добиться занятия государственных должностей, увеличения их влияния в обществе.

Современные ученые отмечают, что для Рима был характерен принцип геометрического равенства (объем прав равен объему обязанностей), а для демократических Афин принцип арифметического равенства (все граждане равны в политическом отношении независимо от их обязанностей перед полисом) Косарев А.И. Римское право. М., 1986

Следует отметить, что самой первой и самой важной была реформа, которую историческая традиция приписывает шестому римскому рексу Сервию Туллию , правившему городом в середине VI в. до н. э . Реформой Сервия Туллия было произведено разделение патрициев и плебеев на пять разрядов, или классов, в зависимости от имущественного положения:

1) первый класс составили все те (как патриции, так и плебеи), имущество которых достигало 100 тыс. ассов. Из них образовали 80 центурий (сотен);

2) второй класс – с цензом в 75 тыс. ассов – получал 22 центурии;

3) третий класс – с цензом в 50 тыс. ассов – 20 центурий;

4) четвертый класс – с цензом в 25 тыс. ассов – 22 центурии;

5) пятый – с цензом в 11 тыс. ассов – 30 центурий.

Верховным органом Рима были центуриатные комиции, состоявшие из представителей пяти классов населения. Каждому из классов было присвоено определенное количество центурий (сотен). Каждая центурия имела один голос и, следовательно, выступала как единое целое. Первыми по установленному порядку голосовали всадники и 80 центурий первого класса. Если они выступали согласно, на том дело и кончалось: остальные центурии к голосованию не привлекались. Требуемое большинство голосов было налицо (98 от 193). Так достигался главный эффект: решающее влияние в делах государственного управления оставалось за богатыми. Следует знать, что за 100 тыс. ассов принимался нормальный римский земельный надел, равный приблизительно 5 гектарам пашни, приносивший около 5 тонн зерна. Но так как главное богатство должно было в ту пору состоять не столько в земле, сколько в скоте, за единицу измерения был избран общий эквивалент – бронзовый асе. И в том и в другом случае речь идет о достаточно крупном хозяйстве, особенно если учесть сравнительную скромность быта и запросов, свойственных Древнему Риму.

Реформой Сервия Туллия город Рим был разбит на четыре территориальных округа трибы. Начиная с 471 г. до н. э. собрания плебеев по трибам, так называемые трибутные собрания , получили право издавать постановления общего характера, обязательные для одних плебеев. Обязательными для всей римской общины, т. е. и для патрициев, постановления трибутных собраний сделались (по одной из версий) с принятием закона Валерия и Горация в 449 г. до н. э . Этими же консулами было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному в преступлении, обращаться за защитой к народному собранию – центуриатным комициям (патриции обладали этим правом давно). В 444 г. до н. э. был представлен законопроект Канулея о допущении плебеев к консульской должности, высшей в государстве. Законопроект не прошел, но было принято компромиссное решение о допущении плебеев к замещению должности военных трибунов с консульской властью. В 445 г. до н. э. законом народного трибуна Канулея были разрешены браки между патрициями и плебеями, до этого времени строго запрещенные. Наконец, в 367 г. до н. э. после долгой и ожесточенной борьбы между патрициями и плебеями был принят закон Лициния и Секстия. Ими устанавливался максимальный размер землевладения, находящегося в собственности отдельных фамилий, – 125 га и максимальные пределы частного стада, пасущегося на общественном выгоне (100 голов крупного скота и 500 мелкого). Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республики должен быть плебей. Как видно из сказанного, реформа Сервия Туллия еще далеко не уравняла патрициев с плебеями, не говоря уже о том, что число плебеев в центуриях первого класса не могло быть сколько-нибудь значительным.

8. Царский период в истории Рима. Реформы Сервия Туллия, их политическое значение.

«Царский» период (8-6 века до н. э.)

Его условно называют «царским». Легенды говорят о семи римским царях. В этих легендах много вымысла, но есть и рациональное содержание: разделение общества на знатных и незнатных, земледелие. Это период разложения родового строя, складывания государства. Отцовский патриархальный род – основная общественная единица. Таких родов насчитывалось 300. Род делится на семьи. Каждая семья ведёт своё хозяйство. По мере ослабления родовых связей значение семей возрастает, выделяются отдельные семьи. Семья – фамилиа. Патерфамилиос – отец семейства. Его власть была неограниченной, в том числе и над рабами, которые входили в состав семьи (рабов было немного, рабство было патриархальным). Каждые 10 родов объединялись в курию, 10 курий объединялись в трибы. Три трибы – популюс романос, т.е. римский род. Деление такое, по предположению некоторых историков, делалось в военных целях. Одна из точек зрения по вопросу о социальном составе римской общины. Поначалу все полноправные члены римской общины назывались «патриции» (т.е. «имеющие отцов»). Со временем (уже в «царский» период), с развитием хозяйства, с участившимися войнами происходило расслоение меду родами, внутри родов. В них выделялись знатные семьи. Только членов этих знатных семейств стали называть «патриции». Патриции противопоставляли себя всем остальным (популюс).

Незнатные (или обедневшие) роды оказывались в зависимости от этих знатных родов, искали у них помощи, покровительства. Становились клиентами (послушными) патрициев. Патриции -> патроны (покровители). Расслоение на патрициев и клиентов. Некоторые чужестранцы становятся клиентами. Клиент входил в родовую организацию патрона, обязан был следовать за ним на войну, выполнять какие-либо работы, оказывать почтение. Патрон обязан был защищать клиента (перед судом), поддерживать. В законах двенадцати таблиц «Пусть предан будет богам подземным патрон, который подведёт\даст в обиду своего клиента».

Возрастало население Рима за счёт завоевания соседних <латинских> округов, за счёт переселенцев. Они были вне 300 родов. Их стали называть плебеями (покорённое население, переселенцы в Рим). Плебеи были лично свободными, могли иметь земельную собственность, должны были нести службу, могли сами заключать сделки, моли выступать в суде самостоятельно, от своего имени. Не могли вступать в брак с патрициями, не могли участвовать в политической жизни, в управлении общины, не могли получать свою долю земли при дележе завоёванных земель. Среди плебеев тоже была имущественная дифференциация. Есть в этом обществе и рабы, но рабство неразвитое, патриархальное.

Сервий Туллий :

1. Включил плебеев в состав римского народа.

2. Всех граждан он разделил на 5 имущественных разрядов (по имущественному цензу):

А) те, кто имел доход не менее 100 000 асов

Б) Люди с имуществом в 75 000 асов

В) 50 000 асов

Г) 25 000 асов

Д) 12 500 (по некоторым сведениям 11 000) асов

Е) Пролетарии (считалось, что единственным их богатством является их потомство - proles)

Цели деления:

1) Военная. Каждый разряд должен был выставлять определённое количество центуриев (сотен)

А) 80 центурий тяжеловооружённой пехоты + 18 центурий конницы

Б, В, Г) По 20 центурий тяжеловооружённой пехоты

Д) 30 центурий легковооружённой пехоты

Е) 1 центурия (из них комплектовались слуги) (пять не вооружённых центурий: две - ремесленников, две - музыкантов ит.п. и одна из неимущих, которых называли пролетариями.)

Таким образом, всего было 193 центурии.

2) Политическая. Центурии стали не только военными, но и политическими единицами. По центуриям стали проводиться народные собрания (центуриатные комиции). К центуриатным комициям переходят функции куриатных комиций.

Привилегия знатности вытесняется привилегией богатства.

3. Деление населения по территории.

Вводится деление на 4 городские трибы и 17 сельских

Утверждается государство.

Особенность образования государства в Риме

    Борьба плебеев с патрициями ускорила процесс образования государства (вмешательство инородного элемента)

Эти реформы были определённой уступкой плебеям. Но до уравнения плебеев с патрициями было ещё далеко.

В 509 г. был изгнан седьмой рекс Тарквиний. С этого времени устанавливается республика. Она существовала до I века до н. э.

Эволюция общественного строя.

Римское общество не сразу стало рабовладельческим.

В V-IVвеках до н. э. рабство было слабо́, и лишь кIIIвеку до н. э. рабство стало сильным в результате завоеваний.

Плебеи стали добиваться общественной земли. Каждый раз после успешного похода римляне у побежденных часть земли забирали и делили её между коренными римлянами. Плебеи к ней доступа не имели. Численность плебеев возрастает → земельная пустота становится ещё более невыносимой, плебеи нередко из-за долгов попадали в рабство.

Цели плебеев:

    Добиться доступа к <общегосударственной>земле

    Добиться общих государственных должностей

В 494 г. до н. э. введена специальная должность – плебейский трибун. Он избирался на плебейских народных собраниях из числа плебеев. Эти собрания проходили по трибам. Он имел право наложить вето на постановление Сената или другого должностного лица.

В 450 г. до н. э. приняты законы XIIтаблиц. Создана комиссия из 10 человек.

445 г. до н. э. – законы Каннулея, которые разрешили браки плебеев с патрициями.

367 г. до н. э. – законы Лициния и Секстия. Они состояли из трёх частей:

1. Земельные владения патрициев на общинную землю (патер публикус) ограничивались 500 югерами земли. Излишки распределились между плебеями.

2. Смягчалось???

3. Плебеи допускались к <общим государственным должностям>

326 г. до н. э. – закон Петелия, запрещающий долговое рабство.

300 г. до н. э. допуск плебеев в состав жреческих коллегий.

287 г. до н. э. – плебейские собрания получили право принимать законы, обязательные для всех.

К третьему веку до н. э. борьба плебеев и патрициев завершилась их уравнением в правах и уничтожением вообще такого деления. На первый план выходит деление на рабов и рабовладельцев. В середине и второй половине Республики Рим становится классической рабовладельческой республикой.

Рабовладельцы:

Нобели всадников старались к высшим должностям не допускать.

Источники рабства: 1) войны, 2) пиратство, 3) естественный прирост (по матери), 4) торговля.

Труд рабов использовался в сельском хозяйстве, горном деле, домашнем хозяйстве.

Раб являлся вещью, с которой рабовладелец мог сделать всё что угодно.

Между рабами и рабовладельцами стоял класс мелких производителей – плебс.