Значение слова маратхи. Как Атиша помогал живым существам в Индии: деятельность по распространению Дхармы в Индии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Наверное, все вы знаете, что такое Wikipedia . Но знаете ли вы, как она устроена изнутри? Кто ее создал и продолжает создавать? Как принять участие в наполнение самой народной из всех энциклопедий?

Все знают, что Википедия — это самая большая в мире энциклопедия , материалы для которой создают не профессиональные редакторы, а все пользователи интернета, которые в соответствующих вопросах. Казалось бы, что такой подход должен привести к полному заспамливанию и ее быстрой кончине, но принципы работы движка Вики позволяют этого избежать.

Кроме того, что эту интернет-энциклопедию просто-напросто интересно читать (аж не оторваться из-за ее всеобъемлющей ), вам никто не мешает поучаствовать в ее наполнении. Например, в русскоязычной части Википедии существует масса тем не освещенных в достаточной мере или не затронутых вообще. Ну, а так как мы с вами все же оптимизаторы, то можно будет попытаться извлечь из этого небольшую выгоду и для своего ресурса (без спама, естественно).

Wikipedia — что это такое и что стоит за ее популярностью

До 2004 года Википедия вся размещалась на одном единственном сервере, сейчас же она расползлась по сотням, а возможно, что уже и тысячам машин. На все это требуются материальные средства, которые черпаются из добровольных пожертвований от частных лиц и крупных организаций (создатель не так давно пожертвовал крупную сумму данному проекту).

Для поддержания работы самой крупной в мире энциклопедии и еще ряда сопутствующих проектов была создана некоммерческая организация ВикиМедиа , которая и решает все организационные и финансовые вопросы.

Вообще, создание народной энциклопедии дело не новое. Первым подобным экспериментом можно считать справочное издание, выпущенное Дени Дидро в середине восемнадцатого века. Оно состояло из трех десятков томов и в ее написании и редактировании принимали участие и сами читатели, которые по почте присылали редакторам свои замечания и суждения по тем или иным вопросам. Ее с некоторой натяжкой можно считать далекой предшественницей Wikipedia.

Что же такое Википедия сегодня? Ее история начинается в 2001 году. Хотя идея создания энциклопедии доступной всем (распространяемой по лицензии GNU GPL) пришла в голову авторам чуть раньше и их первый проект носил название Nupedia. Она должна была по задумке отцов-основателей состоять из жестко выверенных и написанных профессионалами своего дела статей. Но таких профессионалов, желающих поработать бесплатно на благо общества, нашлось не так уж и много.

За время существования Nupedia (с 2000 по 2003 года) было закончено лишь чуть больше семи десятков статей. Безусловно, что продолжая развивать эту идею, а не переключившись на Wikipedia, ее авторы не добились бы такого ошеломляющего успеха. Но что же послужило тем ключом, что позволил этому проекту на данный момент стать самой большой, объемной и самой популярной гаванью знаний в мире?

Да, собственно, случай, благодаря которому авторы решили создать на одном из Вики-движков своеобразный черновик, где эксперты могли бы добавлять и корректировать свои статьи перед добавлением их в Нупедию. Ну, а в 2001 году этот черновик обзавелся собственным доменным именем (читайте про то, и ) Wikipedia.org и стал самостоятельным проектом, где корректировать, править или создавать заново статьи могли вообще все желающие в не зависимости от их образования, ученых степеней, гражданства и прочих атрибутов.

Эта энциклопедия стала настолько популярной и настолько значимой для миллионов пользователей интернета, что про нее был снят довольно познавательный фильм, который вы можете посмотреть с русским переводом. Из него можно будет получить наиболее исчерпывающий ответ на вопрос: Что такое Википедия и чем она так так уж хороша?

В Вики очень трепетно относятся к разглашению личных данных во избежании возможных выяснений отношений в реальной жизни. Править статьи могут даже не зарегистрированные пользователи, что на первый взгляд должно привести к ее жестокому заспамливанию, как, например, на форумах или блогах без соответствующей модерации.

Википедия изнутри — что это и как устроено

Однако, случаи вандализма, которые, конечно же, встречаются, проходят для посетителей этой виртуальной базы знаний практически незаметно. Тут все дело в принципах работы Wikipedia. Она ведет историю всех изменений и откатить страницу к ее довандальному виду не представляет никакого труда.

Сделать это может даже не зарегистрированный пользователь заметивший неладное, ну или специально выделенный для этого человек, у которого этот процесс займет еще меньше времени.

Существование Википедии в ее теперешнем виде прежде всего обязано тому, что портить статьи получается даже более трудозатратно, чем их восстанавливать, да и мало кто успеет заметить внесенные вандалом изменения, что напрочь отбивает у вандала желание продолжать (ведь даже ругаться с ним никто не будет — просто проигнорируют и вернут все взад, что гораздо обиднее и убивает интерес гадить дальше на корню).

Высокая скорость, с которой вандализм удаляется со страниц виртуальной энциклопедии, во многом объясняется активным использованием для этой задачи так называемых ботов (программ).

То же самое касается и спама — проставления ссылок на свой сайт. Как правило, через некоторое время (минуты или часы) этих ссылок там уже не будет, да и в некоторых, особенно популярных у сеошников статьях, правка вообще запрещена (вносить изменения сможет только Администратор или более широкий круг пользователей из категории авторов). Однако, не все так печально.

Если ваша статья (на которую вы проставляете ссылку) действительно покажется полезной и дополняющей изложенный там материал, то она может остаться висеть там очень надолго. Еще выше шанс закрепиться будет у ссылки, которую вы проставите в качестве дополнительного материала к той публикации в Википедии, которую напишите сами.

Будет ли от этого польза? Мне так кажется, что будет, но все не так однозначно. Конечно же, обратные ссылки с Вики , что, по идее, обесценивает их в глазах Яндекса и Гугла. Но поиск, по-моему, сейчас берет в расчет и такие бэклинки, учитывая их каким-то особым образом.

Во-вторых, в каждой языковой группе (государстве) имеется своя эффективная система управления и взаимоотношений. Самый обычный анонимный (не зарегистрировавшийся пользователь ) все равно имеет право создавать и вносить изменения в уже созданные статьи (в качестве автора будет указан IP адрес его компа), но только не в те, на которые наложена частичная блокировка. Такую защиту может накладывать администратор в случае участившихся случаев вандализма.

Зарегистрировавшийся пользователь получает свою личную страничку в Википедии, с течением времени и по ходу проведения им вменяемых правок его возможности несколько расширяются, он сможет вносить изменения в частично заблокированные статьи, а так же загружать файлы в эту виртуальную энциклопедию.

Ну, а если брать выше (администраторы, арбитры, патрулирующие, бюрократы и др.), то получить одну из этих должностей можно только выборным путем, если ваши заслуги перед энциклопедией будут замечены и оценены (данная работа, естественно, не оплачивается).

Если вам интересно, какие функции возложены и какие возможности делегированы этим самым вышестоящим чиновникам от Wikipedia , то имеется довольно краткое, но емкое описание всей этой кухни — категории участников русскоязычной Вики . Кроме живых людей свои личные странички имеют и боты, которые создаются для разгребания рутины. Видимо, так их проще учитывать.

Если вам интересен реальный перечень всех участников русскоязычного сообщества, то вы сможете посмотреть на этой странице , просто выбрав из выпадающего списка «Группа»:

Итак, прежде, чем начать творить, следует с помощью встроенного поиска (его форма расположена в верхнем правом углу) убедиться в том, что такого материала еще не существует в этой энциклопедии. Еще следует пробить и возможные варианты тематики.

Регистрация и создание новой статьи в Wikipedia

Допустим, что данная тематика не была освещена или раскрыта полностью. Таким образом ваша статья придется к месту. Но как ее создать? Оказывается довольно просто. Вбиваете в адресную строку своего браузера следующий УРЛ:

Http://ru.wikipedia.org/wiki/Название статьи

Что такое адресное пространство в Википедии? Оно устроено таким образом, что в Урлах нет названий разделов или категорий, а сразу же после стандартной конструкции http://ru.wikipedia.org/wiki/ следует название статьи, причем на русском языке. Это своеобразная реализация человеко-понятных Урлов .

На самом деле, это не есть здорово при реализации на своем проекте, ибо при копировании такой ссылки из адресной строки Хрома, вы обнаружите чудовищной длины Урл, где вместо русских букв будут странные символы:

Http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%82%D0%BE%D0%9D%D0%B0%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE

Но не суть. Если у вашей статьи может быть несколько альтернативных названий, то можно будет создать их все, но затем сделать перенаправление на основную (фактически 301 редирект), чтобы не множить дубли.

Второй способ создания новой статьи заключается в нахождении публикации родственной тематики и простановке с нее ссылки на вашу, еще не существующую страницу. Wikipedia позволяет это делать и такая ссылка будет подсвечена красным цветом, а не синим, как обычные. Ссылка в Wiki движках создается банально (используются фактически принципы ):

[[название статьи]]

Если захотите создать ее с анкором (текстом ссылки) отличным от названия статьи, то используйте следующую конструкцию:

После этого просто переходите по ней и наблюдаете то же самое окно, что и в случае ввода в адресную строку браузера Урла вида http://ru.wikipedia.org/wiki/Название статьи:

Как видите, кроме информации об отсутствии искомой страницы, вам будет предложено ее скоренько создать, прочитав предварительно гайд по-быстрому освоению премудростей Вики-разметки .

Перейдя по ссылке «создать такую страницу», вы попадете в окно ее редактирования (в данном случае создания), где обозреете краткий курс молодого бойца со сносками на более подробное изложение материала, а еще получите возможность сразу же приступать к творчеству, вводят текст и разметку в предназначенную для этого область имеющегося там редактора:

Для тренировки в создании статей советую воспользоваться своим личным адресным пространством. Для этого нужно будет пройти регистрацию на сайте Википедии (ссылка «Создать учётную запись» в верхнем правом углу экрана):

Имя при регистрации можно вводить и русскими символами, а также вы можете переключиться в безопасный режим работы с сайтом (с шифрованием через протокол https). После заполнения и отправки данных формы регистрации вас сразу же автоматически авторизует на сайте Wiki и отобразится традиционное приветствие:

Получите в свое распоряжение личную страничку с адресом вида:

Http://ru.wikipedia.org/wiki/Участник:Дмитрий_Иванецку

На предыдущем скриншоте на оранжевой полосе написано, что новый пользователь (тобиш я) получил новое сообщение. Перейдя по этой ссылке вы увидите довольно компактный вариант ответов на все вопросы новичков в Wikipedia:

Потратьте минут двадцать на то, чтобы узнать что такое Wiki-разметка, ибо она гораздо более удобна, чем непосредственное оформление текста с помощью Html тегов, однако, все же работа в визуальных редакторах или для начинающих было бы самое то.

Особенности и нюансы создания статей в Википедии

Но и у Wiki-разметки есть свои плюсы по сравнения с визуальными редакторами — все совершаемые в них действия однозначны, в то время как в визуальном редакторе зачастую попадаешь в ситуацию, когда не понятно, как такое получилось и что же теперь делать (приходится лезть в Html код и уже править там на прямую то, что наворотили).

Сами можете быстро пробежаться по основным элементам страниц в Wikipedia , которые собраны в этой таблице . Например, нужен заголовок второго уровня (в исходном коде созданной страницы отобразится в тегах H2) — заключаете его в дважды повторенные знаки равно:

Заголовок второго уровня ==

Нужно начать новый абзац и закончить текущий (аналог тега P) — просто оставьте между ними пустую строку (как в редакторе Вордпресса). А списки? В нужно открывающие и закрывающие теги постоянно прописывать, а в Wiki только звездочку (для ненумерованного списка) или решетку (для нумерованного) нужно проставить перед строкой. Ну, а для вложенных пунктов достаточно увеличить число звездочек или решеток на одну.

Пример вики-разметки для создания списков:

* Первый уровень ** Второй уровень **# Третий уровень с переходом к нумерованному списку

А это Html код, который надо было бы написать:

  • Первый уровень
    • Второй уровень
      1. Третий уровень с переходом к нумерованному списку

Чутка сложнее получается в языке гипертекстовой разметки, чем в редакторе Википедии. А помните , который сохраняет исходное форматирование и все переводит в моноширинный шрифт? Так вот для реализации того же самого, тут достаточно будет просто поставить пробел в начале строки.

Так же в Wikipedia довольно просто реализована вставка как внутренних, так и внешних ссылок (описание смотрите ). Если нужна гиперссылка с анкором совпадающим с адресом (окончанием Урла) страницы, то это делается так:

[[название статьи в Википедии]]

Если же нужно анкор поменять, то достаточно будет просто написать его после вертикальной черты:

[[продвижение сайта|продвижением сайтов]]

Приведенный пример понадобится вам в том случае, когда вы закончите-таки писать свой шедевр для этой энциклопедии и начнете искать другие тематичные статьи, с которых можно было бы проставить ссылку на вашу. Ничего не напоминает? Правильно, это та самая , из-за которой Википедия стоит в Топе практически по каждому информационному запросу.

В руководстве для новичков вам настоятельно порекомендуют ссылаться из своей статьи на другие , которые могут служить пояснением сложных терминов или выражений, а также предписывают после публикации сразу же пойти и проставить ссылки с других уже существующих страниц Wiki, чтобы ваше новое творение не стояло сиротливо в сторонке от общей, насквозь прошитой многочисленными внутренними ссылками, массы статей.

Однако, ссылка должна включать в себя название вашей новой статьи без изменения его словоформы. Вот здесь вам и понадобится прописывание анкора, чтобы не изменять текст уже существующей статьи, а просто повесить гиперссылку на уже имеющуюся в ее тексте фразу, написав ее после вертикальной черты.

Внешние ссылки в Wikipedia не принято проставлять непосредственно из текста (учтите это, ибо по любому не прокатит) — для этого нужно использовать либо примечания-сноски (читайте как создаются сноски и оформляются примечания), либо добавлять их в специальный подраздел «Ссылки». Выбор конкретного варианта зависит от того, носит ли эта внешняя ссылка общий характер или же она непосредственно поясняет конкретное место в статье.

Самое простое ее оформление выглядит так:

Https://сайт

После загрузки изображения на Викисклад вам предложат скопировать код вставки этого изображения во все проекты Википедии или получить Урл этой картинки:

Предложенный код будет выглядеть примерно так, но вы вольные его изменять по своему усмотрению:

[]

Вместо «Add caption here» добавьте свою пояснительную надпись:

Можно вставлять миниатюры заданных размеров, можно заключать изображения в рамку и добавлять пояснительные надписи, можно картинки выравнивать по центру, левому или правому краю страницы, а также задавать их обтекание текстом. Если вам интересно, как это сделать при верстке сайта, то читайте про тег или о том, .

На страницу в Wikipedia можно вставлять и таблицы, если это потребуются. Оформляются они опять же гораздо проще, чем в Html, но все равно есть над чем поломать голову. Так что использовать таблицы стоит лишь при необходимости, а не для красоты ().

Если вы создадите в своей статье более четырех подзаголовков, то вверху статьи будет автоматически сформировано оглавление . Его можно переместить или удалить при помощи соответствующих тегов. После создания статьи рекомендую нажать на кнопку «Викификатор», которая проверит валидность вашего кода и если потребуется, то внесет необходимые изменения для приведения его к стандарту.

Так же очень удобно посмотреть в раскрывающемся списке «Справка» как оформляется тот или иной элемент разметки, если подзабыли. Перед сохранением документа лучше будет сначала воспользоваться «Предварительным просмотром», а для получения уведомлений о вносимых другими пользователями Википедии правок в ваше творение, поставьте галочку в поле «В список наблюдения»:

Ну, собственно, все. Теперь вы с уверенностью сможете ответить на вопрос — что же такое Википедия и с чем ее едят.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Привлечение трафика посетителей на свой сайт методами SMO (форумы, социальные сети, группы Subscribe)

Маратхи , народ в Индии, основное население штата Махараштра . Небольшие группы М. живут также в соседних штатах. Численность около 47 млн. человек (1971, оценка). Говорят на языке маратхи . Большинство М. исповедует индуизм, остальные ‒ джайнизм , ислам, христианство. Основное занятие М. ‒ земледелие. Многоотраслевое кустарное производство и старые традиции морской торговли способствовали развитию капитализма, образованию рабочего класса и национальной буржуазии раньше, чем у многих других народов Индии. В 15 веке у М. побывал русский купец Афанасий Никитин. Его описание быта и нравов индийцев касается прежде всего М. В течение ряда столетий М. вели упорную борьбу против империи Великих Моголов (например, в 17 веке под руководством Шиваджи), с португальскими, а затем английскими колонизаторами. В результате англо-маратхских войн территория М. была захвачена англичанами. После завоевания Индией независимости (1947) в 1960 был создан национальный штат Махараштра.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963; Enthoven R., The tribes and castes of Bombay, v. 1‒3, Bombay, 1920‒22: Sardesai G. S., New history of the Marathas, v. 1‒3, Bombay, 1946‒48; Кincaid С. A., Parasnis Rao Bahadur D. B., A history of the Maratha people, Delhi, , 1968.

  • - народ общей численностью 66500 тыс. чел., проживающий на территории Индии. Язык - маратхи. Религиозная принадлежность верующих: индуисты, мусульмане буддисты, католики...

    Современная энциклопедия

  • - один из наиболее развитых в экономич. и культурном отношении народов Индии, сложившийся в отдельную нацию. М. населяют штат Махараштра, небольшие группы живут в соседних областях. Числ. - более 36 млн. чел. ...

    Советская историческая энциклопедия

  • - древний народ в передней Индии, первоначально в долине Ганга и в южной Индии, в настоящее время в Бенгалии и в индо-британских центральных провинциях, родственный племени Шан в Индо-Китае...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из арийских новоиндийских языков, на котором говорят в бывшей стране маратхов, или магараттов. По сведениям 1891 г., на М. говорят с лишком 18 млн. ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Манипури, мейтхеи, народ в Индии, населяющий штат Манипур. Численность свыше 600 тысяч человек. . Говорят на языке манипури тибето-бирманской группы...
  • - I Мара́тхи народ в Индии, основное население штата Махараштра. Небольшие группы М. живут также в соседних штатах. Численность около 47 млн. человек. Говорят на языке...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Ория, уткали, народ в Индии, основное население штата Орисса. Численность 19,72 млн. чел. ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - народ в Индии, основное население шт. Махараштра. 66,5 млн. человек. Язык маратхи. Верующие в основном индуисты, есть мусульмане, буддисты, католики...
  • - официальный язык индийского шт. Махараштра, один из основных литературных языков Индии. Относится к индийской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе алфавита деванагари...

    Большой энциклопедический словарь

  • - неизм., нескл., м, нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - мара́тхи I нескл. м. Официальный язык индийского штата Махараштра, один из основных литературных языков Индии; маратхский язык. II нескл. мн. 1...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - мара́тхи I нескл. м. Официальный язык индийского штата Махараштра, один из основных литературных языков Индии; маратхский язык. II нескл. мн. 1...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - мар"атхи, неизм. и нескл., муж. и нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

"Маратхи (народ в Индии)" в книгах

Глава 235 «Отпусти народ мой!» и «Aм Исраэль Хай! / Народ Израиля жив!»

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

НАРОДНЫЕ ЛЕГЕНДЫ ДАНИИ - ТРОЛЛИ, НАРОД КУРГАНОВ, ИЛИ ГОРНЫЙ НАРОД, НАРОДЫ ЭЛЬФОВ И ГНОМОВ

Из книги Нордическая мифология автора Торп Бенджамин

НАРОДНЫЕ ЛЕГЕНДЫ ДАНИИ - ТРОЛЛИ, НАРОД КУРГАНОВ, ИЛИ ГОРНЫЙ НАРОД, НАРОДЫ ЭЛЬФОВ И ГНОМОВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРОЛЛЕЙУ народа Ютландии есть легенда о том, что, когда наш Господь сбросил павших ангелов с небес, некоторые из них упали на холмы и курганы и стали народом курганов -

От переводчика с маратхи на английский

Из книги Универсальный ключ к осознанию Себя. Адхьятмаджнянача Йогешвар автора Сиддхарамешвар Махарадж

От переводчика с маратхи на английский Перевести на иностранный язык неформальные беседы на маратхи, содержащие множество намеков и скрытых смыслов, которые проводил духовный Учитель со своими учениками, также искушенными в абстрактных идеях метафизической философии,

50. Исайя / Йешаяѓу. «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (2:4). «Свет для народов» (49:6)

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

50. Исайя / Йешаяѓу. «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (2:4). «Свет для народов» (49:6) Надпись на стене у здания ООН в Нью-Йорке взята из книги пророка Йешаяѓу: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (2:4). Эта надпись не

1.7. Американский народ. (Стивенсон Д.К. Америка: народ и страна.М., 1993)

Из книги Закат Америки автора Поликарпов Виталий Семенович

1.7. Американский народ. (Стивенсон Д.К. Америка: народ и страна.М., 1993) НАЦИЯ ИММИГРАНТОВСоединенные Штаты часто называют «нацией иммигрантов». Для этого есть две веских причины. Первая - страна создавалась, обустраивалась и развивалась благодаря сменявшимся поколениям

Очерк третий Португальская торговля и арабская конкуренция в Индии. Причины кратковременности португальского владычества в Индии. Социальный состав и хозяйство испанских колонистов. Экономические преимущества испанской колонизации в сравнении с португальской. Значение лиссабонского рынка с начала XV

автора Тарле Евгений Викторович

Очерк третий Португальская торговля и арабская конкуренция в Индии. Причины кратковременности португальского владычества в Индии. Социальный состав и хозяйство испанских колонистов. Экономические преимущества испанской колонизации в сравнении с португальской.

Очерк двенадцатый Первые путешественники в Индии. Социально-экономический строй империи Великого Могола. Характеристика ее в описаниях современников и позднейших исследователей. Индийская община. Промышленность. Англичане в Индии. Английская Ост-Индская компания

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

СТРАНА И НАРОД ИНДИИ

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

СТРАНА И НАРОД ИНДИИ На южной окраине Среднеазиатской возвышенности поднимаются Гималаи, величайшая на земле горная цепь. Этот «мощный горный хребет, - говорит М. Дункер, - который тянется в длину больше чем на 350 миль, направляясь на восток, определяет природу и жизнь

Индоарии в Индии. «Ведийский период» в истории Индии

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индоарии в Индии. «Ведийский период» в истории Индии Древние носители диалектов индоарийской ветви (самоназванием их было просто «арья», и в науке их называют индоариями, чтобы отличить от родственных им ираноязычных племен с тем же самоназванием) в середине II тыс. до

Манипури (народ в Индии)

БСЭ

Маратхи (народ в Индии)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Маратхи (язык)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Ория (народ в Индии)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

1.1.3.1. Как Атиша помогал живым существам в Индии: деятельность по распространению Дхармы в Индии

Из книги Байкальские лекции 2007. Комментарий к «Ламриму» автора Тинлей Геше Джампа

1.1.3.1. Как Атиша помогал живым существам в Индии: деятельность по распространению Дхармы в Индии Когда буддизм в Индии приходил в упадок, Атиша смог трижды опровергнуть в диспутах приверженцев небуддийских воззрений, и тогда многие тиртики (небуддисты) были обращены в

51. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, 52. и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

51. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, 52. и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. По замечанию евангелиста, Каиафа эти слова произнес не только по своему личному

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова маратхи

маратхи в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

маратхи

    м. нескл. Официальный язык индийского штата Махараштра, один из основных литературных языков Индии; маратхский язык.

    мн. нескл.

    1. Народ индоевропейской этноязыковой семьи, составляющий основное население штата Махараштра в Индии.

      Представители этого народа.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

маратхи

МАРАТХИ (самоназвание - маратха) народ в Индии, основное население шт. Махараштра. 66,5 млн. человек (1987). Язык маратхи. Верующие в основном индуисты, есть мусульмане (в основном шииты), буддисты, католики.

маратхи

МАРАТХИ (маратхский язык) официальный язык индийского шт. Махараштра, один из основных литературных языков Индии. Относится к индийской группе индоевропейской семьи языков. Письменность на основе алфавита деванагари.

Маратхи (язык)

Многоотраслевое кустарное производство и старые традиции морской торговли способствовали развитию капитализма, образованию рабочего класса и национальной буржуазии раньше, чем у многих других народов Индии. В XV веке у маратхи побывал русский купец Афанасий Никитин. Его описание быта и нравов индийцев касается прежде всего этого народа. В течение ряда столетий маратхи вели упорную борьбу против империи Великих Моголов (например, в XVII веке под руководством Шиваджи), с португальскими, а затем английскими колонизаторами. В результате англо-маратхских войн государство маратхов было захвачено англичанами. После завоевания Индией независимости (1947) в 1960 был создан национальный штат Махараштра.

Примеры употребления слова маратхи в литературе.

Мохита, в свою очередь, задал тот же вопрос на языках бенгали, маратхи , потом с арийских языков перешел на дравидские - телугу, тамиль, наконец, на тибето-бирманские.

На юго-западе одна из индийских народностей, маратхи , подняла восстание против ислама, восстановила брахманизм в качестве правящей религии и на некоторое время расширила свою власть на весь южный треугольник Индии.

Маратхи, махараштрийцы. В восточных районах Махараштры синоним маратхов - барги. Самоназвание - маратха. Основное население штата Махараштра в Индии, конгломерат различных каст и групп. Численность 57 млн. человек.

Ряд линиджей маратхов расселился по широкой территории Индии, от Танджора в Тамилнаде до Джанси-Канпур в Уттар-Прадеш, и от западных районов Гуджарата до Ориссы. Группы брахманов маратхи переселились в Химачал-Прадеш (Кумаон). 155 групп маратхов расселены в 56 дистриктах Индии - в Махараштре, Гоа (там зарегистрированы две группы маратхов. Кшатрия и сатаркар или конкани), Карнатаке (где бытуют этнонимы - маратха, марата, арекшатри, аремаратха, арья маратха), Тамилнаду (Танджор, Аркот, Тиручирапалли), Ориссе, Мадхья-Прадеш (маратхи кшатрия и дхангар), Дели, Уттар-Прадеш (в основном, маратхи - брахманы кокнастх, караде, дешастх; сконцентрированы в районе Бунделкханд), Андхра-Прадеш (Телангана, где маратхов называют также ареоллу), Керала (дистрикт Касаргод).

По антропологическому типу неоднородны: большинство относится к индо- средиземноморской расе большой европеоидной расы, некоторые группы обнаруживают черты веддоидной расы. Маратхи характеризуются длинной и маленькой головой, средним ростом, длинным лицевым и широким носовым профилем Говорят на языке маратхи индоарийской группы индоевропейской семьи. Диалекты различаются слабо, наиболее выделяется диалект конкани, иногда рассматривается как самостоятельный язык. Письменность на основе азбуки деванагари. Большинство индуисты, имеются мусульмане (шииты), буддисты (необуддисты, главным образом из бывших "неприкасаемых"), христиане-католики (в районе Гоа).

Почитают клановых божеств (кулдевата) Бхавари, Кхандоба, Дургу, Сатери, Бхавани Деви. Развито движение бхакти, с почитанием бога Виттхала (Витхобы; социолог Иравати Карве "Я нашла новое определение для Махараштры - это земля, чьи люди ходят в паломничество в Пандхарпур"). Среди маратхов особенно популярен бог Ганешу, праздник Ганешу чатуртхи длится 10 дней и собирает много паломников, включает шествия, театрализованные представления, ритуальные танцы. Распространена традиция бхакти варкари, божество Витхоба (Виттхал) в г. Пандхарпуре.

Предки маратхов - племена ратхов, махаратхов, раштракутов, обитавшие на территории Махараштры, упоминаются в ведической и эпической литературе.

Древнейшее письменное упоминание маратхов относится ко 2 в. до н.э., однако исследования тотемных имён экзогамных групп среди маратхов, института девак, клановых символов свидетельствуют о глубоких корнях маратхов как автохтонов. На территории маратхов существовало несколько древних и средневековых государств. Страна маратхов, Махараштрамандала, впервые отчётливо описывается в труде Днянешвара "Днянешвари" (1290 г.). Консолидации маратхов способствовало создание во второй половине ХVII в. независимого маратхского государства, которое в ХVIII в. распалось на княжества. Консолидация правящих линиджей (кулов) маратхов было связано с политическим и военным лидерством махараджи Чхатрапатхи Шиваджи.

В результате англо-маратхских войн XVIII - XIX вв. значительная часть земель была завоёвана англичанами. Во второй половине XIX в. усилился процесс национальной консолидации. После получения Индией независимости в 1947 г. земли маратхов входили в состав разных штатов, а в 1960 г был создан штат Махараштра. Тхурстон (1909 г.) определял маратхов как единство не-брахманских каст, преимущественно военных, переселившихся в южные районы Индии. Нанджундайя и Айер (1931 г.) относят матархов к кшатриям четырёх династий - Сурьяванша, Сомаванша, Ядуванша и Шешаванша. В эпоху средневековья маратхи проявляются как аггломерация воинских, сельскохозяйственных групп и землевладельцев.

Ранняя этнографическая литература описывает маратхов как гетерогенные группы, расселённые по Махараштре и Конкану, и подразделяющиеся на три сегмента: маратхи - земельные собственники, маратхи - кунби, или кулвади (земледельцы), маратхи - рабочие касты. Кроме того, выделяют "чистых" маратхов, кшатриев (асал, кхандани или кулин; они подразделяются на 96 кланов - кулов), потомков маратхов и их наложниц из других народов (аккармаш, каду маратхи) и смешанных маратхов - потомков от браков представителей разных каст.

"Чистые" маратхи имели гипергамные отношения с кунби, в результате чего происходила интенсивная "маратхизация" кунби. Высшими кланами маратхов считаются пять - Джадхав, Море, Мохите, Ширке и Павар. Маратхская брахманская каста читпаванов. Маратхи Андхра-Прадеш делятся на субгруппы чеде арелу и гондилу; среди нет взаимных браков. Среди маратхов практикуются кросс-кузенные браки, известна полигиния. Семьи в основном нуклеарные, патрилокальные. Практикуются развод (кроме маратхов - брахманов) и повторный брак как для женщин, так и для мужчин.

Имущество делится по мужской линии, среди маратхов - брахманов - среди сыновей и незамужних дочерей. Маратхи признают родство как по материнской, так и по отцовской линии (вторая важнее). Основные институты родства - семья (кутумб, гхар, гхаране), клан (кул), тотем (девак), локализованный патрилинейный линидж (бхаубанд, бхауки). В куле есть семьи, девата (божество), тотем (девак). Кул экзогамен. Кула девак - дерево, растение, символ - играет большое значение в связи с браком.

Вычислить готру и джати у маратхов очень сложно. Система балутедари существовала в Махараштре до 1970-ых гг., она подобна общеиндийской джаджмани, это обмен между представителями различных занятий, ремесленниками, служащими (прачками, цирюльниками и т. п.), брахманами, астрологами с одной стороны (услуги и товары) и землевладельцами с другой (продукты, зерно). Совет старейшин - бхабки - решает конфликты на уровне деревни. Основные занятия - пашенное земледелие (просо, кукуруза, пшеница, бобовые, поливной рис, сахарный тростник, арахис, кунжут, лён, хлопок, табак; традиционно использовалась тягловая сила быков), огородничество, садоводство (главным образом, в районе Бомбея).

На побережье культивируют кокосовую пальму, бананы, молочное животноводство. Ремёсла - ткачество, резьба по дереву, камню, слоновой кости и рогу, производство изделий из меди с чеканным и накладным орнаментом. Среди маратхов растёт удельный вес новых зажиточных крестьян, а также безземельных рабочих. Около трети маратхов живёт в городах, заняты главным образом в крупной и мелкой промышленности, на государственных и частных предприятиях, торговле, служат в армейских подразделениях. Сохраняются касты, делящиеся на экзогамные группы (кул), имеющие свои тотемы - деваки.

Деревни крупные, обычно состоящие из кварталов (али), населённых членами нескольких каст или одной касты. Деревенский староста - патил - принадлежит обычно к правящему классу. Традиционные сельские дома у зажиточных - из обожженного кирпича, побелены, с черепичной крышей, часто двухэтажные, с внутренним двориком. У менее состоятельных - одно- или двухкамерные, глинобитные и каменные, с плоской глинобитной, на побережье с высокой двускатной черепичной крышей. Традиционные горные жилища - кирпичные дома с низкой двускатной крышей из полуцилиндрической черепицы.

Скот часто помещается под одной крышей с людьми - жилой дом состоит из двух частей. Пища. В основном маратхи не вегетарианцы (но не употребляют говядину и свинину), за исключением групп, исповедывающих бхакти (в частности, принадлежащие традиции варкари, преданные богу Витхобе), а также маратхов Уттар-Прадеш, Тамилнада и Андхра-Прадеш (преимущественно брахманов). Основа пищи - пшеничные лепёшки, грубые лепёшки из просяных культур - джовар, баджра - стали эстетическим элементом всех каст как символ культуры маратхов. Рис, чечевица, топлёное масло, овощи, острые приправы. Менее распространены джовар (сорго) и бхаджари (просо). Редко встречается употребление алкогольных напитков, хотя специальных кастовых запретов на это не существует.

Мужчины курят традиционные самокрутки - биди.

Традиционная мужская одежда - рубаха с прямыми рукавами, прямозастёжная куртка, дхоти или узкие штаны, разнообразные тюрбаны (пхета). Женская одежда - сари, задрапированное с имитацией шаровар, часто сари длиной до 10 м (у низких каст - короткое и узкое). На севере Махараштре - широкая юбка и кофта. Символы замужества у женщин - синдур, стеклянные браслеты, подвеска (мангалсутра), кольца на пальцы рук и ног, украшение в нос натх. Ранее среди женщин кулин бытовала система парды. Самый значительный календарный праздник - Бендур, или Пола, в ходе которого крупный рогатый скот украшается цветами и красками, и ведётся на процессию.

Богатый фольклор, включающий легенды и предания. Национальный герой маратхов - Шиваджи Бхосле. Национальный характер часто описывается как резковатый, прямой, независимый ("жительницы Махараштры любят грубые непристойные речи и несдержанны на ложе" - Камасутра).


Израиль Израиль
Великобритания Великобритания
США США
Австралия Австралия

Многоотраслевое кустарное производство и старые традиции морской торговли способствовали развитию капитализма, образованию рабочего класса и национальной буржуазии раньше, чем у многих других народов Индии. В XV веке у маратхи побывал русский купец Афанасий Никитин . Его описание быта и нравов индийцев касается прежде всего этого народа. В течение ряда столетий маратхи вели упорную борьбу против империи Великих Моголов (например, в XVII веке под руководством Шиваджи), с португальскими, а затем английскими колонизаторами. В результате англо-маратхских войн государство маратхов было захвачено англичанами. После завоевания Индией независимости (1947) в 1960 был создан национальный штат Махараштра .

Известные представители

  • Бхимрао Рамджи Амбедкар - основной автор индийской Конституции, борец за права неприкасаемых .
  • Баджи-рао I - пешва маратхов.
  • Лакшми Баи - национальная героиня Индии, рани (княгиня)-воительница, одна из руководителей Сипайского восстания.
  • Виноба Бхаве - философ, сторонник гандизма.
  • Гопал Кришна Гокхале - один из лидеров движения за независимость Индии.
  • Шрипад Амрит Данге - деятель профсоюзного коммунистического движения.
  • Мадхури Дикшит - индийская киноактриса.
  • Лата Мангешкар - индийская закадровая певица.
  • Махаджи Шинде - махараджа Гвалиора.
  • Закир Найк - исламский проповедник.
  • Нана Сагиб
  • Нана Фарнавис - министр Государства маратхов.
  • Дадасахеб Пхальке - «отец индийского кино».
  • Винаяк Дамодар Саваркар - литератор, основоположник националистической идеологии хиндутвы.
  • Самбхаджи - второй правитель Государства маратхов.
  • Тарабай - правительница и военачальница маратхов.
  • Бал Гангадхар Тилак - индийский писатель и лидер националистического движения.
  • Тантия Топи - один из руководителей Сипайского восстания.
  • Анна Хазаре - общественный активист.
  • Шиваджи - военачальник, создатель Государства маратхов.

Напишите отзыв о статье "Маратхи (народ)"

Примечания

Литература

  • Народы Южной Азии. - М ., 1963.
  • Enthoven R. The tribes and castes of Bombay. - Vol. 1-3. - Bombay, 1920-22.
  • Sardesai G. S. New history of the Marathas. - Vol. 1-3. - Bombay, 1946-48.
  • Кincaid С. A., Parasnis Rao Bahadur D. B. A history of the Maratha people. - Delhi, , 1968.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Маратхи (народ)

– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?
– Я одного знал: семь раз соборовался.
Вторая княжна только вышла из комнаты больного с заплаканными глазами и села подле доктора Лоррена, который в грациозной позе сидел под портретом Екатерины, облокотившись на стол.
– Tres beau, – говорил доктор, отвечая на вопрос о погоде, – tres beau, princesse, et puis, a Moscou on se croit a la campagne. [прекрасная погода, княжна, и потом Москва так похожа на деревню.]
– N"est ce pas? [Не правда ли?] – сказала княжна, вздыхая. – Так можно ему пить?
Лоррен задумался.
– Он принял лекарство?
– Да.
Доктор посмотрел на брегет.
– Возьмите стакан отварной воды и положите une pincee (он своими тонкими пальцами показал, что значит une pincee) de cremortartari… [щепотку кремортартара…]
– Не пило слушай, – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался.
– А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом.