В 1960 е годы. Ссср: чем гордились советские люди и о чём им не рассказывали. Женские брюки как повседневная одежда

Возвращение Парижу статуса модной столицы

В 1960-е годы начинали карьеру многие талантливые . Не только журналисты, но и продавцы модной одежды со всего мира собирались на показ , который дважды в год проходил в Париже, вновь ставшем столицей мировой моды. Становлению экономической модной инфраструктуры во Франции во многом способствовало введение лицензирования авторских прав на griffe или brand label одежды. Так началось повальное увлечение знаменитыми . Также удержать статус помогла урегулированная продажа юридически санкционированных моделей одежды, известных как toile, а также становление могущественной парфюмерной индустрии.

Становление молодежной моды

В 1960-е годы дети, родившиеся в период так называемого «беби-бума», стали подростками, и эпоха массового производства и массового потребления достигла апогея. В 1961 году СССР совершил первый запуск пилотируемого космического корабля, а в 1963 году был убит президент Джон Ф. Кеннеди. В мае 1968 года в Париже вспыхнули студенческие беспорядки, а в 1969 году человек впервые высадился на Луну. На фоне таких разноплановых, но одинаково значимых событий молодое поколение пыталось отыскать присущий только ему способ самовыражения. Вполне очевидным выбором стала новая, набирающая силу американская культура. Голос молодежи отчетливо различим в текстах песен британского ансамбля «Битлз». Смелые настроения теперь царили и в моде. Молодежь обнаружила, что радикальное изменение стиля одежды – наиболее эффективное средство, дающее возможность подчеркнуть свое отличие от старшего поколения.

Концепция «осознания тела»

В 1964 году американский дизайнер Руди Гернрейх представил купальный костюм без верха – , а в 1965-ом – тонкий нейлоновый телесного цвета, который стал известен под названием «без бюстгальтера». Это явление можно назвать демонстрацией новой концепции «осознание тела». , открывающие ноги вплоть до верхней части бедра, получили название «мини» и стали еще одним камнем в фундаменте этой концепции.

Появление мини

Обнаженные ноги появлялись в женской моде и в 1920-е годы, но в 1960-е эта тенденция пережила несколько концептуальных этапов. Маршалл МакЛуэн настаивал на том, что одежда – это продолжение кожи. Лондонский дизайнер Мэри Куант также способствовала тому, что длина была официально допущена в мир моды, став признанным стилем ХХ века. Пропагандировал мини-платья и Андре Курреж.

Женские брюки как повседневная одежда

Публика только привыкла к мини-юбкам, а в мир моды ворвались женщины в . Несмотря на то, что стиль , популярный после Первой мировой войны, представил миру мужеподобную женщину, брюки носили только дома или на пляже. В 1930-е годы в США повседневной одеждой мужчин и женщин стали джинсы. Что касается Европы, то здесь брюки были признаны повседневной женской одеждой лишь после Второй мировой войны.

В 1964 году Курреж представил в Париже женский вечерний брючный ансамбль, и табу на появление дам в таком наряде было окончательно снято. Брючные костюмы оказались на пике популярности. В 1960-е годы появились также платья . В частности, их также предлагал Андре Курреж.

Новые изобретения дизайнеров

Платья, предложенные в это время ведущими , также произвели сенсацию.

Пьер Карден. В своей коллекции 1964 года «Эра космоса» представил модели будущего, оформленные в простых геометрических формах, причем изготовлены они были в основном из неорганических материалов. Имя Кардена впервые прозвучало в мире моды в 1953 году. Этот гениальный дизайнер «похоронил» классическую элегантность 1950-х годов, и его минималистская одежда стала предшественницей грядущей одежды . В 1959 году Карден предложил свою линию готового платья. Так Пьер Карден, находящийся в зените славы, наладил производство готового платья, выпускающегося под патронажем его Дома Высокой моды. Более того, в 1960 году дизайнер стал конструировать мужскую одежду, хотя до тех пор это была совершенно закрытая область, контролируемая модными портными, в системе, остававшейся практически неизменной со времен Французской революции. Тем самым Карден повлиял на рождение стиля « ».

В коллекции весна-лето 1968 Сен-Лоран представил стиль . Кутюрье трансформировал охотничий костюм, превратив его в повседневную одежду для женщин.


Именно фирма Сен-Лорана предложила линию женских брюк, ставших впоследствии модной повседневной одеждой. Также свой вклад в увеличение популярности брючного стиля внесло студенческое восстание во Франции в мае 1968 года. Оно повлияло на изменение общественных ценностей.

Эмилио Пуччи. В 60-е годы также были популярны наряды от – с их яркими и смелыми цветовыми сочетаниями, напоминающими модный в то время психоделический дизайн. Актуальными были и тонкие шелковые ткани, которые использовались при создании такой одежды.

Эпоха искусственных материалов

Новые искусственные материалы открыли широчайшие горизонты для минималистской моды, помогли сформировать синтетический стиль 60-х годов. экспериментировала с искусственными материалами еще в 1930-е, но тогда это выглядело скорее причудами художника. В середине же ХХ века синтетические ткани стали ценить за их отличные функциональные качества и уникальные текстурные свойства. В 60-е пластиком при создании своих нарядов увлекался . Андре Курреж использовал винил.

В 1966 году в мире Высокой моды дебютировал . Он окончательно опроверг мнение о том, что одежду можно создавать лишь с помощью ткани и ниток. Одно из его мини-платьев было выполнено из алюминиевых пластин и латунной проволоки. Топ и юбка из коллекции весна-лето 1967 были изготовлены из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой. Мини-платье из коллекции весна-лето 1969 состояло их хромированных дисков из стали и пластика, соединенных кольцами из нержавеющей стали.

В 60-х годах массовое производство стремительно развивалось. Однако тонкая ручная работа дизайнеров haute couture по-прежнему оставалась вне конкуренции.

В 1960-е годы в моде ощущался отчетливый резонанс оп-арта (оптическое искусство) и поп-арта. Оп-арт вернулся на пик популярности в 1990-е годы. Поп-арт, воспроизводивший традиционными живописными методами вещи общества потребления во всей их банальности, быстро привлек всеобщее внимание. в 1966 году изготавливал banana dress (банановое платье) и fragile dress (хрупкое платье).

В конце 1960-х годов мужчины под влиянием начали отпускать длинные волосы и носить одежду ярких цветов с и оборками. Этот период был метко прозван «павлиньей революцией».

Стиль 60-х годов в XXI веке

Стиль ранних 60-х был актуален в сезоне осень-зима 2010-2011: пышные миди-юбки, широкие пояса. Комплекты в этом стиле появились в коллекциях , L’wren Scott, Dries van Noten.

В сезоне осень-зима 2011-2012 стиль 60-х годов стал одним из главных . В моду вошли мини-юбки, платья с завышенной талией, платья-трапеции, короткие яркие , горох, сумки-портфели, элегантные костюмы. Одежду и в стиле 60-х представили , Giambattista Valli, Jean Paul Gaultier, Prada, .

В весенне-летнем сезоне 2013 года модными стали платья в стиле 60-х годов прямого кроя с геометрическими принтами, а также смокинг. Платья этого стиля представили Louis Vuitton, Prada, Marc by и . Популярной стала обувь в духе десятилетия – остроносые лодочки на тонком не слишком высоком каблуке. Их представили Louis Vuitton и . Трендом сезона также стал макияж в стиле 60-х: черные стрелки в сочетании со светлой кожей и графической формой бровей, металлические тени и глянцевые губы. Пэт МакГрат для Louis Vuitton предложила персиковые оттенки на глазах, розовую помаду и пышные ресницы. Классику той эпохи — «плавающую линию» на подвижной части век яркого синего и зеленого цветов — воссоздал Дик Пейдж для Michael Kors. Вэл Гарланд для Mary Katrantzou сделал дерзкий «кошачий» взгляд со стрелками и губы естественного оттенка. Гвидо Палау создал конский хвост в стиле 60-х для показов и Marc Jacobs, а для – прически в стиле .

«Как свидетельствует кино и литература…, к концу 1950-х – началу 1960-х годов возникает необходимость проведения более четкой границы между сферами интимного переживания и публичного поведения. Постепенно утверждается представление об исключительности любовного чувства. Любовь описывается как противоречащая логике, не подчиняющаяся власти обстоятельств, любовь оказывается сильнее самого любящего» (Н. Борисова, «Люблю – и ничего больше. Советская любовь 1960-1980-х гг»/ СССР : Территория любви, С. 42)

Модель любви и образы влюбленных изменяются в первую очередь в литературе и кинематографе. В качестве героев любовных сюжетов начинают появляться герои, не обладающие моральным авторитетом – как в фильме М. Калатозова «Летят журавли», где слабая девушка выходит замуж за брата своего жениха-солдата, не выдержав одиночества и тягот жизни в тылу. Однако «аналогию между ее изменой и изменой Родине провести невозможно», как пишет Н. Борисова. В литературе новой, оттепельной волны (например, в повестях В. Аксенова «Звездный билет» или «Коллеги») героями становятся молодые люди, любовь которых имеет собственную логику и игнорирует политическую и социальную необходимость.

В 1961 году выходит фильм Ю. Райзмана «А если это любовь?» с сюжетом о первой школьной любви, которую уничтожило «общественное мнение» в лице учителей и соседей. Впервые на экране были вскрыты конфликты частного и коллективного, интимного и публичного в советском социуме. По сюжету фильма грубое вмешательство («грязные подозрения») взрослых в отношения влюбленных школьников приводят к тому, что героиня пытается совершить самоубийство, навсегда разочаровывается в любви и «взрослеет» — т.е. становится усталой и равнодушной. Фильм был заведомо полемичен и породил яростные дискуссии в прессе и среди зрителей.

«Оттепельное» кино поднимает целый ряд связанных с частной жизнью тем, которым ранее не было места на экране.

«Постепенно появлялись.. новые сюжеты, вводящие в поле зрения кинематографа …сложные, подчас неразрешимые житейские ситуации… Так, появляются сюжеты, связанные с уходом мужчины из семьи и разводом («Испытание верности», «Судьба Марины». В фильмах «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Баллада о солдате» возникает сюжет о женской измене… Впервые анализируются проблемы разновозрастной любви, т.е. отношений между очень молодой девушкой и взрослым мужчиной («Чистое небо», «Девчата», «Доживем до понедельника»), любви вне брака («Девять дней одного года», «Еще раз про любовь», «Июльский дождь»), брака по расчету («Разные судьбы», «Медовый месяц», «Четыре страницы одной молодой жизни»)… Становится очень популярной не появлявшаяся ранее тема школьной любви («Повесть о первой любви», «Дикая собака Динго», «Доживем до понедельника») » (Т. Дашкова «Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года» / СССР : Территория любвиС. 158)

Для разговора о любви в кино и литературе вновь становится значимой тема сексуальной близости.

«Вопрос, показывать или не показывать, говорить или нет об эротике и сексуальности, для литературы и кино как таковой не ставился. Важнее было решить, как говорить и что показывать. По логике сюжета секс был, как правило, необходим, с точки зрения советской эстетики – невозможен… Искусство 60-х было вынуждено изобретать особые приемы визуализации и описания эротических действий и обнаженного тела…» (Н. Борисова, С. 44)

Борисова отмечает, что даже намеки на сексуальную близость героев, которые сегодняшний зритель может просто не «прочесть», были достаточно сильным шоком для зрителей 60-х, т.к. искусство сталинской эпохи «знало только сублимированный эрос, в основном эрос труда ».

«Метаморфозы советской любви, половинчатые в период «оттепели», в 1970-х годах достигают своего апогея… Любовь перестает быть маркером, выделяющим лучшего стахановца или настоящего советского человека… Любимый или любимая …могут обладать качествами, которые в кино и литературе 1930-50-х годов привели бы их к любовному фиаско, а то и в стан классовых врагов. Но в сюжетах «оттепели» и, в еще большей мере, в эпоху застоя любимым может быть каждый: и алкоголик, и бездельник, и аморальная личность. Но и любовь теперь иная. Даже оставаясь небезответной, она не подразумевает непреложного советского счастья » (Н. Борисова, С. 45-46).

Далее Н. Борисова пишет, что в сталинском и раннеоттепельном кинематографе любовь была чувством объединяющим, утверждая тем самым «безграничную сочетаемость советских людей»: любовь соединяла сердца кавказского пастуха и русской свинарки (Свинарка и пастух, 1941), горожанина и деревенской девушки (Алешкина любовь, 1960), а также представителей разных социальных классов, например, учительницу и рабочего в фильмах «Падение Берлина» (1949) и «Весна на Заречной улице» (1956). С начала 70-х все больше сюжетов развивают проблему советского социального неравенства:

«Виктор Розов осуждает стяжательство представителей номенклатуры, описывая миры мальчика из элитарной семьи и дочери продавщицы как смежные, но взаимонепроницаемые («Гнездо глухаря», 1978)… Золотая молодежь встречается с обитателями окраинных высоток в фильме «Курьер» (1987) ». Оказывается, что представители разных социальных групп говорят о любви на разных языках… (Н. Борисова, С. 46)

Так «советская любовь» трансформируется в искусстве 70-х в «правду о любви» — рассказ о чувствах и конфликтах, приближенных к позднесоветской реальности. Это значит, что в ряде фильмов периода «застоя» можно увидеть как ушедшие вместе с советским строем реалии быта и социальной жизни, так и актуальные конфликты, понятные также современным зрителям.

Фильмы:

  • Урок жизни (реж. Ю. Райзман, 1955)
  • Сорок первый (реж. Г. Чухрай, 1957)
  • Летят журавли (реж. М. Калатозов, 1957)
  • А если это любовь? (реж. Ю. Райзман, 1961)
  • (реж. А. Кончаловский, 1967, вып. 1987)
  • Три тополя на Плющихе (реж. Т. Лиознова, 1967)
  • Июльский дождь (реж. М. Хуциев, 1967)
  • Мне двадцать лет (реж. М. Хуциев, 1964)
  • Доживем до понедельника (реж. С. Ростоцкий, 1968)
  • Еще раз про любовь (реж. Г. Натансон, 1968)
  • Романс о влюбленных (реж. А. Кончаловский, 1974)
  • Осень (реж. А. Смирнов, 1974)
  • Странная женщина (реж. Ю. Райзман, 1977)
  • Калина красная (реж. В. Шукшин, 1974)
  • Чучело (реж. Р. Быков, 1983)
  • Валентин и Валентина (реж. Г. Натансон, 1985)

Ольга Романова

К сожалению, в СССР назревали проблемы, которые имели гораздо более глубокие причины, чем примитивизм одного руководителя.

Как и Запад, СССР переживал системный переход. Две конкурирующие системы в материальном смысле развивались почти синхронно. Наука и техника были примерно на одинаковом уровне. Где-то впереди был Запад, где-то – СССР.

К началу 1960-х годов не только разрушенная войной промышленность и сельское хозяйство были не только полностью восстановлены, но и были сделаны большие шаги вперёд. Созданная система обороны и ядерный щит были достаточны, чтобы внешняя военная сила не представляла опасности.

В СССР, конечно, не было создано общество изобилия, но повсеместно был достигнут здоровый материальный достаток. Все были обуты, одеты, накормлены, обучены, имели возможность отдыхать и пользоваться медициной.

В этой ситуации прежний принцип – работай так хорошо, как можешь, а распределение будет по принципу наиболее нуждающегося, переставал действовать.

Когда рядом голодный и босой, надо накормить и обуть его в первую очередь. Но когда все накормлены, то нет смысла работать изо всех сил, чтобы обеспечить соседа удовольствиями, которых ему хочется. Когда люди начинают работать ради удовольствий, а не ради совместного выживания, то неизбежно начинается конкуренция за право получить больше удовольствий и получить их раньше соседа.

В такой ситуации и военно-командная организация производства, и военно-командная организация общественного сознания переставали давать результаты и теряли смысл.

В 1961 году была сбылась высшая мечта естественнонаучной идеи, высшая мечта физики – полёт человека в космос.

В XIX веке чудом был паровоз, в 1920-е годы – трактор, электричество и радио, в 1930-е – заводы-гиганты. В 1960-е годы выдохлась даже фундаментальная теоретическая физика.

Все мечты материалистической науки осуществились. В материальном смысле дальше мечтать было не о чем, кроме товаров для своей кладовки.

Доля городского населения России превысила 50 процентов. Сам того не ведая, СССР начал превращаться в идеалистическое общество, в котором преобладают излишки и отношения людей между собой, а не отношения людей и природы.

Выбор 1960-х

Страна была в ключевой точке, в точке бифуркации. Наступил переход из «царства естественной необходимости», когда развитие определялось не столько желаниями, сколько внешними факторами и материальными нуждами тела. Наступил переход в «царство осознанной необходимости», в «царство субъективной свободы», где развитие сверх необходимого зависит только от желания, фантазии и воли самих людей.

Само общество осознавало, что произошли сильные перемены и что нужны новые цели. Вспыхнули споры физиков и лириков, споры идеалистов и материалистов. Среди экономистов началась теоретическая дискуссия товарников и антитоварников. Они спорили о том, есть ли товарно-денежные отношения при социализме, или их нет.

Вместо бесконечного цитирования классиков, экономистам достаточно было сходить в народ, и поинтересоваться, строятся ли ежедневные отношения людей посредством товаров и денег, или на каких-то иных принципах. Думают ли люди в первую очередь о товарах и о деньгах, или у них иные ценности.

В конечном счёте, выбор новых целей был за руководством партии. Ключевые решения были приняты на XXI съезде в 1959 году. На XXII съезде в 1961 году была одобрена Третья программа КПСС.

Третья программа КПСС констатировала, что цель революции 1917 года полностью достигнута – социализм в СССР построен и надёжно защищён.

Дальнейшая стратегия, стратегия построения коммунизма к 1980 году, заключалась в трёх главных целях:

1. Развитие материально-технической базы коммунизма, то есть дальнейший рост промышленности.

2. Удовлетворение растущих потребностей населения в потреблении товаров.

3. Усиление коммунистического воспитания нового человека.

Таким образом, в обществе, ставшем по сути своей идеалистическим , на первое место было поставлено развитие производства. Предполагалось, что производительные силы принесут счастье сами собой.

Это был сильный шаг назад даже по сравнению с 1917 годом, когда на первое место выдвигалась справедливость, борьба с буржуазией как классом, а уже потом материальность.

Более того, эта стратегия просто не работала в условиях насыщения. Если для обработки всех полей и лугов страны нужно 2 миллиона тракторов, а есть 200 тысяч, то каждый новый трактор даёт большу ю помощь. Но когда уже есть 2 миллиона тракторов, то дальнейшее увеличение их производства идёт только во вред.

В этот момент надо не увеличивать производство, но свернуть его просто до уровня замены изнашивающегося и улучшать качество, уменьшать энергоёмкость и так далее. Планирование от достигнутого и увеличение производства по инерции совершенно не учитывают, что рано или поздно наступает переход количественных изменений в качественные.

В такой ситуации рост производства становится не улучшением жизни людей, а ростом показателей в отчётах. Главной становится всё та же счётная книга (которая перекочевала из религии денег в теорию Маркса), рост транзакций, только выраженных не в золоте, а в рублях или в натуральных показателях. От натуральной счётной книги до настоящей золотой счётной книги – один шаг.

Хозяйство стало «экономикой», экономика – фетишем, экономикой ради экономики.

Более того, в условиях идеализации общества переставала работать теория трудовой и физической стоимости Маркса.

Товары удовольствия нельзя выразить через затраты труда и измерить в килограммах или метрах. Для инвестиций в лёгкую промышленность, в продукции которой главным показателем являются субъективные потребительские свойства товаров и их субъективное качество, нельзя использовать те же формулы, которые работали при инвестировании в объективную тяжёлую промышленность.

Советское ценообразование велось от ГОСТов. На функциональные товары несложно установить ГОСТ, который измеряет десяток их наиболее важных физических характеристик. ГОСТ на товары удовольствия установить практически невозможно, ибо удовольствие физикой не измеришь.

Материалистическое мышление налагало сильные ограничения и на производителей товаров. Они считали, что если товар сделан хорошо с их точки зрения, то это объективно хороший товар. Надо же было смотреть глазами покупателя, понимая, что товар – субъективная категория.

Статусные товары вообще были вне советского мировоззрения. Поэтому их место в обществе стали занимать примитивные, но яркие и редкие импортные товары.

На втором месте в новой программе партии стояло развитие товарного потребления , и лишь на третьем – развитие сознания. Между этими двумя целями было прямое, хотя и неосознанное противоречие.

На первый взгляд, потребление – это материальное, воспитание – это духовное. Но по своему влиянию на сознание, увеличение потребления товаров как цель, особенно поставленная вперёд духовности – это прямой путь в идолопоклонничество. Это привязка сознания к товарам и деньгам, это развитие религии денег.

«Разоблачив» культ Личности с одной стороны, и поставив целью увеличение зарплаты и потребления товаров с другой стороны, партия сама сказала людям, что надо побольше думать о деньгах и товарах, и поменьше о святых понятиях.

Для коммунистического воспитания был принят простой и чёткий, глубоко христианский по сути, Моральный кодекс строителя коммунизма, который мы привели в 3-й главе.

Но в повседневной жизни коммунистические идеи становились дежурной риторикой, которая использовалась для достижения более важных целей – роста производства и роста потребления (нередко личного потребления идеолога).

Зависть, алчность и жадность невозможно победить увеличением материального производства.

В довершение всего, XXII съезд вписал в программу партии и положение об отмирании государства по мере строительства коммунизма. Учитывая, что коммунизм планировалось построить к 1980-м годам, то получалось, чтои государство должно было отмереть к этому времени.

Если продолжать развитие буржуазной революции по прямой, то товарно-денежные отношения действительно ведут к отмиранию государства (и заменой его наднациональными корпорациями). Но если говорить о государстве справедливости, о государстве как о системе защиты от насилия, то оно не отомрёт никогда.

Это положение стало троянским конём в сознании общества, и во время перестройки активно использовалось для уничтожения Советской власти.

Принятие Третьей программы КПСС сопровождалось символическим жестом. XXII съезд постановил вынести тело И.В.Сталина из мавзолея.

Почему в 1961-м году было решено построить коммунизм за двадцать лет?

Посмотрите, сколько было сделано за предыдущие двадцать лет – с 1941 по 1961 год. Несмотря на войну, несмотря на огромные оборонительные расходы. Если уж столько можно было сделать за двадцать лет при нищете, то что можно сделать за двадцать лет при мощнейшей промышленности и с лучшей в мире наукой.

Можно ли было построить коммунизм за двадцать лет?

Можно, если бы в марксизме не было догмата материализма. «Научный коммунизм» должен быть стать не материалистической дисциплиной, но сознательно разработанной религией. Требовался не только и не столько дальнейший рост производства, ибо уровень необходимого был обеспечен, сколько управление желаниями, тонкое и гибкое управление сознанием людей и общества. Счастье не может быть материальным.

Развитие техники и рост материального производства имеют смысл только как развитие сознания. Если познание останавливается, а производство вещей продолжается, то в такой ситуации дегенерирует любое общество.

Научный коммунизм – это создание непротиворечивого, сбалансированного, саморазвивающегося духовного мира общества. Научный коммунизм – это управление общественным сознанием.

То, как программа партии предполагала переход к коммунистическим отношениям, не могло не создавать сильнейшего внутреннего противоречия в каждом человеке. С одной стороны, материальное развитие и материальное потребление являются главной целью человека и общества. С другой стороны, человек должен постоянно отказываться от этой главной цели, жертвовать собой. Его стимулом должны быть идеи и идеология, которые сама же теория признаёт второстепенной надстройкой.

При таком раздвоении сознания большинство людей сознательно или бессознательно выберут первичное – материальное и отбросят идеологию. Небольшая часть людей отбросит материальное и выберет духовное. Те же, кто попытается совместить, будут вечно несчастными и психически нестабильными.

Более того, примат производства ещё и порождает суеверный страх перед производительными силами, которые якобы управляют миром. Он парализует волю и способность человека развивать эти самые производительные силы.

Вместо того чтобы относиться к производству как к полностью подвластному человеку инструменту, начинается преклонение перед производительными силами. Появляется боязнь «прогневать» их, поступить неправильно. Боязнь нарушить некие мифические пропорции их развития, никому не известные, но смутно указанные в произведениях классиков, которые непонятно как трактовать. Чем больше люди думают о том, как их развивать, тем больше неуверенности в их действиях. Возникает целый сакральный культ производительных сил.

В этом смысле слепая погоня за прибылью имеет большое преимущество. Производство рассматривается исключительно как второстепенный инструмент. Нет никаких предрассудков и суеверий, чтобы заставить работать производство и подчинить природу.

Полуголодное и разутое общество 1920-40-х годов, все силы которого были направлены на выживание, было великим, потому что презрело то, чего у него не было, и жило идеями.

Сытое и богатеющее общество 1960-1980-х годов становилось всё более обывательским, потому что поставило своей целью то, что у него и так было – материальное потребление.

Почему в 1960-е годы были поставлены сугубо материальные цели? Как иногда спрашивают, почему Сталин не подготовил себе смену?

Где в 1950-1960-е было найти коммуниста, который бы закончил духовную семинарию?

С начала индустриализации года прошло двадцать пять лет жизни на непрерывном военном положении, в условиях постоянного и предельного напряжения сил, в условиях горячей и холодной войны. Гонка по развитию физической науки и техники и армейская организация общества были не желанием, но единственно возможным способом выживания. Эти условия отнюдь не способствовали отбору в руководство философов, как и развитию вольнодумства в обществе в целом.

Советское руководство состояло из глубоких технарей и производственников или из военных. Их сознание было практичным, трудолюбивым, работоспособным, смекалистым. Но оно не было ни возвышенным, ни духовным, ни философским.

У великой страны может быть только духовный руководитель.

Многие считают 60-е годы самым лучшим периодом в истории СССР. И не без оснований. Собственно, выбор то не велик, или 60-е, или 70-е... Наверное, в материальном плане выбор будет очевиден, благосостояние советского народа неуклонно росло. Как минимум огромное количество трудящихся познали прелесть персональных кухонь и санузлов - слава тем самым "хрущёвкам". Тем не менее большинство людей старшего поколения не колеблясь делают выбор в пользу 60-х.
А причина лежит совсем не в материальной плоскости. 60-е годы были временем духовного подъёма, временем надежд. Тогда как 70-е стали периодом разочарования, неверия и апатии.
А как могло быть иначе?

В 61 году Никита Сергеевич Хрущёв заявил: Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!

Когда я в 70-х учился в школе в это уже никто кроме первоклашек не верил. Нам всучили суррогат под названием "развитой социализм". Помню, что это сильно разочаровало...))
Самое смешное, что до коммунизма, как мы его в детстве понимали, мы таки дожили. Он явился нам в образе "олл-инклюзива" на турецко-египетских курортах.
Но, вернёмся в 60-е...

Космос! Конечно, это главный символ, пик, вершина, оргазм! И сегодня, по прошествии полувека, можно сказать, что полёт Гагарина действительно был грандиознейшим событием 60-х годов.

Его любили вот такие женщины...

И такие тоже...

Ему рукоплескали в Лондоне...

А ещё это было время молодых романтиков. Физики и Лирики. Бородатые геологи и юные мечтатели...

Горы, костёр в лунную ночь, "милая моя, солнышко лесное"... И стахи! Вознесенский, Евтушенко...

Лица эпохи...

Игорь Стравинский

Анатолий Фирсов и Александр Мальцев

Лев Яшин

Иннокентий Смоктуновский

Валентина Леонтьева

Игорь Кирилов

Борис Спасский и Тигран Петросян

Игорь Стравинский и Карен Хачатурян

Но, не всё было так радужно. На границе тучи ходят хмуро ...

Перебежчик-военный из ГДР в ФРГ

Это приняло массовый характер, и в 61 году началось строительство Берлинской стены, на десятилетия ставшей символом набиравшей обороты холодной войны...

А она могла вполне перейти в горячую фазу. Пламенная дружба с одними и готовность похоронить других, привела к Карибскому кризису 62 года.
Мир стоял на пороге войны...

В тот же год случился Новочеркасск. С детства я слышал как взрослые понизив голос упоминали об этом событии. Тогда ведь о подобном не писали в газетах, не показывали репортажи по ТВ, но и спустя 10 лет после событий люди передавали из уст в уста истории о расстреле рабочей демонстрации...

Большинство же населения в ту пору и не слышали об этих трагических событиях.
Жизнь представлялась совсем в других цветах. Раны войны в основном затянулись, страна строилась, людям хотелось не просто жить, но жить красиво. Появились фарцовщики, спекулянты, стиляги...
Страна заболела запрещённой ранее кибернетикой, робототехникой. Казалось, если уж полетели в космос, то роботизировать жизнь на земле - раз плюнуть.

Звёзды тогда не ездили пьяными по встречке))

Вещи были красивыми и долговечными. О надёжности тогдашних холодильников "ЗИЛ", "Москва", "Днепр" ходили легенды...

Много позже, в старичке "Днепре" , отпахавшем у родителей 40(!) лет, я обнаружил японский компрессор... И вообще, это были хорошие копии холодильников "Дженерал электрик")

Вообще, в приоткрытую форточку к нам задуло много хорошего, в том числе и мода. Тогда в Европе это было золотое время. Моду ещё делали гетеросексуалы))

В в Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.
В СССР всё приходило с небольшой задержкой, здесь был популярен Карден с его геометрическими формами.

Конечно, всё это затрагивало в основном молодёжь крупных городов, провинция жила привычной жизнью...

Жирной кляксой на страничке 60-х годов стали танки на улицах Праги в 68 году...

Честь страны спасли восемь отважных соотечественников, вышедших на Красную площадь...

И это стало началом другой эпохи, которую позже назовут застоем. Я не склонен считать, что т.н. застой - самое страшное в истории нашей страны. Отнюдь!

Но, той искорки, которая сопровождала 60-е, уже не было, увы.

ЛЕКЦИЯ 16. СССР В 1960 - 80-Е ГОДЫ: ЭКОНОМИКА, ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО

И.С. БАШЕНЬКИНА

Рассматриваемый период оказался последним, итоговым в советской истории, с этого уровня в стране начались коренные реформы. Поэтому важно ответить на вопросы, что же следует реформировать, какие извлечь уроки и власти, и обществу из предыдущей исторической эпохи.

Именно в данный период коренным образом меняется мир и мировая экономика. В странах Запада в 1960 - 80-е годы в результате научно-технических и технологических революций начинается переход к качественно новому - информационному (постиндустриальному) - обществу. Оно характеризуется резким увеличением роли непроизводственной сферы, особенно образовательной, информационной. В экономике осуществляется переход к наукоемким и ресурсосберегающим технологиям, массовому применению компьютерной техники. В социальной сфере отмирают "классические" классовые противоречия, развиваются различные формы "народного капитализма", резко повышается уровень жизни и социальной защищенности людей.

С другой стороны, накопленные гигантские военные потенциалы достигли опасного уровня, который угрожает уже самому существованию человеческой цивилизации. Мировая общественная мысль поставила вопрос о необходимости качественно новой международной политики.

В этих условиях от правительства СССР требовалась принципиально новая политика. В стране на рубеже 50 - 60-х годов было создано индустриальное общество, объективно следующим этапом развития становился переход к постиндустриальному.

Советская система , несмотря на проведенные в 50 - 60-е годы реформы, все же сохраняла свои характерные особенности. В политической сфере : монополия на власть у коммунистической партии, подавление оппозиции, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; в экономике : тотальное огосударствление и обобществление собственности, создание сверхцентрализованной системы управления, директивное планирование; в социальной : регламентация всей общественной и личной жизни, идеологический контроль над культурой и искусством и др. Для формирования качественно новой политики необходимы были радикальные перемены: резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

Пришедшее к власти после смещения Н.С. Хрущева руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный) оказалось не готовым к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом, ни в психологическом смысле. Политическая линия на отказ от крупных преобразований, консервацию существующей системы определилась не сразу.

· Октябрьский пленум ЦК КПСС (1964 г.) провозгласил курс на исправление ошибок, преодоление "субъективизма и волюнтаризма" в проведении реформ. В период с 1965 г. до конца 60-х годов в стране были предприняты попытки проведения экономической реформы;

· с конца 60-х годов (переломным рубежом было подавление странами ОВД "Пражской весны" в 1968 г.) реформы практически заглохли;

· с середины 70-х годов явственно обозначились кризисные явления в развитии страны.

Еще в начале 60-х годов правительство Н.С. Хрущева пришло к выводу о необходимости серьезных экономических реформ, готовились их проекты. Новое руководство попытку хозяйственных преобразований предприняло реформой 1965 г.

В марте 1965 г. были приняты важные решения по проблемам сельского хозяйства. Значительно выросли капиталовложения в производство и на социальные нужды села, повышены закупочные цены на плановую и особенно внеплановую продукцию, сами планы становились стабильными. Оплата колхозников по трудодням была заменена помесячной оплатой, они получили право на пенсию и гражданский паспорт. Эти меры положили конец дискриминации сельских жителей, значительно повысили их уровень жизни.

В сентябре началась реформа в промышленности. Были ликвидированы совнаркомы, восстановлены центральные министерства, созданы государственные комитеты. Сокращалось число директивно планируемых показателей, провозглашался хозрасчет, в распоряжении предприятий оставлялась часть дохода: для материального поощрения, социально-культурного и бытового развития, самофинансирования производства. Это была попытка добиться стимулирования производства без изменения его основ. Реформа 1965 г. обеспечила усиление динамики экономического роста (повышение темпов прироста национального дохода, производительности труда в 1966 - 1970 гг.).

Но, не успев начаться, реформа стала выхолащиваться: предприятия не получили обещанных прав, сохранилось планирование по валу, фондовое распределение сырья и продукции. С 1970 г. эксперименты по использованию рыночных механизмов были прекращены. Консервативная тенденция одержала верх, тем более, что во главе ее стоял Л.И. Брежнев.

На высшем уровне принимались решения, нацеленные на развитие научно-технической революции, повышение эффективности производства и качества продукции, интеграцию науки и экономики. Но мировая экономика стремительно уходила вперед, а в нашей стране в результате отказа от действенной реформистской политики накапливались проблемы, преобладал экстенсивный путь развития.

Возможности советской экономической системы были явно исчерпаны: эффективность производства неуклонно снижалась, недостаточными были темпы роста национального дохода, качество продукции за редким исключением было таким, что она не пользовалось спросом даже на внутреннем рынке. При этом не удовлетворялись потребности населения в важнейших видах товаров и продуктов. Среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,8% в 1966 - 1970 гг. упали до 3,6% в 1981 - 1985 гг., а темпы роста производительности труда снизились с 6,8% до 3 %.

Если в 30 - 40-е годы главным объектом эксплуатации был аграрный сектор, то в 60 - 80-е - прежде всего природные ресурсы. Предоставленная ведомствам монополия на бесконтрольное и почти бесплатное использование лесных, водных и сырьевых богатств нанесла невосполнимый ущерб стране, стала одной из причин резкого обострения экологической ситуации. Этот же источник интенсивно использовался для пополнения государственного бюджета.

Неэффективной оказалась и система директивного планирования, показателем этого были "черные субботы", штурмовщина, корректировка планов и т.п.

Совершенно недостаточными были темпы развития научно-технического прогресса, без которого немыслим переход к постиндустриальному обществу. На рубеже 80-х годов непроизводительным ручным трудом было занято 40% рабочих промышленности, до 75% работников сельского хозяйства.

Несмотря на многомиллиардные вклады в сельское хозяйство , попытки реорганизации управления колхозным производством (создание производственных объединений, агропромышленных комплексов), к началу 80-х годов абсолютное большинство колхозов были нерентабельны. С начала 70-х годов темпы прироста сельскохозяйственной продукции стали резко падать, страна столкнулась с серьезной нехваткой продовольствия. Это был заключительный акт в трагедии российского крестьянства, начавшейся в 20 - 30-е годы: "раскрестьянивание" было закончено, а массовая миграция из села в город привела к "вымиранию деревень".

Чуть ли не единственной отраслью экономики, усиленно наращивающей обороты развития, была оборонная промышленность. Перешагнув порог военно - стратегического паритета, СССР обогнал США по численности войск, количеству танков и артиллерии, числу носителей ядерного оружия, объему ядерных вооружений. Гонка вооружений тяжелым бременем ложилась на экономику (по некоторым данным - 14% бюджета), создавала в ее структуре такие перекосы, на исправление которых нужны многие годы и огромные средства.

За все это время на высшем уровне не было принято ни одной конструктивной программы, способной кардинально изменить и прогнозировать экономическую ситуацию. СССР оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада.

Мерилом экономических достижений страны, жизнеспособности внутренней политики, показателем благополучия общества является социальная сфера.

"Сосредоточение все больших сил и средств на решении задач, связанных с повышением благосостояния советских людей" объявлялось главной целью социальной политики, однако сложившаяся экономическая система и ее низкая эффективность не могли обеспечить ее выполнение: социальные программы финансировались по “остаточному” принципу.

Конечно, уровень жизни в стране за эти годы вырос значительно, особенно в аграрном секторе. Но необходимо учитывать, что потребности людей растут с развитием науки и техники, уровнем образования и культуры и т.д.; к тому же сравнение с развитыми странами по уровню жизни, социальной защищенности населения говорило о все большем отставании страны.

По всем параметрам личного потребления: структуре, качеству, ассортименту и доступности материальных благ СССР занимал в 1985 г. 77 место в мире, т.е. уступал не только странам Запада, но и многим странам "третьего мира". Все эти годы снижалась реальная заработная плата. С 1927 по 1985 гг. доля заработной платы в произведенной продукции снизилась с 58 до 36% (т.е. из произведенных 100 рублей продукции работники получали в качестве зарплаты только 36). Такая низкая доля оплаты труда никогда не регистрировалась в промышленно развитых странах, где она стабильно колеблется в пределах 65 - 75%.

Острейшей оставалась жилищная проблема , которая усугубляется огромным фондом старого жилья, не отвечающего элементарным потребностям людей (50% – не имеет канализации, водопровода, горячей воды, центрального отопления, телефона).

Общепризнанным достижением СССР являлось бесплатное медицинское обслуживание. Однако низкая материальная обеспеченность здравоохранения стала причиной его кризисного состояния. По доле расходов на медицину в начале 80-х годов СССР был в седьмом десятке из 126 стран (4% национального дохода). По сравнению с шестидесятыми годами многие показатели заболеваемости и смертности в стране ухудшились, что объясняется также длительным недопотреблением качественных продуктов, усилением действия "факторов риска": алкоголя, курения, загрязнения окружающей среды. Продолжительность жизни в стране в 1987 г. составляла 69 лет - это 35 место в мире.

С середины 70-х годов наметились признаки товарного голода и продовольственного кризиса : с прилавков большинства городов исчезли мясо, колбасные изделия, масло, яйца. На особом обеспечении продуктами и промышленными товарами находились столичные города, которые поневоле стали распределительными пунктами для всего Союза.

Накапливались проблемы в сфере межэтнических отношений . Интеграционные процессы в стране (единое экономическое и политическое пространство, массовая миграция населения, превращение практически всех регионов в многонациональные, культурная общность, широкое распространение русского языка и др.) не "отменяли" специфические региональные и этнические проблемы. Официальная пропаганда заявляла о полной решенности национального вопроса в СССР, о формировании новой исторической общности "советский народ", а в национальных регионах набирало силу стремление к экономической и политической самостоятельности, к реализации своих культурных, языковых, религиозных интересов. Распределение властных полномочий в пользу центра, ущемление самостоятельности регионов (не только национальных), приоритет интернациональных интересов в ущерб национальным в государственной политике приводило к замалчиванию и накапливанию противоречий в этой сфере. Формировались национальные движения, проводились массовые митинги и демонстрации (Фрунзе, Чимкент, Нальчик - 1967 г., Грозный - 1973 г., Вильнюс - 1977 г., Тбилиси - 1968, 1978 гг. и др.), которые подавлялись военной силой.

При всей сложности социальной ситуации в стране необходимо отметить, что это время было первым за всю историю Советской власти периодом стабильности: отсутствие крупных социальных потрясений, войн (до Афганистана), массовых репрессий. Устойчивости жизни способствовали и гарантированные социальные блага, а также идеологическая обработка населения, недоступность полной и правдивой информации о стране и мире.

Как уже отмечалось, основы политического строя оставались прежними, хотя он был явно "мягче", "либеральнее" сталинского правления. Вопросы укрепления и расширения советской демократии правящая партия объявила ключевыми в своей политике. Принятая в 1977 г. Конституция СССР утверждала полновластие Советов, закрепляла за ними функцию обеспечения экономического и социального развития, максимально полного представительства интересов всех классов, социальных слоев и групп, всех наций. Общесоюзные и республиканские органы общественных организаций получали право законодательной инициативы, повышались права трудовых коллективов. В Конституции закреплялось монопольное положение КПСС в политической системе. Реальная власть в стране, по-прежнему, находилась в руках партии, а не Советов.

Победа консервативного политического курса проявилась и в постепенной негласной "реабилитации" Сталина и сталинизма, происходит своего рода откат к сталинской модели развития. Но в ней уже нет равного Сталину вождя и массовых репрессий (а, значит, и тотального страха), нет уже и беззаветной веры в идеалы коммунизма, что подрывало основы системы, приводило к социально-нравственной коррозии.

В непрерывной идеологической обработке населения преобладали догматические лозунги и теории, закрывались глаза на многочисленные проблемы, присутствовала и откровенная ложь. Провалилась попытка создать нового вождя в лице Л.И. Брежнева. Накапливались деформации и в нравственной сфере. В этих условиях был неизбежен рост проявлений социального протеста, в первую очередь, в среде интеллигенции. На его подавление была направлена мощь органов госбезопасности, использовались внесудебные формы преследования: ссылки, помещение в психиатрические лечебницы, высылка за рубеж и лишение советского гражданства. В судебном порядке подобные дела рассматривались как уголовные. Однако массового социального протеста в СССР не было, как не было и осознания серьезного кризиса.

Главной чертой советской внешней политики стала ее еще большая идеологизация . Суть ее выражена заявлением Л.И. Брежнева: "Внешняя политика Советского Союза была, есть и будет политикой социалистической, классовой, интернационалистской". Главная цель обеспечение советскому народу “благоприятных внешнеполитических условий для успешного строительства коммунизма”.

Идеологи КПСС объявили мирное сосуществование новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом, не "отменялась" и идеологическая борьба между двумя системами. Определенная идеологизация внешней политики характерна и для стран Запада (политика "сдерживания коммунизма"). С другой стороны, и Восток, и Запад понимают, что гонка вооружений бессмыслена, ядерная война приведет к гибели человечества. Поиск выхода из этого глобального противоречия, на наш взгляд, объясняют неустойчивые отношения СССР с капиталистическим миром:

* жесткая конфронтация во второй половине 60-х годов,

* разрядка международной напряженности в 70-е годы,

* резкое ухудшение обстановки в конце 70-х - начале 80-х годов.

В период разрядки начинается процесс нормализации отношений между Востоком и Западом, заключается целая серия важнейших договоров, существенно понизивших уровень военной опасности и открывших возможности для расширения экономических, научно-технических и культурных контактов между ними. На протяжении 70-х годов активно проводились встречи на высшем уровне между СССР и Францией, ФРГ, Англией, Канадой и др. Особое значение имели регулярно проводившиеся с 1972 г. встречи Л.И.Брежнева с президентами США и заключение договоров между двумя странами. Только в 1972 - 1973 гг. было подписано 23 соглашения о сотрудничестве в различных сферах. Важнейшими были "Основы взаимоотношений между СССР и США", зафиксировавшие необходимость политики мирного сосуществования и обязательство обеих сторон предотвратить возникновение ядерной войны; договоры по снижению военной опасности и ограничению стратегических вооружений, об ограничении противоракетной обороны, исходивший из принципа одинаковой безопасности сторон. С 1973 г. возобновились переговоры между НАТО и ОВД о сокращении вооруженных сил в Европе.

Кульминацией усилий многих государств по укреплению мира явилась работа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973 - 1975 гг.) . Заключительный акт СБСЕ, подписанный 33 европейскими государствами, США и Канадой 1 августа 1975 г., подвел черту под второй мировой войной, признав нерушимость послевоенных границ в Европе. Основополагающими принципами взаимоотношений между государствами были признаны принципы мирного сосуществования, страны приняли обязательства по защите прав человека, свободе информации и передвижения.

Но период разрядки оказался недолгим, а политика непрочной в силу обстоятельств, о которых говорилось выше. Поворотными были: решение стран ОВД (1976 г.), а затем НАТО (1979 г.) о размещении ракет средней дальности в Европе; ввод советских войск в Афганистан (1979 г.), положивший начало десятилетней войне и расцененный в мире как акт советской экспансии. "Холодная война" возобновилась, что привело к резкому обострению международной ситуации. По оценке Ю.В. Андропова (1983 г.), международная обстановка для СССР была самой тяжелой и неблагоприятной со времени окончания второй мировой войны.

Несомненно, приоритетным направлением внешней политики СССР было укрепление мировой социалистической системы. Продолжался начатый еще в 50-е годы процесс политической, военной и экономической интеграции стран Восточной Европы (через ОВД, СЭВ, создание межгосударственных учреждений), который обеспечивал усиление позиций СССР, но существенно ограничивал суверенитет этих государств. Ограничение суверенитета социалистических стран в полной мере проявилось в событиях 1968 г. в Чехословакии, когда войска пяти стран ОВД подавили начавшиеся в ней реформы. Серьезным кризисом было обострение ситуации в Польше в 1980 г., который удалось преодолеть введением в стране военного положения. Нарастала нестабильность социалистической системы, усиливались центробежные тенденции, особенно в странах Восточной Европы.

Огромные финансовые и материальные затраты для поддержки дружественных сил и режимов в странах "третьего мира", участие СССР в военных конфликтах (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия), открытая агрессия против Афганистана существенно осложняли как внутреннюю ситуацию в стране, так и международную обстановку.

Сложнейшая для страны международная обстановка в начале 80-х годов, нарастание социально-экономического отставания СССР требовали от правительства более действенной, реформистской политики. Попытки Ю.В. Андропова (1982-1984 гг.) чисто внешними, милицейскими мерами "навести порядок", хотя и пользовались сочувствием в обществе, закончились безрезультатно. Сменивший его К.У. Черненко (1984-1985 гг.) продолжил консервативную политику. Но общество не может развиваться, не решая эффективно и своевременно назревающие проблемы. Потребность в качественно новой политике, необходимость реформирования советской системы становились все более очевидными и для власти, и для общества.