Что в 17 веке. XVII век в истории России. Народные движения в XVII в

Новые явления в экономическом развитии России XVII в. :

    появились первые мануфактуры крупное производство, основанное на ручном труде, но с использованием разделения труда;

    специализация районов на производстве определенных товаров (центральные области и Среднее Поволжье – хлеб, Поморье – лен, конопля, Сибирь – меха, Калуга – деревянная посуда и проч.);

    складывание единого всероссийского рынка – формирование тесных хозяйственных связей и товарообмена между отдельными частями страны;

    правительство начало проводить политику протекционизма . В 1653 г. принят Торговый устав , который уставил единую рублевую пошлину с ввозимого товара. В 1667 г. принят Новоторговый устав , который увеличил пошлину на иностранные товары.

Алексей Михайлович (1645–1676) – прозван Тишайшим за тихий нрав и благочестие. Со временем правления Алексея Михайловича связаны: церковный раскол , Соборное Уложение , окончательное закрепощение крестьян , восстание под предводительством Степана Разина .

Центральное и местное управление в XVII в. претерпело изменения, которые свидетельствовали о постепенном переходе к абсолютистской форме правления:

    царь по-прежнему правил вместе с Боярской Думой, значение которой постепенно падало. В Боярскую Думу входили представители 4-х думных чинов: бояре, окольничии, думные дворяне и думные дьяки ;

    почти перестали собираться Земские соборы, последний из них был созван в 1653 г. по вопросу о принятии Малороссии в российское подданство. В январе 1654 г. состоялась Переяславская Рада , она постановила принять подданство украинцев русскому царю (присоединение Левобережной Украины к России );

    получили дальнейшее развитие приказы , выросло их число;

    главной опорой власти были бюрократия и армия ;

    укрепились позиции центральной власти на местах: особую роль в местном управлении играли воеводы , назначенные из центра;

    основной административно-территориальной единицей России в XVII в. был уезд ;

    в 1649 г. Земским Собором принят новый свод законов государства – Соборное Уложение. Оно юридически оформило крепостное право, введя бессрочный срок сыска беглых крестьян, штраф за укрывательство беглых, потомственное закрепление крестьян к земле;

    началась реорганизация русского войска: с 1630 г . появилисьполки нового строя – солдатские, рейтарские, драгунские из русских наемных солдат под командованием офицеров – иностранных наемников; но дворянское ополчение продолжало оставаться главной военной силой;

    усилилось подчинение церкви государству: был создан Монастырский приказ для суда над духовенством и зависимыми от него людьми.

В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу , цель которой – укрепление церкви. Нововведения Никона – троеперстное (а не двуперстное) сложение руки для крестного знамения, тройная (а не сугубая) аллилуйя, хождение при освящении церкви и при крещении против солнца (а не полосонь), исключение из Символа веры и некоторых молитв слов, которых не было в греческих подлинниках, слишком «плотский» стиль иконописания. Реформа привела к церковному расколу , появилась церковная оппозиция (старообрядчество ) во главе с Аввакумом , которое в XVII в. приняло социальную окраску.

Бунташный век название XVII в., в котором произошли крупные народные выступления: 1648 г. – соляной бунт, 1662 г. – медный бунт, 1667–1671 гг. – восстание казаков и крестьян (крестьянская война ) под предводительством Степана Разина .

1654 г. при Аптекарском приказе в Москве было открыто первое светское специальное учебное заведение – «Школа русских лекарей ».

Трое его сыновей Алексея Михайловича (Федор, Иван, Петр ) стали царями, а дочь Софья – регентшей при малолетних братьях.

Федор Алексеевич (1676–1682)провел следующие социально-экономические и политические мероприятия:

    реформа податной системы: с 1679 г. начался переход к подворному обложению;

    отмена местничества (1682 г. ) – системы распределения служебных мест среди феодалов с учетом происхождения и служебного положения предков.

После смерти Алексея Михайловича развернулась борьба аристократии (Милославские) и незнатного дворянства (Нарышкины) за претендента на престол. Милославские выступали за Ивана , Нарышкины – Петра .

Май 1682 г. – стрелецкое восстание в Москве, в результате которого провозглашено совместное царствование Ивана V и Петра I при регентстве царевны Софьи . Софья оставалась фактической правительницей до августа 1689 г. , когда она потерпела поражение в борьбе с Петром и была заключена в Новодевичий монастырь.

Таким образом, последствиями перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную Россию в конце XVII в. стали массовые репрессии по отношению к боярству.

Что касается истории моды 17 века, как, впрочем, и более ранних периодов - очень сложно точно датировать изменения в моде согласно вековой эпохе. Все они получаются вследствие влияний традиционных нарядов различных европейских народов на костюмы соседних держав. Так, Испания прославилась строгими костюмами и наглухо закрытыми воротниками, Венеция – пышными платьями и туфлями на невероятно высоких каблуках, Англия – нарядами, подчеркивающими красоту женского тела, длинными шлейфами и корсетами, которые были настоящим произведением швейного искусства. Женская мода 17 века коварна и мнительна. Изменения костюмов в этот период проходят быстро и ярко.

Русская мода в 17 веке

История гласит, что отношения России с Европой только начали развиваться в 17 веке, но модные тенденции европейского платья уже понемногу влияют на наряды русской знати. Так, первое яркое влияние на русский наряд можно заметить в деловом костюме бояр. Кафтан стал короче, на манер польского. Такие перемены были обусловлены тем, что короткий кафтан более удобен в работе. Иностранные купцы и дипломаты постоянно посещают Россию, при этом одеваясь в костюмы по моде своей страны. При царе Михаиле Федоровиче иностранные костюмы среди русской знати носились «для развлечения» и участия в разнообразных вечерах и забавах. Но, как бы то ни было, незадолго до своей смерти Алексей Михайлович издал указ, который воспрещал перенимать у Европы прически и стиль одежды. Окончательную европеизацию русского костюма провел Петр I. До этого же классическим нарядом служили традиционные русские кафтаны, ферязь, портки, рубахи, сарафаны, шубы. Существовало несколько разновидностей кафтана. Лишь длина оставалась неизменной – до колена.

Мода 17 века в России мало чем отличается от того же 16 столетия. И уже начиная с 18 века изменения под влиянием европейской культуры стали необратимы.

2 е тысячелетие до н. э. XIX век до н. э. XVIII век до н. э. XVII век до н. э. XVI век до н. э. XV век до н. э. 1709 1708 1707 1706 … Википедия

1603. Восстание крестьян и холопов в России под предводительством Хлопка. Основание первой голландской колонии на острове Ява. 1603 1867. Правление в Японии сёгунов из династии Токугава. 1603 1649, 1660 1714. Правление династии Стюартов в Англии … Энциклопедический словарь

Онуфрий, святой (XVII век) см. в статье Онуфрий (имя святых православной церкви) … Биографический словарь

- … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

2 тысячелетие XV век XVI век XVII век XVIII век XIX век 1590 е 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 … Википедия

- «Век женщин» (XVIII век) Маркиза де Помпадур. Часто в исторической литературе используется этот термин для характеристики XVIII столетия. Несмотря на то, что миром по прежнему правили мужчины, женщины начали играть заметную роль в жизни общества … Википедия

Книги

  • Книжные центры Древней Руси. XVII век , . Сборник материалов по книжным центрам Древней Руси XVII века, века постепенного перехода от древнерусской литературы к литературе нового времени, когда возник новыйтип ее…
  • Исторический лексикон. XVII век. Энциклопедический справочник , . Английская революция, Тридцатилетняя война в Европе, Смутное время в России, кровавая смена династий в Китае, колонизация Америки - все это XVII век. Но это и век гениальных ученых,…

Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.

Создание на Руси частных школ

На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. К тому же учителями работали духовные люди со своими правилами. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.

Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении.

Помимо непосредственно текстов для чтения, в азбуковниках были даны рекомендации для учителя - как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и даже дома.

Образование в 17 веке на Руси не предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики, как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без исключения, и богатым, и бедным, и убогим.

Печатные пособия - хорошее подспорье для обучения

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Старосты в школе на каждом уроке раздавали ученикам книги для обучения.

В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью.

Примечательно, что азбука, написанная дьяконом В. Бурцевым, была распродана в течение одного дня в количестве 2400 штук.

Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу. Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на данный звук.

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов-ученых. Они должны были открыть учебное заведение при Андреевском монастыре г. Москвы. В школе стали преподавать для молодых дворян философию, риторику, греческий и латинский язык.

Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык.

В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Основная их обязанность заключалась в раздаче книг, назначении дежурных и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получал образование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения. Особенно ценилось и требовалось бережное отношение к книге и вообще ко всему имуществу, находящемуся в школе.

Помимо обязательного соблюдения порядка и идеальной чистоты, запрещалось наговаривать на товарища и обзывать их обидными словами. Так зарождалось некое подобие корпоративной солидарности.

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование в 17 веке, единая методика его полностью совпадает с нормами, действующими в школах и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение.

Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика.

Азбуковники содержали различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с уверенностью можно утверждать, что образование в 17 веке - единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу всего обучения.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, занятия в школе начинались и заканчивались словом Божьим. Да это и понятно, ведь учителями были духовные лица.

Но именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности. Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить и понять весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Интересны для изучения работы древних мыслителей. Многие работы переводились на русский язык, и о них составлялось собственное мнение. Так, в школах изучались идеи Аристотеля, «Диалектика» Дамаскина. На полях часто ставили различные пометки, что доказывает внимательное изучение книг философов.

Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

С повсеместным обучением грамоте стали появляться все новые жанры в литературе. Особенно большое развитие получила поэзия и стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре.

Живопись тоже претерпела изменения. Появился такой жанр, как светский портрет, полностью схожий с оригиналом. Наиболее известным в то время художником был Ушаков, написавший многих известных людей того времени.

С развитием математики, физики и химии появились новые технологии в оружейном ремесле, и полученные знания способствовали распространению экспедиций. В результате осваивались все новые и новые территории необъятной России.

В целом образование в 17 веке в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до середины 18 века ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.

«Россия в XVII веке»

Выберите правильный ответ.
1. Восстание под предводительством С.Разина проходило в:
а) 1648-1650 гг. б) 1662-1664 гг.
в) 1670-1671 гг. г) 1676-1781 гг.
2. Новое для России сословие:
а) купечество в) стрельцы
б) промышленники г) казачество
3. Лично свободные крестьяне, владевшие общин­ными землями и несшие государственные повин­ности, назывались:
а) монастырские в) черносошные
б) дворцовые г) помещичьи
4. Церковную реформу провел патриарх:
а) Филарет в) Иоасаф
б) Иоасаф I г) Никон
5. В течение XVII в. произошло:
а) усиление роли Земских соборов в жизни госу­дарства
б) окончательное оформление крепостничества
в) реформирование приказной системы
г) расширение полномочий Боярской думы
6. «Бунташным веком» называют:
а) все XVI столетие
б) вторую половину XVI в.
в) первую половину XVII в.
г) весь XVII век
7. Решение России принять в свой состав Украину привело к:
а) войне с Турцией
б) новой войне с Речью Посполитой
в) народным восстаниям
г) изменениям в управлении страной
8. В течение XVII в. в состав России не вошла терри­тория:
а) Восточной Сибири
б) Дальнего Востока
в) Правобережной Украины
г) Левобережной Украины
9. Из перечисленных был русским первопроходцем:
а) И. Выговский
б) Б. И. Морозов
в) Л. Ушаков
г) Е. П. Хабаров
10. Одним из самых ярких архитектурных памятни­ков XVII в. является:
а) Теремной дворец Московского Кремля
б) Грановитая палата
в) храм Василия Блаженного
г) храм Вознесения в селе Коломенском
11. Выберите правильные ответы:
Новые черты в экономическом развитии страны в XVII в.:
а) усиление роли барщины и оброка
б) развитие фермерского хозяйства
в) превращение ремесла в мелкотоварное произ­водство
г) развитие мануфактур
д) крестьянские кустарные промыслы
е) формирование всероссийского рынка
ж) повсеместное применение наемного труда
з) рост городов
и) формирование крупного феодального земле­владения 12. Установите правильное соответствие:
12. Установите правильное соответствие:
1) Михаил а) заключение Зборовского мира с Речью Посполитой
Романов б) Смоленская война
2) Алексей в) конфликт между церковью и светской властью Аввакум
Михайлович г) Соборное уложение
3) протопоп д) движение старообрядцев Хмельницкий
4) Богдан е) освободительная борьба украинского народа против Речи Посполитой
ж) Медный бунт
13. Установите правильное соответствие:
1) 1648-1650 гг. а) русско-турецкая война
2) 1653-1655 гг. б) русско-польская война
3) 1654-1667 гг. в) начало церковной реформы
4) 1676-1681 гг. г) городские восстания
14. Вставьте вместо пропусков:
Привилегированными группами населения Рос­сии в XVII веке были служивые люди, которые включали детей бояр, и________, а также стрель­цов. К этой группе относилось также__________. Государственные повинности несли посадские лю­ди и_________.
15. Восстановите последовательность событий:
а) церковный Собор
б) Соляной бунт
в) Смоленская война
г) Медный бунт
д) Переяславская Рада
16. О ком идет речь?
«Глубоко религиозный, живой, впечатлитель­ный, способный быть истинным другом и опас­ным врагом, но в то же время строгий, а иногда смирявший собственноручно провинившихся, ми­лостивый, даже слабый к своим «ближним лю­дям» и «мстительный» к недругам, мягкий и жес­токий, сочинитель забавного Урядника и учреди­тель Тайного приказа, книгочтей и стихотворец»
17. О чем идет речь?
«...Весь народ возопил: волим под царя восточно­го, православного, крепкою рукою в нашей благо­честивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову поганину достати. Потом полковник пе­реяславской Тетеря, ходячив кругу, на все стороны спрашивал: вси ли тако соизволяете? Рекли весь народ: все единодушно. Потом гетман мол­вил: быди тако. Да Господь Бог наш укрепит под его царскою крепкою рукою...»
18. По какому принципу образован ряд?
Соловецкое восстание; движение раскольников во время московского восстания 1682 г.; выступле­ние на Дону в 70-80-х гг. XVII в.
19. Что является лишним в ряду?
«О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»; «По­весть об Улиании Осорьиной»; «Повесть о Фоме и Ереме»