Фонетика как раздел языкознания слог ударение. Фонетика как раздел языкознания. Речевой аппарат. Звуки речи. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Class="clearfix">

К. Г. Паустовский в книге «Золотая роза» рассказал такую быль. В молодости он работал в одесской газете «Моряк». С этой газетой сотрудничал тогда и писатель Андрей Соболь. Однажды он принёс в редакцию свой рассказ – «раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый». Печатать его в таком виде было нельзя. Взялся помочь корректор газеты Благов. Он обещал «пройтись по рукописи», но при этом не изменить в ней ни одного слова. Наутро Паустовский прочёл рассказ. «Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова».

Вы догадались, конечно, что произошло? Да, корректор просто расставил правильно все знаки препинания, и особенно тщательно – точки и абзацы. И всё.

Дело в том, что знаки препинания несут в письменной речи особую функцию – смысловую. С их помощью пишущий выражает определённые смыслы и оттенки, а читающий эти смыслы и оттенки воспринимает и понимает. А поскольку все пишущие выступают в роли читающих и наоборот, знаки препинания едины для всех грамотных носителей русского языка. По словам лингвиста А. Б. Шапиро, всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договорённости между пишущим и читающим.

Сейчас, когда пользователи сети Интернет постоянно общаются письменно, возрастает потребность передавать сообщения точно и сжато, и именно пунктуация помогает автору «уложить» наиболее понятно информацию в тексте.

Что же, помимо школьных правил, нужно знать о знаках препинания, чтобы вас адекватно понимали? На самом деле не так много.

По своей роли в письменной речи все знаки препинания делятся на три группы: знаки завершения, разделительные и выделительные . Эти названия «говорящие».

Знаки завершения (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие ) ставятся в конце предложений, завершают их.

Разделительные знаки (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире ) – отделяют друг от друга смысловые отрезки внутри предложения (однородные члены, части сложного предложения), они ставятся на границе этих смысловых отрезков, разделяют их.

А выделительные знаки препинания (две запятые, два тире, скобки, кавычки ) выделяют один смысловой отрезок внутри другого или внутри предложения. Выделяются с двух сторон (если стоят в середине предложения) причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия, обращения, вводные слова и предложения). Кстати, если знать это, вы ни за что не поставите только одну запятую при причастном обороте: его надо выделить запятыми, значит, их должно быть две, с двух сторон – в начале и в конце.

И в заключение проверьте себя. Определите, какие по функции знаки препинания в этом предложении. Как-то раз (это было, кажется, в 2003 году) я получил странное письмо: оно было в мятом жёлтом конверте, без обратного адреса, написано от руки, неразборчиво.

Ответ . В этом предложении знак завершения – точка; разделительные знаки – запятые между однородными членами предложения и двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения; выделительные знаки – две запятые, выделяющие вводное слово кажется , и две скобки, выделяющие вставное предложение.

Пунктуация - это система знаков и символов, используемых в письменной речи, выработанная в рамках языка. Пунктуация в русском и в английском языках может иметь общие знаки, но правила их постановки будут сильно отличаться.

Понимание того, зачем нужна пунктуация, помогает писать грамотно и легче выражать свои мысли. Пунктуация нужна для того, чтобы облегчить чтение текста, она отделяет предложения и их части друг от друга, тем самым позволяя выразить определенную мысль.

Функции знаков препинания в русском языке

Начиная рассуждение о том, зачем нужна пунктуация, следует обратить внимание на то, какие бывают знаки препинания, ведь их много, и каждый выполняет свою роль. Пунктуация может использоваться в тексте как внутри одного предложения, так и для разделения нескольких разных предложений.

Зачем нужна пунктуация в тексте

  • Точка отделяет одно предложение от другого и обозначает нейтральную интонацию. "Сегодня я буду ночевать один". Также используется для сокращений: и т. д. - и так далее.
  • Восклицательный знак отделяет предложения друг от друга, выражает эмоции удивления, страха, восхищения и многие другие. Например: "Скорей, ты должен спешить!". Восклицательным знаком могут выделяться обращения внутри предложения, так подчеркивается интонация: "Ребята! Пожалуйста, не опаздывайте на собрание".
  • Вопросительный знак отделяет одно предложение от другого, выражает сомнение или вопрос: "А ты уверен, что все сделал правильно?".

Зачем нужна пунктуация внутри предложения

Зачем нужна пунктуация? Сочинение выйдет нечетким, все мысли собьются в кучу, а смысл их может перепутаться без правильного выделения частей, то есть, без знаний правил пунктуации.

  • Запятая разделяет части предложения, помогает выделить отдельные мысли или обращения, отделить друг от друга простые предложения в составе сложного. "Мне неважно, что ты думаешь об этом" - сложноподчиненное предложение, "На обед были предложены борщ, пюре с котлетой, салат и компот из кураги" - однородные члены предложения.
  • Двоеточие акцентирует внимание на чем-либо, что следует за ним, разграничивает части предложения, связанные между собой, поясняющие друг друга, разграничивает слова автора и прямую речь либо обозначает начало перечисления (в этом случае двоеточие ставится после обобщающего слова). "На прилавке лежали всевозможные пирожки с различными начинками: с капустой, с картошкой, с сыром, с яблоками, с повидлом и вареной сгущенкой" - перечисление. «Подумав и выдержав долгую паузу, он ответил: "Нет, мы никогда не сможем быть вместе", и быстро вышел из комнаты" - прямая речь.
  • Тире используется для обозначения паузы, заменяет пропущенные слова, обозначает прямую речь. "Правильное питание - залог здоровья и долголетия" - тире можно читать как слово "это". "- Во сколько вы завтра сможете подойти? - спросила кассирша. - В три часа, - ответила покупательница." - прямая речь.
  • Точка с запятой используется в предложениях со сложным составом, там, где для отделения частей запятой уже недостаточно. "Это был сильный теплый ветер, уносивший все беды и горести за собой, делавший мир лучше с каждым вдохом, наполнявший легкие радостью; я впервые почувствовал его на море, и с тех пор стремился ощутить его вновь и вновь, год за годом возвращаясь в знакомую гавань".

Зная, зачем нужна пунктуация, сочинение-рассуждение Вы напишите понятно и грамотно, сможете выразить свою мысль. С помощью пунктуации Вы обратите внимание именно на те моменты, которые Вам необходимо заострить.

Зачем нужна пунктуация? ГИА (государственная итоговая аттестация) считает, что без пунктуации никуда, и тщательно проверяет на экзаменах наличие этих знаний. И действительно, только правильно используя пунктуацию, Вы сможете сделать так, чтобы Вас правильно поняли.

Этот вопрос о пунктуации точно не задают себе многие. И не только мои сверстники. Хорошо, что у меня появился повод порассуждать на данную тему.

Конечно, в русском языке она довольно сложная. Все эти причастные и деепричастные обороты, вводные слова, которые могут выделяться или не выделяться запятыми (по обстоятельствам), сложносочиненные и сложноподчинённые предложения… В том же английском всё проще! Но в том-то и богатство, и сложность русского языка.

Понятно, что пунктуация нужна, в первую очередь, для передачи смысла. Хрестоматийные примеры (казнить - миловать). Действительно, иногда одна запятая может полностью изменить смысл.

Также важно, что это сохранение традиций. Тот, кто пишет письмо бабушке или пишет документ в организацию, но пренебрегает знаками препинания, тот, я думаю, не уважает ни организацию, ни бабушку. Ни, самое главное, себя! Это похоже на отглаженную одежду, то есть на тебе может быть модный, дорогой, чистый костюм, но когда его не гладили (весь мятый), то всё сразу теряет вид. Или ещё на пуговицы похоже. Можно ведь не застёгивать их, если случай не особенно торжественный, на пиджаке, например. Можно, это в данной ситуации не вещь первой необходимости. Но если пуговицы эти разные, оторванные, сломанные, то эти «мелочи» тут же портят весь вид.

Да, в Интернете, в сообщениях, если очень спешишь, то можно и не всегда ставить точки-запятые. Часто вместо знака препинания, которые, кстати, не так-то просто ставятся с клавиатуры, просто отправляют новое сообщение. То есть вместо точки (нового предложения), просто новое сообщение. Но тогда получается очень много этих сообщений – «флуд».

Сдать экзамен без правильной пунктуации нельзя! Тем более все эти ОГЭ и ЕГЭ, там каждый знак в бланке влияет на оценку.

Важно, что традиции всё равно развиваются. Время ускоряется, не хватает времени даже иногда знак вопроса поставить, если из самих слов понятно то, что это вопрос. Кстати, зачем так уж спешить? Лучше с толком всё делать…

Но я считаю, что мы должны знать пунктуацию, а использовать её по мере надобности и возможности. Кстати, мой любимый знак пунктуационный – восклицательный!!!

Сочинение про Важность пунктуации

Совокупность знаков препинания, которая используется в письменности любого языка, называется пунктуацией. Также именуется и раздел языкознания, изучающий правила употребления и расстановку знаков препинания в тексте. Вместе с графикой и орфографией пунктуация является основным компонентом письменной речи. Точки, запятые, тире и двоеточия, восклицательные и вопросительные знаки были придуманы для того, чтобы передать интонацию на письме, а также обозначить тип отношений в сложном предложении.

Чтобы понять, с какой интонацией нужно читать текст, необходимо обратить внимание на знаки препинания в нем. Например, обособленная запятыми вводная конструкция обязательно в процессе чтения выделяется с помощью пауз. У каждого знака «своя» пауза: у кого-то длиннее, у кого-то короче. Тот или иной знак важен не только внутри синтаксической единицы. Так, точка в конце предложения говорит о том, что оно повествовательное по способу высказывания. А многоточие является показателем того, что предложение не закончено.

Знаки препинания в бессоюзном предложении выполняют важную функцию. Любой знак обозначает отношения между простыми предложениями, которые являются частями сложного. Если нужно передать отношения одновременности или последовательности, то мы ставим запятую. Если ставим двоеточие, значит, хотим передать отношения пояснения и причины. Тире используем для передачи отношений причины и следствия, а также при быстрой смене событий. В сложноподчиненном предложении показателями отношений между частями являются союзы, которые в бессоюзном предложении заменяются знаками препинания.

Пунктуация играет не последнюю роль в нашей речи. Без запятых и тире, двоеточий и вопросительных знаков наша письменная речь была бы скучна и однообразна. В сплошном тексте было бы не понятно, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Поэтому знаки препинания являются неотъемлемой частью нашей письменной речи.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Сострадание - активный помощник

    В нашей быстротечной и суетливой жизни очень многие совсем забыли о сострадании. Они не видят или просто не хотят замечать тех, кто нуждается в помощи.

    Произведение по жанровой направленности представляет собой драматическую пьесу, в которой воплотились авторские размышления о судьбах русских людей, переживших эпоху застоя.

Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений (от греч.phone - голос).

В звуковом составе каждого языка выделяются фонемы - основные единицы звуковой системы и их разновидности.

Первым разработал понятие фонемы профессор Казанского университета Бодуэн де Куртенэ. Он подчеркивал, что выделение фонемы возможно лишь при учете всей системы фонем данного языка. Звук вне системы не будет системой. Звуковая система любого языка состоит из определенного количества фонем. Они сами по себе не обладают значениями, но потенциально связаны со смыслом как элементы единой знаковой системы. В сочетании друг с другом и нередко по отдельности они обеспечивают опознавание (идентификацию) и различение (дифференциацию) языковых знаков как значимых единиц. Так, благодаря разному составу фонем в русских словах род и рад, возможно опознание и различение этих слов, англ. - but - boot.

Свою функцию различения слов или форм слов фонемы выполняют на основе наличия у них различительных признаков. Эти признаки выделяются у фонем в результате их противопоставления друг другу в системе того или иного языка. Поэтому в разных языках различительные признаки могут быть разными. Так, для русского языка очень важно противопоставление согласных фонем по твердости - мягкости (сравните: был- бил, вазы - вязы, сад - сядь). В английском и французском такого противопоставления нет. В русском языке нет противопоставления гласных по долготе - краткости, а, например, для английского языка такое противопоставление очень существенно.

В настоящее время говорят не просто о фонетике, а о фонетических науках, каждая из которых имеет свой предмет и свою точку зрения на звуковой строй языка.

Фонетика в широком смысле рассматривает:

1)как произносятся звуки, точнее, каков физиологический процесс создания звука (так называемая артикуляция звука), с одной стороны и 2) каковы акустические свойства звуков языка - с другой стороны,

3) как используются все эти звуковые единицы и звуковые явления в языке как средстве общения.

Фонетика в узком смысле рассматривает эти звуковые средства в таких аспектах как физический (акустический) и биологический (артикуляционный плюс перцептивный). Иногда ее членят на фонетику артикуляторную, изучающую производство звука, фонетику акустическую, исследующую результат звукопроизводства, и фонетику аудитивную (или перцептивную), имеющую дело с восприятием звука.

Синхронную и историческую (диахронную)

Описательную и нормативную

Теоретическую и прикладную.

Какой же смысл изучать акустические и физиологические свойства звука? Изучая новые языки (или обучая кого-либо языку) нужно учитывать свойства звуков данного языка. Важно их знать и при разработке алфавита для бесписьменного языка. Общепризнанно значение фонетики и для логопедии. Во всех этих случаях ясно проступает прикладное, практическое значение фонетики.

Но в чем состоит значение фонетики как языковедческой теоретической дисциплины? Теоретический смысл изучения звуковой стороны языка заключается в том, что без учета звуковых изменений нельзя дать научную историю ни лексики, ни грамматического строя. Понять звуковые изменения невозможно без знания свойств звуков.

Характеристика звука

С акустической точки зрения звук является результатом колебаний упругого тела, передаваемых воздушной средой. Человеческое ухо воспринимает звуки, если количество колебаний не меньше 16 и не более 20 тысяч в сек. (если число колебаний более 20 тысяч, то они воспринимаются как ощущение боли в ушах).

В зависимости от характера колебаний создаются тоны и шумы. Тоны получаются, если колебание носит ритмический характер, шумы порождаются при отсутствии ритмичности.

В звуке различают силу, высоту, продолжительность и тембр.

Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук.

Высота звука зависит от количества колебаний, чем больше колебаний в секунду, тем выше звук.

Продолжительность (долгота или длительность) звука зависит от того, как долго длится колебание.

Тембр звука зависит от взаимоотношения основного тона и побочных тонов.

В отношении звуков человеческой речи следует отметить:

а) большинство звуков речи является шумными, не представляют собой чистых тонов.

б) сила звука речи определяется силой напора струи выдыхаемого воздуха на голосовые связки или другие места преграды.

в) высота звуков речи определяется длиной и напряженностью голосовых связок. У детей, у женщин голосовые связки короче, напряженность большая, высота звука также соответственно увеличена.

г) продолжительность гласных звуков большая, чем согласных

д) тембр звуки речи определяется объемом и формой ротовой и носовой полости, а также полости зева.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому Ф. связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой. Как и языкознание вообще, Ф. связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека. В отличие от нелингвистических дисциплин, Ф. рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка.

Три аспекта:

1) анатомо-физиологический (артикуляционный)

Исследует звук речи с точки зрения его создания:

Какие органы речи участвуют в его произношении;

Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический)

Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический)

Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Акустический аспект в изучении звуков

Звуки речи по своей физической природе являются колебательными движениями воздушной среды, вызванными звучащим телом (орган речи). Звуковые связки могут выполнять до 1740 колебаний в секунду. В речи средний долгозвон 85-200 Гц. У мужчин и 150-350 Гц. У женщин. В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тонн) и немузыкальные (шумн). Тон возникает в результате периодических колебаний звучащего тела, шум – непериодических. Из голоса состоят гласные, из голоса и шума – звонкие согласные, только из шума – глухие согласные. Сонорные имеют преобладание голоса над шумом. Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью, тембром. Высота звука определяется числом колебаний голосовых связок.В речи высота голоса зависит от длинны и растянутости голосовых связок. Чем больше частота, тем выше звук. Высота звука в разном звуке, в отличии от китайского, не является дифференцирующим понятием. Сила звука определяется размером и размахом голосовых связок. Чем сильнее размах, тем сильнее звук. С точки зрения восприятия слуховым аппаратом человека является громкостью, которая определяется не только напряжением волны, но и высотой. Звуки в одинаковой силе, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Более высокие звуки имеют более короткую волну, поэтому являются более сильными. Сила звука не является дифференцирующим признаком, хотя имеет значение для ясности, для предачи и восприятия речи, а иногда ударения. Отличить очень сложно звук речи . Он состоит из основного тона и обертонов . Их соотношение создает качество звука, которое отличает один звук от другого.Длительность звука – это его протяженность по времени. Не является дифференцирующим признаком в русском языке в отличии от немецкого, английского и латинского.

Артикуляционный аспект. Речевой аппарат

Строение речевого аппарата. Артикуляция и ее фазы. Артикуляционная база языка:

Речевой аппарат:

Мозг и центральная нервная система

Дыхательные органы: легкие, бронхи, диафрагма, трахея, межреберные мыжцы, надгортанные полости, рот, нос, гортань.

(МЕХАНИЗМ: воздух из легких поступает в гортань, где голосовые связки под давлением воздуха совершают колебательные движения. Степень напряжения голосовых связок определяет тон голоса.)

Ротовая полость: язык, зубы, палатум (нёбо), велюм (место за задним язычком), маленький язычек, альвиолы (бугорки на нёбе, благодаря им произносятся альвиолярные звуки(р, л...)).

Язык - наиболее важный произностительный орган. Делится на кончик, спинку (переднюю,среднюю, заднюю) и корень.

Все перечисленные органы делятся на активные и пассивные. Активные органы двигаютмся, пассивные служат им опорой. иногда активные органы становятся пассивными.

Артикуляция - процесс произнесения звука.

1. Экскурсия - укладка органов.

2. Выдержка

3. Рекурсия - возвращение органов в исходное положение.

При произнесении звуки влияют друг на друга из-за накладки экскурсии на рекрсию и наоборот.

У каждого языка есть своя артикуляционная база - свойственные языку движения того или иного органа. Также индивидуальным органом является сочетание артикуляционных органов.

Классификация гласных и согласных звуков

Гласные

1. При определении места образования гласного звука или ряда учитывается способность языка двигаться в горизонтальном направлении. В связи с тем в процессе произнесения гласного звука наиболее поздняя часть звука в момент речи фиксируется напротив передней, средней или задней части неба, поэтому по месту образования гласные бывают переднего ряда, заднего и др. способ образования гласного – это степень подноса языка по отношению к небу. Движение языка вертикально.

2. По участию губ гласные делятся на огубленные (о, у) и лабиализованные (гласные с нейтральным укладом губ или с растянутыми губами)

Согласные

1.При определении места образования согласного выясняется та часть речевого аппарата, где сближаются или смыкаются органы речи во время артикуляции согласного.

2. определить способ образования согласного – значит выяснить, как создается преграда, каков ее характер, простая она или сложная и как она преодолевается воздушной струей.

3. от наличия или отсутствия дополнительной артикуляции зависит деление согласных на твердые и мягкие. Дополнительное движение органов, совмещающееся и взаимодействующее с основной артикуляцией согласных называется палатализация. При образовании несколькоязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается к среднему (твердому небу).

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Слог. Слогоделение.

Слог - это один гласный звук (или слоговый согласный) в отдельности или в сочетании с согласным (или согласными), произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха.

В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.

Слоги существуют, т. к.:

Слог - важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица.

Слог - основная единица в стихосложении.

Слогоделение в разных языках разное. В русском языке граница проходит между наиболее контрастными по сонорсности звуками, в меньше наименьшей спайки: бо-чка, ла-пша, бру-ски,лы-жня,кА-ссса,о-тту-да. Преобладают открытые слоги. Кор-тик, конь-ки, паль-то, кА-рман, мор-ской (полуоткрытые, закрытые слоги в конце слов). В других языках много закрытых слогов (ми-кстура – mix-ture).