Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (10 класс) на тему: Изобразительные средства языка. «К Наташе» Александр Пушкин

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Изобразительные средства языка.

  1. В каком случае дано неправильное определение тропа?

A) Метафора - это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
Б)
Метонимия - это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
В)
Олицетворение - это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
Г)
Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с друг им.

  1. В каком случае дано неправильное определение фигуры?

A) Антитеза - это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
Б)
Анафора - это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений.
В)
Инверсия - это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
Г)
Градация - это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

  1. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

A) Оксюморон - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
Б)
Литота - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
В)
Парцелляция - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
Г)
Перифраз - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

  1. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд».

А) метафора Б) перифраз В) гипербола Г) литота

  1. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади »

А) метафора Б) синекдоха В) эпитет Г) метонимия

  1. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки».

А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота

7. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды»

А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение

8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца».

А) метафора Б) метонимия В) перифраз Г) гипербола

9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».

А) градация Б) инверсия В) оксюморон Г) антитеза

10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный».

А) метонимия Б) сравнение В) антитеза Г) оксюморон

  1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам.
  2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста.
  3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит!
  4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья…

А. историзмы Б. Лексический повтор В. Олицетворение Г. Фразеологизмы Д. Эпитет

11. Определите, какое средство выразительности использовано

  1. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
  2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
  3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал?
  4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве.

А. Вопросо-ответная форма изложения. Б. Гипербола. В.Многосоюзие.

Г.Риторический вопрос. Д. Сравнение

13. Определите, какое средство выразительности использовано

  1. Вывели лошадей, не понравились они мне.
  2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
  3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку - та бежать.
  4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

А. Градация Б. Инверсия В. Оксюморон

Г. Риторическое обращение Д. Синтаксический параллелизм

14. Определите, какое средство выразительности использовано

  1. Здесь барство дикое, без чувства, без Закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.
  2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман…
  3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат.
  4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

А.Антитеза Б. Лексический повтор В. Многосоюзие Г. Риторическое восклицание Д. Эпитет

15. Определите, какое средство выразительности использовано

  1. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи в дремлющей тени.
  2. Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
  3. Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ.
  4. Я твой - я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья.

А. Анафора Б. Градация В. Лексический повтор Г. Риторический вопрос Д. Сарказм

16. Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?
(5) «Дети - поэты, дети - философы», - утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы - редкость? (Е. Богат)

Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).

Список терминов :
1) метафора
2) фразеологизм
3) ключевые слова
4) синтаксический параллелизм
5) риторический вопрос
6) цитация
7) гипербола
8) инверсия
9) эпитеты
10) сравнительный оборот

Ключи к тесту «Изобразительные средства языка»

11 – 1

13 -3

«К Наташе» Александр Пушкин

Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы,
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.

Свет Наташа! где ты ныне?
Что никто тебя не зрит?
Иль не хочешь час единый
С другом сердца разделить?
Ни над озером волнистым,
Ни под кровом лип душистым
Ранней - позднею порой
Не встречаюсь я с тобой.

Скоро, скоро холод зимный
Рощу, поле посетит;
Огонек в лачужке дымной
Скоро ярко заблестит;
Не увижу я прелестной
И, как чижик в клетке тесной,
Дома буду горевать
И Наташу вспоминать.

Анализ стихотворения Пушкина «К Наташе»

Стихотворение «К Наташе», датируемое 1814 годом, юный Пушкин посвятил горничной княжны Варвары Михайловны Волконской, бывшей фрейлиной при императрице. Произведение разительно отличается от написанной до этого интимной лирики поэта, в которой преобладали античные мотивы. Пятнадцатилетний Александр Сергеевич отказался от условно-любовных признаний, адресованных воображаемым Доридам, Хлоям и прочим красавицам с древнегреческими именами, от идеалистических пейзажей. На смену игре в любовь пришли искренние чувства. Обратите внимание, как ласково обращается к дорогой сердцу женщине герой рассматриваемого текста: «Свет-Наташа!». От античности делается поворот к русской старине. Стихотворение вообще тесно связано с фольклорной традицией нашей страны. Недаром появляется характерный для народных песен параллелизм – весна ассоциируется с любовью, осень – с разлукой. Упоминается в произведении и «дымная лачужка», в которой предстоит коротать одинокую зиму лирическому герою. Благодаря ей перед читателем сразу возникают образы заснеженных крыш, низких деревенских домиков, теплой печки.

Литературоведы отмечают, что в стихотворении присутствуют заимствования из баллады «Наташа», написанной Павлом Александровичем Катениным. Начинается она следующими строками:
Ах! Жила-была Наташа,
Свет Наташа красота.
Что так рано, радость наша,
Ты исчезла как мечта?
Впрочем, было бы неверно свести пушкинское произведение к литературному подражанию. Александр Сергеевич сочинял стихотворение под влиянием реальных событий. Скорей всего, оно связано с отъездом Варвары Михайловны Волконской, следовательно, и ее горничной из Царского Села. «К Наташе» — это прощание юного поэта с возлюбленной. Кроме того, оно могло быть приурочено к двадцать шестому августу – дню Святой Наталии Никомидийской. Соответственно, не исключено, что анализируемый текст стоит расценивать как подношение к именинам.

К своим лицейским стихотворениям взрослый Пушкин относился без особого восторга. Он редко включал их в сборники. Те произведения, которые туда все-таки попадали, подвергались значительным переделкам. Большую часть лирики, созданной во время пребывания в Царскосельском Лицее, опубликовал Василий Андреевич Жуковский в посмертном собрании сочинений Александра Сергеевича, увидевшем свет в 1841 году. Относится это и к стихотворению «К Наташе».

Галина Хомушку
Конспект занятия «Вянет, вянет лето красно, улетают ясны дни…»

Цель : учить детей замечать изменения в природе, происходящие ранней осенью. Различать виды деревьев по коре и форме (береза, тополь, клен, дуб) . Обобщить знания об однолетних растениях (пастушья сумка, ромашка, о многолетних (одуванчик, мать-и-мачеха) : однолетние успели расцвести, дать семена и засохнуть, а у многолетних остаются в земле корни (они много лет на одном и том же месте) . Закрепить знания о перелетных птицах, сравнить их с постоянно зимующими (воробей, ворона, галка) . Продолжать учить чувствовать красоту осенней природы .

Оборудование : Старичок -паркович, презентации «Осенний лес» , «Цветы» , картинки деревьев, цветов, семена, горшок.

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения А. Пушкина :

…Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

Воспитатель. О каком времени года Александр Сергеевич Пушкин написал это стихотворение?

Дети. Об осени.

Воспитатель. А как вы догадались об этом. (Дети называют приметы осени.)

Воспитатель. Почему поэт начинает свое стихотворение со слов «унылая пора» , как вы думаете? (Ответы детей.)

Воспитатель. А какой сегодня день?

Дети. Ясный , ветреный.

Воспитатель. Как вы догадались, что сегодня ясная погода?

Дети. Светит солнце, облака не закрывают все небо.

Воспитатель. А что вы почувствуете вы, если подставите щеку?

Дети. Оно еще греет, ощущается его яркий свет.

Воспитатель. А если закроете глаза?

Дети закрывают глаза и описывают свои ощущения.

Дети. Тепло солнца, легкое дуновение ветра, как он скользит по щекам.

Дети открывают глаза и видят сидящего старичка.

Воспитатель. Дети, кто это? Давайте спросим у него.

Старичок. Я Старичок -парковичок, я живу в парке, слежу за порядком, чтобы все изменялось вовремя, расцветали и увядали травы, вовремя опадали листья и улетали птицы . Вот я пришел в гости к вам. Хотите, мы вместе с вами прогуляемся по парку, и поиграю с вами?

Дети соглашаются, и Старичок -парковичок ведет их по парку. (Показ слайда «Осенний лес» .) Старичок -парковичок находит в траве и показывает на растение «мать-и-мачеха» . (Показ слайда.)

Старичок. Как называется это растение? Расскажите, что вы знаете о нем?

Дети. У это растения лист с одной стороны мягкий и теплый - это мать, а верхняя сторона холодная-мачеха. Весной появляются желтые цветочки, а летом - растения .

Старичок. Молодцы! А с каким растением путают иногда мать-и-мачеху?

Дети. С одуванчиком.

Старичок. А почему путают. Догадайтесь?

Дети рассматривают оба растения, сравнивая картинки мать-и-мачехи и одуванчика.

Рассказ Старичка -парковича. Цветки желтые у обоих растений, но у одуванчика стебель голый, без листьев, а у мать-и-мачехи с чешуйками. Желтый цветок мать-и-мачехи расцветает ранней весной, а одуванчика – когда уже проявляются листья. Пройдет некоторое время, и он станет белым шаром. А сейчас уже оба растения отцвели, но в земле остались корни. Корни остаются зимовать в почве, а листочки отомрут. Растут они на одних и тех же местах много лет, поэтому их называют многолетними. А есть и однолетние растения.

Старичок. Какие из них вы знаете?

Дети. Пастушья сумка, ромашка.

Старичок. Правильно, дети! Попробуйте найти их среди цветов. (Показ слайда.)

Дети находят и показывают Старичку.

Старичок. Остается корень на зиму у этих растений?

Дети. Нет. Он отмирает. Семена разлетаются повсюду, и цветы вырастут на новом месте.

Старичок. Вот и вам принес их семена.

Воспитатель. Спасибо, тебе Старичок -парковичок, за твой рассказ. Давайте, дети, засеем семена растений.

Дети сажают семена вместе со Старичком.

Воспитатель. Старичок- парковичок, а деревья ты хорошо в своем парке знаешь?

Старичок. Конечно.

Воспитатель. А вот мы посмотрим. Сейчас наши дети загадки будут загадывать, а ты отгадай, про какое дерево они тебе говорят, садись и слушай.

Дети рассказывают рассказы-загадки, составленные ими самими, например : «У этого дерева кора белая с черными точками, ветки очень тонкие, растет в любом месте. Ее все называют кудрявой и стройной. Кору этого дерева используют для поделок, и называю берестой». («Береза» )

Используя этот рассказ в качестве примера, дети описываю по схеме те деревья, которые есть в парке (тополь, клен, дуб) .

Старичок. Я вижу, вы много знаете о деревьях, поэтому я хочу поиграть с вами в игру «С чьей ветки детки» .

Игра «С чьей ветки детки» .

Старичок раздает всем по осеннему листику и предлагает найти соответствующее дерево (картинки деревьев) . Дети находят дерево и называют его.

Воспитатель. А мы еще раз полюбуемся ярким разноцветным нарядом деревьев

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный , желтый, золотой,

Как красив ты , лист цветной!

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Красный , желтый, золотой

Облетел весь лист цветной.

(Аудиозапись звука ветра) .

Воспитатель предлагает детям побегать по листьям, послушать, как они шуршат под ногами.

Воспитатель. Старичок -парковичок, а знаешь ли ты, что по отдельным деревьям можно узнать о приближающейся погоде? Послушай-ка, что скажут тебе детки.

Дети называют приметы :

Если осенью лист березы начинает желтеть сверху – к ранней весне, а снизу – к поздней;

Раннее цветение рябины – признак устойчивого тепло, если она расцветает позднее обычного – к долгой осени :

Если в начале октября лист с березы опадает не полностью – к позднему снегу и к холодной зиме;

Много рябины – к дождливой осени и к сильным морозам зимой, а мало- к сухой осени;

Если шишки на ели растут низко- к ранним морозам, а если высоко- к холодам в конце зимы и др.

Старичок. Молодцы, дети. Мне нравится общаться с вами. А знаете ли вы, что окрашивает листья на деревьях в разные цвета?

Дети. Свет, а свет дает солнце.

Старичок. Правильно. А мы могли бы жить без солнца?

Дети. Нет.

Старичок. Давайте попросим здоровья у солнышка.

Старичок - парковичок предлагает детям прочесть закличку с движениями.

Физминутка

Солнышко красно !

Гори, гори ясно!

В небе пташкой залети,

Нашу землю освети,

Чтоб садам и огородам

Зеленеть, цвести, расти!

Солнышко красно !

Гори, гори ясно!

В небе рыбкой проплыви,

Нашу землю оживи,

Всех на свете ребятишек

Обогрей, оздорови!

Старичок. Мы попросили у солнышка здоровья, а сейчас давайте чуть- чуть отдохнем – и послушаем.

Дети закрывают глаза и слушают пение птиц. (Аудиозапись звука пения птиц.)

Старичок. Открывайте глазки. Что вы услышали?

Дети. Пение птиц.

Старичок. Это птички моего парка поют. Какие птицы улетают от нас ?

Дети. Ласточки, скворцы, грачи.

Старичок. А какие остаются?

Дети. Вороны, воробьи, сороки, галки.

Старичок. Давайте подумаем, почему они остаются? (Ответы детей.) а теперь поиграем в «Улетают – не улетают » . Я назову птиц. Если они осенью улетают , вы машете руками, как крылышками, если нет – приседаете, говоря при этом слово – признак (ворона хитрая) .

После проведенной игры Старичок благодарит детей, прощается и машет рукой.

Воспитатель также благодарит детей, спрашивает у них, что они узнали.