Числительное тридцать простое или сложное. Составные числительные в русском языке. На какой вопрос отвечает числительное? В каких формах порядковые числительные согласуются с существительным в падеже

В русском языке простые и сложные числительные выражаются одним словом. В результате возникает немало трудностей при определении разряда имени числительного. В данной статье описаны отличительные признаки простых и сложных числительных, особенности их склонения с примерами.

Так же, как и простые, сложные числительные выражаются одним словом. Именно поэтому многие испытывают трудности при разграничении слов этих двух категорий. Чтобы безошибочно определить разряд числительного по значению, необходимо уметь видеть состав слова.

Чем различаются простые и сложные числительные?

Число простых числительных не столь велико, чтобы нельзя было всех их запомнить. К ним относятся числа от 0 до 20, а также слово, которое обозначает цифру 30.

Сложных числительных тоже немного. Это числа от двадцати до девяноста и от двухсот до девятисот. Сложные количественные и порядковые числительные имеют два корня, которые пишутся слитно: три+дцать – тридцать, пять+десят – пятьдесят.

В некоторых простых числительных исторически тоже можно выделить два корня. К таким словам относятся названия чисел от 11 до 20 и 30. В их состав входит полная первая часть слова один, два, четыре и т. д., предлог на (в словах от 11 до 19) и сокращённая версия слова «десять » – дцать . Это дцать уже утратило свой первоначальный смысл и срослось с первым корнем слова.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Ещё одно отличие между простыми и сложными числительными - особенность склонения. Первые изменять по падежам несложно: они меняются так же, как существительные 3-го склонения (дочь, печь, ночь).

Ср.: семнадцати (прост. числит. в Р. п.) - дочери (сущ. в Р. п.).

В сложных числительных при склонении меняются обе основы: восемь десят_ - восьми десяти - восьмью десятью ; восемь сот_ - восьми стам - восьмью стами .

Именно эта особенность сложных числительных вызывает сложности при их употреблении в устной речи и при написании. Чтобы не допустить ошибки при склонении таких слов, следует запомнить буквально два шаблона их склонения.

Падеж

Первая основа

Окончание первой основы

Вторая основа

Окончание второй основы


В.

П.

Падеж

Первая основа

Окончание первой основы

Вторая основа

Окончание второй основы


Д.
П.

Оценка статьи

Средняя оценка: 3.2 . Всего получено оценок: 17.

Насчитывает десять частей речи. Разделить их можно на междометия и не междометия, на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные не междометные части речи разделяются на имена, глагол и наречие. Имён в русском языке три: прилагательное, существительное, числительное. На основании некоторых признаков, к ним можно отнести и местоимения.

Числительное как именная часть речи

Какие слова относятся к числительным? На какой вопрос отвечает числительное? Как склоняется числительное? Далеко не полный перечень вопросов, связанных с определением имени числительного.

Как всем именным частям речи, числительному присуще склонение по падежной парадигме. Начальной формой считается форма именительного падежа. Категория рода у числительных отсутствует (исключением являются числительные два, один , порядковые числительные и собирательные оба/обе). Не определяется у данной части речи и категория числа, кроме порядковых числительных.

Имена числительные могут являться всеми членами предложения. Часто они выполняют подлежащего, определения или дополнения. Редко они бывают сказуемыми и обстоятельствами. Словосочетания имен числительного и существительного являются неделимыми и выступают в роли одного члена предложения.

Грамматические разряды числительных

Ведущими учеными подчеркивается недостаточная сформированность данной части речи. Есть группа лингвистов, не признающих числительное отдельной частью речи. В связи с этим, существуют разные мнения по определению состава числительных. В узком понимании, к имени числительному относятся только количественные: и составные числительные, и простые, и сложные, а порядковые включаются в разряд относительных прилагательных. В широком понимании, числительные включают в себя разряды количественных и порядковых, а также слова, не обозначающие конкретного количества: столько, много, сколько, мало.

Числа в повседневной жизни играют важную роль, с их помощью люди определяют количество предметов, отсчитывают время, определяют массу, стоимость и порядок при счете. Слова, которые можно обозначить на письме, записав буквами и цифрами, называют именами числительными. Другое определение звучит так: числительные - слова, обозначающие порядковый номер предмета или количество.

Грамматические признаки числительного

Все лексемы, обозначающие целые и дробные числа, а также количество людей, животных или предметов, являлются особой группой слов, состав которой полностью сформирован и не меняется.

Такие единицы являются одной из важных, или, как еще говорят, знаменательных частей речи и могут иметь несколько обозначений:

Понятие числа как такового: пять, десять, пятнадцать и так далее;

Количество определенных предметов: две машины, шесть домов;

Совокупное значение нескольких предметов, которые сосчитали.

Соответственно, и вопросы к ним звучат так: какой по счету? который? сколько? В зависимости от значения и вопроса, на который отвечает имя числительное, их делят на несколько видов (об этом мы поговорим чуть позже).

Например: Тридцать (подлежащее) делится на десять. Шестью шесть - тридцать шесть (именная часть сказуемого). Говоря о месте числительных в предложении, нужно отметить, что они могут быть как главными, так и второстепенными членами. Еще одна особенность заключается в том, что имя числительное как часть речи является не пополняемой группой слов. Все формы, употребляемые в устной и письменной речи, образуются исключительно от названия цифр. В синтаксической конструкции числительное как часть речи может быть как в составе главного, так и частью второстепенного члена предложения.

Обратите внимание! Числительное, обозначающее количество, и существительное, связанное с ним, всегда выступают как один неразделимый член предложения. Например: Мы гуляли до шести утра. Занятия в бассейне начинаются в пять часов. Девочки собрали двадцать пять ромашек.

Виды числительных

Далее следует выделить начальную форму разбираемого слова, к какому разряду оно относится (порядковое или количественное числительное), структуру (простое или составное) и особенности его склонения по падежам.

Следующий шаг - определение непостоянных признаков. Это падеж, род и число, если таковые можно распознать.

В заключение разбора описывают синтаксическую функцию слова в предложении, с какой частью речи оно связано и согласуется ли с ним. И хотя такой разбор имени числительного вряд ли кому-нибудь пригодится в жизни (разве что будущим филологам), но для правильного употребления слов в речи и на письме уметь его производить просто необходимо.

Урок русского языка 6 класс

Ковалева Т.И., учитель русского языка и литературы
п.Центральный, Володарский р-н, Нижегородской обл. МБОУ СОШ №45

Тема : « Простые, сложные и составные числительные».

Цели урока:

Откройте учебники на стр. 147 § 60. Прочтите материал учебника.


  1. Расскажите, пользуясь слайдом, о группах числительных? Кто попробует?

  2. ……, повтори то, что сказала …...

- сообщение учеников из истории числительных;

Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.

Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».

в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;

три + на + дцать = тринадцать

4. Закрепление

Мы с вами познакомились с группами числительных по строению. Закрепим изученное, выполнив следующее задание.

Слайд № 2.

Посмотрите на слайд.

Задание: Выберете и назовите простые числительные. Как вы это определили?

сложные числительные

составные числительные

Простые: шесть участков, одиннадцатый век.

Сложные: пятьсот рублей, стотысячный покупатель.

Составные: две целых пять десятых процента, тридцать пятый год.

Молодцы. Вы справились с заданием.

Перечислите еще раз группы числительных, на которые вы искали примеры.


- работа по карточкам (2 человека)

Распределительный диктант: разделить числительные на две группы (простые и составные):

Три, сорок восемь, тысяча девятьсот сорок пять, семьдесят седьмой, пятьсот сорок два, триста пятнадцать, шестьсот восемьдесят один, один миллион двести тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят один, сто тринадцать.

А сейчас вы выступите в роли конструкторов.


Задание: У вас на партах лежат части предложений с числительными. Составьте 3 предложения и запишите в свои тетради .
- Прочитайте предложения и назовите группу числительных по строению в этой пословице.
1. В учебнике по русскому языку триста шестьдесят пять страниц.

(Составное).

2. Мы учимся в шестом классе.(Простое).

3.Вес конфет составляет пятьдеся т килограмм.(Сложное).

4.Проверочная работа.
А сейчас проверим, насколько вы усвоили тему урока.

Задание: У каждого из вас лежат на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки.


Слайд № 3.
Посмотрите на ключ.

сл п с п сл

Проверьте у себя правильность выполнения работы. Поставьте себе оценку, передайте листочки.


Подведем итог проверочной работы.

Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.

Кто сделал 1 ошибку?

Кто не справился?

Я рада, что большая часть класса научилась определять группы числительных по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока , достигнуты.

На следующих уроках мы продолжим знакомство с числительными.


А сегодня на уроке получили оценки…

Выставление оценок с кратким комментарием.


Задание на дом с рекомендациями (1 мин.)

Слайд № 4.

§ 60 стр.147 Выучить группы числительных по строению.

Упражнение 351. Определить группы числительных по строению.

☼ дополнительно по желанию: выписать из газет или журналов 3

предложения с числительными, различными по своему строению.


Это :

А вы знаете, что число «семь» с древних пор считалось священным и было весьма распространено, поэтому так много существует пословиц, поговорок, фразеологизмов с этим числом.

Задание: Вспомните и назовите примеры.

Давайте я начну. На седьмом небе, 7 пятниц на неделе, спустить 7 шкур, до седьмого пота, семи пядей во лбу и т.д

Литература.


  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский]. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013.

  2. Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. - М.: Экзамен, 2006. - 318, - (Серия «Учебно-методический комплект»).

  3. Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений»/Л. В. Шибалова. – 2 – е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  4. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя/Г. А. Богданова.- 2-е издание - М.: Просвещение, 2003.

  5. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - 2-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013
Карточка №1
Задание: Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых.

Карточка № 2.
Задание : Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых
Карточка № 3
Задание : Укажите: простые (п .); сложные (сл .); составные (с ) числительные.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.

Мы учимся в шестом классе.

Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.

В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.