Героические поступки на войне русских командиров. Забытые подвиги русских солдат в годы первой мировой войны. Мы знали Николая Сиротинина с сестрой до дня боя. Он был у нас с товарищем, покупал молоко. Был очень вежливый, всегда помогал пожилым женщинам д

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») - как политологический термин, является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политические режимы диктаторского типа.

В более узком историческом смысле, под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е - начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.

В идеологии, историографии и пропаганде в СССР, других социалистических странах и коммунистических партиях под фашизмом понимались также нацистское движение в Германии 20-х - первой половины 40-х гг. ХХ ст. (см. нацизм), а также политические движения в странах мира, открыто противостоящие коммунистической идеологии с крайне правых позиций.

Основными характеристиками фашизма являются: господство правой идеологии, традиционализм, радикальный национализм, антикоммунизм, этатизм, корпоративизм, элементы популизма, милитаризм, часто вождизм, опора на достаточно значительную часть населения, не относящегося к правящим классам. В некоторых случаях для фашизма характерно неприятие монархии.

Для фашистских государств характерно наличие развитой экономики при сильной регулирующей роли государства, огосударствление всех сторон жизни общества посредством создания системы массовых организаций, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов либеральной демократии.

Фашизм. Возникновение и становление

Фашизм возник в Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами. Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу над консервативными монархическими, но победа демократии не принесла обещанных благ, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. И против такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейских парламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры – это явление было примечательно для тех лет.

Фашизм происходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримского государства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так он называл своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было много привлекательного.

Фашизм как связка провозгласил единство нации в противоположность марксистскому тезису о борьбе классов и в противоположность либерально- демократическому партийному принципу. Фашизм провозгласил корпоративное государство, построенное не на партийном принципе, когда партии участвуют в выборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях - это естественная демократия, вырастающая снизу вверх, на основе производственной, профессиональной общности людей. Корпорации могут быть, скажем, работников металлургической промышленности, медицины, сельского хозяйства, причем каждая корпорация включает в себя как руководящий персонал, так и врачей, бухгалтеров, электриков, короче говоря, всех людей, которые задействованы в ней. В Японии сейчас что-то похожее существует на фирменной основе: фирма строится как ячейка общества; примерно то же хотел Муссолини, называя это "производственной демократией". Кстати, фашизм считали - как это, может быть, ни странно будет звучать - демократическим явлением даже такие наши демократы, как Г. Федотов, известный публицист, историк Церкви, и его журнал "Новый град" об этом много писал.

Чем же привлекал фашизм? почему так много людей поддались этому соблазну - увидеть в фашизме что-то действительно новое, преображающее всю Европу на фоне этого хаоса. Вот пример из "Доктрины фашизма" Муссолини:

«Фашизм - ... это духовная позиция, возникшая из общего движения нашего столетия против обессилевшего материалистического позитивизма XIX столетия... Это религиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшим законом, объективным духом, который превосходит отдельный индивидуум и делает его сознательным членом духовного сообщества... Народ - не раса или географическая область»...

Следует подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма, который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше других и высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять.

«Народ - не раса или географическая область, а непрерывно сохраняющаяся в историческом развитии общность, ... личность, духовное явление». И дальше о том, какие требования фашизм предъявлял к человеку: «Человек фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичного желания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, не ограниченную рамками пространства и времени: жизнь, в которой индивидуум путем самоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть - осуществляет предельно духовное бытие, на котором основывается его человеческое достоинство... Ни одно действие не ускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста - серьезна, строга, религиозна. Он создает из самого себя инструмент построения достойной жизни...».

Как мы видим, вот это дисциплинирующее, собирающее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса, безработицы - оно привлекло очень многих людей. И даже нужно отметить, что католическая Церковь очень горячо поддерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому что оно соответствовало социальному католическому учению, именно в его основе лежит корпоративное устройство общества.

Приведу здесь вступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма» вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроение русской эмиграции тех лет:

«Величайшим явлением в жизни народов послевоенного периода является фашизм, который в настоящее время совершает свой победный путь по всему миру, завоевывая умы активных сил человечества и побуждая к пересмотру и перестройке всего общественного порядка.»

Фашизм зародился в Италии и творцом его является гениальный вождь фашистской партии и глава Итальянского правительства Бенито Муссолини.

В борьбе Итальянского народа против надвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянской молодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основу для этой борьбы.

Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса.

Благодаря этому, фашизм создал мощную организацию активного меньшинства, которая, во имя национального идеала, вступила в решительную войну со всем старым миром коммунизма, социализма, либерализма, демократии и своим самоотверженным подвигом совершила духовную и государственную революцию, преобразившую современную Италию и положившую начало Итальянской фашистской государственности.

Совершив поход на Рим в октябре 1922 года, фашизм овладел государственной властью и приступил к перевоспитанию народа и реорганизации государства, в порядке основных законов которые окончательно закрепили форму фашистского государства. В ходе этой борьбы вырабатывалась и доктрина фашизма. В уставе фашистской партии, в постановлениях партийных и профсоюзных съездов, в резолюциях Большого Фашистского Совета в речах и статьях Бенито Муссолини постепенно формулировались основные положения фашизма. В 1932 году Муссолини посчитал своевременным дать своему учению законченную формулировку, что он сделал в своей работе "Доктрина фашизма", помещенной в 14 том итальянской энциклопедии. Для отдельного издания этой работы он дополнил ее примечаниями. Для Русского читателя весьма важно ознакомится с этим произведением Б. Муссолини. Фашизм есть новое мировоззрение, новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение. Таким образом, отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел за рамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общие положения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, почему они приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизма сделалось общим достоянием. Всякий народ имеет свой национализм, и сам творит формы своего бытия; никакое подражание даже лучшим образцам недопустимо. Но основные идеи Итальянского фашизма оплодотворяют государственное строительство во всём мире. В настоящее время идеи фашизма имеют большое распространение среди Русской эмиграции.

Внимательное изучение фашизма началось приблизительно с 1924 года, когда в Сербии была сделана попытка организации Русской фашистской партии. Руководили этим движением проф. Д.П. Рузский и ген. П.В. Черский.

В 1927 году эта, так называемая, "национальная организация Русских фашистов" издала свою программу, которая, исходя из общих положений Итальянского фашизма, но соответственно русским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущий ход восстановления освобожденной от коммунизма России.

Однако это движение не получило организационного развития. Зато идеи фашизма перебросились на Дальний Восток, где Русская эмиграция сумела их использовать и создать в 1931 году Российскую фашистскую партию, возглавленную молодым и талантливым человеком В.К. Родзаевским.

До настоящего момента Р.Ф.П. развила большую организаторскую и агитационную работу, издавая ежедневную газету "Наш Путь" и ежемесячный журнал "Нация".

На 3-ем съезде в 1935 году была принята новая партийная программа, которая представляет собой попытку приспособления начал универсального фашизма к Российской действительности в вопросах будущего устройства Российского государства.

Следует, однако, отметить, что идеология Российского фашизма на Дальнем Востоке находится под сильным влиянием Немецкого национал-социализма и за последнее время уклоняется в сторону старого Русского национализма.

Но и в Европе Русская фашистская мысль продолжает развиваться и представителем ее является журнал "Клич", издаваемый в Бельгии.

В развитие программы 1927 года, "Клич" издал брошюру своего сотрудника Вериста (псевдоним); "Основные начала Российского фашизма". В ней автор под лозунгом Российского фашизма "Бог, Нация и Труд", устанавливает общие положения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальном возрождении России на основе новой национальной государственности, сформулированной и утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем фашистской доктрины и вождем Итальянского фашизма Б. Муссолини. При таком интересе Русской эмиграции к фашистскому учению нужно приветствовать издательство "Возрождение", пожелавшее предложить вниманию Русского читателя "Доктрину фашизма» Б. Муссолини.

Со своей стороны, переводчик считает своим долгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезное согласие на издание русского перевода "Доктрины фашизма".

Иван Александрович Ильин, наш выдающийся философ, дал очень хорошую формулировку опыту познания русской эмиграцией фашистских режимов. Он писал, что русским незачем было всё это, даже ценное, что было в авторитарных режимах того времени, незачем было прямо заимствовать у них, у иностранного фашизма; наоборот, писал он, - фашизм бессознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому. Цитата:

«Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею применительно к своим условиям».

Сейчас все называют Германию тех лет фашистской, но сам режим не называл себя фашистским, это был национал-социализм. И как раз слово "социализм", то, что в названии этого преступного режима была как бы социалистическая компонента, - это было очень неприятно левым журналистам и, естественно, советским органам пропаганды, и поэтому слово фашизм натянули очень быстренько на нацизм.

Но разница здесь кардинальная. Она в том, что нацистский режим, был расистским и ставил целью овладение миром для немецкой нации, все остальные народы должны были быть либо уничтожены, либо обращены в рабов. Фашисты же не ставили себе таких целей и, например, такой либеральный деятель православной парижской юрисдикции, историк Церкви, как Карташев, уже после войны, когда уже фашисты все проиграли, и уже было утопией строить подобные планы, говорил, что сохранилось две страны - Испания и Португалия, где по- новому воплощены принципы христианской государственности. Это была смелость, сказать это после войны, но он это сказал честно. Так вот нам правильнее было бы сегодня говорить: «Победа над нацизмом, а не над фашизмом»

Что такое фашизм? Это собирательное название идеологий, крайне правых политических течений и взаимосоответствующий им принцип правления диктаторского типа. Фашизм, определение которому мы дали выше, характеризуется шовинизмом, ксенофобией, мистическим вождизмом, антикоммунизмом, милитаристским национализмом, презрением к либерализму и выборной демократии, верой в естественную социальную иерархию и верховенство элиты, этатизмом и в ряде случаев геноцидом.

Этимология, определение понятия

Слово «фашизм» в переводе с итальянского «fascio» означает «союз». К примеру, политическая партия Б. Муссолини, отличавшаяся своими радикальными взглядами, называлась «Союз борьбы» (Fascio di combattimento). Слово «fascio», в свою очередь, произошло от латинского «fascis», что переводится как «пучок» или «связка». В древности оно использовалось для обозначения символа власти магистрата - фасции (связки прутьев с воткнутым в нее топором), являвшегося характерным знаком ликторов - почетной стражи высших магистратов римлян. При этом фасции наделяли своего обладателя правом применять силу от имени всего народа, и даже проводить смертную казнь. Изображение связки прутьев с топором сейчас можно увидеть даже на эмблеме, принадлежащей Федеральной службе судебных приставов РФ. Кроме того, фасции присутствуют в символах власти многих государств мира.

Что такое фашизм в узком историческом смысле? Это массовое движение политического характера. Оно существовало в 1920-е - 1940-е гг. А в какой стране возник фашизм? В Италии.

Что касается всемирной историографии, под фашизмом понимают также ультраправые политические направления в странах третьего мира, португальский режим Нового государства, франкизм.

Что такое фашизм, если рассматривать данное явление через призму историографии стран СНГ, РФ и СССР? Кроме всего вышеперечисленного, это еще и немецкий национал-социализм.

В настоящее время выделяется как минимум четыре направления трактовки рассматриваемого явления:

Стандартное советское определение;

Фашизм как западная форма экстремизма;

Толкование термина, включающее широчайший спектр националистических и авторитарных направлений;

Дефиниция фашизма как правоконсервативного революционизма.

Кроме того, фашизм, определение которого мы подробно рассматриваем, трактуется некоторыми авторами как патологическое отклонение в индивидуальном и/или общественном сознании, имеющее психофизиологические корни.

Как отмечала американский философ Хана Арендт, главным признаком этого явления следует считать формирование культа ненависти к внешнему либо внутреннему врагу, подпитываемого мощной пропагандистской машиной, при необходимости прибегающей ко лжи в целях обеспечения должного эффекта.

Характерные черты

При фашистском режиме наблюдается укрепление регулирующих функций государства не только в экономике, но и в идеологии. При этом правящая верхушка активно создает систему общественных объединений и массовых организаций, инициирует насильственные способы подавления инакомыслия, не принимает принципы политического и экономического либерализма. Основные признаки фашизма следующие:

Этатизм;

Национализм;

Традиционализм;

Экстремизм;

Милитаризм;

Корпоративизм;

Антикоммунизм;

Антилиберализм;

Некоторые черты популизма.

Нередко вождизм;

Заявления о том, что главная опора - широкие народные массы, которые не относятся к правящему классу.

О том, что такое фашизм, высказывал свои мысли И. В. Мазуров. Он отмечал следующее: данное явление неверно сравнивать с авторитаризмом, поскольку это исключительно тоталитаризм.

Истоки

В какой стране возник фашизм? В Италии. Курс на авторитарную националистическую политику взял в 1922 году премьер-министр страны Бенито Муссолини. Он был сыном кузнеца, бывшим социалистом, носившим официальный титул «дуче» (переводится с итальянского как «вождь»). Муссолини оставался у власти вплоть до 1943 года. Все это время диктатор претворял свои националистические идеи в жизнь.

В 1932 году он впервые опубликовал «Доктрину фашизма». Ее можно было прочесть в четырнадцатом томе энциклопедии Enciclopedia Italiana di scienze, lettere ed arti. Доктрина служила введением к статье под названием «Фашизм». В своем труде Муссолини сообщал о разочарованности в прошлых курсах, в том числе и в социализме (несмотря на то, что был активным его поборником на протяжении долгого периода). Диктатор призывал к поиску новых идей, убеждая всех в том, что если девятнадцатый век был периодом индивидуализма, то двадцатый будет эпохой коллективизма, а следовательно, и государства.

Муссолини долгое время пытался вывести рецепт народного счастья. В процессе он сформулировал такие положения:

Фашистские идеи о государстве всеобъемлющи. Вне данного течения просто не существует ни человеческих, ни духовных ценностей. Фашизм истолковывает, развивает и направляет всю деятельность людей.

Сбрасывать со счетов причины возникновения и развития профсоюзного движения и социализма не стоит. Следует придавать определенное значение корпоративному устройству государства, при котором за координацию и гармонизацию расходящихся интересов отвечает действующая власть.

Фашизм является абсолютной противоположностью либерализму как в экономике, так и в политике.

Государство должно управлять всеми областями жизнедеятельности народа посредством корпоративных, социальных и образовательных институтов.

Фашизм в России неприемлем. Именно поэтому в июне 2010 года указанный труд Муссолини был признан экстремистским. Об этом в Кировском районном суде Уфы было вынесено соответствующее решение.

Особенности идеологии

В какой стране возник фашизм? В Италии. Именно там были впервые озвучены идеи об отрицании демократических ценностей, о превосходстве одной нации над всеми остальными, об установлении культа вождя, об оправданности террора и насилия с целью подавления инакомыслящих, а также о том, что война является нормальным средством решения межгосударственных споров. Нацизм и фашизм в этом плане следуют рука об руку. При этом первый является лишь одной из многочисленных разновидностей второго.

Национал-социализмом (нацизмом) называют официальную политическую идеологию Третьего рейха. Ее идея заключалась в идеализации арийской расы. Для этого использовались элементы социал-демократии, расизма, антисемитизма, шовинизма, социального дарвинизма, принципы «расовой гигиены» и установки демократического социализма.

Нацизм и фашизм основывались на теории о расовой гигиене. Согласно ей люди подразделялись на представителей так называемой высшей расы и низших элементов. Провозглашалась необходимость производить соответствующий отбор. Идеология фашизма культивировала идею о том, что существование истинных арийцев необходимо поддерживать всеми силами. При этом воспроизводство всех неугодных нужно было предотвращать. Согласно фашистским принципам, обязательной принудительной стерилизации подвергались люди, страдающие от эпилепсии, алкоголизма, слабоумия и наследственных болезней.

Особое распространение получили идеи расширения «жизненного пространства». Они реализовывались посредством военной экспансии.

Германия

Организационная база первой фашистской партии была сформирована в 1921 году. Она основывалась на «фюрер-принципе», предполагавшем неограниченную власть вождя. Главными целями образования данной партии были следующие: максимальное распространение фашистской идеологии, подготовка особого террористического аппарата, способного подавлять силы демократов и антифашистов, и, конечно же, последующий захват власти.

Фашизм в Германии в 1923 году перешел на новый уровень. Приверженцы рассматриваемой идеологии предприняли первую прямую попытку захвата государственной власти. Это событие известно в истории как «Пивной путч». Тогда планы фашистов провалились. По этой причине тактика борьбы за власть была скорректирована. В 1925 г. стартовала так называемая битва за рейхстаг и образовалась массовая база фашисткой партии. Уже через три года измененная тактика принесла первые серьезные плоды. Результатом работы стало получение двенадцати мест в рейхстаге. А в 1932 году фашистская партия была в абсолютном большинстве по числу мандатов.

Тридцатого января 1933 г. история фашизма пополнилась еще одним немаловажным фактом: Адольфу Гитлеру был доверен пост рейхсканцлера страны. Он пришел к власти в статусе главы коалиционного правительства. Гитлера поддерживали самые разные слои общества. Ему удалось выстроить широчайшую социальную базу благодаря тем людям, у которых после поражения Германии в войне просто ушла почва из-под ног. Громадная агрессивная толпа чувствовала себя обманутой. Вместе с имуществом большинство населения страны потеряло и жизненные перспективы. В такой ситуации Гитлер умело воспользовался психологической и политической неустроенностью людей. Он обещал разным социальным слоям именно то, в чем они на тот момент больше всего нуждались: рабочим - трудоустройство и хлеб, монархистам - восстановление желаемого уклада, промышленникам - достаточно военных заказов, рейхсверу - укрепление позиций в связи с обновленными военными планами. Жителям страны намного больше пришлись по душе националистические призывы фашистов, а не социал-демократические или коммунистические лозунги.

Когда в стране стал главенствовать немецкий фашизм, произошла не просто смена кабинета. Начали планомерно разрушаться все институты государства буржуазно-парламентского типа, а также всех демократических достижений. Стал возводиться террористический антинародный режим. Поначалу активно проводились антифашистские демонстрации, однако они стремительно подавлялись.

Своего апогея рассматриваемое движение достигло в годы Второй мировой. В тот период в фашистских лагерях было уничтожено одиннадцать миллионов неугодных режиму людей. Советскому Союзу отводится главенствующая роль в разгроме жестокой системы.

Освобождение Европы от фашизма

Для того чтобы сбросить нацистские узы с оккупированных государств, в 1944 и 1945 годах советские вооруженные силы успешно провели несколько крупных стратегических операций наступательного характера. В них принимали непосредственное участие войска одиннадцати фронтов. Кроме того, были привлечены четыре флота, пятьдесят общевойсковых, шесть танковых и тринадцать воздушных армий. Не меньший вклад внесли три армии и один фронт ПВО. Число задействованных бойцов достигало 6,7 миллиона человек. В этот же период укреплялись антифашистские национальные движения, причем не только в оккупированных странах, но даже в Германии.

Наконец на европейской территории произошло открытие долгожданного второго фронта. Фашисты, зажатые в тиски активными боевыми действиями, стремительно утрачивали силы для дальнейшего сопротивления. Однако основная часть ударных войск была по-прежнему сосредоточена на рубеже советско-германского фронта, являвшегося главным. С августа 1944-го по май 1945-го были проведены крупнейшие наступательные операции. Они сыграли решающую роль в деле освобождения европейских государств от фашистских захватчиков. В результате советская армия частично или полностью очистила от врага территорию десяти стран в Европе и двух - в Азии. Двести миллионов человек, в числе которых были болгары, румыны, венгры, поляки, югославы, чехословаки, австрийцы, датчане, немцы, корейцы и китайцы, избавились от врага.

Миллионы людей боролись и отдавали свои жизни ради того, чтобы никогда больше не звучала с трибун пропаганда фашизма, чтобы стереть с лица земли остатки кровавой диктатуры, человеконенавистнической идеологии, нацизма и расизма. Этой цели удалось достичь в 1945 году.

Миллионы погибших

Каждый год во второе воскресенье сентября в РФ отмечается Международный день памяти жертв фашизма. В большинстве стран мира чтят погибших от рук кровавых идеологов. Этот день учредили еще в 1962 году. Главная цель, с которой регулярно вспоминаются жертвы фашизма, - не допустить повторного распространения фашистских либо иных человеконенавистнических идей.

Современное положение дел

Считается, что фашизм сегодня реинкарнируется в некоторых западных государствах. Это объясняется потребностью крупных капиталов посредством захвата западноевропейских территорий получать недорогую рабочую силу и новые сырьевые ресурсы. В связи с этим правящие коалиции и Штатов, и Евросоюза не препятствуют оживлению фашистских традиций, несущих ненависть к русскому миру.

Примечателен тот факт, что двусмысленность при обсуждении рассматриваемого явления наблюдается до сих пор. Понятие фашизма признано одним из ключевых в двадцатом столетии. Оно имеет свою историю и, что несомненно, повлияло на ход современной истории.

Если принимать во внимание множество фашистских движений и режимов, становится понятным преобладание утверждения о том, что единой теории о возникновении указанного направления не существует. Для четкого определения исследуемого явления очертим главные признаки фашизма: это идеология, базирующаяся на шовинистских, антисоциалистических, антилиберальных и консервативных взглядах. Особое значение при этом имеют оккультные, мифологические антисемитские и романтические идеи вкупе с элементами воинственной политической культуры. Благодатной почвой для появления фашистских партий считаются капиталистические системы и общества, находящиеся на так называемом переходном этапе. При этом подобные течения не развиваются в пределах социализма.

Изучение фашизма в его классическом понимании в настоящее время достигло фазы баланса, синтеза и систематизации. Однако этого нельзя сказать об исследованиях современных течений - праворадикального экстремизма и фашизма. Процесс существенно осложняется полным хаосом в предметном разграничении и в терминологии. При этом используются самые разные понятия, в числе которых неонацизм, неофашизм, правый популизм, экстремизм…

Прошлое и настоящее

Чем отличаются взгляды классических фашистов и современных европейских ультраправых? Попытаемся ответить на этот непростой вопрос. Итак, фашизм характеризуется авторитарным национализмом, ратующим за охрану корпоративно-сословной версии мелкобуржуазного капитализма. Он контролирует милитаристскую партию и вооруженные отряды. Неизменный атрибут - харизматичный вождь. Что касается нынешних ультраправых, они резко критикуют космополизм и говорят об упадке современного социума, так же не допускают смешения рас и народов, культивируют миф о просветительской традиции. Представленные выше базовые идейные образцы щедро сдабриваются местными предрассудками и колоритом.

Фашизм все еще непомерно опасен для цивилизованного общества. Несмотря на то что изначально он был итальянско-немецко-японским проектом, подобными идеями оказались заражены многие другие государства. Сведения о Второй мировой войне красноречиво это подтверждают.

Как нам хорошо известно из школьных учебников истории, на немцев возложена ответственность за уничтожение шести миллионов лиц еврейской национальности. Другие народы тоже пострадали, однако о них, как правило, вспоминают реже. При этом общество недостаточно информировано о том, что представители некоторых наций, воодушевленные кровавыми идеями, не только помогали фашистам реализовывать свою страшную миссию, но и под их защитой достигали собственных мрачных политических целей. Не все сегодня открыто могут говорить о том, что определенная часть украинцев, латышей, венгров, эстонцев, литовцев, хорватов и румын принимала непосредственное участие в жесточайших злодеяниях. Для подтверждения этого факта достаточно обратиться к истории. Так, для хорватов фашизм стал широко поддерживаемой национальной идеей и базой формирования политического курса. То же самое можно сказать и об эстонцах.

Бесспорным является тот факт, что холокост не был бы реализован без Гитлера, Гиммлера и некоторых других немцев. Тем не менее, как утверждает гамбургский историк М. Вилд, они не смогли бы самостоятельно уничтожить великое множество европейских евреев. В этих целях им, несомненно, оказывалась серьезная помощь извне.

США остались в стороне

Фашизм в России - явление однозначно отрицательное. С ним борются на разных уровнях. Однако не все игроки мировой политической арены поддерживают стремление искоренить кровавые идеи.

Двадцать третьего декабря 2010 года полпреды РФ представили Резолюцию в Генеральной Ассамблее ООН. В этом документе звучал призыв к борьбе с прославлением фашизма. Резолюция была поддержана ста двадцатью девятью странами. И только Америка выступила против ее подписания. Комментариев СМИ и официальных лиц США по этому поводу не поступало.

Заключение

В приведенной выше статье мы ответили на вопрос о том, в какой стране возник фашизм. Кроме того, были рассмотрены характерные признаки этого явления, особенности идеологии и последствия влияния человеконенавистнических идей на ход всемирной истории.


Причины возникновения идеологии фашизма

Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины. В этот период сложились предпосылки, которые способствуют появлению и упрочению фашизма. В первую очередь таковой предпосылкой стал общенациональный кризис, вызванный послевоенной разрухой, затрагивающий все общественные слои и группы и обостряющий социальные, в том числе межэтнические, противоречия. На это накладывается ослабление реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса. Усугубило ситуацию применение властью, позиционирующей себя в качестве демократической, мер жёсткого характера. «Медлительность либеральной политики вызывала растущее недовольство. К этому добавлялось справедливое возмущение теми, кто, прикрываясь либеральными фразами, отстаивал антиобщественные привилегии». Возникло недоверие граждан к политическим институтам. На уровне массовой психологии возникло чувство потери социальной безопасности, зачастую перерастающее в агрессию по отношению к государству в целом.

Не последнюю роль играло ослабление международных позиций страны как в случае с Италией, потерявшей свою былую роль в политических процессах Европы, так и в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев. Деятельность левых партий (коммунистической, социал-демократической) устрашала революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние слои общества.

Во главе фашистского движения стояли искусные лидеры-демагоги, умело играющие на общественных противоречиях, манипулирующие массой, обещающие вывести страну из кризиса посредством быстрых и решительных действий. Харизматические способности таких лидеров зачастую решали многие вопросы, на которые он мог ответить понятно доступно и однозначно: «Чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личности». Невозможно переоценить тот факт, что материальная поддержка крупной буржуазии устраняла многие трудности, встающие на пути к власти для фашистской партии.

Кризис общественного сознания, разочарование масс в либеральных и демократических ценностях заставили обращаться людей не к рациональному решению проблемы в рамках либеральной демократии, а воззвать к эмоциям, чувствам и поиску иррационального выхода из катастрофической ситуации.

Применительно к Германии возможно чётко обозначить основополагающие причины, приведшие к установлению фашизма:

Монополистическая буржуазия нашла в фашизме желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;

Мелкая буржуазия, определённая часть крестьянства видели в демагогических обещаниях гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;

Рабочий класс Германии оказался расколотым на две рабочие партии, каждая из которых была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм.

Как для Германии, так и для Италии значительную роль сыграла общая нестабильность, питающая националистические, милитаристические и реваншистские настроения. Так же следует обратить внимание на сложность международной ситуации в этот период. Она характеризовалась недооценкой ведущими державами мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями на международной арене. Франция была заинтересована в сохранении Версальской системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР.

Не стоит недооценивать и психологическую подоплёку фашистской идеологии. Пожалуй, именно она сыграла значительную роль в укреплении духа «праведности» фашизма среди малообразованных людей и маргиналов. «Кроме проблемы экономических и социальных условий, способствовавших возникновению фашизма, существует и проблема человека как таковая, которую также нужно понять». Сущность данной предпосылки возникновения фашистской идеологии заключается в том, что человек, будучи в нестабильном, но относительно свободном состоянии, готов поступиться этой самой свободой для того, чтобы получить гарантию “завтрашнего дня”. Порядок и устойчивость человек в эпоху кризиса готов купить за свободную волю и совесть.

Одновременное наличие всех этих факторов и их сплетение позволило фашистской идеологии приобрести широкий размах в Европе в 1920-30-х гг. Результаты же частичной реализации доктрины фашизма ужасают − подавление личности, тотальный государственный контроль, война, репрессии, концлагеря и миллионы человеческих жертв.

Понятие фашизма и его базовые идеологические принципы

Фашизм (от итальянского fascio-пучок, связка, объединение) − праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистский национализм, антисемитизм, расизм и агрессивность во внешней политике.

«Классические» образцы фашизма − это итальянский фашизм и немецкий нацизм. Главное отличительное качество фашизма − воинствующий антикоммунизм, а также социальная и националистическая демагогия. При всей сложности классового состава фашистского движения определяющим является его антипролетарский характер. Фашизм − непосредственная реакция всего антипролетарского фронта на возможную социалистическую революцию в условиях развала или кризиса буржуазного государства, раскола в господствующем классе, социальной истерии во всех слоях общества. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией, поскольку социальная база ее диктатуры распалась.

При установлении фашизма не происходит изменения классовой сущности государственной власти, не меняется и характер общественно-экономического строя. К власти приходит самая реакционная часть буржуазии, которая устанавливает режим произвола и беззакония. Будучи порождением эпохи общего кризиса капитализма, фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру наиболее реакционных и шовинистических элементов финансового капитала. Отличает фашизм от прочих тоталитарных режимов, прежде всего, проповедь «национального социализма», при котором также ликвидируется буржуазная демократия, но делается это без «теоретического обоснования» и не под «социалистическими» лозунгами. Это связано с тем, что понимание социализма у фашистов было весьма специфическим. Муссолини видел в нем великий акт разрушения, а Гитлер − полную приверженность идеям нации. Фашисты делали упор на популярные в 1920-30-х гг. идеи социализма в основном исходя в основном из демагогических соображений.

К базовым принципам фашистской идеологии можно отнести следующие фундаментальные положения:

· Консервативная революция, сущность которой заключается в ликвидации либерального порядка, который привёл страну в состояние экономического кризиса и пролетарско-революционной ситуации. Консервативная революция − путь, по которому страна вернётся к своему былому историческому величию. Фашистская революционность, особая, исходящая из необходимости «порядка, дисциплины, повиновения моральным заповедям Отечества».

· Тоталитарное государство. Муссолини заявил, что партия, которая управляет тоталитарно − «новый факт в истории», аналогии и сравнения здесь неуместны. Государство подчиняет себе общество, уничтожает его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизни вплоть до частных (даже интимных) отношений.

· Идея нации. Национальное возрождение возможно только в рамках тоталитарного государства, в котором национальные интересы являются определяющими. Нация «абсолют», единое целое. «Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, то есть к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших».

· Идея «нового порядка». Установление порядка национального процветания и социальной справедливости требует формирование и «нового» человека, преданного «всем сердцем» государству и нации.

· Отрицание классового антагонизма. Фашисты утверждали, что это идея борьбы и соперничества классов не более чем выдумка либералов, «раздутая» марксистами. Идея классовости в своей сущности противоречит идее единства немецкой нации.

· Антипарламентаризм и антимногопартийность. С точки зрения фашистской идеологии парламентаризм приводит к негативным последствиям для общества, т.к. разделения государственной власти между группами «мошенников», которые стараются реализовать свои частные интересы, вызывают политическую нестабильность. Одновременно настоящими интересами нации грубо пренебрегают. «Нет ни одного принципа, столь же лживого, как парламентаризм» − писал Гитлер. Может быть лишь одна партия, которая сливается с нацией в единое движение и монополизирует власть, остальные должны быть запрещены и уничтожены.

· Запрет профсоюзов. Профсоюзы выражают интересы исключительно рабочего класса, но рабочие, в первую очередь, граждане своей страны. Они обязаны сотрудничать с согражданами, которые не являются рабочими, и не могут допускать выступления против своих же соотечественников.

· Антикоммунизм. Борьба с коммунистами проходила как непосредственно на территории фашистских государств (где коммунистические партии уничтожались и запрещались), так и имела интернациональную направленность, в первую очередь на «родину коммунизма» в СССР. Нацисты частично определили свои намерения и задачи по поводу этой страны в политическом, идеологическом и стратегическом документе − «Drag Nach Osten» . Своё отношение и взгляд на коммунистов А. Гитлер выразил так: «Буквально всё затаптывали они в грязь …Нацию, поскольку та считалась порождением капиталистических классов; Отечество, поскольку считали его орудием буржуазии для эксплуатации рабочего класса; власть закона − поскольку для них это был средство держать пролетариат в узде; религию, которую считали средством одурманивания народа для последующего закабаления; мораль − как символ тупой и рабской покорности».

· Непризнание Версальской системы. Согласно Версальскому мирному договору вводился запрет иметь армию, обязательства выплаты репараций, введения демилитаризованной зоны. Нацисты сначала этими требованиями пренебрегли, а затем и нарушили их. Франция и Англия позволили Германии такой поведение и не оказали противодействия, надеясь направить нарастающую агрессию на СССР.

· Национализм, расизм, антисемитизм. Фашисты выработали радикальную степень национализма, суть которой в том, что нация «сильная духом и волей» обязана подчинять себе другие нации и увеличивать собственное жизненное пространство. Вводились такие понятия как «чистота крови», «высшая раса», на основании которых строились планы по всемирному господству и превращению части рас в рабов: «эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования - быть полезными для нас в экономическом отношении», остальные подлежали истреблению. Идеологический антисемитизм выразился на практике массовым геноцидом евреев − Холокостом, т.к. евреи были признаны «источником капитализма, марксизма» и обвинены во всех негативных их проявлениях (безработице, инфляции, революции): «Если евреи с помощью своей марксистской веры завоюют народы мира, венцу ему станет погребальный венок для человечества» − считал Гитлер, а также указывалось на стремление евреев «денациализировать, за счёт вырождения» представителей «высшей расы». Таким образом, очевидно, что принципы национализма, расизма и антисемитизма неотделимо срослись и перевоплотились в понятие совершенно новое и ультрарадикальное.

· Экспансионизм. С первых дней власти фашисты и нацисты стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской и итальянской нации господство над всем миром. Наращивание военной мощи происходило огромными темпами. Милитаризация заполняла все сферы жизни. Идея войны как проявления силы нации, и её предназначения абсолютно чётко прослеживается в выступлениях и Гитлера, и Муссолини. «Война − признак жизненной силы нации, смысл истории» провозгласил в своей «Доктрине фашизма» дуче. А фюрер в «Майн Кампф» написал: «Кто хочет жить тот должен бороться; кто не желает бороться в этом мире, где вечная борьба является законом жизни, не имеет права на существование».

· Коммунитарианизм. Смысл данной идеи заключается в том, что индивид и общество совершенно не разделимы, а государство-это и есть общество, соответственно не существует прав и интересов личности вне государства. Все интересы индивид может и должен реализовать только через коммунитарное, общее. Для осуществления такого подхода нужно начать воспитывать «нового человека», интересы которого будут совпадать с интересами нации и государства. В первую очередь, коммунитарианизм обращается к экономической сфере, где общенациональные цели в экономики должны разделяться каждым индивидом, направляясь и подчиняясь лидеру партии.

· Вождизм. Фашизм построен на харизматическом принципе − на вождизме. Верховенство фюрера, дуче есть «воплощение расового национального и народного духа». Вождь обладает неограниченной властью. Он символ величия и единства нации. Около вождя сплачиваются социальные группы, благодаря чему он умело манипулирует и руководит ими для мобилизации нации и решения острых проблем.

Подводя итог этой главе, следует отметить, что фашистская идеология имеет ряд специфических черт, которые в совокупности позволяют определить её следующим образом: во-первых, это наличие четкого различения идеологии правящих верхов и масс. Элитарность верхов оправдывалась, в том числе, и биологическими аргументами. Во-вторых, фашизму свойственны воинствующий иррационализм, предельное упрощение лозунгов и идеологических клише. В-третьих, он был построен на харизматическом принципе - на вождизме. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии), обладающий неограниченной властью, есть воплощение расового, национального и народного духа. Четвертая характеристика этой идеологии - культ силы, абсолютизация силового фактора в истории, отрицание гуманизма. В сочетании с расизмом культ насилия стал одной из причин развязывания самой кровопролитной войны в истории человечества