Греция и вторая мировая война. Потери греции. В художественной литературе

Т-18 (МС-1)

второй серийный советский танк

В первые межвоенные годы Советской России было не до танков. Однако когда во второй половине 20-х годов стало восстанавливаться производство, мысль о производстве танков вновь возникла в головах членов Реввоенсовета, и в 1926 году была принята трёхлетняя программа танкостроения.

Программа предусматривала в качестве плана-минимума организацию одного танкового батальона и учебной роты, оснащённых пехотными танками, а также одного батальона и роты, оснащённых танкетками. По расчётам это требовало производства 112 машин каждого из типов. В сентябре было проведено совещание командования РККА, руководства ГУВП и Орудийно-арсенального треста (ОАТ), посвящённое вопросам танкостроения и выбору танка для предстоящего массового производства. FT-17 был сочтён излишне тяжёлым, малоподвижным и слабо вооружённым, а произведённая в СССР его версия была дорогой и к тому же обладала низким качеством изготовления. Стоимость одного «Рено-Русского» составляла 36 тыс. рублей, что не соответствовало требованиям трёхлетней программы, предусматривавшей суммарные затраты в 5 млн рублей для своей реализации при стоимости одного пехотного танка на уровне 18 тыс. рублей.
Здесь надо сказать, что рубль в те годы был равен царскому, и потому эта сума сейчас, состоянию на конец октября 2010 года равна 19 миллионам современных российских рублей или 608 тысячам долларам. Современные танки, конечно, столько не стóят – Т-90, например, закупается российской армией за 70 миллионов рублей, (2,2 млн долл.), а цена американского Абрамса начинается с отметки в $4,3 миллиона. Но и оснащение тогдашнего и современного танков тоже не идут ни в какое сравнение.

Для изучения зарубежного опыта в течение двух предыдущих лет шло исследование трофейных иностранных танков, из которых наиболее благоприятное впечатление произвёл итальянский «Фиат 3000», являвшийся усовершенствованным вариантом FT-17. В соответствии с требованиями комиссии, Танковым бюро был разработан проект танка, получившего обозначение Т-16./p>

Чтобы ускорить работу, для изготовления опытного образца танка был выделен завод «Большевик», имевший в то время лучшие производственные мощности. К марту 1927 года был закончен прототип Т-16. При общем сходстве с FT-17, новый танк за счёт лучшей компоновки имел значительно меньшую длину корпуса и как следствие - меньшую массу и лучшую подвижность; значительно меньшей, по сравнению с «Рено-Русским», оказалась и его стоимость. Вместе с тем испытания Т-16 выявили у него множество недостатков, в основном в силовой установке и ходовой части. Второй прототип, при постройке которого были учтены эти замечания, был закончен к маю того же года и получил обозначение Т-18 . 11-17 июня танк был подвергнут государственным испытаниям, которые в целом прошёл успешно, и по итогам которых он был 6 июля принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18 .

1 февраля 1928 года заводу «Большевик» был выдан первый заказ на производство 108 серийных Т-18 в течение 1928-1929 годов. Первые 30 из них, строившиеся на средства ОСОАВИАХИМа, необходимо было поставить уже до осени 1928 года и с этой задачей завод успешно справился. С апреля 1929 года к производству танка был подключён Мотовилихинский машиностроительный завод, являвшийся дублёром по выпуску Т-18 , но освоение производства на нём шло медленнее, тем более, что в поставках двигателя, трансмиссии, гусениц и брони он зависел от завода «Большевик».

Первые Т-18 начали поступать в войска в 1928 году, а уже к следующему году заняли место основного танка на вооружении РККА. Из общего числа выпущенных танков этого типа 103 машины были сразу же переданы в распоряжение ОСОАВИАХИМа и других военно-технических учебных заведений, 4 были переданы ОГПУ, 2 - Четвёртому управлению и 1 - Военно-химуправлению РККА, остальные поступили на вооружение различных бронетанковых подразделений. Т-18 активно использовались для боевой подготовки как бронетанковых подразделений, так и других родов войск, отрабатывавших тактику противотанковой обороны.

К 1929 году Т-18 уже не отвечал возросшим требованиям РККА и поэтому подвергся существенной модернизации: мощность двигателя была увеличена с 35 до 40 л. с., а в трансмиссию были введены четырёхступенчатая коробка передач и новый многодисковый фрикцион.

Впервые Т-18 были применены в бою в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью Забайкальской группе Особой Дальневосточной армии (ОДВА) была придана рота из 10 танков, один из которых был сильно повреждён при транспортировке и разобран на запчасти для ремонта девяти оставшихся. Эти девять и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября 1929 года.

Танки начали выдвижение на исходные позиции поздно вечером 16 ноября, при этом они не были полностью заправлены топливом и почти не имели боекомплекта к орудиям, а три машины не были оснащены пулемётами. В ходе ночного марша, не имея даже карты местности, танки потеряли друг друга и к намеченной точке прибыли лишь четыре из них. Здесь они были заправлены и получили по 40 снарядов к орудию, после чего утром 17 ноября довольно успешно проявили себя при штурме китайских позиций. Двое из отставших танков вышли в расположение других советских частей, где не имея снарядов, всё же сумели поддержать атаку пехоты 106-го стрелкового полка, использовавшей их для прикрытия от вражеского огня. К середине дня эти два танка всё же присоединились к остальным и рота, уже в составе шести машин, предприняла попытку штурма китайских укреплений, но была остановлена противотанковым рвом. Боевых потерь рота за день не понесла, но два танка вышли из строя по техническим причинам, хотя один из них был отремонтирован в тот же день. К вечеру прибыли ещё два отставших танка, блуждавшие по степи после потери отряда, пока у них не кончилось топливо, у третьего же вышла из строя коробка передач.

Производство Т-18 продолжалось до конца 1931 года, когда его сменил в производстве новый танк сопровождения пехоты - Т-26. Часть машин, выпущенных в 1931 году, была принята военной приёмкой только в начале 1932 года. поэтому в некоторых источниках говорится, что производство Т-18 было закончено в 1932 году. Всего же за четыре года выпуска, в четырёх производственных сериях, было изготовлено 959 серийных танков Т-18 всех модификаций. В некоторых источниках также встречается цифра в 962 танка, но в неё входят и прототипы.

Тем не менее, Т-18 продолжал оставаться на вооружении. В 1933 году в конструкторском бюро завода «Большевик» был разработан проект модернизации танка, получивший обозначение МС-1 а. От серийного Т-18 его отличала ходовая часть, включавшая в себя с каждого борта полторы тележки с упругим элементом в виде листовых рессор от танка Т-26 и поддерживающие катки от него же. Предполагалось, что с помощью этого удастся повысить ресурс ходовой части и скорость движения, а также уменьшить продольные колебания танка на ходу. Однако испытания опытного образца, начавшиеся 19 мая 1933 года, показали, что его подвижность даже ухудшилась и дальнейшие работы по МС-1 а были прекращены.
Когда в 1937 году перед Автобронетанковым управлением была поставлена задача модернизации остававшихся на вооружении устаревших образцов бронетехники, одним из первых кандидатов на неё стал Т-18 . Проект модернизации, получивший обозначение Т-18 М, был разработан в 1938 году в конструкторском бюро завода № 37 под руководством Н. А. Астрова.
Основным изменением стала замена изношенной силовой установки двигателем ГАЗ М-1 мощностью 50 л. с., устанавливавшимся также на малом танке Т-38 и установка взятых от него же коробки передач, ведущих колёс и механизма поворота по типу бортовых фрикционов. В связи с этим незначительно изменена была и форма корпуса, который также лишился «хвоста». Доработке подверглась также ходовая часть, а башня была облегчена за счёт ликвидации кормовой ниши и изменения формы командирской башенки. На танк устанавливалась 37-мм пушка Б-3, к тому времени уже серийно производившаяся в течение нескольких лет. Был построен единственный прототип Т-18 М, прошедший испытания в марте 1938 года. По их результатам было отмечено, что несмотря на явное повышение характеристик танка, модернизация создала и некоторые новые проблемы. В целом же был сделан вывод, что боевая ценность Т-18 М не оправдывает затрат на модернизацию существующего танкового парка, в связи с чем дальнейшие работы в этом направлении были прекращены.

К началу 1938 года всё ещё находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. В строю к тому времени оставалось 862 танка, включая 160 переданных в 1934-1937 годах в распоряжение укреплённых районов (в дальнейшем укрепрайон, УР) Ленинградского военного округа для строительства ДОТов. Остальные машины были уже отправлены на металлолом. Но даже формально остававшиеся на вооружении танки в большинстве своём находились в неисправном состоянии, а многие были к тому же ещё и разоружены (с части Т-18 были демонтированы пушки, переданные для вооружения танков Т-26). Положение усугублялось отсутствием запчастей, которые в частях получали только путём разукомплектования одних танков для ремонта других. В связи с этим распоряжением наркома вооружений от 2 марта Т-18 были сняты с вооружения и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов.
Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки обр. 1932 г. Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ (бронированных огневых точек) у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах. Сохранившие возможность передвижения своим ходом танки были переданы гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек. К началу Великой Отечественной войны в войсках ещё имелось около 450 бронекорпусов и 160 танков.
Превращённые в ДОТы Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, некоторое их количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году происходил вооруженный конфликт с Японией.

Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941-1942 года использовались 9 Т-18 из состава 150-й танковой бригады, по документам числившиеся на вооружении вплоть до февраля, когда в бригаде ещё имелось три таких танка.

18 сентября 1943 года лейтенант Константин Гущин перебил оглоблей целый взвод немцев

.

311 немцев в одном бою
311 немцев в одном бою. 12 октября 1943 года пулемётчик Вячеслав Чемодуров уничтожил в бою под Пропойском 311 военнослужащих Вермахта.

Как снайпер Илья Каплунов подбил 9 танков противника
20 декабря 1942 года в бою к хутора Нижне-Кумский Илья Каплунов подбил 9 танков противника. Последние танки он уничтожал с оторванной рукой и оторванной ногой.

Подвиг лейтенанта Гудзя
Как батальон в составе одного танка остановил немецкое наступление на Москву.

Дом Павлова
Как 31 человек 49 дней обороняли здание, выдерживая натиск целого полка.

Брехня украинских СМИ
Украинские СМИ обвинили ополченцев в обстреле Луганска из Градов...

Подвиг экипажа Коновалова
13 июля 1942 года наши танкисты, уничтожили на неисправном КВ, 16 танков противника, а оставшись без танка, вернулись к своим на трофейном панцере.

Как сержант Панфилёнок подбил из сорокопятки 17 немецких танков
25 июня 1941 года батарея наших сорокопяток подбила 42 танка противника. 23 из этих танков были подбиты из одного орудия, а 17 из них – одним человеком.

Фау-1
13 июня 1944 года по Лондону был выпущен первый самолёт-снаряд.

и заставил его отказаться от ядерного удара.

Контрнаступление советских войск под Москвой
5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой.

Как Михаил Девятаев сбежал из плена, угнав немецкий самолёт
8 февраля 1945 года группа советских военнопленных совершила побег из немецкого концлагеря на захваченном ими немецком бомбардировщике.

Брусиловский прорыв
4 июня (по новому стилю) 1916 года началось знаменитое наступление Юго-Западного фронта.

Ополченцы расстреляли ментов-мародёров
А в Славянске за это же расстреляли двоих ополченцев...

Дунайский десант
Как танковая рота лейтенанта Шевцова взяла Малоархангельск и удерживала станцию до подхода основных сил...

Как находчивый старшина подорвал немецкое судно
Старшина Митрохин подполз к борту на санях и заложил взрывчатку. Обратно сани со старшиной уволокли на лебёдке.

Подвиг телефонистки
3 марта 1944 года телефонистка Ольга Ефименко подбила немецкий танк и перебила десяток фрицев.

Т-18 (МС-1) – советский пехотный легкий танк конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века, который стал первым танком советской разработки на основе французского пехотного танка FT-17 и его итальянской модификации «FIAT 3000». В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а индекс «18» – тип разработанного танка по порядку. Второе название танка – МС-1 довольно часто встречается в советских источниках. Здесь аббревиатура МС обозначает «малый сопровождения», а цифровой индекс «1» — первую модель этого класса танков.

История и предпосылки создания.

В ходе гражданской войны Красной армией были захвачены несколько белогвардейских танков FT-17 французского производства. Одно время FT-17 даже производился заводом «Красное Сормово», но экономические трудности в стране привели к сворачиванию производства танка, который получил название «Рено-Русский». Разработки нового и более совершенного по тем временам танка начались в средине 1925 года. Разработка велась с учетом опыта производства танка «Рено-Русский», а так же на основе конструкции захваченного в ходе Советско-польской войны итальянского танка «FIAT 3000». К началу 1925 года была разработана техническая документация танка Т-16, которая поступила на рассмотрение руководства РККА в июне этого же года. Полигонные испытания прототипа Т-16 выявили в нем большое количество недостатков в ходовой части и двигателе. В мае 1927 года закончилась сборка второго прототипа, в котором учли все недостатки и замечания его предшественника. Данная модель танка получила обозначение Т-18. В период с 11 по 17 июня танк подвергли испытаниям, которые для него прошли успешно, и 6 июля он был принят на вооружение РККА под первоначальным обозначением «малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1) или Т-18. Принято считать, что серийное производство танка Т-18 началось 1 февраля 1928 года на заводе «Большевик». Серийное производство легкого пехотного танка Т-18 продолжалось вплоть до конца 1931 года, когда его заменил на производственных площадях новый легкий танк для сопровождения пехоты - . За время серийного выпуска было произведено 959 экземпляров танка Т-18.

Компоновка.

Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) был скомпонован по классической, для того времени, схеме. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса, а отделение управления и боевое отделение сопрягались между собой и распространялись на переднюю и среднюю части корпуса и башню.

Экипаж танка Т-18 (МС-1) состоял из двух человек: командира танка, который исполнял обязанности башенного стрелка и механика-водителя. Место механика-водителя находилось в центральной части корпуса, а командира – позади механика водителя в корпусе и башне.

Для посадки и высадки командир пользовался грибовидным люком-колпаком над командирской башенкой, а механик-водитель – двустворчатым люком в передней части корпуса.

Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) более позднего периода выпуска с башней с кормовой нишей

Бронезащита корпуса и башни.

Броневая защита легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) разрабатывалась по противопульному принципу. Ее наличие должно было защитить экипаж танка от пуль средних винтовочных калибров и мелких осколков.

Броневой корпус легкого танка Т-18 (МС-1) имел ступенчатую без закруглений форму, который собирался из стальных листов толщиной 16 миллиметров путем их сплепывания между собой и каркасом. В кормовой части броневые листы крепились на каркас с помощью болтов и легко снимались при надобности. Крыша и днище корпуса формировались из стальных бронелистов толщиной до 8 миллиметров.

Башня танка Т-18 (МС-1) имела форму практически правильного шестиугольника при незначительных углах наклона к вертикальной нормали. Начиная с 1930 года, башни начали изготавливать с небольшой кормовой нишей, которая первоначально предназначалась для радиостанции. Толщина броневых листов, формировавших башню, составляла 16 миллиметров, кроме крыши, где толщина не превышала 4 миллиметров. В лобовой части башни в двух сопрягаемых гранях изготавливались отверстия-амбразуры для установки вооружения танка. Башня монтировалась на подбашенном листе на шариковую опору и поворачивалась относительно своей вертикальной оси вручную, с помощью физической силы командира танка и спинного упора.

Вооружение.

В качестве основного вооружения легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) на ранних стадиях производства использовалась пушка системы Гочкиса. На более поздних стадиях – пушка модели Гочкис-ПС, разработанная инженером П. Сячинтовым. Обе пушки имели калибр 37 миллиметров и длину ствола в 20 калибров. Пушка устанавливалась на горизонтальные цапфы в правую (иногда и в левую) грань башни. Боекомплект к пушке в танках ранних периодов выпуска танка состоял из 96 выстрелов, впоследствии он был увеличен до 104 за счет размещения боекомплекта в кормовой нише башни вместо радиостанции.

До 1930 года вспомогательным вооружением танка Т-18 был пулемет Федорова калибра 6,6 миллиметров. Два пулемета устанавливался, как спаренные между собой, в левую (а иногда и в правую) грань башни. При надобности они снимались и устанавливались в амбразуру в задней части башни. Боекомплект к пулеметам Федорова состоял из 1800 патронов, которые снаряжались в коробчатые магазины по 25 штук в каждом. После 1935 года на танках Т-18 стали устанавливать пулемет ДТ-29 калибра 7,62 миллиметра. Сначала устанавливали два спаренных пулемета ДТ, а потом и единичный. Боекомплект к ДТ увеличили до 2016 патронов, которые снаряжались в 32 дисковых магазина по 63 патрона в каждом.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

В качестве силовой установки советского легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) использовали рядный четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель конструкции А.Микулина с воздушным охлаждением. Мощность двигателя на танках ранних периодов выпуска составляла порядка 35 лошадиных сил, на танках после 1930 года при форсировании двигателя на выходе удалось добиться мощности в 40 лошадиных сил, что позволяло танку двигаться по шоссе с максимальной для него скоростью до 22 километров в час. Двигатель размещали в моторно-трансмиссионном отделении танка поперечно, что дало возможность в какой-то мере сократить длину корпуса. Два топливных бака с общим объемом в 110 литров устанавливали в надгусеничные ниши.

Легкий танк Т-18 (МС-1) имел трансмиссию механического типа, которая состояла из следующих основных узлов и механизмов:

главного (основного) однодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения;

трехступенчатой механической коробки передач;

механизма поворота по типу конического дифференциала;

двух ленточных тормозов, которые служили как для поворота, так и для торможения танка;

двух бортовых однорядных передач, которые встраивались в ступицы ведущих колес.

Ходовая часть легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) по каждому борту включала в себя ленивец, ведущее колесо, семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с малым диаметром и три сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка. На танках образца 1930 года в конструкцию включили четвертый поддерживающий каток. Шесть задних опорных катков блокировались по два на балансиры, которые подвешивались на закрытые защитными кожухами вертикальные цилиндрические пружины. Опорный каток спереди закреплялся на отдельный рычаг, соединявшийся с передней тележкой подвески и амортизировавшийся отдельно взятой наклонной пружиной. Амортизацию в виде стальных листовых рессор имели и два или три (в зависимости от периода производства) поддерживающих катка спереди.

Гусеницы легкого танка Т-18 (МС-1) изготавливались из стали путем литья. По типу они были крупнозвенчатые с гребневым зацеплением. Каждая гусеница состояла из 51 трака, имевших ширину в 300 миллиметров.

Боевое применение.

Легкие пехотные танки Т-18 (МС-1) стали поступать в части РККА уже в конце 1928 года. Ими комплектовались стрелковые подразделения армии различных округов. Свое боевое крещение танки этого типа приняли в ходе вооруженного конфликта в районе КВЖД в ноябре 1929 года. В Мишаньфусской наступательной операции в период с 17 по 19 ноября наступление пехоты поддерживали 10 танков Т-18, которые после изнурительного марша практически без боекомплекта и карт атаковали позиции китайцев. Наступление не стало удачным для РККА, но в то же время, ни один танк в боевых условиях потерян не был. Боевое использование Т-18 вскрыли, кроме позитивных его моментов, и массу недостатков, среди которых выделяли низкую скорость и незначительную огневую мощь.

Крайне устаревшие и изношенные танки Т-18 дожили до начала Великой Отечественной войны. Большинство из них были приданы укрепрайонам, но некоторые машины поступили на вооружение танковых частей РККА, которые понесли большие потери в приграничных сражениях с панцерваффе. Практически все танки Т-18 были потеряны в первые месяцы войны. Последнее упоминание о боевом применении легких танков Т-18 (МС-1) датировано ноябрем-декабрем 1941 года в период обороны Москвы. В тот период в составе 150-й танковой бригады пребывало 9 машин Т-18.

В качестве стационарных огневых точек и фортификационных сооружений танки Т-18 или их башни прослужили на Дальнем Востоке вплоть до конца 50-х годов прошлого века.

Т-18 (МС-1) – советский пехотный легкий танк конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века, который стал первым танком советской разработки на основе французского пехотного танка FT-17 и его итальянской модификации «FIAT 3000». В названии буква «Т» обозначает слово «танк», а индекс «18» – тип разработанного танка по порядку. Второе название танка – МС-1 довольно часто встречается в советских источниках. Здесь аббревиатура МС обозначает «малый сопровождения»

История и предпосылки создания

В ходе гражданской войны Красной армией были захвачены несколько белогвардейских танков FT-17 французского производства. Одно время FT-17 даже производился заводом «Красное Сормово», но экономические трудности в стране привели к сворачиванию производства танка, который получил название «Рено-Русский». Разработки нового и более совершенного по тем временам танка начались в средине 1925 года. Разработка велась с учетом опыта производства танка «Рено-Русский», а так же на основе конструкции захваченного в ходе Советско-польской войны итальянского танка «FIAT 3000». К началу 1925 года была разработана техническая документация танка Т-16, которая поступила на рассмотрение руководства РККА в июне этого же года. Полигонные испытания прототипа Т-16 выявили в нем большое количество недостатков в ходовой части и двигателе. В мае 1927 года закончилась сборка второго прототипа, в котором учли все недостатки и замечания его предшественника. Данная модель танка получила обозначение Т-18. В период с 11 по 17 июня танк подвергли испытаниям, которые для него прошли успешно, и 6 июля он был принят на вооружение РККА под первоначальным обозначением «малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1) или Т-18. Принято считать, что серийное производство танка Т-18 началось 1 февраля 1928 года на заводе «Большевик». Серийное производство легкого пехотного танка Т-18 продолжалось вплоть до конца 1931 года, когда его заменил на производственных площадях новый легкий танк для сопровождения пехоты - Т-26. За время серийного выпуска было произведено 959 экземпляров танка Т-18.

Компоновка

Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) был скомпонован по классической, для того времени, схеме. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса, а отделение управления и боевое отделение сопрягались между собой и распространялись на переднюю и среднюю части корпуса и башню.

Экипаж танка Т-18 (МС-1) состоял из двух человек: командира танка, который исполнял обязанности башенного стрелка и механика-водителя. Место механика-водителя находилось в центральной части корпуса, а командира – позади механика водителя в корпусе и башне.

Для посадки и высадки командир пользовался грибовидным люком-колпаком над командирской башенкой, а механик-водитель – двустворчатым люком в передней части корпуса.

Бронезащита корпуса и башни

Броневая защита легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) разрабатывалась по противопульному принципу. Ее наличие должно было защитить экипаж танка от пуль средних винтовочных калибров и мелких осколков.

Броневой корпус легкого танка Т-18 (МС-1) имел ступенчатую без закруглений форму, который собирался из стальных листов толщиной 16 миллиметров путем их сплепывания между собой и каркасом. В кормовой части броневые листы крепились на каркас с помощью болтов и легко снимались при надобности. Крыша и днище корпуса формировались из стальных бронелистов толщиной до 8 миллиметров.

Башня танка Т-18 (МС-1) имела форму практически правильного шестиугольника при незначительных углах наклона к вертикальной нормали. Начиная с 1930 года, башни начали изготавливать с небольшой кормовой нишей, которая первоначально предназначалась для радиостанции. Толщина броневых листов, формировавших башню, составляла 16 миллиметров, кроме крыши, где толщина не превышала 4 миллиметров. В лобовой части башни в двух сопрягаемых гранях изготавливались отверстия-амбразуры для установки вооружения танка. Башня монтировалась на подбашенном листе на шариковую опору и поворачивалась относительно своей вертикальной оси вручную, с помощью физической силы командира танка и спинного упора.

Вооружение

В качестве основного вооружения легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) на ранних стадиях производства использовалась пушка системы Гочкиса. На более поздних стадиях – пушка модели Гочкис-ПС, разработанная инженером П. Сячинтовым. Обе пушки имели калибр 37 миллиметров и длину ствола в 20 калибров. Пушка устанавливалась на горизонтальные цапфы в правую (иногда и в левую) грань башни. Боекомплект к пушке в танках ранних периодов выпуска танка состоял из 96 выстрелов, впоследствии он был увеличен до 104 за счет размещения боекомплекта в кормовой нише башни вместо радиостанции.

До 1930 года вспомогательным вооружением танка Т-18 был пулемет Федорова калибра 6,6 миллиметров. Два пулемета устанавливался, как спаренные между собой, в левую (а иногда и в правую) грань башни. При надобности они снимались и устанавливались в амбразуру в задней части башни. Боекомплект к пулеметам Федорова состоял из 1800 патронов, которые снаряжались в коробчатые магазины по 25 штук в каждом. После 1935 года на танках Т-18 стали устанавливать пулемет ДТ-29 калибра 7,62 миллиметра. Сначала устанавливали два спаренных пулемета ДТ, а потом и единичный. Боекомплект к ДТ увеличили до 2016 патронов, которые снаряжались в 32 дисковых магазина по 63 патрона в каждом.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки советского легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) использовали рядный четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель конструкции А. Микулина с воздушным охлаждением. Мощность двигателя на танках ранних периодов выпуска составляла порядка 35 лошадиных сил, на танках после 1930 года при форсировании двигателя на выходе удалось добиться мощности в 40 лошадиных сил, что позволяло танку двигаться по шоссе с максимальной для него скоростью до 22 километров в час. Двигатель размещали в моторно-трансмиссионном отделении танка поперечно, что дало возможность в какой-то мере сократить длину корпуса. Два топливных бака с общим объемом в 110 литров устанавливали в надгусеничные ниши.

Легкий танк Т-18 (МС-1) имел трансмиссию механического типа, которая состояла из следующих основных узлов и механизмов:

Главного (основного) однодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения;

Трехступенчатой механической коробки передач;

Механизма поворота по типу конического дифференциала;

Двух ленточных тормозов, которые служили как для поворота, так и для торможения танка;

Двух бортовых однорядных передач, которые встраивались в ступицы ведущих колес.

Ходовая часть легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) по каждому борту включала в себя ленивец, ведущее колесо, семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с малым диаметром и три сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка. На танках образца 1930 года в конструкцию включили четвертый поддерживающий каток. Шесть задних опорных катков блокировались по два на балансиры, которые подвешивались на закрытые защитными кожухами вертикальные цилиндрические пружины. Опорный каток спереди закреплялся на отдельный рычаг, соединявшийся с передней тележкой подвески и амортизировавшийся отдельно взятой наклонной пружиной. Амортизацию в виде стальных листовых рессор имели и два или три (в зависимости от периода производства) поддерживающих катка спереди.

Гусеницы легкого танка Т-18 (МС-1) изготавливались из стали путем литья. По типу они были крупнозвенчатые с гребневым зацеплением. Каждая гусеница состояла из 51 трака, имевших ширину в 300 миллиметров.

Боевое применение

Легкие пехотные танки Т-18 (МС-1) стали поступать в части РККА уже в конце 1928 года. Ими комплектовались стрелковые подразделения армии различных округов. Свое боевое крещение танки этого типа приняли в ходе вооруженного конфликта в районе КВЖД в ноябре 1929 года. В Мишаньфусской наступательной операции в период с 17 по 19 ноября наступление пехоты поддерживали 10 танков Т-18, которые после изнурительного марша практически без боекомплекта и карт атаковали позиции китайцев. Наступление не стало удачным для РККА, но в то же время, ни один танк в боевых условиях потерян не был. Боевое использование Т-18 вскрыло, кроме позитивных его моментов, и массу недостатков, среди которых выделяли низкую скорость и незначительную огневую мощь.

Крайне устаревшие и изношенные танки Т-18 дожили до начала Великой Отечественной войны. Большинство из них были приданы укрепрайонам, но некоторые машины поступили на вооружение танковых частей РККА, которые понесли большие потери в приграничных сражениях с панцерваффе. Практически все танки Т-18 были потеряны в первые месяцы войны. Последнее упоминание о боевом применении легких танков Т-18 (МС-1) датировано ноябрем-декабрем 1941 года в период обороны Москвы. В тот период в составе 150-й танковой бригады пребывало 9 машин Т-18.

В качестве стационарных огневых точек и фортификационных сооружений танки Т-18 или их башни прослужили на Дальнем Востоке, по некоторым данным ряда источников, вплоть до конца 50-х годов прошлого века.


К началу 1938 года всё ещё находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. В строю к тому времени оставалось 862 танка, включая 160 переданных в 1934—1937 годах в распоряжение укрепрайонов Ленинградского военного округа для строительства ДОТов, остальные были уже отправлены на металлолом. Но даже формально остававшиеся на вооружении танки в большинстве своём находились в неисправном состоянии, а многие были к тому же и разоружены (с части танков были демонтированы пушки, переданные для вооружения танков Т-26).

Положение усугублялось отсутствием запчастей, которые получались только в частях путём разукомплектования одних танков для ремонта других. В связи с этим, распоряжением наркома вооружений от 2 марта Т-18 были сняты с вооружения и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов, а также Народному Комиссариату ВМФ.

Дополнительная справка:


Не успели принять Т-18 на вооружение РККА, как уже летом 1929 года танк едва не признали устаревшим. Согласно принятой 18 июля Системе танко-тракторного-автоброне-вооружения танк Т-18 считался не отвечающим требованиям ведения современных боевых действий.
В течении ближайших 2-3 лет его планировалось полностью заменить "основным танком сопровождения" Т-19, разработку которого поручили конструкторской бригаде С.А.Гинзбурга, и новыми машинами зарубежного образца. Однако до этого времени списывать Т-18 никто не собирался. В одном из пунктов решения РВС СССР отмечалось следующее:
"Впредь до конструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1. АУ УС РККА принять все меры по увеличению скорости танка до 25 км/ч."
Так на заводе "Большевик" приступили к первому этапу модернизации Т-18, установив на нём более мощный (40 л.с.) двигатель, 4-скоростную КПП, ввели 4-й поддерживающий ролик, гусеничные цепи типа "орлиный коготь" и грязезащиту катков. На танках более поздних серий появилось новое литое ведущее колесо с внешним зацеплением.

Башню перепроектировали, ликвидировав заднюю пулеметную установку и установив вместо неё прямоугольную кормовую нишу в которой планировалось установить радиостанцию (на самом деле она так и не была установлена). Кроме этого, на модернизированных танках применили бортовой башенный вентиляционный люк с прямоугольной крышкой. Планировалось также усилить артиллерийское вооружение, за счет установки новой 37-мм пушки Б-3, но в конечном итоге оставили старую "гочкисс".

В таком виде танк получил обозначение "МС-1 (Т-18) образца 1930 г." и был принят к серийному производству. Впрочем, никаких особых улучшений эти нововведения не принесли. Скорее наоборот - масса танка лишь возросла и добиться требуемой скорости 25 км\ч естественно не удалось. Был также разработан новый вариант "танка сопровождения", который проходил под обозначениями Т-20 и T-18 "улучшенный", но серийным он также не стал.

Очередная попытка модернизировать Т-18 была предпринята в 1933 году. К этому времени в СССР большими партиями строился легкий танк Т-26, подвеска которого для легкой боевой машины оказалась очень удачной. Так возникла идея создать "гибрид" серийного Т-18 с элементами ходовой части Т-26. От "двадцать шестого" заимствовали три тележки с 6 опорными катками и пластинчатой амортизацией, установили новое увеличенное ведущее колесо, а вместо 4-х стандартных поддерживающих роликов поставили 3 большего диаметра. В остальном опытный Т-18 соответствовал серийному танку образца 1930 года. Опытный экземпляр такого танка поступил на испытания 19 мая 1933 года, но эффект был получен скорее отрицательный. Из-за неравномерной нагрузки на опорные катки машина "приседала" при трогании с места и "кивала" при торможении - это приводило к преждевременному износу подвески. По ходовым качествам обновленный Т-18 оказался даже хуже серийных машин. При попытке двигаться на третьей передаче глох двигатель, а подъём в 30° оказался для танка непреодолимым.

Более серьёзно к вопросу модернизации подошли в 1937 году. Как показали испанские события легкобронированные машины оказались слишком уязвимы для набиравшей силу противотанковой артиллерии, поэтому в СССР развернулась активная программа строительства танков с противоснарядным бронированием, в том числе и легких типов.
Однако на балансе РККА продолжало оставаться более 1000 единиц устаревшей техники, львиную долю из которых составляли "малые танки сопровождения" различных вариантов. К этому времени в эксплуатации находились далеко не все из них - из-за сильного износа ходовой части и моторно-трансмиссионной установки эти машины либо передавались на склады, либо находились на территории воинских частей в частично разукомплектованном виде и использовать их в боевой обстановке не представлялось возможным. Тем не менее, отправлять на переплавку более чем 800 танков Т-18 тогда не решились.
Вместо этого, руководство ГАБТУ поставило задачу модернизировать эти боевые машины. Предполагалось оснастить Т-18 двигателем ГАЗ-М1 и коробкой передач от плавающего танка Т-38 обр.1936 г., что повлекло за собой переделку моторно-трансмиссионного отделения. Изменилась и ходовая часть: были установлены новые направляющие и ведущие колёса, вместо 4-х поддерживающих роликов оставили только 2. Также была модернизирована башня - кормовую нишу (за ненадобностью) устранили, а на крыше вместо грибообразного колпака появилась конусная крышка из углеродистой стали, что позволяло немного снизить массу.

В очередной раз рассматривался вопрос об усилении вооружения, но тогда оптимального решения не нашли и так по-прежнему остался с 37-мм "гочкиссом" и одним 7,62-мм пулеметом ДТ. Опытный образец танка, названного Т-18М, был построен на заводе №37 им.Орджоникидзе. Для этого был использован серийный Т-18, который подвергли выше перечисленным доработкам. Правда, новый двигатель выдать отказались и пришлось использовать "поношенный", снятый с Т-38.
Испытания состоялись в марте 1938 года и не принесли желаемых результатов. Вместо заложенной в проекте максимальной скорости 30-35 км\ч удалось развить всего 24,3 км\ч, при этом старый двигатель не смог работать на 4-й передаче. Более серьезной проблемой стал сместившийся назад центр тяжести. Теперь танк "юзил" при торможении на мокром шоссе и с трудом преодолевал даже незначительный уклон.

Сравнив полученные показатели в ГАБТУ решили, что идея полноценной модернизации Т-18 себя полно полностью изжила, и имеющиеся танки необходимо будет использовать для других целей…
Общий объём производства Т-18, несмотря на его устарелость, оказался достаточно большим. Уже к ноябрю 1930 года завод "Большевик" сдал 259 танков, а к моменту завершения выпуска в конце 1931 года их количество достигло 959 единиц. После этого завод перевели на выпуск легких танков Т-26.

Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки обр. 1932 г. Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю либо просто устанавливались в качестве БОТ (бронированных огневых точка) у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.Танки, сохранившие возможность передвигаться, были переданы гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек. К началу Великой Отечественной войны, в войсках ещё имелось около 450 бронекорпусов и 160 танков. Превращённые в ДОТы Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, некоторое их количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.
Сведения о боевом примении Т-18 в Великой Отечественной войне носят в основном отрывочных характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше.Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах (УР) — в частности, известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском УР. Несколько Т-18 было передано в состав 9 механизированного корпуса, понёсшего большие потери в ходе танкового сражения в районе Луцка-Ровно; 29 июня корпус получил 14 таких танков, из которых на 2 июля осталось всего две машины (из них одна неисправная).Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941—1942 года использовались 9 Т-18 из состава 150-й танковой бригады, по документам числившиеся на вооружении вплоть до февраля, когда в бригаде ещё имелось три таких танка. Размещённые в районе озера Хасан в виде укреплений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены.

Последнее фото уникально тем, что на нем слева, с открытой дверью, еще один редкий для СССР танк.

Говоря о первых советских танках, да еще и применяя термин «серийный», можно поговорить и о «Танке М», и о Т-16, и о Т-17.


Все вышеперечисленные боевые машины были выпущены количеством более 1 единицы, что в принципе, дает возможность говорить о серийном производстве. Однако если мы говорим о заводском серийном производстве, а не отверточной сборке, то здесь, без сомнений и оговорок, первенец советского танкостроения именно Т-18.

959 изготовленных машин – это как раз и есть то, что принято считать серией.

В конструкции Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения», модель 1-я) явно прослеживается все тот же старина «Рено» FT-17. Именно эта машина стала опорной при производстве всех вышеперечисленных моделей.

Но деваться было некуда, в Российской империи танков не было вообще, поэтому оставался только путь лицензионного производства. Для чего во Франции была закуплена официальная лицензия на производство FT-17.

В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны требования к танку сопровождения пехоты.

В соответствии с ними предполагалось создание танка массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемёта, 16-мм бронёй и максимальной скоростью в 12 км/ч.

При этом с 1924 года шло активное изучение трофейных иностранных танков. Более других советским военспецам приглянулся итальянский «Фиат 3000», являвшийся творением на базе «Рено-17».

Весной 1925 года, после рассмотрения проекта в штабе РККА, требования были скорректированы: допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки, и пулемёта.

К марту 1927 года был закончен первый прототип, получивший индекс Т-16. Танк-прототип был очень похож на «Рено-17», но имел меньшую длину корпуса, меньшую массу и лучшую подвижность. Но главное – танк был значительно дешевле, чем первенец советского танкопрома «Танк М».

Испытания, правда, выявили огромное количество недостатков, и прототип одобрен не был.

Второй прототип, при постройке которого были учтены все замечания, был закончен к маю 1927 года и пошел на испытания под индексом Т-18. Испытания закончились успешно, и в июне 1927 года танк был принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18.


Т-18 (МС-1) образца 1927 г.

Боевая масса, т: 5,3
Экипаж, чел: 2

Размеры:
Длина корпуса, мм: 3500, 4380 с «хвостом»
Ширина, мм: 1760
Высота, мм: 2120
Клиренс, мм: 315

Бронирование: стальная катаная, 8-16 мм

Вооружение: 37-мм пушка Гочкиса (либо ПС-1), боекомплект 104 снаряда, 2 пулемета Федорова 6,5-мм или Дегтярева ДТ-29 с боекомплектом 1040 патронов.

Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с: 35
Скорость по шоссе, км/ч: 16
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 6,5
Запас хода по шоссе, км: 100

Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,37
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 0,5
Преодолеваемый ров, м: 1,85
Преодолеваемый брод, м: 0,8

В целом тот еще «гадкий утенок». Однако, пусть в контурах Т-18 никак нельзя было разглядеть силуэта Т-34 и тем более, Т-90, это был наш первый серийный танк.

Строили первенца на ленинградском заводе «Большевик» и Мотовилихинском машиностроительном заводе в Перми.

Странно, но жизнь у первенца оказалась весьма длинной и насыщенной. Несмотря на неказистость и откровенно не блещущие ТТХ.

Годы эксплуатации МС-1/Т-18 во всех справочниках значатся как с 1928 по 1942 год. Но даже до Великой Отечественной танк успел повоевать.

Боевое крещение Т-18 получил в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью Забайкальской группе Особой Дальневосточной армии (ОДВА) была придана рота из 10 танков, которые и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября.

Боевые испытания показали недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 37-мм пушки, но в целом танки отработали удачно.

К началу 1938 года, находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. Однако, вместо утилизации и отправки на металлолом танкам была уготована иная участь.

Распоряжением наркома вооружений Ванникова от 2 марта 1939 года все оставшиеся в строю Т-18 были сняты с вооружения, и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов.

На деле еще с 1934 года началось оборудование укрепрайонов Ленинградского военного округа 160-ю списанными танками Т-18 в качестве БОТов – бронированных огневых точек.

Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки образца 1932 г.

Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.

Те танки, которые еще могли двигаться и находились в удовлетворительном техническом состоянии, придавались гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек.

Превращённые в доты Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, однако довольно значительное (около 140) количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.

Сведения о боевом применении Т-18 в Великой Отечественной войне в основном носят отрывочный характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше.

Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах. Известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском Укрепрайонах.

Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941-1942 года использовались 9 единиц Т-18 из состава 150-й танковой бригады.

Размещённые в районе озера Хасан в виде фортификационных сооружений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены.

Зато в наше время дальневосточные Т-18 являются объектами работы поисковиков и реставраторов. И, как это ни странно, но количество Т-18 в нашей стране исчисляется не единицами.

Только на Дальнем Востоке России известно не менее восьми сохранившихся Т-18, один из танков принял участие в Параде 9 мая 2018 года в городе Уссурийске.

Танк Т-18, который послужил фотомоделью, находится в Музее отечественной военной в деревне Падиково Истринского района Московской области.

Основой для реставрации этого экспоната послужил танковый корпус, найденный поисковиками на местах боев Великой Отечественной.

Реставрация ведется уже больше двух лет и фактически близится к завершению. На сегодняшний момент машина на 90% является оригинальной, а так как поставлен вопрос с восстановлением в музее, уверен, что через год мы сможем увидеть ее на ходу.

И, соответственно, покажем танк изнутри.