Проклятие пирамиды. Самые крутые часы в мире

91 год назад британская экспедиция под руководством ученого Говарда Картера совершила одно из главных археологических открытий XX века - ими был найден каменный саркофаг Тутанхамона. Последующие события, которые принято называть "проклятием Тутанхамона", так или иначе, привели к смерти 13 человек из отряда Картера. "РГ" вспоминает случаи загадочных смертей, связанных с тайнами египетских пирамид

"Проклятие Тутанхамона"

Зимой 1923 года Картер и его спонсор лорд Карнавон в присутствии нескольких приглашенных вскрыли усыпальницу Тутанхамона. Кроме саркофага здесь находилось множество различных реликвий, драгоценностей и одна неприметная глиняная табличка со словами: "Смерть сразит своими крыльями каждого, кто нарушит покой фараона".

Обнаружение и вскрытие усыпальницы было триумфом не только удачливого археолога, но и предприимчивого лорда-банкира. Шесть недель спустя 57-летний Карнавон внезапно заболел. Первой версией было, что его укусил москит. Затем выяснилось, что во время бритья он порезался... Официальная причина смерти лорда так и осталась неизвестной.

На протяжении года совершенно внезапно умирают еще пять человек. Все они побывали в гробнице Тутанхамона. В их числе оказались рентгенолог Вид, который просвечивал мумию фараона прямо в гробнице, присутствовавшие при вскрытии саркофага английский профессор литературы Ла Флер, специалист по консервации Артур Мейс, а также секретарь Картера Ричард Бефил. Так родилась легенда о "проклятии фараона".

Ожившая мумия

В один из жарких вечеров 30-х годов прошлого века зал мумий Национального Каирского музея был, как обычно, полон посетителей. Неожиданно из вертикально стоящего саркофага египетского фараона Рамзеса II донесся леденящий душу скрежет, похожий на крик, и присутствующим предстала ужасная картина: мумия "ожила", лопнули стягивающие тело бинты, руки сильно ударили в стеклянную крышку саркофага и разбили ее, будто бы в попытке выбраться из склепа.

Перекошенный немым криком рот Рамзеса ухмылялся посетителям, многие из которых падали без сознания или, спасаясь бегством, в панике выпрыгивали из окон. Мумия застыла в неестественной позе, и убрать ее на место оказалось нелегким делом - фараон будто не желал возвращаться в заточение. Впоследствии археологи и химики скажут, что всему виной специфический состав мумифицирующего "бальзама", а именно - его реакция на высокую температуру. Но люди, которые в тот день видели "ожившего" фараона, вряд ли им поверили.

Роковая женщина

Гробницу с мумией великой жрицы храма фараона Аменемхета II Амона-Ра из города Великие Фивы нашли в 1902 году при раскопках пирамиды пятеро местных жителей. Саркофаг с мумией купили у них четверо археологов-англичан. Арабы затеяли между собой из-за полученных денег ссору, которая закончилась кровавой дракой. Все они умерли от полученных ножевых ран. Это были первые пять жертв египетской жрицы.

Египтолог, перевозивший мумию в Каир, повредил себе палец о саркофаг, в результате чего получил заражение крови. Хирургам пришлось срочно ампутировать ему руку, чтобы спасти жизнь. Помощник ученого, занимавшийся отправкой мумии в Лондон, вскоре застрелился. Третий участник археологической экспедиции умер от лихорадки. Четвертый был раздавлен на улице телегой ломового извозчика...

Фотограф, которому египетские власти поручили сделать фотоснимки жрицы, помешался. Его воображение рисовало ему ужасные картины - жрица ожила и жаждала крови разбудивших ее людей. Второй же фотограф скончался через восемь дней после съемок от солнечного удара. Наконец роковую жрицу Амон-Ра перевезли в Лондон, где она и "нашла покой" в Британском музее.

Полоса черная, полоса... черная

В 60-х годах ХIХ века состоятельный англичанин Дуглас Мюррей, собиравший коллекцию уникальностей, купил крышку, снятую "расхитителями гробниц" с саркофага египетской мумии. Через пару дней после приобретения, во время охоты, в руках Мюррея взорвалось ружье, и коллекционер лишился руки.

Чуть позже крышка саркофага была одолжена им частной выставке в другом городе и отправлена на корабле. За те несколько дней, пока она находилась в трюме, несчастный корабль горел два раза.

Самое же большое несчастье постигло знакомую Мюррея, которая и помогла ему приобрести часть саркофага. Она получила весточку о смерти мужа, сына и двух сестер во время наводнения в Индии. Дама тут же отправилась в британскую колонию на похороны родных, но пароход налетел на рифы и затонул недалеко от Мыса Доброй Надежды.

Ни себе, ни людям

В декабре 1993 года в Гизе была вскрыта усыпальница фараона Петети и его супруги. Возраст гробницы составлял около 4600 лет.

Археологов привлекла надпись: "Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу". Эти слова оказались не пустой угрозой. У руководителя раскопок Заки Хавасса вдруг случился сердечный приступ, едва не приведший к смерти. Землетрясение разрушило дом его коллеги-археолога, который был на раскопках. В конечном итоге, поезд, в котором перевозили извлеченные ценности, сошел с рельсов, и большая часть артефактов была полностью разрушена.

«Смерть быстрыми шагами настигнет того, кто нарушит по-кой Фараона»,— сообщает надпись на знаменитой пирамиде в Гизе. Грозные стражи тайного знания атлантов, спрятанного в пирамидах, всегда наготове. Весной 1923 года во многих газетах мирового значения было напечатано сообще-ние о смерти в Египте английского археолога Карнарвона. Последний вместе с англичанином Картером проводил раскопки гробни-цы фараона Тутанхамона. Невольно вспомнилось проклятие пирамид ...

Гробница Тутанхамона (1400-1392 гг. до н.э.) была обнаружена за несколько месяцев до смерти археолога Карнарвона. Египтологи обнаружили в ней огромные сокровища, вклю-чающие известную золотую маску. Впоследствии Картер говорил, что после окончания работы в прихожей гробницы, нервная система работавших в ней была невероятно напряжена. Хотя Карнарвон слышал о проклятии пирамид, он все же не побоялся войти в усыпаль-ницу древнего правителя. Однако прошло несколько дней, и он скоропостижно скон-чался. Сразу после него внезапно умерло еще несколько человек, которые занимались исследованием пирамид.

В одном из помещений гробницы археологи нашли над-пись, гласящую: «Дух смерти свернет шею вошедшему сюда, как гусю». Проклятие пирамид собирало новые жертвы. Умер амери-канец Мэйс, потом скончалось еще несколько человек. Возмездие фараона настигло и английского бизнесмена Вульфа, который приехал в Египет посмотреть гробницу. Картер скончался через 16 лет.

В декабре 1993 года агентство «Ассошиэйтед Пресс» сообщило сенсационную новость: в Гизе вскрыта усыпальница фараона Петети и его супруги. Ее возраст - 4600 лет. Но главное заключалось в надписи, содержащейся там: «Великая богиня Хатор дважды покарает всякого, кто посмеет осквернить эту могилу». Эти слова оказались не пустой угрозой. У руководителя раскопок Заки Хавасса вдруг случился сердечный приступ, едва не приведший к смерти. Землетрясение разрушило дом его коллеги-археолога. Следующим пострадал фотограф. В конечном итоге, поезд, в котором перевозили из-влеченные ценности, сошел с рельсов.

Недавно группа физиков Луиса Альвареса (Лос-Анджелесский университет) попыталась исследовать Великую Пирамиду с применением космических лучей. Но фотоснимки оказались неадекватными. Доктор Арм Гохед высказал следующее мнение: «Или геометрия пирами-ды вносит существенные помехи, или какая-то сила нарушает законы науки при работе внутри пирамиды».

Существует мнение, в гробнице фараонов действовали заклятия — пси-хоэнергетические сгустки, посланные жрецами усилием воли в предметы-терафимы. Такие терафимы способны сохранять за-клятия в течение многих тысячелетий. Известный антрополог Карлос Кастанeда, обу-чавшийся у двух мексиканских йогов Дона Хуана Матуса и дона Хенаро Флореса, в своей книге «Дар орла» пишет, что в городе Тулу, провинция Идальго в Мексике (древний эпицентр империи тольтеков), его поразил ансамбль пирамиды из четырех гигантских колоннообразных фигур (пять метров в высоту и один в поперечнике), называемых «Атлантами», стоящих на плоской крыше пирамиды. В шести метрах позади фигур находил-ся ряд из четырех базальтовых колонн.

Фигуры изображают женщин — 4 угла, 4 вет-ра, 4 направления пирамиды — число «четыре» соответствует центрам устойчивости и порядка. Фигуры женщин являются фундаментом и основой пирамиды. Непосредственно сама пирамида как бы соответствует мужчине, который поддерживается своими четырь-мя женщинами и поднимает их до самой высокой точки пирамиды.

Кастанеда с необычной стороны описал механизм проклятия пирамид. Он утверждает, что атланты являлись ясновидящими, - фигуры представляют собой таинственный «порядок второго внимания, вы-веденный вперед. Поэтому они такие пугающие и загадочные. Они — существа войны, однако не разрушения. А находящийся сза-ди ряд прямоугольных колонн является порядком пер-вого внимания. Они покрыты надписями, при этом очень миролюбивы и мудры».

В Тулу есть особая пирамида, которая, по словам Кастанеды являлась гидом второго внима-ния. Она оказалась разграблена и уничтожена. Некоторые пирами-ды были местом, где воины упражнялись в сновидениях и мистическом «втором внимании». Все их действа изображены в рисунках и надписях. Впоследствии пришли некие воины «третьего внимания», которые осудили сделанное магами пирамиды с собственным вторым вниманием, и они в наказание разрушили пирамиду и её содержимое.

Кастанеда поясняет, что первое внимание ассоциируется с сознанием физического тела, второе — воспринимает наше «светящееся тело» (возможно, речь идет о душе). Третье внимание является неизмеримым сознанием, которое объединяет в себе аспекты физического тела и светящегося. Оставляя длительное изложение этого своеобразного учения, следует, однако, остановиться на замечании, сделанным Кастанедой, что эти пирамиды особо вредны для незащищенных людей, подобных нам. Каким-то образом, он увязывает их со «злой фиксацией второго внима-ния». Когда воины могут фокусироваться на слабой сто-роне второго внимания, они способны стать «охотниками за людьми, т.е. вампирами». Кастанеда продолжает, что если даже они умерли, они могут добраться до нужного им объекта сквозь вре-мя, как если бы они находились здесь и сейчас. Потому для человека, вошедшего в одну из этих пирамид-ловушек второго внимания, существует опасность стать жертвой злых сил. Дальнейшее описание подводит к мысли, что автор этих слов говорит о духах зла, которые действительно могут быть связаны с пирамидами с далеких времен, предшествующих Всемирному потопу: «...Человек без особого вреда может выдержать одно посещение пирамиды. При вто-ром посещении он начнет чувствовать необъяснимую печаль, которая делает человека вялым и уставшим. Такое утомление очень скоро превратится в невезение. Через определенное время человек может стать носителем несчастья. Вся-кого рода беды будут преследовать его. Наши неудачи вызваны своевольными посещениями этих развалин-пирамид».

Дон Хуан Матус, наставник Кастанеды, подчеркивал, что все историчес-кие развалины в Мексике, и особенно пирамиды, крайне вредны для не-посвященного человека. По его словам, пирамиды являются сооружениями, чуждыми выражению наших мыслей и действий.

Тайная власть масонов

Российский скафандр 5-го поколения

Аркаим-загадочный город

Вольные каменщики

Ланчанское чудо

Самая красивая кошка в мире

Кошки — одни из самых красивых существ на планете. В Древнем Египте им поклонялись как богам. В наше время симпатии к...

Провинция Артемиса

После разделения провинции Гавана на две части - западную и восточную в 2011 году образовалась провинция Артемиса. На месте восточной части была...

Доступные способы преображения интерьера

Философия комфорта подталкивает обывателя к поискам оригинальных решений в обустройстве жилища. Любая интерьерная стилистика, по истечению определенного промежутка времени, потеряет...

Мироточащие иконы

Иконы это чудо само по себе. Мы обращаемся через них к Господу, Богородице и святым покровителям за помощью и благословением. ...

Статуи острова Пасхи

Остров Пасхи – это маленький участок суши в Тихом океане между Чили и Таити, образовавшийся в результате извержения ряда больших...

Самые крутые часы в мире

Каждая из представленных моделей уникальна. Уникальность может состоять в использовании новых технологий при изготовлении, дизайнерских решений, наличии функций или идеи появления...

По мнению многих специалистов, самую большую пирамиду Египта - пирамиду Хеопса венчал некогда огромный магический кристалл, собиравший энергию Космоса. Есть и многие другие версии о тайнах пирамид: говорят, что в них зашифрована важнейшая информация; с их помощью жрецы вступали в контакт с потусторонним миром; они служили опознавательными знаками для «летающих тарелок» и т.д. Но сегодня речь пойдет только об одной из многочисленных тайн - проклятии фараонов, которое, по поверьям, настигало каждого, кто вторгался в святая святых: склепы владык Египта.

Предупреждение ясновидящего

Есть в Египте место, которое вошло в мировую историю под названием Долина Царей. Безжизненная эта долина расположена на западном берегу Нила напротив Луксора, где в наше время тянутся к небу каменные колонны разрушенных храмов. Жизнь давно ушла отсюда, остался тут только колоссальный некрополь, в недрах которого были захоронены мумии фараонов.
В конце 1922 года после шестилетних поисков исследователям посчастливилось найти здесь почти не тронутую могилу-сокровищницу фараона Тутанхамона. Удача выпала на долю английской экспедиции, в состав которой входили крупнейшие археологи Великобритании, известные египтологи и другие ученые. Возглавляли экспедицию лорд Карнарвон - знаменитый в Англии коллекционер, а также археолог Картер.

Никому еще, без сомнения, за всю историю археологических раскопок не удавалось увидеть что-либо более великолепное. Глазам археологов открылась поразительная картина: золотые носилки, трон, статуя, ларцы, головы диких зверей, ритуальные статуэтки и многое другое. Но это была лишь первая камера. За ней последовала сама усыпальница с саркофагом фараона, сокровищница и еще одна боковая камера.

Ослепленный несметным блеском сокровищ, Картер вначале не заметил неброскую глиняную табличку с краткой иероглифической надписью: «ВИЛЫ СМЕРТИ ПРОНЗЯТ ТОГО, КТО НАРУШИТ ПОКОЙ ФАРАОНОВ». Позднее, узнав о ней, археолог расшифровал надпись и спрятал табличку, опасаясь, что рабочие воспримут это предупреждение всерьез. Однако он не обратил внимания на некий амулет, хранящийся в склепе. На тыльной стороне его был обнаружен текст: «Я ТОТ, КТО ЗОВОМ ПУСТЫНИ ОБРАЩАЕТ В БЕГСТВО ОСКВЕРНИТЕЛЕЙ МОГИЛ. Я ТОТ, КТО СТОИТ НА СТРАЖЕ ГРОБНИЦЫ ТУТАНХАМОНА». Это было второе предупреждение…

Кстати, некие предупреждения были сделаны лорду Карнарвону еще перед началом экспедиции. Перед вскрытием могилы он получил письмо от английского ясновидящего графа Хеймона. Экстрасенс предупреждал его, чтобы он ни под каким видом не вскрывал гробницу - это смертельно опасно из-за существующего «проклятия фараона». К письму Хеймон приложил текст: «Лорд Карнарвон, не входите в гробницу, непослушание ведет к смерти. Сначала вас ждет болезнь, от которой вы не оправитесь. Смерть же заберет вас в Египте».

Лорд встревожился не на шутку. Друзья посоветовали ему обратиться к одной знаменитой гадалке по имени Вельма. Ясновидящая, изучив его руку, сказала, что «видит возможность смерти, связанной с проклятием фараона». В испуге лорд решил прекратить раскопки, но было поздно: приготовления к ним зашли слишком далеко. И лорд решил бросить вызов мистическим силам…

Жатва смерти

Их было семнадцать человек - тех, кто шагнул следом за Картером и Карнарвоном в погребальную камеру Тутанхамона в феврале 1923 года. Вскоре после вскрытия гробницы Карнарвон по непонятной причине страшно занервничал. Близкое соседство усыпальницы так тяготило его, что он уехал, даже не дождавшись составления списка найденных сокровищ.

Через шесть дней после вскрытия гробницы лорд Карнарвон неожиданно скончался. Врачи приписали его смерть укусу ядовитого москита. Что же случилось? За завтраком лорд почувствовал легкое недомогание. Небольшая вначале температура вдруг резко подскочила, жар сопровождался сильнейшим ознобом, и уже никто не в силах был ему помочь. В последнюю минуту жизни к искателю египетских сокровищ вернулось сознание. Обращаясь к жене, он сказал: «Ну вот, все наконец свершилось. Я услышал зов, он влечет меня». Перед смертью в бреду, по свидетельству очевидцев, Карнарвон упоминал имя фараона: «ТУТАНХАМОН, ТУТАНХАМОН…»

Смерть лорда стала первой в целой цепочке неожиданных смертей. Спустя несколько месяцев один за другим скончались еще двое рабочих, принимавших участие в раскопках. За ними последовали еще две жертвы - А.К.Мейс и Джордж Джей-Голд. С Мейсом дело обстояло так. Картер попросил помочь ему вскрыть гробницу. Именно Мейс сдвинул последний камень, заслонявший вход в главную камеру. Вскоре после смерти лорда Карнарвона он стал жаловаться на необычную усталость. Все чаще наступали приступы слабости, апатии и тоски. Все это закончилось потерей сознания: Мейс скончался в «Континентале» - том же каирском отеле, где провел свои последние дни лорд Карнарвон. И вновь медики оказались бессильны поставить диагноз смертельной болезни.

Американец Джордж Джей-Голд был старым приятелем лорда Карнарвона, мультимиллионером и большим любителем археологии. Он внимательно следил за всеми делами экспедиции: многие обнаруженные там находки побывали в его руках. Его свалил внезапный озноб. На следующий день к вечеру миллионер скончался. И вновь медики бессильно развели руками…

В считанные годы умерли двадцать два человека. Одни побывали в склепе Тутанхамона, другие исследовали его мумию. Хочется отметить одно: всякий раз кончина была скоротечной, непредсказуемой. Гибель настигала известных в те годы археологов и врачей, историков и лингвистов, так или иначе причастных к изучению гробницы. В 1929 году скончалась леди Карнарвон. Читателей светской хроники потряс не столько сам факт этой смерти, сколько диагноз: «Погибла от укуса москита». И тогда по всему миру поползли слухи о действующем проклятии Тутанхамона. А вилы смерти находили все новые и новые жертвы. Едва слух о смерти Бателла (одного из членов экспедиции) дошел из Каира до Лондона, его отец, лорд Уэсбюри, выбросился из окна седьмого этажа гостиницы. Когда труп самоубийцы везли на кладбище, катафалк (понятно, с какой скоростью движется сей экипаж) насмерть задавил ребенка, игравшего на улице. Экспертиза показала, что водитель просто не мог его не заметить…

В Каире умерли брат лорда Карнарвона и ухаживавшая за ним сиделка, а затаившаяся в доме смерть настигала каждого, кто осмелился в те дни навестить больного. Как ни странно, только археолог Картер прожил безмятежно до 67 лет!

Ожившая мумия

…Вечер выдался на редкость влажным и жарким. Как обычно, зал саркофагов в Национальном музее Каира был полон посетителей. И вдруг, когда с наступлением темноты зажгли свет, из саркофага Рамзеса II раздался резкий, протяжный скрежет. Люди увидели леденящую кровь картину: за стеклом качнувшегося саркофага мелькнул перекошенный немым криком рот Рамзеса, тело его содрогнулось, лопнули стягивающие мумию бинты, и руки фараона, покоившиеся на груди, вдруг резко и страшно ударили в стеклянную крышку: осколки битого стекла посыпались на пол. Казалось, мумия - иссушенный и надежно запеленутый труп - вот-вот бросится на посетителей. Многие попадали в обморок. Началась давка. Ломая ноги, руки и ребра, люди кучей посыпались с лестницы, ведущей из зала. Кое-кто выпрыгивал прямо из окон.

Утренние выпуски газет не пожалели красок, смакуя это событие, на все лады толкуя проклятие фараона… А мумия, как бы удовлетворившись произведенным эффектом, вновь застыла, склонив голову на плечо: лицо ее, скрытое погребальной маской, было обращено на север в сторону Долины Царей. Она словно просила вернуть ее обратно на свое место и дать покой. Еще один поразительный случай произошел с мумией великой прорицательницы древнего Египта Аменофис IV. Ее мумия находилась в трюме «Титаника». Под ее головой лежала фигурка бога Осириса со следующей надписью: «ВОССТАНЬ ИЗ ПРАХА, И ВЗОР ТВОЙ СОКРУШИТ ВСЕХ, КТО ВСТАНЕТ НА ТВОЕМ ПУТИ». Мумия была ценным грузом, и капитан «Титаника» поместил ее в отсек прямо за капитанским мостиком. Известно, что почти все исследователи, имевшие дело с мумиями, мучились потом помутнением рассудка, бредили наяву, впадали в прострацию, утрачивали дееспособность и т.д. Как знать, может быть, именно колдовской взгляд жрицы и поразил капитана Смита: у него затуманилось сознание, в результате чего «Титаник» налетел на айсберг…

Души умерших мстят

Одна из причин проклятия фараонов, по мнению многих известных ученых, заключается в использовании радиоактивных элементов, которые египетские жрецы применяли, чтобы мумии не подвергались тлению, а также в качестве защиты, дабы грабители не ушли от возмездия. Но есть и другая причина. Как считают некоторые исследователи, она кроется в ужасной силе КА, защищавшей мумии и все, что находилось вместе с ними. Что же это за ужасная сила КА? До предела упрощая принятое среди древних египтян философское учение о собственном «я», можно сказать, что оно сводилось к трем сущностям человека: ХАТ - физической сущности, БА - духовной и КА - единению ХАТ и БА.

КА - это астральное тело, защищенное многокрасочной аурой. Одно из основных его предназначений - обеспечивать в человеке единство духовного и физического начал. КА - сила могущественная, однако стоит ей покинуть мертвое тело, и астрал может стать слепым, неуправляемым. С этого мгновения КА становится особенно опасен, если его не успокоить, не умилостивить. Отсюда обряды подношения пищи мертвым, заупокойные молитвы, в этом же и основной смысл надгробных изображений, детализирующих облик умершего. Подобные изображения служили как бы новым прибежищем КА, не давая ему покинуть склеп, иначе быть беде. Ибо, если КА вырывался из склепа, его жертвой мог стать любой человек или предмет. Среди египтян были чародеи, умевшие обойти все преграды и выпустить на волю чудовищную энергию КА, вполне целенаправленно использовав ее, так сказать, в качестве наемного убийцы.

Люди Древнего Египта твердо верили, что могут стать жертвой козней КА, покинувшего тело своего хозяина, или мага, умеющего направлять эту слепую силу. Если к тому прибавить еще высокий сан лежащего в пирамиде фараона или жреца и магическую силу слова, написанного, например, на табличке иероглифами, становится очевидно, что проклятие фараонов начинает действовать как на людей, так и на материю. В свое время исследователей удивило поведение Оремхеба - высшего военачальника, а позже и фараона, столь уважительно отнесшегося к гробнице Тутанхамона. В самом деле, здесь есть чему поразиться.

Как известно, Оремхеб питал ненависть к покойному, чье имя по его приказу было стерто со стен храмов, с цоколей памятников и стен. Кроме того, ему отлично было известно, какие сокровища хранятся в смертных покоях Тутанхамона. Власть его была огромна, и он, без сомнения, не встретил бы никакого сопротивления среди жрецов, если бы пожелал разграбить усыпальницу. Все говорит о том, что Оремхеб отказался от идеи разграбления пирамиды, поскольку прекрасно знал, что там скрыта некая сила, одолеть которую он не в состоянии.

Известно также, что, прежде чем замуровать гробницу, египетские жрецы умерщвляли множество рабов, притом самым зверским образом. И дело здесь не в том, что рабы прекрасно знали все ходы и выходы из гробницы. Просто их коллективное КА, полное ненависти, муки, страдания, отчаяния, концентрировалось в подземном склепе, и горе тому, кто пытался проникнуть в погребальную камеру! Неудержимое коллективное КА - сгущенная ненависть, расправилось бы с ним! Увы, цепь смертей, похоже, не обрывается и в наши дни. Не ведающие законов тонкого мира искатели приключений в Египте, Индии, Южной Америке и сегодня вламываются в гробницы, надеясь стать обладателями несметных сокровищ. Они гибнут один за другим - и вновь без явных причин. Впрочем, причина известна - их настигает проклятие фараонов.

No related links found



Квест входит в 20 % лучших квестов Москвы по проверенным отзывам 133 команд

Контакты

м. Войковская, пр-д Старопетровский, д. 1, стр. 2 (показать карту)

Первый вагон из центра, в сторону ТЦ «Метрополис», проходите между двух офисных зданий, поворачиваете направо и идете до шлагбаума, видите торговый центр «Baby store», 2 этаж

Нашли на сайте опечатку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl +Enter

В квесте есть

Wi-Fi: есть

Парковка: есть бесплатная парковка

Зал ожидания: есть гостевая зона, рассчитана на 5 человек, зона для проведения праздника в ТЦ по предварительной договоренности

Описание

Командой археологов в самом сердце Египта обнаружена древняя пирамида. Ох, не стоило ее трогать... Во время раскопок неосторожные искатели древностей освободили дух темного жреца Зука Хондо, чем навлекли проклятие на мир людей.
Теперь вам предстоит выбраться из смертельных ловушек, обмануть стражника Анубиса, отыскать врата в другой мир и Книгу мертвых, чтобы спасти человечество.
Станете ли вы следующими несчастными, погибшими на алтаре потусторонних сил, или же вам удастся выбраться из цепких лап страха и разобраться со злом?

Особенности

Скидка в день рождения (в течение 5 дней до и после) – 10%

Цены

Стоимость игры для команды от 2 до 5 человек - от 4000 до 6000 рублей. Доплата за дополнительного игрока - 500 рублей

Мы не берём комиссию за бронирование игры на сайте с игроков. Если в квесте вам сообщили обратную информацию, пожалуйста, напишите нам на

Купить в подарок

Онлайн бронирование

Хотите забронировать игру на более позднюю дату?

Оплатить участие в квесте можно наличными в день игры или на нашем сайте онлайн и без комиссии

Обратите внимание, что «Мир Квестов» не взимает комиссию за бронирование игры на сайте с игроков. Если в квесте вам сообщили обратную информацию, пожалуйста, напишите нам на

Отзывы на квест в реальности «Проклятие пирамиды»

Подтверждённые отзывы

Отзывы на квест «Проклятие пирамиды» от игроков, которые забронировали игру на нашем сайте, успешно её посетили и оценили специально для «Мира Квестов».

  • 12 дней назад

    Антураж и обстановка выполнены хорошо, загадки не очень сложные, я бы поставила два ключика. Но все впечатление испортил не работающий артефакт в конце. Фактически последнюю комнату мы не проходили, а просто исполняли указания оператора, потому что важный элемент был сломан. Возможно это действительно произошло за одну игру до нас, и сотрудники просто не успели продумать действия, но ведь мы не должны нести за это ответственность. Нас не предупредили заранее, мы отдали полную стоимость, хотя финал был смазан. Дети расстроились. Изначально стоимость несколько завышена, это обычный эскейп, но цена выше (но у нас рыночная экономика, не знаю можно ли это отнести к недостаткам).

    Комментарий квеста: Лилия, добрый день! Спасибо за Ваш отзыв. Приносим свои извинения за технические неполадки. Элемент в действительности был поврежден за игру до Вас и реальной возможности починить его сразу не представилось, поэтому сотрудники приняли решение не портить Вам досуг и не отменять игру непосредственно перед сеансом, а попытаться обыграть ситуацию. Нам очень жаль, что согласно Вашему отзыву, этого сделать не удалось. Наш сотрудник свяжется с Вами для обсуждения компенсации. С уважением, Триквестр

    Лилия Васильева (любитель) Квест-мастер
  • около месяца назад

    Прошли квест с детьми 11-14 лет. Все были очень довольны. Несмотря на то, что в самом конце «ложанулись». И вышло, что мы вроде как бы и не прошли квест. Так что будьте осторожны и внимательны при выборе. Все были в восторге. Декорации супер! Как и все квесты в этом месте. Посетили 3 из 5 их квеста. Все они отличные. Собираемся посетить остальные, чего и Вам советую. Очень были приятны втречающие. Им отдельное спасибо за настроение!

    Lena Matveeva (новичок)
  • около 2 месяцев назад

    Нас было 6 взрослых, большинство были в первый раз, для первого раза даже очень неплохо все прошло, но! без подсказок, мне кажется, его нереально пройти, хотя может есть такие суперсообразительные люди, которым дадутся легко все задачки) декорации классные, в какой-то момент становится даже страшновато) есть один небезопасный момент, на первом этапе, друг немного оцарапал руку, лучше бы предупреждать заранее, или прям в момент, когда начинается движение элементов, что надо сделать, чтобы не повредиться. Но в целом мы довольны, хочется идти еще на следующие квесты от этой компании)

    Дарья Перегудова (новичок)
  • 2 месяца назад

    Были дети 12-13 лет и учитель. Вышли в полном восторге!!! Планируем посетить другие квесты.

    Ольга Митина (любитель)
  • 3 месяца назад

    Наша поисковая группа состояла из 4 детей по 12 лет и 2 взрослых взрослых. Мы не разгадали все загадки.)) Но нам очень понравилось. все включились в игру с большим интересом. Дети просили еще, еще и еще...Обязательно придем на другие квесты!.

    Анастасия Елисеева (новичок)
  • 3 месяца назад

    Квест «Проклятие пирамиды» проходили с друзьями вшестером. Среди нас были гуру, любители и даже те, кто впервые в своей жизни проходил квест:) Потрясающие декорации погрузили нас во времена древнего Египта. Понравилось, что в течение всего квеста было фоновое музыкальное сопровождение, которое прекрасно дополняло атмосферу. Квест не линейный, из-за чего над некоторыми загадками нам пришлось немного помучиться, но так намного интереснее:)) В целом всё оч.понравилось! Рекомендуем!;)

    Оксана Подливаева (любитель)
  • 3 месяца назад

    Это был первый квест, который я посетила. Я в полном восторге, оказалось безумно интересно, очень красивые декорации! Загадки были достаточно сложные, без подсказок полностью врядли справишься)) но квест был пройден, так что все супер!

    Диана Щукина (новичок)
  • 5 месяцев назад

    Атмосфера правильная. Ведущие хорошие. Но сложность точно не соответствует трем ключикам (ну два максимум!). Это относится и к количеству загадок, и к их содержанию. Подойдет новичкам с составом команды порядка трех человек. Мне кажется, для этого квеста цена неоправданно завышена.

    Наталья Серенко (гуру) Квест-мастер
  • 5 месяцев назад

    Я раньше никогда не посещала квесты и для тех кто тоже никогда не был на них, советую выбрать этот квест. Очень красивые декорации. Я первое что заметила, так это были красивые статуи. Атмосфера была потрясающая. Также нас проинструктировали, рассказали правила, всё было понятно, также если мы боялись, что-то сломать нас либо предупреждали, что это можно трогать или даже применить силу или же наоборот, лучше это не трогать. Всё было великолепно!!! Вернусь туда снова, но уже на другой квест! P.S. Мне сделали скидку 10% в честь Дня Рождения

    Ксения Колемаскина (новичок)
  • 6 месяцев назад

    Это был лучший квест на котором мы были. Все задачки логичнее, если быть внимательным, то решаются несложно. Мы были с детьми, 6 И 10 лет. Им было где полазить и поискать. Все остались не просто довольны, а были в восторге. Я всем рекомендую этот квест и вообще эту компанию. У них еще 2 квеста просто шикарных. И это у нас опыт есть, это не голословно.

    Ольга Полянина (любитель)
  • 6 месяцев назад

    Все было на высшем уровне! Так держать!

    Сергей Арефьев (новичок)
  • 8 месяцев назад

    (Сеанс 22 июня в 13:00. Два человека по 14 лет. Прошли за 43 минуты с 2 подсказками. Опыт в квестах: одна (это я) прошла 19 квестов до этого, а вторая 6 квестов.) Прибегает ко мне Лиза. Вся запыхавшаяся, всё отдышаться не может. Я у неё спрашиваю: «Что такое?», а она мне: «Ксюх, давай отметим твой юбилей!». Я не понимаю, о чём она говорит. Какой юбилей ещё? Мой день Рождения нескоро... Я в замешательстве спрашиваю: «Лиз, ты о чём?» - «Так скоро будет твой 20 юбилейный квест! Давай вместе на него сходим!». Ну раз такое дело, то почему бы и да. Я с ней согласилась, но отметить мы с ней решили немного в нестандартной форме... Моя хорошая подруга предложила мне сходить в... Нет, не в кафе, не в магазин и даже не в парк, а... В пирамиду. В пирамиде с ней мы уже как-то побывали, но в другой, выбрались с горем пополам. Но нас тогда было 7 человек, а сейчас всего лишь 2... Да и пирамида другая, совсем незнакомая, а слухи о ней жуткие ходят... Приехали мы, значит, в «Триквестр». Стоим на пороге пирамиды, и мне что-то страшновато становится. Аура какая-то... Нечистая из неё веет. Я говорю: «Лиза, может, отступим? Мало ли, что может нас там поджидать.», но моя подруга упрямая как баран. Если она решила, то все... Мы зашли в пирамиду и-и-и-и... Мы оттуда не вышли и умерли там мучительной смертью. Конец:) Ладно вам, шучу. Как я напишу отзыв на «Мир Квестов», если не выйду из пирамиды? А если серьёзно, то квест нам понравится, хоть у него и есть и незначительные минусы. Но обо всем по порядку. НАЧАЛО: Велком-зона достаточно прикольная. По крайней мере, она находится не в подвале, а в торговом центре, но как нам сказали: «С проводкой в этом ТЦ плохо. То есть, если на улице жарко, то и здесь жарко. Если на улице холодно, то и здесь холодно.» Так что летом тут душновато, но благо есть кулер с водой и стаканчиками. Да, никакого чая и печенек тут нету, но вы же на квест пришли, а не в ресторан, но если вдруг захотите перекусить, то рядом есть очень хорошая кондитерская с домашней выпечкой и кафе, в котором, если вы скажите, что пришли от «Триквестр» - вам дадут скидку 10%! По мне так, это отличная замена чаю и печенькам. Насчёт этого уточните у администратора. ;) Само помещение сделано в очень интересном стиле. Темные стены, синяя подсветка. Магия витает в воздухе уже в Велком-зоне, Господа. Нам рассказали правила безопасности и легенду, а дальше пошла жара! АНТУРАЖ: Мы уже были на одном египетском квесте, который гораздо популярнее этого, но... Я так и не поняла почему. Этот квест, по-моему, самый лучший квест в Москве на египетскую тематику. Честно! Хоть на эту тему можно нафантазировать очень много всего, в плане загадок, а вот сюжет уж слишком ограничивается Фараонами, мумиями и всеми такими прочими вещами, которые у нас автоматически ассоциируются с Египтом, но действительно хороших квестов, держащихся на этой теме всего 3. И этот - лучший из них, хоть не самый популярный и хоть рейтинг у него всего лишь 9.6. Так что... В плане антуража тут всё шикарно. То есть, квест изнутри выглядит как пирамида, какой мы себе её всегда представляем, но скорее такой образ гробницы нам навеяли приключенческие фильмы. Но иногда такой трепетный подход к деталям немного отвлекает. Символы на стенах иногда мы принимали как что-то нужное, а оказывалось, что это просто рисунки на стенах, которые никак нам не помогут. То есть, они просто тут присутствуют и всё. Это не часть загадки, это не подсказка, но просто иногда отвлекало. Никаких проводов я тут не заметила или посторонних предметов, выбивающихся из фона. (Камеры и вентиляцию я в счёт не беру.) Хотя даже подсветка тут сделана мастерски. Она добавляет от себя кусочек атмосферы. Эти лампы... Они так вписываются в общий антураж, что я прям не знаю, что сказать! Кстати, хочу отметить, что тут я тут не нашла стершейся краски, которую можно найти почти на каждом квесте, в котором краска наносится поверх декораций! Ну ни одного сгустка! Ни одной стершейся поверхности! Ребят, я хлопаю, стоя на руках, потому что это действительно впечатляет. Единственное, что меня расстроило - это дырка для вентиляции во второй комнате (Ну просто её стоило бы сделать на потолке с краю, у стенки, чтобы она так внимания к себе не привлекала.) и дырки в потолке над переходом во вторую комнату. Там прям дырки, за которыми видна сетка, а за которой, уже в свою очередь, можно разглядеть и всё остальное. (Есть на самом деле ещё одна претензия, связанная с одним большим механизмом на вашей локации, потому что, опять-таки, если поднять голову, то всё будет прекрасно видно, но с этим ничего не поделаешь, так что проехали.) Вообщем, с антуражем тут всё прекрасно. Идём дальше. ЗАГАДКИ: Загадки тут, кстати, не такие уж и сложные, как я себе представляла на 3 ключика из 4, но, к сожалению, форма оценки на «Мира Квестов» - странная, так что тут загадки будут посложнее, чем на 2 ключика из 4. Вообщем, что-то между 2 и 3 ключами, потому что стоит во всем разобраться и дальше пойдёт как маслу. Самое сложное - понять суть от загадки, что от тебя требуют. Но, хочу отметить, что иногда мы тупили. Один раз мы очень сильно затупили в первой комнате на самой очевидной загадке и второй раз мы просто не заметили, что открылась дверь. И третий раз: мы не заметили один предмет. Ну потому что сложно играть вдвоем. :) Загадок не очень много. 1-3 загадки на комнату, если не ошибаюсь. Всё. Да и особо сложными они не были, но чем точно могут похвастаться организаторы - их разнообразием. Тут есть загадки на сообразительность, внимательность, доходчивость и даже меткость! Меткость, Карл! Такой загадкой организаторы нас очень удивили. Никогда ещё такого на квестах не видела! Сами же загадки хорошо вписываются в сюжет благодаря эгипетской теме как раз-таки. То есть, какая же гробница без загадок? Правильно: никакая. Но есть один минус - это некоторые элементы загадок, сделанные из пластика, который даже не имитировал камень. Какой пластик в Египте? А особенно в древнем. А особенно в пирамиде. А особенно в гробнице. Сначала я хотела это к антуражу отнести, а потом к механизмам, но отнесу к загадкам, потому что это на это обращаешь внимание не сразу. Как например декорации можно увидеть и так, а механизмы - это уже немного другое, но не суть, как мне кажется. Квест в основном линейный, то есть, загадки тут идут одна за другой, но есть и элементы нелинейности в начале и, если не ошибаюсь, только в начале. Но вам придётся ходить по комнатам туда-сюда, потому что возможно вы что-то оставите там, а что-то может пригодиться вам позже. Вообщем, загадки тут несложные и интересные. Едем дальше. МЕХАНИЗМЫ: Квест уже меня обрадовал своими нестандартными «дверьми». Тут всё выдвигается, открывается или вовсе отъезжает! Сначала меня это просто радовало, потому что обычно такие технологичные квесты сделать сложно, а тут в середине (или уже даже скорее под конец) квест меня просто поразил! Я ТАКОГО МЕЗАНИЗМА нигде не видела! Я когда увидела, как всё это... Блин, как же не хочется спойлерить... Но в один момент мои глаза стали размером с футбольные мячи от того, что происходило перед нами. За это я тоже похлопаю организаторам, но этот механизм немного небезопасный. (Меня чуть не... Ну... Администрация, надеюсь, поняла о каком моменте я говорила.) Но это нестрашно. Просто предупреждаю, что когда работает какой-то механизм, лучше не двигайтесь. Просто стойте и ждите. (Советую об этом упоминать перед квестом, потому что мало ли что.) Это не спойлер, потому что догадаетесь о чём я сейчас говорю, только посетив квест! СЮЖЕТ: Это главная фишка компании «Триквестр». Они тебя погружают в историю. Ты становишься главным героем и взаимодействуешь с персонажами, хотя актеров тут нету. Это очень редко используется в квестах, потому что воплотить такое достаточно сложно, но у организаторов, как мы уже поняли, достаточно богатая фантазия. А конец вообще держится не на загадках, а на именно взаимодействии с персонажами. Какими говорит не буду, потому что описание квеста прочитайте. :D Кстати, у истории есть две концовки! Целых две! И всё зависит лишь от вашего выбора. (Ксати, советую это на сайте в разделе «особенности» написать. Больше народу заинтересуете;)) Потому что задумка действительно прикольная, и нам даже дали посмотреть обе этих концовки. Одна из них даже с сюжетным поворотиком. Ма-аленьким таким и очевидным, но повортиком. :) Надеюсь, я вас уже достаточно заинтриговала. МУЗЫКА: Музыка тут играет, как мне показалось, на идеальной громкости. От есть, она не мешает вам общаться с товарищами, но ставит в напряжение. Особенно в начале, потом ты к этому как-то привыкаешь, но всё равно в абсолютной тишине играть вы не будете. Но в последней локации я её плохо слышала. Скорее всего из-за того, что я очень сильно испугалась, и просто не обращала внимание на музыку, но тишина наверняка бы отвлекла меня. ДИНАМИЧНОСТЬ: Я человек неспортивный. И обычно всякие лестницы и сложные переходы меня заставляют беспокоиться, но не тут. Тут особыми переходами квест похвастаться не может. Обычные лазы, но динамичность основывается на том, что вам придётся несколько раз пролезать туда-сюда, как я и написала ранее. ПРОСТРАВНСТВО: Квест достаточно тесный. Ну мы вдвоём, естественно, чувствовали себя комфортно, но уже впятером в некоторых местах будет проблематично. Думаю, идеальное количество игркоков тут - 3-4. Но вариантом на День Рождения может являться, потому что впечатления останутся у всех. БЕЗОПАСНОСТЬ: Как и сказала один механизм тут немного опасен, и насчёт него 100% надо предупредить игроков заранее, при этом не спойлеров сюжет. То есть, если работает механизм - не двигайтесь. Стойте и ждите, пока все прекратится! Все остальные элементы квеста опасности не представляю. Просто ниже наклоняйте голову, когда это нужно и тут даже пол ноги толком можно не смотреть, потому что квест ПРАКТИЧЕСКИ не темный. Вы тут не споткнётесь, не ударитесь и ничего такого экстремального игра из себя не представляет, но насчёт того механизма опять предупреждаю! ПУГАЛКИ (прям для жутких трусишек, таких как я): Квест под конец может стать страшным. Спойлерить не буду, но кирпичиков 5 я отложила там точно. Людям с клаустрофобией не рекомендуется вообще! Жуткая музыка, как и сказала, держит в напряжении, а кроме музыки ещё кое-что. Я, если честно, очень напряглась, да и моя смелая подруга испугалась. АДМИНИСТРАЦИЯ: Спасибо девушке, которая встречала нас на входе и выходе квеста и показала нам вторую концовку. Было очень приятно пообщаться с Вами. Спасибо нашему оператору, который почему-то не попрощался после игры, а я Вас поблагодарить хотела. :´(Все тут улыбчивые и веселые, даже если перед вами играло хоть 10, хоть 20 команд. Спасибо ещё раз. ИТОГ: Квест замечательный. Компания действительно удивляет своим необычными подходами к играм. Пропысивать сюжет вы умеете, спорить не буду... Да и не хочу. Осталось много положительных эмоций и лишь одна отрицательная под конец всё смазала. >:(Ну а так... Рекомендую новичкам, детям (Но не слишком маленьким) и даже уже опытные квестоманы тут найдут чему порадоваться. Ещё раз благодарю за игру. Вернусь к Вам обязательно в третий раз. (ПОСЛЕ КВЕСТА.): Лиза: «Знаешь, Ксень, мы с тобой, конечно, герои. И мир от колдуньи спасли и из гробницы сбежали... Знаешь, говорят, там ещё рядом великан водится, и я тут подумала...» Ксеня: «ЛИЗА, ХВАТИТ «ДУМАТЬ!!!»

В наши дни все мы барахтаемся в океане информации, зачастую с трудом отличая ложь от истины, - в такие времена живем. Человека затягивает в водоворот всевозможных аргументов и фактов, и выбраться из него самостоятельно бывает не под силу. Особенно если дело касается какой-нибудь очень интересной, таинственной темы. Например, такой завораживающей, как происхождение и предназначение египетских пирамид.

Об этом журнал "Эхо планеты" побеседовал с Виктором Солкиным, известным российским египтологом, основателем Ассоциации по изучению Древнего Египта "МААТ" и действительным членом Международной ассоциации египтологов.

Виктор, для вас, конечно, не секрет, что возраст пирамид - одна из тем ожесточенных споров среди людей, увлекающихся загадками Древнего Египта. В частности, весьма популярно мнение о том, что эти уникальные строения появились в долине Нила задолго до зарождения египетской цивилизации. Один из доводов - отсутствие каких бы то ни было надписей внутри Большой пирамиды. Каково ваше профессиональное мнение по этому поводу?

Прежде всего людей, которые раскручивают такие версии, мне сразу же хочется отправить изучать историю Древнего мира. Но они этого делать не станут, а продолжат смотреть "сенсационные" телепередачи, посвященные "скандалам, интригам, расследованиям".

Любопытно, что невероятное количество гипотез, касающихся тайн пирамид, прижилось именно в нашей стране - на Западе ситуация совершенно иная. Назову вещи своими именами: там гораздо меньше шарлатанов от истории! Однако не все так просто. Дело в том, что традиционная египтология - это наука трех языков: английского, французского и немецкого. И, к сожалению, лишь ничтожный процент исследований переводился и переводится на русский язык. Вот откуда растут ноги у различных теорий.

Но давайте не будем жить в отрыве от реальности: у всего остального мира возраст пирамид не вызывает сомнений. Всем давно очевидно, что самая древняя из них - это знаменитая пирамида Нечерехета-Джосера, которая была возведена в XXVII веке до новой эры, а последняя, самая "молодая" царская пирамида фараона Яхмеса I появилась примерно в XVI веке до новой эры в городе Абидосе. К слову, Джосер - это почетное прозвище, означающее "священный", а имя правителя было как раз Нечерехет. Так вот, после эпохи Яхмеса I от строительства пирамид древние египтяне отказались, царский некрополь приобрел новые очертания, став Долиной царей - это скальное ущелье с подземными усыпальницами. И такой формат сохранился до конца существования классической египетской цивилизации.

Что касается пирамид Гизы и Великого сфинкса, то одно из наиболее крупных современных геологических исследований этих строений было проведено в 1992 году уважаемой компанией Shell International. В ходе этих работ подтвердилось, что следы обработки камня, характер органических остатков в породе и так далее - все указывает на первую половину третьего тысячелетия до новой эры, то есть на те самые даты, которые вполне соответствуют общепринятым историческим временным рамкам появления сакральных объектов.

Множество версий выдвигается и по поводу создателей пирамид. В частности, нередко говорят о некой працивилизации, которая и оставила эти сооружения египтянам "в наследство". В этой связи как на индикатор иного временного периода некоторые ученые указывают на подозрительную эрозию сфинкса. Ну а поклонники внеземных цивилизаций, как известно, утверждают, что возводить пирамиды людям помогали инопланетяне, поскольку строения и сегодня поражают воображение своим масштабом, сложностью конструкции, непонятным назначением. Как же, по-вашему, все происходило на самом деле?

Гипотезы о так называемой працивилизации не имеют под собой никакого основания. Во время подробного геологического исследования, проведенного упомянутой выше Shell International, было установлено, что эрозия Большого сфинкса была вызвана ветром, а вовсе не водой - точно такой же эрозией ветра повреждены и стены многих гробниц в Гизе. Так что временные рамки создания пирамид остаются прежними: третье тысячелетие до новой эры. Сторонников версии об инопланетном вмешательстве я тоже опущу с небес на землю: тарелки не прилетали и блоки не передвигали. Пирамиды - дело рук людей, а конкретно - древних египтян. Использовали они нуммулитовый известняк - породу, включающую в себя окаменелые организмы. Это факт, который не оспоришь, так что никакого бетона в Древнем Египте не было. А такая версия тоже довольно популярна.

Строителями пирамид были вовсе не рабы, как нередко пишут в учебниках, а свободные общинники, которых царский дом активно набирал на работу в период разлива Нила, который, как мы знаем, длился три месяца. В это время жизнь в Древнем Египте замирала - заниматься крестьянским хозяйством и промыслами было невозможно, люди с радостью шли на службу к своему фараону. Это была огромная честь для них. Не будем забывать, что древние египтяне были чрезвычайно религиозны.

Тяжелый труд на стройке своего царя воспринимался ими как великое благо и возможность приблизиться в будущей - вечной - жизни к пресветлому правителю, войти в его свиту и удостоиться лучшей участи где-нибудь неподалеку от богов. Откуда была получена информация о строителях и ходе строительства, спросите вы.

Пирамида - это такой объект, который никогда не "молчит". Все вокруг наполнено текстами, нужно просто уметь их прочесть Рядом с царской пирамидой всегда находились заупокойные храмы, а также огромный некрополь людей, приближенных к фараону. Особое место занимала гробница великого архитектора. В большинстве случаев нам известны имена этих зодчих. Так вот, в этих захоронениях были обнаружены подробные описания того, как шло возведение пирамид, из каких провинций набирались рабочие, откуда привозили известняк. Сохранилось множество папирусов с детальными сметами: сколько провизии и одежды требовалось на содержание людей, сколько быков было необходимо для перемещения каменных плит. Известно даже то, что на каждую тысячу строителей приходилась команда из трех-четырех врачей. Будучи крайне дотошными, египтяне все скрупулезно протоколировали.

По незавершенным пирамидным комплексам XVI века до новой эры в Завиет эль-Ариане мы хорошо знаем, какова была логика сложной системы пандусов, по которым блоки поднимались на большую высоту. И это пример не единственный. Стоит также упомянуть проект NOVA, не так давно реализованный американскими и японскими специалистами, в ходе которого модель пирамиды была сооружена при помощи исключительно древних технологий в очень сжатые сроки и при участии ограниченного количества рабочих.

А о том, сколько на самом деле людей трудилось на строительстве отдельных пирамид, мы тоже знаем из подлинных древнеегипетских текстов. Например, в строительстве пирамиды фараона Аменемхета III в Дахшуре, это XIX век до новой эры, работали 40 формовщиков кирпичей, 50 носителей глины, 600 носильщиков кирпичей, 30 носильщиков песка, 250 каменотесов, 1500 носильщиков каменных блоков, 200 лодочников, 600 рабочих, передвигавших блоки камня, 1500 разнорабочих. Итого: пирамиду высотой 75 метров с длиной стороны основания 105 метров и обширным, великолепно отделанным подземельем соорудили 4770 человек. Выработанная веками, по-восточному жесткая система контроля и организации труда давала невероятные результаты.

Не могу не упомянуть и про открытие выдающегося американского археолога Марка Линера. В 1982 году он обнаружил гигантский некрополь строителей царских пирамид. Понятно, что работа у этих людей была очень опасная: скажем, человека могло раздавить плитой или он мог сорваться с большой высоты. Тела всех погребенных имели вот такие характерные травмы, несовместимые с жизнью. Помимо некрополя Линер нашел и бараки из кирпича-сырца, в которых строители жили. В амбарах даже сохранились окаменелые хлеба и рыба.

Кроме того, историкам известно множество примеров того, как строительство пирамид не доводилось до конца, когда становилось понятно, что сооружение выполнено неточно и скоро может рухнуть. Так что ничто человеческое древним зодчим не было чуждо - они тоже допускали ошибки. Все эти сведения давным-давно изучены и описаны в исторической литературе. Проблема лишь в том, что в России, действительно, эти данные, увы, широкого распространения не получили - их знают в основном специалисты области.

Каково все-таки было основное назначение пирамид? Ведь ни в одной из них пока не было найдено никаких следов захоронений.

О том, что пирамиды предназначались исключительно для погребения царя и иногда членов его семьи, свидетельствует множество подлинных источников. Прежде всего это данные археологии: практически во всех пирамидах были найдены фрагменты элементов традиционных египетских царских погребений, мумии, саркофаги и ящики для каноп - сосудов для внутренностей, которые не просто имеют точную датировку, но и порой даже были встроены в саму архитектуру погребальных камер пирамид. То есть они находились там изначально.

Также нам известно об этом из древнеегипетских "Текстов пирамид", в которых подробно описывается и функция пирамид, и их символическая миссия. Кроме того, существуют свидетельства арабских историков Средневековья. Так, халиф аль-Мамун, внук легендарного Харуна ар-Рашида, в 820 году попытался любой ценой найти царские сокровища в пирамиде Хуфу. В дело пошли кирка и нагретый уксус, разъедавший известняк. "В узком проходе был найден гроб, похожий на статую мужчины, высеченную из зеленого камня. Когда гроб принесли к халифу и сняли крышку, под нею оказалось тело мужчины в золотых доспехах, украшенных драгоценными камнями. В руке он держал меч, которому нет цены" - вот что написал арабский хронист XII века Аль-Кайси.

Сама же идея пирамиды - "мер", как ее называли древние египтяне, - заключается в стремлении воплотить некое подобие изначального холма суши, сотворенного Верховным божеством. В Египте существовали различные космогонические системы, но их объединяет то, что они связаны с понятием о предвечных водах океана-хаоса Нуна, в котором в несотворенном, дремлющем состоянии обитали духи, божества и вообще все то, что впоследствии возникло во вселенной. В какой-то момент появляется бог-творец, который исторгает из этого океана первый клочок суши - с него и начинается наш мир. И он имеет пирамидальную структуру.

Понять, что значила пирамида для древних египтян, помогают тексты, найденные, к примеру, на позолоченной верхушке пирамиды царя Аменемхета III, эту часть конструкции называют пирамидионом. На ней высечен текст от имени усопшего фараона, в котором он говорит о том, что смотрит своими глазами на восток, на солнце, и что подобно тому, как ежесуточно на восточном горизонте повторяется акт творения, когда светило восходит на небосводе, так и он хотел бы просить солнечного бога возрождать его сущность. То есть пирамида - это попытка вернуться к изначальным временам и возродить в ином мире царя в качестве бессмертного пресветлого духа.

Пирамида также считалась последней законной супругой фараона, в утробу которой он погружался. Это такая аллюзия с культом богини-матери. Более подробно вся эта мировоззренческая подоплека известна нам из упомянутых выше "Текстов пирамид", которые с XXV века до новой эры стали наноситься на стены погребальных камер. Эти тексты состоят из порядка семисот изречений, которые содержат магические заклинания и мифологические описания загробного мира. По сути, они должны были помочь усопшему царю преодолеть сложности потусторонней реальности, подняться в мир иной, воссоединиться с предками и стать солнечным спутником солнечного же бога.

Кроме того, пирамиды являлись ключевыми столпами древнеегипетской экономики. В те далекие времена у египтян не существовало денег, был бартер. А поскольку пирамиды воспринимали живыми созданиями, за ними закреплялись наделы земли, стада животных, различные ценности. По нашим меркам, они порой обладали совершенно умопомрачительным состоянием! В результате пирамиды превращались в своего рода градообразующие объекты, вокруг которых складывались целые поселения, появлялись рынки. Есть масса документов, в которых зафиксировано, с нашей точки зрения, забавное - как одна пирамида присылает в дар другой, допустим, стадо элитных быков, а в ответ получает овощи.

Вы упомянули магические заклинания на стенах пирамид. А что можете сказать тем, кто верит в то, что знаменитые лорд Карнарвон и археолог Говард Картер, как и некоторые их коллеги, работавшие на раскопках гробницы Тутанхамона, пали жертвами так называемого "проклятия фараонов"?

К этой теории я отношусь с юмором. Начнем с того, что в той истории произошло не так уж и много смертей, а те, которые случились, были вполне объяснимы естественными причинами. Картер скончался в пожилом возрасте, прожив вполне счастливую жизнь, а Карнарвон умер от инфекции, случайно занеся заразу в срез укуса москита. Но дело даже не в этом. Древнеегипетское царское проклятие никогда не было предназначено для того, чтобы сократить земную жизнь вандала: оно распространялось на посмертное состояние человека - жизнь вечную. Вот что было главным.

В "Текстах пирамид" говорится примерно следующее: "Если ты покусишься на мою пирамиду, построенную для меня и моего духовного двойника - "ка", то я подам на тебя в суд богов и будет тебе самое страшное наказание - ты станешь пожирать собственные нечистоты и будешь низвергнут в небытие". По мнению древних египтян, не было ничего ужаснее угрозы второй смерти, когда человека лишают шанса стать после кончины бессмертным духом и пребывать в полях тростника, это аналог рая.

Немного иное проклятие было в частных гробницах. Люди боялись, что усыпальницы могут растащить на камни - это довольно часто случалось. Поэтому распространено было вот такое заклинание: "Если ты разрушишь или присвоишь мою гробницу, да будет против тебя лев на песке, змея на земле и крокодил в воде". Но, обратите внимание, речь шла именно об уничтожении и присвоении усыпальницы, а не о том, что ее нельзя тревожить! То есть нарушение покоя как таковое не воспринималось как тяжкое преступление.

В понимании египтян пирамида являлась сложным ритуальным механизмом, а человек имел девять составляющих сущности, одной из которых была божественная единица "ах". Задачей гробницы было помочь усопшему очиститься от земного праха, выйти из усыпальницы и присоединиться к миру богов. Поэтому через какое-то время она как механизм уже не была необходима и превращалась просто в место памяти. А это очень важно: человек жив, пока имя его помнят. В этой связи, кстати, с точки зрения древних египтян, Картер и Карнарвон были бы все-таки весьма почетными людьми - да, они потревожили покой фараона Тутанхамона, это святотатство, но ведь они и вернули его имя миру!

Поскольку мы обсуждаем гипотезы и версии, нельзя не вспомнить и о такой: якобы власти Египта тормозят изучение невероятных тайн пирамид, не разрешая доступ к некоторым из них, и что, например, под лапами Большого сфинкса, в подземельях хранятся уникальные артефакты, которые могут перевернуть представления человечества о своем происхождении.

Под лапами Сфинкса, увы, никаких сенсационных "знаний" нет. Там нет вообще ничего. Кроме воды. Два года назад японцы просвечивали почву геомагнитным радаром и обнаружили, что на расстоянии двух метров протекают соленые грунтовые воды. И это огромная проблема. А обозначилась она, кстати, еще тогда, когда в Египте началось строительство Асуанской плотины. Сейчас воду из-под Сфинкса постоянно откачивают.

Что касается того, что к некоторым объектам власти Египта закрыли доступ, то это тоже вполне объяснимо. Туристы - люди зловредные, им бы от всего отодрать кусочек "на память". К примеру, закрыта пирамида царя Унаса, из которой на протяжении последних тридцати лет посетители упорно "выносили" кусочки красивого зеленого пигмента, которым были покрыты надписи. Взамен для туристов открыли соседнюю пирамиду фараона Тети, где этого пигмента нет и отколупывать, соответственно, нечего. И все равно при большом желании можно попасть много куда.

Существует четкий прейскурант для посещения закрытых мест. Плати две тысячи долларов за группу в десять человек - иди и смотри. Понятно, что такой ценовой фильтр установлен умышленно, зато памятники архитектуры будут целее. Не стоит забывать, что даже влага дыхания наносит пирамидам определенный вред. К слову, сегодня в Египте очень хорошо понимают ценность своего исторического наследия. А ведь так было не всегда. Египет постепенно начал приходить к пониманию этого лишь к концу XIX века. Еще Мохаммед Али, знаменитый египетский правитель того времени, когда французские или немецкие консулы просили у него разрешения вывезти из страны какие-нибудь предметы, спрашивал их, для чего им это нужно. Ему честно отвечали, что это очень красивые произведения искусства, на что он говорил: нет-нет, хитрые европейцы, просто в этой вашей Европе нет такого же качественного камня!

Представляете, какое колоссальное было непонимание того, чем владели?! Зато сейчас выросло уже второе поколение египетских египтологов, и египтяне осознали, каким богатством обладают. Недаром во время недавних драматических событий, когда страну накрыла революция, люди кольцом окружали музеи, храм в Карнаке и другие значимые объекты, чтобы защитить их от вандалов.

Виктор, а в чем же тогда, по-вашему, заключается загадка пирамид? Ее не может не быть, даже если не верить ни в какие "аномальные" версии их происхождения.

Пирамиды - это те места на Земле, в которых существует свое особое пространство, своя неповторимая атмосфера, отличная от той, что нас окружает. Когда смотришь на эти поразительные сооружения, когда перед мысленным взором проносятся миллионы людских судеб, ты невольно погружаешься в состояние, в котором начинаешь задумываться о таких важных вещах, как смысл жизни, смерть, бессмертие, душа. Чувствуешь, какой, по сути, юной является наша цивилизация. В суете современные люди нечасто вспоминают о том, что жизнь наша скоротечна. А здесь ты вдруг различаешь голос из прошлого и лучше слышишь собственное сердце. Вот это и есть невероятная, пронзительная мистика древнеегипетских пирамид.