И а крылов лягушки просящие царя обоз. Анализ басни "Лягушки, просящие царя". Произведение, которое стоит прочесть многим современникам! От Эзопа до Крылова

Являются произведениями особого сатирического жанра, который был унаследован еще с эпохи античности. Во времена классицизма басни считались «низким» жанром, и поэтому в них часто звучала простая речь, свойственная обычному разговору. Героями басни «Лягушки, просящие царя», являются обитательницы болота. Но, конечно, это умело используемая автором аллегория. Произведение датировано 1809 годом.

Сюжет

В анализе басни «Лягушки, просящие царя» школьнику необходимо рассказать о главных героях произведения. В ней рассказывается о лягушках, которые взывают к небесам с просьбой дать им правителя. И великий Зевс внимает их молитвам - дает им тихого и спокойного царя, который не омрачает жизни обитательниц болота.

Но и в этом случае лягушки начинают роптать на небеса. Ведь этот правитель ничего от них не требует. И тогда разгневанный властитель мира посылает им другого царя - такого, который карал их без суда и следствия. Снова они обратили свои молитвы к небесам. Но на сей раз Зевс не стал внимать их просьбе. Ведь теперь они виноваты сами. Глупые лягушки не ценили того, что у них имелось, а теперь им приходится расхлебывать последствия своей недальновидности. Бог отвечает им, что теперь лучше молчать, чтобы не случилось чего-нибудь еще хуже.

План литературного анализа

Анализ басни «Лягушки, просящие царя» по плану может включать в себя следующие пункты:

  1. Когда было написано произведение, кто автор.
  2. Сюжет.
  3. Главные герои, их характер (в данном случае лягушки).
  4. Какие пороки высмеивает баснописец? В этом произведении Крылов пишет о глупости лягушек, их неумении ценить имеющееся.
  5. Особенности языка басни.

Недостатки главных героев

Проводя анализ басни «Лягушки, просящие царя», учащийся может подчеркнуть: претензия на право иметь собственное мнение у лягушек не подкреплена готовностью самостоятельно принимать важные решения. Это и приводит к печальным последствиям для обитательниц болота. Баснописец изобразил образы трусливых обывателей с иронией, наделив их обликом лягушек. Чванство их заканчивается весьма трагически. Произведение вызывает грусть еще и потому, что такая ситуация нередко имеет место в реальности.

Мораль

Анализ басни «Лягушки, просящие царя» будет неполным без выделения морального аспекта. Ее читатель может найти в словах бога Юпитера, который искренне недоумевает, почему лягушки не могли жить счастливо, когда у них были для этого все условия. Эти слова вполне применимы в тех ситуациях, когда люди обладали возможностями улучшить свое положение. Однако не воспользовались этими шансами. И после этого они жалуются окружающим на несчастья.

Баснописец в иносказательной форме пишет о тех людях, которые готовы передать самоопределение в чужие руки. Они не желают организовывать свою жизнь. Словно глупые лягушки, такие люди хотят следовать распорядку, устанавливаемому извне. Однако подобные обыватели никогда не бывают довольными сложившейся ситуацией. Причиной этому может быть или реально нависшая над ними опасность, или же их глупость и неумение ценить то хорошее, что имеется. Ведь тот, кто не хочет брать ответственности за свою жизнь, обладает самыми примитивными интересами, одним из которых является бессмысленное проявление наглости и критиканство.

Чему не могут научиться лягушки

В анализе басни Крылова «Лягушки, просящие царя» учащийся может указать, что урок, который автор преподносит людям, заключается в следующем: глупо хотеть резко изменить свою жизнь, если не брать в расчет того, что общество должно меняться постепенно, в соответствии с ходом истории. И лягушки исходят только из собственных представлений о том, какой должна быть власть. Однако их ума не хватает на то, чтобы понять, в каком темпе должны развиваться общественные отношения. За это они получают наказание с небес.

Анализ басни «Лягушки, просящие царя»: особенности лексики

В басне используется немало лексических единиц, придающих произведению особую образность. Например, слово «пособить» означает «оказать помощь». А вот словосочетание «осиновый чурбан» символизирует грубость, неотесанность. Фраза «черный год» означает период времени, в течение которого приходится сталкиваться с неудачами и страданиями.

И.А.КРЫЛОВ. БАСНИ « ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ» и « ОБОЗ». ИХ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА.ЦЕЛИ УРОКА: расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: чтение басен, беседа по басням.ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ:Аллегория – вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе;Басня – эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории, иносказания;Иносказание – художественный прием, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т. п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления;Эзопов язык – (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – система намеков и иносказаний в художественном произведении, дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещенные идеи и взгляды, в основном политического характера.ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации разных художников к басням И.А.Крылова. ХОД УРОКА.

    СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
К творчеству И.А.Крылова, баснописца, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, мы уже обращались в 5 классе. Мы знакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе нам предстоит более сложная работа над баснями. Поэтому урок начнем с повторения изученного материала.
    ВИКТОРИНА.
а) Где и когда родился И.А.Крылов? (В Москве 2 (13) февраля 1769г.) б) Как называлось первое литературное произведение Крылова, написанное в 15 лет? (Комическая опера «Кофейница» 1784г.) в) Редактором, автором и издателем каких трех журналов был Крылов? («Почта духов»1789г. ; «Зритель» 1792г.; «Санкт-Петербургский Меркурий» 1793г.) г) В каком году был напечатан 1-й сборник басней Крылова? (1809г.) д)Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? (9). е) Как имя скульптора, автора памятника Крылову, который находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду? (Петр Карлович Клодт). ж) Из каких басен Крылова взяты эти выражения: - «Он порча, он чума, он язва здешних мест!» («Кот и повар»). -«Избави Бог и нас от этаких судей».(«Осел и соловей»). -«Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает». («Стрекоза и Муравей»). -«Забудем прошлое, уставим общий лад».(«Волк на псарне»). -«Как ни полезна вещь, цены не зная ей Невежда про нее свой толк все к худу клонит». («Мартышка и очки»). -«Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок». («Ворона и Лисица»). 3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. - А вот что вам известно об И.А.Крылове? (Учащиеся вспоминают известные факты из жизни и творчества.) «Многие в Крылове хотят видеть непременно баснописца,- писал В.Г.Белинский, - мы видим в нем нечто большее. Басни только форма; важен тот дух, который также выражался бы и в другой форме. Басни Крылова, конечно, басни, но сверх того и нечто большее, нежели басни… Басни Крылова – не просто басни, это повесть, комедии, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только не просто басни». Сам Крылов чтением своих басен подчеркивал простоту, естественность их народной речи, их реализм. Все воспоминания об исполнении им своих басен говорят об этом. Так, С.Жихарев (автор содержательных воспоминаний о своем времени, имеющих особенно большое значение для истории русского театра) , выслушав чтение Крылова, записал: «А как читает этот Крылов! Внятно, просто, без всяких вычур и между тем с необыкновенной выразительностью; всякий стих так и врезывается в память. После него, право, и читать совестно». Естественность и простота его чтения были так велики, что исполнение им своих басен иногда и не называли «чтением» , а говорили, что он «рассказывает свои басни». Как велики художественные достижения Крылова – баснописца, вернее всего можно судить по отзывам о нем русских писателей и критиков, ему современных и следовавших за ним, а вслед за тем и по использованию его басенного наследия. Басенная традиция продолжена в творчестве поэтов нашей эпохи – В. Маяковского, С. Михалкова и, конечно, Д. Бедного, который в 1944 г. писал о Крылове: «Как же народу было не полюбить своего родного заступника, который в некоторых случаях отваживался так дерзить народным угнетателям, что только диву даешься, как могли подобные дерзостные басни увидеть свет».
    ЧТЕНИЕ СТАТЬИ УЧЕБНИКА.
В истории басенного творчества Крылова первым большим событием было напечатание первых басен в журнале, а вслед за тем и появление первой книги его басен в 1809г. По содержанию первая книга басен Крылова самая интересная из всех его басенных сборников. Это объясняется тем, что здесь он целенаправленно проводит те же идеи, те же взгляды на жизнь, что и в 18 веке. Тогда Крылов убеждал читателей в том, что для организации жизни страны царь абсолютно не нужен («Почта духов», «Каиб»). В таком же освещении выводится царь в баснях первой книги. Вот он в «Лягушках, просящих Царя»: Царь на диво был им дан Не суетлив, не вертопрашен, Степенен, молчалив и важен; Дородством, ростом великан. Ну, посмотреть, так это чудо! Одно в Царе лишь было худо: Царь этот был осиновый чурбан. На смену ему появляется другой, этот: Не любит баловать народа своего: Он виноватых ест, а на суде его Нет правых никого. С утра до вечера их Царь по царству ходит И всякого, кого ни встретит он, Тотчас засудит и - проглотит. Лягушки просят нового царя, но получают ответ, что новый будет еще хуже: лучший царь – «пустое место», хороших царей «нет и быть не может».Это наиболее резкая и социально острая басня первой книги Крылова. В эти годы мечтаний монархии о конституции, во времена Сперанского, Крылов позволяет себе быть откровеннее в печати, чем когда бы то ни было в своей жизни. Лягушкам стало неугодно Правление народно, И показалось им совсем не благородно Без службы и на воле жить. Чтоб горю пособить, То стали у богов Царя они просить. Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно, На сей однако ж раз послушал их Зевес: Дал им Царя… Здесь, в начале басни «Лягушки, просящие Царя», Крылов единственный раз в своем творчестве использовал возможность- выразить свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому. Крылов говорит, что это вздор: вздор,нелепость – променять вольную жизнь, народную свободу на жизнь под ярмом безгранично возрастающего угнетения. Богам, пишет он, не следовало бы и слушать такой вздор. Но они поспешили, появился царь… и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее. Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, «хорошем» царе – нелепо.Всякий новый царь будет только хуже и хуже. «Так в чем же выход?» - может спросить себя читатель и вспомнить, прочитав басню до конца, о ее начале, о вольной жизни лягушек при народном правлении. - Что нового вы узнали о взглядах великого баснописца? - С чьим именем прочно связывалось начало басенного творчества Крылова? - О каких новых баснях вы узнали?5. ЧТЕНИЕ БАСНИ «ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ».6. БЕСЕДА ПО БАСНЕ, - О чем эта басня?(Крылов выразил свой единственный раз свой идеал государственного правления, свое предпочтение «народного правления» монархическому). - Что же происходит в басне? - Почему нам смешно и грустно одновременно?(Лягушки просят себе царя: … и вот от одного царя к другому жизнь все тяжелее и тяжелее: «В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит. И всякого, кого не встретит он, Тотчас засудит – и проглотит». Значит, мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе- нелепо.) - В чем заключалось управление Царей, которые были посланы к Лягушкам? - В каких строчках заключена мораль басни? - Кто ее произносит?7. ЧТЕНИЕ БАСНИ «ОБОЗ». - О чем эта басня? - Какова мораль басни «Обоз»? - К каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. а) Выучите наизусть басню по выбору. б) Нарисуйте иллюстрации к любой басне. в) Подумайте и ответьте, каков смысл иносказаний в этих баснях?

Цель: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Лягушки, просящие царя”. Продолжить развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.

Оборудование: книги с Крылова, портреты баснописца, иллюстрации к басням.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, прослушивание аудиокассет, разбор прослушанных басен, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.

I. Вступительное слово учителя.

В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу.

До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания.

Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история "не послушалась" просветителей, почему она обманула их надежды?

В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы.

Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.

В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя.

2. Чтение и анализ басни

Лафонтен

Лягушки, просящие царя

Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя - ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал.

Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало.

Недовольные лягушки сказали тогда Юпитеру:
- Хотим другого царя! Чтоб был порасторопней!

Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то была куда как расторопна! Такая изящная, такая подвижная, и очень красивая! Настоящая императрица! Быстро скользила она по своему царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и власть, строго карая подданных - и за дерзость, и за неуместное своемыслие, и за прочие провинности, и даже без оных. Она так ловко и быстро глотала лягушек, что вскоре последние снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так:
- Удивляете вы меня. Первый ваш царь был кроток и терпелив, и тем стал вам немил. Так терпите же свою новую правительницу, и не утомляйте меня больше вашим кваканьем, а не то будет вам повелитель и того хуже.

Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
А сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство.
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер им на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:


Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, что расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В лягушках каждый день великий недочет.

И всякого, кого не встретит он,
Тотчас засудит и - проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее их засух.
Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные, - вещал им с неба глас, -
Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? - так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан - так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!

– Какое сомнение выражено в этой басне? (глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных Теорий).

– Но в крыловской разработке этого сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему самому. В чем состоит отличие басни Крылова? (подробное, гораздо более развернутое, чем у Лафонтена, описание царствования Журавля. У Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все это описание действий журавля занимает у Лафонтена две строки. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни).

Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!)

– За что были наказаны лягушки? (лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт)

И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.

Последних слов у Лафонтена нет. Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова, который в своем переводе-переделке Лафонтена дал подробную критику демократического правления. У него лягушки так жалуются Юпитеру:

Живем мы своевольно; Неправд у нас довольно,
У нас
На всякий час
Друг дружку ненавидят;
Бессильных сильные обидят;
А сильный сильного считает за врага. 1

“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

Путь испытаний, который проходят лягушки, – это опровержение просветительского оптимизма с его убеждением, что в конечном счете на земле установится владычество “чистого разума” (Карамзин). 2

– Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит? (история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.

Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.

Домашнее задание.

Составить цитатный план басни “Лягушки, просящие царя”.