Поэт по лире вдохновенной рукой рассеянной бряцал. Александр Пушкин — Поэт и толпа: Стих. Размер и рифмовка

Цель:

  • Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
  • Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
  • Развить навыки анализа прозаического текста.

Задачи:

Познавательные:

1) выявить первые впечатления обучающихся о прочитанном произведении;

2) проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3) обратить внимание обучающихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4) подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5) рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1) развивать у обучающихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2) развивать у обучащихся навык полного грамотного устного ответа;

3) развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1) привить обучюащимся чувство прекрасного;

2) воспитание культурного читателя; письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока : урок объяснение нового материала

Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно-деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.

Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование : рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.

Этапы урока и виды деятельности обучающихся и преподавателя

Метод, приём

1.Организационный момент

Организация учащихся на уроке

фронтальная

2.Мотивация

Пробуждение познавательного интереса

Чтение стихотворения

фронтальная

эвристический

3.Актуализация

Повторение ранее изученного и его расширение

Активное слушание, беседа

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный, просмотр презентации

4.Создание проблемной ситуации

Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее

фронтальная

Репродуктивный, поисковый

5.Поиск, разрешение проблемной ситуации

Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;

Работа в тетради, .составление таблицы

Индивидуальная, групповая

исследовательский

6.Обобщение, вывод

Представление полученной таблицы, обощение, вывод

Работа с интерактивной доской

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

7.Отработка новых знаний в творческом задании

Работа с индивидуальными заданиями

Слушание

Индивидуальное сообщение

Репродуктивный

8. Подведение итогов

рефлексия услышанного на уроке

Фронтальная, индивидуальная

эвристический

9.Домашнее задание

Вариативное домашнее задание

Письменная работа

индивидуальная

репродуктивный

Ход урока

О счастье мы всего лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

И. Бунин.

Слово преподавателя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе «Антоновские яблоки». Для того, чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина «Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку. (Подготовленный обучающийся читает стихотворение «Вечер»)

ВЕЧЕР
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? (настроение тихой грусти, печали. Основная мысль - счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).

И.А. Бунин был убежден, что не должно быть «деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему «неестественным и устарелым». Он писал: «Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы - рассказе «Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета - то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его - воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок: «Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее, свежее, тихое утро <…> Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновский яблок, запах меда и осенней свежести. «Предельная концентрированность деталей, смелость сравнений производят впечатления нарядности, богатого убранства повествования, остающегося при этом строгим, резким, четким. В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.

Бунин - величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь - появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше - увидишь всю картину.

Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками, впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? (печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).

Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком «потерянном рае» повествует писатель? (Рай - это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)

Какова композиция произведения? (произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис, проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:

Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ- символ

Возраст героя

Каким настроением проникнута данная часть рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

подросток

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

2.Описание усадьбы тетки - Анны Герасимовны

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.

Образ смертной старухи с могильным камнем

Молодой человек

Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.

3. Великолепные сцены охоты.

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Человек в зрелом возрасте

Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.

Взрослый человек

Заупокойная молитва

Обучающиеся работают с текстом, потом представляют свою рабоу.

Общий вывод: четырехчастная композиция «Антоновских яблок» полна глубокого смысла. Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом. Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний, гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким «потерянным раем», блаженство которого, конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся скорее как пародия на былую роскошь. Дыхание прекрасного, некогда наполнявший старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступили место запахам гнилости, плесени, запустения.

Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? (есть, это образ САДА). Реализация домашнего задания, заранее подготовленные учащиеся выступают с сообщением.

Сообщение обучающегося: В «Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом. Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад-дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедши в упадок.

Сад у Бунина - зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями.

В рассказе «Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он - символ благосостояния, довольства, процветания: «…помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен «лиловым туманом», как будто срывает тайны природы.

Интересно, что ещё в 1891 году Бунин задумал рассказ «Антоновские яблоки», но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”». Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком?

(Эпитафия-изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.)

Домашнее задание:
1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина» или «Что сближает комедию А.П. Чехова «Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?.

1. Процесс разрушения помещичьего уклада. 2. Бунин о разрушении крестьянского уклада жизни. 3. Тема быстротечности жизни и непрочности человеческого счастья. 4. «Чистый понедельник» - ответ на мучившие писателя вопросы. И. А. Бунин - выдающийся русский писатель, получивший признание на родине уже в начале XX века. Свидетельством признания его таланта за рубежом стало присуждение Бунину - первому среди русских писателей, Нобелевской премии. Одной из центральных тем творчества писателя стала печаль об утраченной гармонии мира, о непрочности всего сущего. С грустью пишет он о разорении своего родного сословия - дворянства. С грустью переживает разрушение векового помещичьего уклада, разорение «дворянских гнезд». Вслед за автором мы наблюдаем, как уходит в прошлое милая поэтичная жизнь с вечерним чаем, фортепиано, охотой. Осознающий необратимость перемен. Бунин ищет гармонии в прежней привычной жизни. Пытается найти там черты ускользающего рая. Пожалуй, лучше всего это стремление удержать прошлое передает один из ранних рассказов писателя «Антоновские яблоки». В рассказе почти нет сюжета, как такового. Все повествование складывается из воспоминаний и душевных переживаний героя. Выходец из обедневшей дворянской семьи с грустью вспоминает родовое поместье, славившееся антоновскими яблоками. Запах яблок и запах осени, сада, сухих листьев, пронизывает всю атмосферу рассказа. Любовно-трогательно и неспешно воссоздает автор картины стародворянской жизни: он словно проводит читателя по территории барской усадьбы, приглашает в старый барский дом, где можно уютно посидеть за самоваром в окружении старинных портретов, изображающих прекрасные и нежные лица дам. И кажется, что они вот-вот выйдут из рам и войдут в гостиную. Но не только помещичий уклад вызывает умиление автора. Он не менее восхищен гармоничностью крестьянского уклада жизни. Его самобытностью, разумностью, умением хозяйствовать на земле. С удовольствием выписывает он образы крестьян: высоких стариков, бойких девок, мужиков. «Под стать старикам были и дворы в Выселках, кирпичные, строенные еще дедами... На гумнах темнели густые и тучные конопляники, стояли овины и риги... Все это производит такое впечатление на героя, что ему даже кажется «на редкость заманчивым быть мужиком». Не случайно Бунин считал себя наследником литературной традиции XX века. Именно там, в прошлом, ищет он что-то доброе и исконно русское. Но все яснее осознает, что эта самобытность потеряна безвозвратно. Что сломался тот жизненный стержень, который служил основой всего бытия. Отсюда острое ощущение быстротечности и непрочности жизни и человеческого счастья. Тема быстротечности жизни и призрачности счастья, так или иначе присутствует во всех рассказах Бунина. Раскрывается она и в одном из поздних его рассказов «Холодная осень», написанном весной 1944 года. Героиня этого небольшого произведения вспоминает прощальный вечер, который она провела со своим женихом накануне его отъезда на фронт, а затем и всю свою последующую жизнь, уже после его гибели. В этой жизни было много всего: смерть родителей, скитания по стране, замужество с хорошим, но не молодым человеком, эмиграция, смерть мужа и чужой ребенок, оставшийся на ее руках... Но вся она кажется героине «Ненужным сном». Она спрашивает себя, что же все-таки было в ее жизни и отвечает, что лишь тот «холодный осенний вечер», когда они бродили с женихом по саду, нескладно говоря о любви и о смерти: «Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...», «Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?», «...если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Часто трагичность произведений Бунина пытались объяснять протестом автора против угнетения и социальной несправедливости. И это может показаться именно так, но если мы внимательнее посмотрим на образы героев писателя, то увидим, что они, и богатые, и бедные, одинаково несчастливы и мучаются осознанием хрупкости и ничтожности человеческой жизни и случайности всего происходящего. О том же - об иллюзорности успеха, любви, богатства - говорит автор в одном из наиболее знаменитых рассказов «Господин из Сан-Франциско». Его главный герой - преуспевающий пятидесятивосьмилетний американец, который отправляется с семьей в увесилительную поездку в Италию. По его собственному признанию, до этого момента он «не жил, а существовал», стараясь обеспечить себе прочный материальный достаток и достичь уровня тех, кого он выбрал себе в качестве образца. И вот он получил все, что хотел: деньги, положение в обществе, власть над людьми. Он убежден в своей значительности, в искренней любезности и «заботливости» всех окружающих. Но его безобразная и мучительная смерть (единственная сцена, в которой американец вызывает сострадание), показывает нам его истинную значимость. Всякая почтительность к этому господину исчезает еще до его смерти, которая происходит в крохотном и самом плохом номере гостиницы. Хрипящего и извивающегося американца поскорее затаскивают туда, чтобы скрыть от глаз остальной публики. Когда же доктор констатирует смерть, окружающие начинают вести себя откровенно пренебрежительно. Для недавнего «хозяина жизни» не находится даже настоящего гроба, его увозят из отеля в ящике из под содовой воды. Смерть его была встречена всеобщим равнодушием. Лишь прислуга отеля вспомнила о богатом постояльце, да и то с насмешкой. Ту же иллюзорность надежд на счастье мы видим в тех произведениях Бунина, которые посвящены теме любви. Эта тема была одной из ведущих в творчестве писателя. Ей посвящено множество рассказов. Она же является одной из главных в самом крупном его произведении - «Жизни Арсеньева». Любовь в произведениях Бунина никогда не бывает долгой и счастливой. Она настигает героев, как солнечный удар, и дарит им лишь несколько мгновений блаженства. И чаще всего спутницей ее оказывается смерть. Герои его либо гибнут, либо теряют любимых на войне, либо обрекаются на нескончаемую разлуку. Даже любовь в понимании Бунина не становится прообразом рая, обещающим спасение. Она быстротечна и мимолетна, как и все на этом свете, Где же искать спасение? Где найти потерянный рай, который даст опору в этом непрочном, постоянно меняющимся мире. Бунин не дает прямого ответа. Но он подсказывает его своим рассказом «Чистый понедельник». Он был написан писателем, в разгар Второй мировой войны, в 1944 году, когда писателю шел семьдесят четвертый год. Как и другие рассказы из цикла «Темные аллеи», это рассказ о любви. Но это и рассказ о русской душе, о национальном характере. Герои его - юноша и девушка - не названы автором. Мы Знаем лишь, что они молоды, красивы и влюблены. Точнее, безумно влюблен герой. Он возит свою возлюбленную в рестораны, на концерты и в театры и радуется каждому часу, проведенному рядом с ней. А она? Богатая, красивая, привыкшая к роскоши, но тем не менее не пустая кокетка: она интересуется историей, литературой, цитирует по памяти фрагменты из старинных текстов. Ей тесно в рамках светского общества. Она ищет что-то более значимое, настоящее. Ищет смысл своего существования й смысл бытия. Ищет среди обрядов и духовных традиций своего народа. Этот поиск уводит героиню от мирской жизни. Монастырь становится для нее тем местом, где она может найти путь к очищению и свету. Решение пойти на послушание героиня принимает в первый день Великого поста - чистый понедельник. Отсюда название рассказа. Но, видимо, понимать его следует несколько шире. Бунин верил, что такой чистый понедельник однажды наступит и для его родины, и для всех, в ней живущих, что, очистившись от скверны, героиня пойдет дорогой добра и света.