Как правильно вести уроки в начальной школе. Как провести интересный урок? Открытый урок по курсу отечественной истории(4 модель)

Как проводить открытый урок

(традиционный подход )

___ Конспекты традиционных уроков (и уж тем более уроков ОТКРЫТЫХ) старательно наполняются мудрёными формулировками тем и учебных задач, стройным перечнем этапов урока и тщательным подбором заданий для учащихся, наиболее эффектными фрагментами речи учителя или дословным текстом его объяснений. А вот о разношерстной деятельности учеников в них практически ничего нет. Поэтому подобные материалы оказываются всего лишь ПОДСОБНЫМИ для учительской « режиссуры урока», которой ещё нужно будет вдохнуть жизнь в эти пусть и добротные, но пока« бездетные» разработки. Хотя для отдельных учителей и они могут порой оказаться неким подспорьем в сочинении собственной « режиссуры урока».

___ Поэтому приводим один из весьма добротных образцов ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА к подготовке открытого урока. Может быть, даже « диагональное» чтение подобного материала поможет кому-то из учителей укрепить шатающуюся веру в себя, в свои уже наработанные умения и в уже существующую отзывчивость своих учеников.

Вячеслав Букатов

. По материалам: « История» №5 (2004 ; ИД « Первое сентября»)

М. АЛЕКСЕЕВА, заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128

.
Н. МЕДНИКОВ,
учитель истории .

Историческая справка: три этапа реформирования .

Конец XX - начало XXI в. ознаменовались реформой российского образования, или, проще, реформой школы. Можно сказать, что во второй половине XX в. наша система образования прошла три этапа:

I этап. Школа знаний

Ее расцвет пришелся на конец 1950-х - начало 1960-х гг. Успехи науки и техники: вывод космических аппаратов на околоземную орбиту, « укрощение» термоядерной реакции - создавали иллюзию, что школа должна давать знания (базу) для последующего бурного роста науки. Однако скоро выяснилось, что наука быстро идет вперед, особенно развитие знаний на стыке фундаментальных наук (биофизика, биохимия, кибернетика и т.д.). Школа же оказалась не в состоянии следовать в фарватере этого движения, возможности школы оставались прежними.

II этап. Школа умений

Пришла на смену школе знаний в 1970-1980-х гг. Знания, умения, навыки (ЗУН) - вот знамя новаторов того времени. Обогащение школы знаний навыками и умениями учеников должно было адаптировать школу к развивающемуся технологическому обществу и создать базу для подготовки научно-инженерных кадров. Но прошло какое-то время, и выяснилось, что школа ЗУН - это слишком узко. Объем знаний продолжал стремительно расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали и оставались невостребованными обществом. Возникла потребность перемен.

III этап. Школа развития личности

Родилась в 90-е гг. XX в., в период коренных реформ в нашем государстве, которые не могли не затронуть систему образования. В это время начала осуществляться идея адаптивной школы (личностно орентированной), накапливающей и передающей опыт оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Теперь школа не столько становится источником информации, сколько учит учиться. Учитель уже не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Школа знаний - Школа ЗУН - Школа развития личности - таков вектор развития нашей школы, которое осуществляется не за счет отрицания предшествующего этапа, а путем его освоения и обогащения.

Современный урок, открытый в том числе, ценен не только получаемой учащимися информацией, но и обучением их способам деятельности для получения информации. Учитель на уроке должен стремиться передать способ творческой деятельности или стимулировать детей к самостоятельному творчеству, пускай и в начальной, примитивной форме.

Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Границы урока остались почти неизмененными, а вот содержание обогащается различными новациями. В связи с этим хотелось бы рассмотреть открытый урок как форму урока, отражающую весь положительный опыт учителя и учеников в изложении и усвоении учебного материала.

Открытый урок, на наш взгляд, должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных, авторских наработок, как в смысле его построения, так и в отборе учебного материала, в технологии его подачи.

Ведущую роль при этом играет форма организации познавательной деятельности учащихся, степень готовности их усвоить новации учителя (как ранее апробированные и уже хорошо усвоенные, так и примененные в порядке эксперимента впервые в данном классе на данном уроке). В любом случае именно уровень взаимопонимания учителя и ученика на уроке свидетельствует об актуальности новых методик, используемых учителем, о его творческом потенциале.

МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА

1. Открытый урок для членов методического объединения.

2. Открытый урок для коллег в школе. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

3. Открытый урок учителя-методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

4. Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.

5. Открытый урок на конкурсе « Учитель года» на региональном или федеральном уровне.

Именно четвертая модель открытого урока рассматривается авторами как наиболее характерная и содержательная. Думается, что эта модель открытого урока представляет собой наибольший интерес, так как включает в себя всю совокупность наработанного учителем опыта - начиная с блестящего владения классической моделью урока до демонстрации усвоения учащимися авторских методик и наработок учителя.

Безусловно, каждый открытый урок должен сопровождаться самоанализом и самоконтролем.

.

Пример проведения открытого урока для аттестации на более высокую квалификационную категорию

Открытый урок по курсу отечественной истории (4 модель)

Рассмотрим вышесказанное на примере.

Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти двумя путями. Либо разработать и показать один из уроков традиционной системы (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний и т.д.), насытив его всеми возможными методическими находками; либо использовать комплекс различных типов уроков с целью наилучшим образом показать возможности учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков, соединенные в рамках открытого урока, дадут представление о возможностях педагога.

Соединение в открытом уроке уроков разного типа основывается на логике процесса освоения знаний.

Классические этапы урока, предложенные профессором Т.И. Шамовой и активно используемые ныне в педагогической практике, учитель может превратить в собственный план открытого урока.

Например:

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания. Возможно использование трех вариантов проверки или их комбинаций.

3. Работа с новым учебным материалом (подготовка к усвоению нового, изучение нового).

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока.

Рассмотрим это более подробно.

I ЭТАП . Организация начала урока

Организационный момент открытого (как, впрочем, и любого другого) урока предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока или блока уроков (имеются в виду спаренные уроки), предварительная, лаконичная и ясная формулировка целей и задач урока. Своими действиями учитель должен подвести детей к осознанию цели урока как заранее запрограммированного учителем результата, который должен быть достигнут путем их сотрудничества в конце урока.

II ЭТАП . Проверка домашнего задания

1. Монолог: пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему.

2. Тестирование или составление технологической карты.

3. Фронтальный опрос, составление словаря исторических терминов или хронологической таблицы.

Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности.

Логическим переходом от проверки домашнего задания к изучению новой темы может быть доклад или сообщение учащегося, подготовленное заранее по заданию учителя и являющееся логическим мостиком при переходе от предыдущей темы к последующей. Специфика этой формы домашнего задания состоит в обучении учащихся самостоятельному отбору материала из дополнительных источников информации и умению грамотно и красноречиво донести его до своих одноклассников, которые ведутконспект доклада.

Таким образом учащиеся обучаются конспектированию, рациональной работе со своей тетрадью, а также умению составлять и ставить (что не одно и то же) вопросы докладчику по теме выступления, тренируя тем самым сразу два важнейших вида общеучебных умений: информационные и коммуникативные. Следует отметить, что подчеркнуть составление вопросов к докладчику по теме услышанного — одна из наиболее сложных форм работы с учебным материалом, ведь это вырабатывает у учащихся навыки письменного изложения основных мыслей доклада в виде тезисов и учит выделять главное. Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего в недалеком будущем Единого государственного экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются сразу же по окончании этой работы.

Кроме этого подготовка подобного доклада может предоставить ученику дополнительный шанс улучшить учебные результаты по предмету, исправить плохие отметки, что, конечно же, является положительным мотивом к обучению в целом.

III ЭТАП . Получение новых знаний

Здесь возможно использование трех известных методов обучения:

Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы « Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.

1 . Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:

Аграрное (сельскохозяйственное) производство :

  • земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство;
  • агротехнические приемы и пр.;
  • орудия труда и их развитие.

Ремесленное (промышленное) производство:

  • ремесленное производство на заказ, на рынок;
  • мануфактурное производство.

Торговое и денежное дело:

Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:

АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Земледелие

Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.

Животноводство

Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и в Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.

Садоводство

Разведение « капустных огородцев».

Агротехника

Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.

Орудия труда

Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Рост ремесленного производства на заказ и на рынок.

Формирование товарного ремесленного производства.

Выделение районов ремесленной специализации: в Туле, Серпухове - добыча и обработка железной руды; в Ярославле, Казани - кожевенное производство; в Костроме - мыловарение; в Иванове - производство ткани.

В Москве насчитывается более 250 ремесленных профессий.

Мануфактурное производство

Строительство металлургической мануфактуры А. Виниуса под Тулой в 30-х гг.XVIIв.

Печатный и Монетный дворы в Москве.

Ницынский завод на Урале.

Судостроительные верфи в Воронеже.

ТОРГОВЛЯ

Внутренняя торговля

Начало формирования единого всероссийского рынка. Появление ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.

Внешняя торговля

Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.

Строительство Немецкой слободы в Москве.

1667 г. - введение пошлин для иностранных купцов.

3. Составление рассказа-монолога по изучаемому материалу на базе сформулированных тезисов.

4. Обобщение и систематизация новых знаний. На основании выявленных в тексте фактов дети дают обобщенную характеристику тенденций развития российской экономики в начале XVII в.

IV ЭТАП . Домашнее задание

Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану.

И наконец, домашнее задание творческого уровня:

Следует помнить, что каждый ребенок через особенности личностного восприятия, используя собственную систему усвоения знаний, приобретенную или созданную им самим, осваивает учебный материал следующими путями:

1. В хронологической последовательности.

2. Путем сравнения и обобщения (составление сравнительных таблиц).

3. Созданием собственного плана и тезисов.

4. В виде реферата или эссе - как научной или эмоционально-образной формы восприятия материала.

Подобная организация работы детей на уроке и дома позволяет решать целый ряд творческих дидактических задач:

формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;

  • формирование умения создавать учебные планы и работать на их основе;
  • формирование навыков ответа по схеме от частного к общему;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • формирование навыков составления тезисов.

V ЭТАП . Подведение итогов урока

В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5 » за высказывание новаторских идей, нового взгляда на исторический факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены.

Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5 » за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль.

Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.

Мы убеждены, что только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.

Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.

М. АЛЕКСЕЕВА,
заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128;
.
Н. МЕДНИКОВ,
учитель истории

По материалам: « История» №5 (2004 ; Изд.дом « Первое сентября»)

.

ДО и ПОСЛЕ открытого урока

Хотите, чтобы ученики бежали на ваши уроки и были готовы учить ваш предмет дни напролет?

Тогда стоит взять на вооружение замечательное высказывание Анатоля Франса: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом ".

Теперь давайте поговорим, как воплотить этот совет в жизнь.

Конечно, лучший способ - проводить нестандартные уроки. Но этот метод работает не всегда. Согласитесь, трудно абсолютно для каждой темы находить нестандартные способы объяснения и закрепления. Да и методика не рекомендует увлекаться нестандартными уроками.

Но есть несколько составляющих, которые помогут вам разнообразить любой урок.

1. Эффектное начало - залог успеха. Всегда начинайте урок необычно, интересно. Это тот самый момент, когда вы можете использовать нестандартные методы " на всю катушку". Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.

2. Обязательно планируйте урок, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так вы задействуете не только активистов, но и отстающих учеников, которые частенько на уроках просто зевают. Найдите дело для каждого!

3. Используйте технику! Поверьте, презентация, рассказывающая, например, биографию писателя или свойства железа, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.

4. Включайте игровые элементы. Всегда и в любом классе! Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру.

5. Ломайте стереотипы! Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция - опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Не следуйте шаблонам.

6. Подключайте учеников к объяснению новой темы. Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Пусть потрудятся! Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.

7. Ведите себя нестандартно! Привыкли объяснять тему, стоя у доски? Попробуйте почитать лекцию, устроившись на стуле перед классом. Если постоянно ходите в деловом костюме, попробуйте в следующий раз надеть яркий свитер.

Можно привести пример одного ярчайшего педагога, преподавателя литературы. Например, когда предстояла лекция по творчеству Маяковского, учитель пришел на урок в желтой кофте. К концу урока все ученики запомнили, что футуристы любили эпатаж. А на урок по биографии Гоголя этот учитель пришел в украинской сорочке. Эффект был потрясающий. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!

8. Держите в запасе несколько необычных, даже шокирующих вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться - самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание.

И напоследок - пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег. Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов - штука увлекательная.

Давно собиралась написать статью о том, как у нас организована домашняя школа. Мы обучаемся дома уже третий год и за это время у нас наметился очень большой прогресс в самом построении нашего учебного процесса, наладилось отличное взаимодействие с сыном и мы стали получать от нашей школы огромное обоюдное удовольствие. Надеюсь, что наш опыт будет интересен и полезен тем, кто обучает своих детей дома. Хотя, конечно же, на то оно и домашнее обучение, что оно может быть абсолютно разным в зависимости от конкретного темперамента и характера ребенка, его увлечений и предпочтений, а также от самих родителей и от их взглядов, представлений и пожеланий.

В этой статье я хочу рассказать о том, как проходят наши занятия и как мы составляем наш учебный план.

Наши исходные данные

Мы прикреплены к питерской школе № 277. Наша форма образования из года в год называется по-разному, но смысл остается один. 1-2 раза в год мы должны сдавать письменные тесты и отправлять их в школу по почте. Личное присутствие до 9 класса не нужно. Это накладывает на нас определенные ограничения и обязательства осваивать необходимую для сдачи тестов программу.

Но хорошо то, что программа вполне себе адекватная и базовая и это дает нам большой простор для импровизаций, собственных наработок и дополнительных занятий.

Мой ученик, мой сын - человек легко увлекающийся, но так же быстро остывающий. У него всегда в голове огромное количество идей и планов. Ему интересно очень многое, но ему трудно придерживаться одного курса и помнить, чем же он хотел заниматься еще вчера) Он очень быстро все схватывает и ему быстро наскучивает однообразие и рутина. Иногда ему тяжело даже дослушивать предложение каких-то объяснений до конца, потому что он уже в его середине все понял (или ему кажется, что он все понял).

Поэтому путем долгих наблюдений, размышлений, проб и ошибок мы выработали путь взаимодействия, который подходит такому ученику. Я поняла, что тут не может быть места спонтанности и полной импровизации, иначе наша жизнь превратится в полный хаос. От хаоса страдает и ученик, и учитель))) Поэтому у нас появился четкий базовый план и четкая базовая программа. Мы необязательно ее придерживаемся, но это наш фундамент, который не дает нам улететь в неведомые дали и там бессмысленно затеряться))) Фундамент, который экономит нам время, силы и психическую энергию, а мы можем их тратить на интересные проекты, увлекательные дополнительные занятия и личное развитие.

Кроме того, в настоящий момент по финансовым соображениям мы посещаем только один кружок, театральную школу. Это временная мера, но сейчас мне нужно проявлять больше креатива и тратить больше времени на домашнюю школу, чтобы развитие получалось разносторонним)

Начинаем составлять учебный план

Шаг № 1. Получаем программу из школы № 277. В начале каждого полугодия мы получаем учебный план, некую программу, на которую мы будем опираться и на основе которой мы составим нашу собственную. Например,

В 3-ем классе у нас 9 предметов для аттестации:

  • математика
  • русский язык
  • литературное чтение
  • английский язык
  • окружающий мир
  • технология
  • музыка
  • физическая культура

В наше постоянное расписание из этого списка мы включили 5 предметов, которыми будем заниматься на постоянной основе, регулярно и систематически. Это математика. русский, литература, английский и окружающий мир.

Шаг № 2. Оцениваем наш временной ресурс. Далее я посчитала, сколько недель имеется в нашем распоряжении до того, как нам будет открыт доступ к аттестационным тестам. Поскольку в этом году наши каникулы немного затянулись, и мы до середины октября путешествовали и принимали гостей, получилось всего 8 недель.

Шаг № 3. Составляем схему занятий на полгода. Следующим шагом я распределила темы предметов, которые нам нужно было освоить до аттестации по 8 неделям. Если какие-то темы были уже знакомы моему ребенку - я выделяла им немножко времени, просто для повторения. Если же тема обширна и нам еще неизвестна, то ей посвящалось в плане больше времени. Так же я смотрела, есть ли возможность как-то связать темы из разных предметов. Если такая возможность была, я ставила их в одну неделю.

Шаг № 4. А что же с такими предметами как ИЗО, технология, физическая культура и музыка? Как видно из плана, их освоение я отложила на самый-самый конец полугодия. И всю программу я запланировала освоить за одну неделю. Но это не значит, что все полгода мы будем вести абсолютно безкультурный и не творческий образ жизни.

На самом деле, я проглядываю учебники по этим предметам и примерно представляю, какие техники детям положено освоить за это время и с какими терминами ознакомиться. Все это я держу в своей голове и использую, когда мы гармонично встраиваем творческие предметы в нашу школьную жизнь. Об этом я расскажу чуть попозже.

А за неделю перед тестами мы пролистываем с сыном учебники и просто повторяем теорию этих творческих и практических предметов.

Наши школьные будни

Наглядность и четкий план

Наглядность и четкий план - это одни из важных моментов организации нашей школьной жизни. Полугодовые программы школы распечатаны и повешены на доску, которая всегда находится на виду. На этой же доске висит план освоения программы по неделям. Ребенок видит и четко себе представляет, сколько уже пройдено, а сколько еще предстоит изучить на этой конкретной неделе и в целом за эти полгода.

Когда тема изучена, сын сам отмечает ее в программе и в плане маркерами для выделения текста.

Расписание занятий

У нас нет как такового четкого расписания занятий. Мы имеем недельный план - то, что нам нужно освоить на этой неделе по 5-и предметам. Но в зависимости от сложности темы и материала, мы можем уделять абсолютно разное время разным предметам в разные недели.

Регулярно и каждый день (за редким исключением) мы занимаемся только русским и английским языками. Даже если в русском языке очень простая теоретическая тема - сын переписывает тексты, пишет диктанты или делает какие-то упражнения.

В зависимости от того, какие у нас планы на день, мы занимаемся от 2 до 6 часов. Если какая-то тема особенно заинтересовала (а такое тоже бывает), сын может заниматься почти целый день.

Физическая активность

Кроме того, каждый день у нас обязательно должна присутствовать физическая активность. Поскольку спортивные секции мы пока не посещаем, приходится «активничать» самостоятельно. Три раза в неделю, в 8 утра, у нас «уроки» физкультуры с папой. Иногда они выходят на пробежки, иногда выполняют комплексы упражнений на террасе. В выходные у нас обязательная длительная выездная прогулка. Если, конечно же, позволяет погода. Это может быть пеший поход в лес или горы, поездка на пляж (там активные виды спорта: футбол, волейбол или другие игры с мячом, а если позволяет погода - плавание), просто прогулка в парке с посещением футбольного поля и игры в футбол.

Также каждый день обязательно мы ходим гулять и как-то активно проводить время на улице (опять же, если позволяет погода). Мы можем вместе идти пешком до центра города (это около 20 минут), а там я гуляю со своими друзьями, а сын - со своими. В центре города есть большая площадь для катания на скейтах, роликах, велосипедах, детская площадка с батутами и разнообразнейшими приспособлениями для лазания, ну и есть просто улица для беготни и активного времяпрепровождения.

Творчество

Хотя творческие занятия не включены у нас в основной план, мы уделяем им очень много внимания.

Мы стараемся гармонично вплетать их в школьные занятия и просто в повседневную жизнь. Чаще всего сыну самому хочется чего-то творческого - слепить героя какого-то художественного произведения, нарисовать рисунок по мотивам сказки, сочинить свой рассказ, сделать макет математической задачи, создать настольную игру на математическую тему.

Поэтому мои основные задачи - просто не лениться и предоставлять ему нужные материалы для творчества, не подгонять его тогда, когда он хочет углубиться в какую-то тему и иногда помочь ему закончить свой проект. Ведь он у нас натура увлекающаяся и часто ему трудно доводить свои проекты до конца, потому что ему в голову приходят уже новые идеи. Часто для это достаточно просто моих слов поддержки или небольшой мотивационной речи, а иногда процесс требует моего личного участия.

Кроме того, мы стараемся, где это возможно, привязывать «творчество» к изучаемым темам. Например:

  • При чтении «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина, мы рассматривали картины-иллюстрации разных художников, слушали отрывки из оперы Римского-Корсакова, сами рисовали иллюстрации и сочиняли продолжение этой истории.
  • Когда мы затрагивали тему «дождь» по окружающему миру, мы искали, как это явление вдохновляло писателей и художников. Обсуждали, что мы сами видим прекрасного в этом явлении и опять же рисовали.
  • Когда мы изучали по русскому языку шипящие звуки, мы сочиняли собственные скороговорки с ними и выискивали стихотворения или прозу, где с помощью большого количества таких звуков автор доносил до читателя определенные идеи.
  • Даже математика оказалась очень и очень творческим предметом. Это было открытием для меня самой:))) Красота симметрии в природе, анаморфные рисунки, мандалы. Изучая математику, мы делаем много поделок и очень интересно проводим время. Это меня поражает, так как в школе математика, физика, черчение и химия были моими самыми нелюбимыми предметами)

День самостоятельных занятий

Раз в неделю у нас есть «День самостоятельных занятий». Обычно это понедельник или вторник. Я выдаю сыну план того, что ему нужно прочитать-прослушать-просмотреть за сегодня. Обычно это теоретические главы учебника или видео-уроки по нужным темам на обучающем сайте.

Мы ввели эту практику около месяца назад и я очень довольна результатами. Сын учится:

  • планировать свое время и успеть за день все, что ему поручено прослушать,
  • понимать тему самостоятельно . Если ему что-то непонятно с первого раза, он переслушивает лекцию еще разок, старается поразмышлять и подумать, и только в крайнем случае он обращается ко мне. Причем на следующий день. Чтобы у него был запас времени для озарений. С каждой неделей он учится думать сам а не сразу бежать за готовым ответом ко мне и в большинстве случаев моя помощь ему совсем не требуется.
  • вести краткие конспекты в удобной для него форме . В последующие дни мы делаем практические упражнения по темам, которые он прослушал и, соответственно, я спрашиваю какие-то понятия или термины, которые он изучил. Сначала у него была уверенность, что все очень легко запоминается и никакие записи ему ни к чему. Я не стала его переубеждать. Но когда он столкнулся с тем, что что-то важное вылетает из головы в течение несколько дней и ему приходится заново перечитывать учебник или пересматривать лекции (я не говорю ему готовых терминов и ответов), он самостоятельно начал записывать основные понятия, делать записи, которыми удачно пользуется)

На сегодня пока все, а в следующей статье я расскажу:

  • какие у нас есть "внеклассные занятия",
  • о том, что приобретение предметных знаний - это не самоцель нашей школы, и чему мы на самом деле учимся в процессе освоения "школьной" программы.

До скорых встреч, друзья! И конечно же, мне очень и очень интересно, как организованы занятия в Ваших домашних школах. Что для вас важно? С какими трудностями вы сталкиваетесь и что больше всего вам нравится в этом процессе?

Отшумели последние празднования выпускников педагогических вузов, и самые смелые студенты, выбравшие стезю преподавательской деятельности, ринулись на покорение учительских вершин. Они молоды, энергичны, полны энтузиазма и ещё не ушедшего максимализма. С радостью берутся за сложные задачи, стараются вникнуть в особенности устройства выбранного образовательного учреждения.

Однако с началом нового учебного года течение рабочей деятельности становится всё более бурным. В это сложное время молодой преподаватель может совершить ошибки, которые в будущем способны обернуться достаточно большими неприятностями.

1. Не нужно бояться детей

Начинающие преподаватели, как правило, не имеют опыта общения с учениками разных возрастов. Поэтому очень важно заранее выбрать определённую манеру поведения с детьми. Нужно иметь чёткое представление, каким педагогом вы хотели бы выглядеть в глазах учеников. Не нужно стесняться или лепетать - речь должна быть чёткой с ясными акцентами. Нельзя прятать или отводить взгляд - зрительный контакт необходим для более успешного налаживания связей. Не рекомендуется сутулиться, прятать руки в карманы или проявлять другие аспекты неуверенного поведения. Если ученики почувствуют ваш страх с первых занятий, то это может послужить началом весьма сложных отношений между учениками и учителем.

Когда я пришла в школу, завуч по воспитательной работе дала именно этот совет: «не дай им почувствовать свой страх». Звучит немного странно и утрированно, но он мне очень пригодился. Я отчетливо помню свои первые уроки: сердце стучало, голос осип, ладони были влажными от волнения. Из головы вылетело даже собственное имя. Но именно фраза опытного педагога про страх не позволила мне позорно дезертировать из кабинета. Я выпрямила спину, откашлялась,подняла голову, глубоко вздохнула и запустила первую партию учеников в класс. Они расселись, с любопытством уставившись на меня.

Их глаза внимательно сканировали каждое мое движение. Дети, к слову, отличные, но очень жестокие психологи.

Я вздохнула и начала уверенно говорить. В голову упорно лезла аналогия о переговорщике с террористами - я тоже вежливо, но непреклонно выдвигала требования. Мы сразу установили правила: не тестировать мое терпение на прочность. От трёх замечаний по поводу их поведения - дневник на стол. Ещё два предупреждения - пишу комментарий для родителей. Если дальше продолжается веселье на уроке - то я ставлю «пару» после контрольного вопроса о рассказанном материале. И ни у кого из учеников никогда не было претензий, если я осуществляла в дальнейшем подобные действия - ведь они сначала с ними сами согласились.

Но я не ограничивалась только требованиями - это было бы деструктивно. Мы пришли к компромиссу: они всегда смогут ко мне прийти и пересдать материал, исправив свои оценки. Более того, я пообещала, что в любое время в школе смогу им объяснить материал, если они чего-то не поняли. Спрос существенно возрастал в конце четверти, но обид практически не было.

2. Не бойтесь ошибиться

Учитель - это не робот и не машина. Не надо сразу стараться убедить учеников в своей полной правоте и непогрешимости. В момент знакомства в классом и зачитывания фамилий заранее извинитесь перед детьми за то, что можете произнести их неправильно. Также нельзя воспринимать «в штыки», если кто-то из ваших подопечных делает вам замечание по преподаванию материала. Научите их обосновывать свою точку зрения.

Если долго гнуть свою линию, получится полный параллелепипед.

Молодому учителю и так хватает стрессов - не надо усугублять это тем, что репутация будет испорчена чьими-то обиженными рекомендациями, в стиле «да какой это учитель - сама ничего не знает!». Не нужно упрямо показывать ученикам, что вы старше и знаете больше них. Это вызовет негативное и совершенно естественное желание доказать обратное.

Если вдруг вас кто-то начинает задирать во время урока по поводу материала, вежливо его выслушайте и попросите отстоять свою точку зрения. Ребенок почувствует, что к нему относятся как к равному и у него впредь не возникнет желания к конфронтации.

3. Проявляйте уважение

Вас не будут уважать, если вы будете себя вести неуважительно. Не проявляйте пренебрежение или высокомерие, не кричите до хрипоты - вас не услышат. Только чёткая вежливая и аргументированная речь, как если бы вы говорили со взрослым. Не забывайте о таких чудесных словах, как «спасибо» и «пожалуйста». Не следует облекать все свои просьбы в приказную форму.

Был у меня Артём, ученик пятого класса. Он был новеньким, который пропустил по семейным обстоятельствам две первых недели учёбы. Соответственно, когда он пришел в школу, это был стресс. Для всех. Артём выглядел крупнее своих сверстников, но в умственном развитии немножко уступал остальным. Он отчаянно хотел, чтоб его приняли одноклассники и учителя. Когда же этого не случилось, бедный мальчик нашел весьма радикальные методы для привлечения к себе внимания: от полного игнорирования замечаний до закидывания однокашников своей рвотой.

Учителя поставили на нём крест, родители Артёма практически поселились в школе, а одноклассники всё старательнее его избегали. Признаюсь, сначала мне тоже было сложно с ним говорить на уроках и объяснять, что делать можно, а что нельзя. Повинуясь порыву, я срывалась на крик. Но интуитивно поняла, что это только укрепляет стену недопонимания. И я начала с ним говорить как со взрослым: «Артём, будь так добр, пересядь на другое место, пожалуйста».

Вежливость действительно творит чудеса. Ребёнок послушно вставал и пересаживался.

«Артём, пожалуйста, будь немного потише, я очень устала и у меня болит голова», - он кивал и замолкал. Потом он начал дарить мне свои рисунки, был всегда вежлив и не боялся подходить что-то спрашивать. Я была единственным учителем в школе, кто никогда не вызывал его родителей и не жаловался на него завучу или другим учителям.

4. Соблюдайте дистанцию

Не стоит слишком сближаться с учениками. Сразу после института, как правило, разница в возрасте небольшая, особенно это касается старшеклассников. Помните, что многие ваши действия и слова могут быть переиначены и переданы другим учителям, администрации или родителям в совершенно извращённом виде. Нельзя закрываться с учениками в кабинете, дверь лучше держать открытой.

Избегать учеников тоже не стоит - это может оттолкнуть детей. Знайте меру и выбирайте золотую середину.

Сейчас в школах учатся самые разные дети из самых разных семей. Есть среди них и очень верующие люди, у которых своё восприятие норм морали. Был среди моих учеников Гриша, который был сыном прихожанки местной церкви. Мальчик в школу ходил с библией и вместо повторения материала предпочитал молитвы, чему мама всячески потакала. В результате у Гриши стабильно выходило по 5-6 двоек в каждой четверти. Но мама не верила тому, что молитвы работают хуже выполненного домашнего задания, поэтому, по её мнению, виноваты во всём были учителя.

Досталось и мне за... ключицы! Я не позволяла себе носить слишком открытые вещи, но вырез «лодочкой» казался Гришиной маме слишком глубоким. Оценки своего отпрыска она директору школы аргументировала так: «улыбочки, шуточки и ключицы нашей новой учительницы разжигают огонь в чреслах сына и он не может сосредоточиться». Разговор передавался из уст в уста, породив массу сплетен и не очень адекватных суждений, истрепав нервы изрядно.

5. Не стоит верить всему на слово

Какими бы симпатичными, милыми и невинными ни были ученики на первый взгляд, нельзя им верить на слово. Любые свои действия подстраховывайте записями в дневнике, дублируя их в электронном журнале. Особенно когда дело касается исправления оценок. При выявлении проблемы с тем или иным ребёнком немедленно оповещайте родителей о его «успехах».

В дальнейшем это убережёт вас от разного рода претензий со стороны родителей и администрации школы.

Была у меня ученица шестого класса Сашенька. Тихая скромная девочка, которая всегда застенчиво опускала глазки, когда я её спрашивала. Я долго списывала невразумительные ответы по поводу не сделанного домашнего задания на гиперстеснительность, пока моя подопечная не начала наглеть прямо на глазах. Скромность не мешала ей переговариваться на уроках и писать записки, а тетрадь оставалась практически девственно чистой.

К концу второй четверти у Сашеньки выходила двойка. Недели за три до окончания полугодия, я начала ей назначать время для пересдач. Давала дополнительные задания на дом. Получив одну четверку, Сашенька успокоилась и продолжила ничего не делать. До последнего тянула с выставлением оценки, веря, что завтра она точно-точно придёт сама. Так и не пришла. А паре мама очень удивилась.

История имела продолжение, поэтому мы переходим к следующему пункту.

6. Ведите учёт

Не забывайте вбивать все данные в электронный журнал, ставьте оценки в дневник и бумажный журнал, не выдавайте на руки детям их проверочные и контрольные работы. Заведите отдельные папки для каждого класса и складывайте туда листочки с работами. На родительском собрании раздайте их родителям.

Иногда кажется, что соблюдение пунктов 5 и 6 немного граничит с паранойей, ведь очень тяжело совместить искренность, энтузиазм, кипучую энергию и такой бюрократический контроль. Но в наше время, когда в самой абсурдной ситуации оказывается виноват учитель, лучше перестраховаться лишний раз.

Вернёмся к истории о Сашеньке. После моих безуспешных попыток заставить ребёнка хоть как-то учиться, общения с классным руководителем и разговоров о том, как важно прилагать усилия, девочка по-прежнему предпочитала ничего не делать дома и писать проверочные работы транслитом (для примера: она вместо простого английского слова «milk» писала тяжеловесное «moloko»). Когда все сроки вышли, я не без сожалений поставила ей двойку в четверти.

Что тут началось... Мама ученицы превратила мою третью четверть в кромешный ад. Как выяснилось, Сашенька упорно выкидывала все листочки с «проверочными», выдирала страницы из дневника, всегда говорила матери, что всё в порядке и она со всем справляется. Для мамы явилось полным сюрпризом то, что у её дочери пара в четверти. С праведным негодованием она пошла к директору требовать пересмотра оценки, моей квалификации и рассмотрения варианта об увольнении.

В силу своей неопытности я предпочитала не решать проблемы только с родителями, а договариваться с учениками лично.

Помимо этого, электронный журнал получалось заполнять раз в неделю, потому что доступ у нему был только в кабинете информатики, куда не всегда удобно было приходить. Теперь администрация школы требовала пересмотра оценки, опасаясь за статистику и репутацию. На мои уроки начали приходить комиссии из РОНО, директор решила взять под контроль учебный процесс. Мне приходилось перед входом в школу при всех учениках сдавать ей на проверку планы уроков, расписанных до самых мелочей. За своё прохладное отношение к бюрократии я расплатилась сполна.

Не помню, сколько таблеток валерьянки было съедено, но это научило меня скрупулезному сбору каждого листочка со словарным диктантом, каждой тетрадки с контрольными, выставлению всех отметок в электронный журнал, даже тех, что стоят карандашом в журнале. Пришлось выработать иммунитет к обидам учеников, которым приходилось объяснять родителям, почему «двойка карандашом» стоит в электронном журнале.

Я закончила педагогический университет всего 3 года назад и у меня очень свежи воспоминания о первом годе учительской деятельности. Если бы мне кто-то сказал об этих простых правилах, я бы сумела избежать многих проблем, что существенно облегчило бы начало моей преподавательской жизни.

За соблюдением всех этих правил искренне желаю вам не переборщить и сохранить любовь к преподавательской работе. Не черствейте душой раньше времени, детям во все времена нужны те, кто сможет привить любовь к знаниям и научить их элементарным навыкам этичного поведения. Удачи!

Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы не подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.
Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры .

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities . Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.
Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов – ролевая игра . Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы .

4) Истории

Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему “Past Continuous/Past Simple”, вы можете начать: “Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket” (кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: “Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple”.


5) Общение

В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идёт вместе с упражнением или самое интересное в нём предложение. Любое задание всегда можно “разбавить” с помощью общения.


6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

Кстати, о домашней работе. Конечно она также должна быть “полезной”, но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему “Еда”, попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.


8) Гибкий план урока

План – необходимая часть урока, а структурированность – залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.


10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика= быстрое и эффективное усвоение материала= прогресс и удовольствие от изучения языка.

Успехов вам и интересных уроков!