Прапорщик в царской армии был. За что отвечал прапорщик в советской армии? Фольклорные прапорщики XX века

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
"В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!".

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.

Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
15 августа 1917 года, в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих.
В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей.
Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.
В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия Храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.

История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик - Храм Христа Спасителя.

Божественной Литургией, совершенной под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Подобно древним волхвам она принесла Рождшемуся Господу свой дар - возрожденный Храм - символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.

  1. Когда первые каменные стены окружили Кремль?
    В годы напряженной борьбы с Золотой Ордой, литовским княжеством и междоусобных схваток между русскими феодальными княжествами в 1367 году по приказу князя Дмитрия (в будущем - Донского) были сооружены первые каменные стены Кремля. Они строились из белого камня, который привозили из подмосковного села Мячкова на санях, целыми обозами. Длина новых стен достигала 1900 метров, толщина - 2 метра и высота - 8 метров. По расчетам археологов, на стройке работали около 2 тысяч человек. Новые стены выдержали несколько вражеских нашествий.
  2. Какая из башен Московского Кремля была возведена первой?
    Первой была построена Тайницкая башня Кремля (1485), выходящая на Кремлевскую набережную. С нее началось строительство кирпичных кремлевских укреплений. Башня имела важное военно-стратегическое значение. Свое название она получила от находившегося внутри тайника-колодца. Древняя башня существовала до 1770 года, а затем была разобрана. Теперешняя Тайницкая башня сооружена по образцу старой в 1771 - 1773 годах, ее высота около 40 метров.
  3. Какая башня Московского Кремля самая высокая?
    Одна из самых высоких и интересных по архитектуре среди башен Московского Кремля - Троицкая. Она была сооружена на западной стороне Боровицкого холма перед рекой Неглипной в 1495 году миланским архитектором Алевизом Фрязипым. Узорчатое шатровое покрытие украсило башню в середине XVI II века. Общая высота башни с рубиновой звездой составляет 80 метров - на 11 метров выше Спасской башни. Свое название башня получила в XVII веке по находившемуся вблизи нее в Кремле подворью Троице-Сергиева монастыря. От Троицких ворот шла дорога к древнерусским городам Смоленску и Новгороду.
  4. Сколько всего башен у стен Московского Кремля?
    Стены Московского Кремля имеют 20 башен, включая Кутафью башню, соединенную с Троицкой каменным мостом. Пять из них являются проездными. Часть башен, поставленных в тех местах, где смыкаются стены под углом, имеют цилиндрическую форму, что позволяло вести круговой обстрел. Там, где к башням подходили наиболее важные стратегические дороги, они сооружались более высокими и мощными. Эти башни имеют ворота, которые закрывались металлическими или дубовыми, окованными железными скрепами створами. Наибольшее значение для обороны имели Спасская, Никольская, Троицкая и Боровицкая башни.
  5. Какие первые каменные сооружения были построены в Москве и когда?
    Последние исследования археологов в Кремле выяснили, что первой каменной церковью была, по всей вероятности, церковь Дмитрия, стоявшая на месте нынешнего Успенского собора. Она относится к XIII столетию. Из древних летописей стало известно, что в этой церкви был похоронен московский князь Юрий Данилович, старший брат Ивана Калиты. Однако жизнь этой церкви была недолгой: в XIV столетии в Кремле началось строительство первого каменного Успенского собора, который простоял около полутора веков. На его месте в XV веке построен ныне существующий Успенский собор.
  6. Когда и кем были построены кремлевские соборы - Успенский, Благовещенский и Архангельский?
    Успенский собор был построен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, Благовещенский - в 1484 - 1489 годах псковскими мастерами, Архангельский - в 1505 - 1509 годах архитектором Алевизом Новым.
  7. Почему одна из башен Кремля называется Водовзводной?
    Одна из башен Кремля называется Водовзводной, так как внутри башни в XVII веке была установлена подъемная машина, с помощью которой вода из Москвы-реки перекачивалась в кремлевские дворцы. Эта одна из самых красивых угловых кремлевских башен сооружена в конце XV столетия и первоначально называлась Свибловой (по имени боярской семьи, жившей в Кремле близ башни). В начале XIX века сильно обветшавшую башню разобрали и построили заново, а в 1812 году ее взорвали при отступлении наполеоновские войска. В 1817 - 1819 годах башня была восстановлена по проекту архитектора О. И. Бове, который придал ей классические архитектурные формы.
  8. Где сохранились остатки старой стены Китай-города, построенной еще в XVI веке?
    Кирпичная стена Китай-города охватывала территории, прилегающие непосредственно к Кремлю. Она построена в 1535 - 1538 годах и охраняла в основном обширные городские дворы боярства и духовенства. Ремесленное население в этот период было уже вытеснено за стены Китай-города. Остатки старой стены можно видеть на площади Революции, около станции метрополитена «Площадь Свердлова», на проспекте Маркса возле гостиницы «Метрополь» и в Китайском проезде.
  9. В ознаменование какого события был сооружен храм Василия Блаженного на Красной площади, или Покровский собор, как его ранее называли?
    Храм Василия Блаженного, или Покровский собор, был сооружен в память присоединения Казани к Московскому государству в середине XVI века. Является одним из выдающихся образцов древнерусского зодчества. Строители создали оригинальную композицию из восьми церквей, поставленных на одно общее основание. Все они группируются вокруг девятой, столпообразной церкви с маленькой главкой. В конце XVI века к храму пристроен придел Василия Блаженного, который дал второе название сооружению. Памятник служит важной частью застройки Красной площади, замыкая ее южную границу.
  10. Какой выдающийся русский архитектор XVI века строил стены Белого города в Москве?
    Стены Белого города построены выдающимся архитектором XVI века Федором Савельевым (фамилия предположительно Иванов) по прозвищу Конь. Это крупнейшее сооружение того времени насчитывало 27 башен и протянулось на 9,5 километра. Стена проходила по линии современного Бульварного кольца и имела проездные ворота в местах пересечения с древними радиальными дорогами (Сретенские, Тверские, Пречистенские, Арбатские).
  11. В честь какого события был заложен Донской монастырь и почему именно на этом месте?
    Донской монастырь был основан в 1591 году как одно из звеньев общей цени московских крепостей-«сторожей», прикрывавших с юга, юго-запада и юго-востока подступы к древней столице. Он был основан по распоряжению царя Федора Ивановича в память о разгроме татарских отрядов во главе с ханом Казы-Гиреем на месте, где был расположен лагерь русских воинов. На рубеже XVII- XVIII столетий монастырь был окружен кирпичной стеной с белокаменными деталями и 12 башнями.
  12. Какое сооружение было в XVII веке самым высоким в Москве?
    Самым высоким сооружением в Москве XVII века была колокольня Ивана Великого в Кремле (высота 81 м). Колокольня построена в 1508 году и надстроена в 1600 году. Она использовалась также как дозорная вышка. В ясную погоду с нее хорошо обозревались окрестности Москвы в радиусе около 25 километров.
  13. Какой памятник русской архитектуры XVII века дал наименование целому стилю?
    Замечательный памятник архитектуры - церковь Покрова в Филях, построенная в конце XVII века в вотчине Нарышкиных, дала наименование нарышкинскому стилю. Церковь отличается центрической композицией, т. е. колокольня завершает основное здание, которое стоит на высоком подклете и окружено открытым «гульбищем». Торжественный вид памятника подчеркивается белокаменным декоративным убранством.
  14. Где находится башня под названием «Дуло» и когда она построена?
    Башня «Дуло» находится на Восточной улице. Она построена в 40-х годах XII века и некогда была частью укреплений Симонова монастыря - важной оборонительной крепости в цепи южных московских укреплений. Сейчас сохранились четыре боевых яруса башни, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка.
  15. Где сохранился оригинальный архитектурный памятник под названием «Голландский домик»?
    Архитектурный памятник под названием «Голландский домик» сохранился в ансамбле усадьбы «Кусково». Это самая ранняя постройка в парке. Ее появление в русской усадьбе вызвано впечатлениями, полученными хозяином - сподвижником Петра I графом Шереметевым - от посещения Голландии. В домике воспроизведены многие детали быта, мебели, посуда - все, что он видел в зарубежной поездке. Как и дома в Голландии, домик сделан из кирпича, оштукатурен и сверху расписан под кирпич.
  16. Какой архитектор построил Меншикову башню и где она находится?
    Меншикова башня (церковь архангела Гавриила) построена в 1704 - 1707 годах по проекту архитектора И. П. Зарудного. Находится в Телеграфном переулке. Названа по фамилии владельца участка и заказчика - сподвижника Петра I А. Д. Меншикова. Первоначально башня имела высокий шпиль, который сгорел в 1723 году. Сооружение отличается легкостью и изяществом благодаря тонким архитектурным формам, найденным автором, и декоративному белокаменному убранству церкви. Зодчий проявил себя как незаурядный скульптор, украсив внутреннее помещение храма замечательными лепными деталями.
  17. Какой памятник архитектуры XVIII века связан с сооружением первого московского водопровода?
    Интересный архитектурный памятник конца XVIII века - Ростокинский акведук, вблизи проспекта Мира, связан со строительством первого московского водопровода. Он был возведен в 1785 году через реку Яузу. Вода от мытищинских ключей в Москву текла в широкой крытой каменной галерее, выложенной листами свинца. Галерея покоилась на каменных устоях, образующих 21 арку. Лицевая сторона акведука и устоев выложена тесаным белым камнем, доставленным сюда после разборки в Москве стен Белого города. Ростокинский акведук, имеющий длину 356 метров, был по тому времени самым большим мостом в России.
  18. Какие два архитектурных памятника, построенные в XVIII-XIX веках двумя выдающимися русскими зодчими рядом на одной улице, в течение многих десятилетий занимают лечебные учреждения?
    На бывшей Б. Калужской улице (ныне Ленинский просп.) на рубеже XVIII и XIX столетий выросло величественное здание Голицынской больницы, построенное М. Ф. Казаковым. Памятник сооружен в классическом стиле. Над шестиколонным портиком располагается фронтон, выделяющий центральную часть здания. Примерно через три десятилетия рядом появилось другое здание в стиле позднего классицизма, построенное О. И. Бове, также с портиком, широкой лестницей и прямоугольным парадным двором. В обоих зданиях в течение многих десятилетий размещаются лечебные учреждения, в наши дни - городская больница № 1 имени Н. И. Пирогова.
  19. В каком из наиболее крупных московских дворцов размещается сейчас высшее учебное заведение?
    Здание, в котором сейчас размещается Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана на 2-й Бауманской улице, известно под названием Слободского дворца. Оно было сооружено в середине XVIII столетия, затем неоднократно перестраивалось, в том числе выдающимися зодчими XVIII -XIX столетий - Дж. Кваренги, М. Ф. Казаковым и Д. Жилярди. Скульптурная композиция над центральной частью принадлежит И. П. Витали.
  20. Когда был разработан первый план благоустройства Москвы?
    Первый план благоустройства Москвы был составлен в 1775 году. Он предусматривал благоустройство только центральной части города. В его разработке принимал участие М. Ф. Казаков. По этому плану намечалось изменить облик некоторых площадей и улиц, замостить мостовые и т. д. Однако исполнение плана затянулось на многие десятилетия и осуществилось частично.
  21. Кто и когда построил старое здание библиотеки имени В. И. Ленина, или «Пашков дом», как его некогда называли?
    Автором старого здания библиотеки имени В. И. Ленина является великий русский зодчий В. И. Баженов. Это здание (1785 -1786) является классическим образцом тонкой архитектурной композиции" из трех объемов - центрального корпуса и двух флигелей, увенчанных фронтоном. Центральный корпус заканчивается изящным бельведером. Портик насчитывает всего четыре колонны, но по сторонам их дополняют скульптуры. Здание создает впечатление легкости, гармоничности и торжественности. Дом поставлен на высоком Ваганьковском холме. Здание строилось как городская усадьба для богатой дворянской семьи Пашкова.
  22. Кто автор двух белокаменных беседок-ротонд на набережной в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького?
    Автор двух белокаменных беседок-ротонд в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького - выдающийся русский зодчий М. Ф. Казаков, который являлся одним из основоположников русского классического стиля в архитектуре.
  23. Кто автор Петровского дворца на Ленинградском проспекте и почему он так называется?
    Петровский дворец (Ленинградский просп., 40) построен в 1775 - 1782 годах по проекту М. Ф. Казакова. Он использовался для временного пребывания царственных особ перед въездом в древнюю столицу. Казаков применил в этом сооружении формы средневековой замковой архитектуры: башни, крепостные стены, стрельчатые готические окна. Однако зодчий широко сочетал с этими элементами детали древнерусской архитектуры: кувшино-образные столпы, двойные арки с гирьками. Свое название дворец и парк получили от Высоко-Петровского монастыря, у которого был приобретен этот земельный участок.
  24. Какое здание в столице имеет самую большую колоннаду?
    Самую большую колоннаду из 16 колонн коринфского стиля имеет бывший Екатерининский дворец (Краснокурсантский пр., 3/5). Дворец строился для Екатерины II в 1773-1796 годах (архитекторы А. Ринальди, П. Маку лов, К. Бланк, Дж. Кваренги). Колонны возведены из отесанных блоков естественного камня. Екатерининский дворец сооружен на месте сгоревшего летнего дворца «Анненгоф».
  25. Кто автор знаменитого Колонного зала Дома союзов и когда он был построен?
    Колонный зал Дома союзов (ранее Благородное собрание) был построен М. Ф. Казаковым в конце XVIII века. Зал принадлежит к числу выдающихся сооружений зодчего. Торжественность залу придают стройные белые колонны, поставленные вдоль стен зала, хрустальные люстры и настенные зеркала в форме окон. В центре каждой стены - широкие арочные проемы, которые были перестроены в начале XX века. В свое время в Колонном зале давались пышные балы, устраивались наиболее значительные парадные приемы.
  26. Какие два дома в столице получили название «дом-комод»?
    Название «дом-комод» за своеобразные архитектурные формы получили дом № 22 на улице Чернышевского и дом № 6 на Садовой-Кудринской улице, в котором находится Музей А. П. Чехова. Первый из них был сооружен в середине XVIII столетия и представляет собой ценный памятник русской архитектуры стиля русского барокко. Дом принадлежал Апраксину и создан крупным зодчим, близким к школе Растрелли. Здание отличается пластичностью, пышными лепными и архитектурными украшениями и яркой расцветкой. Второй дом известен как место жительства А. П. Чехова в 1886-1890 годах.
  27. По проекту какого архитектора возведено здание старого Гостиного двора на Ильинке (ныне ул. Куйбышева)?
    Здание старого Гостиного двора на Ильинке (ныне ул. Куйбышева) было построено по проекту архитектора Джакомо Кваренги в 1790-1805 годах. Здесь издавна находилось одно из самых оживленных мест древней Москвы. «Гостями» назывались наиболее богатые русские купцы, связанные с зарубежной торговлей. Отсюда название двора. Под каждой аркой двора находилась отдельная лавка, а во внутреннем дворе размещались складские помещения. От пожара 1812 года старый двор сильно пострадал и был восстановлен в 1830 году по проекту архитектора О. И. Бове.
  28. Когда было построено главное здание современного Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского и с какой целью?
    Главное здание современного Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского построено в 1794 - 1807 годах для Странноприимного дома (богадельни). Оно сооружалось владельцем Останкина и Кускова графом Шереметевым в память о безвременно умершей жене, известной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. Здание проектировали архитекторы Е. Назаров и Дж. Кваренги. Они поставили невысокое, вытянутое вдоль Садового кольца здание широко раскинутой дугой. Центр здания подчеркивается полукруглой двойной колоннадой. Над центральной частью возвышается изящный купол. Боковые портики связывают сооружения в единое целое.
  29. В память какого события был построен московский Манеж (Центральный выставочный зал)?
    На площади 50-летия Октября находится памятник архитектуры послепожарной Москвы - Манеж, величественное сооружение, созданное в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Здание было построено в 1817 году военным инженером JI. Карбонье по проекту генерала А. Бетанку-ра. Внешняя архитектурная отделка была осуществлена позднее по проекту московского архитектора О. Бове. Манеж считался чудом строительной техники. Его потолок, шириной до 45 метров, умело подвешен к стропильной конструкции и опирается на наружные стены без каких-либо промежуточных опор. Первоначально манеж использовался для парадных смотров и военных учений, но затем здесь устраивались различные выставки и музыкальные концерты. К 40-летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции здание стало использоваться как Центральный выставочный зал.
  30. Когда и кем был построен Большой Кремлевский дворец?
    Большой Кремлевский дворец был построен в 1849 году группой русских архитекторов по проекту К. Тона. Дворец представляет комплекс различных помещений гражданского и культового назначения. Среди них покои императорской фамилии, знаменитый Георгиевский зал, Владимирский зал. Современный Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР создан в 30-х годах из двух залов - Андреевского и Александровского. В анфиладе парадных комнат, имеющих ныне музейное значение, представлены высокохудожественные образцы мебели, хрусталя и фарфора, разнообразные предметы прикладного искусства.
  31. Когда построено здание Исторического музея? Кто его автор?
    Здание Исторического музея было построено в 1883 году по проекту архитектора и скульптора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семенова. Здание принадлежит к числу памятников так называемого «русского стиля», отличается богатым декором в виде разнообразных деталей русского узорочья, скопированных с известных памятников.
  32. Какой жилой дом в дореволюционной Москве считался самым высоким?
    Самым высоким домом в дореволюционной Москве считался дом № 10 по Б. Гнездниковскому переулку, построенный в 1912 году (архитектор Э. Нирензее). Этот доходный дом в центральной части Москвы называли домом дешевых квартир.
  33. Кто автор центральной части здания Государственного банка на Неглинной улице?
    Центральную часть здания Государственного банка на Неглинной улице построил в 90-х годах прошлого века архитектор К. М. Быковский.
  34. Когда появились красочные росписи на фасаде Политехнического музея, выходящего на площадь Дзержинского? Кто их автор?
    Красочные росписи, выполненные на фасаде Политехнического музея, были созданы в 1907 году после окончания строительства всего здания. Они символизируют сельское хозяйство, просвещение и фабрично-заводской труд. Автор росписей инженер-строитель Г. И. Макеев. Интересно, что члены комитета, ведавшего строительством Политехнического музея, были крайне недовольны содержанием росписей, особенно рабочей тематикой, и требовали ее заменить. С большим трудом автору удалось отстоять свои росписи, которые дошли до наших дней без изменений.
  35. Какое единственное здание в столице имеет окна с выпуклыми стеклами?
    Основное здание Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (Тимирязевская ул., 49) - единственное здание в Москве, в котором окна имеют выпуклые стекла. Они были вставлены при перестройке дворца Разумовского в 1862 году по проекту академика Н. А. Бенуа.
  36. На каких московских зданиях сохранились скульптурные изображения львов в качестве украшения на воротах или на портике?
    Декоративные скульптурные изображения львов на воротах (около здания) или на портике сохранились на воротах бывшего дома А. Хераскова (ул. Горького, 21,- Музей Революции СССР), бывшего дома Г. Баташова (Интернациональная ул., 9-И,- больница № 23), на бывшем доме Коншиных (Кропоткинская ул., 16,- Дом ученых), бывшем доме Усачевых (ул. Чкалова, 53,- Московский городской врачебно-физкультурный диспансер № 1), доме № 64 по Пятницкой улице, доме № 9 по Хлебному переулку, у дома № 8 по М. Молчановке, у дома № 15 по улице Кирова и на воротах здания № 9 по улице Жолтовского.
  37. Где в столице был построен первый кооперативный поселок?
    Первый кооперативный поселок «Сокол» был построен в столице в районе бывшего села Всехсвятского. Первые дома появились в 1923 году. Поселок строился по проекту архитектора Н. В. Марковникова и состоял из отдельных рубленых деревянных домов-особняков. Комплекс таких индивидуальных домов был удобен, однако экономически невыгоден.
  38. Когда и в каких местах столицы в советское время возникли первые крупные массивы жилых благоустроенных домов?
    Первые крупные массивы жилых благоустроенных домов были построены в Москве в 1926-1927 годах в районе Дангауэров-ской слободы (шоссе Энтузиастов), Рогожского поселка, Усачевки, Стромынки, Русаковской улицы. Здесь были сооружены целые поселки 4 -6-этажных зданий для рабочих близлежащих предприятий.
  39. Какое здание в центре столицы сооружено по проекту выдающегося французского архитектора?
    Хорошо известное москвичам многоэтажное здание, протянувшееся по улице Кирова, построено в 30-х годах по проекту выдающегося французского архитектора Jle Корбюзье (№ 39). Сейчас в нем размещается Центральное статистическое управление СССР. «Я работал для СССР от всего сердца»,- писал автор этого здания. Позднее дом был несколько перестроен - заложены мощные столбы-опоры, на которых стояло сооружение, и здание потеряло первоначальную легкость.
  40. Где и когда после Великого Октября было построено первое многоэтажное здание в Москве?
    Первое многоэтажное здание в советской столице было построено в 1923-1924 годах в Калашном переулке у Арбатской площади. Строительство этого восьмиэтажного здания было начато еще в 1912 году, из-за нарушения строительных норм оно обвалилось, а затем восстановлено по проекту архитектора Д. Когана (автор угловой башни - профессор А. Лолейт). Его называли первым советским небоскребом, или домом Моссельпрома, так как в нем располагалось одно из объединений пищевой промышленности.
  41. Какое театральное здание было построено первым в советской столице?
    Первое театральное здание, сооруженное в советской столице в 1940 году, разместилось на площади Коммуны. Оно возведено для Театра Советской Армии по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. И. Симбирцева и в плане представляет пятиконечную звезду, окруженную колоннадой. Первый спектакль в театре состоялся в сентябре 1940 года.
  42. На каких пяти башнях Московского Кремля установлены рубиновые звезды?
    Рубиновые звезды установлены на Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной башнях Кремля. Первоначально на первых четырех башнях были установлены другие звезды, сложенные из уральских самоцветов (1935). Через два года на всех пяти кремлевских башнях появились светящиеся рубиновые звезды.
  43. На каком из московских зданий установлен старинный герб города Казани?
    Старинный герб города Казани установлен на башне Казанского вокзала, в облике которой архитектор А. В. Щусев воспроизвел башню Сююмбеки казанского Кремля с крылатым змеем Зеланом.
  44. Где в столице в послевоенный период были впервые проверены типовые проекты жилых зданий для массового строительства?
    В середине 50-х годов в районе Новых Черемушек впервые в стране началось массовое типовое жилищное строительство. В 9-м квартале проверялись различные типы зданий, здесь были сооружены 14 домов с различной планировкой квартир, типовые панельные и крупноблочные дома, магазины, дома культурно-бытового назначения. В 10-м квартале был проверен ряд многоэтажных зданий, получивших потом прописку в различных районах столицы и завоевавших признание архитекторов и новоселов благодаря улучшенным конструктивным и планировочным решениям. Черемушки вошли в историю советского градостроительства как район широкого строительного эксперимента.
  45. Какие три сооружения на Комсомольской площади созданы по проектам одного архитектора?
    Выдающийся советский архитектор А. В. Щусев создал проекты Казанского вокзала, здания Центрального Дома культуры железнодорожников и наземного вестибюля станции метро «Комсомольская».
  46. Что олицетворяют скульптуры на здании Московского высшего художественно-промышленного училища?
    На фасаде Московского высшего художественно-промышленного училища установлено пять скульптурных фигур, олицетворяющих основные специальности училища - «Ткачество», «Художественное конструирование», «Керамика», «Скульптура» и «Живопись». Эти скульптуры были выполнены дипломниками училища и установлены после окончания строительства нового здания в 1959 году на Волоколамском шоссе.
  47. Назовите четыре сооружения в Москве, построенные в советский период и названные именем В. И. Ленина.
    Имя В. И. Ленина присвоено Государственной библиотеке СССР, Московскому метрополитену, типографии газеты «Правда» и Центральному стадиону в Лужниках.
  48. На каком из московских зданий помещены самые большие в мире часы, барометр и термометр?
    На здании Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на Ленинских горах помещены самые крупные в мире часы, барометр и термометр. Они установлены на башнях 18-этажных корпусов. Диаметр циферблата часов - 9 метров, а длина минутной стрелки - 4,2 метра.

(из книги "Москва в вопросах и ответах", М.Синютин, Л.Ястребовский. "Московский рабочий", 1987 г.)