Рамзан ахматович кадыров в 16 лет. Кадыров: я никогда не говорил, что убивал русских солдат. О том, что важнее - Коран или Конституция

Распад Советского Союза - это в любом случае не случайность.
Буду говорить на простом бытовом языке, используя понятный образ. Допустим, есть какая-то семья, муж и жена. У них может быть один ребенок, двое, трое, пятеро, десять и т.д. Если такая пара в роли мужа и жены разводится - это случайность или нет? Когда семья разваливается, всегда есть причина.
СССР - это большая семья.
В семейном конфликте у каждого может быть своя правда. Не то у мужа любовница, не то у жены любовник, не то они вообще друг от друга устали, не то еще что-то. Если двоих человек запереть в одной комнате, то они все равно друг от друга устанут, друг друга достанут и в итоге поругаются.
Между мужчиной и женщиной есть сексуальная тяга, которая называется любовь. Детки не от любви бывают, а от сексуальной тяги. Аналогичный процесс наблюдался в Советском Союзе. В СССР проповедовалась дружба народов и «все равны» и, кроме русских, в это больше никто не верил. Все республики понимали, что русские - номер один, а все остальные - второстепенные.
Доказывается это просто - гимн СССР исполнялся на русском языке, не на украинском, не на армянском, не на казахском и не на любом другом. Все говорили на русском языке. И слова в гимне "...навеки сплотила великая Русь..." доказывают, что русские знали, что они - номер один, потому гимн так и поется - навеки .
Тем не менее, это "навеки" распалось. Что развалило?
Россия это муж по своей психологии. А у мужчины, как у нас принято, должна быть одна жена, и самая правильная жена получалась Украина: по населению, по территории, по религии и по истории. А все остальные, это как бы любовницы. Например, Беларусь была любимая любовница. А вот, допустим, Киргизия, не сосем любимая любовница. А любовницы это затратное и хлопотное дело, потому что требуются средства, чтобы их содержать и образовывать.
Русское величие - демонстрация мощи на весь мир через младшие страны: Киргизия, Грузия, Армения, Азербайджан и т.д. - было привлекательным для других: для Болгарии, Вьетнама.., и подобных отстающих стран в Африке.
Когда в семье с деньгами становится туго - не будет ни любовница, ни жена любить такого мужа. (исключения, конечно, тоже бывают.)
8 декабря 1991г в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) «присутствовали высшие должностные лица и главы правительств трёх союзных республик: Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис (РСФСР), Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич (БССР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин (Украина). Преамбула документа констатировала, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование» .(Википедия) Т.е. они документировали распад СССР. И Ельцин "из комфортабельной медвежьей берлоги, из темного леса, густой Пущи", звонил в Америку и интересовался, как они посмотрят на этот вопрос, что они скажут. Вот он звонит в Америку, потому что ему сказали вот эти "секретари" Беларуси и Украины. Бесстыжий Ельцин звонил в Америку: Вот тут у меня любовница интересуется, а кто их будет обувать, одевать в такой тяжелый период времени. А у других секретарей, включая Назарбаева Н.А. смелости не хватило собраться вместе и сказать России, Украине и Белоруссии: “не нравится - до свидания”. Тогда союз из двенадцати или восьми государств представлял бы из себя реальную геополитическую экономическую силу. Варианты создания такого союза были.
* * *
Теперь перейдем на другой "политпонятный" язык.
Что хорошего можно сказать о Союзе до развала. Советский Союз потерял более двух десятков миллионов убитыми, но, тем не менее, Вторую Мировую Войну выиграл. Война была выиграна благодаря поддержке всей страны потому что немногим меньше половины было людей из союзных республик. Допустим, 15 млн. было русских, а остальные 10 - таджики, узбеки, киргизы…
СССР такими же невероятными усилиями всех создавал атомную бомбу и военную промышленность. В армии служили все, это значит, где-то процентов 30-40 были нерусские. Все Союзные Республики находились Вокруг России, и геополитическая составляющая, как военная составляющая, - это было кольцо вокруг России. То есть, если какая-то армия пыталась бы захватить Россию..., - а захват России это фактически захват всего Советского Союза - к примеру, Гитлер стремился Москву взять, а не Ташкент, Ашхабад, Алма-Ату и т.д. И вклады России в эти страны, как геополитическая военная защита, оправданы, так как они принимали бы на себя первый удар со стороны. Кроме того, вокруг всех этих республик было еще одно "кольцо" - к примеру, Восточная Европа.
Т.е. СССР, исходя из языка, из гимна, была чисто русской империей, дружественной формацией ко всем нациям. Каждая формация вместе с русским голосом ощущала себя сильной, достойной. И Россия, как главная составляющая СССР, щедро делилась своим достоинством и уважением.
А первая часть про любовниц-жен и темную Пущу, это та история, которая в конце получилась. Та история, которую мы сегодня видим. Где все - плохие любовницы или жена плохая, - а я вот русский муж был хорошим. У каждого своя правда.
К сожалению, во все республиках, которые были связаны с Россией и жизнью и кровью, сегодня тоже не очень радостные воспоминания. Люди из года в год в этих странах все хуже говорят на русском языке. Тем самым, Россия с этими странами теряет сознательно-интеллектуальную и эмоциональную связь. Чем хуже они будут знать русский язык, тем больше они будут отдаляться от России и, как более слабые страны, будут втянуты в орбиты более сильных и развитых стран. Кто-то начнет крутиться вокруг Европы, кто то вокруг Китая, кто-то вокруг Америки, кто-то вокруг Ирана, кто-то вокруг Турции. И мало кто останется с русскими и разделит судьбу с русскими - многонациональным, многоконфессиональным народом.
К примеру, Узбекистан, Туркмения, тем более, Азербайджан это почти что тюркоязычные страны. Они уже втянуты в орбиту Турции. Таджикистан - они говорят на языке Ирана. Украина - Россия им оставила Крым, оставила Севастополь, там огромное кол-во людей, говорящих на русском языке, но, тем не менее, им сегодня поляки ближе. Поляки, которые, ни Севастополя, ни Крыма, вообще ничего им не оставляли. Молдавия, постепенно забывая русский язык, с Румынией, фактически говорящей с ней на одном языке, входит с ней в близкие отношения. То есть, что Украина, что Молдавия, ищут пути в Европу.
Все это перечисление нужно для понимания, что если в семье разлад, в поисках виноватого можно настолько увлечься, что перестать что-либо понимать. Понимать, что происходит. Румыния СССР не разваливала, Турция, Иран СССР не разваливали. СССР развалило бестолковое, тупое до безнадежности управление. СССР развалил не Горбачев, СССР развалил Ельцин. Он так хотел быть главным и важным, что после него мы прийти в себя не можем никак. К сожалению, во времена Горбачева, его перестройка не перешла на Китайские рельсы. Если бы это было так, то гимн "…нас навеки сплотила велика Русь…" мы также пели бы на русском языке.
Итог
Управленческая верхушка это были выжившие из ума маразматические "старперы". СССР развалила партийно-олигархическая коррумпированная коммунистическая верхушка . И сегодня, спустя 20 лет после развала, у нас в стране, в России, самый главный враг вышел наружу, показал и обозначил себя. Появилось слово - коррупция. Зародилась она в СССР, Горбачев не смог ее по- китайски залечить. При Ельцине коррупция стала нормой политической, экономической и бытовой жизни.
И сегодня стоит вопрос: или коррупция или Россия.

Социально-политические, духовные и экономические проблемы в современной России
(В продолжение эссе по теме: "Распад СССР: случайность или...?")

Моим учителем по истории была задана тема эссе Отвечая на этот вопрос, я не пользовался документами, не играл цифрами, не рассматривал подробно политических деятелей того времени. Я пользовался мыслями, опытом и житейской мудростью, тех людей, активный возраст которых на тот период времени был от 30 до 40 лет. В современной России они прожили примерно 20 лет. Сегодня им больше 50-ти.
Им есть, что сравнивать. Послушав внимательно о том периоде, я написал эссе, основанное на их опыте и житейской мудрости, которое понятно и мне, и моим друзьям и взрослым всех возрастов. Но, тем не менее, уважаемый мною историк обозначил эссе "Распад СССР: случайность или...?"- "вялым".
Я постараюсь в двух словах дополнить предыдущее эссе, чтоб оно не было вялым, и этим эссе наполнить новую тему о социально-политических, духовно-экономических проблемах современной России. Я решил поговорить с теми же людьми, с которыми говорил о неслучайном развале Советского Союза.
Таким образом, я свои тексты строю не на учебниках истории, потому что они описывают действия политиков: вот этот сделал так, а вот этот сделал вот так. Но их поступки не описывают реальной жизни людей, и получается у страны две истории. В одной истории страны находятся политики, а в другой истории страны находится большая часть населения, которая к истории, как бы, не имеет никакого отношения. Как будто это некая инертная безвольная масса, которую, как глину, мнут политики. А политиков выбирает вот эта самая масса, и вот эта самая масса от политиков ждёт улучшения собственной жизни. А взрослые, с кем я говорил, общался, видели СССР в живую и, спустя годы, поняли, что происходило в стране. В стране, где информация скрывалась, в стране, где не было свободы слова, в стране, где информационный обман был нормой. Взрослых умных людей политики, рождённые в СССР, обманывали, а они им верили. Информационно они были настолько зомбированы, что верили, что их ведут в некое прекрасное коммунистическое будущее, где будет всем равенство, братство, дружба народов, и где свобода для всех одна. А верили, потому что симптомы всего сказанного ярко прослеживались.

Напомню, чем заканчивается предыдущее эссе:
"Итог.
Управленческая верхушка это были выжившие из ума пенсионеры-маразматики. СССР развалила партийно-олигархическая коррумпированная коммунистическая верхушка. И сегодня, спустя 20лет после развала, у нас в стране, в России, самый главный враг вышел наружу, показал и обозначил себя. Появилось слово - коррупция. Зародилась она в СССР; Горбачев не смог ее по-китайски залечить (коррупция неистребима и неизлечима, ее можно только подлечивать).
И сегодня стоит вопрос: или коррупция или Россия ."

При Ельцине коррупция стала нормой политической, экономической и бытовой жизни. Таким образом, при Ельцине, обман охватил собою всю страну, и такая ненормальность стала нормой жизни. В таких условиях..о какой духовности, политике и экономике можно говорить?
Я писал о том, что современная Россия это наследие Советского Союза. Вот это те, кто правили до Горбачева 21 год: Л.И.Брежнев (1966 -1982), Ю.В.Андропов (1982-1984), К.У. Черненко (1984-1985). То есть, Советским Союзом управляли старые, больные и экономически безграмотные люди. Надо задуматься, о чём может думать больной человек, - о государстве или о своём здоровье? А больному человеку врач обычно прописывает покой. А политика, насколько я понял от взрослых, - это искусство интриганства. А интрига это беспокойство, интрига-беспокойство это все равно как больному давать не лекарство, а яд. Искусство интриги - это искусство правильно и искренне себя на политической сцене держать, не взирая на правду-не правду, и т.д. Такое, в общем-то, обманное поведение, с правильным выражением лица, в политике стало нормой: игра в искренность, игра в правду, и после первого же рукопожатия называть друг друга друзьями. Такая игра-обман, может покалечить любого человека, вообщем-то, это раздвоение личности, и о духовности говорить в таком играющем человеке сложно. Следы коррупции теряются между раздвоениями личности в одном человеке. Чтобы такого честного вора за руку поймать…
Как я понял из рассуждений взрослых, для страны есть два фундаментальных понятия: Родина и Государство . Так вот государством управляют чиновники, управляют через закон; и понятие справедливость для чиновников - не духовное понятие. А Родина - для тех, кто живет в стране Россия и не управляет государством. Для них справедливость - это духовное понятие, а не закон. (Как следствие, возникает конфликт между законом и духовностью.)

То есть возникает конфликт между теми, кто управляет государством и между теми, для кого она родина. (Не путать современное демократическое духовное понятие равенство, свобода с религиозным духовным понятием.)
СССР как минимум 10 лет управляли маразматики - это последние годы Брежнева и те, кто был до Горбачева. Социально направленным государством - СССР, управляли больные политические интриганы. Также, они были безграмотными в экономике менеджерами. Они были увлечены собой, своими ненасытными семьями, и их эгоизм был безграничен. И потому они лица бездуховные, как в современном, так и в религиозном понимании. Духовные люди любят людей, а бездуховные люди любят себя.

Проблемы современной России начинаются от СССР, от вот этих бездуховных, не любящих людей, политических маразматиков. А современную Россию строил разваливший СССР Б.Н. Ельцин - человек из их коммунистической среды, только был помоложе, поэнергичнее. И люди поверили ему, что вот этот молодой и энергичный Ельцин оздоровит и государство и Родину . Я его сам не видел, но у взрослых в памяти осталось, что это был вначале, действительно, очень неслабый человек, который на глазах, вдруг, резко проявился пьяницей, показав свою сущность. Он, как наследник-ученик советских пенсионных маразматиков-политиков, в итоге превратился в подобное им существо. То есть внутриполитические интриги на него действовали точно также, не как лекарство, а как яд. Он радовался своим интриганским победам и забыл про государство и людей, для которых это государство - Родина.
Он развалил СССР; экономика всех республик была завязана на Россию. А вся логистика шла из центра, из кремля. Он и русских людей и не русских людей через развал экономики всей страны поставил под вымирание. (Тем, у кого была нефть, в итоге повезло - цена на нефть поднялась. А те, у кого не было нефти, были поставлены на грань вымирания.)
По телевизору выступал не то больной, не то полупьяный руководитель России. Какая может быть в таких условиях, с таким управлением, социально-политическая или духовная или экономическая жизнь России, если гарант - социальной, духовной и экономической стабильности, не то пьян, не то болен, не то ему на всех наплевать, и на русских и не на русских.

Начало 90-х получилось откровенно бандитским. Все взрослые люди, которым под 50 и более, вживую помнят, как у каждого ларька, в кожаных куртках, молодые люди между собой толкались и выясняли, кто здесь кого «крышует». А они, бедолаги, просто есть хотели. По крайней мере, большая их часть. Вся страна оказалась втянута в мелко-денежные разборки. Бандитизм во времена Ельцина носил откровенно уличный характер. И, под шумок такого бандитизма, страна была распилена между олигархами по закону; не по справедливости, а по написанным законам. И вот мы растём оттуда - с мутных девяностых. В итоге, главная сегодняшняя тема - коррупция и борьба с ней. (Вопрос: борьба с коррупцией будет по закону или по справедливости?)
А политика это дело интриганское: где правда, где не правда, очень сложно понять неопытному человеку. Кто коррупционер, а кто нет, очень сложно понять неопытному человеку. И кто кого ловит, и почему ловит тоже очень сложно понять неопытному молодому человеку.

Во времена кризиса, борьба в Европе с нескромными сверхдоходами выглядит как "успокоить толпу", и это работает на политиков. Они набирают очки, может быть, для следующих выборов. Это в Европе. А мы не совсем Европа. Это у них лет 500 как демократия, а у нас люди, для которых страна - Родина, пока мыслят не законом: они желают справедливости, и потому, когда В.В. Путин вступает в беседу с народом, народ к нему обращается лично: к нему, а не к закону. (Для управляющих законом получается, что это бизнес, потому они и коррупционеры, а для людей важна справедливость, и закон для них не бизнес).
Люди, для которых страна является Родиной, платят налоги, то есть приносят пользу. А люди, которые управляют государством... они распределяют налоги…Но коррупция такова, что она охватывает все население, и все без исключения от нее страдают. Допустим, нет государства. Где чиновник будет получать зарплату? И где он будет получать свои конверты? И, как мне взрослые объяснили, коррупцию изжить невозможно, ее можно сделать меньше, чтобы государство не развалилось. Государство для думающих коррупционеров это бизнес, и только сумасшедшие свой бизнес могут уничтожить. В 90-ые и происходило именно это - уничтожение государства, потому все деньги ушли в оффшоры. Сегодня коррупцию можно сделать меньше, но изжить её не возможно.

* * *
Если Россия наследовала коррупцию от СССР, то возникает вопрос: неужели СССР родил коррупцию?
Когда к власти пришли Советы в 1917 году, они не знали, как управлять государством, потому что в этом вопросе были абсолютно некомпетентны. Они пригласили-принудили чиновников, которые реально управляли царской Россией, управляли ее экономикой. А экономика ответственна за социальную стабильность, а социальная стабильность это основа крепкой политической власти.
Если экономика, крепкая политическая власть, народ, социальные слои уравновешенны и гармонизированы, то между слоями общества возникает тонкая духовная связь , которую можно выразить одним словом - справедливость. Такое общество чувствует себя цельным и защищенным.
Царская власть пала от небольшой кучки большевиков , из чего следует, что Первая Мировая Война Россию погрузила в глубокий экономический кризис. Семьям России, а это в основном крестьяне, надоело терять кормильцев-мужчин. Нет кормильца, значит, голод. Так оно и было.

У меня есть отец и мать, с ними я чувствую себя защищенным. Обо мне с детства заботятся, и я с детства помню постоянно теплые руки моей мамы. Каждая семья, как ребенок, хочет такого отношения к себе от государства. Когда в семьях теряют кормильцев, которые воюют не за свою страну, значит, это несправедливая война. Потому что Первая Мировая - это политическая война, то есть война международных интриганов. Справедливая война это защищать свою Родину, и тех, кто помогает защищать свою Родину, это истинные друзья. В итоге, несправедливая война для царской России стала главной причиной ее развала.
А потом большевики стали управлять бывшим царским государством, пригласив -принудив царских чиновников. И к каждому чиновнику приставили своего соглядатая, "октябренка, пионера, комсомольца и коммуниста". Революционер-коммунист учился у чиновника, потом обучал комсомольца, комсомолец обучал пионера, пионер передавал знания октябренку и, в итоге, этот октябренок стал пионером, стал комсомольцем, стал коммунистом, стал революционером и в итоге развалил СССР. А царские чиновники-коррупционеры, которые понимали, что такое государство, и служили своему государству, остались в далеком 1917 году, Те, кто их заменил, умели только воевать и разрушать, а вот управлять государством и служить государству так и не научились.
В итоге форма управления извратилась. Она и до этого, при царе, была на доносах, а в СССР стукачество просто стало нормой жития.
Я приводил в пример свою семью, - какой ребенок будет доволен, оставшись без отца? Власть, которая наплевала на отцов - кормильцев, прогнила , поэтому кучка большевиков ее свергла. Правда, ничего хорошего не получилось, началась гражданская война, началась глобальная чистка, были уничтожены миллионы людей. И чистку начал не Сталин, а Ленин. А Сталин ее завершил, как верный ученик Ленина.
Напоминаю я это, потому что с такими же темпами, как в 1917-ом году, развалился Советский Союз - в одночасье. В Пуще, ночью три секретаря коммунистической партии России, Украины, Белоруссии развалили Советский Союз и, вообщем-то, формально, для весу пригласили секретаря коммунистической партии Казахстана. (8 декабря 1991 лидеры России, Белоруссии и Украины в Беловежской Пуще подписали соглашение о создании содружества независимых государств. Назарбаев - один известный пример обиды, а республик было пятнадцать).
Учитывая эти два опыта, в современной России надо сделать вывод и помнить, что мощная царская Империя рухнула, еще более мощная - СССР, рухнула в одночасье. И надо это понимать не по цифрам, что и чего произошло в каких годах, а по сути вопроса: почему это произошло? Это произошло потому, что между людьми, для которых страна - Родина и для которых страна - государство, потерялась связывающая общество в одно целое духовная связь. А потерялась она от обнищания одних и от обогащения других. Обнищавшие и обогатившиеся говорят вроде как на одном языке, но это люди, как бы из разных стран, одну страну зовут Родиной, а другую - Государством.
* * *
Глядя на Россию сегодняшних дней, мы видим, как глава государства пытается бороться с коррупцией. Что полезного может дать, если хотя бы на 10 процентов победить коррупцию? Это возврат капиталов снова в казну. Это может улучшить жизнь пенсионеров, помочь больным, привести в порядок наши дороги, а дороги всем нужны, и простым людям и экономике. Представим, цена на нефть не поднимается, а 10 процентов от коррупции это все равно, как цена на нефть резко взлетела вверх.
Борьба с коррупцией, это еще одна возможность, как и нефть, невероятно обогатить Россию. А если на 20 процентов? или совсем невероятное, на 30 процентов победить коррупцию? Это в одночасье Россия станет на треть богаче.
Политика, направленная на социальное благополучие, привлекает к себе людей. Духовность, как внятная идеология - объединяет людей. А экономика - содержит такое объединение.

Если экономика слабая, то духовность, как внятная идеология, которая объединяет политиков и народ, будет слабой. А слабость не объединяет, а разъединяет - это доказывает исторический опыт. Сегодняшняя слабость доказывается тем, что чиновника начали подводить под отчетность: "Откуда, у тебя на ВСЕ это берется, если все нищают?" Ну допустим забыли 17-ый год, но развал СССР был буквально вчера. Там секретари со своими семьями безостановочно жирели, а люди, для которых страна СССР была Родиной, нищали. Ситуация опасно повторяется.
Сегодняшняя борьба с коррупцией это последствие экономического кризиса, охватившего весь мир. Во время кризиса хозяин начинает считать денежки: приходы-расходы, так же, как это происходит в любой нормальной семье. А расточительство приводит к разорению.
Какой напрашивается вывод? К сожалению, борьба с коррупцией это вынужденная мера . Потому что если бы не было мирового кризиса, то борьбы с коррупцией у нас возможно и не было бы, или она носила бы вялый характер. С коррупцией борются в Европе, и мы начали бороться ней, потому что мы с Европой экономически взаимно проникаемся, и наша коррупция вредит и нам и им. Наша коррупция вредит реальному сектору международной экономики, ставит палки в колёса развития.
Представим, кризис закончился. Как следствие, закончится борьба с коррупцией или нет? Захлебнется борьба с коррупцией в сегодняшней России или нет? И к следующим выборам будет понятно, насколько справился президент с коррупцией: на 5, 10 процентов - на сколько?
Я мало понимаю в экономических цифрах, но взрослые объяснили, что 10 процентов это очень много. 20 процентов - это в России не будет экономических житейских проблем. А 30 процентов - мы крепко встанем на ноги, и с нами будут считаться, как считались с СССР, как считались с Российской Империей.
Завершая тему, можно сказать, что социально-политические, духовно-экономические проблемы современной России, это наследство от царской России. Только если в царской России коррупция была ребенком, то в СССР она возмужала, а в России она стала бизнесменом.
Таким образом, пока не будет побеждена коррупция хотя бы на 10 процентов, социально-политическое, духовное и экономическое развитие России будет проблематичным, как внутри страны, так и в мире.

Нет особой нужды доказывать важность, злободневность провести серьезный разговор на тему “Распад СССР: причины и следствия”. Она - очевидна, хотя бы потому, что распад СССР - это и часть нашей личной биографии и драмы, - и в то же время это, на мой взгляд, наиболее значительный драматический эпизод всемирной истории.

Нет особой нужды доказывать важность, злободневность провести серьезный разговор на тему “Распад СССР: причины и следствия”. Она - очевидна, хотя бы потому, что распад СССР - это и часть нашей личной биографии и драмы, - и в то же время это, на мой взгляд, наиболее значительный драматический эпизод всемирной истории. Тем более истории русского народа второй половины XX века.И все же сошлюсь в виде своего рода доказательства злободневности темы на авторитет известного “нового русского” миллиардера и политика Б.А.Березовского. В конспекте своего трактата, названного “От революции к эволюции без потери страны. Генетическая трансформация России: экономика, политика, менталитет”, трактата интересного многими идеями, самое интересное состоит, пожалуй, в том, что в своей укрупненной исторической периодизации “трансформации России (СССР)” в период с апреля 1985 года по 1997 год включительно он забыл упомянуть (или “потерял”, пользуясь его терминологией) о распаде СССР, одной из двух великих супердержав XX века, составной (и довольно искусственной, я бы даже сказал - уродливой) частью которой была Россия, точнее - РСФСР, ныне - Российская Федерация. Можно, конечно, в этой связи долго иронизировать по поводу историко-политологической “девственности” Березовского, но такая ирония будет малопродуктивной. Более того - глупой. Ведь когда такой очень неглупый человек, и, кстати, меценат, с миллиардами как бы возникшими вдруг, “из воздуха”, забывает о такой исторической “детали” как “распад СССР”, повествуя о трансформации России на рубеже 80-х - 90-х годов, то такая якобы забывчивость говорит о многих весьма серьезных вещах. И здесь не до насмешек.

Именно такая “забывчивость” про великую страну (в которой, кстати, и он родился) питает - и не без оснований - взгляды тех, кто полагает, что распад СССР не случаен, и не случаен в том именно смысле, что это, скорее, сознательно спланированный и осуществленный процесс, нежели стихийный. Я, кстати, не являюсь сторонником таких взглядов и включил это словосочетание в название выступления, признаюсь и каюсь, для остроты. Хотя, конечно же, не считаю, что процесс этот был преимущественно стихийным, а тем более исторически случайным. А если уж и случайным, то только в том понимании случайности, при котором она возникает в точке пересечения каких-то необходимых процессов.

Теперь перейдем от политически острых шуток - к попытке трезвого, научного осмысления некоторых причин и некоторых последствий распада СССР. Для меня - это нелегкая, не до конца (для самого себя) проясненная проблема.

Прежде всего, я исхожу из того, что распадался именно Союз ССР, а не иная по наименованию Российская империя. Российская империя, “воссозданная”, насколько это было возможно, большевистским огнем и мечом, к 1922 году, после поражения так называемой сталинской идеи об “автономизации” не только юридически, но и, так сказать, структурно прекратила свое существование. А сегодня можно утверждать (именно сегодня, конечно, а не в 1922 году), что и исторически с созданием СССР, то есть государства, построенного, формально говоря, по национально-этническому признаку, были заложены некоторые основания (пусть и в виде формальной или абстрактной возможности) для его распада, который и состоялся в эпоху великого кризиса коммунизма или точнее - реального социализма. Но для того, чтобы эта возможность была реализована должны были произойти многие, не связанные с этим исторические события, должны были развернуться другие, внутренние присущие и благоприобретенные противоречия СССР как великого и многонационального государства. О них и поговорим теперь.

СССР, несмотря на интернациональный менталитет его создателей, все же - во многом русское государство. И, как и все русское, оно буквально соткано из противоречий.

Действительно, по способу, характеру взаимоотношений между Центром и регионами, между большими и малыми народами СССР - это, конечно, унитарное государство, с чем и связана во многом характерная для него жестко централизованная система управления территориями и проживающими здесь народами (и ее необходимость нельзя, следовательно, сводить к идее т.н. “диктатуры пролетариата” и вытекающих отсюда механизмах осуществления власти). К тому же СССР - такой тип государственного устройства, который во второй половине XX века получил в политологии название партия-государство. Причем это - социалистическое государство, точнее: государственно-административный социализм (а не фашистская Италия или нацистская Германия). С управленческой точки зрения для такого государства не только на словах, но и в значительной мере на деле характерен принцип т.н. демократического централизма (в той или иной его форме).

Этот принцип даже зафиксирован в Конституции СССР (как в сталинской, так и в брежневской) как главный принцип организации всей государственной и общественной жизни страны. Я говорю “даже”, потому, что на словах или по букве Основного Закона СССР государство, в котором все мы с вами родились, является государством федеративным. Более того, с серьезными вкраплениями элементов или принципов конфедерализма: например, право на выход из состава СССР союзных республик или “формулы” о “суверенных” государствах в составе единого федеративного государства (что само по себе является явной несообразностью). Однако, совершенно очевидно, что, во-первых, принцип демократического централизма не может на справедливой, равноправной основе регулировать отношения между большими и малыми нациями (без ущерба для малых -, а у нас, оказалось, что не может и без ущерба для больших, например, для русской нации). Точно также невозможно себе представить совместное сосуществование на деле принципа демократического централизма - с, скажем, реальным правом на выход из состава СССР, ну, допустим, одной или двух-трех из 15 республик, которые входили в состав Союза.

Другая особенность всех проблем управления в многонациональном Советском государстве (СССР) - это своеобразное, я бы сказал, парадоксальное отношение к национальному вопросу: его содержанию, формам, перспективам разрешения и даже самому его существованию. На мой взгляд, парадоксальность понимания или парадоксальность непонимания национального вопроса - особенно русского вопроса как национального - вождями СССР, особенно Горбачевым, стало одной из важнейших субъективных причин, которая взорвала на рубеже 80-х - 90-х годов многонациональный Союз ССР.

Поучительна история теоретического отношения к тому, решен или не решен у нас национальный вопрос, что понимать под его решением, возможно ли самоопределение наций вплоть до отделения, т.е. до образования “собственного” государства в рамках федерации и распространимо ли это право на... русский народ и т.д.

Оставлю в стороне очень интересный и важный для историков, философов и политологов вопрос об отношении к этим проблемам Ленина, Сталина, Хрущева и расскажу на материале доступной для меня, прежде абсолютно конфиденциальной, информации, о решении этих проблем в исторический период Л.И.Брежнева-Ю.В.Андропова-К.У.Черненко, а также М.С.Горбачева.

Известно, что для того, чтобы выйти из тупика формулы о полном и окончательном решении национального вопроса в СССР (который явно противоречил действительности) в одном из выступлений Брежнева была введена оговорка, что вопрос этот решен в том виде, в котором он достался нам от прошлого (дореволюционного прошлого). Такая оговорка, как казалось идеологам КПСС, давала возможность приоткрыть “табу” над анализом тех реальных проблем, противоречий, которые в 70-е годы начали нарастать во взаимоотношениях различных наций и народов СССР под громкий треск юбилейных речей о расцвете и сближении всех наций в условиях развитого социализма. В действительности научное значение этой оговорки было иллюзорным, о чем свидетельствует и соответствующая научная литература этого периода советской истории. Мне известно, однако, что рабочая группа комиссии Политбюро ЦК КПСС по подготовке новой, “брежневской” конституции СССР 1977 года попыталась сделать шаг вперед в решении некоторых реальных межнациональных проблем, “расшить” одну из них, которая, как показала история, сыграла роковую роль в распаде СССР. Я имею в виду проблему Нагорного Карабаха.

Как известно, Нагорный Карабах, попав после Октября 1917 года под юрисдикцию Азербайджана, чем дальше, тем больше становился запутанным узлом армяно-азербайджанских противоречий. Конструктивной формой ослабления этой напряженности могло бы стать поднятие статуса Нагорно-Карабахской АО до Автономной республики. Такое предложение (опирающееся, естественно, на многочисленные “письма трудящихся” - в данном случае реально существовавших) и было сделано. Его авторы (а ими были: А.Лукьянов, А.Бовин, академик В.Кудрявцев, профессор В.Собакин) полагали - и не без основания, что эту давно назревшую проблему можно было без большого, как говорится, шума, решить в рамках идущей конституционной реформы (принятие новой Конституции СССР). Политбюро ЦК КПСС, однако, отвергло это предложение: возобладала популярная в те годы точка зрения (из которой, кстати, исходил впоследствии М.С.Горбачев), что лучше не трогать межнациональные проблемы, во всяком случае не доводить дело до принятия каких-либо структурных, статусных изменений в сложившемся национально-государственном устройстве СССР.

Жизнь показала близорукость, недальновидность такой точки зрения. Стихийно развивавшийся процесс обострения армяно-азербайджанских отношений вокруг судьбы Нагорного Карабаха привел, как мы знаем, сначала к Сумгаитской трагедии в 1988 году. Она не только не была вовремя остановлена М.С.Горбачевым, но, даже не получила публичной, да и вообще, сколько-нибудь серьезной политической оценки. Следующим этапом этой драмы в условиях прогрессирующего ослабления центральной власти в ходе горбачевской перестройки стала первая кровопролитная война на советском а затем и постсоветском пространстве - Нагорно-Карабахский конфликт и развал сначала “де-факто”, а потом и “де-юре” важной части СССР в Закавказье.

В период “позднего” Брежнева была предпринята еще одна неизвестная общественности попытка сдвинуть с мертвой точки отношение к национальному вопросу, который не только назревал, но и постепенно накалялся. Как участник той узкой группы, которая дорабатывала в январе 1981 года в резиденции Генсека ЦК КПСС в Завидово Отчетный доклад ЦК XXVI съезду партии, могу сообщить, что в первом варианте этого доклада, который был разослан члена Политбюро по т.н. “узкому кругу (т.е. не всем и как бы неофициально) от имени Л.И.Брежнева, в разделе доклада, посвященном организационно-партийной работе, содержалось предложение о создании в рамках ЦК КПСС нового отдела - Отдела социальной и национальной политики, а также предложение о создании в структуре Совмина СССР Госкомитета по делам национальностей (по аналогии с ленинско-сталинским Наркомнацем). Нет сомнения, что принятие таких нововведений в 1981 году могло бы сыграть позитивную роль в деле предотвращения тогда еще не осознаваемой ни кем из нас угрозы - угрозы распада СССР. Однако оба эти предложения не вошли ни в окончательный проект отчетного доклада ЦК КПСС, ни в сам доклад. Насколько я помню, эти предложения были дружно похоронены почти что всеми членами Политбюро от М.А.Суслова до Ю.В.Андропова и К.У.Черненко включительно. Как известно, отдел по национальной политике был все же создан в ЦК КПСС в конце 80-х годов, когда не только СССР, но, как оказалось и КПСС, оставалось жить весьма недолго, а реальных возможностей для их спасения было уже очень мало (если они, конечно, еще были).

Теоретически или идеологически серьезные по тем временам подвижки в отношении к национальному вопросу были сделаны в период, когда партийную идеологию и всю партию контролировали Андропов-Черненко. Я беру этих совершенно непохожих людей в паре друг с другом потому, в частности, что именно в 1983 году, когда Генсеком ЦК КПСС был Ю.Андропов, в докладе К.Черненко (в то время второго секретаря ЦК КПСС) на июньском Пленуме ЦК КПСС было ясно сформулировано, что “решение национального вопроса в том виде, в каком он достался от прошлого, отнюдь не означает, что национальный вопрос вообще снят с повестки дня”. Чуть раньше в докладе Андропова о 60-летии СССР говорилось о том, что успехи в решении национального вопроса не означают, что исчезли все проблемы в межнациональных отношениях, что их надо разрешать своевременно, иначе они могут обостряться. В этом духе в проекте новой редакции Программы КПСС, серьезная работа над которой началась только, когда Генсеком был избран Черненко, говорилось о том, что на современном этапе, т.е. в условиях т.н. развитого социализма, национальный вопрос не снимается с повестки дня, имеет свое содержание и формы и т.д. и т.п.

Характерно, что именно М.С.Горбачев, который в 1984-85 г.г. по поручению Политбюро курировал деятельность рабочей группы по подготовке новой редакции Программы КПСС (я был руководителем той части этой группы, которая излагала внутренние проблемы нашего развития), выступил противником даже таких гибких формулировок. В моем личном архиве хранится текст письма - с замечаниями М.С.Горбачева (адресованное мне лично). В нем дословно говорится следующее: “когда мы говорим о национальном вопросе на современном этапе и что речь идет о нем в том виде, как он существует в условиях развитого социализма, тут, как мне кажется, имеется подтекст, который мы должны избежать”. Эту свою точку зрения он без труда навязал и Секретариату ЦК КПСС, на котором обсуждались наши программные тексты.

Так что подтекста “мы” избежали, объявив устами М.С.Горбачева на XXVII съезде КПСС, который еще полностью им контролировался, что национальный вопрос у нас “успешно решен”. Но получили, как только ослабли старые командно-административный “тормоза” и стала разваливаться денежно-финансовая система страны в условиях перестройки и по многим другим причинам, Сумгаит, Карабах, январский (1991 г.) Баку, Вильнюс, прибалтийский комплекс в целом, молдавско-приднестровские проблемы и т.д. и т.п. И в конечном счете - почти не контролируемый с конца 80-х - начале 90-х годов распад Союза ССР.

Августовский путч 1991 года плюс Беловежские соглашения привели к окончательному обвальному развалу государства, построенного, как оказалось, не на демократическом централизме, как полагали создатели брежневской конституции, а на национально-этническом принципе, облегчившим для новых этнополитических элит в республиках вполне конституционное в этих условиях разбегание друг от друга.

Несколько слов о концептуальных особенностях управления многонациональном Союзом ССР, без которых трудно понять некоторые причины и последствие его распада.

Мы отмечали, что в основу регулирования межнациональных отношений в СССР был положен принцип унитаризма в форме своеобразного демократического централизма. Его содержание в тех или иных конкретных случаях трактовалось партией, точнее ЦК КПСС и ЦК компартий республик (кроме РСФСР, где компартии до 90-х годов не существовало), а в сложных случаях Политбюро ЦК КПСС. Чтобы не говорили сегодня об этом высшем органе партийно-государственной власти в СССР - это был коллективный орган. Им, конечно, руководил Генсек, наделенный громадной властью, но объективно говоря, власть эта была меньше, чем та власть и те полномочия, которыми сегодня обладает Президент РФ и по Конституции и де-факто. Главным инструментом, главным рычагом управления этого органа в спокойные времена (60-70-е годы) были отнюдь не репрессии, не насилие, а кадровая политика, которая довольно гибко сочетала при подборе руководящих кадров качества профессионально-политические и национально-этнические, вертикальную и горизонтальную ротацию по стране этих кадров и т.д.

Другая особенность управления многонациональным Союзом СССР состояла в том, что правовая основа регулирования межнациональных отношений фактически отсутствовала, если, разумеется, не считать общих принципов Конституции, в которой были даны оценки, границы и пределы допустимого и недопустимого в межнациональных отношениях.

Однако при решении национального вопроса громадная регулирующая (и эффективно регулирующая) роль принадлежала идеологии и пропаганидстско-воспитательной работе, осуществлявшейся весьма профессионально. На поверхности здесь преобладают два принципа: дружбы народов (или интернационализм) и уважение национального достоинства малых наций, недопущение дискриминации так называемых нацменов. Более того, создаются реальные условия, даже привилегированные условия для их национально-культурного развития в рамках, разумеется, государственных социалистических ценностей. При всей одиозности многих аспектов пропагандистско-воспитательной работы партии и государства в духе этих принципов, их значение - нельзя преуменьшать.

Что касается неспокойных, плохих времен, конфликтных взаимоотношений между нациями, то они однозначно решались с помощью не права, а силы или угрозы ее применения (в разных формах).

Были ли плюсы у такой системы управления многонациональным государством? Главный плюс (немыслимый с точки зрения 90-х годов) - это отсутствие вооруженных межэтнических массовых конфликтов, а тем более войн, на межэтнической основе. Много это или мало? Наверное люди, выжившие в таких конфликтах, а тем более погибшие, ответят на этот вопрос иначе, чем те, кто был в стороне от них, не попал в эту межэтническую “мясорубку” конца XX века.

Сделаем некоторые выводы. Причины обвального (подчеркиваю: обвального) распада СССР имели по преимуществу субъективный (политический) характер (а роль субъективного фактора в тоталитарном или авторитарном государстве чрезвычайно велика). Из них стоит выделить:

1. Непонимание руководством бывшего СССР противоречий его государственного устройства. И прежде всего того, что СССР по форме представлял федерацию (с некоторыми даже вкраплениями в его конституцию - как сталинскую, так и брежневскую - конфедеративных элементов, например, право выхода из СССР), а по сути являлся унитарным, жестко централизованным государством. Не предпринимались политические усилия для преодоления этого противоречия, которое рано или поздно должно было взорвать государство.

2. СССР - многонациональное государство. Однако правовая основа государственного регулирования национальных отношений фактически отсутствовала. Эту основу пыталась компенсировать КПСС, сросшаяся с государственными структурами, построенная как единая межнациональная или интернациональная организация, стремившаяся (плохо или хорошо) создавать идейно-политическую основу единого многонационального государства. С ликвидацией сначала юридической, а потом фактической этой роли КПСС был выдернут тот осевой стержень, рухнула та структура, которая цементировала межнациональные отношения, а другой создано не было.

3. Еще одним противоречием, а точнее коренным недостатком нашей прежней государственной системы была ориентация на обеспечение приоритета так называемой коренной или титульной национальности (за исключением русской). В результате формально провозглашаемая идея союза равноправных народов подменялась идеей своего рода избранных (“титульных”, “номенклатурных”) наций.

В условиях резкого ослабления центральной государственной власти все это не могло не вызвать известного “парада суверенитетов”, способствовавшего распаду СССР, чуть было не развалившего РСФСР, и заложившего объективно основу для роста русского национализма, способного в перспективе либо снести все, стоящее на его пути, либо (в его здоровой форме) воссоздать Россию как исторически русское, великое, многонациональное государство.

4. В конце 80-х годов, т.е. еще в годы правления Горбачева-Рыжкова по сути дела развалилась денежно-финансовая система страны. После этого развал Союза ССР был лишь вопросом времени. Август 91 года стал здесь просто последней каплей. Т.н. “Беловежский сговор” был в этом смысле не только и не столько причиной развала СССР, сколько констатацией этого факта и его закреплением (довольно поспешным и во многом неудачным).

Некоторые последствия:

Развал экономики страны как единого народно-хозяйственного комплекса, что явилось, по понятным причинам, главным фактором катастрофического падения производства и уровня жизни во всех республиках бывшего Союза ССР, включая РСФСР (по некоторым оценкам на 50% падение производства у нас было вызвано именно этим);

Русский народ, самый крупный, самый многочисленный в Европе, вопреки мировым общеинтеграционным тенденциям, неожиданно стал разделенной, разорванной нацией (более 17% всего русского населения бывшего Союза СССР, т.е. около 25 млн. русских оказались в иностранных по отношению к России государствах, причем в некоторых из них стали иностранцами, лишенными международно признанных прав человека). Впервые в истории русские оказались “нацменами”, в том числе на исконно русских территориях - Крым, Северный Казахстан и т.д.

Колоссальные геополитические потери Российского государства, которое во многих отношениях в этом плане было отброшено чуть ли не в допетровские времена.

Все это ставит перед здоровыми общественно-политическими силами и отечественными предпринимательскими кругами, в т.ч. числе крупным российским капиталом, задачу возрождения России. Суть этой задачи - в возрождении России как великой державы, иначе, его главный государственно-образующий народ - русский народ - обречен на историческое угасание. Отсюда - значение русской национальной идеи, которая исторически выработана и пока что объективно (и субъективно!) существует. Ее составляющие: державность, патриотизм (русский - вплоть до самопожертвования во имя Родины), государственничество (особое отношение к государству и его (государства) - к народу). Наконец, идея человеческой солидарности и социальной справедливости, коренящаяся в русском историческом правдоискательстве.

Представительная власть: мониторинг, анализ, информация, 1998. - Спец. выпуск.

ИА REX публикует в двух частях статью историка Бориса Рожина (Крым, Севастополь) в рамках сюжета «20 лет без СССР».

7. СССР развалил и коммунисты. Ленин и Сталин построили неведомо что, а потом их наследники вс ё сами развалили .

Тут есть классическая попытка переложить ответственность с убийцы на жертву.
Само утверждение постулирует то, что СССР был разрушен по злому умыслу. И виной этого злого умысла — коммунисты. Мол — всё наследие предков профукали. По факту же, тут все весьма прозрачно. Советскую элиту середины 80-х можно подразделить на тех, кто хотел распада СССР и тех, кто выступал за его сохранение. Те, кто хотел и работал на распад СССР, являлись антикоммунистами, потому что вместе с СССР они стремились уничтожить коммунизм «в отдельно взятой стране». В этом им помогали как антикоммунистические общественные группы, так и в целом антикоммунистический Запад. Именно в рамках их воли и действий было осуществлено убийство. Поэтому разрушили СССР — антикоммунисты (разумеется не без помощи других факторов).

В чём же вина «коммунистов», читай тех, кто хотел сохранения страны? Ведь они имели солидные ресурсы и общественную поддержку, выраженную на референдуме 1991 года. В первую очередь, «в преступной халатности, поведшей за собой гибель человека». Не оказав должного сопротивления антикоммунистам, разрушавшим страну, элитные группы, выступавшие за сохранение СССР проявили преступное бездействие. В этом их главная историческая вина. И такая же доля ответственности лежит на просоветском молчаливом большинстве, которое преступно бездействовало в тот момент, когда антикоммунисты убивали страну. Причём, что следует указать отдельно, бездействовали не только коммунисты, которые составляли лишь значительный, но всё же процент от всего населения страны. Бездействовали и те, кто не владел партбилетом, но также молча смотрел, как убивали СССР. Поэтому ответственность коммунистов и не коммунистов молчавших, когда убивали страну — равная. Те люди, которые в период развала осмелились выступать против, были редкостью — кто-то состоял в партии, кто-то нет. Но ни те, ни другие не могут обеспечить полное алиби своей группе — молчаливое большинство партийных и беспартийных, голосовавшее за сохранение СССР, — проявило в равной степени преступное бездействие. Поэтому в большинстве своём это просоветское партийное и беспартийное большинство, представителям, которых в период Перестройки было уже более 18 лет, несёт ту или иную степень ответственности за непротивление гибели страны.

Ответственность убийцы и того, кто его не остановил (хотя мог) разная, но, тем не менее, она есть. Поэтому, разумеется, надо понимать, что без этого «непротивления» антикоммунистам было бы намного труднее разрушить страну. Тут нет призывов к покаянию. Понимание этого момента необходимо для того, чтобы в следующий раз в критический момент для страны молчаливое большинство столь же пассивно не наблюдало, как убийца делает своё дело.

8. СССР развалился потому, что Сталин не оставил достойных наследников

Данный момент особенно забавен хотя бы потому, что Сталин вообще никаких наследников не оставил, хотя бы вследствие обстоятельств смерти. Тем не менее, данный штамп частенько встречается, и что особенно интересно, у антикоммунистов. Логика тут простая — мол, ладно, пусть «кровавый тиран» и был «эффективным менеджером, но вот он умер, и заменить его оказалось некому. Это очень показательное историческое невежество, так как данный тезис постулирует мысль о том, что государственные деятели сталинского калибра появляются по велению человеческой воли. Сталин работал не с теми, кого бы он мог себе вообразить в мечтах, а с теми, кто был в его распоряжении. Когда Сталину приписывают подобную «вину», растянутую на десятилетия в будущее, остаётся лишь спрашивать, а из кого Сталин должен был сделать «достойного наследника». В каком магазине продают государственных деятелей такого калибра, которых за всю историю России в лучшем случае 5-6 человек наберётся? Кто тот «волшебный правильный преемник», которого не назначил Сталин? Берия? Ну, так он итак после его смерти фактически рулил страной, правда, был убит. В убийстве Берия виноват Сталин? Или может быть виноват Берия, который дал себя убить?
Вот бы узнать фамилию этого самого «достойного наследника». Ведь с позиции послезнания, мы прекрасно знаем, что фигуры равной Сталину после его смерти не нашлось — хотелось бы услышать альтернативные персоналии. Но нет их. Кто то скажет — ага, вот тут то вы и попались — вокруг Сталина были одни бездарности и после его смерти — тоже одни бездарности и даже процитирует что-то про «льва во главе баранов».

На деле же обойма сталинских наркомов была группой вполне талантливых людей. Талантливых в своих узких областях деятельности. Но для ручного управления такой сложной структурой как СССР требовался государственник-универсал, типа Сталина, который был способен адекватно управлять страной в многомерном пространстве задач и функций стоявших перед ним. Все, кто был после Сталина, делали это хуже. Причём даже не потому, что они были бездарностями — они просто не обладали всеми теми качествами, которые были у Сталина, и поэтому управляли страной хуже Сталина по тем или иным показателям. Поэтому претензии к Сталину — «Проклятый, где хороший наследник?», являются по сути претензией — «Кровавый Сталин, почему ты не нашёл для нас ещё одного кровавого Сталина?». И ведь не подкопаешься — Сталин после Сталина по логике вещей был бы точно не хуже. В этом плане претензии к «наследнику Сталина» напоминают нынешние поиски в современной России «нового Сталина». Правда непонятно, если в СССР за 38 лет после смерти Сталина не нашли равной ему фигуры, то почему следует ожидать такую фигуру вот буквально прямо сейчас? Тоже Сталин виноват? Говорить о том, что Сталин несёт ответственность за то, что происходило в стране после его смерти — смешно. Со Сталина спрос вплоть до его смерти, как с руководителя. После его смерти — с тех, кто рулил страной после него. С Берия, Хрущёва, Маленкова, Брежнева и прочих. Но как мы знаем, Сталин самый удобный исторический персонаж для того, чтобы списывать на него всё что угодно — от «неподготовленных наследников» до лесных пожаров в 2010 году.

9. В 1991 году состоялся закономерный реванш «белых» проигравших в Гражданской войне« .

Несмотря на явную антиисторичность, данный тезис частенько можно встретить в дискуссиях. С ним в принципе всё весьма прозрачно — противники большевиков известные как «белые» потерпели поражение в Гражданской войне и были либо уничтожены, либо изгнаны из страны. К моменту развала СССР от них остались лишь жалкие ошмётки замшелых стариков. В чём заключался реванш? Смогли ли вернутся проигравшие на Родину? Фактически нет — подавляющее большинство умерло за границей. Смогли ли вернувшиеся восстановить свои дореволюционные привилегии? Нет. Вернулись ли они к власти? Нет. Получили ли назад собственность? Нет. В чём реванш, братцы? В том, что сидя за границей, злорадно радовались уничтожению своей Родины? Эко на старости лет привалило.

На деле же — кто сейчас у власти? Выходцы из КПСС, КГБ, ВЛКСМ, то есть продукты той самой системы, которая «белых» выгнала из страны. Поэтому никакого реванша «белых» нет в природе. Те «белые» давно проиграли, а те «красные», давно победили, и та Гражданская война давно закончилась, как бы не бушевали по поводу её итогов нынешние «белые сектанты».

В 1991 году победили не «белые» времён Революции. Победила переродившаяся антикоммунистическая партократия и Запад, которые на паях разграбили уничтоженную страну. Роль «белых» — максимум, свадебных генералов, на фестивале тотального распила их бывшей Родины. Поэтому нынешние «белые реваншисты» весьма забавны в своей наивной вере в «великий белый реванш», так как за весь период борьбы Запада с СССР, они покорно плелись в обозе армии, которая ставила своей целью уничтожение их Родины. В итоге страна была уничтожена (без всякого серьёзного участия «белых»), но к власти пришли совсем не «белые». Вот такой вот «Великий Белый Реванш». Разумеется, раздадутся вопли про герб и прочие дореволюционные символы, как наглядные доказательства «победы», но с тем же успехом можно говорить о том, что советский гимн свидетельствует о «реванше красных».

10. Причины не важны, СССР уничтожен и это хорошо .

Данная теза носит сугубо идеологический характер, но вместе с тем является одной из наиболее часто встречающихся. Антикоммунистический и антисоветский генезис этой тезы очевиден. СССР с точки зрения таких людей, являлся абсолютным всеобъемлющим злом и поэтому должен был быть уничтожен. И он был уничтожен, как и почему это сделано — не важно. Основной посыл — СССР уничтожен, получите и распишитесь. Разумеется, никакого анализа, и рефлексии тут нет и близко — сугубо идеологическая работа по кремации тела. Почему такая работа проводится и осуществляются дальнейшие попытки убедить население, что уничтожение их страны это благо?

Прежде всего, потому, что молчаливое просоветское большинство никуда не делось. Оно оказалось чужим на постсоветском «празднике жизни». В этом конечно есть определённая закономерность — за своё молчание при убийстве собственной Родины надо платить — кровью, позором, унижением. Частично этот момент осознается. Но вместе с тем, симпатии к советскому строю никуда не делись, и для нынешнего положения дел, эти симпатии представляют определенную угрозу, так как это самое молчаливое просоветское большинство являет собой, по сути, питательную базу, для групп ставящих своей целью возрождения страны/империи/союза с опорой на советский опыт. Позор позором, но ведь не вечно же жалеть себя и заниматься самобичеванием? В последние годы, определённые подвижки к самоорганизации этого самого молчаливого большинства идут, поэтому с точки зрения тех, кто радуется гибели СССР, требуется дальнейшая работа по деморализации и атомизации просоветского большинства, которое пока молчит, но в определенный момент может, в отличие от 1991, и высказаться. В этом плане стоит констатировать, что дискуссия на тему хорошо или плохо, что СССР распался, это не только и не столько дискуссия о прошлом и истории. Это, прежде всего, дискуссия о настоящем и будущем, о выборе пути развития.

С точки зрения современных вестернизаторов, советский опыт и советская история должны быть запечатаны в прошлом и на них должно стоять клеймо «преступно». Поэтому когда вы видите, что дискуссия переходит в эту плоскость, вы должны понимать, что идёт активная идеологическая работа, направленная на то, чтобы не дать изменить нынешний идеологический курс.

Нынешняя волна симпатий к СССР, выраженная в идеализации Брежневских времен или же героизации Сталина, представляет опасность для прозападного курса, прежде всего, тем, что из прошлого, которое должно быть запечатано, в нашу повседневность проникают идеалы с нашей идеологической реальностью несовместимые. Возникает конфликт нынешних идеалов, с казалось бы уничтоженными советскими, носителями которых начинает становиться молодежь, что в перспективе создаёт определённую угрозу. И, разумеется, некоторым бы хотелось, чтобы молодежь действительно считала, что причины развала СССР не важны. Господствующей точкой зрения должна стать эмоционально-окрашенная оценка «СССР=зло». Поэтому с такими персонажами содержательная дискуссия не возможна в принципе, так как люди банально делают свою работу. Наглядно таких персонажей можно увидеть, скажем, в передаче «Исторический процесс», где позиция «СССР абсолютное зло» очень доходчиво раскрывается в выступлениях Сванидзе и компании.

Но что особенно радует, с каждым годом растёт процент молодежи, которая стремится разобраться в причинах гибели СССР. Они выросли уже после гибели страны и их интерес — это их собственная рефлексия, молодых людей, не причастных ни прямо, ни косвенно к гибели страны.

Их интерес уже не списать на дуболомный советский агитпроп, всю сознательную жизнь они слушали как раз обратное — про преступное прошлое, кровавого Сталина, репрессии, ГУЛАГ и неэффективную экономику, тупых совков и прочее, и особенно им вдалбливали, что «СССР это зло». Но как показывает практика, данная теза всё меньше и меньше удовлетворяет молодежь, которая в прошлом, пускай зачастую и идеализируемом, ищет ответы и пути, на которых можно строить будущее. Ведь кому как не молодежи задумываться над тем, как и куда, двигается страна — им в ней жить. Не находя ответов в безрадостном настоящем, они ищут их в недалёком прошлом.

И пока интерес в обществе, и в первую очередь, среди молодежи к путям развития страны будет сохраняться, огромные симпатии к советскому опыту объективно неизбежны, так как в обозримом прошлом СССР — это самый близкий и понятный пример, как сделать страну лучше, но уже с учётом печального опыта развала страны, дабы не повторить ошибок, допущенных в советское время. Поэтому попытки увести общественный дискурс от анализа комплекса причин, приведших к гибели СССР неизбежно потерпят неудачу. Для описания этого процесса лучше всего подходит цитата Линкольна: «Можно обманывать часть народа вс ё время, и весь народ — некоторое время, но нельзя обманывать весь народ вс ё время ».

Времена, когда можно было обманывать весь народ всё время, постепенно заканчиваются. И поэтому комплексное изучение причин гибели СССР крайне важно. В первую очередь для нашего будущего.

Заключение

В общем говорить на эту тему можно долго, что лишний раз показывает всю сложность такой исторической проблемы как «развал СССР». Я не претендую на то, чтобы охватить все аспекты — это требовало бы несколько иных вложений времени и усилиий. 10 тезисов, это то, что спустя 20 лет, мне представляется важным в общественном дискурсе о причинах гибели Советского Союза.

Несмотря на то, что с момента гибели страны прошло уже 20 лет, полной рефлексии в обществе не наступило. В головах роится разного рода мифология как советская, так и антисоветская, комплексного развернутого анализа причин гибели СССР до сих пор не произведено, а значит в обществе до сих пор отсутствует чёткое понимание, как и почему погиб Советский Союз. Это непонимание представляет определенную угрозу, так как технологии, которые применялись для его уничтожения, вполне применимы и к современной России. Более того, они против неё уже применяются. Поэтому основной смысл в перманентных дискуссиях вокруг причин гибели СССР состоит в поиске понимания того, как не допустить повторения деструкции нашего государства иначе через энное количество лет, наши потомки будут рассуждать, почему распалась Российская Федерация и кто в этом виноват.

Крушение СССР: закономерность, случайность, заговор?

СССР - великая могучая держава, где существует равенство и единство, где нет бедных и богатых, все люди равны. Огромная страна держалась на идеи социализма. Так почему же распался СССР? Почему же распалась, на первый взгляд, идеальная страна?

Идеальная политическая система не была уж такой идеальной. Главной причиной послужила экономика страны, она разваливалась на глазах. Постоянно огромные очереди, в которых стояли целыми днями. Дефициты товаров порождали недовольство граждан. Верхушки не заботились о выпуске нужной продукции, в стране преобладала тяжелая промышленность еще со времен войны, технологии выпуска продукции давно устарели. Промышленность не могла конкурировать с другими странами. Снижение цен на нефть в результате ее перепроизводства пошатнуло без того шаткую экономику страны. Люди не хотели работать за одинаковые, мизерные заработные платы. Отношения к труду было конечно на очень слабом уровне. Другой причиной стало деградация власти. Управленческий аппарат был стар, а новое руководство не было ярым сторонником социализма. У людей не было реального выбора руководителей страны, выдвигался только один кандидат уже избранный верхушкой власти. Не честное руководство, которые скрывало многие факты, в том числе и аварию на Чернобыльской АЭС. Выход республик из Советского Союза нанес не малый удар по идеологии страны. Пьянство, так же, послужило причиной - невыход людей на работу ухудшало положение страны и влияло на качество товара. Крах советской идеологии. Молодому поколению не нужен был социализм. Многие смотрели на Запад и хотели жить, как они. Раскрытие многих засекреченных фактов вызывало недовольство правительством страны. Так же непосредственно в развале СССР приняло участие США, Холодная война, гонка вооружений и многое другое.

Возможные причины распада

· деградация властных элит, резкое старение высшего чиновничьего аппарата (средний возраст Политбюро ЦК КПСС уже к 1980 г. составлял 75 лет), которая привела сначала к Эпохе Похорон, а затем к возвышению Горбачёва в силу его относительно молодого возраста (54 года на момент избрания 5-м Генсеком КПСС);



· некомпетентность союзного руководства, эгоистическое желание лидеров союзных республик избавиться от контроля центральных властей и использовать горбачёвские демократические реформы для разрушения основ государства и общества;

· глубокие внутренние кризисы и конфликты, в том числе национальные: Нагорно-карабахский конфликт, Приднестровский конфликт, Грузино-южноосетинский конфликт, Грузино-абхазский конфликт;

· сильное неравенство в развитии республик СССР, в том числе и в плане дефицита товаров, а также возможности построения теневой экономики;

· неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем и развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы;

· кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е годы главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

· вызванное перепроизводством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее достаточно слабую сырьевую экономику СССР;

· растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием (особенно в эпоху застоя и Перестройку) и прочими товарами первой необходимости и длительного пользования (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.); постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада и безуспешные попытки «догнать» его;

· искусственное закрытие страны, которое к 80-м годам уже стало понятным для всего СССР, в том числе обязательность выдачи выездных виз для выезда за границу (в том числе и в страны социалистического лагеря), запреты на прослушивание вражеских голосов, умалчивание целого ряда фактов о проблемах внутри СССР, а также о намного более высоком уровне жизни в странах Запада;

· жесточайшая цензура в прессе и на телевидении. Отсутствие товаров капиталистических стран в свободной продаже при непрекращающемся и усиливающемся дефиците товаров;

· отрицание, а затем резкое признание наличия проблем советского общества - проституция, наркомания, алкоголизм, криминализация общества и другие. Активный рост теневой экономики;

· Холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам социалистического лагеря, диспропорциональное развитие военно-промышленного комплекса в ущерб другим отраслям экономики страны;

· ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

· подрывная деятельность стран Запада во главе с США, являвшаяся составной частью «холодной войны», в том числе, посредством «агентов влияния» внутри руководства СССР - такая оценка (с разной степенью признания данного фактора как решающего) высказывается в некоторых анализах, в частности, рядом бывших высокопоставленных руководителей КГБ СССР, а также некоторыми коммунистическими движениями.

Падением СССР закончилась холодная война. Естественно, что победители в этой войне поспешили записать крах своего противника себе в заслугу, но для нас гораздо важнее произвести анализ не внешних, а внутренних причин этого события. Внешнее давление, безусловно, было, большое значение имело активная и высокопрофессиональная работа чужих разведок. Однако решающим всегда является то, что происходит внутри. Система не могла бы распасться так быстро и безболезненно, если отсутствовали бы внутренние предпосылки к этому. Приходится признать, что распад СССР был закономерен и неизбежен.

Здесь следует различать два события: 1) гибель государства СССР как союза социалистических республик; 2) собственно распад единого государственного образования и появление независимых государств на территории бывшего СССР.

Второе обусловлено первым. Пока государство декларировало социализм как свой идеологический базис, было возможно объединять довольно разнородные элементы. Отстающие в хозяйственном и социальном отношении азиатские республики подтягивались, подстраиваясь под озвученные социалистические идеалы, а тяготеющие к Западу прибалтийские республики сдерживались в этом стремлении, что опять-таки оправдывалось социалистической идеологией. Как только социализм был демонтирован, платформы для реализации геополитического единства не осталось. Азиатские республики во многом вернулись к традиционному для них укладу. Прибалтика встроилась в Европу. Славянские республики, сохранившие менталитет, выработанный Православием, оказались в поисках собственного пути, в котором был бы реализован опыт общинности и соборности. Единую геополитическую структуру разорвало.

Падение социалистической государственности в СССР также было предопределено. Оно обусловлено диалектикой психологии советского человека. Пока государство переживало объективные трудности, люди считали, что решение общественных задач имеет больший приоритет, чем решение их частных проблем. Социалистический характер государства позволял решать общественные задачи достаточно эффективно, и существование СССР казалось оправданным. Как только основные трудности были преодолены, на передний план вышла частная жизнь человека.

Эта установка была заложена в изначальном посыле социалистической идеологии. Социализм должен был обеспечить простому человеку хорошую жизнь. Соответственно, главным критерием, по которому оценивалось качество государственного устройства, оказался уровень жизни отдельного человека. Пока объективные сложности позволяли относить эту хорошую жизнь в достаточно отдалённое будущее, СССР был крепок, а социализм привлекателен. Когда же настало время исполнить обещанное, оказалось, что капиталистическая система более пригодна для реализации концепции жизненного успеха. Получив базовый фон общественных благ вполне приемлемого качества, и решив, что так оно и должно быть, человек захотел большего. Установки социализма, привязывающего человека к своему общественному окружению, стали восприниматься как помеха, а капитализм, поощряющий предприимчивость и инициативу, показался более привлекательным. Встроить поощрение предпринимательства в социализм не получилось, да и не могло получиться, поскольку необходимый для этого индивидуализм противоречил установке на значимость общественных ценностей. В итоге население предпочло возможность индивидуального благополучия общему, но меньшему в личном измерении, благу.

Я считаю, что политическая система СССР уже давно была неэффективной и изжила себя. И то, что страна распалась закономерность и стечение определенных обстоятельств.

Социалисты пытались создать, большую дружную и равную семью. Но как оказалось, не все хотят жить в стабильном и равном обществе и в конечном итоге СССР остался лишь на страницах русской истории.

«Если он не признает свою вину, то я накажу его жестоко, чего бы мне это ни стоило»

В закладки

Фото Алексея Голенищева, Daily Storm

Рамзан Кадыров дал интервью главному редактору издания Daily Storm и бывшей сотруднице Life Анастасии Кашеваровой, в котором рассказал о словах про «первого русского в 16 лет», блокировку Инстаграма и моде на извинения. TJ выбрал главные цитаты из разговора с главой Чеченской республики.

О сроках для убийц Немцова

В июле 2017 года чеченского офицера Заура Дадаева к 20 годам колонии строгого режима за убийство политика Бориса Немцова. Тогда Кадыров приговор «странно выглядящим».

В интервью глава республики заявил, что «те, кого посадили за убийство Немцова - невиновны», но добавил, что ошибки судебной системы «бывают в любой стране».

Я этих людей знаю, исходя из той ситуации, которая сложилась, я знаю, что им вообще не было дела до Немцова. Он никто, только агент. Работал с западными спецслужбами. Что он есть, что его нет - нам всё равно. Я имею в виду для того, чтобы его чеченцы преследовали. Он болтал, ну, болтун. Таких болтунов много в России, что их, каждого убивать? Пусть болтают.

Рамзан Кадыров

Об извинениях и чеченском менталитете

Кадыров рассказал, что уважает людей, которые «идут напролом» и «доказывают свою позицию», но считает, что задевающих чувства и достоинства других людей следует «наказывать».

Если он не признает свою вину и не извиняется, то, клянусь именем Всевышнего, я накажу его так жестоко, чего бы мне это ни стоило. Чувство достоинства нельзя трогать.

Рамзан Кадыров

По словам главы Чечни, в республике «другой менталитет»: извинения приносят как провинившиеся, так и их родственники, потому что «отвечает весь род».

У нас не принято даже [пользоваться] матом для связки слов. Я никогда футболку не снимал даже при трёхмесячном ребенке. У нас другие обычаи и традиции, поэтому тем людям, которые болтают языком, мы говорим: «Или извинись и скажи, что ты был неправ. Или всю оставшуюся жизнь у нас с тобой вражда».

Рамзан Кадыров

О том, что важнее - Коран или Конституция

Кадыров не раз говорил , что для мусульманина, по его мнению, религия имеет большее значение, чем законы. На инаугурации он клялся не на Конституции, а на Коране.

В интервью Кадыров пояснил, что для него Коран - это «самое святое» и «вся жизнь», но попросил не противопоставлять его закону.

Для меня самое святое - это Коран. Коран - это моя жизнь. Жизнь Пророка, сунна Пророка - для меня это всё. Если ты будешь жить по Корану, то никогда не нарушишь традиции и обычаи всех народов, культуры. Это превыше всего.

Кто как-то с иронией относится, этому человеку своя цена. Не надо при каждом случае пытаться противопоставить Коран и Конституцию.

Рамзан Кадыров

О словах про «первого русского»

Кадырову часто приписывают слова «первого русского я убил в 16 лет», которые передала журналист «Новой Газеты» Юлия Латынина в 2006 году. Документальных подтверждений этой фразы нет, а сам глава Чечни лишь раз опровергал её правдивость.

В интервью Кадыров ещё раз опроверг правдивость этих слов и добавил, что новости по ним писали «все кому не лень», упомянув «спортивные сайты». В декабре 2017 года читателю Sports.ru угрозы из-за материала о Чечне с этой цитатой, а администрация вскоре удалила его с сайта.

Я искал эту запись. Пусть Латынина даёт мне эту запись, где я говорю «своего первого русского я убил в 16 лет».

Вот Кадыров сказал это. Где я это сказал? Я никогда, нигде и никому не говорил таких слов! И не мог говорить, ибо не было такого факта! И еще, у меня в лексике нет подобного выражения!

Рамзан Кадыров

По словам главы Чечни, он не подаёт на журналистов в суд за клевету, потому что ему «некогда заниматься этой ерундой». «Справедливость рано или поздно должна восторжествовать», - добавил он.

О блокировке в Инстаграме

23 декабря, после внесения Кадырова в санкционный список США, его учётные записи в Инстаграме и Фейсбуке. По мнению главы Чечни, это всё равно не помешает ему связываться с интересующимися гражданами.

То, что меня заблокировали, означает, что нас было слышно и мы говорили правду. А правда Западу не нравится. Поэтому они придумали там какой-то список, санкции и - салам алейкум. Они могут закрыть Инстаграм, Фейсбук. Но нас всё равно читают, нас слышат, мы говорим только правду.

Рамзан Кадыров

О чеченской соцсети Mylistory и блокировках американцев

После блокировки в Инстаграме, Кадыров рассказал о чеченской соцсети Mylistory, которая практически полностью с американского аналога. Он отметил, что «не имеет никакого отношения» к приложению, но готов оказать помощь его создателю.

Я узнал про неё и там зарегистрировался. Говорят, парень хороший, умный её создал. Чеченец. И вот на соцсеть нашла аура, что она чеченская, кадыровская.

Рамзан Кадыров

По словам Кадырова, в Mylistory не будут блокировать американских граждан.

Мы не Америка, у нас свобода слова и демократия превыше всего. Мы не говорим об этом, что демократию и свободу слова мы защищаем, а просто делаем.