Спецподразделение черные аисты. Спецназ и контрпартизанские подразделения пакистана. Не попал в цирк - оказался в спецназе

Городское население в древней России составляло главную основу государственного быта и решительно преобладало над сельским населением. Летописи упоминают в дотатарскую эпоху до трехсот городов. Но, без сомнения, это число далеко не соответствует их действительному количеству, если под городом разуметь то, что и разумелось в древности, то есть всякое укрепленное или огороженное поселение.

До объединения Руси под одним княжеским родом и вообще в языческую эпоху, когда каждое племя жило особо и дробилось на многие общины и княжения, не только внешние враги, но и частые взаимные ссоры заставляли население огораживаться от неприятельского нападения. Города неизбежно и постепенно умножались вместе с переходом славяно-русских племен от кочевого и бродячего быта к оседлому. Еще в VI веке, по известию Иорнанда, леса и болота заменяли славянам города, т.е. служили им вместо укреплений против неприятелей. Но и это известие нельзя принимать буквально. Уже в те времена, по всей вероятности, были укрепленные поселения и даже существовали значительные торговые города. С большим развитием оседлости и земледелия число их сильно возросло в последующие века. Около трех столетий спустя после Иорнанда другой латинский писатель (неизвестный, по имени географ Баварский) перечисляет славянские и неславянские племена, населявшие Восточную Европу, и считает у них города десятками и сотнями, так что в сложности получается несколько тысяч городов. Если бы его известие и было преувеличено, все-таки оно указывает на огромное количество городов в древней России. Но из такого количества еще нельзя заключать о густоте и многочисленности самого населения страны. Города эти были собственно городки или небольшие селитьбы, окопанные валом и рвом с прибавлением тына, или частокола, и только частью имели стены из плетней и бревенчатых срубов, наполненных землей и камнями с башнями и воротами. В мирное время население их занималось земледелием, скотоводством, рыбным и звериным промыслом в окрестных полях, лесах и водах. На эти сельские занятия горожан прямо указывает летопись, влагая в уста Ольги следующие слова, обращенные к осажденным жителям Коростеня: "Чего хотите досидеться; все ваши города уже передались мне и обязались платить дань и возделывают свои нивы и свою землю; а вы хотите лучше голодом поморить себя, чем заплатить дань". Но при первой военной тревоге население укрывалось в свои городки, готовое выдержать осаду и дать отпор неприятелю. Сообразно с потребностями защиты и самое место для города обыкновенно выбирали где-нибудь на береговом возвышении реки или озера; по крайней мере с одной стороны он примыкал к дебрям и болотам, которые не только препятствовали неприятельскому нападению с этой стороны, но и служили укрытием на случай взятия городка. Разумеется, чем открытее была страна, чем более подвергалась неприятельским нападениям, тем большая потребность существовала в поселениях, окопанных валами, как это и было в южной полосе Древней Руси. В местах же лесистых, болотистых и вообще защищенных самой природой, укрепленных таким способом селений встречалось, конечно, меньше.

Когда русское племя посредством собственных дружин распространило свое господство в Восточной Европе и когда эти дружины объединили восточных славян под властью одного княжеского рода, естественно, должны были уменьшиться и опасность от соседей, и взаимные драки между славянским племенами. Русь, с одной стороны, обуздывала внешних врагов, которых нередко громила в их собственной земле; а с другой стороны, княжеская власть запрещала в своих владениях драки, возникшие из-за обладания полем, лесом, пастбищем, рыбною ловлею или из-за похищенных женщин, а также нападения с целью грабежа, добычи рабов и т.п. Налагая дани на туземное население, князья взамен, кроме внешней защиты, давали им суд и расправу, т.е. обязывались более или менее защищать слабых от обид сильнейшего, другими словами, полагали начало государственному строю. Поэтому жители множества городков вследствие большей чем прежде безопасности могли постепенно расселяться по окрестным местам в неукрепленных хуторах и поселках, чтобы удобнее заниматься сельским хозяйством; самые городки нередко получали более мирный характер, постепенно превращаясь в открытые селения. Отсюда все более и более размножалось сельское население, преданное земледелию и другим хозяйственным занятиям. Так было преимущественно во внутренних областях; но по окраинам и там, где существовало более опасности, а также в землях покоренных инородцев князья уже сами заботились о поддержании и сооружении хорошо укрепленных городов, в которых размещали своих дружинников. Вообще в эту русско-княжескую эпоху постепенно выработалось различие между городским и сельским населением.

Если число укрепленных селитьб не было так многочисленно, как прежде, зато самые города сделались значительнее и стали вмещать в себе население более разнообразное по своему делению на классы и сословия. Они постепенно становятся средоточием для окрестной области как в военно-правительственном отношении, так и в промышленно-торговом; по крайней мере, это должно сказать о городах наиболее значительных. Такие города обыкновенно состояли из двух главных частей: "детинца" и "острога". Детинец, иначе кремль, считался внутренней частью, хотя он редко приходился внутри, а обыкновенно одной или двумя сторонами был расположен над самым береговым спуском. В нем помещались соборный храм и двор князя или его посадника, а также дворы некоторых бояр и духовных лиц. Здесь пребывала и часть младшей дружины, или детские, составлявшие городскую оборону (от них и название "детинца"). Острогом назывался внешний, или окольный, город, примыкавший к детинцу. Он также опоясывался валом, стенами и башнями, а с наружной стороны – еще рвом, наполненным водой; такой крепостной ров обыкновенно назывался греблею. Стены и башни в Древней Руси были деревянные; только в немногих городах встречались каменные. Понятно, что при обилии леса и недостатке гор и камня укрепления в Восточной Европе носили иной характер, чем в Западной, где замки и города укреплялись еще по образцу римских колоний. Впоследствии окольный город стал более известен под именем "посада"; в нем преимущественно жило население торговое и разного рода ремесленники. Необходимой принадлежностью его было "торговище", или "торжок", куда в известные дни съезжались люди из окрестных деревень для обмена своих произведений. В больших городах с умножением населения вокруг острога заводились новые селитьбы, носившие названия "предгородия", "застенья", а впоследствии – "слобод", обитатели которых занимались или земледелием, или огородничеством, рыбной ловлей и другими промыслами. Эти предгородия в свою очередь опоясывались валом. Кроме того, около больших городов в более или менее значительном от них расстоянии насыпались валы с той целью, чтобы в случае неприятельского нашествия окрестные сельские жители могли укрыться за ними не только с своими семьями и с хлебными запасами, но и со своими стадами. Особенно в Южной Руси, где грозила постоянная опасность от кочевников, и доселе можно видеть остатки многочисленных валов по соседству с важнейшими древними городами.

В те времена, когда еще не было строгого деления по сословиям и занятиям, когда была так сильна потребность в защите себя, своей семьи, своего имущества и жилища, все свободное население должно было иметь привычку к оружию, чтобы в случае нужды встать в ряды войска. Горожане по преимуществу сохраняли свой воинственный характер; при обороне городов, равно и в больших походах княжие дружинники составляли только ядро военной силы; но, конечно, они были и лучше вооружены, и более привычны к воинскому делу, более искусны в употреблении оружия. Земская рать, по-видимому, имела своих особых начальников в лице "тысяцких" и "сотских". Названия эти напоминают те времена, когда все свободное население делилось по тысячам и сотням и с таким делением выступало на войну. А потом сотские и десяцкие обратились в земских чиновников, заправлявших некоторыми текущими делами, особенной раскладкой и сбором даней и повинностей .


Пособиями для общественных отношений и учреждений Древней Руси служат Плошинского "Городское состояние русского народа в его историческом развитии". СПб. 1852. Погодина "Исследования и лекции". Т. VII. Соловьева "История отношений между князьями Рюрикова дома". М. 1847. В. Пассека "Княжеская и докняжеская Русь" (Чт. Общ. И. и Др. 1870, кн. 3). Сергеевича "Вече и князь". М. 1867. (Подробную рецензию Градовского на это сочинение см. в Ж. М. Н. Пр. 1868. Октябрь.) Беляева "Лекции по истории русского законодательства". М. 1879. Лимберта "Предметы ведомства веча в княжеский период". Варшава. 1877. Самоквасова "Заметки по истории Русского государственного устройства и управления" (Ж. М. Н. Пр. 1869. Ноябрь и Декабрь). Его же "Древние города России". СПб. 1870. Его же "Начала политического быта древнерусских славян". Вып. I. Варшава. 1878. В двух последних сочинениях проф. Самоквасов доказывает несостоятельность прежде господствовавшего мнения о малочисленности городов в древнейшей Руси – мнения, основанного на нескольких гадательных фразах летописца о быте русских славян до так наз. призвания Варягов. (Некоторые писатели, по недостатку критики, до того полагались на эти фразы, что самое построение городов на Руси считали делом призванных Варягов.) Лучшая рецензия по теории о городах проф. Самоквасова принадлежит проф. Леонтовичу (Сборник Госуд. Знаний. Т. II. СПб. 1875).

В последнем сочинении г. Самоквасова ("Начало политического быта") представлен обзор разных теорий политического быта русских славян в эпоху призвания; таковы теории: родовая, общинная, задружно-общинная и смешанная. Представителями патриархального и родового быта являются Соловьев и Кавелин, общинного – Беляев, Аксаков и Лешков, задружно-общинного – Леонтович (см. его статью в Ж. М. Н. Пр. 1874. №№ 3 и 4), а смешанного – Затыркевич ("О влитии борьбы между городами и сословиями на образование строя Русского государства в домонгольский период". Чт. Об. И. и Др. 1874). Критика на него проф. Сергеевича в Ж. М. Н. Пр. 1876. № 1. Проф. Никитский ("Теория родового быта в древней Руси". "Вестник Европы". 1870. Август) развивает теорию рода фиктивного или политического. Помянутого проф. Самоквасова "Главнейшие моменты в государственном развитии древней Руси". Варшава. 1886. (Примыкает к родовой теории междукняжеских отношений.) Проф. Хлебникова "Русское государство и развитие русской личности (Киев. Университет. Известия. 1879. № 4). Мы не входим в разбор всех этих теорий; так как они более или менее исходным своим пунктом берут мнимое призвание Варяжских князей, считая его историческим фактом и полагая его началом Русской государственной жизни. Даже г. Затыркевич, признавая более древнее происхождение Русского государственного быта, в то же время как-то сплетает его с призванием Варягов и считает Русь выходцами из Скандинавии. С своей стороны мы возводим начало нашего государственного быта с туземными русскими князьями во главе ко времени гораздо более раннему, чем эпоха мнимого призвания Варягов. Во внутренних отношениях видим в Древней Руси существование общины и веча рядом с дружинно-княжеским началом, но при явном подчинении сему последнему. (Несколько моих мыслей о происхождении государственного быта вообще см. в Известиях Моск. Общ. Естествознания, Антропологии и Этнографии за 1879 г.: "О некоторых этнографических наблюдениях".) Что касается до местных славянских князей, существовавших до подчинения их Киеворусскому княжему дому, то летопись сохранила нам несколько имен. Таковы: в X веке древлянский Мал и полоцкий Рогволод, а позднее встречаем у Вятичей Ходоту, современника Владимиру Мономаху. Вятичи позднее других племенных князей подчинились Киевскому княжему роду. Этот род на место побежденных князей сажал своих членов, или своих посадников.

Какой самый древний город России и какой самый древний город Руси? Этот вопрос очень распространенный среди большинства ученых, так как они до сих пор не могут прийти к единому ответу.

На данный момент, даже археологам сложно ответить на этот вопрос со всеми их возможностями. Всего сейчас выделяют три самые распространенные версии, в которых рассказывается о самом древнем городе на Руси.

Дербент — самый древний город России

Впервые об этот городе стало известно благодаря старым летописям VIII века до нашей эры. Большинство ученых, называют Дербент самым древним городом Руси и это является наиболее распространенной версией. Точной даты возникновения города нет, но есть удивительные факты того, что на момент создания этого города еще не существовала ни Российской империи, не Киевской Руси.

До недавнего времени, это поселение никто не мог назвать городом, а также в состав России оно не входило, пока не завоевали Кавказ. Поэтому на данный момент возникает немало сомнений по поводу утверждения, действительно ли Дербент наистарейших город Руси.

Впервые об этом городе вспоминает географ Древней Греции Милетский Гекатей. За долгое время своего существования город не раз подвергали упадкам, штурму и разрушению. Но наперекор всему этому, в истории есть много периодов настоящего расцвета города. На сегодняшний день Дербент является очень популярным и известным туристическим центром, здесь можно увидеть огромное количество музеев.

Великий Новгород — самый старый российский город

Эта версия является более амбициозной, она говорит, что самый древний город России — это Великий Новгород. Едва ли не каждый житель этого города уверен в этой версии. 859 год — дата основания Великого Новгорода. Этот город является предком христианства на Руси, он омывается рекой Волхов. Многие, кто поддерживается этой версии твердят о том, что этот город на всех этапах своего развития являлся городом России.

Старый Ладога — один из претендентов на звание самого старого города России

Многие ученые, которые долгое время изучают самые древние города России утверждают, что самым старым городом Руси является Старый Ладога. Впервые город был упомянут в VIII веке. В 9-11 веках этот город был городом-портом. На месте современного города активно развивалась торговля, собирались разные купеческие караваны. Стоит также отметить, что в летописях Ладога входит в десятку самых древних городов России 862 года.

Введение

Вопрос когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор не решен.

Некоторые исследователи думают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие считают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э. Во всяком случае, славянские поселения VI - VII веков на территории современной Украины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений - славянские поселения строились неукрепленными.

Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать города.

Целью данной работы является рассмотрение городов Древней Руси - их устройства, управления, жизни горожан, а также влияния местоположения городов на род занятий населения, на их роль в истории Руси.

Такой экскурс поможет нам лучше понять жизнь древних Славян, их культуру, значение исторических событий, обозначить роль древних городов в политической, духовной и культурной жизни Руси.

Появление городов в Древней Руси

Славяне, как центрально-европейский земледельческий народ, обладали устойчивыми навыками сельскохозяйственного производства, основанного на пашенном земледелии, и имели, в сравнении с местными племенами, более развитые формы социальной организации общества. Кроме того, в последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупных торговых и военных пути средневековья - балтийско-волжский путь и путь «из Варяг в Греки». Первый из них сыграл значимую роль в истории региона.

Сложение пути между Балтикой и Востоком оказывало сильное влияние на экономику прилегающих районов. Его центры стали играть определяющую роль как административно-военные, торговые и ремесленные центры территорий.

Сложение государственной территории на юге и на севере Руси, а также становление городов, как опорных центров новых общественных и экономических отношений и связей, несомненно, с одной стороны, подчинялись общим закономерностям развития восточнославянского общества, но, с другой стороны, имели немало специфических черт. Традиционно считается, что город является порождением его округи и города возникают в районах наибольшей концентрации сельского населения. Так было с большинством городов Южной Руси в Среднем Поднепровье, где появлению первых городов предшествовал определенный период стабильности в развитии славянского общества, последовавший за переселением славянских племен из более западных и юго-западных районов Европы.

В Северной Руси отнюдь не потребности земледельческого населения создали города. Последние росли в ключевых местах обширных речных систем, запиравших коммуникации огромных территорий. Подобное расположение давало городу возможность сбора даней с населения больших районов и контроля за торговыми путями. Это была дальняя торговля, военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов и торговые пути.

Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Достаточно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки», по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства.

Восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами.

С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах, прежде всего, ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходская церковь. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение сельской волости.

Мелкие сельские рынки тянулись к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли наши древнейшие торговые города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов.

Младшим школьникам о древнерусских городах


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛА: предлагаю учителям исторический материал - справочник о первых древнерусских городах. Сценарная разработка познавательной программы о древнерусских городах России адресована педагогам общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей, занимающихся организацией и проведением культурно-познавательных мероприятий со школьниками младшего и среднего возраста. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: беседа, классный час, викторина, игровой час, внеклассное мероприятие, виртуальное путешествие и т.д. Материал призван помочь любому ученику ответить на такие важные вопросы, как:
1) Как жили славяне в древности?
2) Каким был древнерусский город?
3) Когда образовалось первое русское государство?

ЦЕЛЬ: знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города, создание краткого, красочного интересного справочника о древнерусских городах.
ЗАДАЧИ:
1.Создать яркое образное представление об эпохе Древней Руси, способствовать формированию представлений о первых русских городах.
2.Вызвать интерес учащихся к истории России, литературе, расширить представление об истории России, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
3.Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся.
4.Воспитывать уважительное отношение к духовно-нравственным традициям Отечества, гордость за принадлежность к корням России.
ОФОРМЛЕНИЕ: Выставка репродукций картин русских художников на исторические темы, исторических книг, рисунков обучающихся.

На доске эпиграфы:

“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории” В.М. Васнецов
“Русский народ достоин знать свою историю” император Александр I

УЧИТЕЛЬ (ведущий)
“О, светло светлая и прекрасно изукрашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками несточимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, диковинными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными большими городами, славными селянами, монастырскими садами, храмами Божьими и грозными князьями, честными боярами и многими вельможами. Всем ты преисполнена земля Русская, о, правоверная вера христианская…” Так поэтично говорит о Руси автор “Слова о погибели Русской земли”, живший в далеком XIII веке. Да, прекрасна наша земля, прекрасны наши древнерусские города, свидетели давно минувших времен.
Сегодня, ребята, мы с вами совершим очередное виртуальное путешествие в Древнюю Русь.
Мы узнаем, как и где жили наши предки славяне,соберём с вами основные сведения о первых славянских поселениях, об основных элементах древнерусского города (крепостные стены, сторожевые башни), составим свой письменный источник для всех любознательных школьников, который назовём «КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК О ПЕРВЫХ РУССКИХ ГОРОДАХ».


Происхождение названия нашей Родины - Русь, Россия. Нестор и другие летописцы связывают происхождение Древнерусского государства с норманнами-варягами. Возможно, в Скандинавии, откуда пришли Рюрик, Синеус и Трувор, действительно, была страна или область Русь и народ русы. До сих пор окончательно неизвестно, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство. Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н. э. Их поселения были расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей, обстановка здесь в то время была достаточно спокойной, можно было не опасаться вражеских нападений - славянские поселения строились неукрепленными. Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать города.

«Городом» в древнерусских источниках до XVI в. назывались огражденные населенные пункты и крепости.

Место для города выбиралось из соображений его безопасности. Укреплённая часть поселения (кремль) располагалась на холме, в некотором отдалении от реки. Но развитие ремесел и торговли как бы само собой тянуло людей в подол, то есть на низменность, к реке. Так и повелось: древний русский город состоял из более богатого и защищённого детинца (центральной части) и торгово-ремесленного подола - части менее безопасной, но зато более удобной.


Основные элементы древнерусского города - это крепостные стены и сторожевые башни.

К началу IX века на Руси насчитывалось около 24 крупных городов.

Укрепления раннеславянских городов были не очень крепкими: их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселения. Основную часть этих укреплений составляли естественные преграды: реки, болота. Сами поселения окружались деревянным забором или частоколом.


Так строились укрепления восточных славян вплоть до второй половины X в., когда окончательно сложилось древнерусское государство – Киевская Русь.
Городские посады (предгорья) возникали на Руси в конце X - начале XI веков. Именно тогда родились слова, обозначающие городское население: горожанин, гражданин. Почти все города Киевской Руси (в отличие от западноевропейских) имели не каменные, а деревянные укрепления. Вот почему наши предки говорили не "построить город", а "срубить". Городские укрепления представляли собой деревянные срубы, наполненные землёй, которые представлялись один к другому, образуя заградительное кольцо. От этого и слово "город" имело в те времена несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населённый пункт.


Чтобы попасть в такое поселение, нужно было пройти через ворота.


Количество ворот зависело от размеров города. Так, в Киеве было пять ворот.

Главные, самые красивые - Золотые.

Над ними даже была сооружена так называемая надвратная церковь.


Сколько легенд связано с Золотыми воротами!
Чтобы показать свою силу, враг рвался именно к этим воротам, а не к другим. Через эту "дверь" в город в самой торжественной обстановке въезжали наиболее почётные гости.В детинце находились все крупные городские сооружения, главным среди которых был собор, воздвигавшийся посреди площади. Здесь хранилась городская казна, принимали послов, располагалась библиотека, работали переписчики. Здесь "сажали на стол" князя. Наконец, храм всегда был последним рубежом городской обороны. В общем, это действительно было главное здание, сердце города.

Страной Гардарики, или Страной Городов, называли с легкой руки скандинавских путешественников, воинов и купцов нашу Родину- Русь.

СТАРАЯ ЛАДОГА


Один из старинных городов древней Руси –это Старая Ладога, которая построилась на торговом пути варяжцев, на месте, где соединяются озера Лагода и Ильмень. Случилось это в восьмом веке. А в следующих столетиях Ладога уже была портовым городом с активной торговлей, который соединил несколько народов: славян, скандинавов и финнов. В городе сохранилась древняя церковь, где крестили потомков Рюрика.

На данный момент город Ладога выдвинут президентом России на звание всемирного памятника истории в список Юнеско.

Раскопки на городище Ладоги велись с перерывами с 1890-х годов. Материалы раскопок хранятся в Эрмитаже. Городище является археологическим заповедником. Территория крепости занята музеем.

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД


Великий Новгород – отец городов русских

Один из самых древних и знаменитых русских городов,он впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги. На протяжении многих лет город представлял собой надежную крепость. Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, был первой столицей Руси, к середине IX века Новгород сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Был Новгород своеобразным «окном в Европу». Большие изменения в жизни Новгорода произошли в годы княжения Владимира Святославича и его сына Ярослава Мудрого.
-Давайте вспомним, ребята, какое значение имело для Руси правление князя Владимира?
(При Владимире Святославиче в 988 году была крещена Русь.)

-Новгород стал вторым городом, принявшим крещение. В 989 году в Новгород прибыл первый епископ, грек Иоаким Корсунянин, который вместе с посадником Добрыней разрушил древние языческие святилища и крестил новгородцев. С поднятием на престол князя Владимира, в городе утвердилась новая официальная религия – христианство, которая в дальнейшем преобразует Новгород в духовный центр русских земель.
В это время строится красивейший Софиевский Собор, где сейчас хранится известная икона - Знамение Божией Матери. Именно эта икона по преданиям помогла Новгороду одержать победу над суздальцами.


После Владимира Красного Солнышка славными в истории России остались имена Ярослава Мудрого (сын Владимира) и Владимира Мономаха. Так при Ярославе Мудром Новгород попытался освободиться от власти Киева. В 1014 году князь Ярослав отказался платить дань Киеву и пригласил к себе наемников - варяжскую дружину, которая лишь причинила городу многие беды. Возмущенные новгородцы перебили большую часть варягов и рассорились со своим князем. Вскоре Ярослав узнал о кончине отца и захвате киевского престола Святополком. Восстановив с Новгородом мир и опираясь на его помощь, после нескольких лет упорной борьбы Ярослав становится великим киевским князем и в знак благодарности щедро одаривает новгородцев. Все же полной независимости от Киева Новгород так и не получил. По-прежнему из Киева присылались в Новгород наместники, одним из которых был сын Ярослава Мудрого князь Владимир. При нем в городе развернулось большое каменное строительство.
Был возведен Софийский собор, ставший главным храмом всей земли новгородской.


Смена князей в Новгороде происходила довольно часто: за два столетия, с 1095 по 1305 год, князья в Новгороде менялись 58 (!) раз.

Киев - мать русских городов, начало православия, место крещения Руси.


Киев – один из наиболее известных древнерусских городов во всем мире. Об этом городе написано множество легенд и большое количество летописей. Киев – это, в первую очередь, архитектурная красота, большое количество достопримечательностей, и, конечно же, красивая природа. Этому городу уже более 1500 лет. «Мати городам русским», - называет его первый летописец. «Жили в давние времена, - отмечает он в предании, - три брата-князя - Кий, Щек и Хорив с сестрою Лыбедь. Старший брат занимал гору. Средний брат на другой горе жил, младший - на третьей. Прозвали их по именам братьев: Щековицей и Хоривицей. А речку, впадавшую в Днепр, стали по имени красавицы-сестры звать - Лыбедью. Кий же всему городу имя свое передал: Киев-град».


В 907 году о Киевской Руси узнал весь мир. Киев стал столицей древнерусского государства.

Князь Олег объединил славянские племена и их данников. Короли и императоры многих держав стремились породниться с киевскими князьями. А у многочисленных торговых гостей были свои интересы. Они грузили на корабли связки знаменитых русских мехов, кож, бочки меда, кольчуги, мечи, а выгружали тонкие ткани с красивыми рисунками, драгоценные украшения, тюки с сухофруктами.
Уже в то время, по свидетельству путешественников, в Киеве было 8 торговищ и 400 храмов. Возможно, количество церквей они несколько преувеличивали, но восхищались их красотой справедливо. Не прошло и полувека с тех пор, как Русь приняла христианство и сбросила в Днепр языческих идолов, а в городе возникают десятки храмов.

Самый главный из них - Софии Премудрой - до сих пор восхищает мир.


Всю жизнь положил князь Ярослав на то, чтобы объединить вокруг Киева русских князей, привести Русскую землю к единству.
«Будете жить в любви между собой, - говорил он соотечественникам, - крепка станет Русь, и покорятся ей враги. Если же будете в ненависти жить, в распрях, в ссорах, то погибнете сами и погубите землю своих отцов и дедов, которую добывали они трудом своим великим».
Всем известно о героизме и несгибаемом мужестве киевских воинов, защищавших Русскую землю от многочисленных врагов.

ЧЕРНИГОВ


Ближайший сосед древнего Киева - Чернигов.


Целая историческая повесть шагнула в герб этого города. Почти 1000 лет черниговской былине о богатыре Иване Годиновиче, его невесте Марье-Красе, царе Кащее и вещем орле. Вдумайтесь только: 1000 лет! Князь Кащей послал его в поход в заморскую страну на целых полгода. А невесте его, Марье-Красе, сказал, что убит в бою Иван Годинович, и сам посватал ее. Но верная девица ни за что не соглашалась выйти за другого. Злодей посадил ее в свой терем, чтобы одумалась. Но Марья сумела послать весточку Ивану Годиновичу, чтобы тот возвращался скорее домой и выручал ее. Прискакал Иван в Чернигов и вызвал Кащея на поединок. Выехали биться в чистом поле. Откуда ни возьмись, появился в небе орел и крикнул Кащею человечьим голосом, чтобы тот Марью-Красу законному жениху отдал. Не послушал Кащей и стал стрелять в орла. Но стрелы не причинили никакого вреда вещей птице, повернули обратно и поразили самого Кащея прямо в сердце.
На древнем черниговском гербе - тот самый орел из былины. Неусыпно днем и ночью несет он стражу, защищая интересы родной земли. В любую минуту готов прийти на помощь ее воинам, смердам, ремесленникам - всем тем, кого называют солью земли и кем она держится. Так было испокон веков, и так будет вечно.

ВЛАДИМИР




Первые летописные упоминания о городе Владимире относятся к концу X века. Они сообщают, что между 990 и 992 годами Великим Киевским князем Владимиром Святославичем во время крещения местного населения в Суздальской земле был основан город, названный по его княжескому имени. Таким образом, город становится в один ряд с древнейшими городами России.
На гербе Владимира изображен лев. Но львы не водились на севере Руси. О львах знали в основном понаслышке, из редких тогда иностранных книг, сказок. Для древних славян это был такой же легендарный зверь, как единорог. Знали только, что лев-царь зверей. И что его бояться. Зверь на гербе не свирепый, а, скорее всего добродушный, даже с лукавинкой в глазах. Такие будут верно служить человеку, особенно чистому сердцем.

Музей под открытым небом-СУЗДАЛЬ





Суздаль - один из красивейших российских городов.
Насчитывает около 1000 лет славной самобытной истории. Первое упоминание о Суздале относится к 1024 году. В начале XI века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства.
О городе можно встретить ряд упоминаний в летописях. Киевский князь Владимир Мономах уделял большое внимание усилению и укреплению города. Постепенно Суздаль приобретает роль стольного города Ростово-Суздальского княжества. Первый князь Ростово-Суздальской земли, сын Мономаха Юрий Долгорукий, жил больше в Суздале, чем в Ростове. Во время Юрия княжество становится обширным. Границы его простираются до Белого озера на севере, до Волги на востоке, до Муромской земли на юге и до Смоленщины - на западе. Политическое значение Суздаля в эти годы сильно возрастает. С приходом к власти сына Юрия - князя Андрея - Суздаль начинает утрачивать свое первенство, так как князь все внимание устремляет укреплению новой столицы - Владимира. Суздаль входит в состав Владимирского княжества.
В настоящее время является районным центром и потрясает туристов уникальными памятками русской истории в сочетании с красивой природой.


Внешний вид старого города настолько хорошо сохранился, что Суздаль по праву считают городом-музеем. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных.

ЯРОСЛАВЛЬ





На высоком берегу раскинулся город Ярославль, названный именем Ярослава Мудрого, который, по сказанию, основал сей город в начале XI века.
«…Давным-давно в местных дремучих лесах водилось великое множество медведей. Жители этого края считали медведя священным животным. Изображения «хозяина леса» вешали в избах и свято верили в то, что эти амулеты-обереги сохраняют от многих бед, в том числе и от дурного глаза.
Кудесники лечили медвежьим жиром разные болезни, а именем хозяина леса заклинали духов и молили о дожде, богатом урожае, удачной охоте. В то время Русь уже приняла новую веру - христианство, которая быстро распространялась по городам и весям, а остатки старой веры искоренялись. Но обитатели «медвежьего угла» упорно отказывались переходить в новую веру и даже подняли восстание. Усмирять его, как записано в летописях, отправился князь Ярослав Мудрый.
Волхвы уже были наслышаны о нем и боялись одного его имени. Решили они убить Ярослава. В таком случае, думали они, все останется по-прежнему. Они знали, что князь был храбрым воином и страстным охотником. Он всегда ехал впереди своей дружины, выслеживая зверя или птицу. Но как воспользоваться этим? Долго думали они и придумали. Когда Ярослав, как всегда, ехал впереди своей дружины, на него выпустили разъяренную медведицу, которая поднялась на задние лапы и одним ударом свалила на землю коня. И несдобровать бы всаднику, но он ловко спрыгнул на землю и вспомнил о боевом топоре, висящем у него за поясом. Вовремя выхватил он его и одним ударом свалил страшного зверя. А тут и дружинники подоспели…На месте этого поединка Ярослав Мудрый и велел заложить город, названный его именем». Так гласит народное предание. Сейчас уже трудно отличить легенду от того, что происходило на самом деле. Но как бы там ни было, на древнем ярославском гербе изображен медведь. Днем и ночью без устали ходит он дозором по родной ярославской земле, бережет ее покой.

Ярославль гораздо старше Москвы (первое упоминание в летописи относится к 1071г., а основан он около 1010г. знаменитым киевским князем Ярославом Мудрым). Долгое время был центром самостоятельного княжества, в конце 15 века вошёл в состав Московского Великого княжества. В 17 веке - крупный торговый центр: через него проходила сухопутная дорога из Москвы в главный порт тогдашней России- Архангельск. В это время город прославился своими храмами- здесь сложились самобытные школы каменного зодчества и настенных росписей. В 1750г. актёром Фёдором Волковым здесь создан первый русский профессиональный театр.
Ярославль по праву считается жемчужиной в „Золотом кольце" древнерусских городов, расположенных на севере и востоке от Москвы.В 2010 году город отметил свое 1000-летие!
Одна из достопримечательностей города: Спасо-Преображенский монастырь, который сейчас является государственным музеем-заповедником. Если подняться на Звонницу, то с нее открывается чудесный вид на весь Ярославль.

СТАРИННЫЙ РУССКИЙ ГОРОД - РОСТОВ



Ростов Великий – старинный русский город всего в двухстах километрах от Москвы, город более древний, чем Москва, родина сказочных богатырей и героев, центр русской культуры и ремесел.
Впервые в летописи Ростов упоминается за 862 годом как уже существующий. История города хранит множество преданий и легенд, по одной из которых стоит город на том месте, где некогда был Россов стан – место военной стоянки легендарного царевича Росса-Вандала, сына царя Рагуила.
Ростовская земля – родина известного русского богатыря Алеши Поповича, героя многих русских былин, младшего из знаменитой троицы вместе с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем. Алешу Поповича отличает не сила, а удаль, сметливость, хитроумие, находчивость. В 1223 году, во время битвы с татарами на Калке, пал Алеша Попович с другими семьюдесятью воинами.
Достопримечательности города - Кремль с ансамблем 17 века, 6 монастырей, 15 колоколов, исторические фрески и иконостас Успенского собора, уникальное с геологической точки зрения озеро Неро, фабрика знаменитой ростовской финифти и музей баклуши.С 1995 года Ростовский музей включен в Список особо ценных объектов культурного наследия России.
Ростовский Кремль-это музей –заповедник. Именно в ростовском Кремле снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Кроме Кремля, в Ростове и его окрестностях есть интересные места, несколько монастырей и в частности Троице-Сергиев Варницкий монастырь – родина Сергия Радонежского.

Псков – торговый град- крепость



Псков – торговый град- крепость на реке великой недалеко от Новгорода. Псковичам выпала доля защищать свою землю от немецких рыцарей. Строения отличаются мягкостью, украшения не богатые. Строили из местного камня, но он оказался не очень прочным, выветривался, поэтому стены белили для прочности. История Пскова начинается 11 веков назад, с того момента, как город впервые упоминается в старинных летописях и «Повести временных лет». Эти документы повествуют о том, что «… наехали князи Рюрик з братиею из Варяг в Славяне княжити…».Именно от рода варяжского происходила и киевская княгиня Ольга, именно на этой земле она родилась, именно ей Псков обязан превращению в город с богатой многовековой историей. И, спустя годы, именно ее знаменитый внук, Владимир Красно Солнышко, родившийся также на Псковской земле, стал крестителем земли Русской, и с тех пор почитается на Руси, как Великий святой.
Важнейшие исторические события помнит Псковская земля – нашествие монголо-татарских орд, Ледовое побоище, положившее конец Крестовому походу, Куликовскую и Невскую битвы, поход на Псков Ивана Грозного, Северную войну со шведами Петра Первого, «прорубившего окно в Европу» и многие другие. А в относительно недавнем, 1917-ом году, здесь, в Пскове завершилась история российского самодержавия – после того, как на псковском вокзале, в вагоне своего поезда, последний российский император Николай II отрекся от престола.
Псков – своеобразный музей под открытым небом, в городе множество древних церквей и храмов, которые отличаются своим неповторимым стилем. Здесь сохранились даже церкви XII – XV веков, тогда как в большей части России все здания этого времени были разрушены вражескими набегами и междоусобными войнами. Не надо забывать и о том, что Псков славен пушкинскими местами, в которых тоже стоит побывать.
Псков не случайно называют городом воинской славы - здесь легко пробудить в детях гордость за нашу страну. Доблесть и мужество, которые проявляли сыны Псковской земли во все тяжелые времена нашей истории от победы в Ледовом побоище и Невской битве до подвига солдат 9-ой роты, геройски погибших во время Чеченской войны в марте 2000 года, являют миру уроки несгибаемого мужества во все времена от древности до современности. В декабре 2009 года Указом Президиума РФ Пскову было присвоено звание «Город воинской славы».
Сегодняшний Псков – это небольшой тихий и уютный провинциальный город, но по количеству и значимости памятников культуры, по наполненности событиями Российской и мировой истории Псков стоит в одном ряду с самыми крупными и известными городами мира и входит в число мест, особо охраняемых ЮНЭСКО.

ГОРОД ОРУЖЕЙНИКОВ-ТУЛА






Что вспоминается при упоминании этого города? Оружие, самовары, конечно же, пряники! Много разных интересных историй про тульских мастеров. Славились по всему миру тульские оружейники. Тула знаменита своими пряниками, самоварами и оружейным заводом. И знаменитый мастер Левша, подковавший блоху – тоже из Тулы. Поэтому стоит посетить этот древнейший городок, чтобы воочию увидеть музеи Оружия, самоваров и пряников, осмотреть красивейший Тульский Кремль, с девятью башнями и двумя соборами:
1. Успенским, построенным в 1776 году в стиле барокко,
2. Богоявленским, который был возведен почти сто лет спустя, в честь тульских воинов, павших в 1812 году в войне за Отечество.
Но самой главной достопримечательностью – гордостью Тулы, которой нет больше нигде в России, является экзотариум. Это зоопарк, в котором имеется самая крупная коллекция неядовитых змей в Европе. В четырех залах экспозиции размещены 40 террариумов, в которых можно увидеть гигантских древесных лягушек, варанов, парагвайских анаконд, африканских крокодилов и тигрового питона. Посмотреть на этих невиданных рептилий приезжает огромное количество туристов.




Вологда - старинный и необычайно красивый русский город, который был основан в 1147 году, административный центр Вологодской области на северо-западе России. Находится на расстоянии 450 км от столицы России – Москвы. Вологда – необыкновенный город, историческое и культурное наследие которого чрезвычайно велико: так, в Вологде насчитывается 224 исторических памятника, причем 128 охраняется государством.
Есть что посмотреть в Вологде, включая известные по песням «резные палисады», и есть, куда путешествовать по Вологодской области, например, в «Северную Фиваиду», как поэтически называли окружающие Вологду и Белозерск русские земли, на которых стоят Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри!Древняя Вологда, основанная новгородцами на пути волока, соединявшего бассейны рек Сухона и Шексна, служила «воротами» на Север и была крупным торгово-ремесленным центром, форпостом Москвы в борьбе с иноземными завоевателями. Вологжане сражались на поле Куликовом, отражали нападение польско-литовских захватчиков. Иван Грозный стремился превратить Вологду в свою северную резиденцию: началось строительство вологодского Кремля и заложен величавый Софийский кафедральный собор. В начале XVIII века в Вологде бывал Петр I и в память о его пребывании был организован первый городской музей в доме голландских купцов Гоутманов. Кроме того, история Вологды тесно связана с именами поэта К. Батюшкова, писателя В.Гиляровского, знаменитого художника-баталиста В.Верещагина, авиаконструктора С.Ильюшина и других выдающихся деятелей науки, литературы и искусства.
Достопримечательности Вологды - Вологодский Кремль, Воскресенский и Софийский собор - первый каменный храм Вологды, возведенный по образу Успенского Собора московского Кремля. Вологодские монастыри: Спасо-Прилуцкий мужской монастырь - одна из самых древних и больших северный обителей. Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в XIV веке в городе Кириллов на берегу Сиверского озера. Ансамбль Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря в Ферапонтово - памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, известный росписью великого Дионисия Мудрого. Музеи Вологды: дом-музей Петра I, краеведческий музей в бывшем Архиерейском Подворье, а также архитектурно-этнографический музей в дер. Семенково. В Вологодской области расположен город Великий Устюг, называемый Родиной Деда Мороза.


Другие любопытные достопримечательности Вологды – деревянная застройка близ улицы Засодимского, церквушки XVII века – Покрова на Козлене, Иоанна Предтечи в Рощенье и др.
«ВОЛОГДА»
Вологда, Вологда,
Нет милее города.
Деревянные дома
Здесь стоят как терема.
Улочки здесь дивные
Узорные старинные.
Разукрашены резьбой,
Тонкой, словно кружевной.
Вологда, Вологда
Нет милее города!
Т. Петухова

БЕЛОЗЕРСК




Нельзя забыть о древнем северном городке Белозерск, который упоминался в летописях с 862 года. Его историческое название Белоозеро. Город несколько раз переносили на новое место, то из-за озера, воды которого угрожали затоплению, то из-за моровой язвы.
В Белозерске строилось много храмов и церквей, многие из которых сохранились до сих пор.
В Белозерске развивались ремесла – гончарное дело, резьба на кости, рыбные промыслы, особенно славились своим умением местные кузнецы, ведь сырья для их дела было предостаточно, использовались богатые залежи железной руды на болотах. Позже город передался под власть Москвы.Много испытаний повидал Белозерск и дошел до сегодняшних дней небольшим уездным городком, численность которого не превышает 4000 человек.


Где теперь Москва-столица,
Жили раньше зверь да птица.


Москва древняя – это небольшой град-крепость, лежащий при впадении рек Яузы и Неглинки в Москву-реку. Еще многие годы после татаро-монгольского нашествия Русь-Гардарики представляла собой печальное зрелище. Ее когда-то сказочно кра-сивые города лежали в развалинах, русский народ страдал от татаро-монгольского ига. Жестокие расправы приводили к народным восстаниям, которые каждый раз огнем и мечом усмиряли всадники Золотой Орды. И все-таки Русь жила и надеялась распрямить плечи и сбросить ненавистное иго. А победить Орду можно было, лишь объединив в один кулак все русские силы. И объединила эти силы Москва.


Первое летописное упоминание о Москве датируется 1147 годом и связано с именем суздальского князя Юрия Долгорукого. «Взошел он на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москва-реки и за Неглинною, и возлюбил села оные, и повелел на месте том вскоре сделать мал деревян-град, и прозван его названием реки тоя - Москва-град».
Давай займемся стариной!
Представь себе, приятель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли, –
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц - перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге.
Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал.
С десятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл
Глубокую большую реку.
Москва-река, тебе хвала!
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Начало будущей столицы
Ты отражала в глади вод,
Тот первый Кремль и город новый.
Что строил русский наш народ.

Потомки знаменитого князя Александра Невского подчинили Москве близлежащие города, стали соперничать с богатым Новгородом, Тверью и Рязанью. Особенно больших успехов в «собирании Руси» добился Иван Калита, что значит «денежный мешок». К концу своего княжения вместо четырех городов оставил своим сыновьям 97 сел и городов.Возвышение Москвы продолжалось и при его сыновьях, но особенно сильной стала она при внуке Дмитрии Ивановиче.


Произошел город от небольшого поселения финского племени Мурома на берегу реки Оки, что и отразилось в названии. Первое упоминание было в «Повести временных лет». Его жители долго веровали в языческих богов.Большой популярностью пользовались муромские ремесленники. Хорошо было развито кузнечное дело, выделка кожи, мастерские по изготовлению ключей и замков. Многим известный Илья Муромец, русский богатырь был выходцем этих земель. И на протяжении многих столетий во многих исторически важных битвах муромские воины выделялись своей храбростью и отвагой, за что получали от государства знаки отличия.

Сегодня Муром считается «жемчужиной» истории России, здесь находятся древнейшие монастыри и другие увлекательные для посетителей места. Но наряду с атмосферой прошлого, в городе чувствуется динамичность развития, успешность и широкие перспективы.

СМОЛЕНСК


История города начинается в далеком прошлом. Несмотря на то, что первое упоминание о нем было сделано в Устюжском летописном своде в 863 году, основан он был гораздо раньше, так как по документам того года Смоленск был уже достаточно развитым гордом, расположенным на торговом пути «из варяг в греки». В 882 году князь Игорь Рюрикович стал государем на Смоленской земле. С этого времени Смоленск вошел в состав Киевского государства. Первым Смоленским князем был десятый сын Владимира Святославовича - Станислав. В Смоленске он не жил, а только собирал дань и передавал ее киевскому князю.В 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, смоленским князем стал его пятый сын Вячеслав. Он жил в детинце на Соборной горе. Это был не наместник, а действительно князь. Поэтому 1054 год считается годом образования Смоленского княжества.
На древнем гербе Смоленска изображена пушка, на стволе сидит сказочная птица Гамаюн.




Город Рязань располагается на Русской равнине и входит в состав ближнего кольца крупных городов, расположенных в 150-200 км от Москвы. Граничит с Московской, Владимирской, Тамбовской. Пензенской, Тульской, Липецкой областями и республикой Мордовией.
Первоначально город именовался Переяславлем. Он вырос в центре древнего земледельческого района на р. Оке. Земли вокруг были плодородны, луга обильны, леса полны зверем, а воды - рыбой. Город стоял в окружении древнейших поселений. Территориально близки к Переяславлю Льговское и Глебовское городища, летописная Казарь, Вышгород. Известны стоянки человека в Дубровичах, Алеканове, Шумаши. На территориях названных древних поселений археологи обнаружили многочисленные предметы земледелия, охоты, рыболовства, ткачества, железоделательного и бронзового ремесел. Ока на протяжении многих веков была главнейшим путем древности, соединявшим Восток и Европу. Она связывала Переяславль с другими землями Руси, а также с Византией и азиатским Востоком.


На древнем гербе города Рязани воин в золотом поле держит в правой руке меч, в левой - ножны. Этот мужественный рязанец не дрогнул перед страшным врагом, посягнувшим на его родную землю, показал всем защитникам Руси пример самоотверженности, любви к родине, героизма.
История Рязани в общих чертах известна всем: город в XII веке стал столицей Рязанского княжества, в декабре 1237 года его уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор город не восстанавливался, а напоминанием о его судьбе служат остатки гигантских валов.Многие селения и города были совершенно стерты с лица земли. Затем столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский, который спустя почти 500 лет после Батыева погрома по указу Екатерины II в 1778 году был переименован в Рязань.В 1995 году Рязань отметила 900-летие.

Ах, Самара-городок…


Древний русский город - Самара раскинулся между двумя водными артериями – великой Волгой и тоже довольно крупной рекой Самарой. Это город с богатой историей. Его жители, одними из первых примкнули к повстанцам, предводителем которых был Емельян Пугачев.


Символом города является музей «Самара космическая» и вертикально установленная на постамент перед его входом ракета-носитель «Союз». Больше нигде в мире нет такого экспоната. Не менее запоминающийся символ Самары – установленная на Октябрьской набережной стела «Ладья», в честь 400-летия города. Исторический центр украшает красивейший храм Пресвятого Сердца Иисуса, построенный в готическом стиле. Поражает взоры Лютеранская кирха (храм Святого Георгия) и Иверский женский монастырь.

КАЗАНЬ-МАТУШКА



Еще один красивейший город средней полосы России – Казань. Никто точно не знает, когда он был создан и сколько ему лет. Считается, что он существует с 1005 года. Как и в большинстве древнерусских городов, главным украшением Казани и ее основной достопримечательностью является Кремль, включающий основные памятники архитектуры:
Собор Благовещения,
Дворец Губернатора с великолепной дворцовой площадью,
Мечеть Кул-Шариф,
Башню Сююмаке,
Церковь Никиты Ратного.

Нельзя пройти мимо и еще одной достопримечательности Казани – храма Нерукотворного Образа Спасителя. Он был возведен сразу после взятия Казани Иваном Грозным. Не менее интересны Голубая и Бурнаевская мечети. Поражает своим великолепием Богородицкий монастырь. Казань – это город, в котором что ни здание, то шедевр. Это Александровский пассаж, расположенный в центре города, на улице Кремлевской. Изысканность стиля отличает здание Анатомического театра, который является частью Казанского Университета. Еще одно здание, входящее в состав этого учебного заведения, и которое стоит посетить – Астрономическая обсерватория.
Среди современных зданий, изяществом постройки и красотой отличаются:
Дворец земледельцев, в котором разместились Министерство с/х Татарии, ветеринарное управление и прочие ведомства;
Аквапарк Ривьера, на берегу живописнейшей реки Казанки, с открывающимся видом на Казанский Кремль.

Существует версия, что наидревнейшим городом России является Дермент, который сейчас находится в современном Дагестане. Второе имя города «Каспийские ворота». Первое упоминание о городе встречается в шестом веке. Предполагается, что название Дермент с персидского означает «узкие ворота», ведь город находится в узком проходе между Кавказскими горами и Каспийским морем. Этот проход местные прозвали «дагестанским коридором». Город неоднократно становился свидетелем кровопролитных схваток, многие народы пытались покорить своей властью Дермент. Его разрушали, но он возрождался и продолжал развиваться.
На территории города на Каспийском море можно воочию увидеть сохранившиеся постройки и каменные сооружения тех древних времен, которые Дермент пережил. Одно из самых удивительных мест – крепость Нарын-Кала, которая служила оборонительным блокпостом на протяжении нескольких столетий. Однако не все историки согласны с мнением, что Дермент относится к древним городам России, так как он существовал задолго до появления Российской империи или же Киевской Руси.

Учитель:
К сожалению, в одной статье невозможно рассказать об истории и интересных фактах всех древнерусских городов, о которых написано множество легенд. Эта тема является интересной для каждого жителя России, которому небезразлична история своей страны.
Не беда, что не успели побывать в каком-то из них. Свыше 600 городов обозначено в старинном гербовнике Гардарики - где же их объехать все за неделю или даже за месяц!
Но можно продолжить путешествие самостоятельно.

Счастливого пути!

Краткая историография вопроса. Проблема возникновения первых русских городов до сих пор вызывает споры. В. О. Ключевский считал, что они возникли вследствие успехов восточной торговли славян, как пункты склада и отправления русского вывоза. В советское время против этого выступил М. Н. Тихомиров. По его мнению, торговля не вызывала города к жизни, она лишь создала условия для выделения из них наиболее крупных и богатых. Настоящей силой, вызывавшей к жизни русские города, он считал развитие земледелия и ремесла в области экономики и феодализма – в области общественных отношений. Конкретные пути появления городов представлялись советским историкам достаточно разнообразными. По убеждению Н. Н. Воронина, города на Руси строились на основе торгово-ремесленных поселений, феодальных замков или княжеских крепостей. С ним, в той или иной степени, соглашались Е. И. Горюнова, М. Г. Рабинович, В. Т. Пашуто, А. В. Куза, В. В. Седов и другие. М. Ю. Брайчевский выделяет одну из перечисленных возможностей. Большинство городов, с его точки зрения, возникло вокруг раннефеодальных крепостей-замков. В. Л. Янин и М. Х. Алешковский полагают, что древнерусский город развился не из княжеских замков или торгово-ремесленных поселений, а из административных вечевых центров сельских округ-погостов, мест концентрирования дани и её сборщиков. В. В. Мавродин, И. Я. Фроянов и А. Ю. Дворниченко считают, что города на Руси конца IX – X вв. строились на родоплеменной основе. Они возникли в результате образования племенных союзов, как жизненно необходимые органы, координирующие и направляющие деятельность союзов.

Киев. Согласно археологическим данным о появлении усадебной застройки, мостовых, дренажных систем и т.п., применительно к X веку, можно говорить о существовании только пяти настоящих городов. В конце IX – начале X века возникли Киев и Ладога, в первой половине века – Новгород и в конце столетия – Полоцк и Чернигов.

Автор «Повести временных лет» первым русским городом называет Киев , а основателем Русской земли считает Олега . Это следует из слов, которые он вкладывает в уста вещего князя: «И сел Олег, княжа, в Киеве и сказал Олег: “ Это будет мать городам русским ”. И были у него , – продолжает летописец, – варяги, и словени, и прочие прозвавшиеся Русью » . Под «прочими» он подразумевал других участников похода (чудь, мерю, кривичей) и полян . Получается, что «Русская земля» возникла в результате слияния разноплемённых родов с приходом в Киев Олега и его войска . Смысл явления понятен. Оно хорошо известно с глубокой древности и называется обычно греческим словом «синойкизм». Выражение «мать городов русских», как и греческое «metropolis» (от meter – мать и polis – город) – означает город-основатель. Слова Вещего Олега «Киев – мать городов русских» – своего рода пророчество, предрекающее Киеву лавры оснавателя всех русских городов (или старших городов).

В летопись проникли и такие сведения, которые не укладываются в концепцию киевского книжника. Опираясь на греческие хроники, он рассказывает о том, что Русская земля стала известна еще в правление императора ромеев Михаила. Согласно летописи, в 866 году (по греческим источникам в 860), русы напали на Константинополь. Эти русы связываются летописцем с киевскими князьями Аскольдом и Диром. Если это и в самом деле было так, получается, что Русская земля возникла, по меньшей мере, на четверть века раньше прихода Олега.

Рассказ о походе Олега на Киев противоречив, и как выясняется – полон легендарных подробностей, на самом деле никогда не происходивших. Летописец утверждает, что Олег взял по пути Смоленск и Любеч и посадил там своих мужей. Однако в то время этих городов не существовало. По данным летописи Олег шёл на Киев с большим войском – «поимъ воя многи». Но, придя к горам Киевским, почему-то стал прятать его в ладьях и притворяться купцом. Во-первых, если это разноплеменное войско было действительно велико, запрятать его было не так уж просто. Во-вторых, если оно на самом деле было значительным, почему Олег не взял Киев открыто – осадой или приступом, как это он якобы сделал с Любечем и Смоленском, вести о взятии которых дошли бы до киевских князей раньше самого огромного воинства? Скорее всего, поход Олега был в действительности разбойничьим набегом небольшого отряда, состоявшего из представителей словен, кривичей, варягов, мери и т.п. Но никак не предприятием государственного масштаба. В этом случае смысл притворяться купцами есть, тем более что в определенной мере это на самом деле было так. Набеги русов на славян, о которых рассказывают восточные авторы, были напрямую связаны с торговыми интересами последних.

Согласно археологическим раскопкам, Киев возник на месте гнезда славянских поселений, располагавшихся в VII – IX веках на Старокиевской горе и её склонах, горах Киселёвке, Детинке, Щековице и на Подоле. Поселения перемежались пустыми пространствами, пашнями и могильниками. Древнейшее городище располагалось на северо-западе Старокиевской горы. По мнению Б. А. Рыбакова, оно датируется концом V – нач. VI вв. В конце IX века бурно развивается киевский Подол, здесь появляется дворовая застройка и уличная планировка.

В 969 – 971 годах, в княжение знаменитого князя-воителя Святослава Игоревича, Киев едва не потерял свой статус «середины» Русской земли. Его могли покинуть не только князь и его семья, но и лучшая часть местной знати. Киевское боярство готово было поменять место своего пребывания на более привлекательное, согласившись вместе с князем разместиться в другом городе – Переяславце на Дунае. И Святослав, и его дружина ждали только смерти больной матери князя. Причиной, по которой такой исход не состоялся, стала неудача русичей в борьбе с империей ромеев. Причиной, по которой такой исход мог бы состояться, было то, что киевская дружина к тому времени ещё не осела окончательно на землю и старые дружинные идеалы верности и братства значили для неё больше, чем собственные сёла в округе Киева.

При Владимире была изменена не только религия, но и сделан окончательный шаг к оседанию русской дружины. Развитие Киева, его укрепление и разрастание начинается именно в это время. Это видно по предпринятому князем строительству. Вначале было построено языческое святилище «вне двора» теремного, затем – Десятинная церковь и укрепления «города Владимира».

Настоящий скачок в развитии Киева произошёл в эпоху Ярослава Мудрого после периода временного упадка, вызванного шоком от введения христианства и борьбой сыновей Владимира за киевское наследство. Тогда пределы города заметно расширяются. Планировка становится устойчивой. Окончательно оформляется центр – «город Владимира» и «город Ярослава» с Золотыми воротами и грандиозным Софийским собором. Крепостные сооружения Киева увеличиваются по площади в 7 раз.

Ладога. Судя по археологическим данным, Ладога возникла в то же время, что и Киев. Это единственно возможное место, куда мог прийти легендарный Рюрик, и откуда мог двинуться в поход на Киев Вещий Олег. О призвании Рюрика в Ладогу, а не Новгород говорится в Ипатьевской и Радзивиловской летописях.

Археологические раскопки показали, что Ладога как поселение возникает ещё в середине VIII века, но в то время наряду со славянами здесь жили балты, финны и скандинавы. Археологи обнаруживают и славянские квадратные срубы с печью в углу, и скандинавского облика большие дома. Славяне стали преобладать здесь в X веке. Первая крепость в Ладоге построена на рубеже IX – X веков. Постепенно Ладога становится славянским городом. Появляются первые улицы, вытянувшиеся вдоль берега Волхова, и дворовоусадебная застройка, типичная для древнерусских городов.

Когда Рюрик пришёл в Ладогу – это была международная торговая фактория, с более-менее постоянным земледельческим и торговоремесленным населением. Олег покинул её вместе со своей ватагой ещё тогда, когда Ладога не представляла собой единого организма. И только при непосредственном его участии она приобретает городские черты. Скорее всего, именно Олег строит здесь каменную крепость, датируемую археологами концом IX – началом X веков, ставшую первым шагом к славянскому преобладанию. Олег и его люди брали торговый путь «из варяг в греки» под свой контроль – в этом заключается цель укрепления самого северного пункта данной торговой системы. В X веке Киевская община настойчиво стремилась освоить восточнославянские земли, отстраивая крепости в наиболее важных, с точки зрения Киева, местах. Древнейшие русские города (киевские крепости) обеспечивали господство Киева среди славянских племён.

Новгород . Сведения о строительстве Новгорода противоречивы. Первоначально, согласно летописным данным, новгородская крепость была построена пришедшими в эти места словенами, затем свои укрепления поставил здесь Рюрик. Наконец, в 1044 году Новгород ещё раз заложил Владимир, сын Ярослава Мудрого. Словенский Новгород – родовой посёлок или племенной центр, местоположение которого неизвестно. Новгород Рюрика многие соотносят с «Рюриковым городищем», расположенном в 2-х км от древнерусского Новгорода. Раскопки показали, что поселение здесь существовало уже в середине IX века. Наряду со славянами, которые строили здесь деревянные срубы (длина стен 4 – 6 метров) и оставили после себя лепную посуду и втульчатые наконечники стрел, характерные для западных славян, здесь обитало какое-то число скандинавов. Скандинавский след представлен гривнами с привесками в виде молоточков Тора, равноплечными и скорлупообразными фибулами, игральными шашками, подвесками с руническими заклинаниями и т.п. К известному ныне новгородскому детинцу относится только последнее сообщение. Оно подтверждено археологическими раскопками. Новгород Владимира Ярославича – древнейший детинец, который занимал северо-западную часть современного детинца и включал Софийский собор и епископский двор. В. Л. Янин и М. Х. Алешковский считают, что на месте Софийского собора раньше находилось языческое капище, т.е. эта часть детинца и в дохристианские времена была центром, окружавших его боярских хуторов. Здесь стоял и более древний детинец. Первая крепостьдетинец могла быть поставлена на этом месте при Олеге или Игоре.

Первоначально новгородцы – часть киевской городской общины. О единстве Киева и Новгорода X века говорят сообщения летописи о данях, установленных Олегом, а затем Ольгой, оброках, ловищах и знаменьях киевских князей в новгородской земле. Связь с «матерью» была главным образом политическая. Из Киева присылались посадники. Если это был князь, например, Святослав, Владимир, Ярослав – это льстило новгородцам и делало их более самостоятельными. Личность князя придавала городу завершённость – как политическую, так и духовную: язычники верили в мистическую связь между правителем и благом общества.

Полоцк. Впервые Полоцк упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом в числе городов, подвластных Рюрику. Есть он и в списке русских городов, которым предназначалась греческая дань, взятая Олегом в 907 году. Под 980 годом в летописи говорится о первом полоцком князе Рогволоде, якобы пришедшем «из-за морья».

Системное археологическое изучение города началось в советское время. Здесь вели раскопки А. Н. Лявданский, М. К. Каргер, П. А. Раппопорт, Л. В. Алексеев и другие. По археологическим данным первоначальное поселение в Полоцке возникло в IX веке на правом берегу р. Полоты. Древнейшие славянские напластования датируются X веком. Детинец в устье реки Полоты сооружается во второй половине X века. Он и стал центром будущего города. Городские черты Полоцк приобретает в конце X – начале XI веков, когда распространяется дворово-усадебная застройка и строятся мостовые. Полоцк был основан для осуществления контроля торгового пути «из варяг в арабы» (как выражается И. В. Дубов), проходившего из Балтийского моря по Западной Двине, через волок по Волге в Каспийское море.

Чернигов. Город впервые упоминается в летописи под 907 годом, в числе русских городов – получателей греческой дани. Константин Багрянородный говорит о Чернигове как об одной из «росских крепостей», откуда приходят в Константинополь славянские однодревки. Первое событие, связанное с городом, датируется 1024 годом. Тогда князь Мстислав Владимирович, не принятый в Киеве, «седе на столе Чернигове ».

Город давно привлекает внимание исследователей. Массовые раскопки черниговских курганов осуществлял в 70-е годы XIX века Д. Я. Самоквасов. Детинец изучал Б. А. Рыбаков. Архитектурные памятники исследовали Н. В. Холостенко и П. Д. Барановский. В наше время раскопками в Чернигове руководит В. П. Коваленко. К истории Чернигова обращались П. В. Голубовский, Д. И. Багалей, М. Н. Тихомиров, А. Н. Насонов, В. В. Мавродин, А. К. Зайцев, М. Ю. Брайчевский, А. В. Куза и другие.

Археологические раскопки показали, что на территории Чернигова в VIII – IX веках существовало несколько поселений Роменской культуры, традиционно связываемой с племенами северян. В конце IX века они прекращают своё существование в результате военного разгрома. Их место занимают памятники древнерусского типа. Первые укрепления в районе черниговского детинца, по всей видимости, были сооружены в начале X века (точных данных на этот счёт нет). Считается, что в 80 – 90-е годы X века детинец был заново отстроен князем Владимиром. Городской характер Чернигов приобретает в начале XI века, как и Полоцк. Город, вероятно, следил за движением по Десне и держал выход к торговому пути «из варяг в греки», соединяя его через Угру и Оку с Волжским путём.

Принудительный синойкизм. К числу первых киевских крепостей относятся Вышгород и Псков. ВВышгороде нет непотревоженных отложений X века, есть только отдельные находки. В Пскове первые укрепления относятся к началу или середине X века, но городом поселение становится только в XI столетии.

В конце X века Владимир Святославич строит ряд крепостей вблизи Киева для защиты его от набегов печенегов. Среди них были Белгород и Переяславль . Археологические раскопки подтвердили сведения летописи. Белгород был построен на месте славянского городища (площадью 8,5 га), располагавшегося на мысу, образованном оврагом и берегом р. Ирпень. По данным раскопок, в конце X века здесь были построены укрепления детинца (12,5 га) и первого окольного города. Валы города имели внутренние срубные конструкции и мощную кладку из сырцового кирпича. Древнейшие укрепления Переяславля также относятся к концу X века.

Сообщения летописи о строительстве Белгорода и сведения, стоящие под 988 годом, позволяют выяснить, как именно создавал свои колонии Киев. Согласно летописи, Владимир «наруби », т.е. собрал ,набрал людей в Белгород из иных городов . То же самое он делал и при заселении других, безымянных городов, о постройке которых сообщается в статье 988 года. Следовательно, Владимир соединял в одно целое представителей различных племён и родов , т.е. искусственно делал то, что раньше само собой случилось в Киеве. Перед нами самый настоящий принудительный синойкизм , подобный тем, что устраивали Селевкиды в своём царстве более чем за тысячу лет до этого.

Сведения летописей о других древнейших русских городах не получили подтверждения в результате археологических раскопок. Первые укрепления Смоленска датируются археологами рубежом XI – XII веков. Заселение подола относится к середине XI века. Как известно, древнерусскому Смоленску предшествовало Гнёздово X – XI веков – открытое торгово-ремесленное поселение с многонациональным населением. Однако Гнёздово невозможно признать за первоначальный Смоленск. В действительности это было поселение, тесно связанное с интересами международной торговли и далёкими грабительскими походами. Оно представляло собой в первую очередь торговое место , факторию и прямого отношения к будущему Смоленску не имело. Белоозеро (уп. под 862 г.) в X веке – посёлок веси. Древнерусским городом он становится только в XII столетии. Укрепления Изборска были сооружены на рубеже X – XI веков, хотя поселение здесь известно ещё с VIII века. Ростов по археологическим данным появляется не ранее XI века. Ему предшествует Сарское городище IX – X веков, но его, как и Гнёздово по отношению к Смоленску, нельзя признать первоначальным Ростовом. Древнейшие напластования Турова относятся к рубежу X – XI веков, а укрепления города были сооружены не ранее XI столетия. Укрепления Любеча были построены также в XI веке .