Биография нелединский-мелецкий ю. а. Значение в Краткой биографической энциклопедии

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок - презентация, урок - размышление.

Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве А. П. Гайдара.

Задачи урока:

Обучающие:

  • отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.

Ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, давать полный, связный ответ;
  • развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.

Воспитательные :

  • содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя.

Предварительная подготовка: дети получили домашнее задание:

  • найти и прочитать материал о жизни и творчестве А. П. Гайдара (класс разделить на команды и распределить материал по командам);
  • прочитать произведения А. П. Гайдара.

(Несколько учащихся готовят сообщения вместе с учителем)

Оборудование:

  • Выставка книг - произведений А. П. Гайдара.
  • Запись песни «Гайдар шагает впереди».
  • Высказывания известных людей о Гайдаре и цитаты из произведений А. Гайдара.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

На партах у детей: книги с произведениями А. П. Гайдара.

Ход урока

  1. Организационный момент

(слайд 1)

Я рада вновь видеть ваши лица

И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам что-то новое

Я желаю вам ум и сердце в работу вложить,

Каждой секундой в труде дорожить.

2. Введение в тему. Сообщение темы и цели урока

Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора (слайд 1)

Учитель:

О ком идёт речь в песне? Кто шагает впереди?

Сформулируйте тему нашего урока.

Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?

Дети:

· отвечать на вопросы,

· задавать вопросы,

· думать,

· делать выводы,

· анализировать и сравнивать,

· пересказывать,

· находить в тексте нужные отрывки,

· подводить итоги.

Учитель. Молодцы! Это и будет целью нашего сегодняшнего урока.

Каждый писатель по-своему отвечал на вопрос: как писать для детей?

А. Н. Толстой писал, играя и веселясь. Ю. Олеша писал ярко, празднично, делясь красотой. М. Пришвин писал зорко, приучая видеть необычное в обычном.

А как, по-вашему, ответил бы на этот вопрос А. Гайдар? Чтобы ответить на этот вопрос нужно соприкоснуться с жизнью писателя, познакомиться с некоторыми страницами его биографии.

Прочитайте план на экране. Такой же план есть и на ваших листочках. По нему мы составим устный рассказ об А. П. Гайдаре (слайд 2).

ПЛАН

1. 1 группа - Детские годы А. П. Гайдара.

2. 2 группа - Служба в Красной Армии.

3. 3 группа - Начало писательской деятельности.

4. Совместная деятельность -

Р. Фраерман «Гайдар и дети».

5. Обобщение - Гайдар всегда с нами.

Учитель. Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый !(слайд 3)

Мы считаем его жизнь необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время».

И вот об этой обыкновенной биографии в такое трудное, но необыкновенно интересное время нам расскажут ребята. А мы, как всегда, будем внимательны друг другу и подготовимся к ответам на вопросы (слайд 4)

1) Слово «Гайдар» - псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича?
2) Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию?
3) Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка?
4) Что любил больше всего на свете?

3. Беседа о жизни и творчестве А. П. Гайдара

1. Детские годы А. П. Гайдара (слайд 5)

Ученик. Родился Аркадий Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) 22 января 1904 года в небольшом городке Львове Курской области (слайд 6). Отец его - школьный учитель, Пётр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода, работала сначала учительницей, позже фельдшером. В семье после рождения Аркадия появилось ещё трое детей - его младшие сёстры (слайд 7).

Непогодам рослый, крепкий, голубоглазый он был самым главным организатором среди соседских мальчишек. На вопрос о самом главном, любимом занятии он отвечал: книга.

Так заканчивается детство Аркадия Голикова и начинается странная и противоречивая военная деятельность.

2. Служба в Красной Армии (слайд 9)

Ученик (слайд 10) Ещё мальчиком он ушёл воевать за хорошую жизнь. Ему было всего 14 лет. (слайд 11) К 17 годам он прошёл путь от курсанта до комполка и выше - командующего целым боевым районом! Он был самым молодым полководцем в истории Красной Армии.

«Высокий, стройный паренёк в гимнастёрке и галифе, с заломленной лихо на бок кубанке на голове. С кортиком на боку, с большой красной звездой на груди, с мягкой, ещё полудетской округлостью щёк и припухлостью губ, но с упорным и решительным взглядом ясных и светлых глаз - это Аркадий Гайдар, адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог.

Он вспоминал позже: «Я был тогда очень молод, командовал, конечно, не как Чапаев. И то у меня не так, и это не эдак. Иной раз бывало, закрутишься, посмотришь в окошко и подумаешь: а хорошо бы отстегнуть саблю, сдать маузер и пойти с ребятишками играть в лапту».

Гайдар предполагал, что останется военным на всю жизнь, но из-за тяжёлого осложнения после ранения ему пришлось уволиться из рядов Красной Армии.

3. Начало писательской деятельности (слайд12)

Ученик (слайд 13). И Гайдар почти сразу стал детским писателем. И это закономерно. Ему захотелось рассказать новым мальчикам и девчонкам о том, какая она была, жизнь и как оно всё начиналось, да как продолжалось.

Его настоящая фамилия Голиков. Став писателем, он взял себе псевдоним - Гайдар. Что значит это странное слово «Гайдар»?

1 версия:

Псевдоним произошел от слова Хайдар - "куда" по-хакасски. Вот как описывает это Солоухин в повести "Соленое озеро":

-"Гайдар",- не торопясь, как обычно, говорил Миша, - слово чисто хакасское. Только правильно оно звучит не "Гайдар", а "Хайдар"; и означает оно не "вперед идущий" и не "вперед-смотрящий", а просто "куда".

Ну и почему же Голиков взял себе в псевдонимы хакасское слово "куда"?

А его так хакасы называли. Кричали: "Прячьтесь! Бегите! Хайдар-Голик едет! Хайдар-Голик едет!"

А прилепилось это словечко к нему потому, что он у всех спрашивал: "Хайдар?" То есть куда ехать? Он ведь других хакасских слов не знал.

А искал он банду Соловьева. И самого Соловьева ему хотелось поймать. Его из Москвы специально прислали Соловьева ловить, а никто ему не говорил, где Соловьев прячется. Он подозревал, что хакасы знают, где Соловьев, знают, а не говорят. Вот он и спрашивал у каждого встречного и поперечного: "Хайдар?" Куда ехать? Где искать?

2 версия:

Загадку, которую задал нам писатель, пытался разгадать его школьный товарищ А.М.Гольдин.

Итак: 1923 год, Аркадий Голиков ранен, контужен, болен. Путь кадрового командира РККА, начатый так уверенно, заволокли тучи. Что делать дальше? Как жить? Созревает решение - литература.

Тогда и придуман, найден литературный псевдоним:

"Г" - первая буква фамилии Голиков; "АЙ" - первая и последняя буквы имени; "Д" - по-французски - "из"; "АР" - первые буквы названия родного города. (Напомним еще, что во французском языке приставка "д" указывает на принадлежность или происхождение, скажем, д"Артаньян - из Артаньяна.) Получаем: Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса. Кстати, поначалу он и подписывался - Гайдар, без имени и даже без инициала. Ведь имя уже входило частичкой в псевдоним.

Лишь когда псевдоним стал фамилией, на книгах появилось: Аркадий Гайдар

Ответы на вопросы (слайд 14)

1) Слово «Гайдар» - псевдоним. Настоящая фамилия Аркадия Петровича? (Голиков)
2) Сколько лет было Аркадию, когда он ушел в Красную Армию? (14)
3) Сколько лет было Гайдару, когда он был назначен командиром полка? (17)

4) Что любил больше всего на свете? (Больше жизни А. Гайдар любил красную Армию и родную страну)

  1. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну,тогда все дружно встали!
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
1-2-3-4-5
Открываем, поморгаем
И работу начинаем.

5. Беседа о жизни и творчестве А. П. Гайдара (продолжение)

5. Тематика произведений писателя.

Р. Фраерман «Гайдар и дети»

Учитель (слайд 15)

Большой, весёлый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы,

Как бесконечную игру.

Ребята, о ком и о чём писал в своих произведениях А. П. Гайдар?

Дети: большое место занимает военная тематика, любовь к Красной Армии…

Учитель (слайд 16). А. П. Гайдар очень любил детвору и удивительно хорошо понимал ребят, знал их достоинства и маленькие слабости, дружил с ними. «Детей, особенно мальчишек он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними. Так, что через две - три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок».

Работа с текстом Р. Фраермана «Гайдар и дети» (слайд17)

Об одном из них, мы прочитаем в учебнике. Откройте учебник на стр. 132, прочитайте текст Рувима Фраермана «Гайдар и дети».

Почему Фраерман назвал свою книгу «Гайдар и дети»? (слайд 18)

Чем выделяется Аркадий Гайдар среди других писателей?

Что значит, в его представлении любить детей?

Как вы понимаете выражение «душевная связь»?

Какая история убедила его в искренности слов Гайдара. Давайте прочитаем выразительно эту историю (рассказ в рассказе), стр. 133 - 135.

Можно ли действия ребят назвать игрой? Что доказывает серьёзность их поведения?

Какой человек может так строить взаимоотношения с детьми?

Учитель. А. П. Гайдар за свою жизнь написал много интересных произведений. Вспомните произведения А. Гайдара, которые вы все обязательно знаете, и определите, чему учат нас книги Гайдара, и какие качества он особенно ценил он в людях.

Учащиеся вспоминают произведения, на экране появляются слайды

1 группа - «Горячий камень» (слайд19)

2 группа - «Чук и Гек» (слайд 20)

3 группа - «Голубая чашка» (слайд 21)

Дети. Книги Гайдара учат нас достойному поведению в любых обстоятельствах, дружбе, доброте, верности. А. П. Гайдар в людях особенно ценил умение прожить жизнь честно, правильно, с пользой для своей страны, для людей.

Ученик. Жизнь самого А. Гайдара, была частью его книг, их началом, а иногда и продолжением. Очень нелегкой, неровной была эта его жизнь, но было в ней главное: «честная тревога, борьба и труд... то, что называют счастьем». Вот почему каждую гайдаровскую строчку можно читать и перечитывать много раз. «Он говорит о самом главном так задушевно и негромко, меж строк, словно бы не стоит он во весь рост перед миллионами своих читателей, а тому одному, кто склонился сейчас над его страницами, он по праву дружбы передает свои мысли, надежды - из сердца в сердце.

Учитель. А чтобы прожить жизнь с пользой для других, все мы должны составлять единый дружный коллектив, подставлять в трудную минуту своё плечо, чтоб кто-то более слабый мог на него опереться, радоваться каждому верному слову, помнить добро, учиться быть чуткими, честными, справедливыми, мужественными, скромными. И ни в коем случае не мириться с трусостью.

А начинать надо с воспитания в себе умения обдумывать поступки (свои и чужие) и отвечать за них, грустить или радоваться вместе со всеми, знать, что такое «стыд», понимать, что «стыдно - это хуже, чем страшно».

6. Обобщение

1 . Кроссворд (слайд 22 - слова появляются по щелчку).

  1. Автор рассказа «Горячий камень» (Гайдар)
  2. Кем был отец Чука и Гека? (Геолог)
  3. Главный герой повести «Военная тайна» (Алька)
  4. «… и его команда» (Тимур)
  5. Имя одного из братьев из рассказа Гайдара. (Чук)
  6. Отрицательный герой из «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (Плохиш)
  7. Отрицательный герой из «Тимур и его команда» (Квакин)

Заполнив все клеточки по горизонтали, дети читают слово по вертикали - Голиков .

Ученик. А. П. Гайдар прожил всего 37 лет 10 месяцев и 4 дня(22 января 1904 - 26 октября 1941г.). Из них он 24 года 10 месяцев и 4дня боролся за Советскую власть с оружием в руках (с винтовкой, саблей, с пером - а перо его, действительно, следует приравнять к штыку…) - и погиб как герой (слайд 23)

Погиб он где-то под Леплявою,
Как партизан в тылу врагов,
И осененный вечной славою,
Спит у днепровских берегов.
И каждый день к могиле воина,
Приносит весточку волна.
Что расцвело и что построено на тех
На тех полях, где шла война.

Он был солдатом и вожатым
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя - большевика.

Да, А. П. Гайдар погиб, но умер ли он для нас с вами?

Дети. Конечно, он не умер, он живёт среди нас, живёт в своих книгах, в своих героях, живёт в нашем сердце, живёт в песнях.

7. Дом. задание: оформить карточки для классной картотеки «Книги Гайдара о Гайдаре»

8. Итог урока

Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора (слайд 25)

В мудрой и поэтической сказке «Горячий камень» есть слова, обращение к Ивашке. Этими словами я хочу закончить наш урок. «Надо суметь одну свою жизнь прожить, так как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны». Именно этому учат произведения А. П. Гайдара.

«Поколение селфи, которое стремится только к деньгам и успеху, предпочитает узкоспециальные знания классическому образованию и даже не подозревает, что там, где у других людей находится мировоззрение, у них самих - пустота», - считает журналист и писатель Владимир Соловьёв («Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 14.03.2017 - profiok.com ).

Об ужасающей необразованности современной молодёжи в последнее время не говорит только ленивый. И если в профессиональной сфере горе-специалиста ещё можно как-то натаскать силами работодателей, то о кругозоре, общем развитии, фундаментальных основах, на которых строится целостное восприятие мира, позаботиться, похоже, некому. Никому, кроме государства, не по силам решение столь глобальных задач. Об этом - в материале profiok.com.

«Можно погуглить...»

Кто написал роман «Бесы»? Чем известен Михаил Ломоносов? Кого свергли большевики? Кто такие маринисты? Герои видеоролика, снятого телекомпаниями «Мастерская» и «Красный квадрат» по заказу Общества русской словесности, не смогли ответить на большинство из этих вопросов и тут же потянулись к смартфонам, чтобы «погуглить», то есть поискать необходимую информацию в поисковиках. В статье ответственного секретаря Общества русской словесности, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), опубликованной на портале Патриаршего совета по культуре , объясняется, что тележурналистам было поставлено условие отразить объективную картину, не подбирая специально худшие ответы. Насколько честны были телевизионщики, готовившие материал, судить не нам - хотя, конечно, сложно представить себе студентов консерватории, даже самых отстающих, которые не в состоянии назвать трёх русских композиторов.

Но дело не в этом. Современная молодёжь - в массе, конечно - действительно очень плохо знает русскую литературу, едва знакома с классической музыкой, с трудом ориентируется в истории. В сложившейся ситуации принято винить Интернет: мол, какой смысл запоминать информацию, если её можно найти в любое время за несколько минут? Так-то оно так, но не стоит забывать, что образование, образованность - это не только набор определённых знаний, но и комплексная картина мира, которая складывается при достаточном объёме этих знаний. Разумеется, обладание специфическими компетенциями может помочь в достижении карьерных успехов, а «непрофильные» знания на первый взгляд ни к чему. Но чем лучше человек образован в различных областях, тем ярче и многослойнее его внутренний мир, глубже понимание контекста - а значит, осознаннее решения и точнее выводы.

Кроме того, как подчеркивает Владимир Соловьёв, «русский язык, литература, история - это не о знаниях, а о воспитании души». Действительно, «Преступление и наказание» - это не детектив, и значение произведения не в том, чтобы выяснить, кто убил старушку. Но если не прочитать эту книгу полностью, а лишь ознакомиться с сюжетом, вся глубина и философия Достоевского останутся где-то в стороне.

Современное поколение часто сравнивают с сёрферами - в противоположность дайверам, опускающимся на глубины и кропотливо изучающим всё, что встречается на пути. Современный молодой человек редко во что-то погружается, ему важнее скорость и адреналин, он уверен, что полностью управляет своим движением. Но так ли это?

«Вам подсовывают простые ответы, вы их берёте и становитесь идеальной управляемой массой. Когда нужно будет принимать решения, окажется, что эти решения уже приняты за вас», - говорит Соловьёв. По мнению журналиста, в современном обществе - кстати, не только российском - наступает разлом: появляется некая немногочисленная интеллектуальная элита, а те, кто принадлежит к иной, необразованной части общества, уже никогда не смогут подняться из низов. Люди, занимающие серьёзные посты или зарабатывающие большие деньги могут не иметь формальных документов об образовании, но они все блестяще образованы, напоминает Соловьёв.

А проблема, кстати, ещё серьёзнее, чем попытались её показать в видеоролике эксперты Общества русской словесности. В титрах, подготовленных теми самыми специалистами, которые, по словам епископа Тихона (Шевкунова), были в шоке от уровня знаний молодых людей, слово «философский» написано с ошибкой - не менее дикой, чем пробелы в знаниях опрошенных ими ребят.

Как так вышло?

Есть и ещё одна беда, связанная с новыми поколениями. У молодых людей совершенно другие культурные коды: они слушают другую музыку, поют другие песни, читают (если вообще читают) другие книги. Выходит, нарушилась связь поколений: людям старшего возраста, выросшим на русской классике, сложно разговаривать с молодёжью: по сути, у них нет общего языка. Как же так получилось? Ведь ещё совсем недавно в нашей стране существовала система образования, приобщавшая молодёжь к русской истории и литературе, дававшая знания, которые остаются в памяти на протяжении целых десятилетий?

«Мы - старшее и среднее поколение - не смогли должным образом передать нашей молодёжи то великое наследие, те сокровища отечественной литературы и искусства, которые мы получили от наших предков. Всё это составляет культурный код - основу российской идентичности. Почему так произошло? Почему старшее поколение не справляется с этой судьбоносной задачей? Казалось бы, интеллектуальный потенциал очень высокий, есть организационные возможности, а при надлежащих условиях могут быть и финансовые возможности. В чём же дело?» - задался вопросом Патриарх Кирилл , проводивший на днях очередное заседание президиума Общества русской словесности. К сожалению, он лишь поставил вопрос - и только. Впрочем, с ответом на вопрос «Кто виноват», вроде бы, разобрались: ответственность лежит на старшем поколении. Так получилось. Дальнейшее погружение в анализ причин, приведших к кризису системы образования, если и было, то осталось за рамками официальных публикаций. Зато появился ответ на другой традиционный русский вопрос: «Что делать?»

Так что же делать?

«Худшее, что можно предпринять в сложившейся ситуации - начать насильно и назойливо всей мощью государства, Церкви и общества заставлять любить классику», - считает Патриарх Кирилл. Общество русской словесности пошло другим путём: оно создаёт очередную организацию, которая, по мнению Патриарха, позволит объединить усилия «в деле возвращения русской классики в пространство духовной жизни молодого поколения». Чем конкретно будет заниматься организация, пока не очень понятно, однако известно, что над программой действий работают министры культуры и образования, ректоры множества вузов, деятели культуры. «Реальное и главное - донести до молодёжи, уже ушедшей из школы, хотя бы основы нашего культурного наследия, с которым их не сумели познакомить ни школа, ни семья»,- пишет епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

Видимо, одним из проявлений нового подхода можно считать недавнюю встречу министра культуры Владимира Мединского с популярными блогерами. Согласно сообщению на сайте Минкультуры , Мединский пообещал популярным блогерам обеспечивать их «любым эксклюзивным контентом», брать с собой в рабочие поездки, организовать для них «почти круглосуточный проход» в музеи и театры, подведомственные Минкультуры. Взамен представители «новых СМИ» должны заняться «популяризацией и распространением отечественной культуры» в соцсетях. Для начала - в сети «ВКонтакте», где в поисках контакта с молодёжью министр даже завёл собственную страницу, правда, предупредив, что писать там будут его помощники.

Если верить Интерфаксу », присутствовавший на встрече Мединского с блогерами епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) предложил видоизменить традиции празднования Дня славянской письменности и культуры. «Этот год мы хотим посвятить русской классике, пригласить самые популярные ансамбли и исполнителей. Например, если бы группа «Ленинград» исполнила какую-нибудь песню на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева и так далее, это бы возмутило одно поколение, но это бы услышало другое», - поделился планами священнослужитель. Впрочем, позже он опубликовал опровержение: корреспондент, как оказалось, вырвала факт из контекста, тем самым дискредитировав намеченную работу. Тем не менее, дальше епископ рассуждает: «Новое поколение значительную часть жизни проводит в сети. Представители их культуры, имеющие на них громадное влияние, совершенно неизвестны нам. Либо вызывают у нас примерно такое же отторжение, какое испытывает нынешний студент с серьгой в носу к людям искусства прошлого века, значимым для нас. Порой создается впечатление, что мы все больше становимся друг для друга инопланетянами». Насколько продуктивной окажется попытка, продолжая аналогию Шевкунова, заставить инопланетян воспроизводить звуки чужого языка и насколько это может приблизить разошедшиеся во времени поколения к взаимопониманию, вопрос спорный.

Тяжело в учении - легко в бою

Образование - это процесс, складывающийся из нескольких составляющих, лишь одна из которых - школа. Образовывает и учит среда: семья, круг общения, музыка, играющая в наушниках, передача, несущаяся из эфира. Важны учителя - те, кто вовремя подскажет, объяснит, подаст пример. Наконец, крайне важно умение трудиться, ведь образование, в том числе повышение собственного культурного уровня, это нелёгкий труд. Сейчас принято говорить, что детей нельзя принуждать к обучению, а нужно сплошь завлекать и заинтересовывать. Уроки труда, которые собралась возвращать в школы министр образования Ольга Васильева, несут и эту функцию: детей можно и нужно приучать к работе, которая вовсе не всегда бывает в удовольствие и в радость. Приобретение многих необходимых знаний и навыков, в том числе душевных, часто требует внутренней работы. Если же пустить всё на самотёк и предложить молодым людям делать только то, что им интересно, они гарантированно станут «сёрферами»: человек склонен идти по пути наименьшего сопротивления и избегать дополнительных сложностей. «Если идти на поводу у ребёнка, он станет жирным тупым уродцем, потому что будет постоянно жрать шоколад и валять дурака, - считает Владимир Соловьёв. - Чтобы дети не были идиотами, ими надо заниматься».

О роли государства

Когда заходит речь о 1990-х годах, кто-то вспоминает об обретённой свободе, другие - о потере великой страны. «Но почти никто не говорит о преступлении, которое было совершено против будущих поколений: это развал системы образования», - говорит Владимир Соловьёв.

Известно, что Финляндия, система образования которой занимает верхние позиции во многих рейтингах, основана на советской модели. Да и любой из нас заметит, что у «среднего» шестидесятилетнего обладателя советского образования намного шире кругозор, чем у «среднего» молодого человека - жертвы ЕГЭ.

Беда в том, что сломана именно вся система, а не просто утеряно содержание в преподавании отдельных предметов. Исчезла система подготовки педагогов, исчезла система управления школами по всей стране (сейчас каждый регион управляет ими по своему разумению - profiok.com ). Более того, надломлена и система ценностей в обществе, в результате чего исказился сам смысл образования: молодёжь часто не понимает, чему она учится и зачем.

Конечно, очень и очень многое зависит от учителя. «Учитель - «государев человек», формирующий новых людей, - говорит Владимир Соловьёв. - У школьных учителей должны быть высокие зарплаты и престижная работа. В вузы, которые выпускают учителей, должен быть самый высокий конкурс. Человек, который туда идёт, должен знать, что государство о нём позаботится».

Словом, государству стоит задуматься о создании (или о воссоздании) системы образования, потому что назвать системой существующее положение вещей пока не выходит при всём желании.

На вопрос Сегодня задам один вопрос. Аркадий Гайдар? заданный автором Европейский лучший ответ это Существует несколько версий происхождения псевдонима. Сам автор ни разу однозначно и чётко о происхождении не рассказывал. В советское время официальная версия звучала так: "Гайдар" по-монгольски означает всадник, высланный вперед в дозор (Детская энциклопедия, т. 11, М. 1968). По одной из версий литературный псевдоним «Гайдар» расшифровывается как «Голиков АркадиЙ Д’АРзамас» (по подражанию имени Д’Артаньяна из «Трёх мушкетёров» Дюма)
Ёщё версии:
Псевдоним произошел от слова Хайдар - "куда" по-хакасски. Вот как описывает это Солоухин в повести "Соленое озеро":
-"Гайдар",- не торопясь, как обычно, говорил Миша, - слово чисто хакасское.
Только правильно оно звучит не "Гайдар", а "Хайдар"; и означает оно не "вперед идущий" и не "вперед-смотрящий", а просто "куда".
- Ну и почему же Голиков взял себе в псевдонимы хакасское слово "куда"?
- А его так хакасы называли. Кричали: "Прячьтесь! Бегите! Хайдар-Голик едет! Хайдар-Голик едет! "
А прилепилось это словечко к нему потому, что он у всех спрашивал: "Хайдар? " То есть куда ехать? Он ведь других хакасских слов не знал.
А искал он банду Соловьева. И самого Соловьева ему хотелось поймать. Его из Москвы специально прислали Соловьева ловить, а никто ему не говорил, где Соловьев прячется. Он подозревал, что хакасы знают, где Соловьев, знают, а не говорят. Вот он и спрашивал у каждого встречного и поперечного: "Хайдар? " Куда ехать? Где искать?
Загадку, которую задал нам писатель, пытался разгадать его школьный товарищ А. М. Гольдин.
Итак: 1923 год, Аркадий Голиков ранен, контужен, болен. Путь кадрового командира РККА, начатый так уверенно, заволокли тучи. Что делать дальше? Как жить? Созревает решение - литература.
Тогда и придуман, найден литературный псевдоним:
"Г" - первая буква фамилии Голиков; "АЙ" - первая и последняя буквы имени; "Д" - по-французски - "из"; "АР" - первые буквы названия родного города.
(Напомним еще, что во французском языке приставка "д" указывает на принадлежность или происхождение, скажем, д"Артаньян - из Артаньяна.)
Получаем: Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса. Кстати, поначалу он и подписывался - Гайдар, без имени и даже без инициала. Ведь имя уже входило частичкой в псевдоним.
Лишь когда псевдоним стал фамилией, на книгах появилось: Аркадий Гайдар
DORZ
Просветленный
(24047)
Украинского трактуется-пастух овец

Ответ от Ёветлана Филипская [гуру]
Секрет возникновения псевдонима раскрывает сын писателя Тимур Гайдар в своей книге «Голиков Аркадий из Арзамаса»:
«Г» - первая буква фамилии Голиков.
«АЙ» - первая и последняя буквы имени Аркадий.
«Д» - по-французски «из» .
«АР» - первые две буквы названия родного города.
Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса.
Так возник псевдоним, в котором слились и зазывное детское «айда!» , и вольное слово «гайдамак» , да еще перекатывается под барабанной палочкой любимое Аркадием «р-р-р-р».

После Тамбова, когда восстание там было подавлено, то есть заложники перестреляны, повстанцы перебиты или посажены, деревни спалены, все как положено - Голикова перебросили в Башкирию - для чего? Решать аналогичные вопросы. Трудиться по специальности?

Снова - Солоухин:

«Сразу же после того, как он (Гайдар) откупался в крови тамбовских крестьян, его командировали в Башкирию. Если кто поинтересуется у башкирских старожилов (а уже передалось и следующим поколениям), то услышит, как приехавший в Башкирию Голиков со своим сослуживцем-чоновцем с двух тачанок из пулеметов расстреляли толпу непокорных башкир в несколько сот человек. После этого злодеяния Голиков вскоре (нечего стало делать в Башкирии) переводится в Сибирь, в Красноярск, а конкретнее - в район Ачинска и Минусинска, где действовал Горно-Партизанский отряд Соловьева».

Про Хакасию нашлось и сохранилось побольше свидетельств и версий, чем про предыдущие дела Голикова. Поскольку этими строками биографии коллеги заинтересовался знаменитый, правда молодежь его вряд ли знает, Владимир Солоухин и кой-чего нарыл. И изложил свое видение в книге «Соленое озеро». Таки деревенщики, пожалуй, больше ненавидели советскую власть, чем городские писатели…

Писатель привел версию - еще одну - происхождения псевдонима «Гайдар». По рассказам местных, хакасов. Якобы «хайдар» означает не «вперед идущий» и не «вперед-смотрящий», а просто «куда». (Это ему рассказывали очевидцы, но большей частью, те, кому рассказывали очевидцы.) «Его так хакасы называли. Он у всех спрашивал: „Хайдар?“ То есть куда ехать? А искал он банду Соловьева. …Когда окончилась, короче говоря, гражданская война, один казак, хорунжий (унтер-офицер) из колчаковской армии, оказался непокорившимся. Его фигура привлекает к себе внимание, исполненное почти болезненного интереса, потому что на территории всей необъятной России это был фактически последний вооруженный очаг сопротивления бандитам, захватившим страну, и конечно, тотчас же объявившим бандитами непокорившегося унтер-офицера и казака, а также его отряд… Этот отряд он назвал именем Великого Князя, брата царя Михаила Александровича. На знамени он написал „За Веру, Царя и Отечество“, ввел погоны, установил дисциплину… Ни бессмысленными убийствами, ни грабежом крестьян Соловьев не занимался. У него было настоящее, дисциплинированное войско, небольшое, конечно, однако достигавшее временами до 600, до 1000 человек» .

Тогда продразверстка была, хлеб у мужиков отбирали подчистую. Свозили в общественные амбары, на ссыпные пункты, увозили обозами. А Соловьев этот хлеб отбивал, оставлял на прокормление отряда, то есть банды. Остальное возвращал мужикам...

Солоухин, оказавшись как-то в Абакане и уже имея интерес к обоим персонажам, и к Соловьеву (которого он идеализирует)? и к Гайдару (которого, напротив, с чувством демонизирует), зашел в архив. Его допустили до старых документов, но они были слепые, выцветшие, неразборчивые, да и времени было писателю жалко, там месяц бы надо было копаться, а у него всего день был, не ломать же график. (Не знаю, как сейчас, может Абакан стал сверкающим city с небоскребами, а в 1980-м, когда я там побывал, это был мрачный пыльный поселок, нагоняющий тоску). К тому ж Солоухин сразу заметил, что «в Абаканском архиве вообще нет упоминаний о Голикове. Я даже удивился и высказал свое удивление хранительнице фондов. Она, потупив глаза, проговорила, как если бы не относящееся к делу: „Вы не первый москвич листаете эти архивы...“» Тонкий намек.

В итоге, вот ведь забавно, историю охоты чекистов на Соловьева Солоухин изложил со слов девятиклассницы, которая как раз про это написала свой детский наивный реферат. Ее имя Таня Соломатова. Тема была сформулирована ого как: «Действия ЧОН (Части Особого Назначения) на территории Ачинского и Минусинского уездов Енисейской губернии».

Она, а за ней, с ее слов, Солоухин цитирует документы такого рода:

«За смерть одного советского работника, павшего от рук контрреволюционера и разбойничьих банд, будут расстреливаться все заложники, находящиеся в руках советской власти. Все пойманные с оружием, не имеющие на то разрешения, будут объявлены вне закона».

Это, понятно, со стороны Советов. Все с этим ясно.

Но девочка нашла и переписала, что куда интереснее, воззвание самого Соловьева!

«КО ВСЕМУ НАСЕЛЕНИЮ

Советская власть вступила на новый путь борьбы с белой партизанщиной, стремясь запутать партизан в бессильной злобе. Власть хватает и расстреливает родственников партизан. Мы вообще всегда считали власть жидов и коммунистов смелой и бессильной. Мы всегда были уверены в том, что эта власть кроме обмана и жестокости, кроме крови ничего не в силах дать населению, но все-таки полагали, что правительство состояло из людей нормальных, что власть принадлежит хотя и жестоким, но умственно здоровым. Теперь этого сказать нельзя, разве на самом деле допустимо, чтобы люди умственно здоровые стали делать то, что делает теперешняя власть. Разве вообще допустимо, чтобы психически нормальному человеку (на Голикова что ли намекает? Контуженного что твой полковник Буданов, и еще надо понимать, что в те годы были не лекарства, а смех один. - ИС) пришла в голову мысль требовать ответа за действия взрослых - человека малолетнего. Конечно нет. Власть арестовывает партизанских родственников от семилетнего возраста. Да разве придет когда-нибудь мысль нормальному человеку наказывать семилетнего ребенка за действия сорокалетнего дяди, конечно же нет. Но власть не только наказывает, власть убивает, уничтожает, и не того человека, который делает по ее мнению зло, а другого, который этому злу не причастен. Может ли быть более дикое распоряжение, чем то, которое делается Советской властью. Граждане, вы теперь видите, что нами управляют идиоты и сумасшедшие, что ваша жизнь находится в руках бешеных людей, что над каждым из вас висит опасность быть уничтоженными в любой момент, ибо, если наша очередь пришла сегодня, то ваша может прийти завтра. Чтобы спастись вам от неминуемой гибели, необходимо браться за винтовки и примыкать к нам. Братья, так как только в этом случае уйдете от преследования Советских деятелей, которые обрушатся тогда на невинных ваших соседей. Мы, белые партизаны, относимся к пролитию крови отрицательно, несмотря на соблазн отомстить Советской власти, не считаем себя вправе идти по ее пути. За сумасбродство и кровожадность родителей мы не можем поднимать оружие против детей коммунистов, мы же будем направлять нашу борьбу против самих коммунистов, не только расстреливать их как своих политических врагов, но как врагов России, как врагов своего народа.

Есаул СОЛОВЬЕВ 1922 год».

Господи помилуй… Я читал эти строки в дни, когда разгорались страсти по поводу нападения банды на поселок Сагра в Свердловской области - те же безумные действия властей и беззащитность простой публики… Ну а что, тот режим, большевицкий, не был ведь осужден, никто не назвал вещи своими именами.

«Продотряды отбирали у крестьян последнее пропитание, свозили его на ссыпные пункты, в общественные амбары, и, пока еще не успели отправить обозами на железнодорожные станции, случалось, отряд Соловьева опустошал ссыпные пункты и раздавал хлеб обратно крестьянам. Если же хлеб или мясо забитого скота отправлялось уже обозами на железнодорожные станции, Соловьев нападал и на обозы. Впрочем, комиссары продразверстки, большевики, не очень-то и заботились об отправке продовольствия, отнятого у крестьян: им важно было отнять это продовольствие, оставить население голодным и холодным, то есть, по их мнению, более беспомощным и покорным».

Так кто же «держал в напряжении и разорил громадную Енисейскую губернию с ее хлебом и скотом»? - продотряды, насчитывающие тысячи продкомиссаров и продагентов, рыскавших по всем деревням и держащих их всех под контролем, или небольшой отряд Соловьева, прятавшийся в тайге? И если Соловьев «держал в напряжении и разорял», то почему же он пользовался неизменным сочувствием, симпатиями и поддержкой местного населения, и не только русских крестьян, но хакасов, называемых тогда инородцами?

Таня Соломатова (просто золотая девочка, я вам скажу! - ИС) приводит воспоминание Аграфены Александровны Кожуховской (у которой, кстати сказать, в свое время квартировал Голиков и которой приписывали близкие отношения с атаманом):

«Я хорошо помню, как боролись с бандой Соловьева. Соловьев родился в нашей деревне, сам крестьянин. Поэтому он никогда не убивал и не грабил наших жителей».

А вот про Голикова хакасы - эти свидетельства привел Солоухин - рассказывали совсем другие истории!

«…он на глазах у бабушки застрелил ее внука, молодого хакаса. Бабушка потом со стены соскабливала мозги внука, чтобы похоронить вместе с телом. А еще рассказывают, как он в одном аиле трупами расстрелянных доверху набил деревенский колодец».

«Моего родственника, 12 лет, который играл железным шомполом, увидел Голиков. "Что это такое? Где взял? Ты, наверное, связной?" Мальчик ничего не мог ответить. Наверное, он даже не знал, что такое - связной. В ярости Голиков шашкой зарубил мальца».

«Голиков подозревал, что хакасы знают, где Соловьев, знают, а не говорят. Вот он и спрашивал у каждого встречного и поперечного. "Хайдар?" А ему не говорили. Один раз в бане запер шестнадцать человек хакасов. "Если к утру не скажете, где Соловьев, всех расстреляю". Не сказали. Утром он из бани по одному выпускал и каждого стрелял в затылок. Всех шестнадцать человек перестрелял. Своей рукой. А то еще, собрал население целого аила, ну, то есть целой деревни... Семьдесят шесть человек там было. Старухи и дети, все подряд. Выстроил их в одну шеренгу, поставил перед ними пулемет. "Не скажете, всех перекошу". Не сказали. Сел за пулемет и... всех... А то еще в Соленом озере, да в Божьем озере топил. В прорубь под лед запихивал… под лед сам лично пихал почти живых людей еще. Много, очень много, шибко много. Я, как и другие односельчане, давно здесь не ловлю рыбу и никто не ест рыбу этого озера. Хоть и хорошая она, жирная… Например, озеро Большое... каждый день и ночь люди, красные люди, ученые люди, русские люди к шее хакасов камни привязывали, пули-свинец берегли, живых в прорубь пихали. Весной сотни трупов - людей, обезображенных рыбой, всплывало».

Некто Килижекова, из местных, рассказывала:

«Ночью Голиков с отрядом много хакасов привел к озеру. Камни привязал, на лед положил. Но спустить под лед сил не хватило у красных. Устали.

Соловьев пришел. Голиков бежал. Соловьев сестер-братьев позвал, говорит хакасам, я вам брат. Забирайте, лечите своих родственников. Поэтому люди добро такое вечно помнят».

«Научный сотрудник Института Истории Хакассии Сергей Михайлович Тодышев обогатил этот эпизод чудовищной подробностью. Оказывается, чоновцы оставили связанных хакасов на льду до утра не потому, что устали, а потому, что это было накануне дня рождения А. Голикова. Вот он и хотел ознаменовать этот день истреблением десятков людей. Однако ночью налетел Соловьев и освободил полуживых заложников».

Ну просто Хичкок! Вестерн! То есть, пардон, истерн.

Но при советах у нас сняли другое кино, вялое и лживое - «Конец императора тайги». В котором нежный и ласковый Гайдар разбивает, то бишь ликвидирует, отряд Соловьева. При том что, как известно, атаман успешно действовал в Хакассии еще полтора года после отъезда Голикова.

А куда ж это он уехал? И с чего вдруг? Так удачно все складывалось, удалось наладить эффективный менеджмент…

Самая распространенная версия такая.

«А. П. Голиков самовольно расстрелял четверых пленных, вместо того, чтоб, как было ему приказано, отправить их в штаб. За что был в конце концов привлечен к суровой ответственности».

Значит, таки убивал… Кто б сомневался. Даже Камов признал, что да, были расстрелы, и оправдывал Гайдара тем, что ну не было возможности этих пленных кормить и охранять. Да понятно все, чего уж там…

Суровая ответственность - это кстати как? Об этом позже. Пока послушаем Солоухина:

«Между тем в "чоновский" центр в Красноярске пошли на Голикова бесчисленные жалобы на его кровавые действия. Жалоб этих было так много и они были так доказательны и настойчивы, что красноярские власти решили вызвать восемнадцатилетнего комбата с „тамбовским опытом“ и во всем разобраться. Телеграммы три или четыре Голиков оставил без ответа. Наверное, ему казалось странным, что его действия представителями советской власти могут оцениваться как предосудительные. Однако в конце концов он вынужден был подчиниться и явился в Красноярск.

Нет стенограмм разбирательства этого дела, но есть заключение по делу № 274. В этом заключении командующий ЧОН губернии В. Какоулин написал: "Мое впечатление: Голиков по идеологии неуравновешенный мальчишка, совершивший, пользуясь своим служебным положением, целый ряд преступлений". Были, оказывается, проверочные комиссии. Так вот, председатель одной из проверочных комиссий, а именно т. Виттенберг, потребовал для Голикова суда и высшей меры наказания, то есть расстрела. Биографы Голикова утверждают, что суд не состоялся. Сергей Михайлович Тодышев уверял меня, что суд был и что Голикова приговорили к расстрелу, но что Тухачевский (поделец Голикова по тамбовским кровопролитиям), находясь в то время на высоте государственного положения, спас своего бывшего подчиненного, отозвав его из Красноярска в Москву "для лечения". И то, и другое правдоподобно, ибо к этому времени всем стало ясно, что Голикова нужно лечить. Что он не просто убийца (все чоновцы - убийцы), но что он убийца - псих, что он убийца - маньяк. Не исключено, что Голикова надо было наказать, дабы успокоить возмущение нацменьшинства (но тем не менее коренного населения Хакасии). Тогда не исключено, что для этого успокоения вынесли Голикову суровый приговор, а потом вместо расстрела тихонько отправили его на лечение в Москву. Чоновец чоновцу глаз не выклюет. Но из партии его все-таки исключили. А это по тем временам - не мало. И ни за что, за какие-нибудь мелочи едва ли вынесли бы такое решение. Хотя биографы и утверждают, что он ни разу с просьбой восстановить его в партии не обращался, что со стороны Голикова благоразумно, ибо при новом разбирательстве дела опять всплыли бы его "деяния" в Хакасии, но существует фольклор, что все-таки Голиков писал в ЦК с просьбой о реабилитации, на что Иосиф Виссарионович с присущим ему лаконизмом и ставя последнюю точку на «деле» сказал: "Мы-то его, может быть, и простили бы. Но простят ли его хакасы". А потом десятки разных школ, пионерских отрядов, пионерских лагерей, кинотеатров, улиц, домов культуры назвали именем Аркадия Гайдара, да так и зовут до сих пор».

Продолжение следует